Научная статья на тему 'Неясные перспективы высокой четкости'

Неясные перспективы высокой четкости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Кризисы международной стандартизации в области телевидения повторяются регулярно. Впрочем, если быть точным, то неразбериха в данной сфере царила всегда. Модные сегодня процессы Глобализации и построения Мирового информационного общества на телевизионные стандарты и технологии, похоже, никакого влияния не оказывают. Мало того, что человечество еще 50 лет назад получило сразу три стандарта цветного телевидения между собой несовместимых, которые по сию пору являются пусть уже привычной, но все же головной болью для производителей и пользователей телевизионной техники. Сегодня, когда начался процесс перехода с аналогового ТВ-вещания на цифровое, разброд и шатания в области стандартизации технологий цифрового ТВ-вещания вновь обострились. Еще не успели международные регуляторы и организации по стандартизации договориться о стандартах на платформы цифрового спутникового, кабельного и наземного телевещания, как к проблемам переходного периода прибавились и вопросы внедрения перспективных форматов телевидения высокой четкости (HDTV). Пользователь, то есть владелец телевизора, особенно на территории СНГ, в своей основной массе не представляет, что такое HDTV, хотя рынок уже завален телевизионными приемниками формата HD 762 и HD 1080. Но и операторы фиксированной связи, которые бы не прочь повысить доходы от передачи потокового видео по своим сетям, также не представляют себе, какие каналы необходимо выделять для передачи и распределения услуг телевидения высокой четкости. Не лучше обстоят дела и с записью контента на диски и его воспроизведением. Уже появились и получают распространение две технологии записи HD-DVD и Blu-ray. Однако это уже другая история, которая непосредственного отношения к телевидению не имеет. Наиболее актуальные проблемы внедрения HDTV поднимает на своих страницах журнал Cable & Satellite

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неясные перспективы высокой четкости»

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

Кризисы международной стандартизации в области телевидения повторяются регулярно. Впрочем, если быть точным, то неразбериха в данной сфере царила всегда. Модные сегодня процессы Глобализации и построения Мирового информационного общества на телевизионные стандарты и технологии, похоже, никакого влияния не оказывают. Мало того, что человечество еще 50 лет назад получило сразу три стандарта цветного телевидения между собой несовместимых (которые по сию пору являются пусть уже привычной, но все же головной болью для производителей и пользователей телевизионной техники), так сегодня, когда начался процесс перехода с аналогового ТВ-вещания на цифровое, разброд и шатания в области стандартизации технологий цифрового ТВ-вещания вновь обострились. Еще не успели международные регуляторы и организации по стандартизации договориться о стандартах на платформы цифрового спутникового, кабельного и наземного телевещания, как к проблемам переходного периода прибавились и вопросы внедрения перспективных форматов телевидения высокой четкости (HDTV).

Пользователь, то есть владелец телевизора, особенно на территории СНГ, в своей основной массе не представляет, что такое HDTV, хотя рынок уже завален телевизионными приемниками формата HD 762 и HD 1080. Но и операторы фиксированной связи, которые бы не прочь повысить доходы от передачи потокового видео по своим сетям, также не представляют себе, какие каналы необходимо выделять для передачи и распределения услуг телевидения высокой четкости. Не лучше обстоят дела и с записью контента на диски и его воспроизведением. Уже появились и получают распространение две технологии записи - HD-DVD и Blu-ray. Однако это уже другая история, которая непосредственного отношения к телевидению не имеет

Век Качества No 2

Наиболее актуальные проблемы внедрения HDTV поднимает на своих страницах журнал Cable & Satellite

Телевидение высокой четкости пришло в Европу благодаря операторам спутниковой связи и вещания. Недавние достижения в технологической области и в сфере регулирования открыли путь для использования частотно-ограниченных передающих платформ, позволяющих осуществлять широкомасштабное освоение нового перспективного вида телевидения.

HDTV сегодня, да и намного лет вперед покорило сердца и умы исполнительных директоров европейского телевещательного бизнеса, являясь наиболее крупным шагом в развитии телевещания со времен внедрения цветного телевидения. Пользователи рассыпались в похвалах четкому изображению, богатству красок и высокому качеству звука первых экспериментальных передач.

