ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛИ: ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 338.46:37.014.5
Н. А. Лобанов, Д. И. Наумов
Непрерывное образование в контексте становления креативной экономики
В статье в рамках парадигмы креативной экономики рассматриваются теоретические аспекты проблемы социетального контекста процесса становления системы всеобщего непрерывного профессионального образования на организационно-системном этапе своего развития.
The article presents consideration of theoretical aspects of the problem of societal context of the formation process of the system of universal continuous vocational eduaction at the organizational-systematic stage of its development in the context of the creative economy paradigm.
Ключевые слова: непрерывное образование, всеобщее право на непрерывное профессиональное образование, креативная экономика, высшее образование.
Key words: lifelong learning, universal right to continuous vocational education, creative economy, higher education.
В современном философском, экономическом и педагогическом дискурсе термин «непрерывное образование» (lifelong learning) рассматривается как процесс целенаправленного освоения индивидом на протяжении всей его жизни социокультурного опыта человечества с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы в целях достижения гармоничного развития личности и достижений прогресса в преобразовании общества. Непрерывное образование является, с одной стороны, гуманистически ориентированной философско-педагогической концепцией, а с другой - экономической и организационной платформой, позволяющей обеспечить более широкий доступ к образованию людей независимо от их социально-статусных и психологических характеристик, культурных различий и индивидуальных потребностей. В идеальнотипическом аспекте системе непрерывного образования посредством синтеза различных уровней, форм и методов образовательной практики конституирует институциональные условия, обеспечивающие поступательное развитие интеллектуального, креативного и социального потенциала личности, региона, нации.
© Лобанов Н. А., Наумов Д. И., 2013
45
Впервые идея непрерывного образования как непрерывного аспекта повседневной жизни индивида была актуализирована в работах американского ученого Э. Линдемана «Значение образования для взрослых» (1926) и английского исследователя в области образования для взрослых Б. Йексли «Образование в течение жизни» (1929). Дальнейшее концептуальное развитие данной идеи как эпифеномена научно-технической революции пришлось на 60-е гг. ХХ ст., когда в рамках форума ЮНЕСКО в 1965 г. П. Ленгранд предложил процессную трактовку непрерывного образования в координатах жизнедеятельности индивида, предполагавшую интеграцию индивидуальных и социальных аспектов индивидуального бытия личности и оценку качества жизни сквозь призму образования. В 70-е гг. ХХ в. проблематика непрерывного образования стала объектом концептуальных и прикладных разработок специалистов и экспертов таких международных организаций, как ЮНЕСКО, МОТ, ОЭСР, Совет Европы и ЕЭС, зарубежных и отечественных ученых. Наиболее известен здесь доклад ЮНЕСКО «Учиться быть: мир образования сегодня и завтра» (1972), содержащий системный анализ состояния образования и постулировавший в качестве одного из принципов его обновления «обучение на протяжении всей жизни» [11].
В целом последующее развитие концепции непрерывного образования в западной интеллектуальной традиции (Р. Даве, Р. Ливингстон, И. Иллич, Р. Хатчинз, Э. Фор, Х. Гуммель, П. Джарвис, М. Коган и др.) во многом было обусловлено тенденцией усиления инструментального характера обучения в рамках школы индустриального общества, его формализацией и дегуманизацией. Это свидетельствовало о колонизации политической системой жизненного мира и минимизировало значение пространства частной жизни индивида во всем многообразии ее культурных традиций и социальных практик. Кроме того, превращение образования преимущественно в инструмент поддержания и воспроизводства социального контроля посредством узконаправленной социализации индивидов, рассматриваемых исключительно с точки зрения их трудовой деятельности, существенным образом снижало социальную эффективность образования как института. Нельзя не видеть скрыто выраженный экономический подтекст. Как результат, определенная маргинализация образования как комплекса нормативных требований и аксиологических параметров конституирования личности, а также как социализирующего института, ответственного за трансляцию социального опыта и культурных традиций общества.
