СЛОВО УЧЕНОМУ
УДК 377
Н.В. Ипполитова, г. Шадринск
Непрерывное профессиональное образование: методологический
аспект
Cтатья посвящена анализу методологических оснований исследования и реализации непрерывного профессионального образования. В ней также раскрываются особенности и значение методологических подходов и формулируются принципы, составляющие основу непрерывного профессионального образования.
Образование, непрерывное профессиональное образование, методологические основания непрерывного профессионального образования.
N.V. Ippolitova, Shadrinsk
Lifelong professional education: methodological aspect
The article is devoted to the analysis of methodological foundations of investigation and realization of lifelong professional education. It also reveals specific features and role of methodological grounds and principles forming the basis of lifelong professional education.
Keywords: education, lifelong professional education, methodological grounds of lifelong professional education.
В условиях развития преобразовательных процессов, происходящих в социально-экономической, культурной и других сферах жизни нашей страны, и вхождения России в международное культурное и образовательное пространство особое значение приобретает необходимость модернизации системы образования в соответствии с требованиями изменяющегося общества. Одной из актуальных задач, возникающих перед системой образования в данных условиях, является обеспечение для каждого гражданина возможности реализовать свое право на образование независимо от возраста, социального статуса, материального положения и пр. Это обусловливает необходимость перехода системы образования от постулата «образование на всю жизнь» на постулат «образование в течение жизни».
Важность решения данной проблемы определяется рядом факторов, включающих:
- законодательно закрепленный в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования право на образование каждого гражданина в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;
- повышение требований к эффективности и качеству образования на различных уровнях в связи с потребностью обновляющейся экономической сферы в компетентных специалистах, способных работать в изменяющихся условиях;
- необходимость установления преемственности образования на различных уровнях для раскрытия всех возможностей развивающейся личности;
- переход на многоуровневое образование на основе компетентностной парадигмы и,
соответственно, изменения в структуре и содержании профессиональной подготовки и др.
Изучение различных аспектов проблемы непрерывного профессионального образования требует анализ ключевых понятий, к которым мы относим родовое понятие -образование и видовые понятия - профессиональное образование, непрерывное образование, непрерывное профессиональное образование.
В Законе «Об образовании в РФ» образование рассматривается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [7]. Анализ определений данного понятия, существующих в философской, психологической, педагогической науках, позволяет трактовать данный феномен как многоаспектное явление, обладающее такими признаками, как: продолженность во времени, целенаправленность, результативность, социальная обусловленность, личностная направленность и др.
Видовое по отношению к родовому понятием «образование» «профессиональное образование» понимается как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [7]. Опора на это определение и учет выделенных базовых характеристик родового понятия позволяет рассматривать профессиональное образование в педагогическом аспекте как процесс, целью которого выступает обеспечение будущих специалистов знаниями, умениями и навыками, развитие у них качеств, необходимых для самореализации личности в профессиональной деятельности. Тогда сущность данного процесса может быть раскрыта как создание благоприятных условий для личности будущего специалиста, способного успешно освоить профессиональные и социальные роли для реализации своих способностей в самостоятельной профессиональной деятельности.
Непрерывное образование в современных исследованиях рассматривается как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [4, с.168]. С учетом этого цель непрерывного образования предполагает создание благоприятных условий для развития личности в различные периоды (физического и социально-психологического созревания, стабилизации жизненных сил и способностей, старения организма).
Определим основные признаки непрерывного профессионального образования, которые выделяются путем интеграции положений, определяющих сущностные характеристики рассмотренных понятий. На основе комплексного анализа к таким признакам мы относим:
- продолженность во времени (развитие личности в различные периоды - физического и социально-психологического созревания, стабилизации жизненных сил и
способностей, старения организма);
- целенаправленность (в качестве цели непрерывного профессионального образования выступает создание благоприятных условий для успешного освоения личностью профессиональных и социальных ролей и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности);
- результативность - повышение образовательного (общего и профессионального) потенциала личности и реализация способностей личности в самостоятельной профессиональной деятельности;
- социальная обусловленность - соответствие требованиям общества в конкретных социально-экономических, политических, культурных и др. условиях; возможность расширенного воспроизводства профессионального и культурного потенциала общества, условие развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны [4, с.168];
- личностная направленность - соответствие потребностям и возможностям развивающейся личности; средство формирования и удовлетворения познавательных запросов и духовных потребностей человека, развития его задатков и способностей;
- интеграция индивидуальных и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности и др.
