Научная статья на тему 'Нейролингвистическое программирование и нейропластичность как инновационные направления в современной логопедии'

Нейролингвистическое программирование и нейропластичность как инновационные направления в современной логопедии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
935
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — О С. Орлова, Е С. Бердникович, И А. Грачева, Э И. Ефремова, В П. Козырева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейролингвистическое программирование и нейропластичность как инновационные направления в современной логопедии»

• учат учащихся использовать полученные знания в различных видах деятельности, жизненных ситуациях.

Всё это позволяет педагогам и детям лучше понять друг друга, сблизиться и находить правильные пути для достижения задач и поставленных целей воспитания, дающих положительный результат.

О.С. Орлова

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник,

ФГБУ Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России

Е.С. Бердникович аспирант кафедры логопедии И.А. Грачева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

Э.И. Ефремова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

В.П. Козырева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

П.А. Эстрова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Нейролингвистическое программирование и нейропластичность как инновационные направления

в современной логопедии

Одним из новых направлений современных научных исследований логопедии в различных странах Америки, Азии и Европы являются проблемы нейролингвистического программирования (НЛП) и нейропластичности.

Нейропластичность, появившаяся на стыке нейробиологии и научной медицины, успешно применяется при лечении многих хронических заболеваний, клинических синдромов и симптомов, в том числе нарушений голоса и речи.

Теория нейропластичности рассматривает мозг не как набор специализированных частей, каждая из которых имеет определенное место и функцию, а как динамичный орган, способный перепрограммировать и перестраивать себя в случае необходимости, изменять структуры нейронов, их функций, образовывать новые нейронные связи в ответ на различные воздействия на мозг. Физиологическая основа этих методов -пластичность головного мозга, процедурная основа - условнорефлекторное обучение, базирующееся на кибернетических принципах обратной связи и тренинговых упражнений, развитии компенсаторных механизмов. Основу нейропластичности составляет теории локализации высших психических функций и асимметрии полушарий.

Структурная асимметрия головного мозга является врожденным качеством и проявляется даже у новорожденных не только в моторике правой и левой руки, но и в организации всех высших психических функций. Специфика прослеживается и в лингвистических способностях человека.

225

Известно, что левое полушарие отвечает за обнаружение и распознавание речевых звуков, их генерацию, является основным центром речи.

Правое полушарие - распознает интонации и ритм, музыкальные мелодии и шумы; ограниченно отвечает за понимание конкретных имен существительных, отглагольных существительных и глаголов.

Дети обладают высокой пластичностью нервной системы, в результате поражения левого полушария правое компенсаторно берет на себя речевую функцию. У взрослых эта способность выражена меньше, в результате чего их реабилитация при левостороннем повреждении является большой проблемой.

В этой связи комплексные логопедические методики реабилитации больных с нарушениями речи должны базироваться на знании «правополушарных» и «левополушарных» методов обучения.

Разработанная П.К. Анохиным теория функциональных систем позволяет по-новому подойти к проблеме восстановления нарушенных функций, объясняет формирование компенсаторных механизмов. Идея П.К. Анохина о «ведущих» и «запасных» афферентациях до сих пор является одним из ведущих принципов коррекционно-педагогического обучения больных с нарушением высших психических функций. Привлечение разных анализаторов и выделение доминирующего сенсорного канала представляется логичным и обоснованным в свете теории обратной афферентации.

Известно, что по восприятию информации выделяются три основные группы людей: визуалисты, аудиалы, кинестетики. Основоположники нейролингвистического программирования Р. Бэндлер и Д. Гриндер (1985) впервые обозначили зависимость между типом восприятия и успешностью обучаемости. По их мнению, каждый индивид может обладать не одним, а двумя доминирующими сенсорными каналами (репрезентативными системами, в таком случае могут отмечаться черты сразу двух типов (визуало-аудиал, визуало-кинестетик, аудиало-кинестетик).

Определение ведущего канала сенсорной модальности осуществляется различными методами и зависит от возраста и психосоматического состояния обследуемого: за малышами достаточно понаблюдать; с детьми более старшего возраста можно побеседовать и дать им анкеты; взрослые люди способны заполнить опросники и довольно четко сформулировать, какой канал восприятия для них является ведущим.

В рамках данного исследования представляется необходимым определение ведущего канала восприятия, а затем учет его психотипа для разработки наиболее эффективных приемов работы по преодолению речевых и голосовых нарушений.

Нами предложены методики определения ведущего сенсорного канала у детей с комплексными сложными нарушениями и больных в острой стадии инсульта, когда они лишены возможности понимать обращенную речь и оречевлять свои ощущения. Определены диагностические методики для изучения асмметрии полушарий мозга.