В настоящее время можно говорить о том, что система непрерывного образования находится на организационно-системном этапе своего развития, отличающимся собственной логикой и
специфическими параметрами [6]. С одной стороны, он характеризуется стадией завершения формирования её основных структурных компонентов и связей в глобальном масштабе и созданием государственных национальных систем непрерывного образования как целостных институциональных систем. С другой стороны, субъектно-деятельностная природа данного процесса обусловливает создание, формирование и аккумулирование предпосылок для следующего - глобально-системного - этапа развития непрерывного образования, для которого характерен переход от всеобщего права граждан на образование ко всеобщему праву на непрерывное образование (за пределами 2020-2025 гг.). Данный аспект актуализирует проблему социетального контекста процесса становления системы всеобщего непрерывного профессионального образования, которую можно рассматривать не только в ракурсе парадигм постиндустриализма или консюмеризма, но и в рамках теории креативной экономики.
На постсоветском пространстве теория креативной экономики используется в нескольких аспектах: во-первых, в качестве идеологического конструкта для обоснования выбора направления и механизмов постиндустриального развития общества, во-вторых, как нормативная модель для оценки и коррекции трендов общественного развития, в-третьих, в качестве каузального фактора, эксплицирующего причины и природу неконвенциональных форм политического поведения жителей мегаполисов. Становление и развитие концепции креативной экономики связывают с именами Д. Белла, Р. Флориды, Ч. Лэндри, Д. Хокинса, К. Оукли, М. Меттью-са, Дж. О'Коннора, Т. Флеминга, Д. Хесмондхалфа и других западных исследователей, представляющих самые разные области науки.
В теоретическом аспекте данные идеи, логически и генетически связанные с парадигмой постиндустриализма, впервые в концентрированном виде были представлены в монографии американского экономиста Ричарда Флориды «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее», в которой постулировалось появление креативного класса как влиятельного социального актора и отмечалась его большая роль в преобразовании сферы труда, досуговой деятельности, локальных сообществ и мира повседневности [8]. Американский исследователь, анализируя качественные изменения в мировой экономической системе, усматривает в качестве их детерминанты творчество. Именно творчество, по мнению Р. Флориды, стало нормативным принципом деятельности индивидов в любых сферах жизни современного общества и обусловило появление так называемой креативной экономики.
Концепт «креативная экономика» характеризует экономическую активность преимущественно в области науки, искусства и культуры или, если пользоваться специализированной терминологией, в сфере креативных индустрий. Согласно подходу специалистов Департамента развития программ креативных индустрий (DCMS), созданного в 1998 г. при Министерстве культуры, медиа и спорта Великобритании, под креативными индустриями понимаются такие отрасли экономики, которые возникают в результате появления и реализации индивидуального творческого потенциала, навыков и таланта, которые направлены на создание определенной стоимости или богатства, новых рабочих мест посредством использования интеллектуальной собственности.
Креативная модель экономической системы, как пишет словацкая исследовательница Й. Клоудова, основана на «высокой концентрации креативной рабочей силы, являющейся двигателем инноваций и разработчиком новых подходов - как в области науки и исследований, так и в области предпринимательства, искусства, культуры или дизайна» [4, с. 110]. Основу креативной экономики составляют такие отрасли, как массмедиа, производство музыкальной, видео- и программной продукции развлекательного характера, индустрия моды и дизайна, научные исследования, которые в настоящее время обеспечивают в экономически развитых странах мира значительный прирост финансовых средств и в которых занята значительная часть трудоспособного населения этих стран. При этом все экономические акторы, представляющие креативные виды индустрии, работают на рыночных принципах, не только генерируя новые идеи, но создавая на их основе новые рыночные продукты для коммерческого использования. В структурном плане креативный сектор подразделяется на коммерческую (представлена отдельными креативными отраслями, а также частными предпринимателями, действующими в данной области) и вспомогательную (относятся общественные учреждения, финансирование которых осуществляется за счет государства, как, например, различные музеи, библиотеки и государственные выставочные залы) сферы.
