Научная статья на тему 'НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА'

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВРЕМЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ / НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ТРЕВОГА / СТРАХ / VUCA-МИР / МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедь Екатерина Сергеевна

В современном обществе существует множество угроз и вызовов, которые могут угрожать человеческой безопасности, и поэтому важно понимать философские аспекты этой проблемы, чтобы более эффективно бороться с ней. На основе историко-философского и философско-антропологического анализа мы рассмотрим проблему незащищенности человеческого бытия и вопрос темпоральности безопасности в философии Мартина Хайдеггера. Актуальность обусловлена важностью темы безопасности в современном мире и ее философским анализом в контексте трудов философа. Важно отметить, что Хайдеггер подходил к проблеме безопасности с уникальной философской перспективы, основываясь на его фундаментальной онтологии и теории времени. Этот подход позволяет более глубоко понять философские аспекты безопасности и взаимодействие человека с миром в целом. Для Хайдеггера, безопасность не означает отсутствие рисков, а скорее возможность овладеть своими страхами и тревогами и научиться жить в мире с ними. В трудах философа отмечается сложный и многогранный смысл отношения к безопасности. Важным условием для решения задачи, поставленной в статье, является исследование Хайдеггером переживания страха и тревоги в повседневной жизни, которое он раскрывает в «Бытии и времени» (1927). Здесь философ выделяет главную черту человеческого существования, которую следует искать не в Бытии как таковом, а скорее в повседневных переживаниях, среди которых как раз и находятся страх и тревога. Цель статьи - показать, каким образом раскрываются понятия незащищенности, тревоги, страха в отношении безопасности в философской методологии Мартина Хайдеггера. Еще одним важным аспектом, рассмотренным в статье, является взаимосвязь времени и безопасности в фундаментальной онтологии. Временные понятия, такие как прошлое, настоящее и будущее, играют ключевую роль в понимании безопасности. Время для Хайдеггера не просто линейная последовательность событий, а скорее фундаментальное понятие, которое определяет нашу возможность осознать наши страхи и тревоги. В заключении делается вывод о важности и необходимости возвращаться к изучению философии Мартина Хайдеггера и подчеркивается актуальность его воззрений для современных философов и других исследователей, поскольку его понимание незащищенности человеческого бытия и темпоральности безопасности может помочь нам лучше понимать сложность и неопределенность нашей жизни и научиться жить в мире с опасностями и рисками. Наконец, изучение философии Хайдеггера может помочь в поиске ответов на актуальные философские вопросы, такие как отношение человека к миру, природе, технологии и науке, и способы преодоления кризиса современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNPROTECTEDNESS OF HUMAN EXISTENCE AND THE TEMPORALITY OF SAFETY IN THE PHILOSOPHY OF MARTIN HEIDEGGER

The article explores the problem of human vulnerability and the question of temporal security in Martin Heidegger’s philosophy through a historical-philosophical and philosophical-anthropological analysis. The relevance of the topic is determined by the importance of security in the modern world and its philosophical analysis in the context of the philosopher’s work. In contemporary society, there are numerous threats and challenges that can endanger human security, and it is therefore important to understand the philosophical aspects of this problem in order to more effectively combat it. It is important to note that Heidegger approached the problem of security from a unique philosophical perspective, based on his fundamental ontology and theory of time. This approach allows for a deeper understanding of the philosophical aspects of security and the interaction between humans and the world as a whole. For Heidegger, security does not mean the absence of risks, but rather the ability to master one’s fears and anxieties and learn to live with them. The philosopher’s works note a complex and multifaceted meaning of the relationship to security. An important condition for solving the problem posed in the article is Heidegger’s exploration of the experience of fear and anxiety in everyday life, which he reveals in “Being and Time” (1927). Here, the philosopher highlights the main feature of human existence, which should be sought not in Being itself, but rather in everyday experiences, among which fear and anxiety are just a few examples. The aim of the article is to show how the concepts of vulnerability, anxiety, and fear regarding security are revealed in Martin Heidegger’s philosophical methodology. Another important aspect considered in the article is the relationship between time and security in fundamental ontology. Temporal concepts such as past, present, and future play a key role in understanding security. For Heidegger, time is not simply a linear sequence of events, but rather a fundamental concept that determines our ability to understand our fears and anxieties. In conclusion, the importance and necessity of returning to the study of Martin Heidegger’s philosophy are emphasized, and the relevance of his views for contemporary philosophers and other researchers is underlined, as his understanding of human vulnerability and temporal security can help us better understand the complexity and uncertainty of our lives and learn to live in a world of dangers and risks. Finally, studying Heidegger’s philosophy can help in the search for answers to current philosophical questions, such as the relationship between human beings, the world, nature, technology, and science, and ways of overcoming the crisis of modern society.

