5. Кочетков А.П. 2012а. Политическое участие корпоративного бизнеса // Политический класс в современном обществе / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. -М.: РОССПЭН. - С. 264-275.
6. Кочетков А.П. 2012б. Корпоративные элиты: Монография. - М.: РОССПЭН. -220 с.
7. Мохов В.П. 2008. Государственная бюрократия как инструмент консолидации российских властных элит // Элиты и власть в российском социальном пространстве. Материалы 5-го Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации». - СПб. -С. 65-78.
8. Мохов В.П. 2012. Кадры государственной бюрократии в процессах социальной трансформации политического класса современной России // Политический класс в современном обществе / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. - М.: РОССПЭН.
9. Окара А.Н. 2014. «Четвертая власть» между обществом и государством. Политические журналисты как часть политического класса современной России // Полития. - № 3 (74). - С. 57-74.
10. Очирова В.М. 2011. Особенности рекрутирования политических элит полиэтнических регионов России // Вестник Бурятского государственного университета. - № 6. - С. 195-203.
11. Пшизова С.Н. 2012. Политические консультанты в системе власти: К постановке проблемы // Политический класс в современном обществе / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. - М.: РОССПЭН. - С. 204-227.
«Власть», М., 2017г., № 1, с. 12-18.
С. Сиражудинова,
кандидат политических наук, докторант, Южно-Российский институт управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) НЕОФИТЫ В СТРУКТУРЕ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА
Аннотация. В последние годы в связи с усиливающейся угрозой, исходящей от исламских радикалов, и появлением Исламского государства внимание к неофитам (новообращенным в ислам) возросло. Под неофитами-мусульманами принято понимать реисламизированных этнических мусульман и неэтнических мусульман. В статье основное внимание уделено российским неэтническим мусульманам. Подробное внимание уделено причинам изменения религии и условиям для радикализации.
Ключевые слова: российские неофиты, новообращенные, ислам, радикализм, салафизм.
Неофиты (новообращенные в ислам) в последнее время стали объектом пристального внимания для многих западных стран. Численность их неуклонно растет. Восприятие данной группы очень часто связано с радикализацией, а в последнее время и с Исламским государством.
Для постсоветской Российской Федерации, в которой произошел внезапный подъем религиозности, особенно заметной среди представителей исламской конфессии, проблема неофитов особо актуальна. В России в последние годы имена неофитов часто звучат в криминальной хронике, связанной с террористической активностью и с боевиками Исламского государства. Тема Исламского государства привлекла широкое внимание СМИ и общественности после попытки российской студентки-неофитки отправиться в ИГ. Особый общественный резонанс (причем именно в мусульманской среде) получила гибель российского актера на территории Сирии. Многочисленные теракты начиная с 2000 г. в Москве, в Волгограде и в Дагестане вновь заставили обратить внимание на террористов-неофитов славянского происхождения (Саид Бурятский и др.), совершивших в России целые серии взрывов, к совершению которых нередко привлекались и женщины-смертницы («черные вдовы», «невесты Аллаха»). Так, в 2012 г. 28 августа Алла Сапрыкина совершила подрыв в доме известного дагестанского шейха - Саида Афанди Чиркейского, убив себя, шейха и его жену. Подобных известных случаев можно насчитать десятки, поэтому проблема русских-неофитов не может оставаться без внимания.
Проблема роста неофитов и их вовлеченность в радикальные структуры, изучение неофитов в постсоветской России становятся особенно важными. Поэтому необходимо понять, что представляют собой современные неофиты, увидеть их неоднородность, найти, что является причиной смены религии, и только изучив эти вопросы, можно понять и предотвратить их радикализацию. Конечно, как и в решении любой проблемы, одной науки будет недостаточно, должен существовать специальный общественный запрос, и те, кто мог бы использовать выводы ученых и их рекомендации воплощать на практике.
Несмотря на все возрастающее число неофитов в нашей стране, рассматриваемая проблема не привлекла достаточного
внимания ученых. Ее рассматривают вскользь, между строк в работах по исламу, подробного же специального анализа российскими учеными не проводилось. Вопрос, почему новообращенные мусульмане проявляют большую склонность к радикализации чем те, кто рождается мусульманами, до сих пор остается открытым. Проблему неофитов в своих работах по фанатизму и религиозному радикализму затрагивает В.В. Ким [12], встречается упоминание неофитов и в работах о радикализации в исправительных учреждениях, о русском исламе пишет Т.В. Излученко, сайты РПЦ.