Вклад креативных отраслей в экономическое развитие ведущих стран мира неуклонно растет: «В настоящее время на долю креативных отраслей приходится 7 % глобального ВВП. Ежегодный рост экономики в странах OECD колеблется от 5 до 20 %. Как видно из результатов исследований, проведенных по поручению Европейской комиссии в 2006 г., вклад креативного сектора экономики в ВВП стран ЕС в 2003 г. составил 2,6 %. Для сравнения: сфера недвижимости - 2,1 %, производство продуктов питания, напитков и табачных изделий - 2,1 %, химическая и резиновая промышленность,
включая производство пластмассовых изделий, - 2,3 %» [4, с. 111]. В качестве основных аспектов креативной экономики специалисты выделяют следующие: креативный продукт (от новой идеи, произведения искусства и до технологических продуктов), креативный климат (совокупность условий внешней среды, способствующих возникновению и развитию креативных индустрий) и креативный класс, о котором надо сказать более подробно, учитывая претензии представителей данной социальной группы на привилегированные позиции в современном мире.
Согласно Р. Флориде, для рынка труда развитых стран мира характерно разделение работников на профессионалов, занимающихся творческим трудом, и тех, кто работает по заданным алгоритмам. В этой связи, как отмечает Й. Клоудова, с развитием креативного сектора формируется новый общественный класс -креативный, которым можно назвать «квалифицированную рабочую силу, основным "средством труда" которой являются творчество и креативное мышление, приносящие новые идеи, взгляды и инновационные продукты» [4, с. 111]. О наличии данного социального субъекта в структуре современного западного общества и его социальных, психологических и мировоззренческих характеристиках пишет авторитетный исследователь английский социолог Э. Гидденс: «Необходимо выделить отдельно так называемый креативный класс (creative class), включающий занятых в индустрии творчества, рекламы, продвижения, работающих в сфере IT-технологий, финансов и банкинга». Р. Флорида отмечает, что сегодня «креативный класс» - это около 20 % занятого населения. Представители «креативного класса» крайне разнородны в плане их происхождения и социальнодемографических характеристик: это могут быть люди любого возраста, этнической принадлежности и сексуальной ориентации. Отметим, что регионы, где ярко выражен «креативный класс», характеризуются правилом «3-х Т» - талант, технологии, толерантность (talent, technology and tolerance). Почти все они космополитичны. Представители такого класса крайне мобильны и склонны свободно перемещаться из региона в регион в зависимости от того, как им нравится жить и что им диктует их стиль жизни [1, с. 23]. Итак, имманентной характеристикой представителей креативного класса (дизайнеров, модельеров, программистов, актеров, музыкантов, ученых и т. п.) является системная творческая деятельность, выступающая для них эпифеноменом профессиональной деятельности и обусловливающая ее динамичность, слабую формализо-ванность и гибкость. Правомерно предположить, что профессиональная подготовка и переподготовка таких специали-
стов отличается от стандартизированного и формализованного учебного процесса на всех уровнях системы образования.
В аспекте специфики ценностных ориентаций представителей креативного класса от представителей других социальных групп отличают специфические характеристики. Во-первых, последовательный индивидуализм, выступающий в качестве аксиологического фундамента мировоззренческой позиции. Он обусловливает адог-матизм мышления, нонконформизм по отношению к групповым нормам и правилам, высокую самооценку и развитую рефлексию по поводу своих привилегированных позиций на рынке труда. Во-вторых, меритократизм, характеризующий снижение значимости материальных факторов как мотиваторов профессиональной деятельности при одновременном существенном повышении значимости как в социальной, так и профессиональной сферах, постматериаль-ных факторов. Речь идет о таких вещах, как интеллектуально насыщенная работа, автономия и ответственность, творческая стимуляция и невещественная мотивация. В-третьих, толерантность, определяющая открытость креативного класса к любым формам и видам самовыражения человека, признания значимости и ценности различий и открытость к новому опыту и знаниям. Как представляется, такого рода ценности слабо корреспондируют с традиционным аксиологическим базисом системы высшего образования и способны генерировать постоянные конфликты на предмет идентичности, картин мира и статусных параметров социального бытия индивида.
