УДК 504.062
НЕЙТРАЛЬНЫЙ БАЛАНС ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ
DOI: 10.24411/1816-1863-2018-13045
В. А. Лобковский, кандидат географических наук, заведующий отделом физической географии и проблем природопользования Института географии РАН, v.a.lobkovskiy@igras.ru, Г. С. Куст, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института географии РАН, gkust@yandex.ru, О. В. Андреева, кандидат биологических наук, доцент факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник Института географии РАН, andreevala@yandex.ru
О»
О
О -1
Проблема опустынивания возникла в основном вследствие нерационального использования и освоения природных ресурсов аридных и засушливых земель. Во многих регионах земного шара чрезмерный выпас, обезлесение, чрезмерная обработка и неудовлетворительное орошение земель ведут к их разрушению и потере биологической продуктивности. Действия по борьбе с опустыниванием на текущем этапе тесно переплетены с международными усилиями по устойчивому развитию, в том числе новейшей международной м етодологией нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ, в оригинале Land Degradation Neutrality). Данная методология позволяет проследить на ретроспективной основе динамику деградации земель по основным индикаторам: наземному покрову, продуктивности земель и запасам почвенного органического углерода. Несмотря на удобство и относительную простоту международной методологии, а также на возможность проведения сравнительного анализа состояния земель для всей территории страны по единой методике, основанной на глобальных данных и материалах дистанционного зондирования, расчет показателей НБДЗ по рекомендациям КБО ООН и данным национальной статистики несопоставим, противоречив и не может быть проведен путем прямой замены глобальных индикаторов НБДЗ на национальные аналоги.
В вопросе адаптации международных требований КБО ООН к Российской Федерации важную роль играет именно национальная специфика. Она обусловлена, прежде всего, с рядом объективных и субъективных особенностей, связанных с природными, экономическими, институциональными, управленческими и прочими факторами в размещении и процессах развития России. Все это формирует необходимость адаптации ключевых положений программных документов КБО ООН к сложившейся в России системе статистического учета.
Предложено с целью гармонизации национальных и глобальных данных дополнить национальную систему земельного мониторинга глобальными индикаторами и использовать их в сложившейся национальной системе учета в качестве общих ориентиров и для контроля объективности статистических данных, получаемых традиционными методами.
The problem of desertification arose generally owing to irrational use and exploitation of natural resources of arid and droughty lands. In many regions of the globe the excessive pasture, deforestation, excessive processing and unsatisfactory irrigation of lands lead to their destruction and loss of biological efficiency. Actions for fight against desertification at the current stage are closely bound with the international efforts on sustainable development.
The paper presents the results of applying the modern international methodology for Land Degradation Neutrality (LDN) assessment for the Russian Federation. The tools of this methodology makes it possible to trace, on a retrospective basis, the dynamics of land degradation using following proxy indicators: land cover, land productivity and soil organic carbon stocks.
Despite the convenience and relative simplicity of the international methodology, as well as the possibility for comparative analysis of the state of land for the entire territory of the country according to a unified methodology, nevertheless it can not be used as alternative methods through direct substitutions of the global LDN indicators to national counterparts.
At adaptation of the international requirements in the Russian Federation an important role is played by the national specifics connected with natural, economic, institutional, administrative and other factors of development of Russia. To harmonizing national and global data it is proposed to enhance the national land monitoring system with global indicators for using them in the national land assessment system to monitor and verify the accuracy of statistical data obtained by traditional methods.
Ключевые слова: нейтральный баланс деградации земель, индикатор, цели устойчивого развития, деградация земель, Россия.
Key words: land degradation neutrality, LDN, indicator, sustainable development goals, land degradation, Russia.
45
IK
О (Г)
Введение. В современных условиях борьба с опустыниванием и предупреждением деградации земель является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ, как в сфере охраны окружающей среды, так и в социально-экономической области. Актуальность и важность решения проблемы опустынивания и деградации земель подчеркивает и активное участие нашей страны в профильных международных соглашениях и организациях, прежде всего, это Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО), вступившая в силу в 1996 году [1].
