Научная статья на тему 'Неорганизованный сектор торговли в системе функционально взаимосвязанных сфер экономики Украины'

Неорганизованный сектор торговли в системе функционально взаимосвязанных сфер экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ СЕКТОР / РЫНКИ / TRADE / INFORMAL SECTOR / MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапий Ирина Богдановна

Формирование конкурентной среды в сфере торгового обслуживания населения, создание возможностей для реализации конкуренции, обеспечение экономической безопасности внутренней торговли нуждаются не только в развитии новых форм розничной торговли, но и в существенном расширении и поддержке тех ее субъектов, которые уже не один год осуществляют торговое обслуживание населения. В статье характеризуется неорганизованный сектор торговли, определяется его роль в системе внутренней торговли. Под неорганизованным сектором торговли понимается совокупность некорпоративных субъектов, которые осуществляют торговую деятельность на принципах самостоятельности, самоокупаемости и самозанятости. Сделан акцент на основных функциях, которые выполняет исследуемый сектор в системе внутренней торговли Украины. Цель статьи – на основании системного подхода исследовать основные аспекты развития и функционирования системы разветвленных внутренних и внешних взаимосвязей и взаимоотношений неорганизованного сектора со смежными сферами. Актуальность исследования объясняется тем, что, согласно официальным данным, на одно торговое предприятие организованного сектора приходится почти четыре торговые точки субъектов неорганизованного сектора, а это говорит о том, что исследуемый сектор нельзя упускать из поля зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal Trade Sector in System of Functionally Interrelated Spheres of Ukraine Economy

Forming of the competitive environment in the trade service sphere, establishing of the opportunities for competition realization, providing economic security for domestic trade need not only the development of new forms of retail trade, but also the considerable expansion and support of its subjects which have been providing the trade service for the population for more than one year. In the article the informal trade sector is characterized, its role in the domestic trade system is defined. The informal trade sector is understood as set of unincorporated subjects which provide the trade activity on the principles of independence, self-sufficiency and self-employment. The emphasis is placed on the main functions which are carried out by the studied sector in the Ukraine domestic trade system. The article’s aim is to investigate the main aspects of development and functioning of the system of branched internal and external interrelations of informal sector with adjacent spheres on the system approach basis. The relevance of the research is explained by the fact that, according to official data, there is one trade enterprise of the formal sector on about four subjects of informal sector and it means that it is impossible to get the studied sector out of sight.

Текст научной работы на тему «Неорганизованный сектор торговли в системе функционально взаимосвязанных сфер экономики Украины»

Гапий И. Б. Неорганизованный сектор торговли в системе функционально взаимосвязанных сфер экономики Украины / И. Б. Гапий // Научный диалог. - 2013. - N° 12 (24) : Общественные науки. - С. 26-37.

УДК 339.376(477)

Неорганизованный сектор торговли в системе функционально взаимосвязанных сфер экономики Украины

И. Б. Гапий

Формирование конкурентной среды в сфере торгового обслуживания населения, создание возможностей для реализации конкуренции, обеспечение экономической безопасности внутренней торговли нуждаются не только в развитии новых форм розничной торговли, но и в существенном расширении и поддержке тех ее субъектов, которые уже не один год осуществляют торговое обслуживание населения. В статье характеризуется неорганизованный сектор торговли, определяется его роль в системе внутренней торговли. Под неорганизованным сектором торговли понимается совокупность некорпоративных субъектов, которые осуществляют торговую деятельность на принципах самостоятельности, самоокупаемости и самозанятости. Сделан акцент на основных функциях, которые выполняет исследуемый сектор в системе внутренней торговли Украины. Цель статьи - на основании системного подхода исследовать основные аспекты развития и функционирования системы разветвленных внутренних и внешних взаимосвязей и взаимоотношений неорганизованного сектора со смежными сферами. Актуальность исследования объясняется тем, что, согласно официальным данным, на одно торговое предприятие организованного сектора приходится почти четыре торговые точки субъектов неорганизованного сектора, а это говорит о том, что исследуемый сектор нельзя упускать из поля зрения.

Ключевые слова: торговля; неорганизованный сектор;

рынки.