Текст научной работы на тему «НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА»

Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 3, 2023

Научная статья

УДК 1(091) https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-3-127

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА

Е. С. Лебедь

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия;

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

e-mail: kkovaleva2@yandex.ru

Аннотация. В современном обществе существует множество угроз и вызовов, которые могут угро-жать человеческой безопасности, и поэтому важно понимать философские аспекты этой проблемы, чтобы более эффективно бороться с ней. На основе историко-философского и философско-антропо-логического анализа мы рассмотрим проблему незащищенности человеческого бытия и вопрос тем-поральности безопасности в философии Мартина Хайдеггера. Актуальность обусловлена важностью темы безопасности в современном мире и ее философским анализом в контексте трудов философа. Важно отметить, что Хайдеггер подходил к проблеме безопасности с уникальной философской перспективы, основываясь на его фундаментальной онтологии и теории времени. Этот подход позволяет более глубоко понять философские аспекты безопасности и взаимодействие человека с миром в целом. Для Хайдеггера, безопасность не означает отсутствие рисков, а скорее возможность овладеть своими страхами и тревогами и научиться жить в мире с ними. В трудах философа отмечается сложный и многогранный смысл отношения к безопасности. Важным условием для решения задачи, поставленной в статье, является исследование Хайдеггером переживания страха и тревоги в повседневной жизни, которое он раскрывает в «Бытии и времени» (1927). Здесь философ выделяет главную черту человеческого существования, которую следует искать не в Бытии как таковом, а скорее в повседневных переживаниях, среди которых как раз и находятся страх и тревога. Цель статьи - показать, каким образом раскрываются понятия незащищенности, тревоги, страха в отношении безопасности в философской методологии Мартина Хайдеггера. Еще одним важным аспектом, рассмотренным в статье, является взаимосвязь времени и безопасности в фундаментальной онтологии. Временные понятия, такие как прошлое, настоящее и будущее, играют ключевую роль в понимании безопасности. Время для Хайдеггера не просто линейная последовательность событий, а скорее фундаментальное понятие, которое определяет нашу возможность осознать наши страхи и тревоги. В заключении делается вывод о важности и необходимости возвращаться к изучению философии Мартина Хайдеггера и подчеркивается актуальность его воззрений для современных философов и других исследователей, поскольку его понимание незащищенности человеческого бытия и темпоральности безопасности может помочь нам лучше понимать сложность и неопределенность нашей жизни и научиться жить в мире с опасностями и рисками. Наконец, изучение философии Хайдеггера может помочь в поиске ответов на актуальные философские вопросы, такие как отношение человека к миру, природе, технологии и науке, и способы преодоления кризиса современного общества.

Ключевые слова: фундаментальная онтология, существование, переживание, современность, безопасность, время, человеческое бытие, незащищенность, темпоральность, тревога, страх, VUCA-мир, Мартин Хайдеггер.

Для цитирования: Лебедь Е. С. Незащищенность человеческого бытия и темпоральность безопасности в философии Мартина Хайдеггера // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2023. - № 3. - С. 127-136, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-3-127.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. ©E. С. Лебедь, 2023

Original article

UNPROTECTEDNESS OF HUMAN EXISTENCE AND THE TEMPORALITY OF SAFETY IN THE PHILOSOPHY OF MARTIN HEIDEGGER

E. S. Lebed

Surgut State University, Surgut, Russia;

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia e-mail: kkovaleva2@yandex.ru

Abstract. The article explores the problem of human vulnerability and the question of temporal security in Martin Heidegger S philosophy through a historical-philosophical and philosophical-anthropological analysis. The relevance of the topic is determined by the importance of security in the modern world and its philosophical analysis in the context of the philosopher's work. In contemporary society, there are numerous threats and challenges that can endanger human security, and it is therefore important to understand the philosophical aspects of this problem in order to more effectively combat it. It is important to note that Heidegger approached the problem of security from a unique philosophical perspective, based on his fundamental ontology and theory of time. This approach allows for a deeper understanding of the philosophical aspects of security and the interaction between humans and the world as a whole. For Heidegger, security does not mean the absence of risks, but rather the ability to master one's fears and anxieties and learn to live with them. The philosopher's works note a complex and multifaceted meaning of the relationship to security. An important condition for solving the problem posed in the article is Heidegger's exploration of the experience offear and anxiety in everyday life, which he reveals in "Being and Time" (1927). Here, the philosopher highlights the main feature of human existence, which should be sought not in Being itself, but rather in everyday experiences, among which fear and anxiety are just a few examples. The aim of the article is to show how the concepts of vulnerability, anxiety, and fear regarding security are revealed in Martin Heidegger's philosophical methodology. Another important aspect considered in the article is the relationship between time and security in fundamental ontology. Temporal concepts such as past, present, and future play a key role in understanding security. For Heidegger, time is not simply a linear sequence of events, but rather a fundamental concept that determines our ability to understand our fears and anxieties. In conclusion, the importance and necessity of returning to the study of Martin Heidegger's philosophy are emphasized, and the relevance of his views for contemporary philosophers and other researchers is underlined, as his understanding of human vulnerability and temporal security can help us better understand the complexity and uncertainty of our lives and learn to live in a world of dangers and risks. Finally, studying Heidegger's philosophy can help in the search for answers to current philosophical questions, such as the relationship between human beings, the world, nature, technology, and science, and ways of overcoming the crisis of modern society.

Key words: fundamental ontology, existence, lived experience, modernity, safety, time, human being, vulnerability, temporality, anxiety, fear, VUCA-world, Martin Heidegger.

Cite as: Lebed, E. S. (2023) [Unprotectedness of human existence and the temporality of safety in the philosophy of Martin Heidegger]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 3, pp. 127-136, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-3-127.

