ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Нейропсихологический подход к профориентации школьников
Участие нейропсихолога в профориентационной работе заключается как в выявлении и коррекции возможных нарушений развития, накладывающих ограничения на дальнейший выбор профессии, так и в диагностике индивидуальных особенностей мозгового обеспечения психических функций, благоприятствующих освоению определенного класса профессий.
ХОХЛОВ
Никита Александрович,
психолог Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», аспирант кафедры нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
Аннотация
Рассматриваются возможности ней-ропсихологического подхода к профориентации школьников. Отмечается важность участия нейропсихолога в профориентационной работе на современном этапе. Особое внимание уделяется учету функциональной асимметрии мозга при выборе профессии.
Ключевые слова:
профильное обучение, нейропсихологическая диагностика, мозговая асимметрия, профессиональная реализация.
Современные возможности профориентации
Развитие системы профильного обучения повысило значимость профориентационного тестирования и психологического консультирования учащихся. Были разработаны различные подходы к профориентации учащихся, учитывающие особенности каждого возрастного периода [10]. Большое внимание уделяется созданию надежных, валидных и достоверных психодиагностических методик, позволяющих выявлять интересы, способности и особенности личности школьников и на основе полученных результатов формулировать рекомендации по выбору профессии. Компьютеризация этих методик обеспечивает возможность массового тестирования при минимизации временных затрат на обработку получаемых данных, разрабатываются принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования [14]. Не менее важным компонентом профориентационной работы является консультирование учащихся, позволяющее сориентироваться в ситуации на современном рынке труда, узнать о востребованных профессиях.
В последнее десятилетие были получены многочисленные свидетельства в пользу необходимости выявления индивидуальных особенностей мозговой организации психических функций не только при психологическом обеспечении образовательного процесса в школе, но и при проведении профориентации. Описаны основные принципы проведения нейро-психологической диагностики [4; 5; 6; 8; 9; 11], базирующиеся на теории системной и динамической локализации высших психических функций, разработанной основателем отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия [7] с опорой на идеи Л. С. Выготского. Предложены технологии повышения эффективности обучения с учетом принципов работы мозга [2; 3; 15].
Чем может помочь нейропсихолог?
При проведении профориентационной консультации обычно учитываются три блока психологических характеристик — способности, интересы и характеристики личности. Нередко еще в дошкольном или младшем школьном возрасте у ребенка возникает недоразвитие тех или иных психических функций, которое накладывает ограничение на развитие его способностей. В ответ на это ребенок спонтанно начинает приспосабливаться к своему дефекту, что обусловливает как возникновение новых (вторичных) дефектов в случае неудачной компенсации, так и возникновение патологических компенсаторных перестроек личности, возникающих в ситуации приспособления к основному дефекту (третичных дефектов). Все это не может не сказываться на психологическом состоянии школьника, который начинает знакомиться с миром профессий и задумываться над тем, кем ему стать. Возникающие профессиональные интересы могут не соответствовать актуальному уровню развития способностей и имеющимся качествам личности, что приводит к неудовлетворенности своей жизнью и затруднениям при выборе будущей профессии. При своевременном проведении консультации нейропсихолог может помочь выявить особенности развития психических функций и предложить программу коррекци-онно-развивающего обучения, прохождение которого существенно расширит возможности дальнейшей профориентации.
При отсутствии нарушений развития ней-ропсихолог может определить индивидуальные особенности работы мозга, предрасполагающие к выполнению тех или иных видов деятельности, и дать рекомендации по дальнейшему развитию познавательных способностей, требующихся для освоения определенных профессий. В этом случае нейропсихолог обра-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
щает внимание на такие показатели, как степень развития отдельных психических функций, возможности их интегративной работы при осуществлении различных видов деятельности, особенности развития трех структурно-функциональных блоков мозга (блок энергетического обеспечения активности, блок приема, переработки и хранения информации, блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности), функциональная межполушарная асимметрия мозга.
