Николай Иванович Рипинский (1906, Москва - 1969, Алматы)
Е.Г.Малиновская, картинная галерея «ARK», Алматы, Казахстан
Имя архитектора мало говорит непосвященным. Однако здание, которое подвело творческий итог жизни Н.И. Рипин-ского - Дворец им. В.И. Ленина (Алматы) - вошло в контекст профессиональных достижений архитектуры советского модернизма, став этапным в процессе эволюции национальной школы, которая заняла прочное место в авангарде зодчества СССР. Между тем Н.И. Рипинский оказался в Казахстане в ссылке как жертва репрессий, будучи уже зрелым архитектором. Статья посвящена анализу московского периода его творческой деятельности, обстоятельствам ареста, последующей работы в заключении и в Алматы.
Ключевые слова: Н.И. Рипинский, Украина, архитектура авангарда, Москва, конкурсы 1920-1930-х годов, школа Жолтовского, репрессии, проектное отделение лагеря, Казахстан, Алматы, архитектура модернизма.
Nikolai Ivanovich Ripinsky (1906, Moscow - 1969,
Almaty)
E.G. Malinovskaya, ARK Gallery, Almaty, Kazakhstan
The name of this architect is not known widely. But the building, which has summarized outcomes of professional activity of N.I. Ripinskyi - the Palace named after V.I. Lenin - became a part of the context of achievements of the Soviet modernist architecture. It became alandmark in the evolution process of the national school, which has taken a solid place in the avant-garde of Soviet architecture. N.I. Ripinskyi has been a mature architect when he became a subject of repressions and been sent to Kazakhstan. The paper is devoted to the analyses of his Moscow period of professional activity, to the circumstances of arrest, to his architectural practice in prison and then - in Almaty.
Keywords: N.I. Ripinskyi, Ukraine, avant-garde architecture, Moscow, competitions of 1920-1930s, Zholtovskyi school, repressions, projecting department of prison, Kazakhstan, Almaty, architecture of modernism.
Знакомство с творчеством Н.И. Рипинского, лидера национальной архитектурной школы1, началось для автора статьи
в период подготовки диссертационного материала в 1980-е годы2. Попутно с творческими аспектами работы архитектора практически сразу же начали выясняться жизненные обстоятельства: как он попал в Казахстан - ссылка, запрет возврата в Москву после заключения. Эта информация была особенно интересна в контексте с уже разрабатываемой тогда автором темой репрессий в сфере архитектуры. В отношении Н.И. Рипинского поисковая работа шла совершенно по-иному, чем со всеми другими страдальцами эпохи «кары и награды», факты жизни которых приходилось разыскивать годами [2]. Всё, что касалось профессиональной деятельности, - было тщательно задокументировано им самим. Почти сорок лет проектной работы нашли отражение в рукописи автобиографии, особую ценность которой придали короткие заметки и рассуждения о профессии, перемежающие текст - своеобразный дневник. Все это сопровождал детальный видеоряд хранящейся в семейном архиве прекрасно оформленной авторской графики, фото проектов.
Но при этом не были известны подробности творческой практики Н.И. Рипинского до приезда в Казахстан, как и почему был осуждён. Родные не располагали никакой информацией об этом периоде его жизни, местоположении
1 Член СА СССР с 1937 года. Был награжден орденом «Знак почета» (1966), Большими и Малыми медалями ВДНХ «За успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1958, 1961, 1969); дипломами и премиями Союза архитекторов СССР, Всесоюзного съезда строителей.
2 Подготовила первую публикацию об архитекторе. См.: [1, с. 3].
Н.И. Рипинский. Фото С. Лисина, 1968 год. Алматы
объектов. Найденные материалы - результат кропотливого поиска, отсеивания мифических свидетельств (это касается даже информации, полученной из семьи). Удалось идентифицировать практически все осуществленные сооружения архитектора в Москве3. Смогла разыскать его коллег, учеников, которые, несмотря на прошедшие десятилетия, вспоминали Н.И. Рипинского с необычайным уважением, сожалея, что он, в отличие от своих товарищей по работе Т.Т. Маляна, Н.И. Гайгарова, вошедших в историю советской архитектуры, остался безвестен.
Итак, обратимся к хронике жизни Н.И. Рипинского. Он родился и вырос в Москве. Работать начал очень рано чертёжником на стройках, где познакомился с известными советскими зодчими К.Ф. и А.К. Буровыми. Андрей Буров, только окончивший вуз, произвел на молодого человека такое сильное впечатление (как он написал - «столь эффектная фигура!»), что это определило не только выбор профессии, но и судьбу (до этого он колебался, не поступить ли в МГУ, посещая лекции родоначальника отечественной математической школы академика Н.Н. Лузина). По совету А.К. Бурова, который в то время строил ГРЭС в Киеве, Н.И. Рипинский предпочёл архитектурно-строительный институт в столице Украины (1927-1931). С младших курсов параллельно с учёбой он занимался проектной работой под руководством А.К. Бурова, профессоров А.М. Вербицкого и В.Г. Заболотного (Киевский филиал Гипрограда). Совместно с В.Г. Заболотным, М.В. Холо-стенко, П.Г. Юрченко молодой архитектор стал одним из раз-
3 Монография автора о Н.И. Рипинском в серии «Библиотечка архитектора» Союза архитекторов СССР должна была суммировать собранные материалы. К презентации книги и 85-летнему юбилею Н.И. Рипинского автором также готовилась экспозиция выставки в Москве, но всё это не состоялось из-за распада страны, а вслед - СА СССР.