Введение

XXI век - век глобальных проблем, таких как многочисленные войны, теракты, катаклизмы, эпидемия COVШ-19 и пр., которые рождают в человеке чувства незащищенности, отчаяния, тревоги, страха и безопасности. Также чувство незащищенности человека вызывают трансформация и цифро-визация всех процессов, которые порождают чувства неопределенности, отсутствия стабильности, запутанности, сложности, неясности и неоднозначности современного мира (так называемый \UCA-мир - термин, введенный военными в 1980-х гг., а затем активно применяющийся в бизнесе, а те-

перь и в образовании и науке: volatility - нестабильность, uncertainty - неопределенность, complexity -сложность, ambiguity - неоднозначность). «VUCA-мир - это новый вызов современному человеку, он выбрасывает нас из привычного микромира, с тщательно выстроенными традициями и укладом, меняет структуру общества, убирая одни социальные страты и заменяя их другими, создает новые разнообразные модели семьи, уводит межличностные взаимоотношения в цифровую действительность. VUCA-мир пришел на смену стационарному, предсказуемому периоду времени, который закончился с резким внедрением новых технологий и расшире-

нием информационного, цифрового пространства» [10, с. 412-413]. Все эти проблемы порождают у человека множество вопросов, связанных с безопасностью, тревогой и страхом. Мы покажем, каким образом можно применить методологию Мартина Хайдеггера к идее VUCA-мира через акцентирование внимания на неопределенность и непредсказуемость в мире. Философ утверждал, что человеческое бытие (бытие Dasein) неизбежно сталкивается с неопределенностью и незащищенностью перед миром, и это состояние является неотъемлемой частью нашей реальности. Он подчеркивал, что технологический прогресс и рост науки в современном мире создают новые формы опасности и вызывают тревогу, так как они меняют нашу взаимосвязь с миром и угрожают нашему бытию. С другой стороны, VUCA-мир и его идеи сосредотачиваются на быстро меняющейся и непредсказуемой природе современного мира, который характеризуется высокой степенью неопределенности, неустойчивости, сложности. В контексте бизнеса и управления, VUCA-мир описывает мир, где организации должны быть готовы к неожиданным изменениям и вызовам, а также иметь способность быстро адаптироваться и принимать решения в условиях неопределенности. Таким образом, Хайдеггер подчеркивает важность осознания неопределенности как неотъемлемой части нашей реальности, а идеи VUCA-мира описывают неопределенный и непредсказуемый мир, который требует от организаций способности быстро адаптироваться и принимать решения. Актуальность темы также подтверждается большим количеством исследований как российских философов, изучающих проблемы бытия, страха, тревоги (например, И. А. Михайлов [8], Н. В. Мотрошилова [9], А. Б. Паткуль [11; 12], А. Г. Черняков [21; 22]), так и зарубежных (J. P. Burgess [23], Ch. Guignon [24], R. Polt [26], Th. Kisiel [25] и др.).

Целью исследования является анализ философии Мартина Хайдеггера в контексте проблемы незащищенности человеческого бытия и темпоральности безопасности. Исходя из поставленной цели, мы рассмотрим основные понятия философии Хайдег-гера, такие как «Dasein» (бытие), «Sorge» (забота) и «Zeitlichkeit» (временность), и их взаимосвязь с проблемой безопасности; проанализируем понятие «незащищенности» в контексте философии Хайдег-гера и его связь с концепцией времени; исследуем, как Хайдеггер понимает безопасность и ее темпоральную природу в контексте проблемы незащищенности человеческого бытия; рассмотрим философ-

ские последствия понимания безопасности и незащищенности в контексте философии Хайдеггера.

Методы исследования. В статье мы обратимся к критическому анализу философских текстов Хайдеггера, включая изучение оригинальных текстов на немецком языке, а также переводы, исследование аргументов и понятий, использованных Хайдегге-ром в своей философии, а также их связь с общим контекстом его работы. Важным для исследования данной тематики является контекстуальный анализ: изучение контекста, в котором используется термин «безопасность», и его связи с другими понятиями в философии Хайдеггера, такими как «бытие», «время», «истина» и т.д. Также мы использовали феноменологический анализ, включающий изучение опыта и переживания страха и тревоги в контексте человеческого бытия, описанного Хайдеггером, а также их связь с темпоральностью и безопасностью.

Страх и тревога в философии Мартина Хайдеггера

Философия Мартина Хайдеггера включает в себя ряд ключевых концептов, которые имеют центральное значение для его мысли. Для начала оговоримся, что творчество философа принято делить на ранний и поздний период. К ранним работам относят «Бытие и время» (1927) [16], «Основные проблемы феноменологии» (1927) [19], «Введение в метафизику» (1935) [17]. Поздние же работы относятся к послевоенному времени. Это такие работы, как «Письмо о гуманизме» (1946), «Вопрос о технике» (1953) и др.1 В данной статье мы рассмотрим преимущественно ранний период, который связан с развитием экзистенциальной философии [13; 15].

Для того, чтобы перейти к теме статьи, определимся с основными экзистенциалами, которые и являются отражением бытия в философии Хай-деггера. Исходным понятием в его философии является бытие (Sein). Он утверждал, что философия должна вернуться к изучению бытия, чтобы понять его сущность и значение. Но это не просто бытие как таковое, для философа важно именно человеческое бытие (бытие Dasein). В статье Р. А. Бурхано-ва и О. В. Никулиной подчеркивается, что «Dasein есть, он есть в мире, но мир - это следствие Dasein, стало быть, тоже экзистенциал; не "объективная реальность", а "экзистенциальная гипотеза". Все структуры Dasein, которые философ именует "экзистенциалами" или "экзистенциалиями" (Existenzial), являются моментами его бытия, его

1 Более подробно об этом см.: [6; 14].

