УДК 666.291.1:624
Р.К. САДЫКОВ, канд. географ. наук, заместитель директора по науке,
Г.Н. БИРЮЛЕВ, канд. геол.-мин. наук, Ф.В. СЕМЕНОВ, инженер, Центральный
научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых (Казань)
Нерешенные вопросы минерально-сырьевого обеспечения песчано-гравийным сырьем строительного комплекса в современной России
В феврале 2013 г. исполнилось 10 лет со дня выхода распоряжения № 47-р от 07.02.2003 г. Государственной геологической службы Российской Федерации о «Временных методических рекомендациях по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» (далее Распоряжение), которое имеет силу и по настоящее время. Мотивирующим основанием, которым руководствуются органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, является «анализ количества и качества запасов полезных ископаемых, учтенных государственным (сводным территориальным) балансом, с учетом текущих потребностей местного рынка в годовой продукции и инфраструктуры района».
Словосочетанием «местный рынок и инфраструктура района» в этих рекомендациях на 10 лет отодвинуло государственное геологическое изучение территории страны на так называемые «общераспространенные полезные ископаемые» и отсутствие его финансирования как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ, несмотря на то, что именно последние составляют экономическую основу развития страны.
О необходимости пересмотра государственных позиций относительно геологического изучения недр на общераспространенные полезные ископаемые неоднократно говорилось в выступлениях на круглых столах среди делегатов VI (2008 г.) и VII (2012 г.) Всероссийских съездов геологов, а также в отдельных публикациях в специализированных научных журналах [1—5].
Совокупная задолженность субъектов РФ федеральному центру по данным Счетной палаты на 01.01.2013 г. составляет 1,36 трлн. р., около 60% регионов не могут рассчитаться с долгами, так как не в состоянии обеспечить бюджетные обязательства. Социально-экономическое развитие в этих субъектах РФ осуществляется за счет трансферов, дотаций и кредитов. В настоящее время 36 субъектов РФ имеют накопленный долг, превышающий 40% налоговых и неналоговых доходов соответствующих бюджетов. В перспективе ожидается постепенное сокращение финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета до 12% к 2020 г. вместо 18% в настоящее время, что требует выбора направлений покрытия ожидаемого дефицита финансовых средств [6].
Как известно, начиная с 2005 г. по настоящее время финансирование геологоразведочных работ в стране осуществлялось в соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизвод-
ства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», утвержденной МПР России, которая в 2008 г. актуализирована приказом № 155 Минприроды России. Реализация программных мероприятий позволила инициировать воспроизводство минерально-сырьевой базы федерально значимых (высоколиквидных, дефицитных) видов полезных ископаемых, исключая общераспространенные. Субъектами РФ за счет собственных средств не проводились геологоразведочные работы на общераспространенные полезные ископаемые, вследствие отсутствия защищенных строк в бюджетах, что нельзя считать правильным решением. Фактически это означает, что государственный бюджет остался в стороне от финансирования геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые, что противоречит принципам устойчивого развития территорий различного уровня.
Геологоразведочные работы на общераспространенные виды полезных ископаемых в последние 10—15 лет проводились исключительно субъектами предпринимательской деятельности — недропользователями, только для коммерческих целей. Лицензии, выданные недропользователям на добычу или на совмещенные разведку и добычу, многократно превышают число лицензий на геологическое изучение, разведку, добычу и геологическое изучение без права добычи. Это полностью подтверждают данные, приведенные в таблице по состоянию лицензирования на строительные пески и песчано-гравийные материалы по Приволжскому федеральному округу. Вызывает озабоченность тот факт, что со стороны предпринимательского сообщества почти не ведутся наиболее рискованные стадии геологоразведочного процесса, позволяющие оценить прогнозный потенциал территорий и объектов недр. Эти действия со стороны предпринимателей могут в перспективе привести к резкому ухудшению состояния минерально-сырьевой базы на пески и песчано-гравийные материалы.
Среди 24 видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным (из Распоряжения), имеются виды ограниченного применения либо многоцелевого использования, причем первая видовая группа значительно превосходит вторую.
В группу многоцелевого использования включены следующие виды песчаного и песчано-гравийного сырья: галька, гравий, валуны, пески, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы, которые по отношению к другим видам общераспространенных полезных ископаемых выделяются значительными объемами добычи горных пород и наибольшим количеством эксплуатируемых месторождений.