Зарубежными учеными данная проблема изучается более пристально, и имеется ряд работ, посвященных неофитам, но и их небольшое количество, более того, они регионально привязаны и сосредоточены на отдельных случаях [6; 8; 9], основываются в основном на глубинных интервью. Если научных работ мало, то СМИ (и зарубежные, и отечественные) очень часто обращаются к вопросу неофитов и почти всегда связывают новообращенных мусульман с терроризмом, акцентируя внимание на отдельных, пусть и громких, случаях. Публикации в СМИ как всегда являются спекулятивными и представляют мусульман-неофитов как террористическую угрозу, игнорируя тот факт, что большинство новообращенных мусульман к терроризму отношения не имеют.
Данная проблема требует пристального и тщательного исследования и анализа, причем комплексного. В статье сделана попытка всесторонне рассмотреть проблему неофитов, изучив имеющиеся отечественные и зарубежные источники, использовав методы социологии - метод контент-анализа, анкетирования, интервью с неофитами, экспертные опросы. Для того чтобы изучить проблему неофитов в России, автором на базе «Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие"», в 2014-2015 гг. было проведено социологическое исследование «Новообращенные в ислам» (выборка 1658 респондентов). Широко при анализе используется компаративный метод, анализ численных данных о радикальных неофитах в ЮФО и СКФО.
Неофиты в религии - явление, насчитывающее тысячелетия. Смена религий и их трансформация - закономерный процесс. Так, сначала были местные языческие верования, затем происходило вторжение мировых религий, параллельно с ассимилированием местных верований, потом шел (а в исламе сейчас идет) процесс религиозных реформаций, разделения, обновления. И этот процесс непрерывен. Борьба за духовную сферу всегда была приоритетной.
Миссионерская деятельность всех мировых религий играла и сейчас играет важную роль.
В исламе (особенно фундаментальном) прозелитизм в последние годы стал более активным, особенно активно вторжение новых течений, со стремительной скоростью распространяющихся по миру - и в исламских странах, и проникающих в неисламские.
Так и появляются неофиты (и неофиты мусульманского происхождения (реисламисты, вновь исламизированные) и неофиты немусульманского происхождения).
Под неофитами обычно понимают тех, кто принимает новую религию, но, как выяснилось при опросе духовных лидеров Северного Кавказа, там многие под неофитами понимают тех, кто стал последователем новых для региона течений ислама - салафитов. С подобной проблемой сталкиваются в России и православные (младостарчество или лжестарчество), что Н. Ротач называет уродливым проявлением якобы «высокой духовности», и нео-фитство рассматривается как «новое освоение утраченной традиции» [13].
Численность фундаменталистских и радикальных исламистских сетей растет с начала 1990-х годов. Подавляющее большинство последних террористических атак в мире имеют одну общую черту - вовлечение новообращенных мусульман. Этот процесс схож во многих странах - в России, США, Австралии, Канаде, Франции, Германии, Филиппинах и т.д. Исламский радикализм и воинствующий джихад быстро распространяются по всему миру. Лидер «Аль-Каиды» Айман Аль-Завахири в 2006 г. поощрил вербовку новообращенных мусульман в западных странах на том основании, что они обеспечивают тактическое и стратегическое преимущества [3, с. 6-9].
Активное участие неофитов в деятельности Исламского государства породило вопрос: «Почему все большее число молодых людей готовы пожертвовать своей жизнью ради ислама радикального направления?» И таких людей уже более 2 тыс. [10].
