НЕЗАКОННАЯ ВЫДАЧА ПАСПОРТА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОВЛЕКШАЯ НЕЗАКОННОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Гпадких В.Н., аспирант Ростовского Юридического Института МВД РФ.
Аннотация. Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 43-ФЗ перечень должностных преступлений, указанных в гл. 30 УК РФ как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, пополнился новым составом, предусмотренным ст. 2921: незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.
Ключевые слова: бланк, выдача, государственный служащий, гражданство, должность, документ, иностранный гражданин, обязанность, паспорт, преступление.
ILLEGAL PASSPORT CITIZEN OF THIS, RESULTING UNLAWFUL ACQUISITION OF CITIZENSHIP RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF CRIMES AGAINST THE GOVERNMENT
Annotation. Federal law of April 8, 2008 № 43-FZ of the list of malfeasance described in Chap. 30 of the Criminal Code as offenses against the state, the interests of public service and service in local government were added to the new composition, under Art. 292 1: Unlawful issuance of a passport citizen Russia, as well as the introduction of false information in the documents, resulting in the illegal acquisition of citizenship of Russia.
Keywords: form, distribution, state employee, citizenship, position post, document, foreign citizen, duty, passport, crime.
Актуальными проблемами, побудившими законодателя внесения изменений в гл. 30 УК РФ, явились следующие:
1. Проблема нелегальной и криминальной миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
2. Проблема повышения эффективности уголовной ответственности за преступления в сфере государственных правоотношений, а именно: незаконную выдачу паспорта и незаконное приобретение гражданства.
Проблема с выдачей фиктивных документов на самом деле одна из острейших. Анализ служебной деятельности органов внутренних дел Российской Феде-
рации по противодействию легализации на территории Российской Федерации иностранных граждан путем получения российских паспортов свидетельствует о выявлении физических и юридических лиц, занимающихся подделкой различных документов, которые служат основанием для получения паспорта гражданина Российской Федерации, хищении бланков паспорта, а также подделке паспортов.
Цель работы заключается в разработке и обосновании предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства об ответственности за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. На основе теоретических исследований, изучение эмпирического материала и статистических данных провести комплексное уголовно-правовое изучение проблем борьбы за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.
Одной из гарантий успешной деятельности государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной работы государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней.1
Необходимым требованием при выявлении и расследовании преступлений, их квалификации является установление в совершенном деянии всех признаков соответствующего состава преступления. Определение объекта посягательства позволяет выявить социальную и юридическую природу преступления, общественно-опасные последствия, границы действия уголовно-правовой нормы, способствует правильной квалификации преступления. Различные виды объектов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (родовой, видовой, непосредственный), проблемы их соотношений в науке уголовного права понимаются неоднозначно.
Анализ теоретических исследований показывает, что в составах преступлений, предусмотренных статьями УК РФ: 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 2851(нецелевое расходование бюджетных
средств), 2852 (нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), 286 (превышение должностных полномочий), 287 (отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации), 288 (присвоение полномочий должностного лица), 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 292 (служебный подлог), 2921 (незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации), 293 (халатность) непосредственный объект преступлений лежит в одной плоскости с видовым. Содержание последнего составляет, по признанию
1 Буравлев Ю.М. Особенности уголовной ответственности госу-
дарственных служащих // Закон и право. 2008. № 10. С. 29.
большинства теоретиков, нормальная деятельность государственного аппарата, государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Исследуя точки зрения на родовой объект данных преступлений таких авторов, как Б.В. Здравомыслова, А.К. Квициния, С.Г. Келина, Е.В. Тарасовой и других,1 мы полагаем, что более точное определение дал В.В. Прудников, который понимает под родовым объектом данных преступлений совокупность общественных отношений, регулируемых законодательством РФ в сфере функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.2
Анализ содержания структурных элементов общественного отношения помогает представить видовой объект данных преступлений, которым являются общественные отношения, представляющие урегулированную правовыми нормами реализацию задач должностными лицами или лицами, занимающими определенные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, стоящих непосредственно перед государством в целом, и каждым государственным органом, организацией, учреждением в отдельности, путем воздействия государства в лице соответствующих должностных лиц на деятельность граждан и осуществления юридически значимых действий по поводу материальных и нематериальных благ. Непосредственным объектом составов преступлений, объединенных в главе 30 УК РФ, является нормальная деятельность соответствующего публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Необходимость установления предмета зависит от особенностей конструкции системы признаков конкретного состава преступления. Преобладающую часть преступлений данной группы составляют деяния, где отсутствует предмет преступления. Между тем в отдельных составах наличие предмета обязательно. Это: документы, материалы, используемые как носители информации (ст. 290, ст. 291 УК РФ); официальные документы (ст. 292, ст. 292 УК РФ).3
Анализируя объективную сторону преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует отметить, что большинство рассматриваемых составов преступления сконструировано таким образом, что деяние может быть совершено как в форме действия, так и бездействия (ст. 285, 2851, 2852, 286, 288,291, 292, 2921 - только в форме действий, ст. 297, 289, 290 в форме действий и бездействий).
