Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7 (261). История. Вып. 49. С. 129-133.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДЕБЮТ
К. В. Лобанова
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСТВА
ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
В статье исследуются виды неопубликованных источников по изучению социальной и культурной жизни крестьянства Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX в. Данные источники сгруппированы в условные группы, проанализированы; приведены документальные примеры. Выявлена их значимость в сочетании с другими источниками по данной теме.
Ключевые слова: неопубликованные источники, социальная и культурная жизнь крестьянства, архивный фонд, статистические материалы, массовые источники, делопроизводственная документация, нарративные материалы, народное образование, вторая половина XIX - начало XX в.
Период конца XIX - начала XX в. относится к позднетрадиционному времени. При сохранении основ традиционности в содержании и формах народной жизни намечаются существенные трансформации. Эти изменения, модернизационные сдвиги были вызваны, в частности, промышленной революцией, происходившей в России на рубеже веков. Отмечается активизация миграционных процессов, рост социальной мобильности, переход ряда функций семьи к общественным организациям (в том числе - все большая передача функции воспитания в руки народного образования), и в итоге - начало формирования нового образа мышления, ориентированного на индивидуума1.
Исследовательские работы по изучению крестьянства появляются во втором десятилетии XX в. До 1910-х гг. специальных исследований, включающих источниковедческую базу по истории крестьянства, не было, преобладало изучение переселенческого во-проса2.
В конце 1920 - начале 1960-х гг. исследователями освещались вопросы статистики социально-хозяйственной сферы (С. В. Бахрушин, В. И. Шунков), и лишь в 60-е гг. появляются статьи и исследования по истории семейно-дворовых форм, сельских школ. При этом ученые использовали в своих работах массовые материалы фискального и церковного учета населения XVШ-XIX вв. Данные материалы применялись для изучения семей-
но-родственных связей сибирских крестьян, составлялись списки школ грамоты и церковно-приходских училищ (В. А. Александров, А. Г. Рашин и др.)3.
В 1970-е гг. наблюдается расширение тематики изучения (З. Я. Бояршинова, Н. А. Ми-ненко, М. М. Громыко и другие). М. М. Громыко, рассматривая роль сельской общины в формировании общественного мнения, сохранении обычаев, использовала делопроизводственную документацию (отчеты сельских старост, крестьянских начальников; приговоры сельских сходов), а насыщенная архивными материалами монография Н. А. Миненко посвящена комплексному исследованию русской крестьянской семьи Западной Сибири в
XVIII - первой половине XIX в.4
В 80-90 гг. XX в. наметилась тенденция комплексного изучения социальной и культурной жизни крестьянства (Л. М. Горюшкин, Д. Н. Антонова, М. А. Кротов, В. И. Пу-зырев, Н. П. Воскобойников, А. Л. Ступни-ков, О. Б. Кох, Е. В. Соловьева, А. В. Ососков,
Н. А. Константинов)5.
С середины 90-х гг. появляются работы, созданные на региональном материале. Выявлена тенденция перехода к изучению исторического своеобразия локальных сообществ (Н. А. Балюк, В. А. Зверев, Ю. М. Гончаров, Д. А. Комаров, О. Г. Буховец, И. Н. Колтыше-ва, Н. С. Половинкин, А. В. Чернышов и др.)6.
В современной отечественной историографии выделяются следующие приоритет-
ные направления: приемы микроисследования разнообразных объектов (Т. С. Мамсик,
О. П. Илюха, Т. Г. Леонтьева, И. С. Полищук), реконструкция образа жизни (Е. А. Дегальце-ва, В. Б. Безгин), историческая демография (А. Н. Сагайдачный), локализация объектов изучения (М. В. Борисенко), изучение ментальности (О. Г. Буховец)7.
Обращение к разноплановым, разнородным источникам - характерное явление новейшей историографии в целом, требующее выработки новых (интегративных) методологических подходов, объединяющих методы собственно исторических, этнологических, социально-антропологических, социологических, культурологических исследований8.
