Научная статья на тему 'Нетрадиционное рисование с детьми 6–7 лет'

Нетрадиционное рисование с детьми 6–7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3556
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Дарья Николаевна

Изобразительная деятельность детей 6–7 лет существенно расширяется и усложняется. Рисунки дошкольников этого возраста более детализированные и выразительные. Совершенствуется и усложняется техника рисования нетрадиционными способами и владение изобразительными материалами в соответствии с их спецификой (простым карандашом, кистью, пером, цветными карандашами, гуашью, акварелью, пастелью, сангиной, угольным карандашом, восковыми мелками, гелевой ручкой). Важно, чтобы на занятиях дети не только применяли усвоенные ранее навыки, но и искали новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность детей, тем интенсивнее будут развиваться их художественные способности. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. В младшей, средней и старшей группе на занятиях с детьми используются такие техники рисования, как монотопия, акватушь, проступающее тиснение и другие нетрадиционные техники, о которых было рассказано в журналах «СДО» №5, 2009 год, №№1 и 4 за 2010 год. С детьми более старшего возраста тоже можно использовать эти техники, но лишь для дополнения художественного образа. Большее внимание уделяется изучению сложных техник рисования: рисование штриховкой, набрызгиванием, пятнокляксографией и т. д. Рассмотренные ниже нетрадиционные техники рисования сделают занятия с детьми доступными, интересными, содержательными и познавательными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдина Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционное рисование с детьми 6–7 лет»

Д. Н. Колдина

Нетрадиционное рисование с детьми 6-7 лет

Колдина Дарья Николаевна - воспитатель, автор методических пособий по дошкольному воспитанию, г. Щелково.

Изобразительная деятельность детей 6-7 лет существенно расширяется и усложняется. Рисунки дошкольников этого возраста более детализированные и выразительные. Совершенствуется и усложняется техника рисования нетрадиционными способами и владение изобразительными материалами в соответствии с их спецификой (простым карандашом, кистью, пером, цветными карандашами, гуашью, акварелью, пастелью, сангиной, угольным карандашом, восковыми мелками, гелевой ручкой).

Важно, чтобы на занятиях дети не только применяли усвоенные ранее навыки, но и искали новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность детей, тем интенсивнее будут развиваться их художественные способности.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. В младшей, средней и старшей группе на Ф занятиях с детьми используются такие техники рисования, как монотопия, ак- Ф

ватушь, проступающее тиснение и другие нетрадиционные техники, о которых было рассказано в журналах «СДО» №5, 2009 год, №№1 и 4 за 2010 год. С детьми более старшего возраста тоже можно использовать эти техники, но лишь для дополнения художественного образа. Большее внимание уделяется изучению сложных техник рисования: рисование штриховкой, набрызгиванием, пятнок-ляксографией и т. д.

Рассмотренные ниже нетрадиционные техники рисования сделают занятия с детьми доступными, интересными, содержательными и познавательными.

Рисование штриховкой (зигзагом и петелькой)

Рисуя животных, мы обычно просто закрашиваем их шерсть сплошными линиями. Шерсть получается гладкой и прилизанной. Как же передать пушистость меха животного? Для этого есть два графических способа, описанных ниже. Штриховка - довольно кропотливое занятие, поэтому размер штрихуемых предметов поначалу должен быть небольшим.

Материал. Половина альбомного листа, простой карандаш, фломастеры (или цветные карандаши и гелевые ручки). Ход работы:

1. Рисуем простым карандашом контур задуманного животного (сначала овальное туло-

вище, затем голову, лапы и хвост). Определяем, какая штриховка больше подходит для передачи фактуры меха данного животного - зигзаг или петелька.

2. Если зигзаг, то цветными фломастерами рисуем по краю и внутри контура короткие или длинные зигзагообразные линии.

3. Если петелька, то цветными карандашами рисуем по краю и внутри контура безотрывными круговыми движениями линии, направленные в одну сторону.

Варианты работ. Зигзагообразной штриховкой можно раскрасить ежика, лису, волка, белку, собаку; ель, сосну, траву и т. д. Петелькой -кудрявого козленка, барашка, овечку, медведя, зайца, верблюда; облака, цветы, лиственные деревья и т. д.

90

Орнаменты

Издавна русскую народную одежду украшали геометрическими и растительными орнаментами. Многие дети очень любят составлять и вырисовывать мелкие симметричные узоры. Надеемся, им понравится это занятие.

Материал. Тетрадный лист бумаги в клетку (можно использовать лист в крупную клетку), фломастеры (или гелевые ручки и цветные карандаши).

Ход работы:

1. Придумываем симметричный орнамент из линий, квадратов, треугольников, кругов и прямоугольников.

2. Разноцветными фломастерами, используя красивые сочетания цветов, составляем узор на клетчатом листе бумаги.

Варианты работ. Такой техникой можно украсить бумажные ковер, обои, платки, салфетки, скатерти, простыни и т. д.

Мозаичные узоры

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. С помощью мозаики можно создать необычный рисунок. Предметы, украшенные разноцветными маленькими кусочками, словно маленькими драгоценными камнями, приобретают особую выразительность.

Материал. Половина альбомного листа, тушь, акварель, перо (или деревянная палочка), кисть, банка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. Рисуем пером с черной тушью контуры, например вазы.

2. Внутри контура, используя перо с тушью, делим вазу на части тонкими и толстыми линиями.

3. Когда тушь высохнет, каждую часть закрашиваем разноцветными акварельными красками.

Варианты работ. Применяя данную технику, можно нарисовать рыбок, черепашек, сказочных птиц.

Вместо туши можно использовать черный фломастер или масляную пастель, а каждую часть закрашивать фломастерами или восковыми мелками.