Таким образом, в идеально-типическом ракурсе представители креативного класса по своим социально-статусным, мировоззренческим и психологическим характеристикам выступают в качестве социальной силы, заинтересованной в социальных, экономических и технологических инновациях, неуклонном повышении качества жизни и приоритете индивидуальных прав и свобод. Естественно, это формирует со стороны представителей этой специфической социальной группы определенный заказ на качество и формат образования (как формального, так и неформального), а также параметры образовательных практик и их репрезентацию (информальное образование). Контексту этого заказа отвечают все формы непрерывного образования.
Одной из актуальных проблем современного социогуманитар-ного знания является проблема функциональности системы высшего образования в условиях реализации новых моделей социального развития (в данном случае модель креативной экономики - это всего лишь один из возможных трендов развития человечества, но далеко не единственный). В данном случае внимание к системе
высшего образования обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, важнейшим стратегическим ресурсом в современном мире является интеллект человека, а интеллектуальный потенциал общества напрямую обусловливает экономическое и социальное развитие страны, что иллюстрирует жесткая конкуренция ведущих стран мира за высококвалифицированных специалистов разного профиля. Во-вторых, качество высшего образования во многом определяет темпы и направленность развития любой страны, поэтому актуальной задачей является своевременный учет системой образования революционных изменений не только в области науки, техники и технологий, но и в сферах экономики и культуры с целью их трансформации в соответствующие образовательные программы и стандарты. И, в-третьих, университеты и другие высшие учебные заведения являются теми институциональными акторами, которые призваны актуализировать инновационную парадигму социального генезиса посредством «развития и интеграции всех трех элементов "треугольника знаний" (образование, исследования, инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, поддержки модернизации систем образования» [3, с. 8]. Для прояснения сущности рассматриваемого вопроса обратимся к характеристике идей таких известных западных исследователей в данной сфере, как Джастин О'Коннор и Кейт Оукли.
Профессор факультета креативных индустрий Квинслендского технологического университета Джастин О'Коннор уже более двадцати лет разрабатывает теоретические и прикладные аспекты проблематики креативных индустрий. В сфере его научных интересов такие вопросы, как современная городская культура, культурные и креативные индустрии, культурная политика и возрождение городов, теории демократизации культуры и социальные сети. Джастин О'Коннор исследует влияние креативных индустрий на различные аспекты жизни современного общества, однако в аспекте рассматриваемой темы остановимся только на такой его научной работе, как «Креативные индустрии: новое направление?» (2009) [13]. В данной работе рассматриваются трансформации креативных индустрий под воздействием глубоких изменений в политической, экономической и социальной сферах современного западного общества, которые свидетельствуют о появлении нового рынка -рынка социальных сетей («social network market») как специфической разновидности адаптивно-инновационных систем. В рамках этих социальных сетевых рынков в определенном смысле происходит деструкция традиционной оппозиции культурных и экономических ценностей посредством формирования гетерогенного комплекса инновационных адаптивных систем, которые являются
социальной средой для креативных индустрий. Креативные индустрии, рассматриваемые австралийским исследователем в качестве показателя современного экономического развития и фактора социокультурной демократизации, производят новые культурные и экономические ценности, которые широко транслируются современными средствами массовых коммуникаций. Тем самым они способствуют росту знания человека о себе и мире, которое, как и общество, способно адаптироваться и развиваться, обеспечивая прогрессивное развитие человечества.
Таким образом, в аспекте функциональных требований системы образования такого рода трансформация креативных индустрий актуализирует не только научную рефлексию данных процессов и механизмов, но и определенную ревизию мировоззренческих и эпистемологических оснований образовательного процесса, лежащих в основе идеалистического понимания духовной сферы. Новые процессы в социокультурной жизни современного западного общества, как свидетельствуют результаты исследований Джастина О'Коннора по проблематике культурных индустрий и социальных сетей, не позволяют больше говорить о культуре в прежней модальности и, соответственно, транслировать идеально-типический образ культурного наследия институтами социализации.
