Научная статья на тему 'Невыносимая тяжесть малого бизнеса!'

Невыносимая тяжесть малого бизнеса! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов О. Ю.

Малый бизнес единственный вид предпринимательства, всецело находящийся во власти местных органов власти стал большим укором региональной экономике России. И по тому, что малому бизнесу повсеместно приходит большой конец, видно, как эффективно региональная власть распоряжается данными ей правами в отношении малого бизнеса. Сегодня в российской рыночной «региональной» экономике, помимо малого бизнеса, НЕТ НИЧЕГО: крупный напрямую подчинён федеральному центру, а средний отдан на откуп министерств и главков. Поэтому региональным властям, привычно спихнуть ответственность за удушение малого бизнеса не удастся ни на кого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невыносимая тяжесть малого бизнеса!»

Слово РЕДАКТОРА

5

НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА!

О.Ю. МАМЕДОВ

Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор,

Южный федеральный университет

Малый бизнес - единственный вид предпринимательства, всецело находящийся во власти местных органов власти - стал большим укором региональной экономике России. И по тому, что малому бизнесу повсеместно приходит большой конец, видно, как эффективно региональная власть распоряжается данными ей правами в отношении малого бизнеса.

Сегодня в российской рыночной «региональной» экономике, помимо малого бизнеса, НЕТ НИЧЕГО: крупный напрямую подчинён федеральному центру, а средний отдан на откуп министерств и главков. Поэтому региональным властям, привычно спихнуть ответственность за удушение малого бизнеса не удастся ни на кого.

Все регионы Юга Росси демонстрируют типичные достижения и упущения в сфере мелкого бизнесе. Достижения в том, что он ещё жив, а упущения - что он ещё жив.

Один из ноябрьских дней завершающегося года мог стать для местного мелкого бизнеса одного южнороссийского региона праздником, - в этот день в статусе регионального закона была утверждена «Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы».

Давайте же не пожалеем время и углубимся в этот бюрократический шедевр, и тогда нам многое станет ясно, прежде всего - плачевная судьба мелкого предпринимательства в данном и большинстве российских регионов. Ведь мало кто из региональных начальников осознаёт, что беспрепятственное вовлечение в мелкий бизнес - мощное средство спасения от кризиса миллионов простых работящих людей.

❖ ❖ ❖

Как сообщается в преамбуле, государственным заказчиком Программы является Министерство экономики данного региона, а разработчиком Программы... Как Вы думаете, кто? Ну, конечно же, - то же Министерство экономики того же региона. Круто!1

И то сказать, - разве можно допустить к разработке такого эпохального документа самих мелких предпринимателей? А вдруг они что-нибудь напишут по делу? Нет уж, лучше привычный алгоритм: сами заказываем - сами пишем. Спокойнее и доходнее.

❖ ❖ ❖

Далее поясняется «основная цель Программы» - обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Все три пункта - плод воспалённого воображения заевшегося бюрократа.

Заведомая ошибочность первой, внешне благородной цели Программы видна и непосвящённому, - «равенство»? С кем? Уж не с государственным или крупным бизнесом? В той реальности, которая сложилась у нас в стране?

1 Надо ли говорить о том, что управление Программой, системой организации контроля над ее исполнением и координацией деятельности исполнителя, соисполнителей, участников по реализации Программы осуществляет всё то же Министерство экономики данного региона?

© Мамедов О.Ю., 2008

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

В том-то и дело, что мелкому бизнесу «равные условия» зачатия и рождения про-ти-во-по-ка-за-ны, ему необходимо прямо противоположное: ПОДДЕРЖКА! ПОДДЕРЖКА! ПОДДЕРЖКА! Финансовая, правовая, налоговая, всякая! Идея о «равных» условиях могла придти только управленцам, всматривающимся в копошащихся где-то там «мелкобизнесменов» из окон своих кабинетов.

Такую же оторопь вызывает желание обеспечить «благоприятные» условия, от которого так и попахивает протекционизмом для своих (и антипротекционизмом -для чужих). Никакого другого смысла слово «благоприятное» в экономике иметь не может.

