Научная статья на тему 'Несправедливо «Забытый праздник» нашей страны'

Несправедливо «Забытый праздник» нашей страны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
849
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / ДЕНЬ ПАМЯТИ / ОТНОШЕНИЕ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ / 31 МАРТА 1814 Г / УРОКИ ИСТОРИИ / PATRIOTIC WAR / NATIONAL HOLIDAY / VICTORY DAY / MEMORIAL DAY / ATTITUDE TO HISTORICAL MONUMENTS / HISTORICAL MEMORY / NATIONAL MEMORY / MARCH 31 / 1814 / HISTORY LESSONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ашмаров Игорь Анатольевич

В этой статье приводится авторская точка зрения на историческую дату 31 марта 1814 г., когда русские войска совместно со своими союзниками взяли столицу наполеоновской Франции город Париж. В российской историографии война Шестой антифранцузской коалиции 1812 г. (1812-1814 гг.) оказалась искусственно разделена на две части, составляющих отдельные сюжеты: Отечественная война 1812 г. как таковая, а также заграничный поход русской армии 1813-1814 гг., главным военным результатом которого стало вхождение Русской армии в Париж (1814 г.). Положа руку на сердце, автор статьи считает, что эту дату, 31 марта 1814 г., всем нам необходимо помнить и почитать как символ национальной гордости и дань исторической и народной памяти, как День Победы в Отечественной войне 1812 г. (в этот день осажденный русскими войсками Париж был захвачен и капитулировал). Здесь мы привели свое собственное мнение, а также мнение, взятое из интервью своих коллег-историков. Мы также искренне надеемся, что читатель во многом с нами согласится и примет нашу точку зрения, особенно, что касается исторического дня 31 марта 1814 г. Нам кажется, что отношение к героям и участникам Отечественной войны 1812 г., которых пусть уже давно нет в живых, должно быть более внимательным. Во всяком случае, в отечественной историографии сложился парадокс, связанный с этой войной, когда Отечественная война была, а Дня Победы в ней почему-то нет, во всяком случае этот праздник никем не отмечается. Мы считаем сложившуюся ситуацию просто неприемлемой, потому что Россия победила и в той, и в последующей Отечественной войнах. И у первой Отечественной войны 1812 г., равно как и у второй Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., должен быть отмечаемый на официальном государственном уровне свой День Победы. Ведь та война была не менее великой, чем последующая за ней война. Такова в общих чертах наша точка зрения, которую мы и высказываем на страницах данного научного исторического журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ашмаров Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unfairly “Forgotten Holiday” of Our Country

The article gives the author’s point of view on the historical date of March 31, 1814 when Russian troops together with allied forces took Paris the capital of Napoleon’s France. In Russian historiography the war of the Sixth Coalition of 1812 (1812-1814) happened to be divided artificially into two parts with separate events: the Patriotic War of 1918 per se and a foreign campaign of the Russian army in 1813-1814. The entry of Russian army in Paris (1814) was the main military result of that war. The author of the article does believe that we all should remember and honor the date of 31 March as a symbol of national pride and a tribute to historical and national memory, as the Day of Victory in the Patriotic War of 1812 (besieged by Russian troops Paris was captured and surrendered on that day). The author gives his own opinion and the opinion taken from the interviews with his fellow historians. We earnestly hope that the reader will largely agree with us and accept our point of view, particularly as it relates to the historic day of March 31, 1814. It seems to us that the attitude to the heroes and participants of the Patriotic War of 1812 should be more considerate. Even though they have been deceased for a long time, at any rate, in the national historiography there is a paradox related to that war: the Patriotic war of 1812 indeed occurred, but there is not any Victory Day for some reason. In any case, this holiday is not celebrated at all. We find the present situation unacceptable, since Russia won both Patriotic wars, not just one. The first Patriotic War of 1812, as well as the second Great Patriotic War of 1941-1945, should have its own Victory Day celebrated at the official State level, as both wars were great. These are our views outlined in this historical journal.

Текст научной работы на тему «Несправедливо «Забытый праздник» нашей страны»

УДК 94(571.1) 2 ■

DOI 10.17150/2308-2488.2019.20(2).217-241 - ■

88*

И.А. Ашмаров °° <

Воронежский государственный институт искусств, !

г. Воронеж, Российская Федерация \

НЕСПРАВЕДЛИВО «ЗАБЫТЫЙ ПРАЗДНИК»

НАШЕЙ СТРАНЫ

Аннотация. В этой статье приводится авторская точка зрения на историческую дату 31 марта 1814 г., 1 когда русские войска совместно со своими союзниками взяли столицу наполеоновской Франции — город Париж. В российской историографии война Шестой ! антифранцузской коалиции 1812 г. (1812-1814 гг.) оказалась искусственно разделена на две части, составляющих отдельные сюжеты: Отечественная война 1812 г. как таковая, а также заграничный поход русской армии 1813-1814 гг., главным военным ре- ^ зультатом которого стало вхождение Русской армии | в Париж (1814 г.). Положа руку на сердце, автор ста- -§ тьи считает, что эту дату, 31 марта 1814 г., всем нам необходимо помнить и почитать как символ нацио- ^ нальной гордости и дань исторической и народной ^ памяти, как День Победы в Отечественной войне § 1812 г. (в этот день осажденный русскими войсками Париж был захвачен и капитулировал). Здесь мы & привели свое собственное мнение, а также мнение, ^ взятое из интервью своих коллег-историков. Мы так- * же искренне надеемся, что читатель во многом с нами ® согласится и примет нашу точку зрения, особенно, § что касается исторического дня 31 марта 1814 г. Нам кажется, что отношение к героям и участникам Отечественной войны 1812 г., которых пусть уже дав- & но нет в живых, должно быть более внимательным. |

Во всяком случае, в отечественной историографии сложился парадокс, связанный с этой войной, когда Отечественная война была, а Дня Победы в ней почему-то нет, во всяком случае этот праздник никем не отмечается. Мы считаем сложившуюся ситуацию

© Ашмаров И.А., 2019

217

GO

се

просто неприемлемой, потому что Россия победила и в той, и в последующей Отечественной войнах. И у первой Отечественной войны 1812 г., равно как и у второй Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., должен быть отмечаемый на официальном государственном уровне свой День Победы. Ведь та война была не менее великой, чем последующая за ней война. Такова в общих чертах наша точка зрения, которую мы и высказываем на страницах данного научного исторического журнала.