работчиков генеральных планов и проектов разнообразных по типологии зданий в Донбассе (дом-коммуна, общежитие, крематорий - Коминтерновск, Алчевск, 1930). Для Тракторо-строя Н.И. Рипинский выполнил самостоятельные проекты административных и больничных корпусов (Харьков, 1931).
Проектирование столь различных по функции сооружений позволило приобрести большой практический опыт. Н.И. Рипинский, не без влияния А.К. Бурова, находил самовыражение в приёмах наиболее популярной в те годы конструктивистской стилистики (проекты планетария и фабрики кинобумаги, Киев,
1929-1930). Крупнейший международный конкурс на здание синтетического театра массового действа на 4000 мест для Харькова в составе студенческой группы, возглавляемой В.И. Заболотным, был серьёзным, но вдохновляющим испытанием для молодых архитекторов (совместно с Н.В. Холостенко, П.Г. Юрченко, В.М. Онащенко, 1930, III место по заказным проектам) (рис. 1). Практически одновременно в Алматы проходил первый этап конкурса на здание национального театра. Н.И. Рипинский подготовил проект для универсально-конструктивных театральных постановок, ставший его дипломом (II место в открытом конкурсе, 1931) [3, с. 49 53]. Авангардистские формообразующие идеи определили новаторское решение внешнего облика сооружения, выявившего полифункциональность объекта - театральный или кинозал, спортивная арена. Автор отметил в автобиографии, что проект вполне отвечал требованиям архитектуры шестидесятых годов (рис. 2). Вряд ли архитектор предполагал, что судьба забросит его в далекий казахстанский город спустя десятилетия, где при создании Дворца им. В.И. Ленина, сооружении, подводящем итог жизни [4, с. 183-189], он смог использовать свой опыт
1930-х годов - идею трансформирующихся пространств (фойе со зрительным залом, зала и сцены), многофункциональность (типологически, образно) [5, с. 413-432].
Рис. 1. В.Г. Заболотный, Н.И. Рипинский, М.В. Холостенко, П.Г. Юрченко. Театр массового действа на 4000 мест в Харькове. Киев, 1931 год. Фото, 23*17,2 см: а) проект, перспектива (главный и боковой фасады); б) план
4 2017 39
Вернувшись в Москву, Н.И. Рипинский много времени уделял самообразованию. Посещал ВХУТЕМАС, изучал произведения не только зодчих, но и художников-новаторов: Весниных, И. Леонидова, книги М. Гинзбурга («Стиль и эпоха», «Ритм в архитектуре»); манифесты Хлебникова, Кручёных, живописную систему Малевича. Принимал участие в проектировании множества функционально разнообразных объектов: гостиниц, клубов, спортивных сооружений, санатория, комплекса Военно-инженерной академии связи им. Подбельского (генплан, реконструкция главного корпуса).
В Покровском-Глебове по его проекту, как он позже писал
- «корбюзианскому» - построили особняки для маршалов (рис. 3). Неподалеку в Покровском-Стрешневе (улица Маршала Василевского) был выстроен жилой городок комсостава РККА на 10 000 человек (1932). Н.И. Рипинским (автор) был разработан генеральный план комплекса, а также проекты клуба-столовой (с покрытием «Цольбау», совместно с Н.А. Чередниченко), мелко- и крупноблочных полносборных жилых домов, отвечавших актуальным для тех лет требованиям индустриализации [6, с. 40-44]. Экспериментальный 120-квар-тирный жилой дом из крупных блоков (первый в Москве)
- архитектурная доминанта данного градостроительного узла
- не утратил своей ансамблевой роли. В решении здания автор использовал конструктивистские элементы (ритм горизонталей и вертикалей - остеклённые лестничные объёмы, асимметрия окон) и приёмы упрощенной классики - въезд во двор по типу триумфальной арки с ордерным завершением столбов, аттиковый и цокольные этажи; акцентирование цветом деталей (обрамление окон тягами, лоджий балясинами), создающих симметрию фасада (рис. 4.).
В середине 1930-х годов Н.И. Рипинский работал в мастерских выдающихся зодчих Б.Г. Бархина, М.Я. Гинзбурга, Г.П. Гольца, И.В. Жолтовского, столь разных по профессиональным установкам и приоритетам. Как результат, молодой архитектор одинаково свободно делал проекты в авангардных и классицизирующих приёмах. Для здания Наркомтяжпрома, планировавшегося к строительству на месте ГУМа, Н.И. Рипинский исполнил графические листы (автор, 1936) к проекту братьев Весниных [7, с. 152-157]. И в то же самое время в
1-ой мастерской Моссовета у академика И.В. Жолтовского [8, с. 12-14] он осуществил разработку архитектурных деталей (автор) для фасадов и интерьеров знаменитого жилого дома на Моховой, а также участвовал в проекте реконструкции Московского ипподрома (совместно с С.Н. Кожиным, 1937).
