АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Разживин Ю.А.
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и
дипломатии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
uralreg05@mail.ru
НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЛИДЕРОВ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ КАК БАРОМЕТР СОСТОЯНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И
МИРОПОРЯДКА
Аннотация. Статья посвящена весьма актуальной проблеме - снижению напряженности в отношениях между мировыми державами, прежде всего между Россией и США. И в качестве одного из реальных путей решения этой проблемы автором рассматривается установление и поддержание т.н. неофициальной дипломатии лидерами ядерных мировых держав. Применение ими методов и средств классической и неофициальной (персональной) дипломатии и ее влияние на двусторонние отношения, на мировой порядок рассматриваются в историческом плане - от поддержания доверительных отношений и личной переписки императора России Александра II с президентом США Авраамом Линкольном, И. Сталина с Д. Рузвельтом, до уровня взаимоотношений президентов Путина В.В. и Д. Трампа. Уровень доверия между главами мировых держав - это чуткий барометр измерения состояния современного мирового порядка и его безопасности. Ключевые слова: неофициальная (персональная) дипломатия как особая модель личных отношений между лидерами ядерных держав, мировые державы, современный миропорядок, личная переписка Александр II и Авраама Линкольна, президент США Дж. Буш -мл.: о Путине В.В. - «он - надежный союзник против терроризма», ограниченная Конгрессом дееспособность Д. Трампа, как президента США
В реализации национальной внешней политики современных государств, в том числе широко используя дипломатические формы и средства, активное участие принимают различные ветви власти, особенно лидеры своих стран. Это особенно важно в условиях жесткого противостояния отдельных великих держав и конституционных полномочий президентов, например, США и России. В этой связи сущность употребленного в названии статьи термина «неофициальная дипломатия» принципиально отличается от распространенного в научной литературе его толкования как дипломатии второго «эшелона» (направления) («Track two diplomacy»), т.е. не основного, а вспомогательного по отношению к официальной (профессиональной) дипломатии. Но относить ко второму направлению дипломатическую деятельность первых лиц мировых (ядерных) держав, сочетающую различные формы, методы и средства института дипломатии (в том числе личные встречи, кратковременные контакты «на ногах», продолжительные переговоры без сопровождающих лиц, общения по телефону, обмен личными посланиями и др.) по крайней мере -некорректно.
Среди исследователей и экспертов существуют различные подходы и к определению статуса «великая держава». Согласно одному из них, к великой державе относят государство, которое оказывает, благодаря своему военно-политическому потенциалу, определяющее влияние на систему международных отношений. Другой подход связан с обоснованием фактов соответствия великой державы ряду важных критериев, в том числе наличию глобальных амбиций и интересов в различных регионах планеты, обладанию независимым доступом в космос, огромным ядерным потенциалом, хорошему оснащению и подготовленностью армии и флота и др. В настоящее время к великим державам чаще всего относят пять государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Возрастающая
роль лидеров пяти великих держав особенно очевидна и актуальна в связи с тем, что формирующийся в последние несколько десятилетий мировой порядок характеризуется целым рядом настораживающих негативных факторов: открытым игнорированием отдельными великими державами, в первую очередь США и Великобритании, международного права; снижением эффективности ООН в решении острых международных проблем (последний яркий пример - вялая, невнятная реакция Генерального секретаря ООН на события в Венесуэле в январе 2019 года); образованием влиятельных региональных и межрегиональных союзов и центров, вызывающим агрессивную реакцию апологета моноцентричного (однополюсного) мира - Вашингтона; расширением пространства деятельности международного терроризма в организованных формах.
