Научная статья на тему 'Neonatological aspects of activity Department of Pediatrics and Perinatology of the past 20 years'

Neonatological aspects of activity Department of Pediatrics and Perinatology of the past 20 years Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОНАТОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / NEONATOLOGY / RESEARCH / TRAINING

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кузнецова Алевтина Васильевна

В статье представлен опыт работы кафедры педиатрии и перинатологии по преподаванию неонатологии и основные положения научно-практической деятельности за период с 1990 по 2010 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кузнецова Алевтина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Neonatological aspects of activity Department of Pediatrics and Perinatology of the past 20 years»

УДК 614.2:616-053.2

А.В. КУЗНЕЦОВА

Казанская государственная медицинская академия

Неонатологические аспекты деятельности кафедры педиатрии и перинатологии за последние 20 лет

I Кузнецова Алевтина Васильевна

доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и неонатологии 420110, г. Казань, Пр. Победы, д. 72, кв. 93, тел.: (843) 268-82-19

В статье представлен опыт работы кафедры педиатрии и перинатологии по преподаванию неонатологии и основные положения научно-практической деятельности за период с 1990 по 2010 годы.

Ключевые слова: неонатология, научные исследования, обучение.

A.V. KUZNETSOVA

Kazan State Medical Academy

Neonatological aspects of activity Department of Pediatrics and Perinatology of the past 20 years

The article presents the experience of the Department of Pediatrics and Perinatology on teaching neonatology and basic science and practical activities for the period from 1990 to 2010.

Keywords: neonatology, research, training.

Повсеместный рост неонатальной заболеваемости, неоправданные потери жизнеспособных новорожденных детей и ранняя инвалидизация их требуют поиска новых форм организации пери- и неонатальной помощи, оптимизации качества профессиональной подготовки врачей по специальности «неонатология», изучения причин наиболее распространенной и управляемой патологии новорожденных, внедрения новых технологий в доклинической диагностике, профилактике, лечении и минимизации осложнений.

Созданная в 1990 году кафедра педиатрии и перинатологии (переименована в кафедру педиатрии и неонатологии в конце 2009 года) в Казанском ГИДУВе (ныне Казанская государственная медицинская академия) имела следующие основные направления: подготовка специалистов по актуальным вопросам перинатальной медицины и неонатологии с элементами модульного обучения; научная программа вклю-

чала разработку и внедрение в неонатальную практику новых методов диагностики и лечения наиболее распространенной и жизнеугрожаемой патологии новорожденных детей.

Первым этапом работы кафедры в этих направлениях явилась подготовка сотрудников по перинатальной медицине в Ленинграде, Москве, США ( Университет штата Мериленд — 1992 и 1994 года), Германии и создание рабочей группы преподавателей по неонатологии, в том числе из ординаторов кафедры (И.М. Абдуллин, Н.Л. Рыбкина) с последующей их стажировкой в перинатальном центре Университета штата Мериланд в США и Зальцбурге на постоянно действующих семинарах по интенсивной терапии новорожденных. Многолетние контакты сотрудников кафедры с учеными США и их безвозмездная спонсорская помощь (библиотека, в том числе учебники по реанимации новорожденных, обучающие манекены и муляжи, компьютеры и оргтехника, видеофиль-

144 ^л_ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'2 (41) апрель 2010 г.

мы) способствовали оптимизации подготовки специалистов по неонатологии (сертификационный цикл) и перинатальной медицине. Проведено 4 совместных обучающих семинара для акушеров-гинекологов, реаниматологов и неонатологов г. Казани и в Республике Татарстан по интенсивной терапии новорожденных и внедрению протокола по реанимации новорожденных в родзале, принятого в США, (соответствующего рекомендациям ВОЗ), в роддомах г. Казани и Республики Татарстан (выездные семинары сотрудников кафедры во все крупные города — Бугульму, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск) уже в 1994 году.

Особо хочется отметить весомый вклад американских ученых в реальное становление перинатальной службы в Республике Татарстан — участие в закладке строительства перинатального центра на территории РКБ МЗ РТ (август 1994 года) и поддержке инициативы кафедры в необходимости открытия реанимационного отделения новорожденных в 1-й детской больнице г. Казани, являющейся клинической базой кафедры.

В осуществлении всей этой деятельности кафедра постоянно находила действенную поддержку со стороны ректора академии профессора М.К. Михайлова и Министерства здравоохранения Республики Татарстан — в лице министра К.Ш. Зыятдинова и заместителя министра Л.А. Никольской. Кроме того, циклы по перинатальной медицине как стационарные, так и выездные проводились при участии сотрудников акушерских кафедр КГМА, в основном кафедры, руководителем которой была доцент Л.М. Тухватуллина.