Все чаще и чаще молодые европейские (в том числе и российские и северокавказские) мусульмане пытаются присоединиться к радикальным исламистским группировкам (ИГИЛ, ISIS, ISIL), воюющим за создание халифата в Сирии и Ираке, и среди них большое число молодых женщин, стремящихся воевать, чаще стать женами боевиков. Наибольшее число западных новобранцев пришли из Франции и Великобритании, меньше из Австрии, Бель-
гии и Испании [4]. Многие российские неофиты ищут прибежища в северокавказских республиках, вовлекаясь в деятельность террористических структур. Полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов отметил, что «нам известны факты, когда Кавказ становится привлекательным для неофитов, граждан немусульманского начала, принявших и исповедующих радикальные формы ислама, которые потом тоже вливаются в ряды НВФ», и предложил выработать методы и стратегию для идеологической борьбы, образования и воспитания молодежи [12].
Причины, побуждающие неофитов на изменение религиозных убеждений, разнообразны. Они бывают социальными и личностными. Объективные социальные причины обусловлены в первую очередь глобализационными процессами, усилением противостояния Запада и Востока, светского (атеистического и секулярного) и религиозного, (верующего и традиционного), потерей себя и отчуждением, быстрыми темпами снижающейся духовности общества и все большей удаленностью общества от религии и религиозных норм, духовной пустотой, и конечно же нельзя забывать про подростковый радикализм, привлекательность всего самого радикального и яркого. Для потерявшегося в современном мире принятие ислама часто выступает как способ найти себя и свое место в мусульманской общине, вернуть в жизнь религиозные ценности. Так, Сергей Маркедонов (в экспертном интервью, 2014 г.) отмечает, что пока будут гей-парады, будут появляться неофиты. Его позиция близка взглядам Скотта Флауера, отмечающего, что религиозный и политический призыв во многих западных странах проистекает из целого ряда социальных процессов, ослабления семейной солидарности и идентичности, поиска сильных социальных связей, взамен личного вакуума и социального отчуждения. Неофиты здесь выступают против современности, глобализации и светского общества, в любом случае порождающих радикализацию в самоизоляции [3].
Немаловажная причина - активность рекрутеров, широта публикационной активности в Интернете, создание интернет-форумов и социальных сетей, продвижение книг и лекций, онлайн-проповедей иностранных и местных ученых, благотворительной деятельности и т.д. Существуют сайты неофитов и группы в социальных сетях [«Почему Ислам?» http://www.whyislam.ru/ (11 695 участников на весну 2015 г.)].
Социальное благополучие и наличие цели в жизни также являются одним из решающих факторов, так как наиболее радикаль-
ные формы религии распространены среди молодежи трущоб и ориентированы на тех, которым нечего терять. Так, чеченская правозащитница, Хеда Саратова (экспертное интервью 2015 г.), в поисках преодоления вовлечения молодежи в радикальные структуры обратила внимание на молодежь, живущую за чертой бедности, отметив, что профилактической работы, предупреждающей радикализацию молодежи, неправительственные организации (НПО) не предпринимают, и вся работа выполняется только правоохранительными структурами (ЦПЭ и др.). Социальные и внутригрупповые связи в исламских группах (новых мусульман) привлекают молодых людей. Взаимная поддержка, благотворительные акции, помощь членам группы, сбор средств посредством социальных сетей оказываются действенными.
Портрет современного неофита неоднороден. Д. Лофланд и Н. Сконовд выделяют три группы неофитов [7]: 1) руководствующихся «мотивированным опытом»; 2) путешественников; 3) духовных искателей - небольшие группы людей, которые открыли для себя ислам, пройдя через несколько других религиозных традиций, движений и культов, они самостоятельно исследуют и анализируют тексты. Подобная классификация актуальна и для российских неофитов.
Очень часто у людей возникает потребность в религии. Так, А. Кес связал принятие ислама со стрессовым напряжением личности (как внутренним, так и в отношениях с внешней средой) [6].
Наше исследование показало, что часто к побуждению о смене религии приводит жизнь среди мусульманского окружения (поэтому очень много неофитов в крупных городах или районах с конфессионально смешанным населением - 85% респондентов), сюда же относятся и мусульманские друзья (очень часто именно друзья вовлекают неофитов в новую религию, среди студентов встречаются случаи, когда проживание в общежитии с мусульманами и пример их сплоченности является побудителем) и иногда самостоятельное изучение ислама - 4%.