Кроме того, в различных регионах мира провоцируются конфликты, выходящие по масштабам и влиянию за рамки локальных, организуются цветные революции для свержения законной власти в отдельных странах, уничтожаются целые суверенные государства. И ко всем перечисленным факторам, процессам, тенденциям имели и продолжают иметь непосредственное отношение США. В этой связи весьма примечательно понимание феномена мирового порядка одним из патриархов мировой политики и американской дипломатии, занимавшим высокие государственные посты в администрации Белого дома, Г. Киссинджером: он его определяет как наличие в сообществе нескольких обязательных признаков и условий, в том числе соблюдение всеми странами общепринятых правил и норм; развитие ими либеральной экономики; отказ от территориальных завоеваний в пользу уважения национальных суверенитетов; приверженность представительной
демократической системе управления.
Однако история международных отношений, неоднократная смена типов миропорядка, даже начиная с формирования «Европейского концерта» (1814-1815гг.), свидетельствуют, что в огромном мировом пространстве соблюдение перечисленных признаков - чистая утопия. Г. Киссинджер тоже признает, что в обозримом будущем выделенные признаки - условия вряд ли достижимы, поскольку мировому сообществу не удастся хотя бы договориться о непротиворечивом комплексе целей, методов и ограничений.
По мнению российского исследователя Н.М. Сироты, мировой порядок - это такое устройство международных отношений (и прежде всего межгосударственных), которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов... Другой известный отечественный исследователь В.И. Винокуров предлагает более короткое, но емкое и объективное для современных мировых процессов определение: «Мировой порядок - это понятие, которое характеризует содержание отношений между доминирующими субъектами международных отношений, т.е. великими державами».
Формирующаяся модель нового мирового порядка приобретает черты непредсказуемого агрессивного противостояния ядерных сверхдержав и их союзников в рамках различных форм холодной войны (информационной, санкционной, кибератак, гибридной и др.). В какой-то степени сбывается циничная идеологема Зб. Бжезинского, бывшего помощника президента США по национальной безопасности, призывавшая руководство США устраивать мир, не считаясь с другими странами. Его модель управления будущим миропорядком («гегемония нового типа») предполагает, что власть на планете будет осуществляться исключительно из Вашингтона и только по его правилам.
С настойчивым навязыванием такой модели миропорядка совершенно не согласна большая часть планеты, и свои общечеловеческие надежды связывает с устранением или недопущением наиболее опасных вызовов и угроз - потенциальных источников международных кризисов и вооруженных конфликтов, способных вызвать вооруженное противостояние мировых ядерных держав. В сложившейся нестабильной международной
обстановке эти надежды могут быть претворены, благодаря не только ядерному паритету между США и Россией, но и уровню неофициальных, т.е. личных отношений лидеров, глубокому пониманию ими их роли и ответственности за обеспечение глобальной безопасности, эффективному применению имеющегося в их распоряжении «набора» дипломатических форм и средств самостоятельного или совместного ответа на вызовы и угрозы мировому сообществу.
В контексте перечисленных факторов уместно привести емкое по форме и гуманное по содержанию, часто приводимое политологами высказывание того же Г. Киссинджера о том, что дипломатия - есть искусство обуздать силу. Эту метафору можно в полной мере отнести и к исключительной роли неофициальной дипломатии первых лиц великих держав, прежде всего, Россией и США.
Анализ многолетней практики поддержания доверительных личных отношений между главами мировых держав позволяет установить их влияние и на межгосударственные отношения. На такую, пусть и не всегда прямую, но существующую зависимость указывают различные примеры не только официальных, но и неофициальных контактов первых лиц США и России (сначала царской России, позже - СССР и РФ).
24 октября (5 ноября) 1809 г. американский посланник К. Адамс впервые в истории отношений двух стран вручил верительные грамоты российскому императору Александру I. Спустя несколько десятилетий, два реформатора - император Александр II и президент Авраам Линкольн - поддерживали интенсивную личную переписку, о которой свидетельствует следующий факт: в июне 2009 г. в Москве бывшему президенту США Б. Обаме его российский коллега Д.А. Медведев передал копии десяти писем Александра II А. Линкольну, а также ряд других исторических документов. Содержание писем свидетельствует о дружеских отношениях между двумя правителями: Александр II упоминает в письмах, написанных на русском и французском языках, рождение младшего сына - великого князя Павла (1860 г.), смерть матери - императрицы Александры Федоровны. Письма императора подписаны фразой «Ваш добрый приятель».