1 Квициния А.К. Должностные преступления. М., 1992. С. 25; Тарасова Е.В. Квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования своего служебного положения. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 98-104; Здравомы-слов Б.В. Новый УК РФ (О преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) // Юридический мир. 1997. С. 24; Келина С.Г. Курс российского уголовного права: Особенная часть (под. ред. Кудрявцева В.Н., Наумова А.В.). М., 2002. С. 479; и другие.
2 Прудников В.В. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (уголовно-правовые аспекты). Монография. Краснодар, 2005. С. 18.
3 Аснис А.Я. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления // Уголовное право. 2005. № 5. С. 45.
Объективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления характеризуется следующими признаками: использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; наступлением общественно опасных последствий; наличием причинной связи между указанными в законе общественно - опасными последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Причинная связь между деянием и последствиями преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления будет установлена, если одновременно совпадут три критерия - неизбежность, реальность, последовательность.
Анализ субъективной стороны данных преступлений показывает, что все они могут быть совершены лишь умышленно (кроме преступлений по ст. 293 УК РФ). Мотив в качестве обязательного признака состава преступлений предусмотрен ст. 285 УК РФ и ст. 292 УК РФ. Отсутствие указанных мотивов даже при наличии существенного вреда превращает данные преступления в административный проступок.
Субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста и обладающее специальным признаком - должностным положением. По ст. 288, 291, 292 УК РФ субъектом может быть не только должностное лицо. Определение понятия должностного лица, данное в примечании к ст. 285 УК РФ, позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: характер выполняемых лицом полномочий и обязанностей; правовое основание наделения его этими функциями; принадлежность тех органов, в которых трудится лицо. Определяющим признаком является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений.
С учетом распространенности деяний, связанных с незаконной выдачей паспорта гражданина РФ и незаконным приобретением гражданства России, следственная и судебная практика испытывала необходимость в отграничении этого вида деяний, от других видов преступлений.1 Механизм указанного преступления не одномоментный и предполагает совершение ряда разнообразных действий по изготовлению документов и иных шагов, ведущих к конечной цели - незаконному получению паспорта или приобретению гражданства вопреки учрежденному порядку.
Для борьбы с этим видом преступлений, повышении эффективности уголовной ответственности за преступления в сфере государственных правоотношений Федеральным законом от 8 апреля 2008г. № 43-ФЗ Уголовный кодекс РФ пополнен ст. 2921, предусматривающей ответственность за незаконную выдачу паспорта гражданина России и внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение ее гражданства. Таким образом, ст. 2921
1 Халиков А. Незаконная выдача паспорта и незаконное приобретение гражданства // Законность. 2008. № 9. С. 31.
УК содержит описание двух близких, но самостоятельных составов преступлений, отличающихся рядом признаков.
Их непосредственным объектом, исходя из места расположения уголовно-правовой нормы в системе Особенной части УК РФ, выступают интересы государственной и муниципальной службы в обеспечении порядка составления и оборота официальных документов. Предметом преступления, предусмотренного как
ч. 1, так и 2 ст. 2921 УК являются: 1) паспорт гражданина РФ; 2) документы, необходимые для получения гражданства РФ.
Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина РФ.1 Согласно постановлению Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (в ред. от 28 марта 2008 г.) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»2 паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России. Его обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14 лет и проживающие на ее территории. По достижении 20 и 45 лет паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании срока указанной службы.
Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС) по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом этой службой. Для получения паспорта гражданин представляет: а) заявление по форме, установленной ФМС; б) свидетельство о рождении. В случае отсутствия данного документа паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для его получения. При необходимости представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ.3
В ст. 2921 УК идет речь о противоправных действиях с паспортом гражданина РФ. Следовательно, все остальные документы, удостоверяющие его личность, не могут быть предметом данного преступления.
Производство по делам о гражданстве РФ регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-Фз (в ред. от 4 декабря 2007 г.) «О гражданстве Российской Федерации».1 Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в ред. от 27 июля 2007 г.), при приеме в гражданство РФ в общем порядке представляются:
- вид на жительство (его представление не требуется для лиц, имеющих статус беженцев на территории
1 См.: СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301.
2 См.: СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.
3 См.: Приказ МВД России от 28 декабря 2006 г. № 1105 (в ред.
от 11 января 2008 г.) «Об утверждении Административного рег-
ламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 17 февр.; 2008. 2 февр.
1 См.: СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031: Российская газета. 2007. 8 декабря.
РФ. Для лиц, прибывших в Россию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории РФ исчисляется со дня регистрации по месту жительства на ее территории и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельства о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина с пометкой о дате выдачи);
- документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
- документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства. Он выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением иностранного государства в России.
- документ, подтверждающий владение русским языком;
- свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.2
Поскольку перечисленные документы необходимы для получения гражданства РФ, они могут признаваться предметом рассматриваемого преступления.
Кроме того, в необходимых случаях требуется представление мотивированного ходатайства федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме в гражданство РФ, свидетельства о предоставлении политического убежища, документа, подтверждающего признание лица беженцем, а в отношении военнослужащих - ходатайства центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Поскольку эти документы являются основанием для получения гражданства РФ, то они также могут входить в предмет преступления, предусмотренного ст. 2921 УК.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2921 УК, характеризуется, как указано выше, двумя альтернативно указанными деяниями: а) незаконной выдачей паспорта гражданина РФ; б) внесением заведомо ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства РФ. В обоих случаях незаконность этих действий является необходимым признаком состава данного преступления. В первом случае она относится к самому деянию, во втором - к последствиям деяния. Следовательно, речь в рассматриваемых случаях должна идти о внесении в паспорт или в дающие право на его получение документы таких сведений, содержание которых непосредственно влияет на решение вопроса о предоставлении указанного гражданства.
По смыслу рассматриваемой нормы УК паспорт должен предназначаться к выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства. Незаконная его выдача гражданину России не образует состава рассматриваемого преступления. В последнем случае такие действия следует квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями (например,
2 См.: Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2820.
при выдаче паспорта военнослужащему в период прохождения им службы по призыву).1
Определение момента окончания преступления зависит от характера деяния. Незаконная выдача паспорта считается оконченным преступлением с момента его вручения лицу, а внесение заведомо ложных сведений в соответствующие документы - с момента предоставления гражданства России.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом, что вытекает из характеристики его объективной стороны, в частности из указания на незаконность действий и заведомую ложность сведений. Лицо осознает, что незаконно выдает паспорт гражданина РФ или вносит заведомо ложные сведения в документы, необходимые для получения гражданства РФ, предвидит, что это повлечет незаконное гражданство РФ, и желает этого.
Мотивы преступления для квалификации деяния по ст. 2921 УК значения не имеют, однако могут свидетельствовать о совокупности преступлений, например о получении взятки, что требует дополнительной юридической оценки.
Цель этого преступления в законе не указана, однако из описания второго деяния явствует, что оно совершается с целью незаконного получения гражданства РФ. Внесение заведомо ложных сведений в указанные выше документы с любой другой целью не образуют состава рассматриваемого преступления.
Субъект преступления непосредственно назван в ст. 2921 УК. Им признается должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления.
Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК, сконструирован по типу материального, поэтому его объективная сторона характеризуется тремя признаками: деянием, последствием и причинной связью между ними.
Деяние описано так же, как и в ст. 293 УК, предусматривающей ответственность за халатность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Неисполнение служебных обязанностей означает бездействие лица, невыполнение действий, которые должно было и могло выполнить в силу имеющегося у него правового статуса. В этом случае имеет место так называемое «чистое» бездействие. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей характеризуется неполной, некачественной, несвоевременной их реализацией. Такое бездействие называется смешанным.
Для наличия состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы неисполнение или ненадлежащее исполнение были обусловлены недобросовестным или небрежным отношением лица к службе. Недобросовестность - это сознательное пренебрежение своими обязанностями, небрежность - недостаточная внимательность при их исполнении.
