Национальные интересы: National interests:
приоритеты и безопасность 31 (2015)2-9 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Приоритеты России
неоиндустриальная модернизация как закономерный этап общественного развития*
Надежда Николаевна сЕмЁНовА
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация nnsemenova@mail.ru
история статьи:
Принята 15.05.2015 Принята в доработанном виде 16.06.2015
Одобрена 16.06.2015 удк 330.342.24
ключевые слова:
неоиндустрильная модернизация, инновационное развитие, модернизация экономики, высокотехнологичный способ производства, вертикально интегрированные структуры
Аннотация
тема. В настоящее время с учетом приоритетов обеспечения национальной экономической безопасности возникает настоятельная потребность в переходе от экспортно-сырьевой модели к новой модели социально-экономического развития - неоидустриальной модернизации, способствующей наращиванию инновационного потенциала на основе инвестиций. цель. Целью работы является обоснование необходимости осуществления неоиндустриальной модернизации в России.
методология. Применены такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, индукции и дедукция, горизонтальный сравнительный анализ, метод экспертных оценок. результаты. В статье в результате исследования обоснованы основные причины, обуславливающие необходимость проведения неоиндустриальной модернизации в России, среди которых: чрезвычайно высокая зависимость доходов федерального бюджета от экспорта нефти и газа; снижение доли обрабатывающей промышленности в ВВП; деиндустриализация производительных сил; низкая инновационная активность предприятий; технологическое отставание страны от ведущих стран мира и др. Автором рассмотрены основные положения концепции неоиндустриальной модернизации российской экономики, базирующейся на высокотехнологичной реконструкции всей экономической системы, включая формы организации крупномасштабного производства, методы стимулирования роста накопления, капиталовложений и производительности труда, снижения издержек и повышения качества продукции.
вывод и значимость. Сделан вывод о том, что неоиндустриальная модернизация возможна только при непосредственном и активном участии в ней государства, включая разработку государственных программ проведения неоиндустриализации и их необходимое финансирование. Показано, что исключительное значение имеет достижение стратегической цели неоиндустриальной модернизации, заключающейся в создании современных отраслей, основанных на использовании инновационных и наукоемких технологий, повышении национальной конкурентоспособности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Трансформация российской экономики в 1990-е гг. привела не столько к созданию рыночного механизма, сколько к повсеместному развалу научно-производственной сферы, особенно в обрабатывающих отраслях, с одновременным усилением сырьевой направленности национальной экономики. В настоящее время в России существует чрезвычайно высокая зависимость доходов федерального бюджета от экспорта нефти и газа. Так, в 2008-2014 гг. доля нефтегазовых доходов в общем объеме федерального бюджета составляла в среднем
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-02-00174 а.
46,1% (см. рисунок). Кроме того, значительная часть рентных доходов направлялась в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а не инвестировалась в развитие национальной экономики.
Сырьевая модель экономического развития России способствовала деиндустриализации народного хозяйства, нарастанию технологического отставания от национальных хозяйств ведущих стран мира. Для современной России характерно преобладание среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности низкого уровня (51%), а удельный вес высокотехнологичных отраслей составляет лишь 8%. В развитых странах мира данные
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета РФ в 2008-2014 гг., %
60 п
47 3 46
44,4
50 -40 -30 -20 10 0
41,7
43,3
48,1
52,1
¿С
1
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Источник: по данным Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna.ru. Степень износа основных фондов в Российской Федерации в 2008-2014 гг., %
2014 г.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Степень износа основных фондов 45,3 45,3 47,1 47,9 47,7 48,2 49,0
Удельный вес полностью изношенных основных фондов 13,1 13,0 13,5 14,4 14,0 14,6 14,8
Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
показатели составляют, соответственно, 21 и 19,2% [1]. Стоит также подчеркнуть, что степень износа основных фондов по экономике РФ в целом в 2014 г. составляла 49,0% (критическое значение данного индикатора экономической безопасности составляет 50%), а удельный вес полностью изношенных основных фондов - 14,8% (см. таблицу). Если рассматривать возрастную структуру используемых в промышленности машин и оборудования, то средний возраст техники составляет 20 лет, что почти в 2 раза превышает уровень 1990 г. [2].