Ключевые слова. Отечественная война, национальный праздник, День Победы, День Памяти, отношение к памятникам истории, историческая память, народная память, 31 марта 1814 г., уроки истории.

Информация о статье. Дата поступления 28 января 2019 г.; дата дата принятия к печати 31 мая 2019 г.; дата онлайн-размещения 14 июня 2019 г.

I.A. Ashmarov

Voronezh State Institute of Arts, Voronezh, the Russian Federation

UNFAIRLY "FORGOTTEN HOLIDAY" OF OUR COUNTRY

S

§ Abstract. The article gives the author's point of view

is on the historical date of March 31, 1814 when Russian

a

О troops together with allied forces took Paris - the capital

of Napoleon's France. In Russian historiography the war ^ of the Sixth Coalition of 1812 (1812-1814) happened to be

~ divided artificially into two parts with separate events: the

^ Patriotic War of 1918 per se and a foreign campaign of the

£ Russian army in 1813-1814. The entry of Russian army in

six) Paris (1814) was the main military result of that war. The

author of the article does believe that we all should remember and honor the date of 31 March as a symbol of national ^ pride and a tribute to historical and national memory, as

¿3 the Day of Victory in the Patriotic War of 1812 (besieged

by Russian troops Paris was captured and surrendered on that day). The author gives his own opinion and the opinion taken from the interviews with his fellow historians. Л We earnestly hope that the reader will largely agree with

^ us and accept our point of view, particularly as it relates

to the historic day of March 31, 1814. It seems to us that the attitude to the heroes and participants of the Patriotic War of 1812 should be more considerate. Even though they have been deceased for a long time, at any rate, in the national historiography there is a paradox related to that war: the Patriotic war of 1812 indeed occurred, but there is not any Victory Day for some reason. In any case, this holiday is not celebrated at all. We find the present situation unacceptable, since Russia won both Patriotic wars, not just one. The first Patriotic War of 1812, as well as the second Great Patriotic War of 1941-1945, should have its own Victory Day celebrated at the official State level, as both wars were great. These are our views outlined in this historical journal.

Keywords. Patriotic war; national holiday; Victory Day; Memorial Day; attitude to historical monuments; historical memory; national memory; March 31, 1814; history lessons.

Article info. Received January 28, 2019; accepted May 31, 2019; available online June 14, 2019.

&

3

о

га

Введение

Память о прошлом нашего народа — это наше род- ^ ное историко-культурное наследие, которое мы должны

бережно беречь и тщательно сохранять, то есть помнить, |

и помнить нам нужно все, а не только некоторые «из- "§

бранные места из переписки с друзьями». В последние |

годы, к счастью, на это стали обращать все больше вни- |

мания, проводятся региональные научные конферен- *

ции, стали появляться научные работы, как индивиду- ^ альные, так и коллективные (сборники научных трудов),

в которых данная мысль идет лейтмотивом [1; 2 и др.]. а

В данной статье, носящей скорее обзорный, не- 5

жели научно-исследовательский характер, мы хотели |

бы напомнить о незаслуженно «забытом празднике» ^

нашей многонациональной страны. Этим праздни- 8 ком является День Победы в Отечественной войне

1812 г. — 31 марта 1814 г. (по новому стилю) (историче- "§ ская дата взятия Парижа 18 (30) марта — 19 (31) марта

Sr

со ав

1814 г.). Этот исторический момент стал результатом многочисленных военных коалиций и многолетней военной кампании в Европе начала XIX в.

1. Интервью коллег-историков. Нам всем должно признать, что Отечественная война России с Наполеоном была для нашего народа и нашей страны » не менее великой, чем Великая Отечественная война = 1941-1945 гг., и отмечать этот день — день взятия на-= полеоновского Парижа как День Победы русской сла-| вы и русского оружия — это, безусловно, необходимо, потому что это дело национальной чести и гордости России, нашей национальной славы и победы русских » солдат и офицеров, в том числе погибших в той кажущейся нам такой уже теперь далекой войне.

Конечно, этот тезис пока является только моим личным мнением, и только и всего, но вот что думают по этому поводу мои коллеги-историки, эксперты в области российской истории данного периода, а именно XIX столетия.

По мнению доктора исторических наук, профессо-^ ра Воронежского государственного технического уни-| верситета (ВГТУ) Б.А. Ершова, «этот праздник стоит ^ отмечать, и он будет только способствовать росту чув-с^ ства патриотизма. Чтобы люди могли знать, помнить и ° вспоминать этот исторический день как День Победы, поэтому почитание этого праздника — День Победы в Л Отечественной войне 1812 г. — 31 марта 1814 г. — одного значно будет способствовать возрождению патриотизма молодого поколения» (Из личного интервью автора | с проф. Б.А. Ершовым. — Авт.).

& Проф. Б.А. Ершов, кстати, добавил по этому по-

^ воду также и следующее, а именно: «в настоящее й время можно сказать, что постепенно происходит переориентация и возвышение русской культуры над западной культурой, которая сформировалась после победы Французской революции. В этом смысле исто-^ рическое значение победы русской армии в Париже в

1814 г. заключается в том, что потерпела крах диктату- 2 I

ра Наполеона, а также прекратила существование на- р!

полеоновская империя. Символично, что для участни- 88' ков боевых действий, 30 августа 1814 г. была учреждена

серебряная медаль «За взятие Парижа». Медаль стала | носиться на Андреевско-Георгиевской ленте. Стоит

отметить, что сформированная Александром I евро- | пейская система миропорядка достаточно долго просуществовала. Эта система стала разрушаться спустя

40 лет после поражения России в Крымской войне, а ! окончательно она перестала существовать после Первой мировой войны» (Из личного интервью автора с проф. Б.А. Ершовым. — Авт.).