Тобольская губерния второй половины
XIX - начала XX в. включала в себя Березовский, Сургутский, Тобольский, Тарский, Тюменский, Туринский, Тюкалинский, Ишимский, Курганский, Ялуторовский округа9. Внимание к данной территории обусловлено рядом факторов исторического и демографического характера. В частности, развитие социальной истории Сибири тесно связано с явлением вольной колонизации, с отсутствие помещичьих владений и сохранением элементов патриархального образа жизни в условиях определенной изолированности. Все это обусловило в ряде случаев как сохранение традиционной, так и становление специфической сибирской модели социальной жизни10.
Неопубликованные источники, представленные в статье, отложились в фондах Государственного архива Тюменской области в г. Тобольске (ГУТО ГАТО в г. Тобольске) и Государственном архиве Тюменской области (ГУТО ГАТО) и условно подразделяются на несколько групп.
Первую группу составляют источники, где статистические материалы, которые в них содержаться, прошли предварительную обработку, данные сгруппированы в сводные таблицы (губернаторские отчеты, материалы административно-полицейских исчислений населения, материалы социально-экономических обследований крестьянских хозяйств).
Материалы группы содержат разнообразную информацию: от динамики движения населения по сибирским губерниям (что позволяет выявить закономерности этого движения, определить половозрастной, этнический состав населения, семейное положение); вы-
явление малоимущих и, наоборот, зажиточных крестьянских дворов (включая семейные разделы), до числа начальных училищ разных типов по годам.
Среди вышеперечисленных источников данной группы наиболее информативными являются материалы социально-экономических обследований хозяйств и отчеты (ведомости) инспекторов народных училищ о количестве народных училищ по уездам11.
Такой источник отслеживал не только общее количество разнотипных школ (приходские училища по Уставу 1828 г.; сельские училища по Уставу 1875 г. и инородческие школы по Правилам 1870 г.; училища по Положению 1874 г. и по местному положению; училища в сельских поселениях-собствен-никах; иноверческие при церквях христианских; магометанские, училища по особым положениям) городских и сельских, но и открывшихся и закрывшихся за определенный год - без указания причин.
Вторая группа включает в себя массовые источники (метрические книги церквей, ревизские сказки, рекрутские списки). Данный вид источников содержит информацию о значимых демографических событиях в жизни крестьянина и его семьи.
Метрические книги как источник давно известны исследователям, но слабо ими использовались в силу нескольких причин. Одной из главных причин является невозможность обработать «вручную» большие массивы информации, содержащиеся в данном источнике12.
Использование метрических книг в качестве источника затруднено рядом недостатков: 1) все записи делались «от руки», качество записи зависело от уровня грамотности и культуры священнослужителя; 2) неточность записей в метрических книгах (при указании возраста человека в разделах «о бракосочетавшихся» и «об умерших»; при указании причины смерти детей и т. д.), связанных с низким уровнем самодисциплины и образованности священников13.
Ревизские сказки обычно подавались по каждому семейству отдельно самими крестьянами. Если крестьянин не сделал этого, за него подавали выборные крестьянские начальники. Погрешности допускались и при составлении рекрутских списков (при этом рекрутские списки содержат данные о лицах только мужского пола), но они были незначительными, так как общинники были заинте-
ресованы в более точном учете подлежащего воинским наборам населения14.
Массовые источники среди всего массива материалов наиболее взаимосвязаны, т. к. давали возможность сопоставлять и перепроверять данные друг друга.
К третьей группе относятся разнообразные источники, в которых содержится информация о мотивах к созданию семьи, семейных отношениях (в том числе и бракоразводные процессы); взаимодействие церковных служителей и крестьянского населения. Большинство документации оседало в волостных правлениях, местных и центральных органах управления. Группа содержит материалы текущего делопроизводства: журналы (настольный журнал (реестр) жалоб и решений волостных судов крестьянских начальни-ков15); отчеты (ведомости о священно- и церковнослужителях, находящихся на епитимии (см. таблицу), или отчеты волостных правле-ний16); циркуляры (циркуляры МВД по вопросу о семейных разделах, бракоразводных процессах17); материалы следствия и суда; законодательные акты (указы и предписания Тобольской духовной консистории, указы Святейшего Синода, распоряжения Тобольского губернского инспектора18).