Самое частое изменение веры происходит в целях вступления в брак с мусульманским партнером, оно часто бывает формальным, и здесь неофиты редко проявляют заинтересованность в практике и многое здесь зависит от партнера - к какому течению он принадлежит. Для представителя традиционного ислама брак с представителем другой этнической группы часто затруднен, поэтому намного больше браков заключается с представителями «нетрадиционного ислама». Частыми стали случаи, когда после
принятия ислама осуществляются поиски партнера и в этом помогают представители этнических землячеств (на Юге России, как показали опросы, прозелитизмом и «брачными вопросами» занимаются обычно дагестанцы), знакомые, а часто все происходит проще и современнее - при помощи специальных социальных сетей.
Если новообращенный из личных соображений (вступление в брак и т.д.) при вступлении в брак с нерадикальным мусульманином не всегда даже особо и замечает, что он сменил религию, то «новообращенные по убеждению могут стать рьяными в своей приверженности шариату» [6], это же относится и к партнерам радикальных мусульман.
Самая большая группа новообращенных - женщины, состоящие в браке с мусульманином. При этом «молодые мусульманские женщины, как правило, более радикальны, чем мужчины» [2]. Женщины составляют около 25% членов террористических организаций, возраст большинства из них от 18 до 25 лет. Они склонны к фанатизму и идеализации и очень часто их идеальные мечты рушатся, но часто слишком поздно.
Распространение радикальных форм ислама в мире, увеличение последователей новых для российских регионов форм («нетрадиционного») ислама способствуют появлению все большего числа неофитов (как мусульманского происхождения, так и не мусульманского - западного, русского).
Салафизм привлекает все большее число из молодежи с начала 1990-х годов. Все новое всегда более категорично, радикально и фанатично. После атеистического советского периода растущая религиозность стала более требовательной и жесткой, а предписания и практики новых течений, в то время активно распространяющихся в мире, более строгие и требовательные, подкрепляющиеся изречениями из Корана и Сунны, в то время как «в других течениях практиковали чтение Корана на арабском без перевода» [4; 12].
Растущая группа неофитов считает себя «соблюдающими» (строго относящимися к вере) и «следующими по пути "чистого" ислама, они часто идентифицируют себя как салафиты» [9]. «Новообращенные» часто демонстрируют фанатизм в их новой религии, которая, как правило, выражена крайне ритуализированным поведением, жестким дресс-кодом и озабоченностью о том, что является харам («запретным») и халяль («дозволенным») [5]. Как для салафитов характерно подчеркнуть различие между
«нами» и «ними» (нерелигиозной частью общества и несалафит-скими мусульманами) [1], так и для неофитов (русского происхождения) характерен эксклюзивизм [11] - чувство избранности (гордости, возвышения, нетерпимости) и ощущения истинности собственных религиозных убеждений. Все остальные представляются заблуждающимися. Так ответили 93% респондентов.
На пенитенциарные учреждения как среду вербовки неофитов-экстремистов обращают внимание многие авторы, подчеркивая, что идеологическая обработка неофитов для религиозных экстремистов является одной из приоритетных задач, поэтому их привлекают, оказывая всестороннюю помощь [14], воздействуют на психику. Интервью с религиозными лидерами показало, что «благотворительность» в исправительных учреждениях является одной из их приоритетных социальных задач.
Результаты проведенных нами социологических опросов показали, что религия играет важную роль в жизни россиян независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Несмотря на то что не все руководствуются в своей жизни нормами религии, религию считают одинаково важной (более 80%) и российские христиане и мусульмане. Духовность также играет важную роль у 34%, второстепенную - 33, периодически важную - 17%, не имеет значения - 6%, отметивших, что «живут по заповедям», - 5%.
Отношение к неофитам (новообращенным в ислам) этнические русские преимущественно выразили как нейтральное (27%) (их выбор, каждый сам выбирает, их личное дело...). Положительно относятся 22% респондентов. Негативное отношение (они заблудившиеся, жалею всех) и настороженное отношение - 26%, а также «главное правильно научить» отметили 9%. Отношение к девушкам, принимающим ислам, нейтральное - 56%, нормальное и положительное - 31 и отрицательное - 12%.
