Научная статья на тему 'НЕЙРОЭСТЕТИКА. ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ'

НЕЙРОЭСТЕТИКА. ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
640
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОЭСТЕТИКА. ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ»

Таким образом, авторами данной статьи были разработаны электромеханические цветовоспроизводящие устройства, специально предназначенные для размещения на одежде. Несмотря на ограниченную палитру цветов, умные пайетки обладают рядом преимуществ перед светодиодными матрицами и e-link дисплеями: возможность менять не только цвет, но и текстуру материала, низкое энергопотребление (энергия расходуется только в момент переключения цвета).

Дальнейшая работа будет связана с разработкой образцов одежды с применением умных пайеток и тестированием практической применимости разработанного устройства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Чернила для алхимика. Интернет журнал CABLOOK [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cablook.com/fashion/chernila-dlya-alhimika/ - Дата обращения: 15.07.2020.

2. Бражников .A.M., Бражникова A.M. Анализ технологий создания цветовоспроизводящих устройств для систем адаптивного камуфляжа. Современные инновации в науке и технике (сборник трудов конференции), Зап. гос. ун-т. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т. - 2020. - 355 с.

3. Kinematics Dress [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://3dtoday.ru/blogs/dddcopy-gmail-com/kinematics-dress/ - Дата обращения: 16.07.2020.

4. Дани Пелег: 3D печать одежды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dlux.ru/odezhda-dolzhna-byt-razumnoj/ - Дата обращения: 16.07.2020.

5. Print Onto Fabric [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.instructables.com/id/How-to-3D-Print-Onto-Fabric/ - Дата обращения: 17.07.2020.

НЕЙРОЭСТЕТИКА. ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ О.И. Вольхина

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

Красота — это первая ступень, ведущая к любви.

Концепция нейроэстетики была впервые озвучена Семиром Зеки, известным ученым и профессором нейроэстетики, преподающим в Университете Лондона, в 1999 году. Данная наука расположена на стыке когнитивной психологии, нейробиологии и искусства. В нейроэстетике модели когнитивной психологии используются для того, чтобы изучить, как именно наш мозг отвечает на эстетические стимулы. В 1994 году Семир Зеки начал исследование нейрооснований креативности и того, каким образом мозг воспринимает и получает удовольствие от созерцания искусства, а в 2001 году он организовал институт нейроэстетики, который изучает следующие понятия:

1. Процесс создания нового, процесс креативности человека, прослеживание этой работы в различных областях мозга.

2. Исследование биологических оснований эстетики.

3. Знакомство людей с исследованиями в области визуального восприятия.

Семиром Зеки были предложены два закона обработки зрительной информации в мозге: закон абстракции и закон постоянства.

Под законом постоянства абстракции понимать процесс иерархической координации, в котором общее представление может быть применимо к частным, что позволяет мозгу эффективно обрабатывать визуальные стимулы. Способность к абстрагированию могла возникнуть в связи с ограниченной памятью. Здесь Семира Зеки интересует вопрос, есть ли существенные отличия в мозговых процессах при наблюдении абстрактного искусства в отличие от изобразительно искусства.

Второй закон - закон постоянства - подразумевает под собой то, что наш мозг в процессе обработки визуального стимула, будь то измерение расстояния, угла или наблюдение за сменой освещения, способен удерживать внимание на существенных постоянных свойствах объекта и не принимать во внимание не играющие роли, временные признаки. Именно это позволяет нам распознавать лица при изменении освещения или смене угла зрения. Произведение искусства фиксирует саму сущность объекта. Например, процесс живописи предполагает изображение объекта таким, какой он на самом деле есть, что отлично от того, каким его воспринимает человеческий глаз. Семир Зеки отсылает к «идеям» Платона и концепту Гегеля через утверждение: формы не существуют без разума и способности хранить воспоминания.

Изучая мир, мы приписываем ему стабильность. В том числе мы приписываем стабильность и цвету. Мозг не фиксирует постоянные изменения волны цвета и именно поэтому в состоянии присвоить каждой поверхности цвет. Если мы будем смотреть на белую статую в парке утром и вечером, то будем классифицировать её как белую, независимо от рефлексов извне. Но если мы измерим количество красных, зеленых, синих и других оттенков, которые отбрасываются окружающей средой на скульптуру, то заметим огромную разницу в количестве и разнообразии цветов. Так как интенсивность рефлексов зачастую меньше насыщенности или плотности цвета объекта, то цвет остается для нас неизменным. Если бы человек не имел стабилизирующей способности, то постоянно все вещи были бы для нас разного оттенка.