В то время как в службы приема HDTV в Европе только развертывались (а такие страны, как Австралия, Япония и США в этой сфере даже отставали от европейских стран), успех телевидения высокой четкости был предопределен, прежде всего, благодаря спутниковым службам телевидения. Несмотря на такое многообещающее начало, операторы тех вещательных платформ, которые работают с ограниченной полосой частот или с ограниченным радиочастотным спектром, вынуждены преодолевать значительные трудности, чтобы конкурировать с операторами спутниковых систем. Однако споры между регуляторами, технологические ограничения, доступность HD-кон-тента и растущий пользовательский спрос на HDTV — все эти факторы только разжигали стремление некоторых операторов выйти на рынок.

HD и цифровой разрыв

Для многих людей в Европе службы HD станут действительностью только тогда, когда HD-кон-тент станет полностью доступным для пользователей цифровых наземных платформ. По мнению многих фирм-поставщиков оборудования, как только это случится, любой пользователь в странах Старого света приобретет оборудование для приема HDTV даже без такой приманки, как подписка на премиальное обслуживание со стороны оператора, что будет означать его полную адаптацию к новому виду телевизионного вещания.

J J J

ш

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

Одна из самых яростных дискуссий, происходящих в настоящее время в вещательной отрасли, посвящена тому, как лучше использовать радиочастотный спектр, высвобождаемый при переходе от аналогового к цифровому ТВ. Во Франции президент «Высшего совета по аудиовизуальным системам» (CSA) недавно заявил, что радиочастотный ресурс страны, предназначенный для цифрового уплотнения, должен быть использован для HDTV. При этом он добавил, что службы HD-вещания не являются прерогативой только кабельных или спутниковых систем передачи и что при полном соблюдении закона Франции «О будущем телевидении», спектр, высвобождаемый при переключении на цифру, должен быть востребован HD-вещанием. В начале 2007 г. CSA инициировал тендеры на два новых HDTV-канала, в то время как Министерство культуры Франции зарезервировало ресурсы для третьего HD-канала, который должен быть использован службой общественного ТВ-вещания. Французское объединение ТВ-операторов Canal Plus Group является одним из кандидатов на роль оператора этого канала. По словам спичрайтера Министерства культуры, новый канал обеспечит квартирным пользователям высокое качество изображения и звука, предоставляемое технологией HD.

В то же время Италия планирует ввести индивидуальное распределение HDTV-программ в рамках ее DTT-стратегии (наземного цифрового телевидения), а Испания в апреле 2007 г. уже начала испытания HDDTT-вещания в Каталонии. HD-программы в течение 2—3 часов в день предоставляются пользователям Барселоны и ее окрестностей по третьему национальному каналу. В Великобритании, где переход на «цифру» должен завершиться в 2012 г., ожидают освобождения 15 УКВ-каналов для альтернативного пользования. Однако ни один из существующих шести мультиплексоров, находящихся на наземной сети цифрового ТВ Великобритании, не может передавать сигналы HDTV, поэтому BBC и другие телевещательные компании страны обратились к регулятору с требованием предоставить дополнительный частотный спектр для HDTV-услуги. По мнению специалистов ведущих компаний, если не обеспечить предоставление любого вида существующих ТВ-услуг, включая HDTV, то цифровое наземное телевидение станет платформой «второго класса». Со своей сторо-

ны, национальный телекоммуникационный регулятор Великобритании — Ofcom заявил еще в декабре 2006 г., что предпочитает продавать радиочастотный спектр на аукционах покупателям, предлагающим наибольшую цену. Ofcom, соглашающийся с важностью обеспечения услуг HD через наземную инфраструктуру (DTT), в то же время считает, что, внедряя самые передовые технологии, вещательные компании смогут образовать в шести существующих мультиплексорах достаточный частотно-временной ресурс для поддержки служб HD. Если говорить точнее, то Ofcom надеется, что комбинация компрессионной технологии MPEG-4 и технологии передачи DVB-T2, то есть технологии цифрового наземного телевидения следующего поколения, должна освободить полосу частот, достаточную для поддержки четырех каналов HDTV на платформе DTT. При этом для операторов возникает одна проблема, состоящая в том, что предлагаемые HDTV-ка-налы будут работать только с новыми «set-top-боксами» (телевизионными преобразовательными приставками), поддерживающими и MPEG-4 в комбинации с DTV-T2, а развертывание их производства может занять значительное время. Кроме того, DVB-T-технология находится еще в стадии разработки, и пока не стала европейским стандартом. Таким образом, в Великобритании в настоящее время не созданы механизмы, которые в состоянии своевременно доставлять телевизионную услугу с обещанным HD-качеством. Подобным механизмом доставки является технология DVB-T2, поэтому предполагается, что она получит признание в качестве лучшего вида технологии для наземной вещательной платформы, обеспечивающей оптимизацию предоставляемой для HD-службы полосы частот. С этим стандартом и этой технологией специалисты связывают перспективы обеспечения такого качества услуг HD, которое значительно выше существующего стандарта SD.