Неорганизованный сектор торговли - это совокупность некорпоративных субъектов, которые осуществляют торговую деятельность на принципах самостоятельности, самоокупаемости и самозанятости. Для него характерны:

- субъектный состав, который представлен преимущественно физическими лицами-предпринимателями: мелкие торговые предприятия;

- некорпоративный характер субъектов, функционирующих и развивающихся в пределах простых организационных форм;

- официально зарегистрированы и легализованы виды деятельности в соответствии с КВЭД;

- предпринимательские принципы деятельности;

- общие правила, регламенты и правовые нормы деятельности в сфере обращения товаров и услуг;

- упрощенные режимы регистрации, отчетности, налогообложения, кредитования, прекращения деятельности;

- особый характер трудовых отношений, оплаты труда, пенсионного обеспечения;

- повышенный риск и угрозы экономической безопасности [Мо-торин и др., 2001, с. 195].

Неорганизованный сектор торговли как органическая составляющая системы внутренней торговли тесно взаимосвязан со смежными структурными элементами (социальными, производственными, сервисными, финансово-экономическими, информационными, институциональными) и находится в разносторонних зависимостях с ними. Он взаимодействует с внутренними элементами системы торговли и внешними институтами. При этом наиболее выраженно проявляются внутрисистемные связи.

Будучи сложной социально-экономической системой, внутренняя торговля объединяет широкое многообразие субъектов хозяйствования, организационных структур и подсистем, тесно связанных и взаимообусловленных. В такой системе неорганизованный сектор торговли занимает особое место. Он является органической состав-

ляющей и выступает как системообразующий элемент в целостной системе, тем самым обеспечивая автономность функционирования системы торговли [Економічні..., 2006, с. 215].

Неорганизованный сектор отражает в системе не только организационно-экономические, но и в значительной степени социальные отношения. Он выполняет функции, недоступные для других составных элементов системы.

Неорганизованный сектор находит выражение во всех базовых подсистемах - розничной, оптовой торговли и торговом посредничестве. Это означает, что он выполняет функции и задачи, которые характерны для указанных подсистем.

Реализация этих функций и задач требует разветвленной системы связей со смежными сферами (организованным сектором торговли, внутрисистемными органами управления и контроля, объектами инфраструктурного обеспечения). Разветвленная система связей и отношений необходима также в процессе институционального обеспечения развития и функционирования неорганизованного сектора торговли.

Если судить по многообразию функций, которые характерны для неорганизованного сектора, то можно заключить, что структура связей тут сложная. Она охватывает внутрисистемные и внешние (внесистемные) отношения. Соответственно по своему содержанию взаимосвязи опосредуют экономические, социальные, организационные и технологические отношения в плане товарно-денежного обмена, маркетинга, социальных процессов, организации действий, логистики, управления, обмена информацией, инвестиционно-инновационной деятельности, администрирования и т. д.

Целостное представление о взаимосвязях неорганизованного сектора торговли дает схема (рис. 1). Рассмотрим более подробно основные из них.

Социально-экономические отношения возникают и реализуются в широкомасштабных процессах развития, функционирования и трансформации неорганизованного сектора. Они проявляются в торговом предпринимательстве, экономическом развитии этого сектора, социальных процессах. Соответственно, и связи, которые поддерживают эти отношения, имеют социально-экономическое содержание.

Внутрисистемные і

I

Внесистемные связи

Субъекты организованного сектора торговли

- предприятия

- организации

- объединение

- посреднические структуры

- подразделения

- дочерние предприятия

- филиалы

Внутрисистемные органы:

- управления

- координации

- совещательные

- консультативные

- контроля

Субъекты неорганизованного сектора торговли:

- физические лица-предприниматели

- объединения, ассоциации

- рынки

Производители Поставщики товров и услуг

Институциональные

объекты:

- государственные органы власти, управления контроля, надзора, защиты и др.

- общественные организации, объединения

- международные организации

и объединения

Объекты инфраструктурного обеспечения:

- транспортные

- энергетически

- строительно-ремонтные

- научно-кадровые

- информационные

- инвестиционные

- инновационные

- финансовых услуг

Социально- Товарно- Организационно- Технологические

экономические денежные правовые отношения:

отношения: отношения: отношения:

- торговое пред- - обмен товаров - внедрение - материально-

принимательство и услуг торговой техническая база

- формы собст- - оптовые закуп- деятельности - технологическое

венности ки и продажа - организация развитие

- экономическое - оптово-посред- торговли - инновации

развитие нические - концентрация, - логистика

- трудовые операции специализация - техническое

ресурсы - формы и мето- - диверсификация оснащение

- кадровое ды розничной деятельности - энергетическое

обеспечение продажи - реорганизация обеспечение

- доступ населе- - предоставление - ассортиментная

ния к торговым услуг политика

услугам - инвестиционная - экономическая

- социальная деятельность безопасность

ориентация - ценовая

бизнеса политика

- социальная

ответственность

Рис. 1. Система отношений и связей неорганизованного сектора торговли

Наиболее масштабно социально-экономические отношения и связи проявляются в становлении и развитии неорганизованного сектора торговли как особого вида экономической активности.