Профессор университета города Лидс Кейт Оукли является одним из известных специалистов по проблематике креативной экономики и плодотворно занимается изучением роли человеческого капитала в становлении культурных индустрий и в развитии местных сообществ. В сфере ее профессиональных интересов такие актуальные для общества постмодерна проблемы, как культурная политика и политика средств массовых коммуникаций, рынки труда в сфере культурных индустрий, территориальная специфика организации культурных индустрий, соотношение культуры и индустриально-технологического фактора, проблемы инноваций и художественного образования и т. д. Кейт Оукли достаточно успешно работает не только как урбанист, но и как социолог в области молодежной политики, что обусловлено значительным креативным потенциалом молодежи. Например, в совместном исследовании с другими специалистами она [9], базируясь на результатах интервью более чем с 150 молодыми англичанами от 14 до 22 лет, репрезентировала точный срез картины жизни современной молодежи по актуальным для нее вопросам (взаимоотношения общества и личности, образование и последующая работа, наркотические практики, семья и социальное окружение и т. д.). Стилевые особенности жизни молодежи в современном обществе, как известно, оказывают специфическое воздействие на базовые социальные институты (к сожалению, чаще всего негативное).
Как экономический социолог Кейт Оукли в соавторстве с Чарльзом Леадбитером, в начале 2000-х гг. провела интересное исследование по проблематике предпринимательской деятельности в области экономики знаний в Великобритании [10]. Данное исследование, базирующееся на результатах трехлетнего интервьюирования более чем 30 различных британских предпринимателей, было нацелено на определение новых направлений и форм предпринимательской деятельности в современной экономике в целях выработки более эффективных направлений экономической политики. Парадоксальным результатом данного исследования стало установление возрастающей роли коллективного фактора в противовес индивидуалистскому, акцентирование структурированности предпринимательской деятельности и значение в ней роли команды единомышленников, что противоречит традиционному западному пониманию природы предпринимательства. Поэтому политика в области поддержки предпринимательства как на региональном, так и на национальном уровнях должна быть сосредоточена на создании благоприятных условий для его развития как особого типа деятельности. В контексте становления креативной экономики, как утверждает Кейт Оукли, предпринимательство как командная деятельность, которая мобилизуют финансовые и человеческие ресурсы для реализации идеи, может быть успешным только через соединение навыков разных работников и ноу-хау для превращения идей в новые бизнесы, продукт или сервисные услуги.
Кейт Оукли является одним из авторов таких этапных для теории креативной экономики исследований, как «Креативный Лондон» (2004) и «Креативная экономика Лондона: случайный успех?» (2007), которые посвящены различным аспектам становления данной сферы экономической жизни английской столицы: теоретикометодологическим основаниям культурной политики, компетенциям специалистов культурных индустрий, рынкам труда в секторе фестивалей искусства и событий и др. Сопряжение научных и прикладных разработок позволило превратить Ист-Энд, один из беднейших районов Лондона, в современный центр моды, что позволило не только изменить имидж этой части английской столицы, но и привлечь сюда дополнительные людские ресурсы (в качестве потребителей культурных продуктов, туристов, жителей и пр.) и достаточно существенно оздоровить экономическую ситуацию данного района.
В 2008 г. Кейт Оукли в соавторстве с Дунканом О’Лери провела исследование «Парадокс квалифицированности» [12], актуальность которого была обусловлена конъюнктурой английского рынка труда, сложившейся в 2008 г. Для нее был характерен высокий спрос на специалистов с высокой квалификацией и уникальными компетенциями, но при переизбытке работников со стандартным образованием и ординарными навыками. Это обусловлено инерцией
53
повседневности, когда индивиды в силу большой ежедневной занятости и необходимости в течение дня заниматься деятельностью, не требующей высокой квалификации, существенно ограничены в возможности совершенствования своих трудовых знаний и умений. Разрыв между требованиями рынка и реальным положением дел в системе непрерывного образования Великобритании, с точки зрения Кейт Оукли и Дункана О’Лери, обусловливает непродуктивное использование человеческого капитала в национальной экономике, что чревато отставанием в технологическом и экономическом развитии страны. Данная ситуация актуализирует разработку подходов, позволяющих обеспечить профессиональное развитие социально активных индивидов с низкой квалификацией и преодолеть зафиксированный негативный тренд по следующим направлениям: развитие рынка труда, изменение системы образования и повседневной жизни людей.