Благодаря информационной насыщенности вышеперечисленных неопубликованных
материалов делается возможным ответить на ряд вопрос, связанных с элементами меняющейся социальной жизни крестьянства: причины вступления в брак (в том числе несовершеннолетних или с родственниками); роль женщины в семье; этическое и трудовое воспитание детей; девиантное поведение лиц духовного звания.
Подборка документации позволяет судить не только о трансформации взглядов крестьян на семью, церковь и государство, но и выявлять (а в какой-то степени и судить) изменения в политике государства и церкви по отношению к крестьянской семье.
Немаловажным является и четвертая группа неопубликованных источников, связанных с развитием начальной крестьянской школы, ее ролью в жизни детей, семьи, деревни.
В начале царствования Александра II выходцам из крестьянского сословия представилась возможность получить любой вид образования (как церковное, так и свет-ское)19.
Архивные фонды располагают обширной информацией о сельских церковно-приходских школах (или училищах), школах грамоты, передвижных сельских школах, частных школах, земских школах и школ Министерства народного образования (в том числе инородческих школах).
Выписка из ведомости о э(е)питимщиках духовного звания, за первое полугодие 1907 г.
Звания, имя, фамилия, лета За какой проступок приговорен к наказанию К какому наказанию приговорен Когда состоялось определение Епархиального начальства
Священник Вознесеннской церкви, села Бронниковского, Курганского уезда, А. Понаморев, 64 г. За оскробление крестьянина Аминова и употребление церковных денег в домашние работы Штраф 25 р. в пользу бедного звания 13.12 - 5.01. 1907 г.
Священник Николаевской церкви, села Травнинского, Ишимско-го уезда, С. Григорьев, 32 л. За повенчание до совершенолетия крестьянина Кошкарова К возмещению вы-держок по делу в сумме 43 р. 30 коп. 12.12 - 8.01. 1907 г.
Священник Петровской церкви, села Казакинского, Курганского уезда, М. Потапов, 65 л. За вымогательство при требах Переведен в псаломщики до исправления 14.12 - 9.01. 1907 г.
Псаломщик Космо-Расширской церкви, села Устьяновского, Ишимского уезда, Н. Масловский, 31 г. За обнаружение в третий раз нетрезвости Исключение из духовного звания 21.02 - 1.03. 1907 г.
Источник: ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 18. Д. 443. Л. 51-59.
Среди множества нарративных материалов архивов особо ценными для исследователя представляются следующие документы: 1) отчеты инспектора народных училищ по ревизии одноклассных и двухклассных сельских училищ ведомства Министерства народного просвещения. В обозначенных отчетах затрагиваются вопросы организационного характера, наличие образования у учителей, число учащихся - с дополнительной информацией о причинах отсутствия на занятиях (если таковые имелись), начало учебного года, пройденный материал и общие замечания по учебной деятельности; документы об открытии, функционировании передвижных школ; состав служащих школ (назначение, перемещение, увольнение (фонды Дирекции и инспекции народных училищ по
районам, Штатный смотритель20); 2)отчеты
21
0 церковно-приходских школах21 и школах грамоты; вопросы, связанные с деятельностью учащихся (фонды Тобольского приказа общественного призрения, Епархиального училищного совета22); 3) циркуляры Министерства народного просвещения; взаимоотношения учителей (в том числе церковных и светских); увольнение учащихся (причины, сроки) (Тобольский губернский училищный совет, Тюменское уездное училище23); 4) индивидуальные фонды школ (например, Тобольская низшая сельскохозяйственная школа24).