предикатами» [1, с. 3]. Мы не будем рассматривать все экзистенциалы, а определимся лишь с некоторыми из них.

Время (Zeit) - для Хайдеггера является фундаментальным понятием, связывающим наше бытие со всем миром. Он утверждал, что оно не является просто мерой движения, но является феноменом, определяющим все аспекты нашей жизни. «Время представляет собой единый "индекс", различающий и отграничивающий предметные области вообще. Понятие времени раскрывает для нас способ и возможность такого разграничения универсальной сферы сущего. Это понятие так или иначе -в зависимости от стадии его формирования - становится путеводной нитью для вопроса о бытии сущего и о его возможных регионах» [20, с. 12].

Еще одним важным экзистенциалом будет Смерть (Tod), которая, по мысли Хайдеггера, является неотъемлемой частью жизни и позволяет нам осознать наше конечное бытие и ограниченность, но в то же время порождает переживания, страхи и тревоги. В этом смысле философ определяет смерть как бытие-к-смерти, «...смерть требует осмысления как наиболее своя, безотносительная, необходимая, верная возможность» [16, с. 258].

Ключевым ориентиром для решения задачи, поставленной в статье, является исследование Хайдеггером переживания страха и тревоги в повседневной жизни, которое он раскрывает в «Бытии и времени» (1927). Философ утверждал, что главную черту человеческого существования следует искать не в Бытии как таковом, а скорее в повседневных переживаниях, среди которых как раз и находятся страх и тревога. В статье профессора А. С. Гагарина подчеркивается, что «Через "проживание" и "переживание" экзистенциалов осуществляется их гносеология, познание Я, постижение глубин феноменологической топики индивидов. Аксиология экзистенциалов, утверждающаяся как бы "помимо" экзистенциального бытия, проявляется в превозмогании человеком самого себя. Экзи-стенциалы - это способы существования человека, сущностные основания его бытия - ценностные узлы, квинтэссенции смыслов, целей, устремлений, которые задают параметры присутствия людей в мире» [4, с. 71]2.

Страх является одним из основных понятий в философии Мартина Хайдеггера. Он рассматривает страх как фундаментальное настроение человека, которое формирует его отношение к миру. Согласно Хайдеггеру, страх возникает тогда, когда

человек осознает свою смертность и беспомощность перед неизбежностью смерти. Страх является своего рода свечением истины, которое позволяет человеку увидеть свою сущность и место в мире. «Человек в состоянии страха перестает видеть собственные возможности, страх спутывает и заставляет "терять голову"» [7, с. 35].

Однако Хайдеггер не рассматривает страх как негативное чувство, скорее наоборот, он считает его полезным и необходимым для развития человека. Страх способствует тому, что человек осознает свою сущность и начинает задаваться вопросами о смысле своего существования.

Хайдеггер также отмечает, что страх не является индивидуальным чувством, оно всегда связано с миром, с другими людьми и сущностями. Страх, таким образом, является важным моментом в отношениях между людьми, и позволяет им обрести истинное понимание друг друга.

Тревога - это еще одно важное понятие в философии Мартина Хайдеггера. Он рассматривает тревогу как еще более фундаментальное настроение, чем страх, поскольку она раскрывает более глубокие уровни существования человека.

Тревога возникает, когда человек осознает свое существование в мире, и при этом понимает, что его существование является неопределенным и небезопасным. Тревога вызвана осознанием факта, что наша жизнь не имеет определенного смысла или цели, и что мы всегда находимся в поиске этого смысла. Он отмечает, что в нашем современном мире мы часто избегаем тревоги и стараемся занять себя делами, чтобы не думать о более глубоких вопросах. Однако Хайдеггер считает, что только через осознание тревоги мы можем обрести настоящую свободу и начать жить истинно человеческой жизнью.

Как и страх, тревога не является индивидуальным чувством, а связана с миром и другими людьми. Тревога раскрывает факт нашей взаимосвязи со всеми остальными существами в мире, и позволяет нам осознать нашу ответственность за нашу жизнь и за мир в целом.

Темпоральность безопасности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

В философии Хайдеггера понятие темпораль-ности связано с идеей о том, что человеческое бытие (Dasein) всегда существует в каком-то времени и пространстве. Хайдеггер утверждает, что время не является просто физической величиной, которую

2 Подробнее об экзистенциалах страха и тревоги см.: [2; 3].

можно измерить, но скорее это способ, которым человек понимает мир и существует в нем. Для него темпоральность человеческого бытия имеет три аспекта: прошлое, настоящее и будущее. В прошлом находятся те опыты и события, которые определили нашу жизнь и нашу личность. В настоящем мы существуем и делаем выбор, который определяет наше будущее. И в будущем находятся наши цели и ожидания. Философ утверждает, что человеческое бытие всегда находится в процессе становления и развития и его существование не может быть разделено на отдельные моменты времени. Вместо этого, наше существование представляет собой непрерывный поток опыта, который простирается на все три временные плоскости. Таким образом, темпоральность в философии Хайдеггера отражает сложную связь между временем и человеческим бытием, которая является фундаментальной для понимания его философии.