68
май 2013
Таблица
Состояние лицензирования недропользования на песчано-гравийные материалы и строительные пески по субъектам РФ на территории Приволжского федерального округа по состоянию на 01.01.2011 г.
Субъекты РФ, виды сырья Количество действующих лицензий
Всего из них В том числе вновь выданных или переоформленных в 2010 г.
Добыча или разведка и добыча (ТЭ) Геологическое изучение, разведка и добыча (ТР) Геологическое изучение без права добычи (ТП)
Республика Башкортостан
Песчано-гравийные материалы 62 62 - - 27
Песок для строительных работ 7 7 - - 4
Песчано-гравийные материалы и песок для строительных работ 16 16 - - 5
Кировская область
Песчано-гравийные материалы 27 27 - - 2
Песок для строительных работ 4 4 - - -
Республика Марий Эл
Песок для строительных работ 31 31 - - 10
Республика Мордовия
Песок для строительных работ 26 23 1 2 -
Нижегородская область
Песчано-гравийные материалы 2 2 - - -
Песок для строительных работ 31 31 - - 2
Оренбургская область
Песчано-гравийные материалы 38 24 14 - 1
Песок для строительных работ 14 7 7 - 1
Пензенская область
Песок для строительных работ 58 21 37 - 1
Пермский край
Песчано-гравийные материалы 40 34 6 - 12
Песок для строительных работ 25 22 3 - 7
Самарская область
Песчано-гравийные материалы 1 1 - - -
Песок для строительных работ 25 25 - - 5
Саратовская область
Песок для строительных работ 52 35 17 - -
Республика Татарстан
Песчано-гравийные материалы 62 49 13 - 1, кроме того, на геологическое изучение, разведку и добычу, но запасы не утверждены - 1
Песок для строительных работ 16 15 1 - 2, кроме того, на геологическое изучение, разведку и добычу, но запасы не утверждены - 1
Пески и песчано-глинистые материалы 21 16 5 - -
Удмуртская Республика
Песчано-гравийные материалы 20 10* 10** - 2
Ульяновская область
Песчано-гравийные материалы 5 5 - - 1
Песок для строительных работ 17 17 - - -
Чувашская Республика
Песок для строительных работ 28 16 12 - 3
Всего по Приволжскому ФО
Песчано-гравийные материалы 257 214 43 - 43, кроме того, на геологическое изучение, разведку и добычу, но запасы не утверждены - 1
¡■Л ®
май 2013
69
Продолжение таблицы
Субъекты РФ, виды сырья Количество действующих лицензий
Всего из них В том числе вновь выданных или переоформленных в 2010 г.
Добыча или разведка и добыча (ТЭ) Геологическое изучение, разведка и добыча (ТР) Геологическое изучение без права добычи (ТП)
Песок для строительных работ 334 254 78 2 23, кроме того, на геологическое изучение, разведку и добычу, но запасы не утверждены - 2
Песчано-гравийные материалы и песок для строительных работ 16 16 - - 5
Пески и песчано-глинистые материалы 21 16 5 - -
Примечание: * - 6 лицензий ТЭ и 4 - СЭ; ** - 6 лицензий ТР и 4 - СР.
В структуре государственного фонда общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийное сырье представлено рыхлыми природными скоплениями окатанных обломков горных пород различного размера. В промышленности строительных материалов песчано-гравийные породы фракции размером до 5 мм относят к пескам, 5—70 — к гравию, более 70 — к валунам [ГОСТ 8736-93, ГОСТ 23735-79]. Песчано-гравийное сырье большей частью при добыче подвергается рассеву на стандартные фракции: гравий рядовой, гравий фракционированный и песок-отсев, а валуны и крупный гравий перерабатывают дроблением на щебень более мелких фракций. Песок и гравий, а также щебень, получаемый при дроблении гравия применяется в качестве заполнителя бетонов, строительных растворов, дорожных смесей из органических и неорганических вяжущих, а также гравийных оснований и покрытий автомобильных дорог, балласта железнодорожных магистралей. Кроме того, песчано-гравийные материалы широко используются в качестве оснований зданий, плотин, дамб, насыпей при планировке и благоустройстве территорий, на строительных работах широкого профиля. На рис. 1 представлены направления использования песчаного и песчано-гравийного сырья.