Опора на данные признаки позволяет рассматривать непрерывное профессиональное образование как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, направленный на создание благоприятных условий для успешного освоения профессиональных и социальных ролей и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности, соответствующий потребностям личности и общества и обеспеченный системой государственных и общественных институтов.
Успешная реализация непрерывного профессионального образования как педагогического процесса и системы мероприятий, осуществляемых различными государственными и общественными институтами, обеспечивается опорой на адекватные методологические основания, т.е. методологические подходы.
Методологический подход понимается нами как «совокупность идей, определяющих общую научную позицию ученого, принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности, а также способов, приемов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии в практической деятельности» [2] .
Кроме того, важно учитывать и то, что для создания целостной картины изучаемого явления необходимо использовать не один подход, а некоторую их совокупность, поскольку ни один из них не является универсальным. Сложность и многогранность явлений окружающей действительности, в том числе и в сфере профессионального образования, требует применения определенного сочетания методологических подходов, что позволит не только получить объективную информацию, но и создать целостную картину изучаемого явления. При этом выбор тех или иных подходов зависит от ряда условий:
- избираемые методологические подходы должны быть адекватными, т.е. в полной мере соответствовать целям и задачам исследования;
- для получения объективной и целостной картины исследуемого явления необходимо использовать не один, а несколько подходов, соответствующих одному или нескольким уровням методологии;
- совокупность методологических подходов, применяемых в исследовании, не должна включать взаимоисключающие подходы;
- методологические подходы, применяемые в исследовании, должны дополнять друг друга, что позволяет изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях [2].
С учетом вышесказанного определим подходы, принадлежащие к различным уровням методологии и составляющие методологическую основу изучения и осуществления непрерывного профессионального образования. Отметим, что для создания целостной методологической позиции важно использовать методологические подходы, принадлежащие к различным уровням методологии.
На философском уровне в качестве методологической основы непрерывного профессионального образования выступает гуманистический подход, опирающийся на такие положения, как: самоценность личности; необходимость обеспечения условий для поддержания веры человека в себя; создание благоприятной среды для свободной реализации обучающимися своих творческих возможностей, для личностного и профессионального развития. Применение данного подхода в условиях непрерывного профессионального образования позволяет максимально сориентировать данный процесс на интересы обучаемых, индивидуальные особенности личности и пр.
На общенаучном уровне методологии исследование и реализация непрерывного профессионального образования обусловливается системным подходом, который рассматривает различные объекты реальности как системы - целостности, состоящей из нескольких элементов, находящихся во взаимосвязи [8, с. 612]. Рассмотрение непрерывного профессионального образования как системного явления предполагает не только определение его составляющих и выявление их взаимосвязей, но и выделение всех факторов, влияющих на данный феномен.
Так, например, в системе непрерывного профессионального образования могут выделяться две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы (составляющие) - профессиональное образование, реализуемое государственными организациями и профессиональное образование, осуществляемое общественными институтами. Если рассматривать структуру системы непрерывного профессионального образования в соответствии с уровнями образования, то в ней можно выделить взаимосвязанные подсистемы среднего, высшего, дополнительного профессионального образования.
Важно отметить, что применение системного подхода при решении теоретических и практических задач непрерывного профессионального образования предполагает опору на аналитико-синтетическую деятельность, включающую такие этапы как: выделение совокупности отдельных составляющих данного феномена как целостности; выявление сущности каждого компонента в составе целого (системы непрерывного профессионального образования); определение общих качеств системы непрерывного профессионального образования как единого целого; создание новой системы с улучшенными качествами (Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков и др.)
Таким образом, применение системного подхода в качестве методологической основы исследования непрерывного профессионального образования на общенаучном уровне позволяет не только раскрыть сущность, структуру и содержание данного процесса, но и выявить взаимосвязь между его различными компонентами, а также взаимосвязи данной системы с другими социальными и педагогическими системами.
