УДК 378.016 Ж.Г. СИЛАЕВА
кандидат биологических наук, доцент, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет Е-та il: [email protected] A.K КОВЕШНИКОВ
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет Е-та П:А1. koveshnikov@ma il. г и E.H. ДЕМЬЯНКОВ
кандидат педагогических наук, профессор, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Е-та И: kaf_ [email protected]
UDC 378.016 Z.G. SILAEVA
Candidate of Biology, Associate Professor, Department of landscape architecture, Orel State Agrarian University E-mail: [email protected] A.I. KO VESHNIKO V Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the department of landscape architecture, Orel State Agrarian University E-mail: [email protected] E.N. DEMYANKOV
Candidate of Pedagogics, Professor, Department of botany, plant physiology and biochemistry, Orel State University
named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected]
НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА»
CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION OF THE STUDENTS WHO ARE TRAINED IN THE LANDSCAPE ARCHITECTURE DIRECTION
В статье рассмотрены пути формирования непрерывного экологического образования студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура». Показан экологический потенциал таких дисциплин, как декоративная дендрология, основы лесоведения, рациональное использование ландшафтов и др. Отмечена особая роль в формировании экологических знаний учебных практик, индивидуальных заданий, самостоятельной работы по естественно-биологическим дисциплинам.
Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, ландшафтная архитектура, окружающая среда, рациональное природопользование.
In the article the way of formation of continuous environmental education students enrolled in «Landscape Architecture» is regarded. Ecological potential of these disciplines as a decorative dendrology, forest science foundations and rational use of landscape and others is shown. A special role in the formation of environmental awareness training practices, individual assignments, independent work on the natural and biological sciences was noted.
Keywords: continuous environmental education, landscape architecture, environment, environmental management.
Одной из ведущих проблем развития современного общества и образования является защита окружающей среды и здоровья человека. В условиях ускоренной урбанизации человечество оказывает глубокое воздействие на окружающую среду, загрязняя ее, нарушая динамическое равновесие различных экосистем и их целостность.
В этой связи важным компонентом не только дошкольного, школьного, но высшего образования становится экологический. Введение экологии в систему высшего образования, а также экологическое воспитание студентов является актуальным [1].
Залогом успешности и эффективности экологического образования является системный подход и его непрерывный характер. Целью построения системы непрерывного экологического образования является формирование особого экологического мировоззрения на
основе единства научных и практических знаний, положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
Особое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию студентов инженерно-технических направлений, выпускники которых смогут использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности [2]. Примером такой профессии является «Ландшафтная архитектура». Ландшафтный архитектор создает и благоустраивает ландшафты, где люди могут комфортно жить, работать и отдыхать. В этой связи он неразрывно связан с природной и антропогенной системами на больших площадях, таких как. например, национальные парки. Эта работа часто связана с экологической реабилитацией и рекультивацией зе-
© Ж.Г. Силаева, А.И. Ковешников, E.H. Демьянков © Z.G. Silaeva, A.I. Koveshnikov, E.N. Demyankov
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
мель и вод. которые были повреждены или загрязнены.
Согласно стандарту третьего поколения ФГОС ВО 3+ выпускник, освоивший программу бакалавриата и магистратуры по направлению «Ландшафтная архитектура», должен быть готов решать следующие профессиональные задачи, касаемые некоторых глобальных экологических вопросов [3,4]:
- участие в разработке и реализации мероприятий по рациональному использованию природных ландшафтов и повышения качества и безопасности среды обитания человека; участие в работах по сохранению зеленых насаждений высокой природоохранной ценности, по обеспечению их различных полезных функций в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду;
- урбомониторинг и инвентаризация на объектах ландшафтной архитектуры, по составлению кадастра зеленых насаждений;
- сохранение и увеличение биологического разнообразия на объектах ландшафтной архитектуры, повышение их экологического потенциала.
Именно от экологической грамотности и компетентности будущих ландшафтных архитекторов зависит состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
На кафедре ландшафтной архитектуры Орловского ГАУ много лет готовят специалистов в области ландшафтной архитектуры. Для обеспечения непрерывного экологического воспитания и образования студентам каждого курса предлагается ряд предметов, целью которых является экологическое образование.
Непрерывность экологического образования решается за счет специальных экологических дисциплин, например: экология, урбоэкология и мониторинг, а также за счет экологизации содержания таких предметов, как декоративная дендрология, основы лесоведения, основы лесопаркового хозяйства, декоративное растениеводство, ландшафтоведение |2|. В каждой из этих дисциплин введен или усилен экологический компонент.
