НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Х.Х. Валиуллин, Э.Р. Шакирова
НЕОДНОРОДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье приводятся результаты количественного анализа степени неоднородности инвестиционного пространства России. Результаты расчетов, показывающие динамику изменения неоднородности распределения инвестиционных ресурсов по регионам, анализируются с макроэкономических и институциональных позиций.
Инвестиционное пространство страны - одна из наиболее важных составляющих сложного экономического пространства. С позиций системности функциональные отношения между этими пространствами можно рассматривать в рамках многопараметрической модели «подсистема-система». Исследование таких моделей предполагает анализ принципиальных свойств инвестиционного пространства, одним из которых является степень его неоднородности.
Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов. Под региональной неоднородностью инвестиционного пространства понимается уровень межрегиональных различий в относительных объемах привлекаемых капиталовложений . Изучение динамики неоднородности инвестиционного пространства имеет актуальное значение. Так, уменьшение степени пространственной неоднородности инвестиций создает более благоприятные условия для перспективного развития экономики отдельных регионов и страны в целом, а также способствует нивелированию экономических и социальных различий. И наоборот, повышение степени инвестиционной неоднородности ведет к расширению проблемных территорий, ослаблению экономических взаимосвязей между регионами, нарастанию противоречий, ведущих в конечном счете к дезинтеграции национальной экономики.
В качестве показателя, характеризующего региональную неоднородность инвестиционного пространства, использован индекс концентрации Герфиндаля-Хиршманна (НН1):
к 1 ■
НН1 = 2 (— -100)2,
■=1 I
где к = 89 - количество регионов (субъектов) РФ; объем инвестиций в _/-м регионе; I — общий объем инвестиций в стране.
Теоретически максимальное значение индекса НН1, равное 10000, достижимо, когда весь объем инвестиций приходится на один регион. Минимальное его значение соответствует равномерному распределению инвестиций по 89-ти регионам (112,36 =10000/89, рис.1, пунктирная линия).
*
Рассматривая пространство в метагеографическом контексте, можно выделить, помимо региональной составляющей неоднородности распределения инвестиций, отраслевую. В свою очередь с позиций традиционного финансового анализа не менее ценно изучение распределения инвестиций в трехмерном
гипотетическом пространстве с координатами «риск — доходность — ликвидность».
В соответствии с методологией Госкомстата России показателем активности инвесторов выступает объем инвестиций в основной капитал. Данные распределения этих инвестиций по основным регионам, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод о достаточно высокой и монотонно возрастающей их концентрации в ограниченном числе регионов.
Рис. 1. Динамика индекса НН1
Более отчетливо о тенденции роста концентрации отечественных инвестиций с начала 90-х годов свидетельствует динамика индекса НН1 (рис. 1), рассчитанного по данным об относительных объемах инвестиций в основной капитал по регионам России (Приложение).
Неоднородность инвестиционной активности по регионам стала одной из основных особенностей периода рыночного реформирования российской экономики. Она связана с наличием у небольшой группы субъектов РФ исключительных (монопольных) преимуществ.
Различия в современном экономическом положении регионов России имеют свои исторические, географические, природно-ресурсные и производственнотехнологические корни. В дореформенный (до 1991 г.) период в РСФСР эти различия в определенной мере сглаживались централизованной политикой выравнивания индустриального развития регионов. Инструментами этой политики были: усиленное финансирование центром экономики и социальной сферы отстающих регионов, многочисленные дотации и субвенции, усреднение транспортных тарифов, плановое ценообразование и т.п.
Нарастание неоднородности инвестиционного пространства России, наблюдаемое с начала рыночных реформ, вызвано целым рядом факторов. Во-первых, формирование механизма конкуренции обнаружило неодинаковую адаптацию регионов к рыночным условиям. Не замедлили проявиться конкурентные преимущества и недостатки отдельных субъектов РФ (развитость структуры хозяйственных комплексов и их инфраструктур, обеспеченность приоритетными природными ресурсами, удачное географическое расположение, густота и направленность основных транспортных артерий и др.). Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства и сократились государственные инвестиции в региональное развитие. Кроме того, сказалось фактическое неравенство различных субъектов РФ в экономических и политических отношениях с центром.
Таблица
Доля региона в инвестициях в основной капитал, %
Субъект РФ 1990 г. 1991 г. 1992 г 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
г. Москва 5,95 3,93 4,55 6,80 11,79 10,69 11,74 13,10 16,02 14,33 13,41 12,36 12,54
Ханты-Мансийский АО 4,72 5,52 9,22 8,28 6,23 7,06 7,31 8,35 6,58 6,21 9,20 10,54 9,26
Ямало-Ненецкий АО 3,50 3,30 3,90 3,80 4,28 4,90 6,13 6,30 4,05 5,44 7,08 7,08 7,52
Краснодарский край 2,22 2,28 2,17 2,74 2,49 2,62 2,75 2,44 2,97 3,91 4,70 3,86 4,10
г. Санкт-Петербург 2,36 2,09 1,57 1,56 2,45 2,51 2,22 2,78 3,29 4,87 3,08 3,35 3,88
Московская область 3,40 3,01 2,98 3,71 4,54 4,10 3,59 3,47 5,11 5,54 4,35 3,61 3,66
Татария 2,59 2,65 3,02 3,23 2,68 2,86 3,25 3,47 3,08 3,04 3,84 3,76 3,47
Башкирия 2,33 2,49 3,17 3,43 3,07 3,24 3,53 3,10 3,12 2,59 3,05 2,67 3,18
Свердловская область 2,53 2,62 3,40 3,01 3,01 3,15 3,26 3,47 2,95 2,55 2,22 2,12 2,33
Красноярский край 2,58 3,39 2,91 2,39 2,31 2,60 2,86 2,61 2,02 1,86 2,03 2,04 1,81
Итого 32,20 31,29 36,87 38,94 42,84 43,72 46,64 49,10 49,18 50,35 52,95 51,40 51,76
В результате львиная доля инвестиций стала аккумулироваться в отдельных, наиболее привлекательных регионах, причем на фоне ухудшения инвестиционного климата в большей части субъектов РФ. Преимуществами перехода к новым экономическим условиям сумели воспользоваться, главным образом, регионы, сконцентрировавшие функции торгово-посреднической и финансовой деятельности, а также регионы с ярко выраженной экспортной ориентацией: города Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Московская и Свердловская области, Татария и Башкирия, Краснодарский и Красноярский края. Именно эти субъекты РФ заняли лидирующие позиции по показателю относительного уровня инвестиций в 90-е годы. При этом регионы, доля которых в общем объеме капиталовложений в начале 90-х годов была значительной, продолжают ее наращивать, а регионы с относительно малой инвестиционной активностью теряют свою долю.
