МОСКАЛЕВА И. Н., КИРДЯШОВА Е. В.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. Рассматривается неблагополучная семья как фактор деформации поведения ребенка. В этой связи представлена социально-педагогическая характеристика конфликтной, неблагополучной семьи, а также характеристика ребенка из неблагополучной семьи. Изучен процесс организации нейтрализации негативного влияния семьи в условиях школы.
Ключевые слова: семья, неблагополучная семья, ребенок, нейтрализация влияния.
MOSKALEVA I. N., KIRDYASHOVA E. V.
NEUTRALIZATION OF DYSFUNCTIONAL FAMILY INFLUENCE ON THE CHILD:
PSYCHOLOGY AND EDUCATION ISSUES
Abstract. The article considers the dysfunctional family as a factor of child's behavior deformation. The authors give a social and pedagogical description of a dysfunctional family as well as a characteristic of a disadvantaged child. The study focuses on the ways of neutralization of family negative influence at school.
Keywords: family, dysfunctional family, disadvantaged child, neutralization.
В настоящее время неблагополучная семья является предметом изучения большого количества исследователей. Современная семья пребывает в состоянии кризиса, который выражается в виде таких процессов как: снижение жизненного уровня и здоровья; резкое повышение числа разводов супругов; бытовая преступность и рост конфликтов в семье; упадок рождаемости; уменьшение ее педагогического потенциала и возможности развития гармоничной полноценной личности будущего члена общества.
На наш взгляд, в данных условиях активизируются защитные функции семьи, и, прежде всего, функция материальной защиты, которую современной семье осуществлять становится все сложнее. Вызывает тревогу то, что при этом отходит на второй план, либо исчезает совсем воспитательная функция семьи. А это мы считаем в условиях падения духовности современного общества важнейшей функцией семьи. Собственные дети, к сожалению, смещаются на одно из последних мест в списке ценностей родителей.
Одним из самых важных аспектов заявленной проблемы мы назвали процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, уменьшение или даже принижение ее влияния на ребенка, растущего в ней под воздействием неблагоприятной современной ситуации, сложившейся в нашем обществе.
Явные и скрытие семейные конфликты ведут к различного рода физическим и духовным травмам детей, их агрессивности, трудности в общении, увеличению количества правонарушений, психолого-педагогической запущенности.
К сожалению, психолого-педагогическая теория и практика отстают от требований времени. В настоящее время перед ними стоит цель сформировать средства и пути включения ребенка из неблагополучной семьи в систему полноценных детско-взрослых отношений, нейтрализации негативных переживаний и действий ребенка, помочь семье в преодолении трудностей.
В научном плане эта проблема выступает как междисциплинарная, где взаимосвязаны психологический, педагогический, социологический, криминологический, медицинский и др. аспекты. Поэтому синтез таких подходов и идей может позволить найти разумное решение практических и теоретических задач воспитания школьников и подростков из неблагополучных семей в условиях общеобразовательных и воспитательных организаций. Мы рассмотрели ряд подходов к этой проблеме и согласились с мнением Ю. П. Азарова о том, что семья является предметом изучения всех общественных наук: демографии, педагогической и социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, этнографии и других. Каждая из этих наук рассматривает разнообразные стороны процесса жизни и развития семьи. Множество подходов к изучению семьи привносит разное толкование этого понятия, которое выделяет в качестве системообразующих взаимоотношений разные семейные характеристики [1, с. 25].
Само понятие «неблагополучная семья» в современной психолого-педагогической и социологической литературе не имеет четкого определения. Синонимами данного понятия чаще являются такие: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья и др.
Поэтому проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: педагогической, правовой, социальной, психологической, материальной, медицинской и др. Социальная неустроенность почти всегда приводит к психологическому напряжению, что, собственно, порождает семейные инциденты; материальная ограниченность не разрешает удовлетворять насущные потребности, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.
Интересное определение неблагополучной семьи дано Т. И. Шульгой: «это семья, в которой ребенок претерпевает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка... Главной характеристикой неблагополучной семьи считается отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [6, с. 12].
В иных определениях отмечается, что в неблагополучных семьях нередко содержатся в качестве основной проблемной ситуации рассогласованность позитивно или негативно влияющих факторов развития ребенка. Или, что неблагополучная семья - это не только та семья, материальная жизнь которой ненормальная, но и семья, которая однажды потеряла веру в перспективы улучшения своей жизни в лучшую сторону. А отсутствие веры в собственные силы и в помощь со стороны общества и педагогических коллективов формируют соответствующий образ жизни и деятельности, который усваивают и дети.