Иногда возникают противоречивые ситуации, оптические иллюзии, в которых мозг не может определить, какой из вариантов верный. Но видеть одновременно несколько мы не можем, в определенный момент в сознании может быть лишь одно решение ситуации.

С восприятием красоты в музыке, живописи и математике связана одна и та же часть мозга. В тот момент, когда человек испытывает ощущение красоты, например, видит картину Сезанна или Пуссена или же красивое уравнение, в его орбитофронтальной коре отображается активность.

Чтобы выстроить всеобъемлющую теорию эстетики, по мнению Зеки, необходимо брать во внимание и исследовать деятельность мозга, которая отвечает за то, что мы видим как нечто красивое.

Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в применении знаний о нейроэстетике в создании гармоничных и правильных интерьеров, которые будут давать положительную динамику на человека.

В настоящее время не существует ни одного полного опубликованного перечня о влиянии нейроэстетики на создание интерьера.

Таким образом, данное направление рассматривается впервые.

Новизна работы:

1. Изучение нейроэстетики в контексте воздействия искусства на человека.

2. Формирование представлений о принципах организации правильных интерьеров.

3. Осмысление становления и развития законов нейроэстетикии относительно окружающего пространства и человека.

Практическая значимость:

- понять движущие факторы искусства и его влияния на человека;

- применение знаний о влиянии искусства на человека при создании интерьеров;

- выделить основные критерии влияния искусства на человека;

В серии исследований о чувственном познании А. Суббота обосновывает научное направление гармоничной нейроэстетики. Теперь любые материалы исследований по-новому ставят проблему красоты в жизни любого человека. Описываются нейрофизиологические, нейрохимические, этологические, психофизиологические проблемы и механизмы восприятия человеком действительности с эстетической точки зрения. Таким образом, принципы нейроэстетики очень важны при изучении искусства на современном уровне образованности человека в постиндустриальном обществе.

Самым фундаментальным вопросом эстетики на протяжении долгого времени является вопрос: что есть прекрасное, что есть красота? Обсуждением этого вопроса занимаются около двух с половиной тысяч лет. На него отвечали огромным количеством теорий, но я бы хотела выделить три основные:

1. Объективистский взгляд на вопрос, отсылающий к Платону: красота - это качество объекта, которое вызывает у нас приятные переживания, независимо от того, кто воспринимает эту красоту. Красота существует независимо от глаз смотрящего. В объективистском подходе к вопросу о прекрасном можно выделить черты, которые всегда будут в нем существовать. А именно это симметрия, пропорции, баланс, контраст, ясность и чистота.

2. Субъективистская точка зрения, порожденная софистами, гласит: красота в глазах смотрящего.

3. Интеракционистская теория: по которой красота заключается в самом процессе переживания, который происходит «в глазах смотрящего» и все-таки зависит от объективных качеств рассматриваемого предмета, и зависит от когнитивных и эффективных процессов, которые происходят в мозгу у зрителя. Данную точку зрения можно назвать золотой серединой, объединяющей крайние взгляды субъективистов и объективистов.

А теперь вернемся к субъективистской точке зрения: о вкусах не спорят, и красота для каждого своя. Группой ученых вместе с Семиром Зеки в 2011 году в Лондоне был произведен эксперимент, в ходе которого нам стало известно следующее. При прослушивании музыки или созерцании объектов искусства, которые люди субъективно считали прекрасными (то есть каждый считал определенную вещь прекрасной, но между собой эти вещи никак не пересекались; то, что было красивым для одного, могло быть ужасным для второго), у них активизировалась одна и та же часть мозга — медиальная орбитофронтальная кора. Получается, что многие вещи можно назвать произведением искусства, но лишь то, что вызывает у нас активность

медиальной орбитофронтальной коры, по-настоящему можно назвать прекрасным. Если кора при просмотре на объект не активизируется, это может значить только то, что искусство присутствует, но ничего прекрасного для зрителя в нем нет. Получается, что красота - в мозгу смотрящего.

