Научная статья на тему 'Непрерывное библиотечно-информационное образование: научно-методическая конференция: 11-я конференция памяти В. А. Минкиной, Санкт-Петербург, СПбГИК, 19-20 марта 2015 года'

Непрерывное библиотечно-информационное образование: научно-методическая конференция: 11-я конференция памяти В. А. Минкиной, Санкт-Петербург, СПбГИК, 19-20 марта 2015 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ / CONFERENCE / CONTINUING LIS EDUCATION / CONTENT OF LIS EDUCATION / ORGANIZATION OF LIS EDUCATION / STANDARDS OF LIS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарчук Татьяна Викторовна

Проанализированы научные мероприятия и доклады ежегодно проводимой научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарчук Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing LIS education: scientific and methodological conference: 11 th conference in memory of Valentina A. Minkina, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Culture, March 19-20, 2015

Reviewed scientific activities and reports of the annual sscientific-methodical conference «Continuing LIS education».

Текст научной работы на тему «Непрерывное библиотечно-информационное образование: научно-методическая конференция: 11-я конференция памяти В. А. Минкиной, Санкт-Петербург, СПбГИК, 19-20 марта 2015 года»

Научная жизнь института • Scientific life of University

УДК 021:378

Т. В. Захарчук

Непрерывное библиотечно-информационное образование: научно-методическая конференция:

11-я конференция памяти В. А. Минкиной, Санкт-Петербург, СПбГИК, 19-20 марта 2015 г.

Проанализированы научные мероприятия и доклады ежегодно проводимой научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование».

Ключевые слова: конференция, непрерывное библиотечно-информационное образование, содержание библиотечно-информационного образования, организация библиотечно-информационного образования, стандарты образования в библиотечно-информационной сфере

Tatiana V. Zakharchuk

Continuing LIS education: scientific and methodological conference:

11th conference in memory of Valentina A. Minkina, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Culture, March 19-20, 2015

Reviewed scientific activities and reports of the annual sscientific-methodical conference «Continuing LIS education».

Keywords: conference, continuing LIS education, content of LIS education, organization of LIS education, standards of LIS education

19-20 марта 2015 г. в СПбГИК прошла научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование», которая проводится в вузе уже 11-й раз с 2004 г. Эти конференции посвящаются памяти профессора Валентины Альфредовны Минкиной, долгие годы заведовавшей кафедрой научно-технической информации (ныне - информационного менеджмента).

Особенностью последней конференции стал широкий состав ее участников. Очное участие в конференции приняли преподаватели вузов культуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Казани, Владимира, Белгорода, а также специалисты в области библиотечно-информационного образования из Франции, Словении, Белоруссии.

Значительное количество преподавателей из разных регионов России и зарубежных стран избрали заочную форму участия со стендовыми докладами.

Первый день конференции был посвящен точкам соприкосновения трех ступеней библиотечного образования: среднее образование, высшее образование, постобразование. Каждой из этих ступеней был посвящен отдельный доклад (Е. В. Панкова, В. К. Клюев, И. С. Пилко). Авторы докладов рассматривали не только особенности той или иной ступени образования, но и пытались найти логику построения библиотечно-информационного

образования от колледжа до аспирантуры и дальнейшего повышения квалификации. Особое внимание привлек доклад В. К. Клюева, охарактеризовавшего ситуацию, сложившуюся в настоящее время с ФГОС в области библиотечно-информационной деятельности.

Живой интерес у аудитории вызвали доклады зарубежных коллег. В докладах были освещены основные направления и особенности организации библиотечно-информационного образования. Так, в докладе профессора Люблянского университета Южнича Приможа (Словения) значительное внимание было уделено введению в библиотечно-информационное образование курсов, связанных с библиометрией. По его мнению, в этом случае библиотекари, как эксперты в области информации, получили новую область деятельности. Этот тезис нашел отражение и в учебной программе кафедры библиотечноинформационной науки и исследований книги Факультета искусств Университета Любляны.

Французский исследователь и преподаватель Омар Ларук (университет г. Лион, Франция) посвятил свой доклад обучению студентов новым подходам к поиску информации, привел результаты исследования поиска информации на разных языках.

Декан факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств Н. А. Яцевич основное внимание в

175

Научная жизнь института

своем выступлении уделил организации библиотечно-информационного образования в Республике.