Однако начало личных встреч руководителей двух держав было положено в годы Второй мировой войны: в 1943 г. (в Тегеране) и в 1945 г. (в Ялте) встречались И. Сталин и Д. Рузвельт. В ходе деловых контактов проявилось их взаимное уважение и намерение сотрудничать. Кроме того, в процессе почти пятилетней их секретной переписки американский президент называл И.В. Сталина «мой друг», а советский лидер считал его «человеком великой души». Но смерть американского президента (12 апреля 1945 г.) помешала перспективному развитию двусторонних отношений, наставший новым президентом США Г. Трумэн стал одним из соавторов объявления холодной войны Советскому Союзу. Поэтому лишь в сентябре 1959 г. произошло историческое событие: состоялся официальный визит в США первого лица СССР - главы советского правительства и лидера КПСС Н.С. Хрущева и его встречи с президентом Дуайтом Эйзенхауром.
В течение почти двухнедельного пребывания советского лидера в США состоялись четыре его встречи с президентом. И, хотя развития доверительных личных отношений между ними не получилось, тем не менее визит Н.С. Хрущева в США разрушил у американцев многие стереотипы о Советской стране и его людях, навязанные холодной войной, и способствовал лучшему пониманию друг друга народами двух стран.
Несколько позже (в июне 1961 г.) в Вене, снова по инициативе американской стороны, состоялись деловые переговоры Н.С. Хрущева с новым президентом США Дж.Ф. Кеннеди. Особый интерес представляла их встреча наедине, состоявшаяся по настоянию советского лидера. Н.С. Хрущёв объявил Дж.Ф. Кеннеди о намерении подписать мирный договор с ГДР не позже декабря 1961 г., сказав, что «мы войны не хотим, но если вы её навяжете, то она будет». Его оппонент ответил: «Да, кажется, холодная зима будет в этом году». Более того, личные контакты проходили в исключительно опасный ее период для
всего мирового сообщества -во время Карибского кризиса (октябрь 1962 г.). Несмотря на то что мирное разрешение заметно ухудшило советско-американские отношения на целое десятилетии, именно после разрешения Карибского кризиса была установлена прямая телефонная связь между Москвой и Вашингтоном для оперативного личного общения лидеров двух стран.
Пришедшие к руководству СССР, после «эпохи Н.С. Хрущева», Л.И. Брежнев и его ближайшее окружение, сумели заметно снизить градус холодной войны, а между советским и американскими лидерами (сначала с Р. Никсоном, позже - с Дж. Фордом), установились доверительные отношения. Об этом свидетельствуют следующие мероприятия: состоялся знаменательный визит президента США Р. Никсона в Москву (1972 г.); был подписан договор об ограничении стратегических вооружений (26 мая 1972 г.); организован ответный визит Л.И. Брежнева в США, во время которого было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны (июнь 1973 г.); подписано соглашение между СССР (Л.И. Брежнев) и США (Дж. Форд) об ограничении носителей стратегического ядерного оружия (Владивосток, 1974 г.); подписан Хельсинский Акт о безопасности и сотрудничестве в Европе, на церемонии которого состоялась вторая встреча Л.И. Брежнева и президента США Дж. Форда (1975 г.); осуществлен первый совместный полет космонавтов двух стран на космическом корабле «Союз - Аполлон» (1975 г.); подписано соглашение по ограничению количества пусковых установок (ОСВ-2) и размещению ядерного оружия в космосе (1979 г., г. Вена (подписантами были Л.И. Брежнев и новый президент США Дж. Картер). Приведенные факты и примеры заметного потепления советско-американских отношений стали возможными благодаря, в том числе, установлению доверия между лидерами обеих стран.