Важным в историческом отношении аспектом борьбы с иноземными захватчиками было то, что Русская Православная Церковь интенсивно взаимодействовала с русской армией в годы Отечественной войны на основе сложившейся тогда системы отношений

военного времени. |

«Русская Православная Церковь являлась влия- -§

тельной духовно-нравственной силой Российского го- ^

сударства и играла в Отечественной войне 1812 г. суще- ^

ственную роль. Она заключалась в проведении много- ^

сторонней работы, обращенной к народу с целью фор- -§

мирования движения сопротивления и поддержания 5

религиозно-патриотических настроений» [6, с. 73]. «

Далее, мы приведем еще одно экспертное мнение *

кандидата исторических наук, доцента Воронежского |

государственного университета инженерных техноло- |

гий (ВГУИТ) В.В. Бахтина, который считает, что «взятие ^

русскими войсками Парижа в 1814 г. — это, безусловно, 1

важная дата в истории России. К сожалению, она выпала §

из пантеона знаменательных дат. Нет ее и в Днях воин- *

ской славы, и в памятных датах России, которые полу- |

чили формальное закрепление в Федеральном законе |

«О днях воинской славы и памятных датах России»» (Из а§

личного интервью автора с доц. В.В. Бахтиным. — Авт.). |

со ав

В 2018 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о внесении в федеральный закон «31 марта — День взятия Парижа и победоносного завершения Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.» (инициатором законопроекта выступил российский государственный » и политический деятель, депутат от ЛДПР М.В. Дег-= тярёв). Однако парламентарии по одним им извест-Ё ным причинам данный законопроект отклонили как | несущественный.

^ Подобная позиция, по мнению В.В. Бахтина, вы-

зывает удивление. «Вступление русских войск в Па» риж 31 марта 1814 г. — это событие, которое должно занять свое достойное место в исторической памяти нашего народа. За взятие Парижа русская армия заплатила жизнью более семи тысяч человек. В дореволюционной России празднование победы над Наполеоном отмечалось к Рождеству, 25 декабря в Рождество Христово. Именно к этому великому христианскому празднику в 1812 г. на территории России не осталось ^ ни одного вражеского солдата. В тот день император | Александр I издал манифест о строительстве в Москве ^ благодарственного храма Христа Спасителя, в котором говорилось, что избавление Отечества есть «явно ° излиянная на Россию благость Божия» (Из личного ин--1 тервью автора с доц. В.В. Бахтиным. — Авт.). Л Но ведь война тогда не окончилась, а начались за-

§ граничные походы русской армии. Примечательно, Л что и взятие Парижа 19 (31) марта 1814 г., случившееся £ под Пасху также рассматривалось и с религиозной точки зрения. И победа над Наполеоном воспринималась как христианская победа добра над злом и свободы — 3 над рабством и мировым господством.

«Идея соединения двух религиозных христианских праздников Рождества и Пасхи в праздновании победы над Наполеоном нашла свое отражение в вос-^ точном алтарном фасаде Храма Христа Спасителя:

£

слева — Рождество и справа — Воскресение Христово, 2 I знаменующее Его победу. Эти образы символизируют р! две триумфальных победы в Отечественной войне: из- 88' гнание врага за пределы России к Рождеству 1812 г. и взятие Парижа 19 (31) марта 1814 г., случившееся под | Пасху. А Бородинская битва произошла в день празднования чудотворного образа Владимирской иконы Божией Матери. Таким образом и здесь использовался сакральный характер победы. I

В 1912 г. торжественно отмечалось 100-летие Оте- ! чественной войны. Но формирование национального праздника не произошло. Последующие революционные процессы, приведшие к неприятию «заслуг царизма», также оставили взятие Парижа без заслуженного внимания» (Из личного интервью автора с доц. В.В. Бахтиным. — Авт.).

Мы абсолютно согласны с точкой зрения эксперта. В итоге мы до сих пор имеем ситуацию, что государственного праздника по случаю взятия наполеонов- | ского Парижа нет. Подобное положение можно срав- -§ нить, если бы мы отказались от празднования 9 мая, ^ как даты окончания Великой Отечественной войны, а ^ праздновали бы 6 ноября, то есть день, когда в 1944 г. ^ немецко-фашистские захватчики были полностью из- § гнаны с территории СССР. 5

Таким образом, идею признания 31 марта в каче- « стве государственного праздника наш коллега историк 1 В.В. Бахтин полностью разделяет. Мы в свою очередь ® также целиком и полностью присоединяемся к этому | экспертному мнению. Думаю, что здесь мои коммента- ^ рии будут только излишними, ведь сказанное экспер- 1 том-историком всем понятно без лишних слов. §

Здесь интересно отметить тот факт, что предки * моего земляка доцента В.В. Бахтина были однодворцы | из села Ровенка, которые участвовали в Заграничных | походах русской армии 1813-1814 гг. Изучая ревиз- § ские сказки по селу за 1815 г., он обнаружил запись,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со се

что в рекруты в 1812-1813 гг. были взяты следующие люди, а именно:

Агарковы: Василий Потапович, Никита Филиппович, Василий Арсентьевич;

Анисимовы: Евдоким Назарович, Марк Фатеевич; Бахтин Савва Семенович;

1 Коротеев Иван Савватеевич;

= Незнамов Иван Максимович;

Ё Новиков Аким Иванович;

| Чирков Мирон Егорович;

Яблонский Марк Ефимович;

Якимовы: Александр Максимович, Даниил Аве-» рьянович1.

Одним из пращуров нашего эксперта был Бахтин Савва Семенович, который являлся непосредственным участником войны 1812 г.2. В юбилейном издании «Воронежское дворянство в Отечественную войну», изданном в 1912 г., также приводится информация о 5 рекрутах, взятых в селе в 1812 г. [4, с. 333].

Отметим также, что во время своего учительствова-^ ния в селе Павловка Добринского района Липецкой об-| ласти доцент В.В. Бахтин собирал материал о дворянах ^ района — участниках Отечественной войны 1812 г., в с^ частности, им были опубликованы в районной газе° те материалы о Мариных, Савельевых, Скуратовых. -1 Со своими учениками он восстанавливал надгробные Л плиты дворян Скуратовых. Один из них — Скуратов § Павел Петрович — штабс-капитан и кавалер, участник Л Бородинского сражения 1812 г. и заграничных походов £ Русской армии [12, с. 38]. И совсем не случайно в совет-^ ской исторической литературе, и совершенно справед-^ ливо за декабристами закрепилось следующее громкое в название «Дети 1812 года» [5, с. 22].

2 Итак, мнения наших коллег историков и журна-| листов, экспертов в своей области сошлись в том, что

1 ГАВО. И18. Оп.1. Д.183. Л. 173-199. ^ 2 Там же.

224

(Л I

дата 31 марта как памятная дата российской истории 2 достойна увековечивания в памяти народной. р!

