УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.
КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ КАК ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
КАМАРДИНА Анжела Анатольевна
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве, автором рассмотрены внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на реализацию данного принципа, предложены пути решения проблем, возникающих в процессе реализации данного принципа в уголовном процессе.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, независимость судей, принцип уголовного процесса, судебная власть, судебная система.
Осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом - основа демократического правового государства, в котором права и свободы человека и гражданина всегда составляют основу закона государства.
Только независимый суд способен защитить права и интересы граждан, обеспечить равенство всех участников судебного разбирательства и вершить правосудие только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Независимость суда, в первую очередь, достигается путем отделения всей судебной власти от других, в частности, от законодательной и исполнительной.
В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Как отраслевой принцип уголовно-процессуального права, принцип независимости судей был включен Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, в ст. 8.1 УПК РФ, в соответствии с которой при осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Если бы судьи не подчинялись Конституции РФ и закону, то их независимость фактически свелась бы к вседозволенности, голому усмотрению, произволу, что несовместимо с сущностью демократического правосудия2.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 166- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ.. 2013. № 78. 5 июля.
2 См.: Топорин Б.Н. Конституция Российской Федерации : комментарий. М., 1994. С. 506-511.
Помимо Конституции РФ и УПК РФ, принцип независимости судей закреплен и международных нормативно-правовых актах. Так, в ст.10 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года сказано: «каждый человек имеет право, на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»3. В ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено, что каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом4.
О независимости судей, как о принципе уголовного процесс и его значении в уголовном судопроизводстве, говорится во многих научных трудах ученых-процессуалистов. Так, И.Я. Фойниций в свое время писал: «для авторитетного применения закона судебной власти необходимо положение независимое, самостоятельное, одному лишь закону подчиненное и свободное от подчинения представителям интересов, ожидающих судейского разрешения, будь то интересы частные или публичные5.
С.В. Викторовский отмечал, что судебная власть должна быть самостоятельной в высшей
3 Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек.
4 Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.
5 См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1. С. 158.
степени, и что она не должна зависеть ни от чего другого, кроме как закона6.
По мнению Г.Т. Ермошина, независимость судьи - это совокупность степеней свободы, ограничений и преференций судьи - носителя судебной власти, представляющая собой способность (положение, состояние) личности осуществлять беспристрастного и профессионального правосудия независимо от любых попыток воздействия на нее со стороны участников судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону7.
Принцип независимости судей в уголовном судопроизводстве означает, в первую очередь, независимость самой судебной власти от исполнительной и законодательной. Кроме вышестоящего суда никто не контролирует судебные решения. Вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации и мере наказания. Уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за вмешательство в судебную деятельность.
Во-вторых, согласно ч. 2 ст.8.1 УПК РФ судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
Несмотря на то, что Конституция РФ, УПК РФ и ФЗ «О судебной системе»8 закрепляют независимость судей и подчинение их только закону, судьи не могут пренебрегать общественным мнением, а также мнением отдельных граждан о правосудии, которое формируется благодаря открытости и гласности судебного разбирательства. Очень часто мнение гражданского общества не всегда совпадают с законом или судейским усмотрением, тем не менее, судья при осуществлении правосудия всегда должен руководствоваться только законом.
6 См.: Викторский С.И. Русский уголовный процесс : учеб. пособие. М., 1997. С. 86.
7 См.: Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его незаменимости // Российский судья. 2012. № 6. С. 11.
8 Федеральный конституционный закон от 31 декабря
1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // Собра-
ние законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О статусе судей», независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой уголовной ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет средств государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находится под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом РФ «О статусе судей», распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ.
В настоящее время не только у судебной власти, как таковой, есть проблемы с автономностью и независимостью, но также и у каждого судьи.
Несмотря на законодательное закрепление независимости судей в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах, до настоящего времени суд в России не стал подлинно независимым и причины тому различны. Они называются и анализируются многими научными и практическими работниками. В их числе называют слабое материальное обеспечение судов, неуверенность судей в том, что им продлят полномочия судьи, давление прокуроров и следователей, угрозы со стороны преступников и другие9.
Следует согласиться с мнением О.В. Макаровой, которая считает, что на реализацию принципа независимости судей влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся посягательства на судебную независимость со стороны других ветвей государственной власти, прежде всего исполнительной. К внутренним факторам относятся воздей-
9 См.: Кругликов А., Бирюкова И., Растрыгин А. Независимость судей и подчинение их только закону как принцип уголовного судопроизводства // Уголовный процесс. 2007. № 1. С. 88.
ствия организационно-управленческого характера, существующие в самой судебной системе и исходящие со стороны квалификационных коллегий судей и председателей судов10.
При рассмотрении внешних факторов посягательства на независимость судей хотелось бы обратить внимание на ст. 83 Конституции РФ, в которой сказано, что Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Верховного Суда РФ. Если представители исполнительной власти назначают на должность представителей судебной власти, то самостоятельность и независимость судей остается под вопросом.
При рассмотрении внутренних факторов, влияющих на независимость судей, следует обратиться к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ч. 3 ст. 35 которого сказано, что председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральным законом осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
4) организует работу по повышению квалификации судей;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Таким образом, законодатель предоставляет достаточно широкие полномочия председателям судов, тем самым оказывая существенное влияние на других судей и создает препятствия для осуществления принципа независимости судей11.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.1 УПК РФ, информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных решений по уголовным делам.
Таким образом, установленный принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону обязывает судей пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и гарантирует объективность и справедливость таких решений суда. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке установленных процессуальным законом12.
Рассмотрев нормативно-правовое закрепление независимости судей, а также принцип реализации закрепленных положений, мы пришли к выводу, что для полного осуществления принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве необходимо изменить порядок назначения на должность судей, тем самым оградить их от влияния посторонних лиц внутри судебной системы.
См.: Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 95.
11 Там же. С. 106.
12 Щекотина Л.С. Принцип независимости и правосознания судей в России // Право и политика. 2008. № 8. С. 19811982.