№ 1 - 2006 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 373:37.034
НЕПРЕРЫВНОЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ШКОЛЫ "ДОМ ДЕТСТВА" N 95
М. В. Цыганская, Н. А. Суслова
Детский дом-школа "Дом детства" N 95 (г. Новокузнецк)
Рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков в детском Доме-школе. Поскольку живущие там дети с ранних лет видели падение нравственности, возникает необходимость такой системы образования, которая позволила бы в полной мере передать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, опыт духовной жизни, национальные ценности. Для сегодняшнего общества характерен не столько кризис экономический и политический, сколько кризис личности. Курс эстетического воспитания в детском доме-школе реализуется как факультативный предмет.
Ключевые слова: духовно-нравственное и православно-ориентированное воспитание, культурные традиции
Детский дом-школа "Дом детства N95" - это уникальное образовательное учреждение, где воспитываются и обучаются от рождения и до 18 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дом детства соединил в себе такие структуры, как Дом ребенка, детский дом для детей дошкольного возраста, детский дом для детей школьного возраста, среднюю (полную) школу, Дом студентов и две оздоровительные загородные базы отдыха.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков Дома детства является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.
Следовательно, возникает необходимость такой системы образования, которая позволила бы в полной мере передать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, опыт духовной жизни, национальные ценности. Становится неминуемым обращение школы к национальной духовной традиции, позволяющей сочетать культуросообразный и научный подходы, создающей условия для освоения национальных духовно-нравственных идеалов.
Таким образом, задача внедрения в условиях Дома детства непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания выступает как стабилизирующий фактор, который противодействует процессам размывания культуры и обеспечивает национальную идентификацию, закладывающую основы личности. Именно поэтому на базе Дома детства совместно с Центром духовно-нравственного воспитания и образования Института повышения квалификации г.
Новокузнецка была создана инновационная площадка, что позволяет, с нашей точки зрения, наиболее адекватно реализовать основные задачи развития российского образования и заложить прочный фундамент для строительства подлинно национальной школы.
Работа по проекту "Разработка и внедрение системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях детского дома-школы" началась в этом учебном году.
Гипотеза исследования
Если воспитательная и учебная деятельность детского дома-школы "Дом детства # 95" будет основана на системе непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования, то это может стать фактором, способствующим формированию нравственных ценностей и чувства национальной самоидентификации воспитанников.
Задачи инновационной деятельности:выявить теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственного воспитания личности ребенка; разработать программу мониторинга процесса формирования эмоционально-ценностной сферы личности воспитанников.
Дошкольное отделение:
• приобщить детей к национальным культурным ценностям;
• формировать основы миропонимания на сказочно-мифологическом уровне.
Школьное отделение:
• содействовать формированию у школьников мировоззрения, основанного на традиционной системе ценностей;
• развивать активное культурное сознание и нравственное поведение детей;
• содействовать формированию целостной картины мира;
• воспитывать гражданственность, патриотизм, культуру межнационального общения, любовь к Родине, семье и согражданам;
• содействовать формированию нравственной, эстетической, правовой культуры учащихся;
• воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны и государства;
• формировать чувства ответственности перед Родиной и готовности к ее защите.
Этапы инновационной деятельности
I. Констатирующий (организационный и проектировочный), 2005-2007 год Содержание деятельности этапа:
• создание оптимальных условий для инновационной деятельности в Доме детства;
• подготовка педагогического коллектива к работе в инновационном режиме;
• анкетирование сотрудников Дома детства с целью выяснения их отношения к духовно-нравственному воспитанию и образованию;
• определение исходных данных для дальнейшего исследования, формулировка проблем;
• практико-ориентированный анализ ситуации в учебно-воспитательном процессе дошкольного и школьного отделений Дома детства, выявление возможных противоречий;
• разработка программы обучающего семинара для участников инновационной деятельности;
• подготовка программно-методического обеспечения инновационной деятельности.
Предполагаемые результаты:
• анализ анкетирования сотрудников Дома детства;
• готовность участников эксперимента к работе в инновационном режиме;
• проведение обучающего семинара по программе О. А. Кулолаевой "Золотые зернышки" для воспитателей дошкольного отделения;
• включение в календарно-тематическое планирование педагогов Дома детства аспектов духовно-нравственного воспитания.