2. Отношение к памятникам истории. А как мы 88' обращается сегодня с исторической памятью об этой войне? Мы же ее практически забыли, я имею в виду | большую часть населения нашей страны. Могилы русских солдат и офицеров большей частью заброшены и не ухожены, находятся в самом плачевном состоянии. |

По нашему мнению, отношение к ныне заброшенным могилам русских солдат и офицеров той Отечественной войны должно быть совсем другим, нежели это есть сейчас. Понятно, что близкие родственники умерших также отошли в мир иной, но государство, которое они защищали, должно взять на себя ответственность и проявить заботу о людях, которые проливали кровь и отдавали свои жизни за его независимость.

Здесь нарушается сама основа течения нашей жиз- | ни, ее, так сказать, канва. Мы не имеем права забывать -§ ни того военного подвига, ставшего историческим, ^ ни предавать забвению могилы тех людей, кому по- ^ священы гениальные строки великого поэта. Ведь как ^ справедливо сказано у А.С. Пушкина, в стихотворении § «Два чувства дивно близки нам...» ... Нет, не будем 5 цитировать этот прекрасный и памятный всем стих, « а приведем его, пожалуй, полностью, потому что он * вполне заслуживает этого. ®

Два чувства дивно близки нам. |

В них обретает сердце пищу: а

Любовь к родному пепелищу, 1

Любовь к отеческим гробам. §

На них основано от века, *

По воле Бога Самого, 8

Самостоянье человека, | '

Залог величия его. -I

Животворящая святыня!

со ав

Без них душа была б пуста. Без них наш тесный мир — пустыня, Душа — алтарь без божества3. Эти строки были написаны поэтом в октябре 1830 г., но своего значения и актуальности они, конечно же, до сих пор не потеряли, и не потеряют никогда. I Однако за суетой своих текущих дел мы подчас забы-= ваем об этой высказанной поэтом «любви к отеческим Ё гробам», то есть получается, что забываем сами себя, | свои святыни. Да и кое-кому не помешало бы напоминать иногда, хотя бы время от времени, чем закончилось нашествие на Россию «армии двунадесяти язы-» ков». Может быть, тогда и бряцанья оружием вокруг русских границ было бы намного меньше, чем это мы можем наблюдать сегодня. А то ведь и они забыли, но им простительно, и мы почти забыли, а вот это для нас совсем непростительно.

Поэтому всем нам жизненно необходимо сегодня любить свое историческое прошлое, знать его, свою историю, благоговеть перед его святынями — вот что ^ значит этот пушкинский завет потомкам и его «лю-| бовь к отеческим гробам» — почтительное отноше-^ ние к исторической памяти. Однако все это наблюем дается у нас сегодня очень слабо, местами и весьма ° избирательно.

Мы считаем, что для современной России сегодня жизненно важно и даже необходимо увековечить § раз и навсегда историческую память о победе в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе русской армии 1813-1814 гг. в виде увековечивания историче-^ ской даты 31 марта 1814 г. в качестве официального ^ государственного праздника, возможно, даже с про-

й ведением военно-исторического парада. Здесь нуж-

_

| 3 Пушкин А. Два чувства дивно близки нам... [Электронный

§ ресурс] / А. Пушкин // Омилия. Международный литературный

клуб. — Режим доступа: https://omiHya.org/article/dva-chuvstva-^ divno-blizki-nam-a-pushkin (дата обращения: 27.01.2019)

на только государственная воля и законодательная инициатива. Логические обоснования, как мы смеем надеяться, мы привели вполне достаточные. Поэтому остается обратиться с запросом в Государственную Думу, чтобы парламентарии еще раз рассмотрели данный животрепещущий вопрос и решили его все-таки положительно, а не наоборот. Иначе, что за общество мы собой представляем, будем надеяться, что не манкуртов.

Сегодня только случайно уцелевшие надгробные могильные плиты XIX в., прошедшие сквозь столетнее время революций и войн, в том числе Великой Отечественной войны, сноса и разорения кладбищ в советское время, напоминают нам о героях Отечественной войны 1812 г. Они отстояли свою и нашу родину и имеют заслуженное право на поминовение и упоминание добрым словом. Вместо этого могильные плиты героев лежат в углу, рядом со средней школой и православной церковью Пророка Самуила, прямо рядом с тротуаром и проезжей дорогой. Это историческое место в самом центре города Во- ^ ронежа глубоко символично как символ преемствен- ^ ности поколений. И пыль времен, и пыль проезжей ^ дороги продолжает оседать на могильных плитах § воронежских героев — участников Отечественной 1 войны 1812 г. |

Зимой они припорошены снегом и вовсе не расчи- *

щаются, и по ним бегают воронежские школьники |

школы рядом стоящей МБОУ СОШ № 9, даже и не по- |

дозревающие о том, что историческая память нашего а

народа находится у них прямо под ногами. И только в 1

летнее время каким-то чудом сохранившиеся могиль- §

ные плиты героев войны 1812 г. и походов 1813-1814 гг. *

украшают цветы и буйно разрастающаяся зеленая |

трава. И вот тогда только можно разобрать старинные |

каменные строки на этих исторических кенотафах §

(см. фото 1 и фото 2) [9]. |

со св

I 1

&

а -L

Рис. 1. Терновое - старое, заброшенное кладбище в центре Воронежа. Здесь есть могилы воронежцев - участников Отечественной войны 1812 г. Это место бывшего Тернового кладбища, одного из самых старых кладбищ, начавших свою историю еще в XVIII в. на месте Терновой

поляны. Здесь были похоронены и обыватели, и участники суворовских походов, Отечественной войны 1812 г., Первой мировой и Гражданской войн. Источник: URL: https://cemetery-ru.livejournal.com/239799. html; URL: http://www.camcomp.com/voronezhtsyi-v-otechestvennoy-voyne-1812-goda.html.

После расчистки от культурного слоя были обнаружены скрытые ранее под землей надгробия, которые были установлены как символические памятники участникам войны 1812 г. — генерал-майору Д.И. Ха-лютину (1796-1862 гг.), полковнику Я. Старкову (17751856 гг.), полковнику И.П. Сипягину (1827-1892 гг.), капитану И.С. Мягкову и др.

Так где же здесь здравая логика и историческая справедливость? Почему один национальный праздник сегодня мы величаем, а про другой напрочь позабыли?

