УДК 159. 953. 3
Т. Н. Осинина
Непосредственное и отсроченное воспроизведение
учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей
Представлены результаты исследования воспроизведения учебного материала школьниками 12-13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Показано, что эффективность непосредственного и отсроченного воспроизведения учебного материала является следствием системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, обусловливающих уровень развития мнемических способностей.
Results of the research of reproduction of educational material by 1213 years old schoolchildren with different levels of the mnemonic abilities are presented in the article. It is shown that the efficiency of the direct and deferred reproduction of the educational material results from the interaction of functional, operational and regulating mechanisms which determine the level of the development of mnemonic abilities.
Ключевые слова: запоминание, воспроизведение, мнемические способности, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы.
Key words: mnemonic abilities, direct and deferred reproduction, functional mechanisms, operational mechanisms, regulating mechanisms.
В структуре учебной деятельности мнемические процессы выступают как важнейшее условие её эффективности. Память справедливо считают основой обучения, успешность которого связывают с полнотой усвоения знаний, прочностью их сохранения во времени, готовностью к адекватному использованию в различных ситуациях познавательной и практической деятельности [1].
Большинство работ посвящено исследованию запоминания через непосредственное воспроизведение, что затрудняет создание целостной картины функционирования памяти и мнемических способностей [1, 4]. Процессы воспроизведения традиционно рассматриваются как проявления особенностей запоминания. Признавая объективно существующую связь этих процессов в едином познавательном акте, следует отметить назревшую необходимость изучения процесса воспроизведения как относительно самостоятельного проявления памяти.
Воспроизведение - это процесс репродукции или реконструкции ранее запомненного материала. По нашему мнению, безусловный по значимости материал по вопросу реконструкции при воспроизведении находится в работе Ф. Бартлетта «Воспоминание» [8]. Из отечественных психологов вопросы реконструкции материала при воспроизведении изучали П.П. Блонский, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Комм, М.Н. Шардаков, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, Х.Р. Еникеев, А.И. Липкина, Т.А. Корман.
Мнемические способности рассматриваются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [5, 7]. Представления о мнемических способностях как системе разноуровневых механизмов дают возможность приблизиться к объяснению причин различной эффективности непосредственного и отсроченного воспроизведения учебного материала.
В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение воспроизведения учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей. Объект исследования - мнемическая деятельность школьников 12-13 лет. Предмет исследования - непосредственное и отсроченное воспроизведение учебного материала школьниками 12-13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Исследование проводилось на базе шестых классов общеобразовательных школ города Орехово-Зуево Московской области. Объём выборки составил 96 школьников 12-13 лет.
Методология исследования
Исследование осуществлялось в несколько этапов: 1. Диагностика мнемических способностей; 2. Запоминание и непосредственное воспроизведение текста; 3. Воспроизведение текста спустя сутки; 4. Воспроизведение текста спустя неделю; 5. Воспроизведение текста спустя год.
Изучение мнемических способностей школьников осуществлялось с использованием методики диагностики мнемических способностей Л. В. Черемошкиной [5, 297]. В основу данной методики положен метод развертывания мнемической деятельности [7]. Методика диагностики мнемических способностей предусматривает использование 10 карточек с изображенными на них фигурами нарастающей сложности, которые состоят из прямых пересекающихся линий. Время предъявления каждой карточки следующее: с 1-го по
10-е предъявление - 1 с; с 11-го по 20-е - 2 с; с 21-го по 30-е - 3 с и т. д. Невербальный бессмысленный материал и указанный порядок его предъявления позволяют «развернуть» мнемическую деятельность и вычленить продуктивность реализующих ее механизмов: функциональных, операционных и регулирующих.
Для диагностики мнемических способностей школьников 1213 лет мы использовали две фигуры из предлагаемого набора - 2 и
3. Показателем продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы является время запоминания карточки № 2. Для определения эффективности и качественного своеобразия запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам учитывалось время запоминания карточки № 3. Кроме того, данная методика предполагает опрос испытуемого в соответствии с 30-ю разработанными для определения качественного своеобразия мнемических способностей вопросами [5, с. 300]. Качественный анализ самоотчетов испытуемых позволяет сделать вывод об уровне развития мнемических способностей. Использовались следующее показатели: продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы; эффективность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам; уровень развития регулирующих механизмов; уровень обработки материала; уровень развития мнемических способностей.