Вторым аспектом взаимодействия неорганизованного сектора в этом направлении является экономическое развитие, показателем которого является экономический рост основных параметров этого сектора.

Количество субъектов хозяйствования в сфере внутренней торговли растет, главным образом, за счет неорганизованного сектора. За последние 10 лет в Украине количество физических лиц-предпринимателей в розничном секторе торговли увеличилось с 0,45 млн до 1,2 млн человек. Существенно выросли объемы реализации товаров и услуг в этом секторе (51 % в общенациональном обороте розничной торговли). Можно констатировать, что неорганизованный сектор торговли формирует половину валовой добавленной стоимости розничной торговли Украины.

Третий аспект социально-экономических отношений и связей имеет выраженный социальный смысл. Они проявляются в привлечении трудовых ресурсов, активизации самозанятости, обеспечении доступа населения к торговым услугам, в социальной ориентации торговой деятельности. С 2000 по 2011 годы общее количество занятых в торговле Украины выросло с 3,1 млн человек до 4,8 млн человек (в 1,5 раза), в основном за счет расширения неорганизованного сектора торговли, о чем свидетельствуют масштабы самозанятости.

Социальные связи неорганизованного сектора со сферой потребления направлены на социальную ориентацию торговой деятельности, повышение ее социальной ответственности. Это особенно важно подчеркнуть, поскольку в условиях десоциализации общества социальная функция торговли сужается.

Неорганизованный сектор торговли обеспечивает ценовую и физическую доступность товаров и услуг для населения. Средние розничные цены на объектах торговли физических лиц-предпринимателей, а также в розничной сети на рынках на 20-25 % ниже, чем в организованной торговле. Физическая доступность потребителей обеспечивается за счет приближения объектов торговли к месту жительства и работы населения. Из 13 тыс. магазинов в сельской местности и

3 тыс. объектов мелкорозничной сети Украины половина принадлежит физическим лицам-предпринимателям, которые обеспечивают 75 % товарооборота села. Этот сектор вытеснил потребительскую кооперацию с традиционного для нее сельского рынка.

Следует подчеркнуть, что социально-экономические отношения и связи существенно тормозятся неэффективной торговой политикой, сложными условиями ведения торгового бизнеса, малодоступными кредитами и инвестициями. Кроме того, их реализация малоэффективна вследствие слабого институционального и инфраструктурного обеспечения.

Наряду с социально-экономическими связями и отношениями для неорганизованного сектора торговли характерна система товарно-денежных отношений, которые вместе со смежными сферами обусловливают товарное содержание связей. Они динамизируют процесс обмена товарных ресурсов, служат основой для коммерческих операций в розничной и оптовой торговле, инвестиционной и ценовой политике.

Обеспечение обмена товарами и услугами в возрастающих масштабах - ведущая функция неорганизованного сектора торговли. Этот сектор обеспечивает не только «момент» обмена, а сложный процесс, который охватывает товарное движение, формирование связей, оптовые закупки, формы и методы продажи, систему торгового обслуживания.

Роль неорганизованного сектора в товарно-денежных отношениях является существенной по следующим причинам:

- неорганизованный сектор способствует эквивалентности обмена, поскольку межотраслевое перераспределение прибыли здесь более оптимальное;

- участники связей придерживаются паритетности цен, о чем свидетельствует индекс цен;

- обмен происходит в ускоренном режиме по причине отсутствия лишних посреднических звеньев.

Субъектов неорганизованного сектора торговли по своим размерам можно отнести к микроуровню, или малым предприятиям. Поэтому и система их связей ориентирована на малые производства, кооперативы, доступные оптовые и оптово-розничные предприятия,

на фермерских и семейных товаропроизводителей сельхозпродукции. Для связей такого уровня характерны: простая структура, без посредников; бездоговорная форма то есть одноразовые сделки; краткосрочности связей; товарный характер связей, товарно-денежные отношения.