Наряду с указанными негативными тенденциями следует также отметить низкую инновационную активность российских предприятий. В настоящее время, по данным Федеральной службы государственной статистики, удельный вес инновационно активных предприятий в России составляет лишь 10,9%, в то время как в Германии -71,8%, в Финляндии - 52,5%. Достаточно низкой является и доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, которая в 2014 г. составила 8,9%.
В сложившихся условиях с учетом приоритетов обеспечения экономической безопасности государства возникает настоятельная потребность
в переходе от экспортно-сырьевой модели к новой модели социально-экономического развития, способствующей наращиванию инновационного потенциала на основе инвестиций. В отечественной экономической литературе новая парадигма социально-экономического развития активно обсуждается в публикациях А. Амосова, С. Глазьева, С. Губанова, Л. Ивановой, Р. Кучукова, А. Нешитого. В. Рязанова, А. Селезнева, О. Сухарева, К. Хубиева и других ученых1 [1, 3-11].
Следует отметить, что в ходе развернувшейся дискуссии о стратегии развития экономики России широко используются такие термины, как «модернизация», «реиндустриализация», «неоиндустриализация». Термин «модернизация» в экономической литературе рассматривается в двух основных значениях. В узком смысле под модернизацией понимается «усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами»
[12]. В широком смысле модернизация представляет собой любые качественные изменения в экономике
[13].
1 Сухарев О.С. Реиндустриализация экономики России и технологическое развитие // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 10. С. 2-16.
Важнейшим признаком модернизации является неразрывность изменений в экономике в сочетании с глубокими сдвигами в сфере производительных сил. В противном случае можно говорить лишь о частичной трансформации, когда происходит переход от одной системы отношений к другой, или об экономическом реформировании, когда осуществляются изменения в рамках уже сложившейся системы отношений.
Основной причиной провала несостоявшейся экономической модернизации в нашей стране в годы «перестройки» явилось то, что все изменения свелись только к сфере экономических отношений. Стоит отметить, что модернизация в большей степени имеет производственно-экономическое наполнение. Можно выделить 3 основные составляющие модернизации: 1) технологическая модернизация, предусматривающая качественное обновление средств производства, формирование нового технологического уклада; 2) структурная модернизация, в основе которой лежит перестройка структуры экономики с акцентом на передовые отрасли и сферы; 3) воспроизводственная модернизация, предусматривающая формирование нового типа воспроизводства. Выделенные направления модернизации должны сопровождаться изменением институтов и экономических отношений, и прежде всего отношений собственности.
Р е и н д у с т р и а л и з а ц и я р а с с м ат р и в а е т с я отечественными учеными-экономистами как «второе дыхание» индустриализма в наше время и служит для обозначения стратегического ориентира совершенствования материально-технической базы национальной экономики как основы повышения конкурентоспособности страны. По мнению В. Рязанова, курс на реиндустриализацию - это переключение на инвестиционную составляющую совокупного спроса. Для того чтобы вывести российскую экономику в фазу устойчивого роста, необходимо устранить ограничения спроса, основываться на расширяющемся потенциале потребительского и инвестиционного спроса [8, с. 15].
Неоиндустриализация характеризуется переходом к автоматизации производительных сил, информатизации, экологизации, формированию нового типа общественного воспроизводства -наукоемкого, высокотехнологичного и экологически эффективного, представляющего собой развитую ступень современного этапа историче ского развития. Инициатором научной дискуссии о новой
индустриализации России выступил С. Губанов, давший развернутое концептуальное обоснование парадигмы неоиндустриализации. Согласно выдвинутой им научной концепции, современный этап социально -эко номиче ского развития характеризуется вступлением в неоиндустриальную эпоху - исторически более высокую, когда в составе совокупной рабочей силы общества преобладают работники интеллектуального труда и высшей квалификации, а наука действует как непосредственная производительная сила. Неоиндустриализация рассматривается С. Губановым как технотронная фаза индустриализации и процесс формирования наукоемкого способа производства [14, с. 6]. Выходит, только придание отечественным производительным силам неоиндустриального характера - наукоемкого и технотронного - гарантирует России выход на самые передовые рубежы научно-технического прогресса, производительности труда и качества жизни населения, т.е. становление в качестве передового неоиндустриального общества [15].