«Специализация» полушарий
Рассмотрим подробнее возможности профессиональной ориентации с учетом особенностей мозговой асимметрии. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о наличии связи между преимущественной активностью того или иного полушария и успешностью профессиональной реализации в тех или иных сферах. Например, В. В. Аршавский [1] выявил следующие особенности освоения точных и гуманитарных наук школьниками с преимущественным доминированием левого или правого полушария. Школьники с левополушарным типом полушарного реагирования (ЭЭГ-характери-стика) проявляют большие успехи в точных науках, а школьники с правополушарным типом — в гуманитарных. Четкие закономерности также прослеживаются среди студентов, обучающихся по разным направлениям. Среди индивидов с правополушарным типом реагирования достоверно больше студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, а с левополушарным — на физико-математических. Проблема профессиональной ориентации с учетом особенностей функциональной асимметрии мозга подробно рассматривается в работах В. Г. Степанова [12; 13]. По мнению автора, при выборе профессии важно учитывать стиль восприятия и переработки информации, характерный для людей с преимущественным доминированием левого или правого полушария. Левополушарный когнитивный стиль характеризуется преобладанием словесно-логической переработки информации, аналитичностью, детализированностью, сук-цессивностью, абстрактностью, оперированием искусственными формами. Правопо-лушарный когнитивный стиль предполагает образную переработку информации, синтетичность, целостность, симультанность, конкретность, интуитивность, оперирование естественными формами. По мнению автора, «устойчивое доминирование у человека пра-вополушарного когнитивного стиля (способа) свидетельствует о наличии у него природных задатков к широкому классу гуманитарных профессий, а левополушарного когнитивного стиля — к естественно-научным и техническим» [12, с. 305]. Предполагается, что правильное воздействие на психические процессы, их целенаправленное развитие с ори-
ентацией на один из когнитивных стилей поможет в дальнейшем осваивать подходящую профессию. Автор считает, что не следует сразу интенсивно развивать оба стиля работы с информацией. «Подобный подход может только затруднить профессиональную подготовку ученика к выбранной специальности, так как в большинстве случаев требуется, прежде всего, формирование ведущего для данной профессии когнитивного стиля, его опережающее развитие. Другой стиль также необходим, но его надо формировать несколько позже, с учетом уже сложившихся у данного школьника индивидуальных особенностей ведущего стиля» [12, с. 309].
О практике применения
В центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии», возглавляемом профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ, доктором психологических наук А. Г. Шмелевым, ней-ропсихологический подход к профориентации реализуется при предоставлении услуги «ПрофПревью». Данная услуга предполагает проведение нейропси-хологической диагностики и составление рекомендаций по развитию, выбору кружков и дополнительных занятий, определение возможностей и ограничений профессиональной ориентации. С мая 2014 года консультацию посетили более 40 детей и подростков в возрасте от 5 до 15 лет. Наиболее распространенной проблемой является недостаточное развитие правопо-лушарных функций — целостной стратегии восприятия и конструктивно-пространственных способностей. Данные нарушения часто проявляются у детей, которых начали рано обучать чтению (с 4-4,5 года), и сохраняются даже у подростков. Кроме того, распространены нарушения энергетического обеспечения психической деятельности. Они проявляются в дисбалансе возбуждения и торможения, который может иметь формы быстрого утомления, длительного врабатывания или волнообразной смены состояний усталости и повышенной активности, трудно поддающихся произвольному контролю. Нарушения регуляции тонуса и бодрствования нередко встречаются у детей с перинатальными травмами, но также распространены среди детей без каких-либо заболеваний в анамнезе, испытывающих повышенную учебную нагрузку (иногда с дошкольного возраста). Эти дети часто демонстрируют сниженную память, причем зрительная память обычно развита
Участие нейропсихолога в профори-ентационной работе заключается в выявлении и коррекции возможных нарушений развития, накладывающих ограничения на дальнейший выбор профессии.