Песок используется для получения силикатных стеновых материалов (кирпича, блоков) и как отощающие добавки при производстве керамического кирпича, фарфора, фаянса, в виде абразивного материала при шлифовании стекол на пескоструйных аппаратах, при очистки поверхностей металла, облицовки камня и в других направлениях.
Необходимость повышенного внимания к строительным пескам и песчано-гравийным материалам отмечена в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», подготовленного в Минэкономразвития России (март, 2013 г.). Это связано с тем, что многие песчано-гравийные месторождения уже выработаны, земельные участки над некоторыми месторождениями переданы в долгосрочное пользование, и с другими сложностями при разработке разведанных объектов недр. В процессе неолиберальных рыночных реформ основные объекты недр, в том числе и по рассматриваемому сырью, переданы в пользование по заявительному принципу.
Как известно, товаварный бетон на 4/5 состоит из песка и гравия (щебня), а на 1/5 из цемента, в ценовом соотношении соответственно: 220, 950 и 4000 руб. (в ценах 2012 г.) за тонну, поэтому транспортное плечо поставок при производстве бетонных изделий должно обязательно приниматься во внимание при размещении объектов промышленности строительных матери-
Рис. 1. Направления использования песчаного и песчано-гравийного сырья
алов. Согласно прогнозным оценкам до 2030 г. в России должно быть построено и реконструировано около 150 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, большая часть работ будет производиться в европейской части страны, где выполняются основные объемы перевозок автомобильным транспортом. За период 2013—2030 гг. ожидается строительство 20 тыс. км новых железнодорожных путей. По сравнению с текущим состоянием производство сборных железобетонных изделий и конструкций к концу прогнозируемого периода должно вырасти более чем в два раза и составить порядка 46,5 млн м3. Следовательно, с целью удовлетворения запросов рынка в песке, гравии и песчано-гравийных смесях для реализации столь амбициозных планов необходима подготовленная минерально-сырьевая база не в регионах вообще, а в зонах развития транспортной инфраструктуры и производства строительных материалов с минимальным транспортным плечом поставки сырья.
научно-технический и производственный журнал Q'j'prjyfj'ijj^jlj^js "70 май 2013 ЬШУЩ|С'
2500 ■
g 2000 .
0
1 1500.
S со
| 1000 ■ о
500 ■ 0
□ Количество месторождений,всего
□ Количество месторождений, в распределенном фонде
319
□176 235
> „О „О „О „о
185 111
36
<?
// * с/ #
Рис. 2. Размещение месторождений строительных песков в РФ на 01.01.2009 г. по федеральным округам
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
□ Запасы кат. А+В+С1 на 01.01.2009, млн м3, всего
□ Запасы кат. А+В+С1 на 01.01.2009, млн м3, в распределенном фонде
1281
0
■ . гк 233. ITT fV IV 5^
„о „о „о „о „о „о „о
3348
^ i . J ^ У У у у / f
f <ér
Рис. 3. Размещение запасов строительных песков в РФ на 01.01.2009 г. по федеральным округам
714
1097
Сибирский ФО 14,8 / 16,6
ДальневосточныйФО Северо-Западный ФО 14,3 / 16
Уральский ФО
0,7 / 0,8
Приволжский ФО 22,1 / 24,8
Центральный ФО 16 / 17,9
СевероКавказский ФО 1,1 / 1,2
Южный ФО 12,5 / 14,9
Рис. 4. Добыча песчано-гравийных материалов за 2008 г. по федеральным округам, млн м3/%
Уральский ФО 1,5 / 1,9
Приволжский ФО 16,7 / 21,2
Дальневосточный ФО Сибирский ФО 4,9 / 6,2 8,3 / 10,6
Северо-Западный ФО 32,3 / 41
Северо-Кавказский ФО Южный ФО
0,8 / 1 3,9 / 5
Центральный ФО 10,3 / 13,1
Рис. 5. Добыча строительных песков за 2008 г. по федеральным округам, млн м3/%
Объем годовой добычи в стране песчано-гравийных материалов оценивается примерно в 90 млн м3, песка строительного — около 80 млн м3, т. е. суммарно порядка 170 млн м3 этих полезных ископаемых изымается из недр.