В те же годы Н.И. Рипинский стал автором проектов ряда крупных жилых домов с использованием классицизирующих приёмов (1935-1938): дом Наркомхимпрома (у Савёловского вокзала), жилой дом РЖСКТ «Мировой Октябрь» для иностранных специалистов (улица Академика Петровского, 5) [9, с. 43] (рис. 5). Выполнил проекты административно-жилых
а) б)
Рис. 2. Н.И. Рипинский. Театр конструктивно-универсальных постановок в Алма-Ате. Дипломный проект. Киев. 1931 год. Фото 23*17,2 см: а) аксонометрия; б) перспектива
Рис. 3. Н.И. Рипинский. Дача в Покровском-Глебове для маршала. Общий вид. Эскиз. Фото 17,2 * 23 см. Москва. 1933 год
а) б) в)
Рис. 4. Н.И. Рипинский. Жилой городок для комсостава РККА в Покровском-Стрешневе. Москва: а) Крупноблочный жилой дом. Арка внутриквартального проезда. Эскиз. Калька, карандаш, тушь. 17,2*23 см. 1933 год; б) вставка в разрыве между крупноблочными жилыми домами. Эскиз. Калька, карандаш, тушь. 17,2*23 см. 1933 год; в) внутриквартальное пространство. Фото 17,2*23 см. 1935 год
зданий «Главхладопрома», а также по заказу треста «Оргкож» - жилого комплекса в Серпухове и отдельных сооружений в Москве (в районе Остоженки и на улице Чкалова). В соавторстве с В.П. Ермишанцевым архитектор вёл строительство восьмиэтажного жилого дома «ГипроНИИавиапрома» на
Рис. 5. Н.И. Рипинский. Жилой дом РЖСКТ «Мировой Октябрь». Эскиз. Фото 23,1*14,2 см. Москва. 1935 год
Рис. 6. Н.И. Рипинский (в соавторстве с В.П. Ермишанцевым). Жилой дом «ГипроНИИавиапрома». Москва, Ленинградское шоссе. 1938 год. Фото 1990 года
Ленинградском шоссе (1938). В решении фасадов использованы стилизованные классические приемы: объемы эркеров, волюты балконов, цветные штукатурки, росписи (рис. 6).
Для архитекторов Москвы предвоенные годы проходили под лозунгом разработки генерального плана реконструкции Москвы [10]. Н.И. Рипинский входил в авторский коллектив Г.Б. Бархина по проектированию важнейшей магистрали Север - Юг и подготовки нового генплана Дзержинского района (1937) на участке от Останкинского парка (около 400 га). Северная часть улицы композиционно развивалась вдоль зелёной зоны. Было предложено застроить улицу лишь с одной стороны: в качестве разрядки от завершающего магистраль парка Останкино к плотному массиву зданий центра города - своеобразное рекре-ационно-парковое пространство4. Через систему зон бульваров с пешеходными аллеями ядро города было увязано с зелёным поясом северного района - парком и ВСХВ. Концепция и градостроительный потенциал проекта сохранили свою значимость.
В ходе реконструкции северной зоны столицы Н.И. Рипинский выполнил проект павильона «Главкондитер», размещённого в зелёном массиве ВСХВ (автор) [12, с. 103; 13, с. 3-22]. Участвовал он и в проектировании нескольких жилых домов в районе проспекта Мира. Сохранился дом № 46-48 (в соавторстве с С.М. Кожиным). Одно крыло гостиницы ЦДСА (ЦДКА) в Самарском переулке,уцелевшее при сносе застройки под Олимпийский комплекс, имеет характерные для Н.И. Рипинского детали - крупные волюты балконов и решение венчающего здание карниза5.
Впоследствии в творческой автобиографии Н.И. Рипинский написал: «Эти годы, прежде всего, характерны сменой вех. Многих, и меня в том числе,творческий поиск правильного пути и инстинктивное отвращение к ничем не сдерживаемому "вкусовому началу" привели в строгую творческую школу академика архитектуры Ивана Владиславовича Жолтовского» [14]. Это было сформулировано архитектором в 1960-е годы, в период всеобщего поклонения функционалистским идеям в архитектуре, что поразило его коллег. Они исповедовали, в духе приоритетов тех лет, полное неприятие стилистики 1940-х годов. Хотя, как вспоминали позднее, относились с уважением к мнению мастера.
Возвращаясь к работам Н.И. Рипинского 1930-х годов, важно отметить, что он успешно участвовал в нескольких архитектурных конкурсах. Подготовил проекты клубов (две вторые премии),сборныходноэтажныхжилыхдомов (первая премия). Проект многоярусного гаража ЦИК И ВЦИК на 10 000 автомашин на Андрониковой набережной (первая премия, совместно с С.В. Князевым, М.С. Жировским, М.М. Бергманом, 1935) был переходного типа от авангардных форм к классицизирующим. При очевидных функциональных составляющих (выраженная конструктивная основа объёма, сплошное остекление) активно
4 Одна из двух верхних развёрток проекта - правая сторона магистрали у Останкинского парка имеет ссылку на автора проекта - Н.И. Рипинского [11, с.168].
5 Письмо автору от историка советской архитектуры Москвы Н.Н. Броно-вицкой от 6.01.1991.
использовались и элементы классики: колоннады с ордером; цокольное основание, обработанное рваным камнем.
Перед войной шли работы по комплексной застройке крупнейших автомагистралей западных районов страны. Н.И. Рипинский (с А.И. Зайцевым, Ю.М. Шевырдяевым, 1939) вёл проектирование серии двадцати пяти дорожных сооружений на магистрали «Москва - Минск»: производственные, гражданские и жилые здания; мосты и путепроводы (во время войны почти всё было уничтожено). Листы проектной графики позволяют видеть, что авторов вдохновила стилистика и приёмы народной архитектуры - типология крестьянского жилого дома (свесы черепичной кровли, лестницы по объёмам, росписи фасадов, пластика деревянных деталей). Архитектор вспоминал: «Чем ближе к военным годам, тем более возрастал интерес к архитектурам национальным, народным и, прежде всего, к архитектурам народов Советского Союза» [14]. Позднее Н.И. Рипинский возглавил бригаду авторов по разработке аналогично решенных объектов для Московской кольцевой автомагистрали (совместно с М.О. Барщем, Г.А. Зундблатом, Т.Т. Маляном, 1940) (рис. 7, 8).
