Научная статья на тему 'Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации: вопросы квалификации'

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации: вопросы квалификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3896
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ / РЕЖИМ / НАСИЛИЕ / УГРОЗА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Александр Павлович

В представленном материале с учетом внесенных изменений в ст. 322 УК РФ исследуются объективные и субъективные признаки состава преступления, предусматривающие ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL CROSSING OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE QUESTIONS OF CLASSIFICATION

The amendments in Article 322 of the Criminal Code considered the present study examines the objective and mental elements of the offence, involving liability for illegal crossing of the national boundary of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации: вопросы квалификации»

7.3. НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Кузнецов Александр Павлович, д-р юрид. наук, профессор. Заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ. Должность: профессор. Место работы: Российский Университет кооперации. Филиал: Чебоксарский кооперативный институт. E-mail: [email protected]

Аннотация: В представленном материале с учетом внесенных изменений в ст. 322 УК РФ исследуются объективные и субъективные признаки состава преступления, предусматривающие ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Ключевые слова: Государственная граница, иностранный гражданин, незаконное пересечение, режим, насилие, угроза, квалификация, объективные и субъективные признаки, политическое убежище

ILLEGAL CROSSING OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE QUESTIONS OF CLASSIFICATION

Kuznetsov Alexander Pavlovich, Dr of law, professor, Distinguished Lawyer of Russian Federation, Honored Scientist of Russia. Position: Professor. Place of employment: Russian University of Cooperation. Branch: Cheboksary cooperative institute. E-mail: [email protected]

Annotation: The amendments in Article 322 of the Criminal Code considered the present study examines the objective and mental elements of the offence, involving liability for illegal crossing of the national boundary of the Russian Federation.

Keywords: State border, foreign citizen, illegal crossing, frontier regime, violence, aggressive threat, classification, objective and mental elements, political asylum.

Обзор статьи. Данная статья в современной редакции состоит из трех частей и примечания. Часть первая и вторая - основные составы, сформулированы по типу формальных, а часть третья относится к квалифицированному составу.

В первой части устанавливается ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 322 УК).

Во второй части, предусматривается ответственность за пересечение границ Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 322 УК).

В третей части (квалифицированный состав) устанавливается ответственность за деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с применением насилия или угрозой его применения (ч.3 ст.322 УК).

Конструкция ст. 322 УК включает в себя примечание, в котором содержится конкретизация положений, применительно к режиму пересечения Государственной границы исходя из установленных Конституцией Российской Федерации требований: определяется, что «Действия настоящей статьи не распространяется на случай прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления».

В санкциях ч.1 и ч.2 ст. 322 УК определены три альтернативных вида наказания (штраф, принудительные работы, лишение свободы), в ч.3 ст. 322 УК установлен безальтернативный вид наказания - лишение свободы.

Продолжая совершенствовать указанную статью, законодатель неоднократно вносил в нее изменения, которые затрагивали как ее диспозицию, так и санкции (Федеральный закон от 4 июля 2003 г. №98-ФЗ; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ; Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. №420-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №312-ФЗ [1]).

Общественная опасность исследуемого преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности, ослабляет установленный режим Государственной границы Российской Федерации.

Характеристика объективных признаков состава преступления предусмотренного ст. 322 УК РФ. Если в отношении родового и видового объекта рассматриваемых преступлений среди ученых нет каких-либо принципиальных разногласий и достигнуто единое мнение по данному вопросу. В частности, под родовым объектом преступлений против порядка управления понимаются общественные отношения регламентирующие деятельность государственной власти. Иными словами - это обеспеченная государственно-правовыми институтами и организациями система управления обществом, способная с помощью созданного аппарата подчинить государственной воли определенных лиц и коллективов в целях поддержания стабильности и порядка. Видовым объектом признаются общественные отношения, обеспечивающие легитимность и нормальное функционирование установленного порядка управления.

В отношении непосредственного объекта ученые высказывают различные точки зрения. Так, в качестве непосредственного объекта они называют: режим Государственной границы Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» [2, С.729]; режим Государственной границы России [3, С. 239]; общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации и регламентирующие установленный порядок ее охраны и пропуска физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных [4, С. 357]; неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации [5, С. 985]; неприкосновенность Государственной границы РФ как составляющая порядка управления [6, С. 854]; общественные отношения в сфере обеспечения неприкосновенности Государственной границы РФ и надлежащего режима ее функционирования, определенного законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» [7, С.