Несмотря на многочисленные дискуссии и распространение в СМИ информации о запрете на хиджаб, в России пока в учебных заведениях хиджаб носят. К сильно «закрытой женщине» отношение у россиян в немусульманских регионах нейтральное и безразличное - 67%, отрицательное - 23 и хорошее - 10%. Очень сильно ответы различались в зависимости от региона. Например, регионы, где совершались террористические акты, - особый случай. Здесь еще жива память о террористических актах, совершенных женщинами в хиджабах, поэтому напряженность и дискомфорт у населения в их присутствии существует в большей степени. На Юге России отношение к женщине в хиджабе более нейтральное. Стоит
отметить, что общественное мнение изменчиво - отношение меняется вместе с новостным информационным фоном. Радикализация девушек, шум вокруг студенток, отправившихся в Исламское государство, значительно изменили общественные настроения в негативную сторону.
Среди дагестанцев отношение к неофитам (новообращенным в ислам) преимущественно хорошее и уважительное - 67,6%, плохое и негативное - 10, равнодушное - 7%, неоднозначное («надеюсь, что они станут на истинный путь», «не всегда их наставляют люди, которые желают добра») - 5%. Даже в положительных ответах прослеживалось сомнение и указание на дистанцию, сложность полностью принять «неэтнического» мусульманина со стороны массы традиционных мусульман была заметна. «Обращение в ислам имеет не только богословское значение, это еще и социальный процесс, в котором тех, кто принимает ислам, глубоко тревожит мысль, что другие (этнические) мусульмане не будут рассматривать их в качестве «подлинных мусульман» [8]. Организацию русских мусульман (НОРМ) традиционно исповедующие ислам народы не восприняли, и она стала маргинальной обособленной группой [11].
Самих же неофитов привлекает простота понимания религии, взаимопомощь, единобожие, взаимоотношения этнических мусульман между собой и т. д. Дагестанских исламских деятелей (экспертов) неофиты настораживают. У большинства исламских деятелей их восприятие было слито с радикализацией.
Отношение к неофитам у респондентов неоднозначное. Встречаются и поощрение, и радость, и настороженность. Плохое помнят долго, поэтому даже несколько случаев участия неофитов в террористических актах смогли сформировать стереотипы и отношение к неофитам.
С каждым днем неофитов становится все больше. Как и среди этнических мусульман «внутренних неофитов» или ре-исламистов, так и среди «внешних» (русских) неофитов, число вступающих на путь радикализации выше. Анализ статистической информации, собранной в 2014 г., показывает, что самый высокий процент этнических мусульман в радикальном исламе в Республике Дагестан 6% (здесь только 0,02% радикальных неофитов), в Астраханской области - 1% мусульман в радикальном исламе от числа этнических мусульман. В Северной Осетии 0,07% этнических мусульман в радикальном исламе, 29% от числа неофитов и 50% от числа радикальных мусульман. В Ростовской области количество
неофитов в радикальном исламе 25% от числа неофитов и 45% от числа радикальных мусульман, в то время как этнических мусульман в радикальном исламе 0,06%. Высок уровень радикализации неофитов в Кабардино-Балкарии - 89% от числа неофитов и 22,6% от числа радикальных мусульман.
Учитывая высокую опасность радикализации неофитов, необходимо обратить внимание на эту проблему и решать ее не только посредством контроля и учета, но и общими усилиями со стороны власти и общественности. Важную роль могли бы сыграть структуры гражданского общества, религиозные структуры, СМИ и т.д., целенаправленно работающие с неофитами, позволяющие им найти себя в новой религии. Как отметили респонденты, «важно, чтобы они попали в хорошие руки», не попали под влияние радикальных структур. А «вера» и «духовность» - это основные традиционные ценности российского народа.
Заключение
Современные неофиты достаточно неоднородны. В России существует несколько типов неофитов, но наиболее распространенные - это «брачные неофиты» и «убежденные неофиты». Многочисленные случаи вступления в брак с представителями исламской конфессии были всегда, но никогда прежде не говорили об их радикализации. Причиной смены религии обычно служат духовный поиск, социальные проблемы, атомарность современного общества и индивидуализация. Радикальные проповедники более активны, они способствуют вовлечению неофитов в радикальные течения ислама, они же находят и новичков-неофитов, привлекают их в свои структуры большей открытостью, сплоченностью и организованностью. В то время как традиционные течения, тесно связанные с этнической общинностью, принять представителя иного этноса почти не готовы.