На данном этапе работы я бы хотела выдвинуть своё предположение относительно работы поощрительной системы нашего мозга при созерцании искусства, а именно: при получении положительного или же негативного опыта посредством данного созерцания. Моё же предположение заключается в том, что поощрительная система может вызвать выброс дофамина в организм человека вследствие как положительного, так и отрицательного опыта взаимодействия. С первым случаем всё более-менее ясно, так как исследований Семира Зеки и собственных наблюдений за своим состоянием для нас достаточно, чтобы убедиться в том, что нам приятно смотреть на то, что в нашем понимании является прекрасным, что обозначает выброс нейромедиатора. Но что же с негативным восприятием? По моей гипотезе, человек также получит дофамин от системы поощрений, и вот почему. Обратимся к истокам: когда древний человек находил что-либо опасное для своего организма (будь то испорченная пища или вода) и избегал негативных последствий, мозг награждал его за это дофамином, чтобы указать на верные действия человека и стимулировать его и впредь избегать опасность. При просмотре и неприятии искусства срабатывает всё тот же механизм, заложенный в нас эволюционно, а именно: мы не принимаем «вредное», некрасивое, ужасающее нас, за что мозг и поощряет наши действия. Чтобы доказать свою точку зрения, я бы хотела сослаться на исследование нейрофизиологов из Калифорнийского университета в Беркли, которые доказали, что дофамин выделяется в ответ на раздражители, связанные с неприятными ощущениями. Они видят в этом подтверждение гипотезы о том, что роль дофамина в мозге неоднозначна и зависит от того региона, где он высвобождается. Их работа опубликована в журнале Neuron.

Чем быстрее нами может быть распознан стимул, тем более вероятно он будет принят нами как красивый. Быстрота распознавания таких стимулов напрямую зависит от его симметрии, яркости и контрастности. Кроме того, скорость обработки стимула увеличивается в случае, если мы его распознаем, то есть мы видели его ранее. Еще сильнее скорость возрастет, если мы видели объект настолько часто, что можем считать его прототипичным для определенной группы.

Перейдем к еще одному важному для нейроэсетики вопросу: искусство занимает нас когнитивно или эмоционально ?

Обратимся к статье Девида Фридберга и Викторио Галези «Движение, эмоции и эмпатия в эстетических переживаниях», которая была посвящена связям эстетических переживаний и работы зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны — группа нейронов, открытая в 90-е годы 20 века, они серьезно взаимодействуют с получением визуальной информации и нашего моторного ответа на неё. Они расположены в премоторной коре и в затылочной коре головного мозга. В зависимости от того, что делает человек или животное, на которое мы смотрим, наши нейроны, отвечающие за те же действия, откликаются. Это не значит, что мы воспроизводим действие, но нейроны активируются так, как будто наши конечности воспроизводят такие же действия. Основная заслуга этих нейронов в том, что мы способны понимать, что делает другой человек, имитируя его на мозговом уровне. Зеркальные нейроны могут помочь нам

предсказать, чем завершится действие, которое мы наблюдаем, даже если окончание этого действия скрыто от наших глаз. И наша эмпатия тоже работает при помощи зеркальных нейронов. Мы можем понять эмоции и переживания других, опираясь на их действия и предугадывая, что за ними стоит. Девид Фридбер и Викторио Галези предположили, что эстетическая реакция производится за счет работы зеркальных нейронов, эмпатии и вовлечения эмоциональной составляющей - мы получаем эмоции, переживая опыт других на телесном уровне. Эмпатические переживания боли тоже основаны на телесной симуляции того, что происходит с другим человеком. Такое мы можем испытать, если посмотрим на цикл офортов Франциско Гойи «Бедствия войны». При просмотре работ, на которых пытают людей, у нас активируются те же нейроны, которые срабатывали у нас в том случае, если бы такое происходило с нами, благодаря этому происходит переживание эстетического шока. Но эти нейроны срабатывают и в том случае, если мы наблюдаем за прекрасными телодвижениями балерины.

Вопрос, которым задались Девид Фридбер и Викторио Галези: будем ли мы реагировать на следы от движений так же, как и на сами движения? Так, например, на картине Джексона Поллока художником весьма эмоционально оставлены следы кистью с краской во время индийского танца. Вопрос в том, будем ли мы на это реагировать как на движение, можем ли мы почувствовать движение кисти. Объяснение Галези таково: даже движения художника, при помощи которых было создано его произведение, вынуждают срабатывать эмпатическую систему зрителя, потому что активируется симуляция моторной программы, которая вторит движениям художника. Когда мы имеем дело с картиной или скульптурой, следами работы деятелей искусства, они так же могут активировать соответствующие моторные отделы мозга наблюдателя. Галези считает, что обнаружение зеркальных нейронов и исследование их работы являются достаточно весомым основанием для того, чтобы считать, что эстетическое переживание в нас происходит именно из-за того, что мы проигрываем на себе действия художника или скульптора.