Перечисленные неопубликованные источники составляют полный перечень всех отслеженных в фондах Тобольского и Тюменского архивов документов по изучению крестьянской жизни второй половины XIX
- начала XX в. В сочетании с другими документальными материалами (периодическая печать, опубликованные материалы, историографические обзоры) источники такового рода обеспечивают основные исходные данные для исследования истории социальной и культурной жизни крестьянства Тобольской губернии в изучаемый период.
Примечания
1 См.: Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало
XX в.). СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2000. Т. 1. С. 334-338.
2 См.: Буцинский, П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. Харьков : Харьк.
ун-т, 1889. 236 с.; Щапов, А. П. Неизданные сочинения // Изв. о-ва археологии, истории при Казан. ун-те. Казань : Казан. ун-т, 1926. Т. 33. Вып. 2. С. 13; Дунин-Горкавич, А. А. Тобольский север. Этнографический очерк. М. : Моск. ун-т, 1996. Т. 3. С. 62-73; Гамолец-кий, К. В. Демьянская волость. Тобольский север глазами политических ссыльных XIX
- начала XX в. Екатеринбург : Полиграфия, 1998. С.218-300.
3 См.: Александров, В. А. Введение в этнографию // Этнография русского крестьянства Сибири. М. : Моск. гос. ун-т, 1981. С. 3; Рашин, А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913). Статистические очерки. М. : Моск. гос. ун-т, 1956. С. 37; Кабузан, В. М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX в. М. : Моск. гос. ун-т, 1963. С. 78-82.
4 См.: Громыко, М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 1993. 340 с; Миненко, Н. А. Русская крестьянская семья Западной Сибири. Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 1979. 420 с.
5 См.: Горюшкин, Л. М. Источники по истории крестьянства и сельского хозяйства Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 1988. С. 60; Антонов, Д. Н. Метрические книги : время собирать камни // Отечеств. арх. 1986. № 4. С. 15.
6 См.: Балюк, Н. А. Тобольская деревня в конце XVI-XIX вв. Тобольск : Штрих, 1997. 149 с.; Зверев, В. А. Дети - отцам замена. Новосибирск : Новосиб. ун-т, 1993. 156 с.; Гончаров, Ю. М. Городская семья Сибири. Барнаул : Алтайс. ун-т, 2002. 314 с.; Комаров, Д. А. Религиозное просвещение русского крестьянства в приходской практике сельского духовенства // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Тверь : Славян. мир, 2006. С. 283-297; Буховец, О. Г. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в начале XX в. М. : Мосгорархив, 1996. 399 с.; Колтышева, И. Н. Некоторые особенности развития народного образования в Тобольской губернии // Культура : образ и образование. Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 1996. С. 14-17; Половинкин, Н. С. Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения / Н. С. Половинкин, А. В. Чернышов // Религия и церковь в Сибири : сб. науч. ст. и док. Вып. 2. Тюмень, 1991. 45 с.
7 См.: Мамсик, Т. С. Западносибирская приписная деревня в системе товарно-денежного хозяйства. Новосибирск : Новосиб. ун-т, 2001. 290 с.; Сагайдачный, А. Н. Демографические процессы в деревне Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. Новосибирск : Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2000. 144 с.; Борисенко, М. В. Ареал генеалогии русских крестьян. СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2001. 324 с.
8 См.: Вульф, Кристофер. Антропология (история, культура, философия). СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2007. С. 156-176; Илюха, О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX века. СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2007. С. 13; Козлова, Н. А. Социальноисторическая антропология. М. : Ключ, 1998. С. 15-24; Романовский, Н. В. Историческая социология. М. : Канон, 2009. С. 134-145; Репина, Л. П. Новая историческая наука и социальная история. М. : Мосгосархив, 1998. С. 46-47.
9 Данные округа расположены по уменьшению территории, согласно Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Т. LXXVIII. Тобольская губерния. СПб., 1905.С. 4.
10 См.: Тарасов-Борисенко, М. В. Указ. соч. С. 4.