В годы Великой Отечественной войны Николай Иванович был главным архитектором проектов в Союздорпроекте ГУ-ШОСДОРа НКВД, затем в Военпроекте. Приоритетным стало проектирование и строительство оборонных объектов. В те же годы Н.И. Рипинский обратился к волнующей многих теме увековечения памяти павших воинов [15, с. 32-33; 16; 17, с. 25-26]: от серии простых, почти деревенского образца надгробий до монументального комплекса (не осуществлён) - триумфальной арки в честь взятия Белгорода с памятником генералу армии И.Р. Апанасенко на месте его гибели (скульпторы И.В. Крандиевская, Н.В. Томский, 1944). В соавторстве с Б.Г. Бархиным, В.В. Яновским, инженером П.Х. Богомоловым в 1943 году архитектор принял участие в проектировании ансамбля посёлка в Костино (Калининград) для офицеров Красной Армии (РККА). В основу проекта городка была положена идея использовать традиции русского деревянного зодчества - материал (деревянный сруб) и декор. Это отвечало задаче как экономичного строительства военных лет, так и патриотическим настроениям времени - победе над врагом. К моменту завершения строительства Н.И. Рипинского уже арестовали. Никогда архитектор не делился с близкими воспоминаниями о событии, разорвавшем его жизнь на два столь разных этапа: активная творческая работа, а затем - арест. Попытаемся восстановить хронику тех дней, основываясь на воспоминаниях друзей (рис. 9).
1945 год. Заканчивалась война. Архитектор вошёл в состав авторского коллектива академика И.В. Жолтовского, создававшего знаменитый «дом победителей» для генералитета на Патриарших прудах, выполненный в любимой академиком палладианской стилистике. Н.И. Рипинскому поручили подготовить рисунок створок ворот6. В это же время вместе со своим товарищем Н.И. Гайгаровым он участвовал в конкурсе по разработке фасадов полносборных жилых домов щитового
в)
Рис. 7. Н.И. Рипинский (в составе авторского коллектива с А.И. Зайцевым, Ю.М. Шевырдяевым). Автомагистраль «Москва - Минск». Эскизы. Ватман, карандаш, акварель, 210*297 см. Москва. 1939 год: а) четырёхквартирный жилой дом для мостовых сторожей. Проект. Общий вид: б) шестиквартир-ный жилой дом с конторой дорожно-ремонтного пункта. Проект. Общий вид; в) мост через реку Березину близ города Борисов. Проект. Панорама
с * it
Рис. 8. Н.И. Рипинский - автор-бригадир (в составе авторского коллектива с М.О. Барщем, Г.А. Зундблатом, Т.Т. Маляном). Здание конторы дорожно-эксплуатационного управления и связи. Проект московской кольцевой автомагистрали. Общий вид, планы, поперечный разрез. Ватман, карандаш, акварель, тушь, 210*297 см. Москва, 1940-1941 годы.
исполнения (проект получил первую премию) [18, с. 12-19]. И вдруг Н.И. Рипинский неожиданно исчез, что вызвало буквально шоковую реакцию у его коллег. Как им объяснили, он был арестован за «антисоветские разговоры». Имя клеветника известно - во время допросов на Лубянке Н.И. Рипинскому показали документ с подписью архитектора Л. Дома у Николая Ивановича трижды прошли обыски. Найденные книги, журналы 1920-1930-х годов на французском языке, который
6 Как вспоминал Н.И. Гайгаров, И.В. Жолтовский сказал об этой работе: «С тонким чувства вкуса и знания металла». К сожалению, ворота не сохранились. В интернете указываются авторы: сооружения М.М. Дзисько, Н.И. Гайгаров, скульптур В.А. Львов, барельефов - Л.А. Кардинский. Имени Н.И. Рипинского нет нигде.
изучил, чтобы в оригинале читать статьи западных архитекторов, в частности Ле Корбюзье, сыграли решающую роль по обвинению в шпионаже. Всё это повергло в недоумение председателя Комитета по делам архитектуры Г.А. Симонова и И.В. Жолтовского. Очень ценивший Н.И. Рипинского, академик не побоялся похлопотать за него перед Л.Б. Сафразбекяном, заместителем Берии. Приговор смягчили - архитектора оставили в лагере Подмосковья, отправив в Бескудниково.
Задавшись целью узнать подробности пребывания Н.И. Рипинского в заключении, автор статьи допускала, что подобная перспектива из области фантастики. Но жизнь иногда любит поражать нас, реализуя самое неправдоподобное. Первым удалось найти П.Г. Баранова, инженера-конструктора
а)
б)
в) г)
Рис. 9. Н.И. Рипинский (в составе авторского коллектива с Б.Г. Бархиным, В.В. Яновским, инженером П.Х. Богомоловым). Жилой городок для высшего комсостава Красной Армии. Костино, Московская область. 1943 год. Фото 29,5*43 см: а) генплан. Калька, тушь, перо; б) план; в) общий вид четырёхквартирного жилого дома; г) деталь фасада
проектного отдела ГУЛАГа. Однако начинал он лагерную «эпопею» на общих работах вместе с Н.И. Рипинским в 1945 году. П.Г. Баранов отзывался о нём очень хорошо - интеллигентен, воспитан, толковый специалист. Затем Н.И. Рипинского перевели в ОКС (отдел капитального строительства) лагеря.