IPTV и HD

Сегодня у большинства пользователей перед глазами два экрана: один — телевизионный, другой — компьютерный. Однако при доступе к службам IPTV компьютерный монитор становится телевизором. Компьютер ближайшей перспективы это мультимедийный терминал, который должен иметь возможность принимать видеоконтент в формате HD, включая IPTV.

Одно из преимуществ Интернета состоит в том, что всемирная паутина обладает способностью предоставлять любой тип контента любому пользователю.

Обеспечение качества HD через Интернет чревато немалыми проблемами из-за больших размеров файла, привлекаемого для размещения высококачественной видеоинформации и общедоступной природы самой Web-сети.

Типичный полнометражный фильм требует около 6—8 Гбит памяти, в зависимости от способа кодирования видеоинформации. Поскольку провайдеры услуг IPTV в формате HD взялись за решение задачи управления большими файлами в серверах, то проблема их своевременной доставки через открытый Интернет сталкивается с тем, что сеть, по которой эти файлы передаются, совершенно ими не контролируется. Пока лишь компания Akamai разработала решения, позволяющие передавать большие файлы данных через Интернет, содержащий 25 тыс. серверов по всему миру. Потеря пакета данных, перегрузка каналов и трактов, работа подсистем выравнивания нагрузки и другие особенности такой сложной сети, как Интернет, может привести к тому, что имеющиеся серверы окажутся недоступными для пользователя, что совершенно недопустимо для коммерческих служб. Если все присущие пакетным сетям неприятности случились между источником контента и пользователем, то провайдер HDTV получит тракт передачи, который не будет иметь пропускную способность, достаточную для обеспечения телевизионной услуги с высоким разрешением. В этом случае начинает работать система оптимизации загрузки больших файлов компании Akamai. Эта система хранит в сети только наиболее популярный контент, но не весь его объем, а начала. В результате получаются небольшие по объему файлы, и серверы с ним легко справляются. Как только конечный пользователь проявляет интерес к какому-либо файлу и начинает прогрессивно пользоваться им, из внешних баз файлов в сервер дозагружаются оставшиеся части данного видеоконтента. Таким образом, несмотря на то, что технология HD делает только первые шаги в своем развитии, инфраструктура всемирной паутины готова ее принять при условии наличия каналов соответствующей пропускной способности.

Дело в том, что операторы IPTV при переходе к HDTV находятся в еще более сложных условиях, чем их конкуренты (спутникового непо-

Март 2008 г.

39

t fc ь

средственного вещания — DTH), прежде всего потому, что IP-метод передачи видеоинформации уже по своей природе имеет ограничения по пропускной способности.

Тем не менее, поскольку технологии компрессии видеосигналов продолжают быстро развиваться, телекоммуникационные операторы используют различные способы и методы сокращения полосы частот и избыточности передаваемой информации, чтобы начать работать на рынке услуг HD. Подавляющая часть IPTV-операторов имеет технологию HDTV в своих «дорожных картах». Каждый из них понимает, что придется конкурировать с другими операторами независимо от выбранной ими платформы. Прежде всего, IPTV-оператор вынужден конкурировать со спутниковым или кабельным оператором, имеющим службу HD. Хотя достижения в области технологии предоставляют реальную возможность обеспечения качества HD по линиям DSL, достичь этого не совсем просто. В условиях передачи через спутник можно позволить себе использовать статическое мультиплексирование. Даже, если средняя скорость передачи может составлять 6 Мбит/c, то условия обеспечения высокого качества становятся еще более сложными на спортивных каналах, где скорость передачи доходит до 11—12 Мбит/с. Телекоммуникационные операторы фиксированных сетей не могут позволить себе такой роскоши потому, что ограничены по полосе пропускания канала. На DSL-сетях ни один из них не может реально достичь скорости передачи, превышающей 8—9 Мбит/с. Для качественной передачи вашего спортивного канала, которому вы предоставили скорость 11—12 Мбит/с, операторы связи обеспечат на своих каналах только 8 Мбит/с.