В качестве экспериментального материала для исследования воспроизведения учебного текста использовался отрывок из учебника по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений [3]. Выбранный нами текст из учебника по биологии дает возможность исследовать как функциональную и операционную, так и регулирующую стороны памяти (приложение 3). На данном этапе подготовки экспериментального исследования использовался прием выделения смысловых единиц содержания текста. Под смысловыми единицами понимаются слова (понятия, термины и т. п.) и словосочетания с наибольшей смысловой нагрузкой. При определении необходимого количества составляющих экспериментальный материал смысловых единиц, мы опирались на закономерности функционирования памяти, в частности, на показатель объема кратковременной памяти: 7±2 единицы [2]. Текст «Семейство паслёновые» включает 8 смысловых единиц, 27 предложений, 268 слов. Подсчитывались следующие показатели: количество правильно воспроизведенных смысловых единиц, предложений, слов; количество искажений; количество и характер привнесений в оригинал. Время воспроизведения не ограничивалось, текст предъявлялся один раз.
Результаты исследования и их обсуждение
По методике диагностики мнемических способностей были получены следующие результаты. Время запоминания карточки № 2 свидетельствует о продуктивности функциональных механизмов мнемических способностей. 23,99 % испытуемых имеют очень высокую продуктивность функциональных механизмов, 28,13 % - высокую 18,75 % - выше среднего, 10,42 % - среднюю, 6,25 % - ниже среднего, 3,13 % - низкую, 5,21 % - очень низкую. При этом 4,17 % школьников не справились с запоминанием простого материала.
По времени запоминания карточки № 3 можем судить об эффективности запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам. Результаты запоминания карточки № 3 свидетельствуют о том, что 16,67 % испытуемых отличаются очень высокой эффективностью запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам, 28,13 % - высокой, 21,88 % - выше среднего, 9,38 % - средней, 1,04 % - ниже среднего уровня. 22,92 % школьников не справились с запоминанием усложненного материала.
Операционные механизмы мнемических способностей функционируют на разных уровнях обработки запоминаемого материала: перцептивном, образном, мыслительном [5]. Выделение уровней реализации операционных механизмов мнемических способностей производилось с учетом результатов опроса. 31,25 % нашей выборки запоминают материал при доминировании перцептивного уровня реализации операционных механизмов мнемических способностей; 20,83 % продемонстрировали доминирование образной обработки; а 25 % - мыслительной. 22,92 % испытуемых не справились с заданием по карточке № 3.
Распределение выборки испытуемых по уровням развития мнемических способностей показало, что у 21,88 % школьников, находящихся на первом уровне развития, процесс запоминания совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные механизмы еще не появились. Для большинства школьников - 46,88 % - характерен второй уровень развития. Главная особенность этого уровня - появление в структуре памяти операционных механизмов. 31,25 % школьников имеют третий уровень развития мнемических способностей, сущность которого заключается в появлении регулирующих механизмов.
Результаты изучения эффективности и качественного своеобразия воспроизведения учебного материала школьниками с низким и высоким уровнями развития мнемических способностей представлены в таблицах.
У школьников с низким уровнем развития мнемических способностей запоминание совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные ещё не появились. Их отсутствие не
означает, что любая обработка материала не происходит. Для школьников 12-13 лет с первым уровнем развития мнемических способностей характерно проявление операционных механизмов перцептивного уровня: группировки, ассоциации, повторения, выделения опорных пунктов. Испытуемые данной группы отталкиваются только от особенностей материала. На первом уровне развития мнемических способностей регулирующие механизмы не сформированы. Распределение результатов непосредственного и отсроченных воспроизведений текста школьниками с низким уровнем развития мнемических способностей представлено в табл. 1.
Таблица 1
Показатели воспроизведения учебного материала школьниками 12-13 лет с низким уровнем развития мнемических способностей
Пока- Непосредственное Воспроизведение Воспроизведение Воспроизведение
затели воспроизведение спустя сутки спустя неделю спустя год
М а М а М а М а
КВСЕ 2,33 1,55 2,28 1,55 2,21 1,4 1,42 0,66
КВП 4,51 3,44 4,72 3,53 4,93 3,77 3,19 3,44
КВС 31,65 25,49 33,46 28,53 29,15 27,32 21 19,51
КП 0,42 1,37 0,68 2,39 0,57 2,43 0,91 2,1
КИ 2,02 1,67 2,4 1,49 2,8 1,52 1,31 0,66
Примечание: М - среднее значение, а - стандартное отклонение, КВСЕ -количество воспроизведенных смысловых единиц, КВП - количество воспроизведенных предложений, КВС - количество воспроизведенных слов, КП - количество привнесений, КИ - количество искажений.
У школьников с низким уровнем развития мнемических способностей значение среднего по количеству смысловых единиц от непосредственного воспроизведения к воспроизведению спустя год уменьшается. Среднее значение по количеству предложений и искажений увеличивается спустя неделю, а спустя год уменьшается. Значение среднего по количеству слов достигает максимума, при воспроизведении спустя сутки. Значение среднего по количеству привнесений возрастает при воспроизведении спустя сутки, а спустя неделю уменьшается (табл. 1).