Предотвращение радикализации неофитов очень важно. Радикализации способствует распространение и популярность радикального ислама, и этот вопрос имеет первостепенное значение. Как может противостоять радикальной пропаганде неопытный новичок (каким бы знающим он себя ни считал), если выросшая в исламских семьях молодежь наперекор родителям и собственной исламской веками укорененной и транслируемой традиции вступает на путь радикализации? Поэтому важно:
• Рекомендовать духовным управлениям мусульман организовать курсы повышения религиозной грамотности вновь обращенных, с позиций которых разъяснять неофитам основы исламской идеологии, преимущества традиционных для России мусульманских концепций над фундаменталистскими течениями, фатальность участия в деструктивной деятельности религиозно-экстремистских структур.
• Необходимо создание групп, социальных сетей, молодежных инициатив, куда бы привлекались и неофиты - социальные связи, контакты и сплоченность внутри группы - одна из потребностей неофитов.
• В образовательных учреждениях предусмотреть проведение информационных акций (семинаров, круглых столов, конференций), направленных на разъяснение исторической роли религий в формировании российской культуры и этнической идентичности, повышение религиозной грамотности молодежи.
• В регионах необходимо проведение работы по ознакомлению с общими морально-нравственными основами традиционных течений российских религий, с подчеркиванием их общности и приверженности идеалам гуманизма и человеколюбия, обеспечить широкое информационное освещение. Необходимо перестать создавать односторонне негативную и радикальную картину ислама - чем больше материалы подчеркивают радикальность ислама, тем привлекательнее они для юношеского радикализма.
• С привлечением представителей органов власти, традиционных конфессий, авторитетных религиоведов, историков и социологов сформировать экспертный комитет (общественную платформу) по выработке мер, направленных на разрешение проблем деструктивного прозелитизма, радикализации молодежи и организации межконфессионального диалога. Религиозные структуры противодействие данной проблеме пока оказывают слабое и неорганизованное, необходимых совместных усилий с их стороны пока не наблюдается.
Литература
1. Adraoui Mohamed-Ali. (2009). Salafism in France: Ideology, practices and contradictions. In Global Salafism: Islam's New Religious Movement, Roel Meijer (ed.). -London: Hurst. - Р. 343-364.
2. Erlangeroct Steven. (2014). In West, ISIS Finds Women Eager to Enlist. http://www.nytimes.com/
3. Flower Scott. (2013). Muslim Converts and Terrorism. Counter Terrorist Trends and Analysis, Volume 5, Issue 11, November. Р. 6-9.
4. Inge Anabel. (2014). The draw of certainty: Salafism and young women in London. -P. 11-13.
5. Jensen, Tina G. (2006). Religious Authority and Autonomy Intertwined: The Case of Converts to Islam in Denmark. Muslim World 96(4): 643-660.
6. Kose, Ali. (1996). Conversion to Islam: A Study of Native British Converts (London; N.Y.). P. 80, 121.
7. Lofland, John and Norman Skonovd. (1981). Conversion Motifs. Journal for the Scientific Study of Religion 20(4): 373-385.
8. Moosavi, Leon. (2012). British Muslim Converts: Performing 'authentic Muslim-ness' // Performing Islam. Volume 1. Number 1. P. 103-128.
9. Racius Egdunas, Norvilaite Vaida. (2014). Features of salafism among Lithuanian converts to Islam // Nordic Journal of Religion and Society, 27 (1): 39-57.
10. Непреодолимая привлекательность радикального ислама. - www.facenews.ua/ articles/2014/254344/
11. Ким В.В. Эксклюзивизм как характеристика фанатизма. - www.gramota.net/ editions/3.html
12. Меликов С. Нужно защитить молодую поросль от экстремизма. -www.islam.ru/news/2015-03-27/
13. Ротач Н.С. Старчество и младостарчество: Проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в православии // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 6.
14. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Оперативно-розыскная деятельность в среде осужденных за совершение преступлений экстремистского характера // Пролог: Журнал о праве. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 62.
«Информационные войны. Научно-практический междисциплинарный журнал», г. Юбилейный МО, 2015 г., № 4 (36), с. 94-99.