Здесь нужна государственная воля, государственное решение по случаю такого грандиозного, просто эпохального события, как Победа в Отечественной во-

Рис. 2. «Забытые могилы» участников войны 1812 г. в центре г. Воронеж, рядом с пешеходным тротуаром у стен воронежской средней общеобразовательной школы № 9 (ул. Карла Маркса, 69) и православного Храма Самуила Пророка. Храм Самуила пророка — православный храм Воронежской епархии, расположенный в историческом центре Воронежа. Однокупольный храм высотою 26,1 м выполнен в стиле барокко, основа — «корабль», занимает площадь в 0,1247 га. Был построен в 1808 г. при участии купца Самуила Никитича Мещерякова.

Источник: URL: https://bravo-voronezh.ru/istoriya/ voronezh-istorichesky-gorod-rossii/istoriy-iistorii-voronezha/ utrachennye-pogosty-voronezha.

йне 1812 г. и победоносное завершение Заграничного похода русской армии, взятие Парижа в 1814 г.

Эти два события в силу определенных причин разделили в советской историографии. На самом деле, это — звенья одной исторической «цепи» событий. Так же как это произошло с Днем Победы в Великой Отечественной войне, который стал вновь отмечаться с 1965 г. благодаря инициативе руководителя советского государства Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

3. Связь с современной историей. День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — 9 мая

& О

га

А

&

га то

Ь S

га о

22 св

I 1

£

&

а -L

1945 г. сегодня всем известный национальный и даже международный праздник, потому что отмечают его не только в России.

Однако у России не один, а целых два Дня Победы, следовательно, должно быть и два национальных праздника, отмечаемых всенародно на государственном уровне. Отечественная война 1812 г. — предмет наибольшего числа исследований по сравнению с любым другим событием в тысячелетней истории России до 1917 г.

Специально об этой войне было подготовлено и издано более 15 тыс. книг и статей по истории, и появляются все новые издания, претендующие на научную новизну. Например, как отмечает историк Е.Н. Пона-сенков в своей новой книге, «несмотря на многие тысячи сочинений, война 1812 г. до сих пор не вписана в контекст мировой Истории — и, по сути, даже в военную и общественную картину антифранцузских коалиций конца XVIII — начала XIX вв.» [13, с. 5].

Таблица 1

Памятные даты — дни победы русского оружия в Отечественных войнах

№ пп Название войны в отечественной историографии День Победы

1. I Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг., или война Шестой коалиции. Победа над наполеоновской Францией совместно с союзниками. Взятие Парижа. (XIX в.) 31 марта 1814 г. Этот день никогда не был, но по праву, заслуживает того, чтобы быть официальным праздником нашей страны и отмечаться как День Победы.

2. II Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Победа над нацистской (фашистской) Германией совместно с союзниками. Взятие Берлина. (XX в.) 9 мая 1945 г. Этот день был и остается (возвращен нашему народу в 1965 г.) как официальный праздник День Победы.

3. Советско-японская война 1945 г. Победа над милитаристской Японией совместно с союзниками. Окончание Второй Мировой войны 1939-1945 гг. (XX в.) 3 сентября 1945 г. Этот день был, но сейчас утрачен как официальный праздник День Победы.

(Л I

Из трех памятных дат отечественной истории у на- 21

шего народа осталась всего одна историческая дата — р j

9 мая 1945 г.4 Герои этой войны не умрут для истории, 88'

несмотря даже на свою физическую смерть или гибель, •• пока о них будут помнить и чтить их память в народе.

Однако в СССР День Победы не праздновали с j 1947 г. по 1965 г. При И.В. Сталине День Победы, от- i меченный в 1945, 1946, 1947 гг., был неожиданно отменен5. Но затем, спустя почти двадцать лет, этот празд- j ник «со слезами на глазах» был вновь восстановлен.

Зачем же этот праздник вновь понадобился в эпоху j

Л.И. Брежнева? j

Многие эксперты-политологи считают, что в этом для Л.И. Брежнева был источник легитимизации собственной власти. Для старых большевиков это было участие в Октябрьской революции, а для родившихся после революции — участие в Великой Отечественной войне. Этот праздник остался нужен и главам новой

России, выступившей законной правопреемницей |

СССР. По мнению Г. Панина, «потому, что лишь в про- -§

шлом, в войне они ищут платформу консолидации, то ^

есть цементирующие ценности. Потому, что элита не А

справляется со своей основной задачей — формирова- 5?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нием образа будущего» [7]. &

Изначально прятать День Победы никто не со- ^

бирался. По крайней мере, до 1947 г. Случилось ли «

что-нибудь между 45-м и 47-м? Случилось. Многие 1

маршалы-герои войны попали в опалу. Жукова усла- ®

ли в Одессу, Кузнецова разжаловали, Новикова чуть |

вообще не посадили. В этом смысле, версия о том, что ^

Сталин параноил в отношении собственной победо- 1 - ^

4 Об объявлении 9 мая нерабочим днем : указ Президиума к ВС СССР от 26 апр. 1965 г. URL: http://base.garant.ru/6341190 ; & Об объявлении 9 мая Праздником Победы : указ Президиума ВС g СССР от 8 мая 1945 г. URL: http://base.garant.ru/198106. ?

5 День Победы: почему в СССР 17 лет не отмечали этот I праздник. URL: https://news.rambler.ru/other/39801950-den- » pobedy-pochemu-v-sssr-17-let-ne-otmechali-etot-prazdnik.

со ав

носной гвардии — вполне оправдана» [7]. И как справедливо отмечает Василий Бахтин, «власть в России всегда боится тех, кто может с нее спросить» [7].

И если подобная трактовка отмены официального праздника в нашей стране еще может быть оспорена кем-либо или, по крайней мере, вызвать у кого-либо ; серьезные сомнения, то следующая точная мысль Ге-= оргия Андроникова навряд ли подлежит какой бы то Ё ни было критике. По его мнению, «так часто бывает | с победами: масштаб празднований растет по мере - удаления от исторического события. 100-летие войны 1812 г. праздновали с имперским размахом, невидан-| ным ни на одну другую годовщину. Битву Невского на Чудском озере вспомнили при Петре Первом, а потом еще раз при Сталине» [7].

Это уже походит на определенную историческую закономерность, высказанную знаменитыми словами поэта С.А. Есенина:

Лицом к лицу Лица не увидать. j? Большое видится на расстоянье6.

| Еще одним Днем Победы и еще одной датой

^ праздника победы в нашей стране является и по пра-с^ ву считается 3 сентября — день, когда была побеждена ° милитаризированная Япония. По этому поводу существует официальный указ Президиума Верховного Совета СССР, от 2 сентября 1945 г., что 3 сентября также § объявляется нерабочим праздничным днем. Таким Л образом, получается, что День Победы праздновали | дважды в год три раза — в 1945, 1946 и 1947 г.7 ^ Одним из итогов Советско-японской войны 1945 г.