Некоторые операторы предпочитают устанавливать верхний предел переменной скорости передачи данных и регулировать скорость передачи (так называемая VBR-техни-ка) в высокоскоростном Интернете. Когда передается контент такого типа, который не содержит большого количества движущихся сцен, кодирующее устройство обеспечивает максимально возможный уровень компрессии и поддерживает постоянный уровень качества. Если, например, вы назначаете максимальную скорость передачи 8 Мбит/с и если вы имеете очень напряженный, наполненный движением контент (скажем, передача футбольного матча), скорость 8 Мбит/с будет использована в течение всего времени передачи. Напротив, если необходимо передавать новости или «говоря-

щую голову», то есть спокойный контент, с небольшим движением изображаемых сцен, скорость передачи может быть снижена до 4,3 или даже 2 Мбит/с. В результате средняя скорость доступа в Интернет может быть снижена до 6 Мбит/с.

Телекоммуникационные операторы в Европе уже начали предоста-

влять HD-услуги. Французская компания Orange недавно добавила канал National Geographies в HD-фор-мате к своему вещательному пакету, который включает такие каналы, как Acte, LuxeTV, NRJ12 и TF1. Итальянская компания Fast Web недавно сообщила подробности о своей службе IPTV-HD, которая будет предлагать ее подписчикам программы и фильмы по запросу в формате HD. В свою очередь, бельгийская компания Belgacom не предлагает внедрять услугу HDTV до 2008 г. В то же время руководство вещательной компании BTVision сообщило, что, хотя она и не имеет планов немедленного внедрения служб высокой четкости, ее «set-up-box» работает в режиме «HD-ready», и она предполагает использовать эти возможности в будущем.

Приведенные примеры показывают, сколь различны пути развития HDTV, в том числе, в качестве составной части IPTV. Развертывание вещательных сетей продолжается, и есть сообщения операторов, что к 2010г. 60% населения ряда стран будут пользоваться HD-услугой. Операторы связи считают, что вещатели будут внедрять HDTV постепенно.

В оперативном и финансовом отношении такой путь представляет собой проблему на каждом этапе развития HDTV, поскольку всякий раз по мере развития сети операторам необходимо искать способ достижения прибыльности от внедрения нового вида бизнеса. В свою очередь, телевещатели должны внимательно проанализировать потребительскую среду городов, чтобы оператор разворачивал вещательную инфраструктуру в наиболее до-

ходных районах и более быстрыми темпами. Таким образом, можно сделать вывод, что европейские операторы, развертывая службы HDTV, должны действовать неспешно, осмотрительно, использовать больше времени на доработку технологии и тем самым обеспечить такое качество услуги, которое было бы выше, чем у операторов США. Кроме того, они также должны добиться возможности поддержки HD-услуг на частотно ограниченных наземных платформах помимо спутниковых платформ, изначально поддерживающих HD. Наконец, в Европе всегда существовал приоритет высокого качества над количеством, что отразилось на числе каналов, предоставляемых для передачи телевидения спутниковыми транспондерами.

Технологии компрессии HDTV

По контрасту с США требования к HDTV в Европе должны обеспечивать исключительно высокое качество изображения, чтобы полноценно заменить уже достаточно высокое качество европейского телевизионного вещания, получаемое в связи с осуществляемым переходом на цифровое телевидение. В последние три года в странах ЕС имел место довольно вялый интерес к HDTV. В Европе преимущества от перехода с SD-стандарта на HD-стандарт телевещания были менее очевидными, поскольку европейские страны начинали с более высококачественной технологии цветного телевидения — PAL (в отличие от технологи NTSC, принятой США). Качество HD-формата в Европе должно быть более существенным, чтобы отличие от SD-фор-мата было очевидным. Но для этого необходимо иметь широкую полосу в канале вещания.