II. Внедренческий этап, 2007-2010 год
Содержание деятельности этапа:
• воспитание и обучение на основе внедрения программы духовно-нравственного воспитания с целью проверки гипотезы;
• определение эффективности программы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы "Дом детства N 95";
• сравнение полученных результатов с первоначальными планами эксперимента.
Предполагаемые результаты:
• апробация различных форм занятий;
• представление материалов по теме эксперимента на семинаре для педагогов и воспитателей Дома детства;
• оформление научного отчета о ходе эксперимента;
• проведение мониторинга учащихся и анализ пакета диагностических документов;
• анализ программы воспитательной работы Дома детства по внедрению непрерывного духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве учреждения.
III. Сравнительный (обобщающий) этап, 2010-2011 год
Содержание деятельности этапа:
• анализ мониторинга экспериментальной деятельности;
• формулировка вывода о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений гипотезы.
Предполагаемые результаты: описание результатов экспериментальной
деятельности и определение дальнейшего пути развития эксперимента.
Разработка и внедрение комплексной целевой программы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования на основе национальных культурных традиций в условиях детского дома-школы "Дом детства N 95" позволит нам развивать эмоционально-ценностную сферу личности воспитанников, формировать их национальную самоидентификацию и оптимизацию учебно-воспитательного пространства.
Мы считаем, что задача эстетического образования в условиях Дома детства является чрезвычайно значимой для успешного решения проблемы становления эмоционально-ценностной сферы личности ребенка и его успешной социализации. Курс эстетического воспитания в детском доме-школе реализуется как факультативный предмет. Каждый класс делится на несколько групп, каждая группа посещает занятия в определенное время. Это позволяет преподавателю уделить внимание каждому ребенку.
Необходима большая и многолетняя работа по эстетическому просвещению детей, которая призвана компенсировать "пустоты", возникшие во внутренней культуре и нравственном самосознании воспитанников Дома детства N 95. Эта работа должна проводиться в логике непрерывного образования, в которую включаются разнообразные образовательные учреждения, начиная с дошкольного, начального, среднего звена и заканчивая старшим звеном общеобразовательной школы.
Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества - все это свидетельствует об актуальности введения курса эстетического воспитания.
Предоставление учащимся 2-8 классов возможности изучать данный курс выявило потребность в разработке учебной программы по эстетическому образованию.
Выбранное нами направление духовно-нравственного воспитания позволит решить задачи, которые необходимы для достижения целей эстетического образования:
• приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
• формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
• формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
• сохранение духовно-нравственных традиций семьи и общества;
• укрепление физического, духовно-нравственного здоровья российского общества.
При подборе содержания курса эстетики мы учитывали школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, литературы, русского языка, искусства). Последовательность изложения программы определяется в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного). В программе разработаны недельные сквозные содержательные линии со 2 по 8 классы. Каждая линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом.
В дошкольном возрасте осуществляется приобщение детей к разнообразным традиционным праздникам. На занятия к детям со своими беседами приходит служитель церкви. В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, начальных сведениях о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы. В 5-6 классах -целенаправленное изучение Ветхозаветной и Новозаветной истории в контексте культуры и традиций народа. В 7-8 классах - систематизация и обобщение полученных знаний, их углубление и расширение при раскрытии проблемных тем исторического и нравственного содержания.
Мы считаем, что такой подход позволит подготовить воспитанников Детского дома к решению проблем мировоззренческого уровня, к проведению сравнительного анализа культур разных эпох, народов и религий на старшей ступени обучения, к позитивной ориентации в различных системах социума.
О каких-либо результатах инновационной деятельности говорить еще рано, но мы предполагаем, что внедрение в воспитательную и учебную работу детского дома-школы системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования может стать фактором, способствующим формированию нравственных ценностей и чувства национальной самоидентификации воспитанников.
В заключение хотелось бы отметить, что придание духовного характера инновационным процессам в образование является первоочередной задачей, ибо для сегодняшнего общества характерен не столько кризис экономический и политический, сколько кризис личности, преодолеть который можно, лишь встав на тернистый путь восхождения к нашей духовной культурной традиции.