О с н о в н ы м и п о л о же н и я м и ко н ц е п ц и и неоиндустриальной модернизации являются:
1) организация капиталоемкого производства высокотехнологичных, автоматизированных средств производства, способствующих преодолению технологической отсталости и повышению конкурентоспособности отечественной экономики;
2) ведущая роль машиностроительного комплекса, способного осуществить переход к автоматизации материального производства и обеспечить повышение производительности труда. Приоритетное развитие машиностроения обладает межотраслевым эффектом, поскольку непосредственно связано с увеличением сферы научно-исследовательских и опытно-кончструкторских работ, ростом выпуска продукции в таких наукоемких отраслях, как приборостроение, 1Т-технологии, радиоэлектроника, средства связи, промышленные роботы, авиакосмическая техника, нанотехнологии, биотехнлогии и генная инженерия. По расчетам профессора Института экономики РАН А. Нешитого, высокотехнологичный прогресс экономики может обеспечиваться при том условии, когда в структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится не менее 30% [16];
3) проведение селективной, выборочной н а ц и о н а л и з а ц и и . М о д е р н и з а ц и я перерабатывающей промышленности и создание
новых прогрессивных ее отраслей потребуют кардинального увеличения государственной собственности как за счет бюджетного финансирования строительства новы х предприятий, так и национализации многих существующих. Национализация необходима для наращивания отечественного производства продукции конечного спроса с высокой долей добавленной стоимости. Необходимо нацио нализиро вать о бр абаты вающую промышленность, железнодорожный транспорт, ТЭК;
4) создание вертикально интегрированных общенациональных структур (в том числе в форме крупных ТНК), в которых полностью объединены все фазы производства конкурентоспособной продукции. В состав таких объединений при необходимости могут входить научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные организации. Единственным реальным собственником создания таких ТНК в России может выступить только государство. Функциорирование вертикально-интегрированных структур способствует повышению доходности экономики путем снижения потерь и затрат на каждой технологической стадии производства, создания условий для перехода к расширенному типу воспроизводства. В то же время интеграция и кооперация позволяют снизить трансакционные издержки и достичь эффекта разнообразия за счет диверсификации производства, глубокой переработки продукции и расширения товарного ассортимента, а также эффекта масштаба за счет роста объема продукции. Вертикально интегрированные структуры взаимосвязанных производств и хозяйствующих субъектов должны стать в «локомотивных» секторах движущими силами подъема экономики страны в целом;
5) перевод государственного бюджета на внутренние источники формирования доходной базы и повышение его инвестиционного потенциала. Неоидустриальная модернизация потре буе т привлече ния значитель ны х государственных средств. Отечественные ученые-экономисты предлагают различные источники финансирования неоиндустриализации: доходы деприватизированных предприятий сырьевых отраслей, экспортирующих энергетические и другие природные ресурсы; выручка от экспорта продукции военно-промышленного комплекса;
золотовалютные резервы страны; средства, высвободившиеся в результате введения запрета на «перелив» доходов граждан РФ в офшорные счета; введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц [17, 18];
6) регулирование ценообразования посредством установления нового механизма ценообразования: цены устанавливаются на основе интегральных издержек сроком на 5 лет, исходя из принципа общего рынка и принципа безубыточности
[14];
7) увеличение производственного потенциала и масштабов производства за счет роста накопления капитала и повышения его доли в ВВП при одновременном росте потребления в расчете на одного жителя страны. Согласно установленным индикаторам экономической безопасности, норма валового накопления основного капитала (отношение инвестиций в основной капитал к ВВП) составляет 25%. В России же норма валового накопления основного капитала составляет 20%, что соответствует уровню 1960-1970-х гг. и является недостаточным д ля пр о в е д е ния не о и нд ус тр и аль но й модернизации. Между тем развитые страны мира, осуществившие модернизацию и структурную перестройку экономики, в течение длительного периода времени поддерживали высокий уровень инвестиций в основной капитал. Так, в послевоенной Европе до 1970-х гг. норма накопления составляла не менее 25%, в Японии -30%, в период советской индустриализации данный показатель достигал 33-35% [6];
8) централизованное регулирование экономики на основе разработки и реализации перспективных пл ан ов, учиты вающих не обходимо сть преимущественного развития производства средств производства, являющегося ведущим в развитии современной высокоразвитой экономики.