Компания Tanberg стала одним из первых производителей HD-ко-деров стандарта MPEG-2. Она поставляет их в США, где HDTV в настоящее время транслируется в ряде случаев по премиальному тарифу или даже бесплатно. Кроме того, там уже свыше 14 млн подписчиков на HD-услуги, имеющих плоские крупноформатные телевизионные приемники. Тем не менее, несмотря на то, что рынок США может оказаться впереди по количеству телезрителей HDTV, он работает на устаревшем стандарте MPEG-2 и, похоже, не хочет отка-

Век Качества N° 2

л л л

ш

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

зываться от него, поскольку в основном оснащен преобразовательными приставками STV стандарта MPEG-2.

В то время как некоторые европейские операторы вещали HD-контент в стандарте MPEG-2 (например, компания Virgin Media), большинство операторов европейского рынка ориентировались на кодирующие устройства для HD-служб, которые поддерживали стандарт MPEG-4. Европейские специалисты знакомы с американским опытом и знают, что для трансляции быстро меняющегося контента, например, спортивных мероприятий, необходима скорость передачи цифрового ТВ-сигнала 16—18 Мбит/c. Иногда для передачи высокоскоростных видов спортивных состязаний скорость 18 Мбит/c может оказаться недостаточной. Если при этом оператор не имеет запаса пропускной способности, канал передачи оказывается перегруженным. Необходимо учитывать то, что использование стандарта MPEG-2 на скоростях, достигающих 20 Мбит/c, вообще не оптировано для Европейского региона. Таким образом, в реальных условиях оператор должен идти на компромисс и снижать качество HD-услуги. Однако это противоречит самой идее телевидения высокой четкости, и организация службы HD пониженного качества теряет всякий смысл.

Стандарт MPEG-4 был внедрен около трех лет назад. Технология имеет инструментарий, специально ориентированный на передачу с высоким разрешением. В процессе разработки разговоры о том, чтобы сократить полосу частот, занимаемую сигналом до 50% по сравнению с MPEG-2, носили всеобщий характер. Оправдал ли новый стандарт связанные с ним ожидания? Сегодня уже можно сказать, что MPEG-4 их даже превзошел и обеспечил оптимальный уровень компрессии видеосигналов. Напомним, что MPEG-2 разрабатывался в течение 10—12 лет и получился довольно неплохим в своих пределах. MPEG-4 находится в эксплуатации только 2 года и, поскольку он разрабатывался быстрее стандарта MPEG-2, то вряд ли можно ожидать каких-либо несомненных достоинств на практике.

Первое поколение MPEG-4 при передаче HD-продуктов снижет скорость передачи ТВ-сигнала с 16—18 (MPEG-2) до 12 Мбит/c. Второе поколение продуктов на базе MPEG-4, которое используется сегодня, снижает «бит рейт» до значения около 8 Мбит/c.

Однако, несмотря на такие обнадеживающие успехи в области ком-

t ь ь

прессии видеосигналов, некоторые вещатели, которые внедрили первое поколение кодирующих устройств, разочаровались качеством результирующей «картинки». Они утверждают, что на текущий момент для обеспечения приемлемого уровня качества им иногда приходится обеспечивать ту же самую или даже большую скорость передачи сигналов, чем при стандарте MPEG-2.

Затраты на распределение продуктов в стандарте MPEG-4 не могут быть выше экономии, получаемой от сокращения полосы частот, занимаемой кодированным сигналом. Можно выделить две составляющие затрат на передачу и распределение сигналов цифрового ТВ: затраты на STB и на кодирование. Затраты на кодирование в стандарте MPEG-4 должны снижаться по мере более широкого внедрения технологии кодирования нового поколения за счет «экономии масштаба». В принципе затраты на кодирование являются довольно незначительными. Экономия, которую оператор делает на сокращении полосы частот, показывает, что она отнюдь не пустяковая. Если имеется возможность наполовину сократить полосу частот, которая необходима для передачи ТВ-программы между различными точками сети, значит можно вдвое сократить затраты на всю распределительную сеть.

STB остаются наиболее дорогостоящей частью всего процесса внедрения HD. Однако специалисты полагают, что сама природа HD-формата телевизионного изображения, как услуги с добавленной стоимостью, но существенно возросшим качеством, подразумевает, что ее пользователи будут готовы платить за возможность ее получения.