В аспекте функциональной нагрузки системы высшего образования в современном обществе, если проанализировать результаты исследовательских проектов Кейт Оукли, существует, во-первых, проблема профессиональной подготовки работников для сферы креативных индустрий, инструментально ориентированных на деятельность по увеличению прибавочной стоимости любого продукта или услуги (дизайн, медиа-сопровождение проектов, рекламные акции и пр.), требующая решения в плоскости формирования новых компетенций для творческих работников. И, во-вторых, проблема актуализации творчества как способа самопознания и самореализации индивида, решение которой требует, с одной стороны, преодоления определенного формализма системы образования, стандартизирующего познавательную деятельность индивида, и с другой - деструкции системы тотальной коммерциализации творческих и инновационных разработок современной экономикой, объективно трансформирующих интеллектуальную и творческую активность индивида в алгоритмизированную деятельность по конвейерному производству коммерчески успешных новшеств.
Таким образом, становление и развитие креативной экономики порождает целый комплекс разнородных социальных процессов и тенденций, которые как актуализируют генерирование инноваций в различных областях жизни современного общества, так и ставят его перед актуальными вызовами и угрозами, что является научной и прикладной проблемой для образования. Неслучайно различные аспекты экономической составляющей реализации модели обучающегося общества в условиях трансформационных процессов стали объектом пристального исследовательского анализа российских исследователей [2; 7]. Следует согласиться с точкой зрения, озвученной в докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005): «Сегодня следует рассматривать образование для всех на протяжении всей
54
жизни как одно из условий развития, понимаемого и как способность к адаптации и к автономии, и как средство для обеспечения обмена знаниями и их распространения во всемирном масштабе» [5]. В аспекте концептуального и институционального развития системы непрерывного образования фактор креативной экономики актуализирует ценность знания и личного опыта, постоянное приобретение новых знаний и компетенций, постоянную рефлексию как по поводу собственной траектории личностного развития, так и аксиологических и когнитивных параметров ее оценки на всех уровнях и этапах образования.
Список литературы
1. Гидденс Э. Новые социальные классы постиндустриального общества // Социология. - 2010. - № 2. - С. 19-24.
2. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - 232 с.
3. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: моногр.:- Вел. Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. - 280 с.
4. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журн. новой эконом. ассоциации. - 2010. - № 5. - С. 109-125.
5. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - URL:
http://www.unesco.kz/publications/ci/2005/05-World_Report_on_knowledge_societies_ RUs.pdf (дата обращения: 24.07.2013).
6. Лобанов Н. А. Исторические ступени развития непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 10-й юбилейной междунар. конф. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования: в 2 ч. -Вып. 10. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. - Ч. I. - С. 57-61.
7. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008. - 400 с.
8. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.: Классика-XXI, 2007. - 432 с.
9. Bentley T., Oakley K. with Gibson, S. and Kilgour, G. The Real Deal: What Young People Really Think about Government, Politics and Social Exclusion. - London: Demos, 1999.
10. Leadbeater С., Oakley K. Surfing the Long Wave: Knowledge Entrepreneurship in Britain. - London: Demos, 2001. - URL:
http://www.demos.co.uk/files/Surfingthelongwave.pdf71240939425 (дата обращения: 18.06.2012).
11. Learning to be. The world of education today and tomorrow [Текст]. - URL: http://ifcg.co.in/pdf/Commisions/Unesco_Edgar_Faure.pdf (дата обращения: 14.06.2013).
12. O'Leary D., Oakley K. Skills paradox: Confronting Inequality in Adult Learning. - London: Demos, 2008.
13. O'Connor J. Creative Industries: a New Direction? - 2009. - URL: http://www.culturalentrepreneur.se/dokument/cciextended.pdf. (дата обращения: 11.06.2012).