^ стало то, что 308 тыс. солдат и офицеров были награж-

>§ -

6 Есенин С.А. Письмо к женщине / С.А. Есенин. — Режим 3 доступа: http://esenin-lit.ru/esenin/text/pismo-zhenschine.htm. | 7 День Победы: почему в СССР 17 лет не отмечали этот

| праздник // Рамблер. Русская семерка. 8 мая 2018. URL: https:// ■fi news.rambler.ru/other/39801950-den-pobedy-pochemu-v-sssr-17-^ let-ne-otmechali-etot-prazdnik.

949

дены орденами и медалями (87 из них стали Героями Советского Союза) [8].

Что же насчет Героев Отечественной войны 1812 г.? На наш взгляд, нам, всему нашему народу, обязательно нужно «вспомнить» эту дату — 31 марта 1814 г., хотя, может быть, и необязательно делать его нерабочим днем. Однако пусть весь мир знает и помнит о победах русского оружия, ведь это имеет не только историческое значение, но и военно-политическое значение. Бояться России не нужно, но и угрожать России — значит обрекать себя на погибель. Зарубежным специалистам и военным экспертам необходимо делать верные выводы из трагических уроков истории. На Западе существует сегодня не очень-то популярная точка зрения о том, что с Россией нужно сотрудничать, а не воевать, и важно укрепить западные страны в этой уверенности.

Взятие Парижа в 1814 г. и взятие Берлина в 1945 г. стали блестящими результатами окончания, на наш взгляд, двух в равной степени Великих Отечественных войн русского многонационального народа против -§ иноземных захватчиков, вторгшихся в пределы нашего ^ государства без всякого объявления войны, вероломно, А используя фактор внезапности. Это им помогло значи- 5? тельно продвинуться в глубь территории нашей стра- | ны, дойти до самой столицы, города Москва, и даже ов- ^ ладеть ею, в ходе первой Отечественной войны, но тем « не менее это им не помогло одержать окончательной 1 победы, и они с позором и в разбитом виде были из- ® гнаны из нашей страны, как это и должно было быть. |

Иностранцы, например, прекрасно помнят о своих ^ победах. Европейцы чтут свою историческую память 1 в виде следующих дат. Это — День Победы в Европе 1 («Victory in Europe Day», «VE Day»), день капитуляции * Германии и завершения Второй мировой войны в Ев- | ропе. Этот день официально отмечался 8 мая 1945 г. В ? честь 70-летия Дня Победы 8 мая 2015 г. прошла празд- | ничная церемония в Париже. |

со ав

Кроме того, до сих пор отмечается День Победы над Японией (англ. «Victory over Japan Day» («VJ Day»), или День Победы в Тихом океане («Victory in the Pacific Day», («VP Day»)). Этот праздник ежегодно отмечается 15 августа в Великобритании и 2 сентября в США [14]. Первая дата связана с первоначальным анонсом о » капитуляции Японии (15 августа 1945 г. в Японии из-за = разницы в часовых поясах), а вторая — с окончатель-= ным подписанием акта о капитуляции Японии, кото-| рая ознаменовала долгожданное окончание Второй - мировой войны.

В Нидерландах день 5 мая ежегодно отмечается | как государственный праздник — День освобождения Нидерландов, день освобождения страны от нацистской оккупации, которое произошло в этот исторический день 5 мая 1945 г. Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне — посвящены памяти жертв Второй мировой войны по определению резолюции № 59/26 Генеральной Ассамблеи ООН.

j? Эти дни отмечаются ежегодно 8 мая и 9 мая, на-

| чиная с 2005 г. В резолюции предлагается государ-^ ствам-членам ООН, неправительственным организа-с^ циям и частным лицам отмечать один или оба эти дня ° как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны. -1 День победы над Японией праздновался в Совет-

ском Союзе 3 сентября, начиная с 1945 г. до самого рас-§ пада. В 1945 г. и 1946 г. этот день был нерабочим. В поЛ следующие годы этот день стал рабочим, а торжества £ по этому поводу прекратились, однако, сам праздник был отменен только после распада Советского Союза. В современной России 3 сентября считается памят-й ной датой и отмечается как День солидарности в борьбе с терроризмом. В списке Дней воинской славы России памятной даты в честь победы над Японией также нет, несмотря на то, что в Госдуму России неоднократ-^ но вносились законопроекты о внесении этого дня в

234

список дней воинской славы. Например, в последний 2 ! раз это было 31 октября 2017 г., когда ветераны войны р j вновь предложили вернуть праздничный день8. 88'

Заключение ■

Итак, какие же выводы можно сделать из всего сказанного. Во-первых, наша страна за последние два столетия прошла две тяжелейшие Отечественные войны, в которых воевали не только армии, но поднимался на защиту своего Отечества весь Российский многонациональный народ. Поэтому к обеим войнам с полным правом можно применить эпитет «Великие».

Во-вторых, дела с исторической памятью в нашей стране обстоят далеко не блестяще, не так уж и важно, и не так хорошо, как нам хотелось бы. Мы то вводим, то внезапно отменяем общенациональные праздники, посвященные нашим великим победам, победам русского народа и русского оружия. Например, это каса- а ется последних двух дат — 9 Мая и 3 Сентября. Правда, | спустя 17 лет все-таки одумались и ввели заново уже | практически отмененную дату — день празднования ^ Великой победы советского народа над гитлеровской Германией 9 Мая. |

Правда, 3 Сентября как День победы над Японией "§ после всего трех лет празднования в 1945-1947 гг. за- & тем решительно позабыли. В настоящее время только | некоторые патриоты пытаются напомнить об этом на- & ции, но практически пока весьма и весьма безуспешно9. g В-третьих, важнейшая дата отечественной истории — g День победы над Наполеоном и его войсками, день | взятия наполеоновского Парижа — 31 Марта 1814 г., § который символизирует не только победу русского | оружия, но и поистине справедливый и благород- &

--I

8 В России предлагают учредить День победы над Япони- А ей // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20171031/1507880978.htmI). |

9 В России предлагают учредить День победы над Япони- » ей // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20171031/1507880978.htmI.

