4. УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА
4.1. НЕСОВЕРШЕНСТВО УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
Омигов В.И., д.ю.н., профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права и криминологии
Пермский филиал НА МВД РФ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Общественная опасность преступлений против здоровья и общественной нравственности состоит в том, что их совершение сопряжено с причинением вреда здоровью многих людей, а также подрывает нравственные устои общества.
В Конституции РФ провозглашаются важнейшие принципы, лежащие в основе обеспечения и охраны физического и нравственного здоровья российского общества и нормального функционирования его систем, включающих в себя такие блага, как здоровье населения (ст.41), благоприятная среда обитания (ст.42 и 58), историческое и культурное наследие (ст.44), нравственность (ст.38 и др.).
Видовой объект составов преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами и их аналогами - составляют общественные отношения, регулирующие вопросы здоровья и общественной нравственности.
Законодательный подход в главе 25 УК РФ - объединения в видовом объекте двух групп общественных отношений: охрану здоровья и нравственности, вызывают серьёзные возражения, как у ученых, так и практиков. Это совершенно самостоятельные группы общественных отношений, подлежащих регулированию уголовным законом. Общественно опасные деяния, посягающие на нравственность, зачастую по степени общественной опасности - многократно меньше, тогда как деяния, посягающие на здоровье населения в аспекте вымирания народонаселения России в настоящее время, весьма опаснее, чем первые и требуют более строгого регулирования и жестких санкций, чем в составах преступлений, посягающих на нравственность. Это значит, что имеется потребность их разъединения.
По нашему мнению в самостоятельную главу, например, № 251. «Преступления против нравственности» следует вынести статьи №№ 235, 239-245 УК РФ, а в главе 25 УК РФ оставить составы преступлений, посягающие на здоровье населения (добавив иные, например, посягающие на здоровье людей непрофессиональная деятельность врачей), которые, в свою очередь, требуют существенных изменений. Рассмотрим, более подробнее, проблемы уголовно-правового регулирования указанных составов преступлений.
Здоровье населения - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни многих людей. Здоровье населения - одна из важнейших социальных ценностей, которая обеспечивается совокупностью мер политического, экономического, правового, медицинского, санитарногигиенического и противоэпидемического характера, обеспечивающих безопасные условия жизни многих людей.1
Общественная опасность данных составов преступлений выражается в том, что здоровье россиян в настоящее время нуждается в коренном улучшении, так как велика смертность (с 1994 года нет прироста населения), распространены многие виды заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических и др.), в том числе резко возрастает число лиц с наркотической и алкогольной зависимостью (6 и 9,5 млн. человек), ВИЧ- инфицированных и др.
Не смотря на отсутствие единого подхода к определению здоровья населения и человека в частности, медики едины в том, что это определение объединяет три аспекта: соматический (физический), психический и социальный.
Соматическое (физическое) здоровье человека -это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье человека - это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье человека - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
1 1 Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. М., 2000. с. 290.
Объект преступлений. Преступления против здоровья населения имеют особенности непосредственного объекта (ст.228-234 УК РФ). Особенностью этих преступлений является неопределенно широкий круг возможных потерпевших. В ряде преступлений в качестве признака его состава указан предмет: наркотические средства и психотропные вещества (ст.228,229 и др. статьи УК), сильнодействующие и ядовитые вещества (ст. 234 УК) и др.
Объективная сторона выражается в активных действиях, а некоторые бездействием. Большинство из рассматриваемых здесь преступлений имеют формальный состав (ст.230 УК РФ и др.), но есть и преступления с материальным составом (ст.228 УК РФ и др.).
С субъективной стороны многие из этих преступлений характеризуется умышленной формой вины (ст.228,229 УК и др.), некоторые неосторожной формой вины (ст.2282 УК РФ).
Субъект преступления - как общий: физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, а по ст. 229 с 14 лет; а также и лица, наделенные специальными признаками (ст.2282 УК РФ и др.). Как показывает практика число лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их налогов растет из года в год и за 2003 г. составило 140 тыс. чело-век2.
Приведенная краткая уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотиков не дает полного представления о существующих проблемах квалификации данных составов преступлений, несмотря на отчасти восполненный пробел Федеральным законом №11-ФЗ «О внесении изменений в ст. 228 УК РФ и о признании утратившим силу абзаца второго ст. 3 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 5 января 2006 г.
Пленумом Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами») и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 УК РФ».
Законодатель нередко при принятии определенных законов руководствуется ни опытом международной практики, ни рекомендациями специалистов, а своими целесообразностями. Так случилось и с уголовноправовыми нормами, регулирующими незаконный оборот наркотиков, а именно, предложения по этому вопросу комиссии Президента РФ (под руководством профессора С.Г. Келиной) были проигнорированы и
2См.: Кобец П.Н. Анализ ситуации, связанной с наркобизнесом в России, и об участии в нем иностранцев//Российский криминологический взгляд. 2006. №1. с. 88.
на протяжении 10 лет органы уголовной юстиции испытывают неудобства в этой сфере борьбы с наркобизнесом, что позволяет последнему незаконно обогащаться на здоровье многих миллионов россиян.
Основной проблемой в этой сфере остается то, что в законе нет четкого разграничения статей по признаку сбыта и отсутствуют некоторые незаконные действия в ряде статей, а санкции весьма либеральны. Ряд действующих норм не содержат перечня необходимых незаконных действий и данного признака, например, ст. 228 УК РФ, где незаконные действия с указанным предметом предусматривают: по части первой в крупном, а по части второй в особо крупном размерах. Указание на такой признак как крупный и особо крупный размер разве не дает основания для правоприменителей, что эти действия совершаются в корыстных целях, а не для личного потребления?
