Научная статья на тему 'Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства'

Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9830
1153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ / ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камардина Анжела Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы реализации принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве, автором рассмотрены внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на реализацию данного принципа, предложены пути решения проблем, возникающих в процессе реализации данного принципа в уголовном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ КАК ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

КАМАРДИНА Анжела Анатольевна

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве, автором рассмотрены внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на реализацию данного принципа, предложены пути решения проблем, возникающих в процессе реализации данного принципа в уголовном процессе.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, независимость судей, принцип уголовного процесса, судебная власть, судебная система.

Осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом - основа демократического правового государства, в котором права и свободы человека и гражданина всегда составляют основу закона государства.

Только независимый суд способен защитить права и интересы граждан, обеспечить равенство всех участников судебного разбирательства и вершить правосудие только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Независимость суда, в первую очередь, достигается путем отделения всей судебной власти от других, в частности, от законодательной и исполнительной.

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Как отраслевой принцип уголовно-процессуального права, принцип независимости судей был включен Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, в ст. 8.1 УПК РФ, в соответствии с которой при осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Если бы судьи не подчинялись Конституции РФ и закону, то их независимость фактически свелась бы к вседозволенности, голому усмотрению, произволу, что несовместимо с сущностью демократического правосудия2.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 166- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ.. 2013. № 78. 5 июля.

2 См.: Топорин Б.Н. Конституция Российской Федерации : комментарий. М., 1994. С. 506-511.

Помимо Конституции РФ и УПК РФ, принцип независимости судей закреплен и международных нормативно-правовых актах. Так, в ст.10 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года сказано: «каждый человек имеет право, на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»3. В ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено, что каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом4.

О независимости судей, как о принципе уголовного процесс и его значении в уголовном судопроизводстве, говорится во многих научных трудах ученых-процессуалистов. Так, И.Я. Фойниций в свое время писал: «для авторитетного применения закона судебной власти необходимо положение независимое, самостоятельное, одному лишь закону подчиненное и свободное от подчинения представителям интересов, ожидающих судейского разрешения, будь то интересы частные или публичные5.

С.В. Викторовский отмечал, что судебная власть должна быть самостоятельной в высшей

3 Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек.

4 Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.

5 См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1. С. 158.

степени, и что она не должна зависеть ни от чего другого, кроме как закона6.

По мнению Г.Т. Ермошина, независимость судьи - это совокупность степеней свободы, ограничений и преференций судьи - носителя судебной власти, представляющая собой способность (положение, состояние) личности осуществлять беспристрастного и профессионального правосудия независимо от любых попыток воздействия на нее со стороны участников судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону7.

Принцип независимости судей в уголовном судопроизводстве означает, в первую очередь, независимость самой судебной власти от исполнительной и законодательной. Кроме вышестоящего суда никто не контролирует судебные решения. Вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации и мере наказания. Уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за вмешательство в судебную деятельность.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст.8.1 УПК РФ судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Несмотря на то, что Конституция РФ, УПК РФ и ФЗ «О судебной системе»8 закрепляют независимость судей и подчинение их только закону, судьи не могут пренебрегать общественным мнением, а также мнением отдельных граждан о правосудии, которое формируется благодаря открытости и гласности судебного разбирательства. Очень часто мнение гражданского общества не всегда совпадают с законом или судейским усмотрением, тем не менее, судья при осуществлении правосудия всегда должен руководствоваться только законом.

6 См.: Викторский С.И. Русский уголовный процесс : учеб. пособие. М., 1997. С. 86.

7 См.: Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его незаменимости // Российский судья. 2012. № 6. С. 11.

8 Федеральный конституционный закон от 31 декабря

1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // Собра-

ние законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О статусе судей», независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой уголовной ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет средств государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находится под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом РФ «О статусе судей», распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ.

В настоящее время не только у судебной власти, как таковой, есть проблемы с автономностью и независимостью, но также и у каждого судьи.

Несмотря на законодательное закрепление независимости судей в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах, до настоящего времени суд в России не стал подлинно независимым и причины тому различны. Они называются и анализируются многими научными и практическими работниками. В их числе называют слабое материальное обеспечение судов, неуверенность судей в том, что им продлят полномочия судьи, давление прокуроров и следователей, угрозы со стороны преступников и другие9.

Следует согласиться с мнением О.В. Макаровой, которая считает, что на реализацию принципа независимости судей влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся посягательства на судебную независимость со стороны других ветвей государственной власти, прежде всего исполнительной. К внутренним факторам относятся воздей-

9 См.: Кругликов А., Бирюкова И., Растрыгин А. Независимость судей и подчинение их только закону как принцип уголовного судопроизводства // Уголовный процесс. 2007. № 1. С. 88.

ствия организационно-управленческого характера, существующие в самой судебной системе и исходящие со стороны квалификационных коллегий судей и председателей судов10.

При рассмотрении внешних факторов посягательства на независимость судей хотелось бы обратить внимание на ст. 83 Конституции РФ, в которой сказано, что Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Верховного Суда РФ. Если представители исполнительной власти назначают на должность представителей судебной власти, то самостоятельность и независимость судей остается под вопросом.

При рассмотрении внутренних факторов, влияющих на независимость судей, следует обратиться к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ч. 3 ст. 35 которого сказано, что председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральным законом осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Таким образом, законодатель предоставляет достаточно широкие полномочия председателям судов, тем самым оказывая существенное влияние на других судей и создает препятствия для осуществления принципа независимости судей11.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.1 УПК РФ, информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных решений по уголовным делам.

Таким образом, установленный принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону обязывает судей пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и гарантирует объективность и справедливость таких решений суда. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке установленных процессуальным законом12.

Рассмотрев нормативно-правовое закрепление независимости судей, а также принцип реализации закрепленных положений, мы пришли к выводу, что для полного осуществления принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве необходимо изменить порядок назначения на должность судей, тем самым оградить их от влияния посторонних лиц внутри судебной системы.

См.: Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 95.

11 Там же. С. 106.

12 Щекотина Л.С. Принцип независимости и правосознания судей в России // Право и политика. 2008. № 8. С. 19811982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.