м152
материалы конгресса «здоровые дети - будущее страны»
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ
© Козина Наталия Викторовна
ФГБоу вПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Иинздрава россии. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость; адаптация; дезадаптация; стрессоустойчивость.
Актуальность работы
Проблема адаптационных характеристик обучающихся высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических и практических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий. Среди проблемных психолого-возрастных особенностей студенческого возраста выделялись: эмоциональная и личностная незрелость, низкий уровень мотивационного целеполагания, нестабильная работоспособность. От стрессоустойчивости студента в условиях образовательной среды вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. При этом особенностью обучения в медицинском вузе является не только требования к усвоению большого объема теоретического учебного материала, но и загруженность студентов практическими заданиями, которые требуют постоянных волевых усилий и самоконтроля.
Целью исследования явилось изучение нервно-психической устойчивости (НПУ) и других адаптационных параметров студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов 1-го и 2-го курса Педиатрического факультета СПб ГПМУ.
методы исследования
Методика «Прогноз» (исследование нервно-психической устойчивости (НПУ)) ГОУ ВПО СПбВМА; «Шкала оптимизма и активности» Н. Водопьяновой, М. Штейн; Опросник «Копинг-стратегии», Р. Ла-зарус; «Тест-опросник "Локус контроля"» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина; Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильина; Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой, М. Штейн; Методика «Самооценка экстраверсии, ригидности, тревожности» Д. Моудсли.
результаты исследований
исследование эмоционально-личностных особенностей показало повышенную экстравертиро-ванность (11,7) и тревожность (9,15) при низком показателе ригидности (7,45). Импульсивность, относительная гибкость и непостоянство поведения, низкий эмоциональный контроль отражает недостаточную эмоционально-личностную зрелость студентов. Оптимальный уровень соотношения активности (17,45) и оптимизма (17,8) характеризует способность к адекватной оценке текущей ситуации, уверенность в своих силах, наличии активных действий и позитивной оценки будущего. Для большинства студентов характерен интернальный и промежуточный локус контроля (41 и 22 соответственно), что отражает осознание ответственности за жизненно важные события.
изучение мотивации к обучению в вузе выявило высокий уровень направленности на получении знаний (7,4) и овладением профессией (6,1), что характеризует их как положительно мотивированных студентов.
выявление особенностей стрессоустойчивости:
У большинства студентов отмечается высокий и средний уровень нервно-психической устойчивости (40% и 20% соответственно). Однако у 20% имеется низкий уровень НПУ, что говорит о наличии психического и соматического напряжения и характеризует данных студентов, как группу риска дезадаптации в различных стрессовых ситуациях.
• Средний и высокий уровень ресурсности (45% и 45% соответственно) отражает сбалансированность оценки позитивных и негативных событий, достаточно высокий адаптационный потенциал.
• У студентов преобладают адаптивные типы копинг-стратегий, такие как самоконтроль (12,9), планирование решения проблемы (10,0) и положительная переоценка (11,3).
♦ педиатр
2017 том 8 спецвыпуск
issn 2079-7850
материалы конгресса «здоровые дети - будущее страны»
М153
Корреляционный анализ позволил выявить, что центром корреляционной плеяды является показатель НПУ, взаимосвязанный с компонентами практически всех изучаемых параметров: прежде всего, это положительные взаимосвязи с различными копинг-стратегиями и тревожностью, а также отрицательные взаимосвязи с учебной мотивацией и ресурсностью, как адаптационным потенциалом личности.
Выводы
Проведенное исследование позволило выявить:
• Относительную сбалансированность эмоционально-личностной сферы при наличии положительной учебной мотивации, осознанности ответственности за свою жизнь, активной позиции и наличия адаптивных копинг-стратегий.
• Была выявлена группа риска с высоким уровнем нервно-психической устойчивости, характеризующаяся низкими адаптационными особенностями, высоким уровнем тревожности, сниженной учебной мотивацией.
• Проведенное исследование подтверждает значимость разработки и внедрения комплекса здоро-вьесберегающих технологий, направленных не только на оптимизацию психолого-педагогической среды, но и развитие адаптационного потенциала студента с целью повышения успешности и эффективности обучения как основы дальнейшей профессиональной адаптации.
♦ педиатр
2017 том 8 спецвыпуск
issn 2079-7850