УДК 37.013.83 Чигишева Оксана Павловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики высшего образования Южного федерального университета, докторант кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета dom-hors@mail.ru
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ВЕДУЩЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БРИТАНСКОГО НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Chigisheva Oksana Pavlovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Psychology and Pedagogy of Higher Education Department, Southern Federal University D.Phil. applicant of the Education Science Department, Teachers' Training Institute, Southern Federal University dom-hors@mail.ru
LIFELONG EDUCATION OF ADULTS AS A PRINCIPAL STRATEGIC OBJECTIVE OF BRITISH SCIENTIFIC EDUCATIONAL DISCOURSE
Аннотация:
В статье анализируются методологические и терминологические особенности феномена «непрерывное образование взрослых», характеризуются основные параметры научно-педагогического дискурса и на их основе проводится исследование публикаций издательства Рутледж в категории «Образование взрослых и обучение в течение всей жизни» за 1983-2012 гг., позволяющее увидеть стратегическую значимость данного явления для современной британской образовательной теории и практики.
Ключевые слова:
непрерывное образование взрослых, дискурсивные практики, социальная эксклюзия, трудовая политика, глобализация.
Summary:
The article analyzes methodological and terminological peculiarities of the phenomenon ‘adult lifelong education’. The author characterizes the key parameters of scientific and educational discourse, which have become the basis for the research of Routledge's publications in the category ‘Adult Education and Lifelong Learning’ issued between 1983 and 2012. The undertaken study allows one to see strategic significance of the phenomenon for contemporary British theory and practice of education.
Keywords:
adult lifelong education, discourse practices, social exclusion, labour policy, globalization.
В связи с тем, что кадровый потенциал провозглашается основным фактором обеспечения дальнейшего промышленного и экономического роста нарождающегося постиндустриального общества, в настоящее время остро ставится вопрос о современных требованиях, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки и непрерывно осуществляемой переподготовки кадров, функционирующих в разнообразных областях деятельности, представленных на мировом рынке труда [1]. Не меньше внимания уделяется решению проблем, связанных с необходимостью повсеместного распространения непрерывного образования взрослых и роста инклюзивности представителей различных социальных групп в этот процесс [2].
Рассмотрение данного круга вопросов получило широкий резонанс в мировой педагогической науке, о чем свидетельствуют многие современные отечественные и зарубежные исследования, направленные на рассмотрение ценностного потенциала стратегии обучения в течение всей жизни, теоретико-методологической базы непрерывного образования взрослых и репрезентации эффективных андрагогических принципов обучения взрослых в различных контекстах.
С этой точки зрения особенно интересным и методологически значимым для развития отечественной педагогической теории и практики является, на наш взгляд, обращение к анализу и интерпретации идеи непрерывного образования взрослых в трудах ведущих британских исследователей, так как они одними из первых ставят вопрос о стратегическом потенциале данного феномена в ходе активно протекающего научно-педагогического дискурса, имеющего интегрированный характер, то есть совмещающего черты научного и педагогического дискурсов и соответственно несущего в себе совокупность теоретических и практико-прикладных характеристик или параметров, которые подробно представлены в работе Н.Д. Федоренко [3].
Так, обращение в рамках исследования к этосно-мотивационно-диспозитивным параметрам дискурса, нацеленным на раскрытие нравственно-философских принципов и мотивационно-прагматической стратегии авторов, дает возможность акцентировать внимание на ведущих идеях, составляющих базовую конструкцию продуцируемого дискурса, а также судить о дискурс-синтагматике и способах ее выражения. Логосно-тезаурусно-инвентивные параметры, от- 204 -
ражая научно-теоретические и мировоззренческо-идеологические замыслы продуцентов, инициируют обращение к индивидуально-авторским интерпретациям рассматриваемого феномена, аргументативному аппарату и тезаурусным особенностям. Пафосно-вербально-элокутивные параметры позволяют выявить роль языковых средств, используемых авторами, в процессе фасилитации идейно-смыслового ядра научно-педагогического дискурса.