785] и т.п. Несмотря на наличие различных точек зрения, высказанных учеными о непосредственном объекте преступления можно заметить, что они в различной интерпретации, так или иначе, связывают определение объекта с режимом Государственной границы.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что непосредственным объектом исследуемого преступления следует признавать общественный отношения, регулирующие установленный законом режим обеспечения неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации.

Уголовно-правовая характеристика объективной стороны преступления. Объективная сторона преступления выражается в пересечении Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения полученного в порядке установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Законом от 1 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница-линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [8; 9]. Таким образом, обязательным признаком объективной стороны является место - Государственная граница Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы, если не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, серединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта; Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технической оси не зависимо от прохождения Государственной границы на воде.

Государственная граница обозначается на местности ясно видимыми пограничными знаками, описание и их порядок установки определяется международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

Пересечение Государственной границы осуществляется на основе установленных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или без гражданства, признаваемые в России, полученных в соответствии и

нормативно-правовыми актами и оформленными надлежащим образом [10; 11; 12], дающим право на въезд или выезд из Российской Федерации.

Так, согласно ст. 6 указанного закона выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию российские граждане осуществляет по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а для иностранных граждан или лиц без гражданства - это действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, а также визу.

В Российской Федерации документом, по которым граждане Российской Федерации могут осуществлять въезд в Российскую Федерацию, либо выезд является паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка) [13].

Незаконным пересечением Государственной границы в уголовно правовом смысле следует признавать деяния, осуществляемые без установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения. Отсутствие указанных обстоятельств исключает уголовную ответственность и влечет применение мер административного воздействия за нарушения режима Государственной границы Российской Федерации. Порядок привлечения за административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации регламентирован в главе 18 КоАП РФ: (ст. 18.1 КоАП); либо за нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2 КоАП); нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу (ст. 18.4 Ко-АП).

В соответствии с законом «О Государственной границе Российской Федерации» [14] режим устанавливается Федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств, отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер регламентированных правил может быть упрощенным. Режим государственной границы включает следующие правила: содержание Государственной границы; пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведение на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Содержание Государственной границы - система правил регулирующий порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и обслуживания, пограничных просек, проведения совместных сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы.

Пересечения Государственной границы - включает в себя пересечение границы на суше лицами и транспортными средствами на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения, либо в

иных местах определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Указанные правовой акт определяет время пересечения Государственной границы, устанавливает порядок следования от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу и в обратном направлении.

Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и порядке установленных международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. Основанием для пропуска грузов, товаров и животных через Государственную границу производится при наличии действительных документов на право въезда, выезда лиц, а также транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Ведение на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пределах пятикилометровой полосы местности российскими и иностранными юридическими и физическими лицами не должна: наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба; создавать помехи содержанию Государственной границе и выполнению задач пограничными органами. Указанная деятельность осуществляется с разрешения пограничных органов, включающая сведения о местах, времени, пересечении границы и производство работ, количество участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

Разрешение с иностранным государством инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границе производится компетентными органами, определяется договорами Российской Федерации, законом «О Государственной границе», решением правительства Российской Федерации с сопредельными государствами (ст.14).

Уголовно-правовая характеристика квалифицированного состава. В ч. 3 ст. 322 УК законодатель предусмотрел квалифицированный состав, а именно установил ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группы; б) либо с применением насилия или угрозой его применения.

В соответствии с ч. 2 ст.35 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Предварительный сговор может относиться как к совершению преступления в целом, так и к определенным его моментам. Сговор может включать в себя распределение ролей между соучастниками, определение вклада каждого в преступную деятельность и т.п.

Как видно, признаки организованного соучастия включают в себя заключение между участниками предварительного соглашения на совместное совершение преступления. В конкретизированном виде они могут выражаться следующими признаками. Во-первых, соглашение между соучастниками должно быть достигнуто до начала выполнения преступного деяния. Во-вторых, преступное деяние должно совершаться группой лиц, совместно, то есть соучастника-

ми. В-третьих, определяются возможности каждого участника в совершении преступления. В-четвертых, наличие умысла на создание организованной структуры, ее поддержания и использования.