2019. Т. 20, № 2. С. 217-241

235

со ов

ный по своему характеру реванш нашей страны над вероломным противником, разграбившим и сжегшим нашу столицу Москву. Отметим здесь, что русские войска обошлись с французской столицей намного гуманнее, без мародерства и поджогов, и кто же после этого, надо спросить западных европейцев, является

» более цивилизованной нацией, обладающей высокой >

= культурой и гуманизмом.

ё Мне кажется, что нашей стране и нашему народу

| нужно помнить и эту священную дату, оплаченную | большой кровью русских солдат и офицеров, нужно также быть более последовательными в памятных да» тах российской истории, помнить также и этот ратный подвиг. Ведь на самом деле Отечественная война 1812 г. закончилась взятием столицы противника — Парижа в ходе кровопролитных боев 30 марта 1814 г. (капитуляция была подписана в ночь на 31 марта). Наши безвозвратные потери составили 6 тыс. 100 чел. военнослужащих, и это всего за один день сражения!

Во всей заграничной военной кампании 1814 г. ^ битва за Париж, вошедшая в историю Наполеоновских

§ войн, стала одной из самых кровопролитных для нас и

и

наших союзников, потерявших всего за один день боев о около 8 тыс. военнослужащих [14], из них 6 100 русских,

по данным русского историка М.И. Богдановича [3]. -1 По другой информации участника этой военной

Л кампании, историка А.И. Михайловского-Данилевско-

§ го, «безвозвратные потери союзных войск под Пари-

Ц жем: 7 100 русских, 1 840 пруссаков и 153 вюртембер-гца, всего свыше 9 тыс. солдат» [10; 11]. Тем не менее,

^ это сражение в результате окончило эпоху Наполео-

^ новских войн, так как «после вступления союзников в

й Париж Наполеон отрекся от престола и был сослан на

2 о. Эльба» [14].

| Поэтому данную обзорную статью я рассматри-

Л ваю не просто как материал научно-исследователь-

^ ского характера, подводящий определенные итоги,

но и как официальное обращение к руководящим 2 • кругам нашей страны. Пора вернуть нашему народу р: этот незаслуженно «забытый праздник» нашей стра- 88« ны — День победы над Наполеоном и Наполеонов- : ской Францией — 31 Марта 1814 г. Этот день заслужи- | вает того, чтобы его отмечать всенародно и публично при полном параде войск так же, как это отмечается ежегодно в нашей стране в День победы 9 Мая с той единственной целью, чтобы все люди это помнили и не забывали той войны.

По образному выражению М.В. Ломоносова, «на- 1 род, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!» [Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов за подписью М.В. Ломоносова, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. — Авт.]. И это действительно так, сегодня это выражение звучит более чем актуально и для нашей страны, но еще в большей степени для других стран, напрочь забывающих свою историю, особенно | свойственно это для стран ближнего зарубежья (быв- -§ ших союзных республик распавшегося СССР). Потому ^ те народы, которые не помнят своей истории, снова ^ повторят ее на новом этапе своего исторического раз- 5? вития, ведь, как писал античный историк Фукидид, § история повторяется. 1

Кто-то, возможно, скажет, а для чего это все нам « нужно и зачем? Отвечу следующее. На наш взгляд, это, * безусловно, нужно, и вот зачем. |

Во-первых, каждый такой день в истории — это не | что иное, как символ побед русского оружия, русской а воинской славы. 1

Во-вторых, это наша национальная гордость за § свою великую страну. Ведь только великая страна мо- * жет побеждать иноземных захватчиков, приходящих 1 как с Запада, так и с Востока, что неоднократно было в ? нашей отечественной истории, и мы надеемся, что так § оно и будет в дальнейшем.

GO Св

В-третьих, исходя из соображений сохранения и увековечивания нашей исторической народной памяти.

В-четвертых, в назидание как нашим потомкам, так и нашим противникам на мировой геополитической арене. Такие уроки истории не забываются, и не должны забываться. Поэтому и нам, и всем остальным, дру-» гим иностранным гражданам эти уроки, действитель-= но, забывать никак нельзя, и их невозможно забыть10.

э 10 Отечественная война 1812 года // NotaBene. URL: http://

1 www.notabene.ru/history/1812.htm!

с Список использованной литературы

| 1. Ашмаров И.А. Менталитет как институт исторического

сознания и социальной памяти / И.А. Ашмаров // Историческое сознание и социальная память в условиях конфликта цивилизаций : сб. ст. междунар. науч. конф. — Саратов, 2015. — С. 3-6.

2. Ашмаров И.А. Роль и значение исторического знания о прошлом для науки и образования / И.А. Ашмаров // Конструктивные и деструктивные формы демифологизации социальной памяти в прошлом и настоящем : сб. ст. и тезисов ^ докладов межд. науч. конф. (г. Липецк, 24-26 сент. 2015 г.). — Is Тамбов, 2015. — С. 172-175.

= 3. Богданович М.И. История войны 1814 г. во Франции и

низложение Наполеона I / М.И. Богданович. — М. : «Кучково

2 поле», 2016. — 560 с.

t 4. Воронежское дворянство в Отечественную войну /

^ ред. С.Е. Зверева. — М. : Изд. губ. предводителя дворянства, а 1912. — 355 с.

^ 5. Гессен А.И. Во глубине сибирских руд... Документаль-

£ ная повесть. 4-е издание. — М.: «Дет. лит.», 1976. — 351 с. ^ 6. Ершов Б.А., Дробышев А.В. Вклад Русской Православ-

ной Церкви в победу над Наполеоном в Отечественной вой-^ не 1812 года // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Во-js просы теории и практики. 2015. № 2 (52). С. 73-75. ^ 7. Каргаев Д. Почему День Победы в Советском Союзе

^ не праздновали с 1947 по 1965 год? [Электронный ресурс] / S Д. Каргаев // The Question. Режим доступа: https://thequestion. Л ru/questions/5114/pochemu-den-pobedy-v-sovetskom-soyuze-^ ne-prazdnovali-s-1947-po-1965-god.

8. Лаврентьев В.В. Великая Отечественная : альбом / В.В. Лаврентьев, П.Д. Казаков. — М. : Воениздат, 1989. — 400 с.

9. Минаков С. Любовь к отеческим гробам. Любить прошлое, благоговеть перед его святыней... [Электронный ресурс] / С. Минаков // Русское Воскресение. Режим доступа: http://www.voskres.ru/history/minakov1.htm.