Минерально-сырьевой базой песчано-гравийных материалов и строительного песка являются многочисленные месторождения, находящиеся как в акваториях рек и водохранилищ, так и на суше. Разработку месторождений ведут открытым или гидромеханизированным способом. На обводненных месторождениях в акваториях применяют только гидродобычу с использованием земснарядов гидравлического и механического действия. Сухие и малообводненные месторождения разрабатываются экскаваторами различной мощности и класса, бульдозерами и скреперами. Переработку добытых песчано-гравийных материалов производят промывкой, грохочением и гидравлической классификацией. Промывку обычно совмещают с грохочением, первоначально разделяют песок, гравий, валуны на ситах 3—5 и 70 мм, гравийную часть и пески-отсевы классифицируют на фракции в соответствии с требованиями заказчика.
Не лишено основания мнение, что песчано-гравий-ные материалы и строительные пески — самый ликвидный вид сырья, среди обшераспространенных полезных ископаемых, бизнес при их добыче наиболее эффективен. Следует заметить, что их доходность приближается к нефтяному бизнесу, например, в Республике Татарстан. Причем реализация получаемой продукции не требует дополнительных сложных технологических устройств и финансовых вложений в переработку, так как она уже готова к использованию (в отличие, например, от кирпичного сырья).
Общие сведения по состоянию минерально-сырьевой базы песчано-гравийных материалов и строительных песков в разрезе федеральных округов представлены на рис. 2—5.
Анализируя сложившуюся ситуацию с минерально-сырьевым обеспечением песчаным и песчано-гравий-ным сырьем в целом по Российской Федерации, следует констатировать наличие значительного количества проблемных вопросов в размещении месторождений, запасов и ресурсов. При разработке месторождений и добыче сырья, выполнении недропользователями лицензионных обязательств наиболее общими являются:
— территориальная неравномерность в размещении месторождений в целом по стране, федеральным округам и отдельным субъектам Российской Федерации;
— необходимость проведения аналитико-технологи-ческой и геолого-экономической переоценки наиболее перспективных объектов фонда недр, а также внедрения инновационных технологий добычи и переработки, в том числе скважинной гидродобычи на месторождениях с большой мощностью вскрыши;
— отсутствие перспектив выявления ресурсов песчано-гравийных материалов в отдельных регионах;
— отсутствие терминологического единства в определениях; у разных авторов встречаются такие термины, как «песчано-гравийные породы», «песчано-гравий-ные смеси», «песчано-гравийные материалы», «гра-вийно-песчаные породы», «валунно-гравийно-песча-ные породы», «валунноглыбовые породы». В нашем понимании петрографический термин «породы» не может относиться к полезным ископаемым, а термин «смеси» применим только к произведенным продуктам, что является важным для налогообложения. Минеральное сырье в недрах правильно называть песчано-гравийным материалом. Именно так назывались ранее издававшиеся выпуски Государственного баланса запасов полезных ископаемых СССР;
— тяготение размещения месторождений к акваториям рек, их притоков, водохранилищам, морским по-
rj научно-технический и производственный журнал
M ® май 2013 71
бережьям, что требует более тщательного соблюдения природоохранного законодательства при их разработке по сравнению с месторождениями на суше;
— отсутствие гармонизации в природоресурсном законодательстве (Закон РФ «О недрах», «Земельный Кодекс РФ», «Водный Кодекс РФ», «Лесной Кодекс РФ»), что является сдерживающим фактором при проведении геологоразведочных и добычных работ на песчаное и песчано-гравийное сырье;
— неразвитость действующих логистических центров (перевалочные базы, организация перевозок смешанным железнодорожно-водным транспортом) сдерживает темпы развития строительной индустрии и дорожно-транспортного строительства;
— неисполнение недропользователями отдельных пунктов лицензионных соглашений в части отличия фактической годовой добычи по сравнению с заявленной. Необходимые усиления мер по предотвращению незаконной добычи песчаного и песчано-гравийного сырья, что вполне обычно для притрас-совых карьеров;
— необоснованное увеличение объемов добываемого песчаного и песчано-гравийного сырья, игнорирование квот по добыче недропользователями. Это может привести к негативным последствиям в части неисполнения «Программ социально-экономического развития субъектов РФ», вследствие полного истощения их запасов;
— перенос ответственности за состояние минерально-сырьевой базы песчаного и песчано-гравийного сырья на субъект РФ, как общераспространенные виды полезных ископаемых. Установление Налогового кодекса РФ о зачислении в бюджет субъекта РФ 100% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, не инициировало проведение субъектами РФ комплекса геологоразведочных работ на их виды. В связи с этим требуется содействие со стороны федеральных органов исполнительной власти по изменению сложившейся ситуации с обеспечением ресурсами песчаного и песчано-гравийного сырья ведущих секторов экономики страны;
— финансирование геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в современных экономических условиях должно осуществляться с привлечением всех видов источников финансирования, включая средства федерального бюджета, бюджетов РФ и недропользователей исключительно на основе софинансирования на принципах паритетности, как из средств федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Эти консолидированные средства, формируемые от проведенных аукционов и части налога на добычу полезных ископаемых, сформируют фонд воспроизводства по каждому конкретному региону. Саккумулированные финансовые средства будут направляться исключительно на реализацию территориальных программ по воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых, в том числе на песчаное и песчано-гравийное сырье.