Преступление, совершенное организованной группой согласно ч. 3 ст. 35 УК признается, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Законодатель в ч. 3 определил три признака организованной группы: а) объединение лиц для совершения совместного преступления. Оно может проходить путем совместного или конклюдентного волеизъявления на неопределенный, но относительно продолжительный период [15, С. 122]; б) заранее объединившихся до начала совершения преступления; в) группа должна отличаться устойчивостью. К признаку устойчивости можно отнести: стабильность состава; тесная связь между ее членами; согласованность действий; постоянство и форм, и методов преступной деятельности; длительность ее существования и количество совершенных преступлений [16]. Разъясняя признак устойчивости при его трактовке в своем Постановлении от 17 января 1997 года № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» Пленум Верховного Суда Российской Федерации допустил ошибку, включив в него организованность, длительность существования и количество совершенных преступлений (выд. авт.), что противоречит ч. 3 ст. 35, в которой говорится о том, что организованная группа может быть создана и для совершения одного преступления; г) цель объединения соучастников - совершение одного или нескольких преступлений подразумевает субъективную готовность к совершению одного, так и нескольких преступлений.

Применение насилия или угроза его применения (ч.3 ст.322 УК). В уголовно-правовой доктрине под насилием понимается воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего. Насилие может быть опасным для жизни и здоровья, так и не опасным для жизни и здоровья. Оно выражается в нанесении побоев, ранений, связывании, удушении, причинении вреда здоровью и т.д. Насилие, связанное с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти требует дополнительной квалификации по совокупности преступления (ст.111 УК и ч.3 ст.322 УК). Если потерпевшим является сотрудник пограничной службы, осуществляющий специализированный контроль за пересечением Государственной границы, деяние виновного необходимо квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 2 ст. 318 и ч. 3 ст. 322 УК.

Под угрозой применения насилия понимается противоправный способ психического воздействия, выражающийся в его запугивании, с целью вызвать у последнего чувство страха, тревоги, беспокойства за свою безопасность. Угроза может выражаться в различных формах (устно, письменно, словами, жестами и т.п.), путем причинения вреда здоровью или жизни, физической боли. В данном случае, угроза должна свидетельствовать о желании виновного применить ее немедленно, безотлагательно, восприниматься потерпевшим как реальная, даже если виновный и не собирался ее исполнить, а лишь запугивал [17, С. 324, 373].

Ответственность за применение насилия или угрозу его применения наступает по ч. 3 ст. 322 УК только при условии исполнения потерпевшим законной деятельности лица, осуществляющего специализированные формы контроля при пересечении Государственной

границы Российской Федерации. Применение насилия или угроза его применения вне этой деятельности необходимо квалифицировать по статьям о преступлении против личности. Данный состав по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента применения насилия или с угрозой его применения, независимо от достижения виновным преступного результата.

Уголовно-правовая характеристика примечания. В примечании к ст. 322 УК законодатель предусмотрел обстоятельства, исключающие преступность деяния. Согласно примечанию к ст. 322 УК «Действие настоящей статьи не распространяется на случай прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления». Действительно, получение политического убежища в ряде случаев невозможно без незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации. Закрепленные в примечании положения, гарантируют использование лицом права на политическое убежище и являются исключением из общего правила о привлечении его к уголовной ответственности.

Предоставление политического убежища Российской Федерации иностранным гражданам лицам без гражданства осуществляется на основании общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, других правовых актов, исходя из национальных интересов России. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права» [18].

Конкретизация положений, закрепленных в Конституции, содержится в законе РФ от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» [19]; Положение о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №746 от 21 июля 1997 года [20]. Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим защиту от преследования в своей стране за убеждение, политические взгляды, общественно-политическую деятельность, не противоречащую нормам международного права, принципам, признанным мировым сообществом [21; С. 249].

Политическое убежище не предоставляется, если лицо: преследуется за пределами Российской Федерации за деяние, признаваемое в Российской Федерации преступлением или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговора суда на территории Российской Федерации; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с законом Российской Федерации «О беженцах»; предоставило

заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В части 3 ст. 322 УК РФ устанавливается ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которого в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства при въезде или выезда из Российской Федерации обязаны предъявлять действительные документы, удостоверяющие из личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо органом внутренних дел, или Министерством дел иностранных дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Иностранный гражданин, прибывающий на территорию Российской Федерации более трех месяцев, наряду с другими документами обязан иметь сертификат об отсутствии у него Вич-инфекции [22, С. 331].