Законодатель сделал и некорректную, на мой взгляд, попытку размежевания по признаку сбыта в статье 2281 УК РФ, но сама редакция диспозиции перечеркивает эту благую цель: «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Здесь не проводится четкая грань между указанными незаконными действиями: «производство», «сбыт» и «пересылка». Что разве первое и третье действие по смыслу закона совершаются не с целью сбыта? Понимай: как хочешь!
На практике производство и пересылка квалифицируются как приготовление к сбыту, ответственность здесь намного меньше согласно ст. 66 УК РФ: срок не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление. Наркобизнесмены3 наживаются и губят здоровье
многих россиян, а им снисхождение по действующему законодательству за эти действия? Не логично!
Как просто и традиционно для России наработанный ранее опыт перечеркнут в угоду амбиций законодателя. На наш взгляд, если положить во главу цель сбыта либо ее отсутствие, а также общественную опасность этих деяний и широкий спектр видов незаконных действий, следует в корне изменить содержание ст. 228 и 2281 УК РФ, что не противоречит мировой практике и праву. Их содержание возможно в следующей редакции:
«Статья 228. Незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, совершенные без цели сбыта
Незаконные приобретение, перевозка, изготовление, переработка, пересылка, хранение наркотических средств, психотропных веществам и их аналогов, совершенные умышленно без цели сбыта -
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного
3См.: Документ ООН Е/СООТ. 88/2. Аи^г 1994. Р.21.
дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, с конфискацией имущества либо без таковой, либо лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества.
Те же деяния, совершенные в крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества либо без таковой, штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.
Примечание:
1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей,
добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 2281 и 229 УК РФ утверждаются Правительством Российской Федерации.
Крупный и особо крупный размеры новых наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, вводимых законодателем, впоследствии уточняются Правительством Российской Федерации.
Статья 2281 . Незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, совершенные с целью сбыта.
1. Незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами: т.е. изготовление, производство, пересылка, перевозка, совершенные умышленно с целью сбыта -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста;
г) в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати пяти лет либо пожизненное лишение свободы со штрафом в размере до трех миллионов рублей либо без такового.
В статью 230 УК РФ следует, на наш взгляд, внести следующие изменения:
1. Санкцию части второй усилить и предусмотреть срок лишения свободы
от пяти до десяти лет с конфискацией имущества либо без таковой.
2. Санкцию части третьей усилить и предусмотреть лишение свободы на срок от 10 до 20 лет с конфискацией имущества».
Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих алколоиды наркотиков, приносит незаконную и огромную прибыль виновным лицам, однако законодатель неоправданно занизил ответственность за эти незаконные действия. Следуя логике вещей, редко на практике данные незаконные действия совершаются без цели сбыта и для собственных нужд (потребления, для получения масла из конопли и т.д.). Чаще всего они осуществляются в корыстных целях, но ответственность этих лиц (по сравнению с действиями, предусмотренными ст. 2281 УК РФ и смыслом ст. 66 УК РФ) - неоправданно занижена.
В этой связи редакцию статьи 331 УК РФ, на наш взгляд, следует изменить:
«Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.
1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих ал-колоиды наркотиков, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества либо без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частью первой и совершенные с целью сбыта -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества либо арестом до 6 месяцев или штрафом до одного миллиона рублей с конфискацией имущества.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи и совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до 15 лет с конфискацией имущества.
Деяния, предусмотренные частью третьей, совершенные в особо крупном размере -наказываются лишением свободы сроком от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества.
Примечание. Размеры запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации».
Актуальность ужесточения уголовного наказания за наркобизнес и составы ему сопутствующие в мировой практики в целях предупреждения наркотизации населения получили широкое распространение (Китай, США и др.)4. В российском же законодательстве неоправданно мягкая ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ по ст. 232 УК РФ. На наш взгляд, санкции по ст. 232 УК РФ следует усилить:
- по части первой: наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества;
- по части второй: наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Сильнодействующие или ядовитые вещества зачастую являются составляющими либо реагентами при производстве (изготовлении) наркотических средств или психотропных веществ, однако ответственность за их незаконный оборот в этих целях отсутствует. В этой связи предлагаю дополнить частью пятой ст. 234 УК РФ следующего содержания:
«Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.
Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей, совершенные с целью изготовления наркотических средств или психотропных веществ -наказываются лишением свободы от восьми до пятнадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества».
Приведенный неполный перечень проблем квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и не учет повышенной степени общественной опасности данных преступлений со стороны законодателя требуют своего разрешения. Наши предложения по их нейтрализации могут способствовать совершенствованию действующего законодательства, усилению национальной безопасности в сфере охраны здоровья людей от преступных посягательств со стороны транснационального наркобизнеса, а также окажет существенную помощь практике в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, снизит опасность распространения массовых заболеваний в виде наркомании, токсикомании и полинаркомании, тем самым будет способствовать укреплению здоровья народонаселения Российской Федерации.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
4См.: Кретова Е.Е. Нормативно-правовое регулирование предупреждения наркомании и наркобизнеса в странах Евросоюза и США//Российский следователь. №7. 2005. с. 57-61 и др.