Однако в течение последующих шести лет, из-за весьма важных причин: ввода советских войск в Афганистан, негативного отношения к СССР нового (с 1981 г.) президента США Д. Рейгана, назвавшего Советский Союз «империей зла», смерти Л.И. Брежнева и последовавшей смены руководителей страны, личных встреч лидеров двух стран не проводилось. И как результат - советско-американские отношения по многим направлениям оказались «замороженными». И только настойчивые инициативы первого и последнего президента СССР М.С. Горбачева (1985-1991 гг.) «пробили брешь» в американской позиции игнорирования СССР и его руководителя. Первая встреча Горбачева и Рейгана состоялась 19 ноября 1985 г. в Женеве, а несколько позже состоялись еще два важных саммита: встреча Горбачева с Рейганом (11-12 октября 1986 г. в Рейкьявике) и его личные переговоры с Дж. Бушем-старшим (2 - 3 декабря 1989 г. на Средиземноморском острове Мальта).
По оценке известных исследователей и экспертов (писателя и мыслителя Зиновьева А, политологов А. Баранова, А. Громыко), в процессе переговоров с Дж. Бушем советский лидер пошел на колоссальные уступки, которые обеспечили военное и политическое доминирование США на планете, а СССР лишился внешнеполитического влияния. Активные личные инициативы и М.С. Горбачева, а затем и его «преемника» - первого президента России Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.), были направлены на установление неформальных отношений, в надежде на их признание оппонентами равными архитекторами мирового порядка. По целому ряду внешних признаков была реанимирована модель неофициальной дипломатии на высшем уровне, но с какой пользой для СССР, а затем и для России - большой вопрос. В этой связи не только официальная деятельность М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, но и их активно поддерживаемые личные (кулуарные) контакты оцениваются большей частью российского общества крайне негативно. Так, думской фракцией ЛДПР, при поддержке депутатов - коммунистов, был подготовлен для обсуждения в Государственной Думе проект документа, в котором предлагалось, «основываясь на принципе установления исторической справедливости», на государственном уровне признать «деструктивный и антинародный» характер деятельности обоих политиков.
Мнение лидеров Запада о сущности неофициальной дипломатии Горбачева М.С. весьма откровенно выразил Джордж Шульц, госсекретарь в администрации Д. Рейгана: «Начиная со встречи в Рейкьявике, Горбачёв складывал подарки у наших ног — уступка за уступкой». Весьма точный «диагноз» причин таких уступок «установил» президент Казахстана Н.А. Назарбаев, считавший, что Горбачев переоценивал искренность западных политиков. «Как мне кажется, свою роль сыграл характер самого М. Горбачева, который хотел войти в историю не только как реформатор, но и как политик мирового масштаба. И это проявлялось даже в мелочах. Я несколько раз присутствовал при его телефонных разговорах с лидерами Запада. Ему нравилось показывать своему окружению, что он накоротке с М. Тэтчер и запанибрата с Дж. Бушем». О правоте наблюдений и верности выводов президента Казахстана убедительно свидетельствует некоторые признания и самой Маргарет Тэтчер: «Когда мы получили информацию о ближайшей смерти советского лидера (речь шла о Ю.В. Андропове.), то задумались о возможном приходе к власти с нашей помощью человека, благодаря которому мы сможем реализовать наши намерения.. .Этим человеком был М. Горбачев, который характеризовался экспертами как человек неосторожный, внушаемый и весьма честолюбивый.».