На самом же деле мелкому предпринимательству необходимо совсем иное - свободная, честная, равная конкуренция. Дело в том, что в рыночной экономике свободная, честная и равная конкуренция возможна только в сфере мелкого предпринимательства (поскольку за реанимацию конкуренции в сферах крупного и государственного предпринимательства во всех странах ожесточённо борется антимонопольная служба).

Наконец, не ясно, почему речь идёт о «субъектах». Само появление этого слова можно было бы списать на «наукообразный» стиль рассматриваемого документа, если бы не подозрение - чиновники хотят поддерживать «конкретных» субъектов, а значит, - прощай прокламируемая «равная благоприятность»!

❖ ❖ ❖

Особое недоумение вызывают такие задачи Программы, как «повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения данного региона», «привлечение субъектов малого бизнеса к решению вопросов социально-экономического развития данного региона», «увеличение налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса».

Все три задачи вызывают неприятие и тревогу.

Во-первых (только правильно поймите), - причём тут «данный регион»? А если, скажем, мелкий трудяга из Ростовской области шьёт трусы для олимпийских спортсменов из Краснодарского края, - он, что, уже вне покровительства этой целевой Программы?

Во-вторых, к чему вообще эта идеологическая трескотня - «улучшение условий жизни населения» и «решение вопросов социально-экономического развития»? Когда же чиновники поймут, что мелкое предпринимательство само по себе уже есть «улучшение условий жизни населения» и «решение вопросов социально-экономического развития»? Что оно не нуждается в оправдании для своего появления? Что оно - самоцельно и самодостаточно?

В-третьих, - неужели не ясно, что мелкое предпринимательство возникает не для увеличения налоговых поступлений, а для решения своих личных задач? Но чиновники ненавидят живую жизнь, - разве возможно, чтобы появившееся мелкое предпринимательство жило своими заботами и не несло никаких тягот? Нет, злятся чиновники, - пусть делают то, что нам вменяется, да не даётся, - пусть улучшают условия жизни населения и решают вопросы социально-экономического развития. Но, судя по бесконечной хилости мелкого бизнеса, не видать ни ему, ни нам на своём веку не «улучшения», ни «решения»,

❖ ❖ ❖

Общий объем финансирования Программы не имеет решающего значения, - гораздо важнее механизм распределения целевых бюджетных средств. В данном случае они оговариваются специально: средства федерального бюджета будут распределяться по результатам конкурса на получение средств федерального бюджета, средства местных бюджетов - по нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований. Понятно, что такой механизм отдаёт деньги в полное распоряжение региональной власти, поскольку фактически речь идёт о правах адми-

НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА!

нистрации давать эти средства, а не о правах мелких предпринимателей брать полагающееся, невзирая на симпатии или антипатии местной бюрократии.

❖ ❖ ❖

Каковы же ожидаемые конечные результаты реализации Программы?

Темп роста числа малых и средний предприятий, в рассматриваемом регионе в 2011 году по отношению к 2008 году, должен составить не менее 105,3 процента. В переводе на человеческий язык это означает, что к каждым ста ныне уже имеющимся мелким бизнесменам за три года добавится ещё пять, - не хило! По «полтора» мелкого бизнесмена за год? Мощный приток!

Доля производимого мелкими бизнесменами в объеме валового регионального продукта составит в 2011 году аж... не менее 20,5 процента (тогда как в 2007 году она равнялась... 20,2 процентам). Ну как тут не повторить - ни хило! Другими словами, если поставить целью западный уровень развитости мелкого предпринимательства (75 процентов), то можно смело положить ещё 50 лет на достижение западного уровня. Здорово!

Та же гигантская задача ставится и по численности занятых в малом бизнесе. Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в 2011 году к 2008 году должен составить не менее 104,5 процента. Дух захватывает!