Указанное отношение виновного должно повлечь предусмотренные в законе последствия: незаконную выдачу паспорта гражданина РФ или приобретение гражданства РФ. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная зависимость.
1 Шитенков А.В. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, повлекшая незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. Комментарий к ст. 2921 УК РФ // Уголовный процесс. 2008. № 9. С. 4.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Крут субъектов преступления, предусмотренного ст. 2921 УК, в отличие от халатности, расширен. Наряду с должностным лицом таковым признается и государственный служащий, не являющийся должностным лицом, в полномочия которого входит проверка документов, необходимых для выдачи паспорта гражданина РФ и получения гражданства РФ.
Проблема поддельных паспортов для России не новая (вспомним 90-е годы, период распада СССР). Однако масштабы ее, по мнению некоторых специалистов и представителей органов власти, стали настолько огромными, что сегодня, в условиях существования террористической угрозы, было необходимо принятие срочных мер. Поэтому в УК РФ был введен новый состав преступления - незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 2921 УК РФ).
Список литературы:
1. Аснис А.Я. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления // Уголовное право. 2005. № 5.
2. Буравлев Ю.М. Особенности уголовной ответственности государственных служащих // Закон и право. 2008. № 10.
3. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2820.
4. Здравомыслов Б.В. Новый УК РФ (О преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) // Юридический мир. 1997.
5. Квициния А.К. Должностные преступления. М., 1992.
6. Приказ МВД России от 28 декабря 2006 г. № 1105 (в ред. от 11 января 2008 г.) «Об утверждении Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 17 февр.; 2008. 2 февр.
7. Прудников В.В. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (уголовноправовые аспекты). Монография. Краснодар, 2005.
8. Тарасова Е.В. Квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования своего служебного положения. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.
9. Келина С.Г. Курс российского уголовного права: Особенная часть (под. ред. Кудрявцева В.Н., Наумова А.В.). М., 2002.
10. Халиков А. Незаконная выдача паспорта и незаконное приобретение гражданства // Законность. 2008. № 9. С. 31.
11. Шитенков А.В. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, повлекшая незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. Комментарий к ст. 2921 УК РФ // Уголовный процесс. 2008. № 9.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная к рецензированию статья посвящена теме особенно актуальной на современном этапе, как в практическом, так и в теоретическом отношении: Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года N 537, была принята Стратегия национальной безопасности до 2020года.
Объектом исследования Гладких В.Н. является незаконная миграция, в Россию и из России как специфическое социально-негативное явление действительности на современном этапе развития Российской Федерации и механизмы противодействия этому явлению.
Разработанные автором положения развивают и углубляют теоретические взгляды на незаконную миграцию в современный период. Особенно это важно с учетом региональных особенностей Южного Федерального округа, занимающего особое географическое положение и испытывающего напряженность в межэтнических отношениях. В целях противодействия легализации мигрантов, совершаемой путем незаконного получения ими российского паспорта или гражданства, Федеральным законом от 8 апреля 2008г. №43-ФЭ УК РФ дополнен ст.292-2, предусматривающей ответственность за не законную выдачу паспорта гражданина России и внесения заведомо ложных сведений, в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства. Норма права об ответственности за не законную выдачу паспорта гражданина России и внесения заведомо ложных сведений, в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства представляет значительные сложности для правоприменителей. Автор впервые детально рассматривает особенности объективной и субъективной стороны исследуемой статьи.
Основное содержание статьи Гладких В.Н. посвящено юридическому анализу законодательства об ответственности за незаконную миграцию, криминологическому, процессуальному и криминалистическому аспектам, незаконной миграции и предложениям по совершенствованию действующих норм. Проведенный анализ этих предложений дает возможность признать их вполне рациональными и значимыми.
Автором достаточно глубоко изучена история проблемы в целом, на федеральном уровне, детально рассмотрены ее особенности на региональном уровне. Очевидно, что выдвинутые им предложения основываются на глубоком анализе теоретической и нормативной основы данной проблемы. В своей совокупности они выглядят достоверными и обоснованными, что свидетельствует о знании автором материала.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что рецензируемая статья обладает необходимыми признаками новизны, научности и оригинальности и может быть рекомендована к публикации.
д.ю.н., профессор Акопов Л.В.