Исходя из основных положений парадигмы неоиндустриальной модернизации, речь идет не просто о восстановлении мощной обрабатывающей промышленности, ставится задача формирования в стране нового высокотехнологичного способа производства, который гарантирует для России высокоразвитые производительные силы, передовую экономическую систему, высокие позиции в мире и преобладание автоматизированных рабочих мест
[17].
Неоиндустриальная модернизация является е д и н с т в е н н ы м с п о с о б о м п р е о д о л е н и я технологического отставания и технологической зависимости российской экономики. Концепция неоиндустриальной моде рнизации Ро ссии базируется на высокотехнологичной реконструкции всей экономической системы, включая формы организации крупномасштабного производства, методы стимулирования ро ста накопления, капиталовложений и производительности труда, снижения издержек и повышения качества продукции.
Не оиндустриальная парадигма полно стью адекватна нынешним задачам инновационной, высокотехнологичной модернизации России, сформулированным в Указе Президента РФ от 07.05.2012 N° 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В рамках данного документа в качестве ключевых целей долгосрочной государственной экономической политики определены в частности:
• новая индустриализация народного хозяйства, обеспечивающая движение по инновационному пути социально-экономического развития;
• увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% к 2018 г.;
• создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.
С момента издания названного указа прошло три года. Однако такой важнейший индикатор нового индустриального развития, как «доля инвестиций в ВВП», так и не достиг запланированного значения. Для того чтобы осуществить неоиндустриальную модернизацию российской экономики, необходимо изменить экономическую систему, включая механизм ценообразования, бюджетную и денежно-кредитную политику.
Несомненно, неоиндустриальная модернизация возможна только при непо средственном и активном участии в ней государства, включая разработку государственных программ пр о в е д е н ия н е о и нд у с тр иал из аци и и их необходимое финансирование. Целесообразность непосредственного государственного участия о бу с л о в л е на о с но в н о й е го ф ун кцие й -осуществление масштабных действий по освоению ниш хозяйственной деятельности для устранения возникших в экономике деформаций, а также
таких сфер, где получение минимальной прибыли сдерживает развитие, или, напротив, обеспечивает повышение рентабельности всех остальных участников общественного производства.
Для того чтобы перевести российскую экономику на новый неоиндустриальный этап развития, по разным оценкам экспертов, необходимо примерно 10-15 лет и от 43 до 70 трлн руб. [8, с. 32].
Реализация программы неоиндустриальной модернизации потребует увеличения в 1,5 раза годовой величины капитальных вложений в экономику и повышения нормы накопления основного капитала до уровня 30% ВВП. Наращивание инвестиционной базы во многом можно обеспечить за счет внутренних ресурсов, поскольку валовая величина сбережений в настоящее время на 8% превышает норму накопления и составляет 30% ВВП [19, 20].
В заключение следует отметить, что реализация стратегии неоиндустриальной модернизации экономики России будет способствовать решению целого комплекса задач социально-экономического развития страны, а именно:
• формированию высокотехнологичного сектора национальной экономики;
• масштабному перевооружению российской экономики наукоемкими и инновационными технологиями на о сно ве интеграции и концентрации базовых видов экономической деятельности;
• повышению качества человеческого капитала и его главной составляющей - интеллектуального потенциала;
• повышению уровня жизни населения;
• реализации социальных стандартов, адекватных достижениям научно-технического прогресса;
• выравниванию производительности труда, покупательной способности, уровня и качества жизни населения России по отношению к передовым индустриальным странам мира.
В конечном счете неондустриальная модернизация повысит рентабельность и конкурентоспособность отечественных предприятий, обеспечит качественное импортозамещение по продовольствию и товарам народного потребления, высокотехнологичному сырью, буде т гарантировать структурную диверсификацию экономики.
Список литературы
1. Почукаева О.В. Инновационные факторы развития российской обрабатывающей промышленности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / под ред. д.э.н. А.Г. Коровкина. М.: МАКС-Пресс, 2012. С. 257-279.