На конкретно-научном уровне методологии изучение и реализация непрерывного профессионального образования обеспечивается, прежде всего, компетентностным подходом, акцентирующем внимание не на формальных результатах образовательного процесса (овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности), а на личном развитии обучающихся, направленном на самореализацию личности. Как интегративное личностное образование компетентность отражает готовность личности к определенной деятельности и в процессе профессионального и личностного развития занимает промежуточное место между общей и функциональной грамотностью (формирование на доступном, минимально необходимом уровне первоначальных знаний, навыков и умений, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, необходимых для последующего более широкого и глубокого образования) и культурой (осознание материальных и духовных ценностей предшествующих поколений и способность адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом). Т.е. опора на компетентностный подход при реализации непрерывного профессионального образования предполагает создание условий для повышения общего образовательного и профессионального уровня личности, для формирования у обучаемых профессионально значимых качеств, позволяющих человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам.
Профессионально-личностный подход в непрерывном профессиональном образовании предполагает интеграцию теоретического, практического и личностного аспектов профессионального образования, а также усиление личностной позиции обучающихся в данном процессе. Т.е. профессионально-личностный подход создает возможность обеспечения разностороннего целостного развития личности обучаемого, совершенствования его профессионально- и личностно-значимых качеств в неразрывной взаимосвязи с овладением знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной самостоятельной профессиональной деятельности в различные периоды его жизни.
Большие возможности в решении задач непрерывного профессионального образования предоставляет интегративно-деятельностный подход, с позиций которого: явления и процессы рассматриваются как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии; включение обучаемых в различные виды деятельности выступает как действенное средство и необходимое условие успешности подготовки обучаемых к самостоятельной профессиональной деятельности [5]
На технологическом уровне методологии исследование феномена непрерывного профессионального образования может быть представлено праксиологическим, полисубъектным, дифференцированным и другими подходами.
Праксикологический подход, обоснование которого дает праксикология - учение об эффективной человеческой деятельности, опирается на положения о том, что структура деятельности имеет линейный или сетевидный характер, а процесс деятельности, направленный на достижение результата, должен быть оформлен сообразно условиям и возможностям получения запланированного результата [3]. При изучении различных аспектов непрерывного профессионального образования праксикологический подход позволяет четче представить структуру непрерывного профессионального образования; выявить алгоритм данного процесса и условия, способствующие достижению его цели.
Полисубъектный (диалогический) подход предусматривает построение процесса непрерывного профессионального образования на принципах приоритета субъект -субъектных отношений. С позиций данного подхода педагог и обучающийся занимают личностно-равноправные позиции в процессе профессионального образования, поскольку каждый человек обладает позитивным потенциалом, неограниченными творческими возможностями, которые могут реализоваться только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.
Дифференцированный подход предполагает ориентацию непрерывного профессионального образования на реальные группы обучаемых, которые выделяются по основаниям доминирующей направленности интересов, особенностей протекания познавательных процессов, уровня обучаемости, возраста, социального статуса и пр.
Тесно связан с дифференцированным индивидуально-творческий подход, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности обучающихся, организацию их самодвижения к конечному результату. В процессе непрерывного профессионального образования учет особенностей развития обучающихся позволяет выбрать индивидуальную траекторию творческого профессионального саморазвития. Т.е. основное назначение индивидуально-творческого подхода в реализации непрерывного профессионального образования состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии их творческих возможностей обучаемых в различные периоды непрерывного профессионального образования.
Итак, заканчивая анализ методологических подходов, составляющих основу исследования и реализации непрерывного профессионального образования, необходимо отметить, что применение выделенных подходов в совокупности обеспечивает получение целостного представления о данном феномене как сложной системе, развивающейся в постоянно изменяющихся условиях.
С учетом рассмотренных подходов выделим принципы, выступающие как теоретико-методологические основания исследования и реализации непрерывного профессионального образования. К ним мы относим принципы: личностной направленности профессионального образования; единства непрерывности и дискретности; преемственности; вариативности и др.
Принцип личностной направленности непрерывного профессионального образования определяется сущностью данного понятия, характеризующей его как процесс становления личности в виде последовательного движения человека ко все более высоким достижениям в сфере образования и профессиональной деятельности, что предполагает прохождение нескольких ступеней: грамотности, образованности, компетентности, культуры [1].