Позднее посчастливилось пообщаться с Л.В. Шерешев-ским, который познакомился с архитектором в первый же день появления архитектора в лагере7. Его воспоминания
- эмоционально и событийно - восстанавливают хроники повседневной жизни творческого человека, пытающегося противостоять лагерной действительности и также помогают лучше оценить и видеоряд сохранившихся графических листов. Романтический облик объектов далёк от окружавшей архитектора убогости лагерного быта. Л.В. Шерешевский отметил, что проектный отдел сформировали из непрофессионалов, а архитектор такого уровня, каким был Н.И. Рипин-ский, попал туда впервые. Проектирование и строительство завода, посёлка и лагеря при нём шло одновременно. Н.И. Рипинский выполнил генеральный план комплекса, проекты фабричных и административных корпусов, а также несколько вариантов дачи для генерала МВД В.А. Поддубко. Лагерная графика, которую удалось передать на волю, позволяет судить о характере работы Н.И. Рипинского в заключении. Во все объекты (заводские, лагерные постройки) архитектор старался по возможности привнести хоть какую-то эстетику
- использовал карнизы, нарядные детали, крылечки. Непритязательные сооружения исполнены как законченные произведения архитектуры, а не лагерные времянки8. Листы графики красивы и по рисунку, подсвеченному акварелью. Освоившись в заключении, архитектор предложил в честь победы над фашизмом оформить ворота обелисками (существовали ещё в начале 1990-х годов) (рис. 10).
В 1947 году поступил указ - выслать политзаключенных из столичной области. Готовили этапы на Север. Однако Н.И. Рипинского перевели в Краснопресненскую пересыльную тюрьму. В крохотной камере-мастерской архитектор исполнил проекты административного и спецкорпусов НКВД на Красной Пресне (несколько вариантов)9. Профессионализм, мастерство и талант Н.И. Рипинского преобразили облик мрачного учреждения - корпуса пересыльной тюрьмы - в подобие некого палаццо или замка. Тогда же он работал над проектами дома отдыха «Золото-Платина» ЦК профсоюзов на станции Истра; пионерлагеря на станции Румянцево, где вновь применил приёмы русского деревянного зодчества.
Пострадав от репрессий, Н.И. Рипинский, по существу, оказался лишён авторства по сооружениям, выполненным до его ареста, некоторые из которых были отмечены высокими профессиональными и правительственными премиями. Вошли они
7 Член Союза писателей, автор нескольких книг стихов, множества литературных переводов. Л.В. Шерешевский откликнулся на мою просьбу сразу же.
8 На листе графики он называл здание барака общежитием, что автор сохранила в подписи к фото.
9 О строительстве этих корпусов см.: [19, с. 390].
и в труды по советской архитектуре10. К сожалению, не смотря на все усилия автора статьи, ничего не изменилось - вопреки реальным фактам его имя не восстановлено до сих пор. Даже
' • 'Г " ' ' ' / г р
а
б
в) г)
Рис. 10. Примеры лагерной графики Н.И. Рипинского. Москва, Бескудниково. 1946-1947годы: а) административный корпус завода №1. Эскиз. Ватман, карандаш, акварель. 22,5*35,7см; б) общежитие для посёлка. Фасад. Эскиз. Ватман, карандаш, тушь, акварель, гуашь. 12,2*19,5; в) подмосковная дача генерала Поддубко. Вариант 2. Деталь фасада. Эскиз. Ватман, акварель, карандаш, тушь, гуашь. 37,9*24 см; г) административный корпус МВД СССР. Бумага, акварель, тушь, лак
в самых последних публикациях о номинированном на престижную премию проекте Харьковского театра отсутствует упоминание о нём11. В проекте сооружений на магистрали «Москва - Минск» он был ГАПом, а авторство принадлежит А. Зайцеву, его помощнику12. То же самое - с коттеджами по его проекту в поселке Костино. Однако его соавторы Б. Бархин, В. Яновский, несмотря на арест Н.И. Рипинского, включили фотографии его работ во все издания13, правда анонимно, надеясь, что когда-нибудь справедливость восторжествует14. Нет его имени и в авторских коллективах комплекса РККА в Покровском-Стрешневе, жилых домов в Москве - на проспекте Мира, Ленинградском и Ленинском проспектах («Мировой Октябрь») и др.
После окончания срока заключения в 1950 году архитектора сослали в Усть-Каменогорск. По инициативе прогрессивно мыслящих молодых проектировщиков Казгоспроекта в 1953 году Н.И. Рипинский был приглашён в Алматы, где до конца дней оставался главным архитектором института. Сложный период перестройки архитектурно-строительного дела тех лет был связан для него не только с широкомасштабной проектной работой, внедрением новых технологий. По существу, пришлось вернуться к принципам функционалистской архитектуры, которыми блестяще овладел в 1930-е годы.
Сказывалась и практика участия в крупных конкурсах тех лет. Это задало вектор творческих инициатив Н.И. Рипинского как руководителя проектной организации, которая, по существу, стала мастер-классом для молодёжи. И хотя архитектор возглавлял комиссию СА Казахстана по борьбе с излишествами, но, в противовес многим, противопоставил этой политизированной доктрине 1950-х годов свою позицию - сохранить эстетику и красоту сооружений: «Мы не отказываемся от критического использования классического и национального наследия прошлого. Но мы понимаем их не канонически, а как систему логического построения здания в тех формах, которые соответствуют современному развитию нации» [14].