После открытия в 2001 году отделения реанимации новорожденных в базовой больнице, имеющей и отделение патологии новорожденных на 60 коек, кафедра получила новые возможности для совершенствования учебного процесса: в программе аттестационного цикла для неонатологов (стационарного и выездного) был расширен модуль по реанимации новорожденных детей. Для этого были привлечены сотрудники кафедры анестезиологии и реаниматологии Казанской медицинской академии — ассистенты кандидат медицинских наук И.М. Абдуллин (бывший в то время заведующий отделением реанимации новорожденных ДРКБ), затем С.А. Любин — заведующий отделением реанимации новорожденных 1-й детской больницы г. Казани.

Реанимационный модуль по неонатологии включает основные направления интенсивной терапии новорожденных по двум составляющим — лекционный курс, семинары и практику в отделении реанимации новорожденных детей, отделении патологии новорожденных и базовых родильных домах. Основными темами модуля являются респираторная поддержка, инфузионная терапия и парентеральное питание, метаболические нарушения, мониторирование, шок, посиндромная терапия — то есть то, что относится к разделу «критической неонатологии».

В последние годы в связи с требованием времени и ВОЗ, после обучения сотрудников отделения реанимации и автора этой статьи на семинарах по интенсивной терапии детей с ЭНМТ в Санкт-Петербурге (2006-2007 годы) в реанимационный модуль преподавания на кафедре были введены новые темы: выхаживание недоношенных новорожденных с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ), вопросы инфекционного контроля, аудита и этики в неонатологии.

Кроме реанимационного модуля, циклы по неонатологии включают темы из разделов неонатальной пульмонологии, кардиологии, нефрологии, лучевой диагностики, иммунологии, гематологии, фармакотерапии. Так, в цикл первичной переподготовки по неонатологии включен раздел неонатальной неврологии с привлечением сотрудников кафедры детской

невропатологии КГМА (заведующий — доктор медицинских наук В.Ф. Прусаков), а также акушерский модуль, включающий анте- и интранатальные вопросы обеспечения профилактики патологии плода и качества его последующей жизни силами сотрудников кафедры акушерства и гинекологии №2 КГМА (заведующая — доктор медицинских наук О. В. Чечулина).

В процессе проведения сетификационного цикла на первом информационном семинаре проводится интервьюирование врачей-слушателей, после ознакомления с унифицированной программой выясняются темы, которые могут быть обсуждены в процессе проведения занятий. Слушатели цикла вместе с прикрепленным ассистентом курируют и разбирают больных, участвуют в клинических конференциях и разборах, реферируют литературу и защищают определенный реферат, в процессе цикла трижды проходят тестирование — входной контроль, текущий и заключительный с собеседованием по окончанию цикла.

Циклы по неонатологии (стационарные и выездные), проводимые кафедрой, всегда были востребованы; иногда из-за невозможности принять всех желающих врачей приходилось организовывать внеплановые стационарные циклы. Кроме врачей Татарстана, на кафедру приезжают неонатологи из разных регионов России, в ординатуре обучаются и иностранные специалисты.

В последние годы по заявкам практического здравоохранения кафедра проводит двухнедельные (72 часа) циклы по неонатологии для участковых педиатров. Планируется проведение нового цикла для участковых педиатров «Актуальные вопросы неонатологии, здоровый новорожденный».

Кафедра располагает определенными возможностями для самообразования и самостоятельного обучения как сотрудников кафедры и базовой больницы, так и врачей циклов усовершенствования: выход в интернет, учебно-методические рекомендации Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, учебники по реанимации новорожденных, изданные в США на русском языке, манекен и муляж головы новорожденного для освоения практических навыков реанимации, в том числе интубации трахеи, мультимедийное оснащение, видеофильмы по реанимации новорожденных и несколько тестовых компьютерных программ, включающих вопросы неотложной и реанимационной помощи новорожденным детям. Имеются руководства по неонатологии Н.П. Шабалова и других известных неонатологов России и Запада, Национальное руководство по неонатологии (2007) под редакцией академика Н.Н. Володина, другая специальная литература и современные педиатрические журналы. Это своеобразный учебно-методический и консультативный центр, куда приходят и приезжают неонатологи г. Казани и Республики Татарстан с вопросами по разбору историй болезни и с отчетами своей работы для представления на подтверждение или присвоение квалификационной категории по неонатологии для рецензирования, которое проводится сотрудниками кафедры с разбором положений и выводов отчета в присутствии автора.