Однако, с точки зрения Хайдеггера, это состояние временности и непостоянства также открывает возможности для человека в его поисках смысла и ценностей. Человек должен осознать, что он существует в этом мире не вечно, и что его жизнь имеет конечную длину. Это осознание может помочь человеку ориентироваться в мире, находить свою собственную ценность и смысл жизни.

Хайдеггер утверждает, что ощущение безопасности возможно только тогда, когда человек понимает свое собственное бытие, т.е. свою собственную темпоральность (временность), и принимает ее. Человек должен осознать свою смертность, чтобы понимать, что время имеет конечный характер, и поэтому должен использовать его наилучшим образом. Он должен осознавать свое прошлое, чтобы изучать его и понимать, как это влияет на его настоящее и будущее.

Понятие времени Хайдеггер начинает рассматривать уже в середине 1920-х гг. в самых ранних лекциях. Далее он продолжает эту тему в «Пролегоменах к истории понятия времени» (1925) [20], «Бытии и времени» (1927) [16] и в работе «Кант и проблема метафизики» (1929) [18]. В этих трудах с разных точек зрения он критикует западную концепцию времени как однородного, непрерывного и стабильного потока событий, основанного на вечном тождестве мира. «Время есть публично нечто, что каждый себе берет и взять может. Нивелированная череда теперь остается совершенно неузнана со стороны ее происхождения из временности отдельного присутствия в повседневном друг-с-дру-гом. Да и как может хоть чуть задеть "время" в его ходе, если уже не экзистирует какой-то наличный "во времени" человек? Время идет дальше, как оно

ведь уже и "было", когда человек "пришел в жизнь". Люди знают лишь публичное время, которое, нивелированное, принадлежит каждому и значит никому» [16, с. 425].

Именно эта онтологическая неравномерность или нестабильность времени связывает его с безопасностью, понимаемой как дискурс неопределенного будущего и опасностей, которые это будущее таит. «Но разве время не "идет своим ходом дальше" невзирая на уже-не-присутствие меня самого? И не безгранично ли много чего еще может лежать "в будущем" и настать из него?» [Там же, с. 330].

В «Пролегоменах к истории понятия времени» Хайдеггер пишет, что «Мир интересует озабоченность, т. е. будучи открыт в озабоченности, он встречается не так, чтобы на него можно было просто смотреть ("уставиться") как на наличное, но первично и всегда - даже при его рассматривании - он встречается заботящемуся бытию-в-нем, иначе говоря, бытие-в-мире всегда словно бы вызвано опасностью и безопасностью мира» [20, с. 267-268].

Безопасность по существу носит временный характер. Когда мы говорим о безопасности - значит мы обращаемся к будущему, неизвестному будущему. Американский философ Дж. П. Берджесс использует понятие темпоральности безопасности в онтологии М. Хайдеггера. Он говорит, что безопасность в ее темпоральности функционирует в соответствии с двумя переменными: в соответствии с интенсивностью предвиденной опасности и в соответствии со скоростью ее наступления [23].

В философии Мартина Хайдеггера выделяется три типа времени:

- «Прошедшее» (Vergangenheit) - это время, которое уже прошло и невозможно изменить. Однако, по Хайдеггеру, прошедшее время не просто отстранено от нас и не играет никакой роли в настоящем. Напротив, прошлое оказывает сильное влияние на нашу жизнь и определяет нашу судьбу.

- «Настоящее» (Gegenwart) - это время, которое мы проживаем сейчас. Оно не является просто точкой в пространстве и времени, а представляет собой «раскрытие» бытия. Настоящее время означает не просто настоящее мгновение, но и весь контекст, в котором мы живем.

- «Будущее» (Zukunft) - это время, которое еще не наступило. По Хайдеггеру, будущее не просто неопределенность, а часть нашей жизненной ситуации. Будущее означает возможности, которые еще не реализованы, и выборы, которые мы должны сделать. В этом смысле будущее не является просто продолжением настоящего, но представляет собой возможность для изменения нашей жизни и судьбы.

Хайдеггер утверждал, что эти три типа времени взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, наше прошлое влияет на настоящее и определяет наш выбор в будущем.

В «Бытии и времени» Хайдеггер дает нам методологию переосмысления темпоральности безопасности. Оспаривая наше понимание того, что пугает, или того, как пугающие вещи становятся действительно опасными реальностями, он вводит понятия «страха» и «тревоги» как конкретизации бытия в самом времени. «Страх» и «тревога», в этом смысле, являются неконцептуальными указаниями или указателями времени, согласно которым страх основывается на темпоральности, понимаемой не как хронологическая мера последовательных событий, а скорее, как переживание собственного бытия. Такое понимание страха приводит к гораздо менее стабильной концепции безопасности. Таким образом, безопасность и незащищенность изменчивы не только как функция мира и нашего восприятия мира, они меняются в зависимости от искривленного «пространства» нашего бытия.