Для достижения поставленной цели абилитации у детей мы использовали музыкальные системы: «Саундбим - 2», «Полетто», «Музыкально-

226

вибрирующая кровать». Эти системы давали возможность определить ведущую модальность (способ) восприятия ребенка. Предлагая ту или иную систему, мы наблюдали, как реагирует ребенок на различные стимулы (звуковой, визуальный, кинестетический). Для каждой категории определены наиболее значимые поведенческие индикаторы.

В комплексной реабилитации больных с афазией применяли «левополушарные» и «правополушарные» методы обучения.

Биологическая обратная связь (БОС) - это комплекс процедур, позволяющий контролировать и корректировать физиологические процессы, которые в обычных условиях не возможны. В результате использования БОС патологические симптомы исчезают или значительно ослабевают, формируются новые связи, которые обеспечивают формирования навыка правильного речеобразования и голосоведения. Различают однопараметрическую (зрительную, тактильную, слуховую) и многопараметрическую БОС в зависимости от преимущественного использования канала обратной афферентаации одного или нескольких.

Выделяют монофункциональную и полифункциональную БОС в зависимости от достигаемого результата в ходе тренировок и воздействия на один или несколько параметров нарушенной функции.

БОС в настоящее время используется достаточно широко в терапии, реабилитации и коррекции ряда функциональных и поведенческих расстройств различной этиологии и генеза.

Суть БОС заключается в использовании различных приборов, позволяющих получить визуальную тактильную или слуховую информацию о физиологической активности, оценить результат и при необходимости его скорректировать, повысить самоконтроль, выработать стереотип и сформировать навык. Этим объясняется повышенный интерес к применению этих технологий в комплексной реабилитации больных с нарушениями речи и голоса различного генеза.

На протяжении многих лет нами разрабатываются персонифицированные дифференцированные методики БОС в зависимости от этапа коррекционного воздействия при различных нарушениях голоса и речи и от ведущего канала сенсорного восприятия, индивидуальных психологических особенностей пациентов. Для этого применяем биологическую обратную связь, позволяющую контролировать ребенку правильность выполнения задания при тренировке дыхания, голоса, темпа и ритма речи, используя компьютерные программы. Информационные компьютерные технологии рассматриваются нами как одно из самых перспективных направлений в этом процессе. Возможность интерактивного взаимодействия, наличие обратной связи, реалистичность, динамичность и красочность представляемого изображения, полисенсорность воздействия делают компьютер незаменимым инструментом в руках логопеда.

Под нашим наблюдением находилось 760 пациентов: с различными дисфониями (мутационной, гипо-, гипертонусной, узелками голосовых складок, парезами и параличами голосовых складок); нарушениями речи (алалией, заиканием, дислалией, дизартрией, ринолалией, афазией),

227

сложным дефектом (нарушениями интеллекта, слуха, детским церебральным параличом и др.).

Наш опыт показывает, что дифференцированное использование БОС, «правополушарных» и «левополушарных» методов обучения позволяют ускорить формирование и автоматизацию голосовых и речевых навыков, повышают самоконтроль, делают занятия более интересными и эмоциональными. БОС дает возможность не только вырабатывать самоконтроль и интенсифицировать процесс обучения и дифференцировать его, учитывая и развивая такие индивидуальные особенности пациентов, как память, слух, темперамент, логические способности; следует продолжить внедрение инновационных технологий в логопедическую практику.

Е.А. Панина

учитель русского языка Л.А. Поль учитель-логопед Т.Е. Рыскалина

социальный педагог

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII видов № 2,

Электрогорск Московской области

Использование элементов поведенческой терапии в работе с детьми-аутистами в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В настоящее время все чаще в школу приходят дети с нарушением аутического спектра. Несмотря на то, что в специальной литературе появился ряд методических рекомендаций по работе с детьми данной категории, учителю трудно разобраться в том, какая форма работы подойдет именно для его ученика. Несмотря на схожесть диагноза, дети сильно отличаются друг от друга. Чувства, которые помогают нам выстраивать поведение и взаимодействовать с окружающими, у детей-аутистов практически отсутствуют или крайне интенсивны. На внешние раздражители, воспринимаемые нормальным ребенком как что-то обыкновенное, ребенок-аутист реагирует совершенно неадекватно. Любое незначительное изменение для него является опытом негативным, нарушающим эмоциональное состояние или совершенно им не воспринимается. Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед учителем, является коррекция сенсорной интеграции и формирование коммуникативных навыков.

Работая в коррекционной школе VII, VIII видов, мы неоднократно сталкивались с проблемой обучения и воспитания детей данной категории. Используя различные программы и формы работы, анализируя полученные результаты, мы отметили эффективность использования поведенческой терапии или метода АВА. Его суть состоит в выделении факторов, влияющих на поведение ребенка и манипулировании этими факторами для изменения нежелательного поведения.

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.