Не менее «значимой» для Запада оценивалась и деятельность «преемника» Горбачева: «Ельцин - исполин, способный забить кол в сердце советской системы». Неоднократные встречи Б.Н. Ельцина c Б. Клинтоном (около 20 раз), весьма частые телефонные беседы прямо указывали на целенаправленную политику США по использованию личных и деловых качества российского лидера в их национальных интересах. По мнению С. Тэлботта, бывшего зам. госсекретаря США, Б. Клинтон всегда манипулировал Ельциным с помощью одной и той же уловки: принципиально со всем соглашался, произносил много красивых и правильных слов, уверял в самой нежной дружбе, но при этом он жестко настаивал на своей позиции. В то же время и Ельцин весь набор методов и средств неофициальной дипломатии с Б. Клинтоном, Г. Колем, Т. Блэром умело реализовывал для получения дополнительных кредитов из МВФ, при проведении избирательной кампании по выборам президента Российской Федерации на второй срок, для борьбы с внутренней оппозицией.
Такая «гибкая и двуличная» дипломатия Горбачева и Ельцина, с одной стороны, формировала у мировой общественности, особенно у российских граждан, ложное представление о якобы доверительных отношениях между лидерами противоборствующих великих держав, а с другой - позволяло обоим отечественным руководителям умело использовать отдельные «уступки» и обещания Запада в коростных целях. Однако о реальном уровне доверительности, уважительности и равноправия в двусторонних отношениях свидетельствует, например, содержание их телефонных разговоров с президентом США Д. Бушем-старшим: 8-го декабря 1991 г. - Б.Н. Ельцина и 25-го декабря того же года - М.С. Горбачева. Оба диалога носили форму отчета и выражали надежду на понимание президентом СЩА произошедших событий в стране. Руководители страны, даже во время судьбоносных для нее событий, решили, в первую очередь, воспользоваться неофициальным каналом личной связи и отчитаться перед американским президентом.
Совсем иные возможности модели установления и поддержания неформальных, доверительных отношений (т.е. модели неофициальной дипломатии) с «первыми лицами мира сего» предвидел и реализовывал президент России В.В. Путин. Несмотря на некоторую настороженность лидеров стран Запада к нему, особенно на начальном этапе его пребывания на посту главы государства, уже в первые полтора года В.В. Путин смог быть принятым королевой Великобритании Елизаветой II (17апреля 2000 г., установил личные контакты с канцлером ФРГ Г. Шредером в Берлине (15-16 июня 2000 г. во время третьих межправительственных германо-российских консультаций на высшем уровне). Эта встреча и деловые переговоры создали перспективные условия для поддержания между ними
долгосрочных доверительных отношений. Весьма важным внешнеполитическим мероприятием для России и для имиджа В.В. Путина в этот период были рабочий визит в Москву (4 октября 2001 г.) премьер-министра Великобритании Т. Блэра - первого высокопоставленного западного гостя Кремля.
Но особенно значимым событием «со знаком плюс» в истории развития межгосударственных отношений России и США стала первая встреча В.В. Путина с американским президентом Дж. Бушем -младшим на саммите в Любляне 16 июня 2001 г.), априори одним из наиболее настороженно относившимся к российскому президенту.
После терактов 11-го сентября 2001 г. в Нью-Йорке президент России первым из мировых лидеров позвонил Дж. Бушу и выразил соболезнование, а также готовность к совместной борьбе с международным терроризмом и к другим формам сотрудничества. По мнению уже упоминавшегося выше С. Тэлбота, оба лидера проявили желание к широкому взаимодействию, а В.В. Путин добился дипломатической победы, совершив «блестящий бросок», благодаря которому Дж. Буш якобы поверил, что российский президент -«надежный союзник против терроризма». 12-15 ноября 2001 г. состоялся государственный визит президента России В.В. Путина в США. Лидеры России и США подтвердили готовность к укреплению не только партнёрства, но и дружбы, что было подтверждено приглашением российского президента на дружеский ужин на ранчо Дж. Буша и в президентскую резиденцию в Кэмп-Дэвиде.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что многочисленные контакты лидеров двух мировых держав (всего состоялось 28 встреч и телефонных разговоров), позволили установить уважительные, взаимно заинтересованные отношения, позволившие улучшить российско-американские отношения в первую декаду XXI в. Были достигнуты соглашения о значительном сокращении ядерных арсеналов обеих стран: Дж. Буш подписал договор, вопреки настойчивым возражениям вице-президента Р. Чейни и других высокопоставленных лиц, объяснив, что на этом настаивает Путин. Весьма показателен и такой факт: в последний день своего президентства (19 января 2009 г.) Джордж Буш позвонил В.В. Путину, хотя звонок президента США премьер-министру России не соответствовал дипломатическому протоколу: это было личное решение американского президента.