На высоком уровне развития мнемических способностей появляются все основания рассматривать процесс запоминания как деятельность. У школьников 12-13 лет с третьим уровнем развития мнемических способностей наряду с операционными механизмами перцептивного и образного уровней наблюдается тенденция к появлению операционных механизмов мыслительного уровня (аналогия, структурирование, систематизация). Результат достигается благодаря тому, что операционные механизмы образуют с функциональными механизмами систему, появляются регулирующие механизмы. Процесс мышления на этом уровне функционирования памяти вы-
полняет по отношению к иным познавательным способностям интегрирующую роль.
Распределение результатов непосредственного и отсроченных воспроизведений текста школьниками 12-13 лет с высоким уровнем развития мнемических способностей представлено в табл. 2.
Таблица 2
Показатели воспроизведения учебного материала школьниками 12-13 лет с высоким уровнем развития мнемических способностей
Пока- Непосредственное Воспроизведение Воспроизведение Воспроизведение
затели воспроизведение спустя сутки спустя неделю спустя неделю
М а М а М а М а
КВСЕ 3,57 1,27 3,65 1,58 3,03 1,33 1,83 0,83
КВП 6,09 2,06 6,14 2,48 5,89 2,9 3,87 1,78
КВС 41,12 15,94 43,37 19,67 39,58 23,14 27,31 15,93
КП 0,71 1,23 0,83 0,83 1,15 1,88 1,32 1,41
КИ 1,54 0,95 1,86 1,27 1,56 1,5 0,89 0,87
Примечание: М - среднее значение, а - стандартное отклонение, КВСЕ -количество воспроизведенных смысловых единиц, КВП - количество воспроизведенных предложений, КВС - количество воспроизведенных слов, КП - количество привнесений, КИ - количество искажений.
У школьников с высоким уровнем развития мнемических способностей значение среднего по количеству смысловых единиц, предложений и слов увеличивается спустя сутки, а спустя неделю уменьшается. Среднее значение по количеству привнесений увеличивается от непосредственного воспроизведения к воспроизведения спустя год. Значение среднего по количеству искажений достигает максимума, при воспроизведении спустя сутки (табл. 2).
Следует отметить, что школьники 12-13 лет с развитыми регулирующими механизмами (высокий уровень) непосредственно, и отсрочено воспроизводят больше смысловых единиц, предложений и слов, чем испытуемые, опирающиеся при запоминании и воспроизведении на природную память (низкий уровень). Появление в структуре мнемических способностей регулирующих механизмов приводит к увеличению количества привнесений как при непосредственном, так при отсроченном воспроизведении. Учащиеся с мыслительным уровнем обработки допускают меньше искажений учебного материала, чем школьники с перцептивным уровнем обработки.
Полученные результаты непосредственного и отсроченных воспроизведений текста школьниками 12-13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей свидетельствуют о связи уровня с эффективностью воспроизведения учебного материала. Воспроизведения учащихся с различным уровнем развития мнемиче-ских способностей имеют свою специфику, и отличаются не только количеством, но и качеством восстановленного материала [6].
Таким образом, эффективность непосредственного и отсроченного как спустя сутки, спустя неделю, так и спустя год воспроизведений является следствием системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Чем выше уровень развития мнемических способностей, тем выше эффективность всех исследуемых видов воспроизведения. Развитие мнемических способностей представляет собой развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, определяющие субъектные и субъективно-личностные тенденции процесса воспроизведения.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Эффективность и качественное своеобразие как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения учебного текста, обусловлены продуктивностью функциональных механизмов и эффективностью системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов мнемических способностей. Чем выше эффективность и уровень развития мнемических способностей, тем выше успешность воспроизведения учебного материала.
2. Эффективность непосредственного воспроизведения учебного материала определяется продуктивностью функциональных механизмов мнемических способностей.
3. Успешность отсроченного воспроизведения учебного материала обусловлена эффективностью и уровнем реализации операционных механизмов мнемических способностей.
4. Наличие регулирующих механизмов в структуре мнемических способностей субъекта повышает показатели как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения учебного материала.
Список литературы
1. Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. - Харьков, 2007. - 382 с.
2. Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 1998. - 272 с.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 8-е изд., стереотип. - М., 2005. - 304 с.
4. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология. - М., 1973. -Вып. 4. - 340 с.
5. Черемошкина Л. В. Психология памяти. - М., 2009. - 318 с.
6. Черемошкина Л. В., Осинина Т. Н. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала // Психология обучения. - 2011. - №4. - С. 21-35.
7. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. - М., 1990. - 251 с.
8. Bartlett F. C. Remembering: a study in experimental and social psychology. -Cambridge University Press, N.Y., 1932. - 447 с.