НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Т. В. Лисовская
Современная парадигма образования и сопровождения детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, ориентированная на инклюзию, ставит принципиально новые задачи перед специалистами, работающими со взрослыми людьми с инвалидностью, что требует реорганизации системы педагогического сопровождения на современном этапе.
The modern paradigm of education and support for children with special needs in the Republic of Belarus focused on the inclusion raises fundamentally new challenges for the professionals working with adults with disabilities that require reorganization of pedagogical support system at the present stage.
Ключевые слова: лица с выраженными психофизическими нарушениями, реабилитационные учреждения, стандарты непрерывного образования.
Key words: people with severe mental and physical disorders, rehabilitation facilities, continuous education standards.
В специальной педагогике советского времени использовался термин «необучаемые дети», тем самым признавалось наличие детей, не имеющих потребности в обучении. Право на образование детей с выраженными психофизическими нарушениями связано с их правом на жизнь, что исключает нижнюю границу необходимых для образования способностей. Образовательная работа ориентируется не на имеющиеся у ребёнка нарушения, а на его способность к развитию. Последние годы мы стали свидетелями возрастающего международного интереса к прогрессивному белорусскому опыту оказания коррекционно-педагогической помощи детям с выраженными психофизическими нарушениями. На всей территории республики Беларусь, начиная с 1999 г., открываются новые учреждения образования - центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) [5]. В 2004 г. событием большой важности стало принятие Закона Республики Беларусь о специальном образовании, который закрепляет механизм реализации конституционного права на образование всем лицам, независимо от степени и тяжести нарушений (с 2011 г. - Кодекс Республики Беларусь об образовании [2]). Сегодня в республике 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, практически в каждом административнонаселенном пункте страны, в которых дети с выраженными нарушениями психофизического развития получают психологическую, медицинскую, социальную и коррекционно-педагогическую помощь. В ЦКРОиР дети обучаются только до 18 лет.
Однако жизнь со всей остротой ставит новые проблемы. Одна из них, на наш взгляд, - это отсутствие системы реабилитационных учреждений для подростков и взрослых с выраженными психофизическими нарушениями, которые они смогли бы посещать по достижении совершеннолетия, позволяющих реализовать идею непрерывного образования и включать подростков в посильную бытовую занятость, а некоторых из них и в трудовую деятельность.
34
Миссия учреждений образований на этапе взрослости лиц с выраженными психофизическими нарушениями формально считается завершенной. По результатам анкетирования родителей выпускников ЦКРОиР более 90 % подросших детей (старше 18 лет) после окончания обучения находятся в своих квартирах и ничем не занимаются, ничего не посещают. Сегодня это вызывает тревогу как у специалистов учреждений образования республики, так и у родителей, для которых вопрос о будущем своего подросшего ребенка представляется наиболее болезненным, а перспектива закрытого психоневрологического интерната не является привлекательной. Для такого человека год без образования равносилен потерям многолетнего обучения в ЦКРОиР.
Вторая проблема - это диагнозовый (медицинский) подход к определению недееспособности того или иного человека с инвалидностью. Часть выпускников, освоивших образовательные программы специального образования (особенно это касается лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, в основном с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата и др.), по медицинским противопоказаниям не имеют возможности получить профессию. Таким образом, они лишаются шанса трудоустроиться, дополнительного материального обеспечения, интеграции в общество, а значит, становятся социальными изгоями.
Одним из шагов на пути отказа от диагнозового подхода можно предложить шаг, уже сделанный в системе образования таких детей до 18 лет. Поэтому, на наш взгляд, было бы правильным определение степени самостоятельности (несамостоятельности) взрослого человека, в зависимости от его функциональных возможностей и способностей, а не выставлять недееспособность раз и навсегда только лишь потому, что сделать это гораздо проще. Мы попытались дать несколько иное определение данной категории лиц, исходя не из количества и характера их нарушений, т. е. имеющихся недостатков, а из способа их функционирования и степени самостоятельности. Лица с выраженными психофизическими нарушениями - это категория лиц, большинству их которых характерен совместный со специалистом способ действий либо действия по подражанию. Степень самостоятельности в различных сферах деятельности варьируется от 100 до 75 % поддерживающей и сопровождающей помощи со стороны специалиста и напрямую зависит от понимания различными специалистами его жизненных потребностей и умения профессионалов сформировать жизненные компетенции.
Следующая проблема - это отсутствие стандартов непрерывного образования и сопровождения по примеру стандартов, существующих в системе образования и разработанных для всех ступеней образования. Разработка таких стандартов может стать пусковым механизмом по качественной реализации Закона о социальном обслуживании (2013), но акцент в нем сделан не на непрерывное образование и сопровождение людей с особенностями психофизического развития, а на присмотр и уход за ними. Ведущим типом учреждения, предлагающим сопровождение, по-прежнему, остается психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов - стационарное учреждение, основной задачей которого является организация ухода, бытового обслуживания и медицинской помощи гражданам, которые признаны недееспособными [4]. Однако ставя задачи инклюзии, а не просто помещение
35
взрослого человека с тяжелыми нарушениями развития в интернатное учреждения, перед нами появляются новые образовательные задачи, в частности задачи профессионального обучения, подготовки взрослого человека к независимому сопровождаемому проживанию.
Следующая, наиболее острая, на наш взгляд, проблема - это отсутствие подготовленных кадров, готовых и способных к образованию взрослых людей с выраженными психофизическими нарушениями. Выпускники ЦКРО-иР, о которых речь шла выше, не всегда и не все имеют возможность поступить в отделения дневного пребывания территориальных центров. Это связано, в том числе, и с отсутствием в отделениях дневного пребывания квалифицированных кадров, которые знают, как работать с людьми с выраженными психофизическими нарушениями. Данные нарушения предлагают хорошую подготовку социальных работников в области специальной психологии и коррекционной педагогики и, самое главное - психологическую готовность работать с людьми с выраженными психофизическими нарушениями.
Мы подняли лишь незначительное количество вопросов, касающихся непрерывного образования лиц с выраженными психофизическими нарушениями, и показали возможные пути их решения. Однако эти проблемы в основном касаются категории лиц, проживающих в семьях. Существуют еще много проблем в отношении как детей, так и взрослых с выраженными психофизическими нарушениями, проживающих в домах-интернатах [1].
Список литературы
1. Биктагирова Г.Ф., Лисовская Т.В. Характеристика социально-педагогического содержания обучения детей-инвалидов в домах-интернатах / Г.Ф. Биктагирова, Т.В. Лисовская. -Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3 (41). - С.216 - 222.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г. № 242. - Минск: Амалфея, 2011. - 496 с.
3. Лисовская, Т.В. Научно-методические подходы к образовательной деятельности в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Т.В. Лисовская // Дэфекталоля. - 2007. - № 4. - С. 12-17.
4. Положение о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, 10 янв. 2013 г., №5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.expert.by/EC/monitorings/193778.txt -Дата доступа: 29.01.2013.
5. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 16 авг. 2011 г., №233 [Электронный ресурс]. - URL:http://uomoik.gov.by/page/spezialnoe-obrazovanie.aspx. - Дата доступа: 29.01.2013.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Программы
развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания», 28 сент. 2007 г., № 1229 [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.levonevski.net/pravo/razdel5/num2/5d25886.html - Дата 29.01.2013.
36