А. В. Закрепина заключает, что понятие «семейное неблагополучие» охватывает многие отрицательные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, отношения внутри семьи, взаимоотношения членов семьи с внешними социальными институтами - школой, институтом, производством, рекреационными и другими учреждениями [5, с. 19].
Можно привести и другие определения неблагополучной семьи и ее характеристик. Все они, так или иначе, определяют такую семью, как утратившую базовые ценности. Обращает внимание и то, что указывается на существование довольно значительного количества причин, от которых зависит функциональная несостоятельность семьи, а также разные подходы к классификации таких семей.
Мы согласны с Л. С. Алексеевой, которая выделяет следующие типы неблагополучных семей: неблагополучные семьи с частым возникновением конфликтных ситуаций и одинаково низкой общественной направленностью супругов; неблагополучные семьи с частым возникновением конфликтов и разной общественной направленностью супругов (низкой и высокой); неблагополучные семьи с эпизодическим возникновением конфликтов и одинаково низкой направленностью супругов; неблагополучные семьи с эпизодическим возникновением конфликтов и разной общественной направленностью супругов [2, с. 52]. А каково их соотношение? Какой тип превалирует в нашей стране? В какой мере они изучены? На эти и другие вопросы предстоит ответить педагого-психологической науке.
Важным признаком неблагополучия семьи ученые считают содержание переживаний ребенка. На этой основе предлагается следующая типология неблагополучных семей: семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где отношения между детьми и родителями безразличные или конфликтные, когда стремления ребенка активно подавляются авторитарными воздействиями; семья, где нет эмоционального контакта между родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослых к потребностям ребенка принуждают его искать эмоционально значимые отношения вне семьи; семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально нежелательные качества, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.
Работа с детьми в подобных семьях требует от воспитателей специальных знаний и огромного опыта, чего, к сожалению, часто не бывает. Заслуживает внимания подход, где в качестве одного их оснований для классификации неблагополучных семей выделяется степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи: 1) семьи проблемные, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей; 2) семьи кризисные, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.); 3) семьи асоциальные, для которых характерен алкоголизм, пренебрежение нуждами детей; 4) семьи аморальные, совершенно утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращение с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни; 5) семьи антисоциальные, в которых наблюдается высшая степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних [3, с. 32].
Данный подход описывает неблагополучные семьи, в которых, при отсутствии фактора контроля со стороны власти, социальных организаций и педагогов, вероятны самые отрицательные последствия в жизни детей. Необходима кропотливая совместная работа всех перечисленных организаций. В противном случае ожидать позитивных изменений вряд ли возможно. Важен результат. Заметим в этой связи, что учеными сделан актуальный вывод о том, что по признаку «результаты воспитания детей», можно выделить следующие типы неблагополучных семей: однодетная семья, где растет балованный ребенок или же несамостоятельный с гипертрофированными потребностями или несамостоятельный, безынициативный, закомплексованный от большого количества любви родителей человек. Многодетная семья, которая может создать не только дружных коллективистов, но и педагогически запущенных детей, имеющих многочисленные формы отклоняющегося поведения, если родители заняты постоянным добыванием денег, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семья с низким материальным достатком, вследствие чего дети лишены возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей, их эксплуатируют, вовлекая в непосильный труд или растлевая сексуально, стимулируя безнравственную и противоправную деятельность, приносящую доход в семью. Неполная семья, где дети не получают адекватного представления о половых и супружеских ролях и из-за недостатка материнского или отцовского влияния. Семья с повышенной степенью конфликтности между своими членами, порождающая комплекс неполноценности, иповышенную тревожность ребенка, провоцирует его побег из дома. Семья с безнадзорными
детьми, где в перспективе относительного материального благополучия наблюдается абсолютное отсутствие воспитательных мер, следствием чего дети «находят себя» вне дома и школы - нередко в социальных и антисоциальных компаниях сверстников. Семья с жестоким обращением с детьми, вызванным различными трудностями, безработицей, отклонениями в психике родителей, чрезмерно завышенными требованиями к детям, депрессией родителей, которые в свою очередь закономерно порождает и жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Наличие подобных семей требует от практических работников учета этих особенностей в своей педагого-психологической деятельности.
Для многих исследований достаточным основанием отнесения семьи к неблагополучной считается тот или иной тип воспитывающего воздействия, который предполагает какой-либо вид родительского контроля: автократический, авторитарный, демократически-попустительный (анархический), разрушительный, безудержный, пренебрегающий.