Каждый доклад сопровождался оживленной дискуссией, которая свидетельствовала о несомненном интересе аудитории к проблемам организации и содержания библиотечноинформационного образования.

Второй день конференции можно назвать более «практическим». В его программе были круглые столы, деловая игра, свободные дискуссии. В частности, в работе круглого стола «Образовательные стандарты: параллельное или последовательное обучение» приняли участие не только преподаватели, но и практики: профессор МГИК В. К. Клюев, проректор по научной работе КемГУКИ И. С. Пилко, профессор КазГУКИ О. А. Калегина, профессор, зав. отделом ВИНИТИ Р. С. Гиляревский, профессор СПбГИК А. В. Соколов, зам. директора РГБМ М. П. Захаренко, директор Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих О. Ю. Устинова, зам. директора Владимирского областного колледжа культуры М. И. Рассадина, главный библиограф ЦГПБ им. В. В. Маяковского Е. В. Аврамова.

Заглавный доклад, посвященный сравнению содержания четырех ступеней библиотечно-информационного образования (среднее специальное, бакалавриат, магистратура, аспирантура), сделал А. В. Соколов, который подробно охарактеризовал недостатки в существующей системе образования и показал возможные пути его дальнейшего развития. Некоторые тезисы доклада вызвали оживленную дискуссию, в которой каждый участник представлял свой взгляд на проблемы содержания и организации библиотечно-информационного образования.

Отдельным мероприятием второго дня конференции стало мероприятие, нехарактерное для научно-практических конференций - деловая игра «Электронные учебники для подготовки специалистов библиотечноинформационной сферы: за и против». Модератор игры - директор издательства «Профессия» - предложил аудитории на примере созданной в издательстве мобильной версии учебника по курсу «Документоведения» высказаться о возможностях внедрения такого рода технологий в современный образовательный процесс.

Завершилась конференция круглым столом «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Инновационная деятельность в сфере библиотечно-инфор-

мационного образования». Модератор мероприятия - проректор КемГУКИ И. С. Пилко -подробно охарактеризовала возможности использования информационных технологий в дополнительном образовании. Различные аспекты внедрения инноваций в образовательный процесс были представлены в выступлениях преподавателей из разных городов России.

В целом тема конференции вызвала значительный интерес в профессиональном сообществе. Сообщения сопровождались обсуждениями и вопросами, что позволило получить более полное представление о состоянии современного библиотечно-информационного образования и наметить возможные пути его дальнейшего развития. Главным итогом конференции стало понимание того, что без консолидации профессионального сообщества, включающего как преподавателей, так и специалистов библиотечно-информационной сферы невозможно эффективное развитие библиотечно-информационного образования.

Статьи, написанные по материалам конференции, опубликованы в 205-м томе журнала «Труды СПбГИК» за 2015 г.1

Материалы предыдущих конференций опубликованы в трех выпусках «Трудов» института, выходивших до 2015 г. под названием «Труды СПбГУКИ»2.

Примечания

1 Труды СПбГУКИ. 2015. Т. 205: Непрерывное библиотечно-информационное образование: науч.-метод. конф.: 11-я конф. памяти В. А. Минкиной, 19-20 марта 2015 г., Санкт-Петербург / под общ. ред. В. В. Брежневой. Т. В. Захарчук; ред.-сост. В. В. Брежнева, А. А. Грузова, Т. В. Захарчук. 216 с.

2 Труды СПбГУКИ. 2005. Т. 165: Информационные технологии в гуманитарном образовании / науч. ред. и сост. И. М. Болотников, В. В. Головин. 236 с. Содержит статьи участников конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании (2005); Труды СПбГУКИ. 2006. Т. 173: Информационные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании / науч. ред. и сост. Г. Ф. Гордука-лова, Т. В. Ляшенко, В. В. Головин. 140 с. Содержит статьи участников конференции с «Информационные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании» (2006);Труды СПбГУКИ. 2008. Т. 183: Информационные технологии в профессиональном образовании, научной и библиотечноинформационной деятельности / науч. ред. В. В. Головин, Т. В. Ляшенко, А. В. Соколов. 240 с. Содержит материалы конференций «Интернет-ресурсы и технологии в гуманитарном образовании (2007) и «Информационные ресурсы и технологии в профессиональном образовании (2008).

176

• Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.