Решение перечисленных проблемных вопросов позволит инициировать ускоренное освоение и расширение минерально-сырьевой базы песчано-гравийных материалов для развития строительного комплекса и реализовать программы по капитальному и дорожному строительству — ведущих индикаторов социально-экономического развития территорий различного уровня.
Ключевые слова: песок, песчано-гравийный материал, запасы, добыча, гравий, щебень, строительный комплекс, общераспространенный.
Список литературы
1. Аксенов Е.М., Васильев Н.Г., Лыгина Т.З., Сады-ков Р.К. Роль, значение и основные направления развития минерально-сырьевой базы неметаллических полезных ископаемых в современных экономических условиях // Разведка и охрана недр. 2012. № 9. С. 95-98.
2. Орлов В.П. VII Всероссийский съезд геологов о главных проблемах отрасли. Минеральные ресурсы России // Экономика и управление 2013. № 1. С. 3-4.
3. Панфилов Е.И. Горный кодекс РФ — основа формирования правового поля в сфере горного производства // Красная линия. 2010. № 46. С. 30—39.
4. Садыков Р.К. Общераспространенные полезные ископаемые — недоиспользуемый резерв для экономического развития территории // Разведка и охрана недр. 2012. № 5. С. 66—69.
5. Садыков Р.К. Проблемы развития и освоения сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых. Минеральные ресурсы России // Экономика и управление. 2011. № 1. С. 2—5.
6. Дерюгин А. Регионы увязли в долгах // Российская бизнес-газета. 26.02.2013 г.
7. Сементовский Ю.В., Бирюлев Т.Н. Минеральное сырье. Сырье песчано-гравийное. Справочник. М.: ЗАО «Геоинформмарк». 1998. 23 с.
Печи для производства извести
А.В. Монастырев, Р.Ф. Галиахметов
Воронеж: Издательство «Истоки», 2011.392 с.
В справочнике приведены конструкции и основные технические характеристики отечественных и зарубежных шахтных и вращающихся печей, печей кипящего слоя и взвешенного состояния, их загрузочных и разгрузочных устройств, топок и горелок для сжигания твердого, пылевидного, жидкого и газообразного топлива, тягодутьевых машин, устройств для очистки печных отходящих газов. Рассмотрены вопросы измерения основных параметров процесса обжига сырья в печах, безопасности сжигания в них газообразного топлива, контрольно-измерительные приборы и автоматика.
Приведены основные технические требования потребителей к свойствам извести, карбонатному сырью и технологическому топливу. Даны физико-химические основы постепенного и скоростного процессов обжига карбонатных пород на известь. Кратко изложены основы методики расчета шахтных, вращающихся печей и печей кипящего слоя. Приведены основные показатели эксплуатации печей в различных отраслях промышленности.
Справочник предназначен для инженерно-технических работников предприятий и цехов по производству извести черной и цветной металлургии, содового производства, производства сахара, производства строительных материалов и других отраслей промышленности. Будет полезен специалистам проектных, наладочных, научно-исследовательских организаций, занимающихся вопросами производства извести, а также работникам учебных заведений, изучающих производство извести.
72
май 2013
jVJ ®