Возможность реализации самых смелых идей и замыслов - от градостроительства до разнообразных по типологии объектов, - поддерживаемых коллективом единомышленников, побудила Николая Ивановича навсегда остаться в Казахстане. Благодаря своему опыту и таланту Н.И. Рипинский стал лидером группы архитекторов-новаторов, создав необычайно творческую атмосферу в институте Казгорпроект. Сооружения тех лет составили славу Алматы как одного из основных центров архитектуры советского модернизма, которая вновь приобрела актуальность15. Фото объектов города вошли в экспозиции
10 См., например [20, с. 27, 42-43, табл. 40-43].
11 В автобиографии он с горечью отметил: «... был вместе с ними, конечно, премирован».
12 «Положительными примерами проектирования для малоэтажного строительства 1938-1941 годов являются малоэтажные жилые дома и служебные постройки для автомагистрали «Москва - Минск» (арх. А.И. Зайцев)». См.: [20, с. 30]. Автор приводит фото работ без указания авторства, в реальности выполненных Н.И. Рипинским (с. 30; ил. на с. 27; 4-квартирный жилой дом - ил. 42, таблица 43).
13 См.: [21, с. 7 11] В статье приведены фото неподписанных работ Н.И. Рипинского: двухквартирный коттедж, тип «А» (с. 9), четырехквартирный коттедж (с. 11). Они абсолютно идентичны аннотированным фотоматериалам из личного архива архитектора. См. также: [22, с. 13 14], где приведены фото одноквартирного жилого дома по проекту Н.И. Рипинского.
14 Причитающуюся ему часть Сталинской премии (первое место во Всесоюзном конкурсе сооружений, созданных в годы Великой Отечественной войны), коллеги передали бедствующей семье Н.И. Рипинского, как сказал автору Н.И. Гайкалов.
15 Автор участвовала в дискуссии на Круглом столе «Локальные новации» (Алматы, 2004), который провёл Г. Шельхаммер, инициатор австрийского проекта «Локальный модернизм», посвященного анализу архитектуры 14-ти союзных республик (без России). В рамках проекта Музея современного искусства «Гараж» московские исследователи готовят книгу «Архитектура модернизма. Алматы»; прошла Международная конференция «Экспансия модернизма: история и наследие» (Алматы, июль 2017) с докладом автора.
Рис. 11. Дворец им. В.И. Ленина. Архитектор Н.И. Рипинский (в соавторстве сЮ.Г. Ратуш- Рис. 12. Н.И. Рипинский. Узник. ным, А.П. Соколовым,Л.Л. Ухоботовым). Перспектива. Алматы. 1970 год. Фото 1979 года Бумага, тушь, перо. 210*297.
Алматы, 1965 год
зарубежных выставок последнего десятилетия (в ряду других республик, особенно Средней Азии и Кавказа), открывших международному профессиональному сообществу практически неизвестный пласт архитектуры ХХ века16.
Для всех поколений национальной школы Н.И. Рипинский по-прежнему остается буквально мифом - эталоном профессионализма и человеческих качеств [23, с. 89-108]. Вспоминают, что он любил повторять слова своего учителя И.В. Жолтовского: «Призвание архитектора заключается не в том, чтобы делать красивые чертежи, а в том, чтобы грамотно, быстро и экономно строить. Архитектор - не чертёжник и не художник, а главный строитель. Место архитектора не только за чертёжным столом, а и на стройке. В сближении архитектуры с инженерным искусством, со строительным делом и состоит главная коренная задача архитекторов»17.
...Н.И. Рипинский навсегда сохранил память о пережитом в глубине души, как можно догадаться, глядя на авторскую графическую работу «Узник», которой он оформил первый лист написанной незадолго до смерти автобиографии, но без какого-либо комментария - нигде и никогда не упоминал об аресте и заключении. Предельная выразительность образа, исчерпывающе аккумулируя чувства безвинных жертв политического террора, дала основание автору статьи использовать рисунок на обложке каталога выставки 1992 года (СА Казахстана), а также готовящейся к изданию книги, посвященных теме репрессий в сфере архитектуры18.
Литература
1. Малиновская, Е.Г. Юбилей мастера / Е.Г. Малиновская // Созидатель. - 1991. - № 7-8. - Июль.
2. Малиновская, Е.Г. Репрессированная архитектура -сталинские новостройки, творчество и судьбы архитекторов / Е.Г. Малиновская // Серия «Наследие советской эпохи. Избранные труды». - Алматы: ARK GaLLery, 2017. - 534 с., ил.
3. Малиновская, Е.Г. Памятник современной архитектуры / Е.Г. Малиновская // Серия «Наследие советской эпохи. Избранные труды». - Алматы: ARK GaLLery, 2016. - 527 c., ил.
4. Яралов, Ю. Дворцы казахской столицы / Ю. Яралов // Архитектурное творчество СССР. - М.: Стройиздат, 1971. Вып. 2. - 236 с.