Концепция «нейтрального баланса деградации земель» (исходное название «Land Degradation Neutrality» (LDN) в последние годы разрабатывается КБО и рассматривается в мировой науке и практике в качестве научно-практической платформы для эффективного использования земельных ресурсов и рационального природопользования, и для принятия соответствующих политических и хозяйственных решений. В определении КБО нейтральный баланс деградации земель (НБДЗ) — «это такое состояние [земель], когда объем и количество земельных ресурсов, необходимых для поддержания экосистемных функций и услуг и усиления продовольственной безопасности, остаются стабильными или же увеличиваются в конкретно определенных временных и пространственных масштабах и экосистемах».
Глобальный мониторинг НБДЗ, согласно рекомендациям Статистического отдела ООН и КБО, включает индикаторы двух типов: обобщенный индикатор доли деградированных земель от общей площади страны (индикатор) и три прок-си-индикатора: динамика наземного покрова, продуктивности земель и запасов органического углерода в почвах. На национальном уровне страны могут устанавливать достоверные аналоги указанных четырех индикаторов, а также дополнять их национальными индикаторами, исходя из особенностей стран.
Реализация стратегических целей КБО ООН привязана к достижению целей устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года ООН, часть которых (цели 15.1, 15.2, 15.3, 15.5, 15.9) напрямую связана с проблемами опустынивания и деградации земель (табл. 1). Идея нейтральной деградации земель, в свою очередь, впря-
мую звучит в задаче 15.3 ЦУР: «к 2030 году, бороться с опустыниванием и восстановить деградированные земли и почвы, включая земли, подверженные опустыниванию, и стремиться достичь нейтральной деградации земель на глобальном уровне» (задача 15.3) [2].
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по разработке национальных наборов показателей ЦУР A/RES/71/313 от 06.07.2017 г. утвердила систему глобальных показателей и рекомендовала национальным статистическим системам изучать пути интеграции в свои системы новых источников данных, исходя из национальных приоритетов, местных условий и имеющегося статистического потенциала [3].
Эти новые данные, согласно новому формату отчетности КБО, должны будут способствовать формированию объективной, основанной на единых подходах, глобальной оценке деградации земель.
Методы и результаты. В Российской Федерации статистическим органом, ответственным за предоставление данных по индикаторам ЦУР, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В рамках работы по наполнению международной базы данных индикаторов ЦУР данными по Российской Федерации, Росстатом разработан Проект перечня национальных показателей достижения ЦУР (далее — «Проект...») [4], включающий перечень национальных показателей, содержащихся в системе глобальных данных и сгруппированных по показателям ЦУР. Предполагалось, что имеющиеся в «Проекте...» данные по национальным показателям позволят сформировать релевантную базу данных по индикаторам ЦУР. Результаты, полученные нами в процессе оценки соответствия национальных показателей «Проекта... » и индикаторов ЦУР, представлены в таблице 2.
Представленный анализ показателей «Перечня...», относящихся к проблемам опустынивания, деградации земель и засухи (ОДЗЗ), позволяет заключить, что предлагаемый национальный набор показателей ЦУР в области ОДЗЗ не в полной мере соответствует требованиям резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ 71/313 от 6 июля 2017 года. Набор индикаторов «Перечня...» сформирован механически, исходя из имеющегося перечня
статистических показателей, ежегодно получаемых Росстатом и перечня целевых показателей, установленных как оценочный критерий реализации ФЦП и госпрограмм.
При этом предлагаемый «Перечень...» также не учитывает, что для ряда целей и задач, в частности для НБДЗ, ООН принят единый набор глобальных показателей (для НБДЗ перечень показателей установлен КБО ООН).