Хайдеггер утверждает, что Бытие не может быть постигнуто или раскрыто как само по себе или в себе, поскольку оно предвосхищает любое постижение или раскрытие. Это само условие не только понимания, но и существования. Как мы можем заглянуть в глубины Бытия? Мы можем взглянуть на Бытие через то, как оно проявляется в мире, через эмоции, которые оно вызывает: через страх и тревогу. Конечно, мы обычно считаем эмоции самыми поверхностными человеческими характеристиками, какие только можно вообразить. Они приходят и уходят, они кажутся бесцельными и бессмысленными. И все же, по мысли Хайдегге-ра, эмоции проявляют нечто более фундаментальное в отношении того, какие мы есть, в способе бытия тех, кто задает вопрос о Бытии. Целью Хай-деггера является выражение страха как состояния души, как способ бытия в мире, и как отношение к вещам в мире, даже когда состояние ума не привязано ни к какому конкретному объекту страха. Сущность угрозы нашей безопасности заключается в ее неопределенности.

Чувство незащищенности - это не просто переживание будущего, а скорее определенное возвращение какой-то угрозы, которая побывала в прошлом либо в результате опыта, либо в воображении и была забыта. Незащищенность - это возвращающееся забытое воспоминание, всегда прибывающее, но так и не пришедшее. Действительно, появление угрозы знаменует собой конец отсутствия безопасности. Воображаемый страх открывает Dasein для будущей неуверенности, делает его восприимчивым к пе-

реживанию грядущей травмы. Другими словами, незащищенность возникает, когда угроза уже реализована, когда катастрофа уже произошла. В статье Р. А. Бурханова и О. В. Никулиной отмечается: «Жизненный опыт Dasein - это главным образом "неподлинное", "несобственное", "падающее", "потерянное" существование, где человеку свойственно переживание страха. Страх есть один из возможных способов существования Dasein, его фундаментальный экзистенциал. В состоянии страха для Dasein, переживающего себя как «бытие-к-смерти», раскрывается его конечность и ничтожность» [1, с. 14].

Заключение

Философия Мартина Хайдеггера до сих пор вызывает интерес и споры у философов, ученых и общественности. Несмотря на критику, его философия остается актуальной и важной для современной мысли по нескольким причинам. Во-первых, он разработал новый подход к философии, который называется «фундаментальной онтологией», где он рассматривает существование не как отдельные вещи, а как целостный контекст, включающий человека в качестве существа, которое создает смысл в мире. Во-вторых, он критически оценивал технологический прогресс и посвятил свои работы рассмотрению взаимосвязи между технологией и человеком. Он предупреждал о том, что технология может привести к утрате нашей способности к мышлению и к утрате чувственного опыта мира.

В целом, концепция Хайдеггера сложна и глубока. Он пытается понять, что значит существовать в мире, и как наше существование влияет на нашу жизнь и нашу свободу выбора. Фундаментальный вклад Мартина Хайдеггера в наше понимание безопасности очень важен сегодня: наша способность вызывать в воображении угрозы нашему нынешнему благополучию, вообразимые и опасные в той мере, в какой мы действительно можем их вообразить, порождают в нас чувства, свойственные VUCA-миру. Безопасность составляет нашу временность или существование во времени. Она порождает или, возможно, вызывает в воображении ряд возможных угроз, распределенных по горизонту времени, в прошлом и настоящем, с разной скоростью, некоторые из которых ускоряются к нам, другие удаляются, различаясь интенсивностью их присутствия и скоростью их изменения.

Исследование показало, что Мартин Хайдег-гер рассматривал человеческое бытие как несущее в себе необходимость жить во времени и бороться со страхом и тревогой, связанными с неизвестностью будущего. Он утверждал, что именно эта борьба яв-

ляется главной составляющей жизни и что именно она позволяет нам достичь своей сущности и стать свободными существами. Его взгляды на человеческое бытие, технологию и природу могут стать ценным источником для понимания современных философских проблем и вызовов.

Таким образом, можно сделать вывод, что наше исследование вносит важный вклад в развитие философии в нескольких аспектах. Во-первых, раскрывает и развивает понятие темпоральности в философии Хайдеггера - понимание того, как темпо-ральность влияет на безопасность человеческого бытия, помогает уточнить и расширить понимание этого концепта. Во-вторых, данное исследование показывает, как понимание безопасности человеческого бытия связано с его темпоральностью. Это может привести к новым методам и подходам к обеспечению безопасности, не только в философском, но и в практическом смысле. В-третьих, исследование может способствовать дальнейшему развитию философских идей Хайдеггера в области этики, социальной философии и других областях. Раскрытие связи между темпоральностью и безопасностью человеческого бытия может стать основой для новых идей и теорий в этих областях.

Полученные результаты исследования имеют практическую значимость в плане применения философских концепций Хайдеггера для анализа и оценки современных социальных, политических и экономических явлений и процессов. В частности, понимание темпоральности и связи ее с безопасностью может быть использовано для разработки стратегий и мер по обеспечению безопасно-

сти человека в различных областях жизни. Например, применение философских концепций Хайдег-гера может быть полезно при разработке мер по обеспечению безопасности в области технологий, где происходит быстрое развитие и внедрение новых технологий, которые могут оказать негативное воздействие на человека и его окружение. Также полученные результаты исследования могут быть использованы для анализа и оценки политических решений и мер в области обеспечения безопасности на уровне государства.