16 Хронология серии международных выставок и сопровождающих их конференций впечатляет: «Советский модернизм 1955-1985» (музей им. А.В. Щусева, 2006), «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории» (Вена, ноябрь 2012), «Trespassing Modernities» (Стамбул, май-август 2013), «Архитектурное наследие Центральной и Восточной Европы» (Лейпциг, июль 2013), «A Parallel Modernity» (31 Бьеннале, Сан-Пауло, 2014), «Local Modernism Architecture and International Style in the Soviet Empire post 1953» на XIV Венецианском архитектурном Бьеннале (21-22 октября 2014), «Советский модернизм: формы времени» (Москва, ноябрь 2013), «Архитектурное наследие ХХ века - от авангарда до модернизма» (Санкт-Петербург, август 2016).
17 См.: [14].
18 Собранные материалы, переписку о Н.И. Рипинском, см.: [2, с. 74-92, 184, 205-244].
5. Малиновская, Е.Г. Памятник архитектуры советского модернизма Дворец им. В.И. Ленина (Алматы) - уходящая натура / Е.Г. Малиновская // Культура и цивилизация. - 2017.
- Т. 7. - № 4А.
6. Толкачёв, В. Крупноблочное строительство и архитектура / В.Толкачев //Строительство Москвы. - 1935. - № 17-18. - С. 40-44.
7. Чиняков,А.Г. Братья Веснины / В. Чиняков. - М.: Стройиздат, 1970. - 179 с.
8. А.А. Образец высокой строительной культуры / А.А. // Архитектура и строительство Москвы. - 1984. - № 6. - С. 12-14.
9. Мастерская приступает к разработке здания РЖСКТ «Мировой Октябрь» - Мастерская № 6 // Строительство Москвы. - 1933. - № 10-11. - С. 43
10. Пояснительная записка к проекту «Магистраль Север
- Юг». 4-я Архитектурно-планировочная мастерская Моссовета. Руководитель Г.Б. Бархин // Библиотека ГлавАПУ г. Москвы (72. 4. 711. М. 82).
11. Архитектурная газета // Приложение к № 41.
12. Бархина, А.Г. Г.Б. Бархин / А.Г. Бархина. - М.: Стройиздат, 1981. - 175 с.
13. Карра, А.Я. Планировка сельскохозяйственной выставки 1937 г. / А.Я. Карра, Н.Г. Уманский, Л.Б. Лунц // Строительство Москвы. - 1936. - № 2. - С. 3-22.
14. Бычков, В. Архитектор Рипинский Николай Иванович: доклад на юбилейном собрании алматинских архитекторов 27 июня 1976 года, посвящённом 70-летию со дня рождения Н.И. Рипинского. Рукопись // Архив автора статьи.
15. Афанасьев, К. Архитектурные проекты на выставке «Героический фронт и тыл» / К. Афанасьев // Архитектура СССР. Сборники Союза советских архитекторов. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944. - Вып. 6. - 39 с. - С. 29-33.
16. Программа конкурса на составление проектов монументов героям Великой Отечественной войны. - М.: Гос. архитектурное изд-во Академии архитектуры СССР, 1942. - 13 с.
17. Новиков, И. Проекты памятников героям и событиям Великой Отечественной войны / И. Новиков // Архитектура СССР. Сборники Союза советских архитекторов. - 1946. - Вып. 12. - C. 22-27.
18. Борисовский, Г. Архитектура сборных домов / Г. Борисовский // Проекты фасадов сборных жилых деревянных домов заводского изготовления (к итогам конкурса) // Архитектура СССР. Сборники Союза советских архитекторов. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР - 1944. - Вып. 7. - С. 12-19.
19. Солженицын, А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования. Т. I. - М.: ИНКОМ НВ, 1991.
- 576 с.
20. Шасс, Ю. Архитектура жилого дома / Ю. Шасс //Поселковое строительство. Т. 1. - М.: Гос.изд. по строительству и архитектуре, 1951. - 197 с.
21. Гроссман, В. / В. Гроссман. Поселок в Костино // Архитектура и строительство. - 1946. - № 2. - С. 7-11.
22. Володин, П. Архитектура малоэтажного дома (по материалам конкурса на лучшее малоэтажное строительство) /
П. Володин // Архитектура СССР. Сборники Союза советских архитекторов. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР -1946. - Вып. 13. - С. 13-19.
23. Малиновская, Е.Г. Аннотированная профессиональная анкета / Е.Г. Малиновская // Формирование профессиональной архитектуры Казахстана: дис____канд. искусствоведения.
В 3-х т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 89-108.
Literatura
1. Malinovskaya E.G. YubiLej mastera / E.G. Malinovskaya // Sozidatei'. - 1991. - № 7-8. - IyuL'.
2. Malinovskaya E.G. Repressirovannaya arhitektura -stalinskie novostrojki, tvorchestvo i sud'by arhitektorov / E.G. Malinovskaya // Seriya «Nasledie sovetskoj epohi. Izbrannye trudy». - Almaty: ARK Gallery, 2017. - 534 s., iL.
3. Malinovskaya E.G. Pamyatnik sovremennoj arhitektury/ E.G. Malinovskaya // Seriya «Nasledie sovetskoj epohi. Izbrannye trudy». - Almaty: ARK Gallery, 2016. - 527 c., il.
4. Yaralov Yu. Dvortsy kazahskoj stolitsy / Yu. Yaralov // Arhitekturnoe tvorchestvo SSSR. - M.: Strojizdat, 1971. Vyp. 2. - 236 s.
5. Malinovskaya E.G. Pamyatnik arhitektury sovetskogo modernizma Dvorets im. V.I. Lenina (Almaty) - uhodyashhaya natura / E.G. Malinovskaya // Kul'tura i tsivilizatsiya. - 2017. - Т. 7. - № 4А.