С новым президентом США Бараком Обамой официальные и личные отношения налаживал президент России Д.А. Медведев. Объективно оба лидера были заинтересованы в пересмотре негативных тенденций в двусторонних отношениях из-за несовпадения позиций США и РФ по целому ряду событий в различных регионах мира (затянувшееся военное вторжение США и их союзников в Ирак, активная поддержка Вашингтоном т.н. цветных революций на постсоветском пространстве, провокационные события в Абхазии и Южной Осетии и др.). Поэтому инициатива главы Белого дома и руководителя госдепартамента Хилари Клинтон о переходе к политике «перезагрузки» между двумя сверхдержавами была в Москве принята с пониманием и надеждами. И за первый президентский срок Б. Обамы новая модель политики принесла положительные результаты:
- 2 апреля 2009 г. Д. Медведев и Б. Обама, на встрече в Лондоне подтвердили "перезагрузку" в "деградировавших" отношениях, которые не пошли на пользу ни России, ни США;
- 6 июля 2009 года начался официальный визит Б. Обамы в Москву;
- США поддержали стремление России стать членом Всемирной торговой организации), что могло положительно отразиться во взаимоотношениях с США;
- в 2010 году был подписан новый договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), сроком на 10 лет. Однако после избрания Б. Обамы президентом США на второй срок двусторонние отношения развивались менее успешно. Новому главе российского государства В.В. Путину с президентом США не
удалось наладить регулярный диалог и стабильное взаимопонимание, так как Б. Обама стал весьма негативно относиться к России, что он неоднократно демонстрировал в публичных выступлениях. Так, на последней своей пресс-конференции 16 декабря 2016 г. в Белом доме он заявил, что в настоящее время Россия якобы изолирована, а ее экономика разорвана в клочья. Как отметил известный политолог Ф. Лукьянов, отношения между В.В. Путиным и Бараком Обамой - это пример достаточно эффективной минимизации ущерба в ситуации, когда сами отношения носят антагонистический характер, интересы не совпадают в основном, а видение мира - практически ни в чем. Цель этих отношений - не их улучшение, а управление рисками.
Новый президент США Дональд Трамп, став хозяином Белого дома в январе 2017 года, по совокупности объективных и субъективных причин весьма быстро изменил свои обнадеживающие в отношении России предвыборные обещания. Его неоднократные, порой противоречивые, заявления в отношении политики и практических действий Москвы в Сирии и на Украине вызывают пока определенные сомнения относительно намерений улучшить американско-российское взаимодействие в различных сферах.