Также важно определить направления для будущих исследований данной темы - это анализ роли других концептов Хайдеггера, таких как ничто и смерть, в формировании безопасности человеческого бытия. Данный аспект может помочь лучше понять, как эти концепты связаны с темпорально-стью и их влияние на наше понимание безопасности. Интересно было бы провести сравнительный анализ понимания безопасности в философии Хай-деггера и других философских традициях, таких как экзистенциализм или феноменология. Такой анализ может помочь установить общие и уникальные черты разных философских традиций в их подходах к безопасности. Важным аспектом, не освещенным в статье, является применение понятия темпораль-ности и безопасности к конкретным ситуациям и проблемам в современном мире, таким как экологические катастрофы, глобальные конфликты, кризисы здравоохранения и т.д. Такой анализ может помочь понять, как понимание безопасности и темпоральности может применяться для решения реальных проблем современного мира и др.

Литература

1. Бурханов Р. А., Никулина О. В. Концепция экзистенциалов в трактате М. Хайдеггера «Бытие и время»// Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 6 (50). - С. 11-15. https://doi.org/10.24158/ fik.2018.6.1. - EDN: XQGYUH

2. Гагарин А. С. Феноменологическая топика: смысложизненное пространство экзистенциалов человеческого бытия// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2009. - Вып. 9. - С. 7-26. - EDN: MTWDTT

3. Гагарин А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. - 372 с.

4. Гагарин А. С. Экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в современной философской антропологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. - C. 70-73. -EDN: UXLIIT

5. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.

6. Гронден Ж. Поворот в мышлении Мартина Хайдеггера/ пер. с франц. А. П. Шурбелева. - СПб.: Русский Миръ, 2011. - 249 с.

7. Касумов Т. К., Гасанова Л. К. Страхи в жизни и жизнь в страхе // Вопросы философии. - 2014. -№ 1. - С. 34-46. - EDN: RWTQNH

8. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М.: «Прогресс-Традиция», 1999. - 284 с.

9. Мотрошилова Н. В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие - время - любовь. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2013. - 526 с.

10. Оплетина И. А. Толерантность к неопределенности и VUCA-мир как глобальная тенденция изменяющейся действительности// Публичное/частное в современной цивилизации: мат. XXII российской научно-практической конф. (с международным участием), Екатеринбург, 16-17 апреля 2020 года. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. - С. 412-415. - EDN: TRTQZZ

11. Паткуль А. Б. Время как горизонт понимания бытия в фундаментальной онтологии // Horizon. Феноменологические исследования. - 2012. - Т. 1 - №1. - С. 28-47. https://doi.org/10.18199/2226-5260-2012-1-1-28-47. - EDN: UCFDOP

12. Паткуль А. Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдег-гера. - СПб: Наука, 2020. - 810 с.

13. Перцев А. В., Ковалева Е. С. «Духовная ситуация времени» как историко-философский диагноз эпохи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2021. - № 3. - С. 117-129. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-117. - EDN: OXYKMM

14. Перцев А. В., Циплакова Ю. В. Хайдеггер I и Хайдеггер II: о микропарадигмах в историко-философской науке // Манускрипт. - 2020. - Т. 13. - № 12. - С. 162-169. https://doi.org/10.30853/mns200569. -EDN: RMQNCM

15. Перцев А. В., Ковалева Е. С. История философии как наука и диагностика современности (от махи-нативности до панк-кинизма) // Философия сегодня: ценности, перспективы, смыслы: сборник материалов конференции, Екатеринбург, 19-21 ноября 2021 года. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. - С. 33-58. - EDN: FUUCYU

16. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

17. Хайдеггер М. Введение в метафизику. - Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 1997. - 302 с.

18. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. - М.: Логос, 1997. - 143 с.

19. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 445 с.

20. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск: Водолей, 1998. - 384 с.

21. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

22. Черняков А. Г. Онтологическая дифференция и темпоральность // Вопросы философии. - 1997. -№ 6. - С. 136-151.

23. Burgess J. P. (2021) On being insecure: Heidegger's fears, New Perspectives. Vol. 29, Is. 2., pp. 128-143, https://doi.org/10.1177/2336825X211010054.

24. Guignon Ch. (1993) The Cambridge Companion to Heidegger, Cambridge: Cambridge University Press, 389 р.

25. Kisiel Th. (1993) The Genesis of Heidegger's Being and Time, Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 608 p.

26. Polt R. (1999) Heidegger. An Introduction, London, Routledge, 212 p.

References

1. Burkhanov, R. A., Nikulina, O. V. (2018) [The concept of existentials in M. Heidegger's treatise "Being and Time"]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [ Society: Philosophy, History, Culture]. Vol.6 (50), рр. 1115. (In Russ.).

2. Gagarin, A. S. (2009) [Phenomenological topic: meaning-of-life space existentials of human life]. Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk [Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 9, pp. 7-26. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gagarin, A. S. (2001) Ekzistentsialy chelovecheskogo bytiya: odinochestvo, smert', strakh. Ot Antichnosti do Novogo vremeni [Existentials of human existence: loneliness, death, fear. From Antiquity to Modern Times]. Ekaterinburg: Publ.house of Ural University, 372 p.

4. Gagarin, A. S. (2015) [Existence and existentials of human life in modern philosophical anthropology]. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. Tambov: Commendation. Vol. 12, pp. 2.