6. Tolkachev, V. Krupnoblochnoe stroitel'stvo i arhitektura / V. Tolkachev // Stroitel'stvo Moskvy. - 1935. - № 17-18. - S. 40-44.
7. Chinyakov A.G. Brat'ya Vesniny/ V. Chinyakov. - M.: Strojizdat, 1970. - 179 s.
8. A.A. Obrazets vysokoj stroitel'noj kul'tury / A.A. // Arhitektura i stroitel'stvo Moskvy. - 1984. - № 6. - S. 12-14.
9. Masterskaya pristupaet k razrabotke zdaniya RZhSKT «Mirovoj Oktyabr'» - Masterskaya № 6 // Stroitel'stvo Moskvy.
- 1933. - № 10-11. - S. 43
10. Poyasnitel'naya zapiska k proektu «Magistral' Sever
- Yug». 4-ya Arhitekturno-planirovochnaya masterskaya Mossoveta. Rukovoditel' G.B. Barhin // Biblioteka GlavAPU g. Moskvy (72. 4. 711. M. 82).
11. Arhitekturnaya gazeta // Prilozhenie k № 41.
12. BarhinaA.G. G.B. Barhin / A.G. Barhina.. - M.: Strojizdat, 1981. - 175 s.
13. Karra A.Ya. Planirovka sel'skohozyajstvennoj vystavki 1937 g. / A.Ya. Karra, N.G. Umanskij, L.B. Lunts // Stroitel'stvo Moskvy. - 1936. - № 2. - S. 3-22.
14. Bychkov V. Arhitektor Ripinskij Nikolaj Ivanovich: doklad na yubilejnom sobranii almatinskih arhitektorov 27 iyunya 1976 goda, posvyashhennom 70-letiyu so dnya rozhdeniya N.I. Ripinskogo. Rukopis' // Arhiv avtora stat'i.
15. Afanas'ev K. Arhitekturnye proekty na vystavke «Geroicheskij front i tyl»/ K. Afanas'ev. // Arhitektura SSSR. Sborniki Soyuza sovetskih arhitektorov. - M.: Izd-vo Akademii arhitektury SSSR, 1944. - Vyp. 6. - 39 s. - S. 29-33.
16. Programma konkursa na sostavlenie proektov monumentov geroyam Velikoj Otechestvennoj vojny. - M.: Gos. arhitekturnoe izd-vo Akademii arhitektury SSSR, 1942. - 13 s.
17. NovikovI. Proekty pamyatnikov geroyam i sobytiyam Velikoj Otechestvennoj vojny / I. Novikov // Arhitektura SSSR. Sborniki Soyuza sovetskih arhitektorov. - 1946. - Vyp. 12. - C. 22-27.
18. BorisovskijG. Arhitektura sbornyh domov / G. Borisovskij // Proekty fasadov sbornyh zhilyh derevyannyh domov zavodskogo izgotovleniya (k itogam konkursa) // Arhitektura SSSR. Sborniki Soyuza sovetskih arhitektorov. - M.: Izd-vo Akademii arhitektury SSSR - 1944. - Vyp. 7. - S. 12-19.
19. Solzhenitsyn, A.I. Arhipelag GULAG. 1918-1956. Opyt hudozhestvennogo issledovaniya. T. I. - M.: INKOM NV, 1991. - 576 s.
20. Shass, Yu. Arhitektura zhilogo doma / Yu. Shass. // Poselkovoe stroitel'stvo. T. 1. - M.: Gos.izd. po stroitel'stvu i arhitekture, 1951. - 197 s.
21. Grossman, V. Poselok v Kostino/ V. Grossman // Arhitektura i stroitel'stvo. - 1946. - № 2. - S. 7-11.
22. Volodin, P. Arhitektura maloetazhnogo doma (po materialam konkursa na luchshee maloetazhnoe stroitel'stvo) / P. Volodin // Arhitektura SSSR. Sborniki Soyuza sovetskih arhitektorov. - M.: Izd-vo Akademii arhitektury SSSR - 1946. - Vyp. 13. - S. 13-19.
23. Malinovskaya E.G. Annotirovannaya professional'naya anketa / E.G. Malinovskaya // Formirovanie professional'noj
arhitektury Kazahstana: dis____kand. iskusstvovedeniya. V 3-h
t. - M., 1989. - T. 2. - S. 89-108.
Малиновская Елизавета Григорьевна (Алматы, Казахстан). Кандидат искусствоведения, доцент. Директор картинной галереи «ARK». Сфера научных интересов: теоретические и социокультурные аспекты процесса становления национальных школ XX-XXI веков (архитектура, искусство); теория, практика и методология сохранения современного архитектурного наследия, развития постсоветского искусства. Автор более 500 публикаций, в том числе 19 монографий. Тел.: +7 (727) 258-40-66, +7 (701) 711-45-09. E-mail: [email protected].
Malinovskaya Elizaveta Grigoryevna (Almaty, Kazakhstan). Candidate of arts, associate professor. Director of the art gallery "ARK". Sphere of scientific interests: theoretical and sociocultural aspects of the process of formation of national schools of the XX-XXI centuries (architecture, art); theory, practice and methodology of preservation of modern architectural heritage, development of post-Soviet art. The author of more than 500 publications, including 19 monographs. Tel.: +7 (727) 258-40-66, +7 (701) 711-45-09. E-mail: [email protected].