Набрызгивание

Обычно этот метод используют для тонировки неба. Заданный фон густо покрывают мелкими крапинками. Получается небо, усеянное мелкими точками (ярко сверкающими звездами). Красоту звездного неба можно передать, используя подходящие сочетающиеся цвета. Чтобы не забрызгать все вокруг, под альбомные листы положите газеты, а на детей наденьте фартуки.

Материал. Альбомный лист, восковые мелки, разноцветная гуашь, слегка разведенная водой, зубная щетка, расческа-гребешок, тряпка, фартук (чтобы не испачкать одежду).

91

Ход работы:

1. Восковыми мелками рисуем и закрашиваем космическую ракету.

2. Для тонировки неба - на зубную щетку набираем гуашь и проводим ею вверх-вниз по расческе, разбрызгивая краску на бумагу.

3. Чтобы сменить цвет, надо хорошенько помыть зубную щетку и набрать на нее другую краску.

Варианты работ. Методом набрызгивания можно изобразить космическое пространство, планеты, звезды, стены здания, салют, море. Применяя эту технику рисования, можно красиво оформить стенды, вывески, украсить оберточную бумагу для подарков.

Можно не рисовать предметы восковыми мелками, а использовать силуэты, вырезанные из бумаги, которые надо расположить на листе и прижать. Когда краска будет разбрызгиваться, бумага под силуэтами останется чистой. Открывшиеся силуэты можно закрасить восковыми карандашами, красками, оставить белыми или сделать аппликацию.

Есть и другой способ набрызгивания - на мягкую широкую кисть набирается гуашевая краска и стряхивается на лист бумаги.

Пятнокляксография

Наши прабабушки и прадедушки писали пером, обмакивая его в чернила. Иногда на листе образовывались некрасивые, вредные кляксы. Они портили выполненную работу. Но оказывается, кляксы можно сделать добрыми и с их помощью раскрашивать рисунки, делая их оригинальными и занимательными. Для создания таких шедевров необходима наблюдательность, фантазия и воображение. Пятнокляксография способствует развитию глазомера.

Материал. Гладкий лист, акварельные краски (или гуашь, или тушь), простые карандаши или фломастеры, широкие кисточки, тряпочки, баночки с водой.

Ход работы:

1. Набираем на кисточку побольше воды и краски и капаем на альбомный лист большое пятно.

2. Затем приподнимаем лист и аккуратно наклоняем его в разные стороны, чтобы краска растеклась, образуя дорожки или ручейки.

Варианты работ. Можно не наклонять лист в разные стороны, а используя соломинку, раздувать краску от центра в разных направлениях. Чтобы ребенок не наглотался краски, не разрешайте ему касаться трубочкой пятна с краской. Когда краска подсохнет, можно дорисовать кляксам фломастерами веселые рожицы. С помощью этой техники можно нарисовать голову или туловище человека, цветок, солнце, ежика, причудливую птицу, зверя или насекомого, а если провести кистью длинную полосу-кляксу и раздувать ее в разные стороны, то получится веточка, дерево, растущая трава, свисающие сосульки и т. п.

Кляксы быстрее подсохнут, если их слегка промокнуть тряпочкой.

Можно делать кляксы разных цветов.

Многоплановый пейзаж

Предметы, удаленные от нас, кажутся маленькими, поэтому, рисуя, необходимо это учитывать. Предметы на переднем плане мы рисуем крупными, яркими, четкими, на заднем - мелкими, тусклыми, размытыми. Используя кальку, можно передать перспективу, и пейзаж не будет выглядеть плоским. Три слоя бумаги дают ощущение многоплановости, воздушной глубины и удаленности. Задний план получается нечетким, размытым.

Материал. Альбомный лист, 2 листа кальки такого же размера, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, мягкая кисть, баночка с водой, тряпочка, прозрачная клейкая лента.

92

Ход работы:

1. Альбомный лист делим на две горизонтальные плоскости: небо и земля. Тонируем верхнюю часть (небо) темно-синими гуашевы-ми красками. Не забываем про солнце.

2. На альбомном листе располагаем лист кальки и закрепляем его по краям с помощью скотча.

3. Посередине кальки гуашевыми красками рисуем горы.

4. Сверху кальки с горами наклеиваем таким же образом чистую кальку.

5. На ней крупно и ярко гуаше-выми красками или восковыми мелками рисуем поле с цветами, порхающих бабочек и т. д.

Варианты работ. Попробуйте нарисовать с детьми леса, поля, озера. На заднем плане можно изображать лес, холмы, маленькую деревню, высотные дома, поле, реку. На верхнем листе кальки можно рисовать цветными карандашами или фломастерами.

На начальном этапе работы можно использовать только один лист кальки.

Диатипия, или водяная печать

Техника диатипии (от греческого dia - сквозь,

через, typos — отпечаток) - считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Техника диатипии необычна тем,

что рисунок выполняется на органическом стекле, а изображение остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название «водяная печать». На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - выпуклый зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.

Материал. Глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж - море и небо.

2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.

3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху - солнце, облака.

4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.

Варианты работ. Используя приемы работы в технике водяной печати, можно нарисовать различные пейзажи (море, горы, лес, долина) и т. д. Попробуйте оттиснуть чайку, парящую в небе, выпуклое дерево или лес, горы, дом и т. д.

Желательно не давить сильно руками на бумагу. В местах, где ребенок прижмет сильнее, краска отпечатается лучше. Можно использовать вместо гуаши - акварель. Попробуйте не закрашивать изображенные предметы, а только обвести контуры рисунка заостренной палочкой. Некоторые участки изображения можно выделить акварелью или золотой или серебряной гуашью. ■

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.