Наиболее яркими направлениями в искусстве, которые можно рассматривать с этой точки зрения, являются импрессионизм и абстрактный импрессионизм. Например, мы можем посмотреть на картину Эдварда Мунка «Больная девочка». Полотно написано краской, однако само изображение постоянно расцарапывалось художником в процессе его написания, а краска клалась в несколько слоев. Таким образом он выражал печаль утраты и тревожность, так как картина написана в память о его умершей сестре. Согласно теории зеркальных нейронов, зритель переживет все эмоции автора благодаря видимости движения кисти и царапин на холсте. Именно поэтому произведения экспрессионистов производят такой колоссальный эффект на созерцателей. Такой же эффект на зрителей производят порезанные холсты Лучо Фонтана. И конечно же, мы реагируем физически на полотно Караваджо «Неверие апостола Фомы».

А теперь я добавлю о правильном использовании нейроэстетики в интерьере. Примером послужит проект Space for being от Google и Arts + Mind, сделанный на основе выставки Softwear Google в Милане. Space for being - это невероятно удобная для жилья мультикомната, которая включает в себя следующие пространства:

1. Основополагающее, основное — Essential;

2. Жизненно важное — Vital;

3. Преобразующее — Transformative.

Каждое из пространств отличается тонким изменением освещения, аромата, музыки, произведений искусства, материалов и пропорций, что создает особый сенсорный опыт.

Создание такого проекта основополагает исследование на тему влияния эстетики на нашу жизнь. Перед входом посетители получают специальную ленту, разработанную Google Hardware, которая измеряет физиологические реакции человека во время экскурсии (биение сердца, частоту дыхания, температуру тела, фиксирует все движения). Далее данные анализируются. С помощью этой полосы с датчиками возможен вывод о том, что через пространство, текстуру, цвет, свет и форму эстетически красивые вещи влияют на наш мозг и на нашу физиологию, а значит, и на ментальное самочувствие.

Одним из особенно впечатляющих применений нейроэстетики была комната сенсорного исцеления в Институте наук о мозге Джона Хопкинса. В настоящее время эта комната разрабатывается компанией Reddy в сотрудничестве с лабораторией «Arts + Mind Lab» и должна быть завершена в 2020 году. Помещение способствует восстановлению детей, страдающих расстройствами сознания, путем создания индивидуальной сенсорной среды, адаптированной для каждого пациента.

В заключение можно сказать о том, что в современном виде нейроэстетика не показывает и не может описать взаимосвязь искусства и работы мозга хотя бы потому, что человечество на данном этапе развития сравнительно мало знает о его устройстве. Процесс обработки визуальной информации устроен чрезвычайно сложно, но нельзя отрицать, что искусство не может не быть его продуктом. 280 миллионов нейронов в затылочной доле мозга (там находятся основные зрительные центры), внутренняя логика, механизм переключения внимания, целая система, создающая эмоции, - все это работает в человеческом мозге при взгляде на предмет искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Суббота, А. Г. Гармоническая нейроэстетика. Часть 1 / А. Г. Суббота // Вестник новых медицинских технологий. - 2009. - Т. 16. - №4. - С. 143-147.

2. Хадарцев, А. А. Физиологические основы восприятия золотого сечения в художественном творчестве с позиции синергетики / А. А. Хадарцев, А. С.Троицкий, Д. С. Аксенова // Сложность. Разум. Постнеклассика. - 2013. - №1. - С. 39-50.

3. Фольгеро, П. О. Курс лекций: Нейроэстетика / П. О. Фольгеро. - Текст: электронный // Лекториум, просветительский проект: сайт. - URL: https://www.lektorium.tv/lecture/14747 (дата обращения: 10.06.2020).

4. Нейроэстетика II Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Heñpo3CTeTHKa (дата обращения: 17.04.2020). - Текст: электронный.

5. Орбитофронтальная кора II Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Op6mt^poHraTbHaH_Kopa (дата обращения: 17.04.2020). - Текст: электронный.

6. Magsamen, S. A Space for Being: A Neuroaesthetics Exhibit Featuring Design's Impact on Our Biology // ANFA: сайт. - URL: http://www.anfarch.org/a^n-17-a-space-for-being-a-neuroaesthetics-exhibit-featuring-designs-impact-on-our-biology/ (дата обращения: 29.05.2020). - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.