Уровень грамотности, составляющий основу для последующего более широкого и глубокого образования, позволяет обучающимся овладеть в процессе обучения функциональной грамотностью, которая отражает активное овладение нормативным языком и запасом слов, отражающих реалии в сфере труда и других сферах общественной жизни, а также элементарными умениями, обеспечивающими профессиональную деятельность [6].
На последующих уровнях непрерывного профессионального образования у обучающихся формируется такое качество, как компетентность, наличие которого позволяет человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля [1].Данный уровень развития личности связан с ее готовностью и возможностью самореализации в профессиональной сфере.
На следующем уровне непрерывного профессионального образования при формировании профессиональной культуры человек не только осознает имеющиеся материальные и духовные ценности, но и способен вносить свой вклад в процесс создания культурных ценностей.
Итак, принцип личностной направленности непрерывного профессионального образования характеризует продвижение человека ко все более высоким ступеням личностного и профессионального развития с учетом постулата - «образование через всю жизнь».
Принцип единства непрерывности и дискретности означает, что в процессе непрерывного профессионального образования выделяются относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные элементы, каждый из которых выполняет определенную функцию. При этом следует отметить, что в философском аспекте понятие «дискретность(прерывность)» отражает возможность: 1) делимости и определенной степени внутренней дифференцированности какого-либо объекта в его развитии; и 2) относительно самостоятельного существования устойчивых элементов, составляющих этот объект. Непрерывность характеризует относительную устойчивость и неделимость объекта как единого целого. Непрерывность характеризует относительную устойчивость и неделимость объекта как единого целого. С учетом этого структура какого-либо предмета или процесса раскрывается как единство непрерывности и прерывности [8, с.433-434].
Процесс непрерывного профессионального образования, реализуемый на основе принципа единства прерывности и непрерывности означает, что в данном процессе выделяются относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные элементы, каждый из которых выполняет определенную функцию. Осуществление профессионального образованияна разных уровнях представляет совокупность обособленных элементов, и, в то же время, выступает как целостность.
Принцип преемственности непрерывного профессионального образования означает, что данный процесс охватывает длительный период времени и не может быть ограничен одним уровнем, если у человека есть желание продолжить обучение. Создание преемственных программ профессионального образования на разных уровнях дает возможность повысить эффективность каждого периода образования на основе
максимального учета особенностей различных групп обучаемых и изменений, происходящих в обществе. Важным аспектом обеспечения преемственности подготовки на различных уровнях является использование сочетания различных видов деятельности обучаемых на всех этапах непрерывного профессионального образования - обеспечение единства учебной, научной и практической деятельности обучаемых в создает условия для успешного достижения целей непрерывного профессионального образования на каждом уровне.
Принцип вариативности предполагает возможность выбора из многообразия методов, средств, форм обучения на каждом уровне непрерывного профессионального образования оптимальных сочетаний для осуществления образовательного процесса с учетом общего, особенного и индивидуального в содержании образования, специфики его направлений и уровней. Кроме того, данный принцип означает такую организацию подготовки, при которой учитывались бы не только общие особенности уровня подготовленности всего контингента обучаемых, но и их индивидуальные характеристики. Вариативность форм и методов, применяемых в процессе непрерывного профессионального образования, на основе учета различных факторов (уровня подготовки, индивидуальных особенностей обучаемых, местных условий и т.д.) определяет многообразие путей и способов достижения общей цели данного процесса.
Итак, реализация непрерывного профессионального образования на основе совокупности выделенных методологических принципов обеспечивает возможность построения целостной системы, направленной на непрерывное личностное и профессиональное совершенствование человека в различные периоды жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 137 с.
2. Ипполитова, Н.В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» [Текст] / Н.В. Ипполитова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 13 (146). - С. 9-15.
3. Котарбинский, Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / Т.Котарбинский. - М. : Экономика, 1975. - 272 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003. - 528 с.
5. Профессиональная подготовка будущих специалистов: методологический аспект [Текст] : монография / науч. ред. Н.В. Ипполитова, общ. ред. Н.С. Стерхова. - Ставрополь : Логос, 2015. - 220 с.
6. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Большая рос. энцикл., 1993. - 1160 с.
7. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html, свободный.
8. Философский энциклопедический словарь [Текст] / редкол. С.С. Аверинцев [и др.]. - 2-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.