Среди индивидов с правополу-шарным типом реагирования достоверно больше студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, а с левополушарным — на физико-математических.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ
Нейропсихологический подход успешно дополняет имеющиеся способы и методы профориента-ционной работы. Его реализация предоставляет учащимся и их родителям более полную информацию о возможностях и ограничениях выбора профессии.
хуже слухоречевой. Также распространены нарушения слухового гнозиса и динамического праксиса (плавности переключения движений). В большинстве случаев нарушения развития вызваны не повреждениями нервной системы или болезнями, а стремлением родителей ребенка заранее подготовить его к школьному о бучению, игнорируя закономерности созревания и специализации мозговых структур. Например, ребенка с 4 лет начинают учить читать, писать и считать, но не уделяют внимания развитию пространственных и двигательных функций, делая акцент на развитии речевых способностей. При поступлении в школу такой ребенок также оказывается лишен всестороннего развития, поскольку школьное обучение предполагает преимущественную опору на вербально-ло-гическое мышление. Несмотря на то, что данный ребенок может не испытывать выраженных проблем в обучении, в дальнейшем он сталкивается с существенными ограничениями своего профессионального выбора. Выше мы приводили точку зрения В. Г. Степанова, отмечавшего важность целенаправленного развития только одного когнитивного стиля. На наш взгляд, это имеет смысл только в том возрасте, когда школьник обладает достаточными знаниями о мире профессий и способен самостоятельно формулировать свои интересы. Опыт проведения нейропсихологических консультаций показывает, что нередко родители дошкольников отстаивают необходимость одностороннего развития ребенка, приняв решение о его будущей профессии на основе своих собственных интересов. Мы же полагаем, что до поступления ребенка в школу основное внимание стоит уделять развитию правополу-шарных функций, поскольку школьное обучение в любом случае будет способствовать развитию противоположного полушария. Лишь в младшем подростковом возрасте, когда школьник начинает знакомиться с миром профессий, можно делать первые шаги в сторону преимущественного развития того или иного стиля работы с информацией.
Таким образом, становится очевидной необходимость участия нейропсихолога в профориентации. Нейропсихологический подход успешно дополняет имеющиеся способы и методы профориентационной работы. Его реализация предоставляет учащимся и их родителям более полную информацию о возможностях и ограничениях выбора профессии. Получаемые рекомендации позволяют своевременно и правильно развить познавательные способности, не нарушая при этом закономерности развития психических функций.
Литература
1. Аршавский В. В. Различия, которые нас объединяют (Этюды о популяционных механизмах межполушарной асимметрии). — Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2001. — 234 с.
2. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н. М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. — М.: В. Секачев, 2012. — 48 с.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
4. Балашова Е.Ю., Ковязина М. С. Нейро-психологическая диагностика в вопросах и ответах. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2013. — 240 с.
5. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
6. Глозман Ж.М., Соболева А. Е. Нейропси-хологическая диагностика детей школьного возраста. — М.: Смысл, 2013. — 166 с.
7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 374 с.
8. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие. — СПб.: Питер,
2013. — 288 с.
9. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192 с.
10. Пряжников Н.С., Серебряков А.Г., Кувшинова О.Л., Алтухов В.В., Кузнецов К. Г. Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие. — М.: Издательский центр «Академия»,
2014. — 368 с.
11. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2013. — 319 с.
12. Степанов В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии: учеб. пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2008. — 447 с.
13. Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация: учеб. пособие. — М.: Академический Проект, 2013. — 315 с.
14. Шмелев А.Г., Серебряков А. Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика, 2006. — № 2. — С. 4-16.
15. Miller D.C., Defina P. A. The application of neuroscience to the practice of school neuropsychology // Best Practices in School Neuropsychology: Guidelines for Effective Practice, Assessment, and Evidence-Based Intervention / Ed. by D. C. Miller. — Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2010. — P. 141-157.