Исследовательским контентом нашего анализа стали издания крупнейшего британского издательского дома Рутледж (Routledge), являющегося подразделением международного издательства Тэйлор и Франсис Груп (Tailor and Francis Group), занимающего лидирующие позиции в области публикации академической литературы по гуманитарным и общественным наукам. Он-сайт классификатор книг издательства в домене «Образование» (Education) включает 33 основных категории, среди которых особо выделена категория «Образование взрослых и обучение в течение всей жизни» (Adult Education and Lifelong Learning), представленная 149 книгами, вышедшими в свет с 1983 по 2012 гг. Предметом нашего анализа стали аннотации, критические заметки, отзывы, контент-массивы литературных источников избранного раздела, предлагаемые пользователям в свободном электронном доступе и ограниченные следующими хронологическими рамками: 1983-1987 гг.; 1988-1992 гг.; 1993-1997 гг.; 1998-2002 гг.; 2003-2007 гг.; 2008-2012 гг. Это позволило провести научно-педагогический дискурсный анализ и последовательно решить 3 задачи:
1. Ретроспективно проследить особенности формирования британского научнопедагогического дискурса в области непрерывного образования взрослых в рамках обозначенных пятилетий, определить динамику интенсивности его развития как стратегического направления в зависимости от образовательной политики.
2. Выявить основных продуцентов данного типа дискурса, его идейную, мотивационную и социальную направленность, используя дискурсные параметры анализа.
3. Спрогнозировать возможные точки роста в этой тематической категории, показать конкурентные преимущества рассматриваемого типа дискурса по отношению к остальным.
Для решения поставленных задач нами были исследованы основополагающие стратегические документы и выявлены ключевые позиции для дальнейшего развертывания деятельности по обеспечению взрослого населения Великобритании возможностью обучаться на протяжении всей жизни. В дальнейшем они были соотнесены с публикациями, выпущенными за аналогичный отрезок времени, что позволило выявить степень стратегической направленности анализируемого материала.
Стратегия «образования в течение всей жизни» была предложена ЮНЕСКО в 70-е гг. XX в. и фокусировалась на необходимости создания возможностей для неформального и формального обучения в течение всей жизни, где особый акцент ставился на обеспечении доступа к образованию. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Совет Европы в это же время репрезентовали концепцию «рекуррентного образования», нацеленного на постоянное совершенствование навыков и карьерный рост на протяжении всей жизни. Эта концепция тесным образом связана с теорией человеческого капитала, в которой сделан акцент на ценности инвестирования в образование и профессиональной подготовке, так как это вероятнее всего приведет к дальнейшему экономическому подъему и личностному росту, который потенцирует развитие общества.
Неолиберализм и экономическая реструктуризация в западных демократиях в 80-е гг. XX в., а также новая направленность социоэкономической политики в 90-е гг. XX в. привели к появлению в Великобритании в 1995 г. официального документа, прописанного в Белой книге под названием «К обучающемуся обществу» («White Paper Towards the Learning Society»). В этом документе детально охарактеризованы основные вызовы, с которыми сталкивается мировое сообщество в результате интернационализации, глобализации и научно-технического прогресса, при этом основной акцент сделан на проблеме социальной эксклюзии в обществах европейских стран.
В Белой книге было предложено два основных выхода из создавшейся ситуации - фокус на базовые знания и создание возможностей для трудоустройства в новом информационном и знаниевом обществе - и намечено пять основополагающих целей: содействие овладению новыми знаниями; сближение образования и бизнеса; борьба с социальной и образовательной эксклюзией; овладение тремя наиболее распространенными в отдельно взятом комьюнити языками; равенство объемов капитальных вложений и инвестиций в образование.
Первый, опубликованный Рутледж, источник в анализируемой категории датируется 1983 г. и является единственным во временном отрезке за 1983-1987 гг. Фактически «Образовательные виды деятельности для пожилых людей» («Educational activity programs for older adults») представляют собой пошаговый гид для инструкторов-геронтологов и заполняют пробел в инструктивных источниках по данному направлению, актуализировавшемуся в связи с резким улучшением качества и продолжительности жизни людей, а также с впервые обнародованной в то время иде-
ей о необходимости пожизненного обращения к образованию как к психотерапевтическому средству поддержания воли к жизни и желания жить. Логосной доминантой дискурса однозначно является идея цикличности жизни, метафорически представленная в виде методических рекомендаций по организации праздников в течение 12 месяцев с учетом психологических, мотивационных и образовательных аспектов старения, что позволяет снизить фрустрирующие компоненты перед надвигающейся физической слабостью и бессилием, помочь участникам образовательного процесса через генерацию дискуссии - в рамках проводимых мероприятий - осознать, что в пожилом возрасте также можно найти положительные идеи для вдохновения.