Система связей неорганизованного сектора торговли структурно упрощена. В то же время эта система масштабная, интенсивная и динамичная. В ней преобладают внутрисистемные связи между секторами и сегментами внутренней торговли (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Междусекториальные взаимосвязи в сфере внутренней торговли

Диапазон связей (по видам) неорганизованного сектора в сфере внутренней торговли не отличается широтой. Он охватывает главным образом хозяйственные связи, а также экономические и технологические.

Хозяйственные связи опосредуют отношения при поставке товаров, их доставке, реализации, торговом обслуживании, информировании, рекламе, активизации и диверсификации торговой деятельности.

Основные товарные ресурсы в неорганизованный сектор поступают из внутренних источников - оптово-розничных предприятий и мелкооптовых магазинов. Именно они формируют ядро товарооборота этого сектора. Другой важный источник - оптовые рынки агро-продовольственных ресурсов и непродовольственных товаров.

Активное и масштабное взаимодействие неорганизованного и организованного секторов способствует их взаимному развитию.

В большинстве регионов Украины доля товарооборота неорганизованного сектора торговли превышает 50 %. Более того, в 7 регионах этот уровень в 2012 году составил более 60 %, среди которых такие крупные регионы, как Винницкая, Запорожская и Луганская области. Это значит, что этот сектор преобладает в сфере внутренней торговли [Статистичний..., 2013, с. 271].

Региональный прогресс обусловлен влиянием социально-экономических условий, социальной базы, институциональных факторов, наличием значительного количества рынков, где доминируют субъекты неорганизованного сектора. С другой стороны, преимущество неорганизованного сектора объясняется усилением контроля и сужением теневого оборота.

Следует обратить внимание также на опережающие темпы роста товарооборота неорганизованного сектора торговли. За 2005-2012 годы в Украине розничный товарооборот этого сектора увеличился в 5,1 раза и составляет сейчас более 400 млрд грн. Соответственно увеличилась доля неорганизованного сектора в общенациональном обороте с 46 % до 50 % [Статистичний., 2013, с. 269].

Такая тенденция противоречит характеру развития сферы товарного обращения в рыночно-ориентированных странах Европы, где ритейл расширяется за счет организованного сектора торговли, при-

оритетно в сегменте крупноформатных предприятий. Вместе с тем в Украине неорганизованный сектор отражает реалии и особенности развития национальной экономики и социальной сферы.

Кроме взаимодействия в сфере обмена и организации обращения, взаимосвязь неорганизованного и организованного сектора выражено проявляется и в других аспектах:

- на базе арендных отношений и лизинга используются торговые площади, оборудование, машины, устройства в торговой деятельности;

- на логистических принципах эти два смежных сектора оптимизируют товарные, денежные и информационные потоки, экономят материальные и нематериальные расходы;

- кооперационные связи используются для создания на паевых началах совместных объектов инфраструктурного и сервисного обслуживания;

- на основе маркетинговых отношений и партнерских связей в неорганизованном секторе развивается мерчандайзинг, проводятся информационные и рекламные мероприятия, внедряются методы активизации торговли;

- сотрудничество этих секторов позволяет внедрять такой прогрессивный для торговли метод хозяйствования, как франчайзинг.

Тесное взаимодействие организованного и неорганизованного сектора торговли способствует развитию и функционированию внутренней торговли как социально-экономической системы, росту ее потенциала и активному участию в реализации экономической политики.

Таким образом, динамизация товарно-денежных отношений имеет положительные последствия для неорганизованного сектора и внутренней торговли в целом.

Рядом с товарно-денежными отношениями в торговле значительный интерес представляют организационно-правовые отношения. Они возникают в сфере взаимодействия неорганизованного сектора и институциональной среды, преимущественно в сегменте государственного управления и регулирования.

Неорганизованный сектор имеет свою особую организационную структуру и конфигурацию в системе внутренней торговли. Он со-

стоит из зарегистрированных физических лиц-предпринимателей и их объединений. Кроме того, сюда относятся формальные и неформальные рынки.

Физические лица-предприниматели сконцентрированы главным образом в сегменте розничной торговли и ресторанного хозяйства, а их торговые объекты - на рынках.

На 2758 формальных рынках Украины в 2012 году насчитывалось 26,6 тыс. магазинов, 12,6 тыс. павильонов, 110 тыс. палаток, более 305 тыс. киосков. Вне рынков, по данным Государственного комитета статистики Украины, функционирует не более 25 % объектов торговли [Статистичний..., 2013, с. 283].