Есть два подхода к компрессии по стандарту MPEG-4. При первом подходе качество изображения остается неизменным, но существенно снижается скорость передачи цифрового ТВ-сигнала. При втором подходе для тех случаев, когда имеются ограничения по полосе, концентрируют внимание на «премиальном» качестве, не снижая исходной полосы частот. Некоторые операторы особенно внимательно относятся к запросам пользователей в отношении качества изображения. То, что они ожидают получить от поставщиков, это не то качество, которое они уже получают в стандарте MPEG-2, а более высокое, но при той же скорости цифрового потока, что позволит им предоставлять пользователям существенно лучший HD-сер-вис.

С расчетом на будущее поставщики оборудования для компрессии цифровой информации работают

над решениями, позволяющими получить еще более высокое качество изображения.

Компаниями IBC и Harmonic предусмотрена разработка кодирующего устройства, поддерживающего стандарт разрешения 1080р50 в реальном масштабе времени при скорости передачи цифрового потока 15 Мбит/c. Специалисты считают, что подготовка к коммерческому использованию этого стандарта займет определенное время, однако ТВ-студии и владельцы контента уже начали готовиться к его внедрению.

Сроки внедрения и формирования рынка HDTV

Пока поставщики IPTV начинают делать первые успехи, европейский HD-рынок «захвачен» спутниковым ТВ-вещанием, которое не обременено проблемами недостатка радиочастотного ресурса. В связи с этим спутниковое HDTV получило в Европе большое распространение. Более того, операторы HDTV хотели бы сделать все возможное, чтобы не только сохранить, но и нарастить абонентскую базу своих служб.

Поэтому спутниковые операторы более агрессивны в отношении способов привлечения новых абонентов. Это в полной мере относится к французской ТВ-вещательной компании BSKyB. Такие операторы в полной мере осознают свои преимущества перед наземными службами ТВ-вещания, сохраняют высоким значение ARPU, то есть значение среднего дохода от одного пользователя, среди своих «премиальных» абонентов и тем самым привлекают новых.

На сетях кабельного ТВ решения, реализующие достоинства HDTV, уже имеются. На кабельных трактах, предназначенных для «видео по запросу», широкополосного Интернета и телефонии, внедрение HDTV приведет к дополнительным затратам. Службы КТВ явно отстают с внедрением HD-услуг в Европе — таково мнение многих специалистов и телевизионных маркетологов. Они объясняют это тем, что сервисные пакеты операторов КТВ заполнены целым набором услуг — таких, как Triple-play и quad-play, которые и без HD-услуг позволяют им сохранять свою абонентскую базу. Однако сегодня у операторов КТВ в лице операторов связи появилось значительно больше конкурентов, чем это было в прошлом, в результате они вынуждены были реагировать внедрением новых видов услуг. Первые варианты HD-служб на базе инфраструктуры КТВ чаще всего строились по принципу традиционного ТВ-вещания.

Пока вещательные HD-каналы будут входить в затраты кабельных

Март 2008 г.

41

операторов, население продолжит покупать телевизоры «HD-ready», а другие операторы предлагать HD-ус-луги в дополнение к телевизорам, службы КТВ-вещания могут чувствовать себя спокойно. Вице-президент

международного контент-провайдера A&E Networks уверен, что инвестиции в HD являются ключевым направление для операторов, желающих опередить своих конкурентов: «В целях сохранения конкурентоспособности, наращивания абонентской базы и увеличения ARPU весьма важно внедрить HD-услугу».

В Великобритании кабельный оператор Virgin Media, выпустивший на рынок «set-top-box» VPlus, который поддерживает HD-форма-ты 720 и 1080, теперь сможет конкурировать с HD-службой компании Sky. Однако HD-контент, доступный абонентам сети компании Virgin, ограничен — только HD-канал BBC, предоставляемый как выделенный по специальной линии, и несколько HD-фильмов и программ (по запросу). Недостаток HD-контента ощущается также в Германии, где оператор платного телевидения — компания Premiere имеет только два HD-кана-ла: Premiere HD и Discovery HD. Трансляция обоих каналов HD осуществляется через сеть КТВ кабельного оператора Kabel Deutsehland с мая 2006 г. Компания Kabel Deutsehland планирует расширить ассортимент HD-контента, предоставляемого своим пользователям и ведет в настоящее время ряд переговоров с различными провайдерами HD-контента. Тем не менее на вещательной сети Германии сегодня доступны лишь два канала в формате HD.