Как справедливо считает Е. В. Губанихина, ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой разговаривать, комплектом нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что собственно выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и воспитания и т. д. Поведение ребенка и его внешний облик не только говорят о его серьезных проблемах, но и «кричат» о помощи. Но вместо ожидаемой помощи окружение ребенка нередко откликается на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции [4, с. 25].
Дети родителей, которые злоупотребляют алкоголем, имeют постоянныe трудности не только с поведением и учебой, но и еще зачастую пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имeют невероятно заниженную или завышенную самооценку, нарушения сна и ночные ужасы, энурез и др.
Следовательно, дети из неблагополучных семей, которые вследствие различных обстоятельств оказались без активного педагогического воздействия - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с неблагоприятной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием социальных общепризнанных норм морали, отрицательным отношением к учебной деятельности, полным нежеланием подчиняться родителям, учителям, взрослым. Нарушения, которые развиваются после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т. д.), приводят к устойчивым личностным изменениям в худшую сторону.
Нами была проведена коррекционная работа по нейтрализации негативного влияния семьи в условиях школы, в результате которой были реализованы следующие виды помощи родителям во взаимодействии с детьми:
1. образовательная, которая заключалась в помощи в предотвращении возникающих семейных конфликтов и формировании психолого-педагогической культуры родителей, оказании помощи в воспитании, которое осуществлялась через консультирование родителей, с ребенком при помощи создания специальных воспитательных ситуаций для решения задач своевременной помощи семье в целях ее укрепления и применения ее воспитательной функции;
2. психологическая, которая включала психолого-педагогическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного конфликта, и коррекцию межличностных отношений;
3. организационная (рекреационная), которая включала организацию семейного отдыха;
4. информационная, которая заключалась в снабжении семьи информацией по различным актуальным вопросам;
5. координационная, которая была ориентирована на активизацию всевозможных ведомств и служб по совместному разрешению трудности конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Коррекционная работа по нейтрализации негативного влияния семьи в условиях школы предполагала осуществление следующих педагогических приемов: убеждение - разъяснение и подтверждение правильности и необъективности явного поведения либо недопустимости некого поступка; моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок ощущает себя ненужным; вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; готовность сопереживать - это нередко отсутствует в неблагополучных семьях; нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
Мы выявили и описали формы коррекционной работы по нейтрализации негативного влияния семьи в условиях школы:
1. Беседы с детьми. Беседа является одним из эффективнейших словесных методов воспитания, играет большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Нами были разработаны два вида беседы на темы: «Хороший сын», «Хорошая дочь». «Хороший поступок». Данные беседы направлены на формирование у мальчиков (девочек) представлений о «хорошем сыне (дочери)», воспитание любви и уважительного отношения к маме, подготовку мальчиков (девочек) к роли отца (матери).
2. Беседы-консультации с родителями. В ходе бесед-консультаций могут обсуждаться такие вопросы как: «Как мамы и папы могут помочь ребенку хорошо учиться в школе?», «Как
научиться любить своего ребенка?», «Как сделать так, чтобы психика ребенка осталась здоровой?», «Что сделать, чтобы ребенок избавился от неуверенности в себе?».
3. Классный час. Это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся и их родителей системы отношений к окружающему миру. Нами были разработаны два классных часа на следующие темы: «Семья вместе - и душа на месте», «Ребенок в неблагополучных условиях и экстремальных ситуациях».
Изучив отличительные черты семейного воспитания детей младшего школьного возраста, мы получили количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента. Присвоение родителями детско-родительских отношений зависит от тех жизненных аспектов формирования, которые в этом возрасте осуществляют их дети, и устанавливается опытом истинного взаимодействия с детьми. Более активны в семейном воспитании были женщины, их установки относительно детско-родительских отношений являлись преобладающими, именно они служили базовыми провожатыми стиля детско-родительских отношений. Воздействие отцов выражается в наименьшей мере, чем матерей, что вызвано их наименьшей реальной включенностью в ход воспитания. В семейном воспитании преобладает такой тип взаимодействия ребенка и родителя как «родитель-диктатор», при котором родители акцентируют свое внимание на собственных переживаниях относительно ребенка (заинтересованность, чувство собственного достоинства, взволнованность, веселье).
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. - М.: Просвещение,
2003. - 608 с.
2. Алексеева Л. С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. - М.: Социс, 2000. - 352 с.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 2008. - 332 с.
4. Губанихина Е. В. Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста: дис. .канд. пед. наук. - Саранск,
2004. - 225 с.
5. 3акрепин А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2009. - № 7. - С. 19-23.
6. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005. - 76 с.