Программы этих дисциплин написаны на стыке целого ряда традиционных биологических дисциплин, что дает возможность студентам неоднократно применять знания, полученные при изучении общепрофессиональных предметов, для решения реальных экологических задач. Дисциплины дают представление о законах функционирования биосферы, формируют эксцентрическое мировоззрение и систему ценностей в отношении человека к природе, то есть осуществляют системный со-циобиологический подход.
Особое внимание следует уделять учебным практикам, которые являются одной из важнейших форм обучения в вузе. Студент не только закрепляет теоретические знания, но и имеет возможность теорию соединить с практикой, приобрести навыки самостоятельной работы, ставить и решать вопросы при помощи соответствующих наблюдений и экспериментов.
На учебных практиках по дендрологии, древо-водству продолжается формирование экологических
знаний, потому как имеется возможность наблюдать природные объекты, процессы и явления в динамике и получать более полное представление об их взаимосвязях. Программой практик по соответствующим дисциплинам предусмотрено рассмотрение экологических подходов и методов изучения процессов цветения, размножения, влияния внешней среды на строение и жизнь растений, их сезонные изменения, кроме того, студенты сами осуществляют мониторинг состояния городской среды с помощью методов фитоиндикации.
Помимо этого, у выпускников бакалавриата, пожелавших продолжить свое обучение в магистратуре по направлению «Ландшафтная архитектура», продолжается расширение и систематизация экологических знаний в области экологии за счет изучения следующих дисциплин: экологическое проектирование в урбанизированной среде, урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды, устойчивое управление объектами ландшафтной архитектуры, прогнозирование устойчивости проектируемого пространства, рациональное использование ландшафтов. В рамках этих предметов студенты знакомятся со стандартами и регламентами качества среды, изучают экологическое законодательство РФ, приобщаются к научно-исследовательской деятельности в области экологии и рационального природопользования.
Помимо традиционных форм обучения - лекций, практических и лабораторных работ - для активизации работы студентов проводятся научно-практические семинары и круглые столы «Мониторинг популяций древесных растений в урбосреде», «Актуальные вопросы охраны ландшафтов», «Методы оценки состояние окружающей среды г. Орла» и др. Студенты изучают принципы работы с экологической информацией, деятельность региональных природоохранных органов. Такое обучение способствует закреплению и углублению теоретических основ, обобщению и прочному усвоению учебного материала, вырабатывает у студентов экологический стиль мышления и ориентирует их на экологически грамотную профессиональную деятельность в будущем.
Необходимо упомянуть и о подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров. Тематика работ достаточно разнообразна и может касаться следующих вопросов: озеленения и благоустройства объектов ландшафтной архитектуры, декоративного растениеводства так и вопросов рационального использования ландшафтов и их мониторинга. Однако все эти работы, вне зависимости от тематики, включают раздел, посвященный экологическим аспектам той или иной области.
Внедрение углубленного непрерывного экологического образования способствует формированию системы научных знаний о природе и природопользовании, экологической культуры, активной жизненной позиции по отношению к экологическим проблемам современности. развитию профессиональных навыков будущих специалистов в области ландшафтной архитектуры, а также формирует практические навыки, которые в дальнейшем помогут при решении проблем обеспечения безопасного и устойчивого взаимодействия человека с природой.
Библиографический список
1. Демьянков E.H. К вопросу об экологизации и интеграции естественнонаучного образования в высшей школе. // Сборник естественнонаучное образование: методология, теория и методика. Часть 1. Санкт-Петербург: Изд-во «ТЕССА», 2005. С.56-59.
2. Ковешников A.II., Силаева Ж.Г., Горелова С.А. Экологическое образование и воспитание студентов, в процессе изучения некоторых естественно-биологических дисциплин по направлению «Ландшафтная архитектура» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». 2015. №1 (64). С.311-312.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата). Приказ министерства образования и науки РФ от П марта 2015 г. № 194.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (уровень магистратуры). Приказ министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. №318.
References
1. Demyankov E.N. On the issue of greening and integration of science education in high school. // Collection of science education: methodology, theory and methods. Part 1: St. Petersburg: Publishing House "Tessa", 2005. Pp.56-59.
2. Koveshnikov A.I., Silaeva Z.G., Gorelova S..4. Environmental education and training of students in the study of some natural biological disciplines in the direction "Landscape architecture" // Scientific notes of Orel State University. Series: "Humanities and social sciences". 2015. №1(64). Pp. 311-312.
3. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 35.03.10 Landscape architecture (undergraduate level). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 11, 2015 № 194.
4. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 35.04.09 Landscape Architecture (Master's level). Order of the Ministry of Education and Science on March 30,2015 №318,