2. Кормишкина Л.А. О проблемах и перспективах изменения качества экономического роста в современной России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 9. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2324-2013-09-03-10-25-01.
3. Амосов А. Об экономическом механизме нового индустриального развития // Экономист. 2014. № 2. С.3-12.
4. Глазьев С. Какая модернизация нужна России? // Экономист. 2010. № 8. С. 3-17.
5. Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России) // Экономист. 2008. № 9. С. 3-27.
6. Кучуков Р. Неоиндустриальная модернизация и роль государственного сектора // Экономист. 2013. № 6.С. 16-25.
7. Нешитой А. Неоиндустриализация как основа возрождения промышленного потенциала. // Экономист. 2014. № 10. С. 3-9.
8. Рязанов В. Время для новой индустриализации: перспективы России // Экономист. 2013. № 8. С. 3-32.
9. Селезнев А. Ресурсное обеспечение неоиндустриальной модели развития // Экономист. 2013. № 2. С.3-15.
10. Сухарев О.С., Стрижакова Е.Н. Новая индустриализация - путь к повышению производительности труда в промышленности // Экономист. 2014. № 5. С. 6-17.
11. Хубиев. К. Неоиндустриальная модернизация и альтернативные подходы к ней // Экономист. 2013. № 4. С. 27-32.
12. Цветков В.А. Парадигма и «точки» неоиндустриальной модернизации в России // Глава коллективной монографии «Проблемы развития рыночной экономики» / под ред. член.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН, 2011. С. 16-34.
13. Кульков В. О позиционировании новой индустриализации // Экономист. 2014. № 10. С. 43-53.
14. Губанов С. Неоиндустриализация России и нищета ее саботажной критики // Экономист. 2014. № 4. С. 3-31.
15. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир, 2012. 224 с.
16. ПогосовИ., Соколовская Е. Накопление и потребление в условиях неоиндустриальной модернизации экономики // Экономист. 2014. № 9. С. 41-54.
17. Беляев Л. Неоиндустриализация и вертикальная интеграция: взгляд энергетика // Экономист. 2014. № 9. С. 28-34.
18. Селезнев А. Есть ли альтернатива парадигме новой индустриализации? // Экономист. 2014. № 8. С.19-27.
19. Благих И. Страна нуждается в новой индустриализации // Экономист. 2014. № 10. С. 10-17.
20. Иванова Л. К вопросу о стратегии неоиндустриальной модернизации // Экономист. 2012. № 2. С.18-26.
Национальные интересы: National interests:
приоритеты и безопасность 31 (2015)2-9 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Priorities of Russia
NEO-INDUSTRIAL MODERNIZATION AS A NATURAL STAGE OF SOCIAL DEVELOPMENT
Nadezhda N. SEMENOVA
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation nnsemenova@mail.ru
Article history:
Received 15 May 2015 Received in revised form 16 June 2015 Accepted 16 June 2015
Keywords: neo-industrial modernization, innovative development, economic modernization, high-tech production method, vertically integrated structures
Abstract
Importance Currently, considering the national security priorities, there is a vital need to shift from the export- and raw material-based model to a new model of socio-economic development, i.e. neo-industrial modernization reinvigorating innovative potential through investment. Objectives The research substatiates the need in neo-industrial modernization in Russia. Methods I apply such general scientific methods and techniques as scientific abstraction, induction, deduction, horizontal comparative analysis, expert assessment.
Results The article substantiates the basic reasons indicating the need in the neo-industrial modernization in Russia. I reviewed the key concepts of neo-industrial modernization of the Russian economy that imply high-technological retrofitting of the entire economic system. Conclusions and Relevance I conclude that neo-industrial modernization is feasible only when the State is immediately and actively involved in it, including the preparation of State neo-industrialization programs and their finance. The research displays that it is crucial to achieve strategic goals of neo-industrialial modernization. Neo-industrial modernization will create modern industries based on innovative and science-intensive technologies and increase the national competitiveness.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-02-00174a.
References
1. Pochukaeva O.V. Innovatsionnye faktory razvitiya rossiiskoi obrabatyvayushchei promyshlennosti [Innovative development factors of the Russian processing industry]. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN = Scientific Proceedings: Institute of National Economic Forecasting of RAS, 2012, pp.257-279.