Управленческая организационная структура неорганизованного сектора торговли малоразвита. Физические лица-предприниматели осуществляют профессиональную деятельность автономно, ситуативно объединяются в ассоциации или объединения. Последние характерны для сферы снабжения, транспортного и сервисного обслуживания.

Слабая структуризация неорганизованного сектора торговли в сфере управления компенсируется постоянным влиянием государственных институтов по управлению, регулированию, контролю и надзору через законодательные и нормативно-правовые акты. Система регулирования неорганизованного сектора торговли в Украине включает регуляторную политику: имущественное, финансово-экономическое, кадровое и другие виды регулирования. Все ее направления тесно связаны между собой [Система., 2012, с. 173].

Правовая база регулирования, поддержки и защиты субъектов неорганизованного сектора торговли сложна, фрагментарна и запутанна. Более 1700 различных нормативных и распорядительных документов используют термин торговля. Кроме того, есть нормативно- правовые акты, регулирующие процедуры создания и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, разрешительные и регуляторные процессы, арендные отношения и отношения собственности, трудового законодательства, налогообложения и отчетности, защиты прав потребителей, надзора и контроля в сфере осуществления хозяйственной деятельности и т. п. Такая ситуация вызывает несогласованность в регулировании внутренней торговли

и обеспечении прав всех субъектов правоотношений, возникновение возможностей для скрытия результатов своей деятельности, падение экономической активности [Гапш, 2011, с. 377-378].

Кроме жесткой системы регулирования процессов развития и функционирования неорганизованного сектора торговли, институциональная среда характеризуется не менее урегулированной системой надзора и контроля, которая охватывает санитарно-ветеринарный надзор, пожарный надзор, энергонадзор, надзор в сфере труда, а также защиту прав потребителей.

В совокупности отношений и связей, характерных для взаимодействия неорганизованного сектора со смежными сферами, особое значение приобретают технологические отношения, которые способствуют внедрению инноваций, прогрессивных технологий и технологических решений в исследуемом секторе. От технологического развития зависит конкурентоспособность и эффективность деятельности субъектов неорганизованного сектора торговли, масштабы и темпы их развития в условиях глобализации товарных рынков. Путь к такому развитию лежит через внешнюю и внутреннюю модернизацию.

Следует подчеркнуть, что модернизация, качественное обновление внешней среды (для неорганизованного сектора это сфера внутренней торговли) имеет первостепенное значение. Ключевым здесь является институт рынков как платформа развития неорганизованного сектора. Стратегическое направление развития рынков известно

- это их преобразование в торгово-сервисные центры.

Взаимодействие неорганизованного сектора торговли с функционально взаимосвязанными сферами имеет серьезные последствия:

- сфера внутренней торговли приобрела многоукладный характер;

- изменилась организационная структура системы торговли;

- произошло расширение внутреннего потребительского рынка;

- появился особый (легитимный) сектор внутренней торговли -неорганизованный;

- сформировалось мощная конкурентная среда в сфере торговли;

- формируется новая инфраструктура и система институционального обеспечения;

- растут показатели трудовой деятельности.

Все эти процессы являются следствием наращивания интенсивности взаимосвязей и социально-экономических отношений неорганизованного сектора торговли и смежных сфер.

Литература

1. Галій I. Б. Вплив майнового регулювання на діяльність та безпеку суб’єктів неорганізованого сектора торгівлі / I. Б. Галій // Науковий вісник ЛьвДУВС. Серія економічна : збірник наукових праць. - 2011. - Вып. 2. -С. 377-382.

2. Економічні системи : монографія : т. 1 / Г. I. Башнянин [та ін.] ; за ред. Г. I. Башнянина. - Львів : Вид- во ЛКА, 2006. - 484 с.

3. Моторин Р. М. Система національних рахунків : навч. посібник / Р. М. Моторин, Т. М. Моторина. - Київ : КНЕУ, 2001. - 336 с.

4. Система регулювання внутрішньої торгівлі України / В. В. Апопій [та ин.].; за редакцією професора В. В. Апопія; професора І. М. Копича. -Київ : Академвидав, 2012. - 424 с.

5. Статистичний щорічник України за 2012 р. / Державна служба статистики України ; за ред. А. Г. Осауленко. - Київ : Август Трейд, 2013. -552 с.

© Гапий Ирина Богдановна (2013), преподаватель, кафедра менеджмента, экономический факультет, Учебно-научный институт права, психологии и экономики, Львовский государственный университет внутренних дел (Львов, Украина), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.