В целом в российской системе статистического учета в настоящее время отсутствуют показатели, по которым проводится ежегодный мониторинг, полностью соответствующий индикаторам ЦУР по цели 15 и индикаторам КБО ООН. Предлагаемый в «Проекте...» перечень индикаторов лишь фрагментарно обеспечивает их информационное покрытие, а большая часть рассмотренных показателей может быть использована только в качестве показателей более низкого иерархического уровня.
Таким образом, внедрение в систему российского статистического учета индикаторов, предлагаемых в «Проекте...», с большой вероятностью приведет к невозможности сопоставления данных предо -ставленных Российской Федерацией с аналогичными глобальными индикаторами из-за их несоответствия международным требованиям по отчетности ЦУР, в частности для цели 15 и КБО ООН.
Поскольку для характеристики значения глобальных индикаторов ЦУР и КБО ООН предусматривается возможность использования их аналогов из числа национальных показателей, то наиболее разумным действием в данной ситуации является корректировка «Проекта...» в соответствии с требованиями индикаторов ЦУР (цель 15) и КБО ООН. Это позволит гармонизировать российскую и международную системы статистического учета в части предоставления данных от Российской Федерации в контексте ц ели 15 ЦУР и индикаторов НБДЗ.
О)
о
О -1
Таблица 1
Индикаторы ЦУР, имеющие отношение к проблемам борьбы с опустыниванием
и деградацией земель
Задачи ЦУР Индикаторы
15.1. «Обеспечить сохранение, восстановление и рациональное использование наземных и внутренних пресноводных экосистем и их услуг, в том числе л есов, водноболотных угодий, гор и засушливых земель, в соответствии с обязательствами, вытекающими из международных соглашений» 15.1.1. Лесистость территории. 15.1.2. Доля земель, которые важны для сохранения наземного и пресноводного биоразнообразия и которые включены в охраняемые территории, по типам экосистем
15.2. «Содействовать внедрению методов рационального использования всех типов лесов, остановить обезлесение, восстановить деградировавшие леса и значительно расширить масштабы лесонасаждения и лесо-восстановления во всем мире» 15.2.1. Прогресс в области устойчивого управления лесами
15.3. «Вести борьбу с опустыниванием, восстановить деградировавшие земли и почвы, включая земли, затронутые опустыниванием, засухами и наводнениями, и стремиться к тому, чтобы во всем мире не ухудшалось состояние земель» 15.3.1. Площадь деградировавших земель в процентном отношении к общей площади суши
15.5. «Незамедлительно принять значимые меры по сдерживанию деградации природных сред обитания, остановить утрату биологического разнообразия и к 2020 году обеспечить сохранение и предотвращение исчезновения видов, находящихся под угрозой вымирания» 15.5.1. Индекс Красного списка
15.9. «Обеспечить учет ценности экосистем и биологического разнообразия в ходе общенационального и местного планирования и процессов развития, а также при разработке стратегий и планов сокращения масштабов бедности» 15.9.1. Прогресс в достижении национальных целевых показателей, установленных в соответствии с Айтинской целевой задачей 2 по биоразнообразию в рамках Стратегического плана по биоразнообразию на 2011—2020 годы
47
Таблица 2
Анализ соответствия показателей, включенных в национальный набор
индикаторов ЦУР
Показатели, предложенные Росстатом к включению в Национальный набор Экспертные комментарии и предложения
15.1.1. Лесистость территории
Лесистость территории Российской Федерации Формально соответствует, рекомендуется дополнить данными по субъектам РФ
Доля территорий, занятых лесами, в общей площади территории Российской Федерации Формально соответствует, рекомендуется дополнить данными по субъектам РФ и использовать для верификации данных из предыдущей строки по показателю «Лесистость территории»
15.1.2. Доля земель, которые важны для сохранения наземного и пресноводного биоразнообразия и которые включены в охраняемые территории, по типам экосистем
Прирост площади ООПТ федерального, регионального и местного значения в отчетном году к 2018 году Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня. В данном виде не характеризует показатель 15.1.1
Доля особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Российской Федерации Предлагаемый показатель при учете в нем площади охраняемых территории, может быть частичным аналогом индикатора 15.1.2. Предлагаемый показатель не дает классификацию по типам экосистем
Лесовосстановление: — естественное, — искусственное, — комбинированное Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня. В данном виде не характеризует показатель 15.2.1
Увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня. В данном виде не характеризует показатель 15.2.1
Создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня. В данном виде впрямую не характеризует показатель 15.2.1
15.2.1. Прогресс в области устойчивого управления лесами