2. Kormishkina L.A. O problemakh i perspektivakh izmeneniya kachestva ekonomicheskogo rosta v sovremennoi Rossii [On challenges and prospects of changing the quality of economic growth in modern Russia]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2013, no. 9. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru/marketing/item/2324-2013-09-03-10-25-01.
3. Amosov A. Ob ekonomicheskom mekhanizme novogo industrial'nogo razvitiya [On the economic mechanism of industrial development]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 2, pp. 3-12.
4. Glaz'ev S. Kakaya modernizatsiya nuzhna Rossii? [What kind of modernization does Russia need?].
Ekonomist = Economist, 2010, no. 8, pp. 3-17.
5. Gubanov S. Neoindustrializatsiya plyus vertikal'naya integratsiya (o formule razvitiya Rossii) [Neo-industrialization plus vertical integration (on Russia's development formulae)]. Ekonomist = Economist, 2008, no. 9, pp. 3-27.
6. Kuchukov R. Neoindustrial'naya modernizatsiya i rol' gosudarstvennogo sektora [Neo-industrial modernization and the role of the public sector]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 6, pp. 16-25.
7. Neshitoi A. Neoindustrializatsiya kak osnova vozrozhdeniya promyshlennogo potentsiala [Neo-industrialization as a basis for the industrial potential revival]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 10, pp. 3-9.
8. Ryazanov V. Vremya dlya novoi industrializatsii: perspektivy Rossii [Time for the new industrialization: prospects of Russia]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 8, pp. 3-32.
9. Seleznev A. Resursnoe obespechenie neoindustrial'noi modeli razvitiya [Resources for neo-industrial model of development]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 2, pp. 3-15.
10. Sukharev O.S., Strizhakova E.N. Novaya industrializatsiya - put' k povysheniyu proizvoditel'nosti truda v promyshlennosti [New industrialization is a way to increase labor productivity in the industry]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 5, pp. 6-17.
11. Khubiev K. Neoindustrial'naya modernizatsiya i al'ternativnye podkhody k nei [Neo-industrial modernization and alternative approaches to it]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 4, pp. 27-32.
12. Svetkov V.A. Paradigma i "tochki" neoindustrial'noi modernizatsii v Rossii. V kollektiv. monografii: Problemy razvitiya rynochnoi ekonomiki [The paradigm and points of neo-industrial modernization in Russia. In: Problems of the market economy development: a collective monograph]. Moscow, Central Economics and Mathematics Institute of RAS Publ., 2011, pp. 16-34.
13. Kul'kov V. O pozitsionirovanii novoi industrializatsii [On positioning of a new industrialization]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 10, pp. 43-53.
14. Gubanov S. Neoindustrializatsiya Rossii i nishcheta ee sabotazhnoi kritiki [Neo-industrialization of Russia and its poor sabotage criticism]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 4, pp. 3-31.
15. Gubanov S.S. Derzhavnyi proryv. Neoindustrializatsiya Rossii i vertikal'naya integratsiya [National breakthrough. Neo-industrialization of Russia and the vertical integration]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2012, 224 p.
16. Pogosov I., Sokolovskaya E. Nakoplenie i potreblenie v usloviyakh neoindustrial'noi modernizatsii ekonomiki [Accumulation and consumption during neo-industrial modernization of economy]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 9, pp. 41-54.
17. Belyaev L. Neoindustrializatsiya i vertikal'naya integratsiya: vzglyad energetika [Neo-industrialization and vertical integration: power engineer's views]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 9, pp. 28-34.
18. Seleznev A. Est' li al'ternativa paradigme novoi industrializatsii? [Is there an alternative to the paradigm of new industrialization?]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 8, pp. 19-27.
19. Blagikh I. Strana nuzhdaetsya v novoi industrializatsii [The country needs a new industrialization]. Ekonomist= Economist, 2014, no. 10, pp. 10-17.
20. Ivanova L. K voprosu o strategii neoindustrial'noi modernizatsii [On the strategy for neo-industrial modernization]. Ekonomist = Economist, 2012, no. 2, pp. 18-26.