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен при условии, если они: использовали подложные документ, либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации: имеют не снятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, на территории России или за ее пределами, признаваемого таковыми в соответствии с Федеральным законом; два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или от административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию не разрешен в случае если это: необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, или общественного порядка, либо защиты здоровья населения; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортировались - в течение пяти лет со дня административного выдворения или депортации; они имеют не погашенную или не снятую судимость за совершении тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации, либо за е пределами, признаваемого таковыми в соответствии с Федеральным законом; они не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления; они не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления; при обращении за визой, либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации они не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего вы-

езда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядками, установленными Правительством Российской Федерации; в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания в Российской Федерации).

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях если они; в соответствии с законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемого, - до принятия решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбывания (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, -до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами; не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательств по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

При пресечении Государственной границы Российской Федерации указанными лицами при наличии перечисленных обстоятельств их действия образуют состав преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ. Не будет признаваться нарушением правил пересечением Государственной границы Российской Федерации вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов эксплуатируемых в некоммерческих целях на территории Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемых в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного военного судна эксплуатируемого в некоммерческих целях; буксировка поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; доставка спасенных людей; оказание срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а так же в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Незаконное пересечение Государственной границы связанное с захватом заложника (ст.206 УК), угоном судна, воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст.211 УК) и т. п. квалифицируются по совокупности ст. 322 УК и соответствующих статей кодекса, предусматривающих ответственность за данные преступления.

Список литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, Ст. 2954; 2003, № 27, Ст. 2712; № 50, Ст. 4848; 2011, № 50, Ст. 7362).

2. Уголовное право России. Учебник для вузов.В 2-х то-мах.Т.2.Особенная часть/ Под ред. д.ю.н., проф. А.Н. Игнатова и д.ю.н., проф. Ю.А. Красикова.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов/ под ред. д.ю.н., проф. Г.И. Борзенко-ва, д.ю.н., проф.В.С. Комиссарова.- М.: НКД «Зерцало-М», 2002.

4. Полный курс уголовного права: В 5 т./ Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Коробеева. Т^: Преступление против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности мира и человечества. Международное уголовное право. - СПб.: Издательство Р.Асланова. «Юридический центр Пресс», 2008.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ отв. ред. д.ю.н., проф. А.Э. Жалинский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2010.

6. Уголовное право России. Особенная часть: учебник/под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан.М.: Статут, 2012.

7. Российское уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов/под ред. д.ю.н проф. В.П. Коняхина, д.ю.н., проф. М.Л. Прохоровой.-М.: «Контракт», 2015.

8. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации.

1993. № 17. Ст. 594.

9. Собрание законодательства Российской Федерации.

1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610; 1998. № 31. Ст. 3831; 1999. № 23. Ст. 2808; 2000. № 46. Ст. 4537.

10. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175.

11. Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 года №1142 «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ от 12 октября 1998 г., № 41, Ст. 5020.

12. Постановление Конституционного суда РФ от 15 января 1998 года №2-п по делу о проверке конституционности положений ч.1 и 3 ст.8 Федерального закона от 15 августа 1996 года « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

13. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 года № 298 «Об утверждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации 1997. № 12. Ст. 1435.

14. Закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»// Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805; 1999. № 23. Ст. 2808; 2000. № 32. Ст. 3341.

15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ отв. ред. д.ю.н., проф. А.Э. Жалинский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2010.

16. Бюллетень Верховного суда РФ 1997. № 3. С. 7.

17. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/ [Дуюнов В.К. и др.]: отв. ред. Л.Л. Кругликов.- М.; Волтер Клувер, 2005.

18. Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

19. Российская газета от 20 марта 1993 г., № 54

20. Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.

21. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. Г.И. Борзенко-ва, д.ю.н., проф.В.С. Комиссарова.- М.: НКД «Зерцало-М», 2002.

22. Кузнецов АП. Преступления против государственной власти: Комментарий к разделу X Уголовного кодекса Российской Федерации. - М: Российская академия юридических наук; изд-во «Вектор-ТиС», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.