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины Предлагаемый показатель косвенно характеризует показатель 15.2.1 и может быть частичным аналогом индикатора 15.2.1
1. Площадь лесов на охраняемых законом территориях. 2. Площадь постоянного лесного фонда. 3. Площадь лесов, имеющих план управления. 4. Площадь лесов, находящихся под экологически устойчивым управлением Рекомендуется включить данные показатели, что позволит практически закрыть индикатор 15.2.1. Необходимо оценить возможность предоставления указанных данных Рослесхозом
Сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня. В данном виде не характеризует показатель 15.2.1
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде Использование данного показателя для характеристики задачи 15.3 представляется затруднительным вследствие трудности соотнесения понятий «накопленный вред» и «деградация земель»
Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня
48
Продолжение табл. 2
Показатели, предложенные Росстатом к включению в Национальный набор Экспертные комментарии и предложения
Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления за счет проведения противопаводковых мероприятий, расчистки мелиоративных каналов и технического оснащения эксплуатационных организаций Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня.
Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня.
Доля ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов Использование данного показателя для характеристики задачи 15.3. представляется затруднительным вследствие трудности соотнесения понятий «накопленный вред» и «деградация земель»
15.3.1. Доля деградированных земель по отношению к их общей площади
Общая площадь деградированных земель как сумма частных показателей: 1.1. Площадь загрязненных земель (земли с.-х. назначения); 1.2. Площадь загрязненных земель (все земли, кроме с.-х.); 1.3. Площадь земель, подверженных негативным процессам (земли с.-х. назначения); 1.4. Площадь земель, подверженных негативным процессам (все земли, кроме с.-х.); 1.5. Площадь погибших лесов Точное установление доли деградированных земель и их динамики не представляется возможным, поскольку полных аналогов в российской системе мониторинга и учета земель нет. Также, отсутствие определения содержания понятия «деградация земель» в законодательстве приводит к отсутствию в России системных наблюдений по критерию «деградация земель» на государственном уровне.
Доля нарушенных земель в общей площади территории Российской Федерации Данный индикатор можно принять только как частичный аналог, он не отражает всех деградированных земель
Площадь нарушенных земель за год Дублирует показатель «Доля нарушенных земель в общей площади территорий»
Площадь рекультивированных земель за год Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня
Доля рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, в Арктической зоне Российской Федерации Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня
15.5.1. Индекс Красного списка. Перечень угрожаемых видов в соответствии с критериями Международного союза охраны природы (МСОП)
Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации Принятая в России оценка редкости не соответствует международным стандартам, основанным на количественных критериях. Применение рекомендуемых индексов для территории России не вполне корректно, прежде всего, из-за отсутствия необходимой информации о состоянии популяций видов, однако возможно использовать модификацию краснокнижного индекса, адаптированного к категориям, принятым в российских красных списках
Численность популяций редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обитающих в Арктической зоне Российской Федерации Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня
Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации Может быть использован в качестве показателя более низкого уровня
О)
о
О -1
Окончание табл. 2
Показатели, предложенные Росстатом к включению в Национальный набор Экспертные комментарии и предложения
Индекс благополучия редких видов млекопитающих и птиц Принятая в России оценка редкости не соответствует международным стандартам, основанным на количественных критериях. Применение рекомендуемых индексов для территории России не вполне корректно, прежде всего из-за отсутствия необходимой информации о состоянии популяций видов, однако возможно использовать модификацию краснокнижного индекса, адаптированного к категориям, принятым в российских красных списках
50
Серия глобальных прокси-индикаторов и их национальных аналогов по достижению стратегических задач КБО ООН на национальном уровне включает в себя показатели:
— Доля деградированных земель,
— Прокси-индикаторы нейтрального баланса деградации земель:
— динамика изменений наземного покрова,
— динамика продуктивности земель,
— динамика запасов почвенного органического углерода,
— динамика засушливости,
— динамика уровня бедности и/или разницы в доходах,
— динамика доступности питьевой воды в проблемных регионах,
— динамика «краснокнижных видов».