5. Gaidenko, P. P. (2006) Vremya. Dlitel'nost'. Vechnost'. Problema vremeni v evropeiskoi filosofii i nauke [Time. Duration. Eternity. The problem of time in European philosophy and science.]. Moscow: Progress-Tradition, 464 p.

6. Gronden, Zh. (2011) Povorot v myshlenii Martina Heideggera [A Turn in Martin Heidegger's Thinking]. SPb.: Publ.house «Russian World», 252 p.

7. Kasumov, T. K., Gasanova, L. K. (2014) [Fears in life and life in fear]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. Vol 1, pp. 34-46. (In Russ.).

8. Mikhailov, I. A. (1999) Rannii Heidegger: Mezhdu fenomenologiei i filosofiei zhizni [Early Heidegger: Between Phenomenology and Philosophy of Life]. M.: «Progress-Tradition», 284 p.

9. Motroshilova, N. V. (2013) Martin Heidegger i Hannah Arendt: bytie - vremya - lyubov' [Martin Heidegger and Hannah Arendt: Being - Time - Love]. Moscow: Academic prospect: Gaudeamus, 526 p.

10. Opletina, I. A. (2020) Tolerantnost' k neopredelennosti i VUCA-mir kak global'naya tendentsiya izmenyayushcheisya deistvitel'nosti. Publichnoe/chastnoe v sovremennoi tsivilizatsii: mat. XXII rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konf. (s mezhdunarodnym uchastiem) [Public/private in modern civilization: mat. XXII of the Russian Scientific and Practical conference. (with international participation)]. Ekaterinburg, pp. 412-415. (In Russ.).

11. Patkul, A. B. (2012) [Time аs horizon of understanding of Being in the fundamental ontology]. Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya [Horizon. Phenomenological research]. Vol. 1(1), p. 28-47. (In Russ.).

12. Patkul, A. B. (2020) Ideya filosofii kak nauki o bytii v fundamental'noi ontologii Martina Heideggera [The Idea of Philosophy as a Science of Being in Martin Heidegger's Fundamental Ontology]. SPb: Science, 810 p.

13. Pertsev, A. V., Kovaleva, E. S. (2021) [«Spiritual situation of time» as a historical and philosophical diagnosis of the era]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 3, рр. 117-129. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-117. (In Russ.).

14. Pertsev, A. V, Kovaleva, E. S. (2021) [History of philosophy as a science and as a diagnostics of modernity (from machination to punk-cynicism)]. Filosofiya segodnya: tsennosti, perspektivy, smysly: sbornik materialov konferentsii [Ekaterinburg: Ural University Press , pp. 33-58. (In Russ.).

15. Pertzev, A. V., Tsiplakova, Yu. V. (2020) [Heidegger I and Heidegger II: On Micro-Paradigms in Historical and Philosophical Science]. Manuskript [Manuskript] Vol. 13, No. 12, pp. 162-169. (In Russ.).

16. Heidegger, M. (1997) Bytie i vremya [Being and time]. Moscow: Ad Marginem, 451 p.

17. Heidegger, M. (1997) Kantiproblemametafiziki [Kant and the problem of metaphysics]. Moscow: Logos, 143 p.

18. Heidegger, M. (1998) Prolegomeny k istorii ponyatiya vremeni [History of the Concept of Time: Prolegomena]. Tomsk: Vodolei, 384 p.

19. Heidegger, M. (2001) Osnovnyeproblemy fenomenologii [The main problems of phenomenology]. SPb.: Higher Religious and Philosophical School, 445 s.

20. Heidegger, M. (1997) Vvedenie v metafiziku [Introduction to Metaphysics]. Sankt-Peterburg: Higher Religious and Philosophical School, 302 p.

21. Chernyakov, A. G. (2001) Ontologiya vremeni. Bytie i vremya v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Heideggera [Ontology of time. Being and Time in the Philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. SPb.: Higher Religious and Philosophical School, 460 p.

22. Chernyakov, A. G. (1997). Ontologicheskaya differentsiya i temporal'nost' [Ontological differentiation and temporality]. Voprosy filosofii [ Problems of Philosophy]. Vol. 6, pp. 136-151. (In Russ.).

23. Burgess, J. P. (2021) On being insecure: Heidegger's fears. New Perspectives. Vol. 29(2), pp. 128-143. (In Engl.).

24. Guignon, Ch. (1993) The Cambridge Companion to Heidegger. Cambridge: Cambridge University Press, 391 р.

25. Kisiel, Th. (1993) The Genesis of Heidegger's Being and Time. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 608 p.

26. Polt, R. (1999) Heidegger. An Introduction. London: Routledge, 212 p.

Информация об авторе:

Екатерина Сергеевна Лебедь, заместитель директора по учебно-методической работе департамента философии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Ека-

теринбург, Россия; аспирант, научная специальность 5.7.2. История философии, Сургутский государственный университет, Сургут, Россия ORCID ID: 0000-0003-4241-8395 e-mail: kkovaleva2@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 14.03.2023; принята в печать: 01.06.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Ekaterina Sergeevna Lebed, Deputy Director at the Department of Philosophy, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia; postgraduate student, scientific specialty 5.7.2. History of Philosophy, Surgut State University, Surgut, Russia ORCID ID: 0000-0003-4241-8395 e-mail: kkovaleva2@yandex.ru

The paper was submitted: 14.03.2023.

Accepted for publication:01.06.2023.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.