10. Михайловский-Данилевский А.И. Описание похода во Францию в 1814 г. : в 2 ч. / А.И. Михайловский-Данилевский. — Тбилиси : Изд-во ТГУ им. И. Джавахишвили, 2013. Ч. 1. 348 с. ; Ч. 2. 398 с.

11. Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. — М.: Кучко-во поле, 2007. — 416 с.

12. Павлова Л.Я. Декабристы — участники войн 18051814 гг. / Л.Я. Павлова. — М. : Наука, 1979. — 138 с.

13. Понасенков Е.Н. Первая научная история войны 1812 г. / Е.Н. Понасенков. — М. : АСТ, 2017. — 800 с.

14. Харботл Т. Битвы мировой истории : словарь / Т. Хар-ботл. — М. : Внешсигма, 1993. — 576 с.

15. Чаплин К. Чудом спасли. Под Воронежем обнаружено надгробие участника войны 1812 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smartnews.ru/regions/voronezh/6424. html.

References

1. Ashmarov I.A. Mentality as an institution of historical consciousness and social memory. Istoricheskoe soznanie i sotsial'naya Ц pamyat' v usloviyakh konflikta tsivilizatsii. Materialy Mezhdunarodnoi а nauchnoi konferentsii [Historical consciousness and social memory 5 in the conflict of civilizations. Materials of International Scientific | Conference]. Saratov, 2015, pp. 3-6. (In Russian). 0

2. Ashmarov I.A. The Role and Importance of Historical Knowl- | edge About the Past for Science and Education. Konstruktivnye i destruk- g tivnye formy demifologizatsii sotsial'noi pamyati v proshlom i nastoyash- g chem. Tezisy Dokladov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Lipetsk, 24-26 sentyabrya 2015 g.) [The Constructive and Destructive Forms 1 of Social Memory Mythologizing in the Past and at Present. Thesis ^ of International Scientific Conference, Lipetsk, September, 24-26, | 2015]. Tambov, 2015, pp. 172-175. (In Russian). а

3. Bogdanovich M.I. Istoriya voiny 1814 goda vo Frantsii i nizlo- | zhenie Napoleona I [History of the war of 1814 in France and the overthrow of Napoleon I]. Moscow, Kuchkovo Pole Publ., 2016. -§ 560 p. g

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

о

га

S

А

со ав

4. Voronezhskoe dvoryanstvo v Otechestvennuyu voinu [Nobility of Voronezh in the Patriotic War of 1812]. / Ed. S.E. Zverev. Moscow, Izdanie gubernskogo predvoditelya dvoryanstva Publ., 1912. 355 p. (In Russian).

5. Gessen A.I. In the depths of Siberian ores ... Documentary story. 4th edition. - M .: «Det. lit.», 1976. - 351 p. (In Russian).

6. Ershov B.A., Drobyshev A.V. The contribution of the Rus» sian Orthodox Church in the victory over Napoleon in the Patriotic : War of 1812 // Historical, philosophical, political and legal sciences, I cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2015. | № 2 (52). Pp. 73-75. (In Russian).

> 7. Kargaev D. Why wasn't Victory Day celebrated in the Sovi-

; et Union from 1947 to 1965? Available at: https://thequestion.ru/ questions/5114/pochemu-den-pobedy-v-sovetskom-soyuze-ne-; prazdnovali-s-1947-po-1965-god (In Russian).

8. Lavrent'ev V.V., Kazakov P.D. Velikaya Otechestvennaya [Great Patriotic War]. Moscow, Voenizdat Publ., 1989. 400 p.

9. Minakov S. The love to tombs of homeland. To love the past, to be in awe of its shrine... Available at: http://www.voskres.ru/ history/minakov1.htm (In Russian).

10. Mikhailovskii-Danilevskii A.I. Opisanie pokhoda vo Frantsi-yu v 1814 godu [History of the Campaign in France in the year 1814]. Ivane Javakhishvili Tbilisi State University, 2013. Vol. 1. 348 p.; Vol. 2. 398 p. (In Russian).

■| 11. Melnikova L.V. The army and the Orthodox Church of the

§ Russian Empire in the era of the Napoleonic wars. — M .: Kuchkovo ^ Pole, 2007. — 416 p. (In Russian).

CD 12. Pavlova L.Ya. Dekabristy — uchastniki voin 1805-1814 gg.

^ [The Decembrists — participants in the wars of 1805-1814]. Mos-f cow, Nauka Publ., 1979. 138 p. (In Russian).

13. Ponasenkov E.N. Pervaya nauchnaya istoriya voiny 1812 goda [The First Scientific History of the War of 1812]. Moscow: AST, | 2017. 800 p. (In Russian).

^ 14. Harbottle T. Dictionary of Battles. (Russ. ed.: Harbottle T.

= Bitvy mirovoi istorii. Moscow, Vneshsigma Publ., 1993. 576 p.). (In

43

Л

240

Russian).

15. Chaplin K. Miraculously saved. A gravestone of a participant of the war of 1812 was found near Voronezh. Available at: http://smart-news.ru/regions/voronezh/6424.html. (In Russian).

Информация об авторе

Ашмаров Игорь Анатольевич — кандидат экономических наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-

экономических дисциплин, Воронежский государствен- 2 ; ный институт искусств (ВГИИ), 394053, г. Воронеж, ул. Ге- - [ нерала Лизюкова, 42, e-mail: dobrinka75@mail.ru. 88 <

°° с

Author I

Igor A. Ashmarov — Ph.D. in Economics, Associate j

Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic ;

Disciplines, Voronezh State Institute of Arts, 42 General !

Lizyukov St., Voronezh, 394053, the Russian Federation, e-mail: \

dobrinka75@mail.ru. ■

Для цитирования |

Ашмаров И.А. Несправедливо «забытый праздник» нашей страны / И.А. Ашмаров // Историко-экономиче-ские исследования. — 2019. — Т. 20, № 2. — С. 217-241. — [ DOI: 10.17150/2308-2488.2019.20(2).217-241.

For Citation

Ashmarov I.A. Unfairly "Forgotten Holiday" of Our Country. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2019, vol. 20, no. 2, pp. 217-241. g DOI: 10.17150/2308-2488.2019.20(2).217-241. (In Russian). J

о

|

га то

Ь 1

га о

Sr

a J

|

|

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.