Анализ полноты возможного информационного наполнения индикаторов НБДЗ представлен в таблице 3.
Отметим, что подавляющее большинство показателей, предлагаемых в «Проекте...», из числа отнесенных к национальным аналогам международного показателя 15.3.1, не соответствует показателю ЦУР «15.3.1 Площадь деградировавших земель в процентном отношении к общей площади суши». Поэтому включать их в Национальный набор можно только в качестве дополнительных показателей.
Связано это во многом с тем, что в российском действующем правовом поле отсутствует определение понятия «деградация земель» и соответственно отсутствуют систематические наблюдения по всем категориям земель.
Ответственной организацией ООН по Показателю 15.3.1 является Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН), и к настоящему времени разрабо-
тана международная методология и доступны стандарты для установления этого показателя, в том числе и для России. В настоящее время эти стандарты пока не адаптированы для РФ и проходят апробацию в экспертном сообществе.
Как уже отмечалось, международной методологией предусмотрены три основных прокси-индикаторы нейтрального баланса деградации земель, в целом составляющих показатель 15.3.1 и в совокупности характеризующих состояние «нейтрального баланса деградации земель». Эти показатели не могут быть полностью заменены национальными аналогами, имеющимися в системе государственного статистического учета, но тем не менее должны быть включены в Перечень национальных показателей достижения ЦУР (см табл. 3).
В целом в качестве национальных показателей-аналогов индикаторов НБДЗ можно рекомендовать следующие (табл. 4).
Выводы и рекомендации
1. Представляется важным сформулировать в паспорте показателя 15.3.1 понятия «земли» и «деградация земель» с учетом международных подходов и гармонизации положений ЗК РФ. Необходимо увязать в системе статистических показателей состояния земель в России понятия деградации, загрязнения, порчи, нарушения, захламления, истощения, уничтожения земель.
2. За основу для установления показателя ЦУР «15.3.1. Площадь деградировавших земель в процентном отношении к общей площади суши» необходимо принять взаимодополняющую совокупность международных и отечественных подходов.