Вязь, топь бюрократизма и плохо скрываемая ненависть к малому предпринимательству пронизывает документы, призванные ускорить его развитие. Главное - трудно понять, на что ты имеешь право.

А что у тех, чей опыт - хочешь, не хочешь - остаётся для нас далекой перспективой?

❖ ❖ ❖

Многие изучающие экономику США с удивлением узнают, что даже сегодня в ней отнюдь доминируют не гигантские корпорации - почти 99 процентов всех независимых предприятий в стране используют менее 500 работников. Эти малые предприятия2 занимают 52 процента всех работников США (19,6 миллионов американцев трудятся в компаниях, в которых занято менее 20 работников, 18,4 миллионов - от 20 до 99 работников, и 14,6 миллионов - от 100 до 499 работников; остальные 47,7 миллионов американцев занято в компаниях с 500 и более работников).

Малые предприятия являются подлинным двигателем американской экономики, и это - не слова: они создали три четверти (!) новых рабочих мест в период между 1990 и 1995.

Они представляют упрощённую возможность участия в экономике таким группам, как, например, женщинам, которым легче работать именно в малых предприятиях (кстати, впечатляющий гендерный аспект, - число фирм, находящихся в «женской» собственности в 2000-м году, достигло 35 процентов всех малых компаний!).

Другой, не менее важный аспект, - малые фирмы имеют тенденцию нанимать большее число работников старших возрастов, а также лиц, предпочитающих неполный рабочий день.

И особо отметим поддержку программы мелкого предпринимательства для этнических меньшинств (в США - особенно для африканских, азиатских, и испаноговорящих американцев).

Росту численности малых предприятий благоприятствует их способность оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия. Они часто знают своих

2 Большинство предприятий сектора малого бизнеса США находятся в собственности и управлении одного человека. В единоличном владении собственник несет полную ответственность за успех или неудачу. Есть у этой формы собственности и другие преимущества перед крупными формами организации бизнеса. Она привлекает тех людей, которые любят проявлять инициативу и самому быть боссу. Она чрезвычайно гибка, поскольку её владельцы могут быстро принимать решения и без консультации с кем-то. Ещё удача - по закону, индивидуальные предприниматели платят (в США) меньше налогов, чем корпорации. И клиенты часто прибегают малому бизнесу, полагая, что лицо, которое несет единоличную ответственность, будет делать хорошую работу.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

клиентов лично и потому особенно удачны для удовлетворения сугубо местных потребностей. Малый бизнес, сосредоточенный в высокотехнологичных анклавах, являются источником технических инноваций всей национальной экономики.

Лучше всего о готовности страны реально поддерживать малый бизнес свидетельствует наличие в ней детального механизма банкротства, учитывающего его частотность и специфику на предприятиях этого сектора. й сферы. Не отбрасывание на социально-маргинальные позиции тех, кто потерпел неудачу в создании мелкого бизнеса, и не получение ими социального клейма «лузера», а активное использование их бесценного предпринимательского опыта, - вот что характеризует механизм банкротства малого бизнеса в США. Ещё бы - малый предприниматель сам себя кормит, кормит своих близких, да ещё платит налоги, - да это же в глазах государства поисти-не «маленькое экономическое чудо»!

Другими словами, банкротство мелкого бизнесмена не является фатальной социальной катастрофой, как это происходит в нашей стране. Более того, в США, Конгрессе и законодательных органах штатов исключительно сильны группы, лоббирующие интересы малых фирм. Конгресс ещё в 1953-м году создал Администрацию Малого бизнеса, чтобы обеспечить ему профессиональную экспертизу и финансовую помощь.

Сегодня, когда все с тревогой ожидают прихода неясного ещё по глубине и продолжительности экономического кризиса, многие социальные проблемы можно решить реальной поддержкой малого предпринимательства. и делать это надо решительно, снимая все и всяческие препоны к этому. может, приплачивать каждому чиновнику «поштучно» за каждого нового мелкого бизнесмена? Ей-богу, всё равно социальная эффективность превзойдёт финансовые издержки!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.