В течение 2017 - 2018 гг. В.В. Путин и Д. Трамп встречались тет-а-тет лишь два раза: в Гамбурге (7 июля 2017 г.) и в Хельсинки (16 июля 2018 г.), но и эти саммиты позволили создать основу для продолжения будущих личных контактов. Так, президент США после 4-х часовой встречи с В.В. Путиным в Хельсинки весьма обнадеживающе заявил: «.Сегодняшняя встреча - это только начало длительного процесса, но мы первый шаг сделали к лучшему - будущему, в котором будет прочный диалог.Я назвал Путина конкурентом, причем хорошим конкурентом. Думаю, что слово конкурент - это комплимент». Не менее доброжелательно отозвался о встрече и российский президент: «.Мы хорошо поговорили с президентом Трампом. Надеюсь, стали лучше понимать друг друга, и я Дональда за это благодарю». Однако, по оценке президента России, в настоящее время официальные отношения между двумя мировыми державами находятся «на низшей точке со времен холодной войны.Страны поддерживают диалог на международных площадках, однако фундамент взаимного сотрудничества разрушен». А есть ли поводы для надежды о нормализации официальных отношений между Россией и США, при очевидных взаимных симпатиях их президентов? Пока их мало:
- остаются пока в силе и частично реализуются договоренности между двумя лидерами, достигнутые в ходе первого 45- минутного телефонного разговора, состоявшегося по инициативе Д. Трампа 29 января 2017 г. К ним можно отнести тесную координацию совместной борьбы с международным терроризмом и проведение личных встреч;
- не без ведома американского президента Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США 17 декабря 2017 года сообщило российским спецслужбам сведения, которые помогли предотвратить взрывы в Петербурге, в том числе в Казанском соборе;
- во многих публичных выступлениях и в своем Тwitter Д. Трамп нередко избегает жесткой критики России за события на Украине.
К сожалению, пока подобных примеров за два года явно недостаточно, а в условиях ограниченной Конгрессом и влиятельной оппозицией дееспособности американского президента мало надежд на их увеличение. Тем более, что, в разработанной, уже при действующем президенте, Управлением директора национальной разведки США, контролирующим 17 секретных служб страны, новой Стратегии национальной разведки (NationalIntelligenceStrategy), среди внешних угроз безопасности США первое место занимают угрозы, исходящие от «традиционных противников Вашингтона» - России и Китая. Поэтому в официальном документе делается вывод о том, что Россия может усилить свое влияние в США и ряде регионов, и на этой почве якобы может возникнуть вполне реальный конфликт. Но впереди еще два года президентства Д. Трампа, а также новые президентские выборы, на которых возможная его очередная победа, которые сдвинут
отношения между двумя мировыми державами с «низшей точки». И залогом такой надежды является поддерживаемая между двумя лидерами неофициальная дипломатия, реализуемая в форме периодических личных встреч, сохранения уважительных отношений друг к другу, взаимного доверия и желания к нормализации межгосударственного сотрудничества.
INFORMAL DIPLOMACY OF WORLD POWERS LEADERS AS A BAROMETER TOWARD ASSESING THE CURRENT STATE OF AFFAIRS AND MODERN WORLD
ORDER
RazzhivinYu.A.
candidate of historical sciences, associate professor, professor of department of the international
relations and diplomacy in Moscow University for the Humanities
uralreg05@mail.ru
Abstract: The article is dedicated to a critical issue focusing on reduction of tension between world leaders, particularly between those of the Russian Federation and the United States. In order to suggest one of the most effective ways to solve the problem, the author outlines the necessity for establishing and supporting informal diplomacy between nuclear countries leaders. The author considers the ways and means of using traditional and unofficial (personal) diplomacy and its influence on bilateral relations and world order from a historical point of view starting with confidential and trustworthy relationships and personal correspondence between the Russian Emperor Alexander II and the American President Abraham Lincoln back in the 19th century, between the Soviet leader Joseph Stalin and the American President Franklin Roosevelt in the 20th century, and leading up to the modern day relationship between the Russian President Vladimir Putin and three American Presidents - George W. Bush, B.Obama and onald Trump.
Keywords: Unofficial/informal diplomacy as a necessary component toward positive relationships between nuclear leaders, world powers, world leaders, modern world order, personal correspondence the Russian Emperor Alexander II and the American President Abraham Lincoln, the American President George W. Bush described Vladimir Putin as "a trustworthy ally against terrorism", US Congress can restrict the powers of the US President
Для цитирования: Разживин Ю.А. Неофициальная дипломатия лидеров мировых держав как барометр состояния межгосударственных отношений и миропорядка// Архонт, 2019. № 1 (10). С. 40-47.