Более плодотворными и концептуально насыщенными с точки зрения освещаемой проблематики становятся периоды с 1988 по 1992 гг. и с 1993 по 1997 гг., которые представлены уже 15 изданиями, 4 и 11 соответственно. Беря во внимание тот факт, что в заявленные пятилетия в мире нарастала тенденция к расширению образовательных границ и обогащению педагогического опыта за счет обращения к теории и практике образования других стран, можно констатировать существенный прирост обращений авторов, преимущественно являющихся представителями профессорско-преподавательского состава вузов, к компаративному рассмотрению феномена «обучение взрослых» и базовых навыков грамотности взрослого населения в европейских странах, а также в контексте антиномии «развитые и развивающиеся страны». В изданных работах проявляется тяготение к заострению внимания на взаимозависимости образования и социально-экономических и политических аспектов, определению возможностей для преодоления сложившихся негативных гендерных и расовых стереотипов, нацеленности на клиенториентированность и качество в образовании взрослых.
На первый план выходят изменения, связанные с расширением понятийнотерминологического ряда, например, вводятся в оборот такие понятия, как «функциональное образование» (functional education), «дистантное образование» (distance education), «открытое образование» (open learning), «возрастной обучающийся» (older learner). Особо стоит отметить появление термина «обучающееся общество» (learning society) и первые попытки определить вызовы и тренды, характеризующие его на демографическом, экологическом, технологическом, экономическом и культурном уровнях. Наиболее используемыми исследовательскими инструментами являются компаративный метод, кейс-стади, аналитическая дискуссия, антиномический, прикладной, критический и концептуальный анализ. Данные исследовательские материалы оформляются в виде учебников, гидов, методических пособий, где основной целью авторов является четкое следование классической риторической модели «тезис - аргумент» для побуждения реципиентов к получению образования в течение всей жизни, что объясняет повсеместное использование таких английских глаголов, как «facilitate» и «empower», несущих сильный побудительный заряд извне и дословно переводимых как «оказание содействия и поддержки».
1998 г. в Великобритании ознаменовался появлением Зеленого документа «Век обучения» (Green Paper «The Learning Age»), в предисловии к которому Тони Блэр отметил, что образование является лучшей экономической политикой, тем самым акцентировав внимание на его гибкости и новой цели - реальном стимулировании экономического роста страны. Издания 1998-2002 гг. продолжают тематическую линию, заданную в предыдущие годы, однако также появляются как тематические оттенки - вполне предсказуемые, например непрерывное образование взрослых и университеты, обучение в течение всей жизни и гражданственность, компетентностно-ориентированные формы образования в течение всей жизни, - так и неординарная специфическая проблематика: преодоление последствий жестокого обращения с женщинами в процессе образовательного взаимодействия, двуязычная грамотность эмигрантов. Используемый авторами лексикон значительно обогащается и характеризуется, с одной стороны, прояснением значения уже известных терминов, а с другой стороны, появлением ранее не существовавших понятий - веб-обучение (www training), мультикультурное обучение (multicultural training), рыночное измерение образования (marketization of education), экологическая гражданственность (ecological citizenship). Авторский подход к репрезентации материала также видоизменяется, приобретая черты ридеров, кейс-комплектов и модульных пособий. На наш взгляд, в рамках рассматриваемого пятилетия авторские воззрения значительно опережают и предвосхищают решения в области образовательной политики, что отчасти объясняется сложностью актуализирующихся явлений.
Необходимо особо отметить, что первое десятилетие XXI в. также было ознаменовано появлением ряда стратегически важных для Великобритании государственных документов: 1) «Трудовая политика в стареющем обществе» («Labor Policy White Paper»), 2007; 2) Белая книга «Социальная мобильность» («Social Mobility White Paper»), 2009; 3) Белая книга «Неформальное обучение взрослых» («Informal Adult learning White Paper»), 2009, которые прямо или косвенно были связаны с усовершенствованием механизмов системы непрерывного образования взрослых. Очевидно, что данному направлению придается особое значение, что подтвер-
ждается серией тематических публикаций (2007-2009) под названием «Заглянем в будущее обучения в течение всей жизни» («Inquiry into the future of lifelong learning»), где четко прописывается необходимость модификации образовательной политики страны в отношении возрастных групп (0-24; 25-50; 50-75; 75+) и целевых установок (личные и социальные аспекты), влияющих на успешную реализацию рассматриваемой стратегии.