Кафедра является инициатором проведения заседаний секции неонатологов Татарстанского филиала Союза педиатров России, они проводятся 2-3 раза в год: непременно после ежегодного конгресса по перинатальной медицине и при возникающей необходимости; на секции обсуждаются новые решения и рекомендации по неонатологии или насущные вопросы местного плана. Секция имеет возможность распространения новых печатных изданий по разделам неона-тологии. Это также одна из форм повышения квалификации врачей по данной специальности.

Научная направленность работы кафедры согласуется с требованием современной неонатологии и имеет непосредственный выход в практику здравоохранения. В 90-е годы это касалось наиболее тяжелой и плохо управляемой патологии новорожденных в нашей стране: РДС — предложена его антенатальная профилактика дексаметазоном на сроке 28-32 недели гестации, обоснованная мониторингом гормональных параметров (кортизол, ТТГ, Т3, Т4) у беременных с угрозой прерывания (Н.Л. Рыбкина); разработан алгоритм лучевой диагностики поражений ЦНС у новорожденных с респираторными расстройствами (О.А. Степанова, Г.З. Юсупова и др.); проводился поиск и внедрение в клиническую практику доклинических критериев диагностики некротизирующего энтероколита (НЭК) по показателям нейтрофильного фагоцитоза (И.М. Абдуллин) и ферментному спектру микрофлоры кишечника (А.А. Бабинцева); доклиническая диагностика пневмонии и ее осложнений при синдроме аспирации по состоянию эндо-токсинемии в системе мать-ребенок (Л.А. Большакова) и про-кальцитонина (С.А. Любин, А.А. Бабинцева, Л.А.Большакова и др.); оптимизация интенсивной терапии (адекватная им-мунозаместительная — иммуноглобулинами последних поколений для внутривенного введения) недоношенных детей в критических состояниях на фоне бактериальной инфекции. Проводится исследование интерферонового и интерлейки-нового статуса у новорожденных от матерей с хронической уреаплазменной инфекцией в плане прогнозирования ее у ребенка и профилактики без использования антибиотиков

в раннем неонатальном периоде (ТГ Фетисова). По материалам исследований опубликовано более 60 работ в отечественной и зарубежной печати. Сотрудники кафедры активно участвуют в работе ежегодной научно-практической межрегиональной конференции «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском округе», проводимой КГМА и КГМУ.

Большая лечебно-консультативная и методическая работа сотрудников кафедры в отделениях патологии и реанимации новорожденных базовой больницы и роддомах г. Казани, постоянно совершенствующаяся подготовка кадров по неонатологии, внедрение новых научных разработок, аудита и элементов высокотехнологичной медицинской помощи в клиническую неонатальную практику способствовали снижению летальности новорожденных в ОРН 1-й детской больницы и младенческой смертности в г. Казани в 3 раза за последние 3 года за счет снижения неонатальной смертности.

В поле зрения кафедры в последние годы находится проблема организации выхаживания недоношенных новорожденных детей с ЭНМТ на региональном уровне, создания в г. Казани единой службы последующего наблюдения (раннего сопровождения и катамнеза) и реабилитации детей, имевших патологию в неонатальном периоде с целью минимизации дальнейших осложнений, профилактики ранней инвалидиза-ции и медицинского обеспечения достойного качества жизни. В плане оптимизации преподавания неонатологии рассматривается возможность использования имеющегося опыта кафедры в применении интерактивного обучения врачей.

ЖУРНАЛ ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ

ПРОСИМ ВАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПОРЯДОК И ФОРМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСЕЙ В ЖУРНАЛ «ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»

Рукописи можно предоставить по адресу:

420012, г. Казань, а/я 11 или,

по согласованию с редакцией, на e-mail: [email protected]

В первом случае рукописи подаются в двух экземплярах с электронной версией (CD, дискета). Рукопись должна сопровождаться ясной информацией об отправителе и ответственном авторе материала: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес (с индексом), тел., e-mail. Эти данные необходимы для ведения переписки, направления рецензий и другой корреспонденции.

Журнал ориентирован на практикующих врачей, поэтому приветствуются статьи в виде лекций для врачей на актуальную тему и обзоры литературы, отражающие современное состояние проблемы диагностики, профилактики и лечения отдельных заболеваний и синдромов.

Объем статей: для оригинальной работы — не более 10 страниц; для лекции или обзора литературы — не более 15 страниц; для описания клинического наблюдения — не более 5 страниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.