11 Государственный архив Тюменской области в г. Тобольске (далее - ГУТО ГАТО в г. Тобольске). См. например, : Ф. И-5. Оп. 1. Д. 8, 11, 17, 23, 48 и др.
12 Сагайдачный, А. Н. Указ. соч. С. 45.
13 Примером может служить запись, сделанная в разделе «об умерших» в метрической книге Кизакской волости, Ялуторовского округа от 25 ноября 1883 г. Согласно данной записи дочь крестьянина Федора Андреева Евдокия умерла в возрасте 2,5 года. Проверка записей о рождении в разделе «о родившихся» установила, что родилась она 30 января 1880 г. и прожила, следовательно, 3 года и 10 месяцев, т. е. неточность составила более года (ГУТО ГАТО. Ф. И-100. Оп. 1. Д. 20. Л. 20).
14 ГУТО ГАТО. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.
15 См. например: ГУТО ГАТО. Ф. И-40. Оп.
1. Д. 22, 23, 53, 56, 69, 111; Ф. И-114. Оп. 1. Д. 47, 52, 176, 209; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-158. Оп. 1. Д. 20, 45; Ф. И-344. Оп. 1. Д. 3, 118; Ф. И-345. Оп. 1. Д. 128, 133 и др.
16 Там же. Ф. И-485. Оп. 1. Д. 129, 130, 131, 133, 134; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-156.
Оп. 16. Д. 261, 274; Оп. 18. Д. 8, 11, 21 и др.
17 Там же. Ф. И-480. Оп. 1. Д. 6, 54; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-332. Оп. 1. Д. 35; Оп. 2. Д. 7, 41 и др.
18 Там же. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1215; Ф. И-33. Оп. 1. Д. 16, 18, 19, 20; Ф. И-80. Оп. 1. Д. 17, 66; Ф. И-114. Оп. 1. Д. 40, 46; Ф. И-204. Оп. 1. Д. 1, 14, 16 и др.
19 См.: Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902. С. 444-449.
20 См. например: ГУТО ГАТО. Ф. И-78. Оп. 1. Д. 3, 4, 5, 6, 9, 10, 36, 43; Ф. И-59. Оп. 1. Д. 1,
2, 3, 5, 7, 11, 14, 89, 137; Ф. И-77. Оп. 1. Д. 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 22, 24, 29; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-5. Оп. 1. Д. 16, 33, 36, 37 и др.
21 Среди множества отчетов о церковно-приходских школах (далее - ЦПШ) был обнаружен подотчет 1886 г., в котором содержались сведения о препятствиях к открытию ЦПШ: «...1) существование различных учебных заведений гражданского и военного ведомств в городских и министерских школ в деревнях, каковы заведения и школы, по отзывам благочинных, приходских священников и их прихожан, удовлетворяют, будто бы, спросу на обучение детей прихожан; 2) в нехватке помещений для ЦПШ, учебных принадлежностей и вообще средств к открытию и содержанию этих школ, вследствие бедности и даже нищеты прихожан, после неурожаев хлеба в продолжение нескольких лет кряду, и упадки скота; 3) в дальности расстояния одной от другой и от приходских церквей; 4) в большом количестве обязанностей приходских священников и затруднительности при свершении треб в раскинутых на огромном пространстве деревнях и малочисленности чинов причта; 5) в недостатке лиц, которые бы могли вести дело обучения в ЦПШ; 6) существование в некоторых приходах раскольников, которые устраняются от православного духовенства» - ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-61. Оп. 1. Д. 2. Л. 13 об.
22 Там же. Ф. И-355. Оп. 1. Д. 13, 15; Ф. И-61. Оп. 1. Д. 3, 6, 11, 23, 27 и др.
23 Там же. Ф. И-458. Оп. 1. Д. 1; ГУТО ГАТО. Ф. И-78. Оп. 1. Д. 6, 9, 10 и др.
24 Там же. Ф. И-468. Оп. 1; Ф. И-702. Оп. 1. и др.