Издания, вышедшие в свет в 2003-2007 гг., характеризуются динамичным увеличением их количества и наращиванием тематических полей за счет проведения оригинальных международных исследований, критических обзоров, широкоформатных кейс-стади, дескриптивных анализов межнационального формата и одновременной концентрацией внимания на поиске ответа на ключевой вопрос о том, что заставляет человека вернуться к обучению в тот или иной период его/ее жизни. Интерактивные технологии все больше проникают в процесс обучения взрослых на протяжении всей жизни, о чем свидетельствуют упоминания об электронных модераторах (e-moderator), дистанционных прeподавателях (distance educators) и о различных видах деятельности, где составной частью слов является «self» (само) - саморефлексия (selfreflection), самообразование (self-education), самоучитель (self-help book) - что характеризует самоконцентрацию на себе современного человека, проводящего большую часть личного времени перед экраном компьютера.
На сегодняшний день одним из новейших трендов в данном сегменте является концептуально насыщенный документ «Трудовая стратегия для сектора дальнейшего образования в Англии, 2007-2012» («Workforce Strategy for the Further Education Sector in England», 2007-2012), лозунгом которого считается идея о трансформации основ дальнейшего образования, которое должно стать движущей силой изменений в обществе, обеспечивая возможность непрерывного повышения профессиональной квалификации, выступая гарантом равенства прав и свобод при трудоустройстве. Таким образом, в изданиях 2008-2012 гг. на первый план выходит социополитический аспект непрерывного образования взрослых, под влиянием которого оно претерпевает значительные трансформации в сложном, динамично развивающемся мире. Ученые обращают внимание на то, что одним из основных стимулов периодического обращения к тактике обучения взрослых людей считаются появившиеся не так давно транснациональные миграции внутри глобального рынка труда, требующие образовательной гибкости для быстрого и успешного карьерного роста. При этом очевидна неопределенность в развитии анализируемого направления, о чем ярко свидетельствует попытка известнейшего британского теоретика Питера Джарвиса предвосхитить возможные векторы развития непрерывного образования взрослых и проанализировать новые подходы к оценке его эффективности с точки зрения глобальной знаниевой мобилизации в рамках его издания 2011 г. «Заглянем в будущее обучения в течение всей жизни в Великобритании» («Inquiry into the future of lifelong learning in the UK»). Очевидно, что данное название является практически дословной калькой серии тематических публикаций 2007-2009 гг. «Заглянем в будущее обучения в течение всей жизни» («Inquiry into the future of lifelong learning»), что, безусловно, указывает на некоторый застой в рассматриваемом тематическом направлении и сложности с определением будущих траекторий его развития, несмотря на плавно нарастающую количественную интенсивность исследований. Тем не менее можно констатировать, что в ближайшем будущем именно глобализация будет оставаться ключевым фактором влияния на теоретико-прикладное измерение непрерывного образования взрослых и катализировать появление мультидисциплинарных межстрановых научных изысканий, тем самым придавая исключительную стратегическую значимость продуцируемому в данной области британскому научно-педагогическому дискурсу.
Ссылки:
1. Duke Ch., Osborne M., Wilson B. Rebalancing social and economic. Learning, partnership and place, National Institute of Adult Continuing Education, England and Wales, 2005. 202 p.
2. Kearney M.-L. Adult Education from Jomtien, via Hamburg and Paris to Dakar // Journal of Adult and Continuing education. 2001. Vol. 7. № 1. Р. 10-19.
3. Федоренко Н.Д. Научно-педагогический дискурс К.Д. Ушинского как лингвориторический конструкт // Вестник СГУ-ТиКД. 2011. № 3 (17). С. 169-173.
References (transliterated):
1. Duke Ch., Osborne M., Wilson B. Rebalancing social and economic. Learning, partnership and place, National Institute of Adult Continuing Education, England and Wales, 2005. 202 p.
2. Kearney M.-L. Adult Education from Jomtien, via Hamburg and Paris to Dakar // Journal of Adult and Continuing education. 2001. Vol. 7. № 1. Р. 10-19.
3. Fedorenko N.D. Nauchno-pedagogicheskiy diskurs K.D. Ushinskogo kak lingvoritoricheskiy konstrukt // Vestnik SGUTiKD. 2011. № 3 (17). S. 169-173.