Пакет HD-программ английской компании BSkyB, начиная с 2006 г. стал одной из наиболее успешных ТВ-служб HD-формата как по количеству подписчиков, так и по широ-

те охвата контентом. BSkyB предлагает весьма разнообразную «смесь» спорта, фильмов, документальных и развлекательных программ, и в конце 2007 г. смогла привлечь в свою HD-службу 292 тыс. подписчиков.

Это доказательство того, что пользователи готовы на надбавку в цене, но чтобы качество изображения было высокое.

Спутниковый оператор SEC Astra предсказывает, что число HDTV-каналов в Европе должно увеличиться к 2010 г. приблизительно до 160, причем сама компания Astra будет обладать 100 каналов. В настоящее время существует около 30 HDTV-каналов по всем странам Европы. В Германии компания Premiere использовала в качестве предварительного эксперимента для рекламы HD-услуги прошедший Кубок мира по футболу, и на сегодня уже имеет 70 тыс. подписчиков. Во Франции компания Cana Sat стала первым французским оператором платного телевидения, который пустил в эксплуатацию HD-услугу через спутник. Cana Sat начала вещать HD-каналы весной 2006 г., а сегодня имеет уже 10 таких каналов и 130 тыс. пользователей, заказавших ей оборудование для приема HDTV.

HDTV в Европе комплектовалось в течение последних двух лет. Исследования, проведенные компанией Informa Telecoms and Media, позволяют предсказать, что к 2011 г. 151 млн домостроений во всем мире (от общего числа 1,1 млрд), обслуживаемых спутниковыми телевизионными установками, будет пользоваться HD-услугой. Компания Informa также утверждает, что к этому времени третья часть всех телевизоров в Великобритании должна быть «HD-ready», тогда как 21,8% телезрителей должны перейти на просмотр контента HDTV. Соответствующими показателями для Франции являются 29,9 и 21,6%, а для Германии — 20,1 и 12,5%. Как показывают вышеприведенные примеры, существуют различные пути, которые позволяют европейским операторам внедрять HD-услуги.

В действительности же при любом из этих путей европейские операторы встречают множество проблем, связанных с необходимым для HD-бизнеса частотным ресурсом. Вести борьбу за него операторам наземного ТВ-вещания придется

вплоть до прекращения аналогового телевидения. Для кабельщиков этот процесс будет происходить так быстро, как это будет им под силу. Однако если даже они уже полностью готовы к этому и имеют желание широко внедрять HDTV, они встретятся с еще одной проблемой: в Европе отмечается ощутимый недостаток соответствующего контента, поэтому потребуется еще год или два, чтобы решить данный вопрос.

Может вообще показаться, что в условиях, когда полная отработка технологий HD на международном уровне затягивается и имеются ограничения в отношении необходимой полосы пропускания каналов, разговоры об отсутствии HD-контента просто преждевременны. Однако многие специалисты и аналитики считают, что развитие европейского рынка HD-услуг сдерживается отсутствием соответствующего контента. Как раз в этой области преимущество имеет США. Американская компания A&E Networks (AETN) является базовым производителем HD-кон-тента, а также оператором исторического канала с HD-разрешением, который организован в конце 2006 г. на DTH-платформе английской операторской компании BSkyB. Вице-президент компании AETN г-н Сиэн Кохан утверждает, что в США кабельные и спутниковые операторы предоставляют в общей сложности десять каналов HDTV.

В Европе HD-контент поддерживается спортивными передачами. Кубок мира по футболу яркий тому пример. Однако необходимо отметить, что европейские операторы не были готовы к передаче такого контента, и разрекламированное высокое качество изображения терялось на каких-то участках тракта передачи и каналов вещания. Спорт и дальше будет играть роль «драйвера» на рынке HD-услуг, учитывая предстоящие в 2008 г. Олимпийские игры в Пекине и Европейское первенство по футболу. Однако, по мнению того же г-на Кохана, HD-кон-тент не должен ограничиваться спортивной тематикой, и прямая обязанность операторов как можно активнее вкладывать средства в разработку HD-программ для того, чтобы получить ощутимую прибыль от новой телевизионной услуги. Внедрение HD должно стать новым эффективным средством повышения конкурентоспособности бизнеса телевещательных компаний и владельцев передающих платформ, наращивания их пользовательской базы и повышения ARPU. Пока что реальный рынок услуг HD данным декла-рацням не соответствует. J

По материалам журнала Cable&Satellite

д2

Век Качества N° 2

л л л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.