Таблица 3
Анализ возможности адаптации российских показателей — аналогов к расчету
базовых индикаторов КБО ООН
Базовые индикаторы в системе отчетности КБО Российские национальные аналоги или альтернативы
Доля деградированных земель Аналогов нет. 1. Есть оценки доли нарушенных земель в составе земель разных категорий. 2. Есть оценки деградированных земель в составе отдельных субъектов Федерации и административных районов. 3. Есть оценки доли деградированных земель на всю территорию РФ, испытывающую воздействие опустынивания. 4. Есть оценки сельскохозяйственных угодий по подверженности основным деградационным процессам: водной и ветровой эрозии, заболачиванию, переувлажнению и подтоплению, засолению и осолонцеванию, загрязнению основными токсикантами. 5. Есть сведения о динамике погибших лесов
Динамика изменений наземного покрова Аналогов нет, особенно в отношении конкретных классов наземного покрова, предложенных КБО ООН. 1. Есть сведения об изменении долей земель разного назначения и типов использования в составе разных категорий земель. 2. В рамках поиска гармонизации с индикаторами и показателями КБО ООН найдены пути подбора алгоритмов достоверных оценок с помощью дистанционных методов. 3. Есть сведения о динамике погибших лесов и лесовосстановлению. 4. Есть сведения о динамике мероприятий по введению в сельскохозяйственный оборот ранее неиспользуемых сельскохозяйственных угодий и проведению работ по предотвращению выбытия из сельскохозяйственного оборота, защите земель от водной эрозии, затопления и подтопления, ветровой эрозии и опустынивания
Динамика продуктивности земель Прямых аналогов нет, особенно в отношении некоторых конкретных классов наземного покрова, предложенных КБО ООН. Требуется выбор из нескольких. 1. Для сельскохозяйственных земель — динамика урожайности по основным культурам. 2. Для лесов — динамика продуктивности. 3. Для пастбищ — данные отрывочны, по отдельным областям и районам. 4. Для других типов земель наземных данных нет. 5. Имеющиеся данные по трендам и других вегетационных индексов, причем для разных типов земель, наиболее информативные для оценки динамики продуктивности пахотных и пастбищных земель
Динамика запасов почвенного органического углерода Прямого м ониторинга нет. 1. Есть материалы расчета запасов ПОВ и содержания ПОВ, рассчитанные разными методами, в разное время, в том числе для отдельных регионов. 2. Единственный официальный источник информации — Единый государственный реестр почвенных ресурсов России
Динамика засушливости Нет индикаторов, установленных КБО на данный момент. 1. Могут быть использованы спутниковые д анные: — коэффициент линейного тренда за 10 лет; — коэффициент линейного тренда альбедо поверхности за 10 лет; — коэффициент линейного тренда температуры поверхности за 10 лет; — тренды спутникового индекса климатических экстремумов увлажнения, 8СБ1. Тренды сумм осадков. Выявление критических зон «климатического опустынивания» по корреляции альбедо и температуры поверхности
Динамика «краснокнижных видов» На основании модифицированного индекса ЯЫш возможно оценить состояние редких видов в семиаридных и аридных регионах
О)
о
О -1
IK S
О
(D
Таблица 4
Предложения по структуре национальных показателей-аналогов индикаторов НБДЗ
Источник данных по показателю Примечание
Показатель «Динамика наземного покрова»
Международные базы данных (например, Европейское космическое агентство) Для валидации данных, получаемых из международных источников информации, требуется разработка дополнительных рекомендаций по системе ГМЗ России, изменению состава категорий и угодий земель
Показатель «Динамика биопродуктивности»
Международные базы данных показателя динамики отражательной способности Необходима соответствующая валидация данных по России
Национальные аналоги, например «Сумма запасов растущей части древостоя, отпада и промежуточного пользования» (для лесов), «Валовой сбор сельскохозяйственных культур» (для сельскохозяйственных угодий) и др. Необходима разработка алгоритма для интерпретации показателей
Показатель «Динамика почвенного органического углерода»
Международная база данных Soil Grids Необходима соответствующая валидация данных по России
Национальные аналоги для сельскохозяйственных земель (содержание органического вещества в пахотном горизонте, %), лесных земель (содержание органического вещества в почвах, %) Необходима разработка алгоритма для интерпретации показателей
Единый государственный реестр почв России Необходимо регулярное обновление данных реестра
Дополнительные показатели
Площадь загрязненных земель сельскохозяйственного назначения и их доля в общей площади территории Российской Федерации сбор информации по показателю осуществляет Минсельхоз
Площадь загрязненных земель (все земли кроме сельскохозяйственных) и их доля в общей площади территории Российской Федерации сбор информации по показателю осуществляет Росреестр
Площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения (закустаренных, залесенных, засоренных) и их доля в общей площади территории Российской Федерации сбор информации по показателю осуществляет Минсельхоз
Площадь земель сельскохозяйственного назначения, подверженных негативным процессам, и их доля в общей площади территории Российской Федерации сбор информации по показателю осуществляют Минсельхоз (земли сельскохозяйственного назначения и Росреест)
Площадь земель, подверженных негативным процессам, и их доля в общей площади территории Российской Федерации сбор информации по показателю осуществляет Минсельхоз и Росреестр
Доля нарушенных земель в общей площади территории Российской Федерации сбор информации по показателю осуществляет Росприроднадзор
Площадь восстановленных, в том числе рекультивирован -ных земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда сбор информации по показателю осуществляет Росприроднадзор
Лесистость территории сбор информации по показателю осуществляет Рослесхоз
Площадь погибших лесных насаждений сбор информации по показателю осуществляет Росстат
Площадь мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению сбор информации по показателю осуществляет Рослесхоз
Земли, изъятые из продуктивного оборота сбор информации по показателю осуществляет Росреестр
Площадь земель сельскохозяйственного назначения, изъятых из оборота в связи с консервацией земель сбор информации по показателю осуществляет Минсельхоз
Площадь зеленых насаждений в пределах городской черты сбор информации по показателю осуществляет Росстат
Международный подход предполагает мониторинг состояния нейтрального баланса деградации земель по трем основным показателям: динамика наземного покрова, динамика биопродуктивности, динамика почвенного органического вещества с использованием данных, предоставляемых международными базами данных, после их валидации для территории РФ.
Отечественный подход предполагает использование традиционного набора показателей, отражающих в совокупности площадь деградировавших земель и д ина-мику восстановления их природного и
экономического потенциала для земель разных категорий. Однако этот подход также требует гармонизации и согласования для предотвращения дублирования и пересечения прямых и расчетных данных, учтенных в разных ведомственных системах мониторинга земель.
Статья подготовлена по программе гранта РНФ 18-17-00178 «Развитие фундаментальной концепции нейтрального баланса деградации земель для оценки эффективности мероприятий по устойчивому землепользованию и адаптации к изменениям климата».
о>
О
О -i
Библиографический список
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание. 1994. UN General Assembly. A/AC.241/27. 12 September 1994. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unccd.int/convention/text/ pdf/conv-rus.pdf. 66 c.
2. UN. 2015. United Nations. A/RES/70/1. General Assembly. Resolution adopted by the General Assembly. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. 35 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E (дата обращения 20.07.2018).
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по разработке национальных наборов показателей ЦУР A/RES/71/313 от 6 июля 2017 года «Работа Статистической комиссии, связанная с деятельностью по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/ generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_71_313.pdf
4. Проект перечня национальных показателей ЦУР. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_discuss.xlsx
LAND DEGRADATION NEUTRALITY: ABILITIES TO INTEGRATE GLOBAL AND NATIONAL INDICATORS
V. A. Lobkovskiy, Ph. D. (Geography), Head of Department of Physical Geography and Environmental Management Problems, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, v.a.lobkovskiy@igras.ru,
G. S. Kust, Dr. S. (Biology), Main Research Scientist, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, gkust@yandex.ru,
O. V. Andreeva, Ph. D. (Biology), associate professor, Faculty of Soil Science Lomonosov Moscow State University; senior research associate, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, andreevala@yandex.ru
References
1. United Nations Convention to Combat Desertification in Those Countries Experiencing Serious Drought and / or Desertification. 1994. UN General Assembly. A/AC.241/27. 12 September 1994. http://www.un-ccd.int/convention/text/pdf/conv-rus.pdf. 66 c.
2. UN. 2015. United Nations. A/RES/70/1. General Assembly. Resolution adopted by the General Assembly. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. 35 p. http://www.un.org/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E
3. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017 A/RES/71/313. "Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development" http://www.un.org/en/devel-opment/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_71_313.pdf
4. Проект перечня национальных показателей ЦУР. Federal State Statistics Service. http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur_discuss.xlsx
53