Сложившаяся ситуация в значительной степени объясняется экономическим состоянием отдельных отраслей и производств и их размещением. Основные потоки инвестиций направляются на предприятия экспортно-ориентированных отраслей и сферы обращения, что является решающим фактором межрегиональной дифференциации. Таким образом, в период рыночных реформ не только выявилось, но и значительно укрепилось инвестиционное превосходство ограниченного числа регионов. В частности, если в 1990 г. на долю указанных выше регионов приходилось 32% всех инвестиций в основной капитал, то к 1997 г. этот показатель составил уже около 50%.
Ярким проявлением происходящего процесса усиления неоднородности инвестиционного пространства России является сосредоточение инвестиционной деятельности в двух регионах: московском (Москва и Московская область) и тюменском (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО). Лидерство последнего из них обусловлено монопольным положением в нефтегазовом секторе. Что касается концентрации капиталовложений в московском регионе, то она обусловлена резким увеличением доли столицы в совокупных денежных доходах как экономических субъектов, так и населения. Столичное положение обеспечило приток в данный регион ресурсов отечественных инвесторов, активов банковской системы, институтов фондового рынка, страховых и пенсионных фондов. Однако основная часть этого финансового капитала обращалась вне реального сектора экономики, образуя так называемые фиктивные инвестиции и ограничивая возможности их производственного освоения на местах.
Финансовый кризис 1998 г. приостановил тенденцию инвестиционного спада. Относительно стабильный экономический рост на протяжении последних лет оказал благоприятное воздействие на инвестиционные процессы в стране. Со второй половины 1999 г. инвестиционная деятельность в России заметно активизировалась. Это обусловлено, скорее всего, синхронным влиянием двух благоприятных факторов: девальвацией рубля и ростом мировых цен на нефть и другие виды сырья, что позволило укрепить финансовое положение предприятий добывающего сектора экономики. Главным образом, это коснулось нефтегазового комплекса (металлургии, машиностроения, металлообработки и др.).
Показательно, что индекс концентрации инвестиций в основной капитал в 1999 г. впервые с начала 90-х годов снизился по сравнению с предыдущим годом. Это краткосрочное улучшение качества инвестиционного пространства также явилось следствием изменения макроэкономической ситуации после кризиса 1998 г. Экспансия отечественного капитала из центра на периферию стала возможной в силу следующих причин. Во-первых, экономический и инвестиционный подъем в
Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект
топливной промышленности способствовал развитию предприятий сопряженных отраслей. Во-вторых, девальвация рубля предоставила российским импортозамещающим отраслям значительные ценовые преимущества и, следовательно, возможность увеличить не только выпуск продукции, но и объемы инвестиций в основной капитал. Особенно это коснулось пищевой промышленности (рис. 2). Учитывая, что данная отрасль территориально размещена достаточно равномерно, увеличение доли инвестиций в нее в 1999 г. способствовало уменьшению региональной неоднородности инвестиционного пространства России. Кроме того, положительным моментом стало повышение доли инвестиций в отрасли инфраструктуры (транспорта, связи и торговли),
%
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
наблюдавшееся на фоне роста спроса на услуги этих отраслей в период растущей деловой активности.
Рис. 2. Доли инвестиций в основной капитал некоторых отраслей экономики:
-• - топливная; -▲- транспорт; -■- пищевая; -(- связь
В то же время концентрация доходов и инвестиций в экспортном секторе продолжает во многом определять стагнацию инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях экономики. Таким образом, отраслевая направленность отечественных инвестиций не способствует их более равномерному распределению по регионам и является одной из основных причин возобновившегося в 2000 г. роста асимметрии инвестиционного пространства.
Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на параметры доходности и риска. Поэтому факторы, влияющие на приток инвестиционных ресурсов в регионы, можно разделить на две группы: факторы доходности и факторы риска. Первые определяют инвестиционный потенциал региона, т. е. его обеспеченность необходимыми для реализации проекта ресурсами (сырье, материалы, квалифицированная рабочая сила, производственный потенциал и т.д.). Вторые характеризуют инвестиционный климат данного региона (развитие законодательства, налоговая и таможенная системы, политическая ситуация и др.).
Многие различия в инвестиционных потенциалах российских регионов порождены объективными причинами, прежде всего сложившейся спецификой развития региональных хозяйственных комплексов. Поэтому изменение инвестиционного потенциала региона как фактор повышения его инвестиционной
активности является достаточно инертным. Среди инструментов формирования благоприятного инвестиционного климата, позволяющих использовать имеющийся инвестиционный потенциал региона, можно выделить:
- развитие регионального инвестиционного законодательства;
- дебюрократизацию административных разрешительных и согласительных процедур;
- поддержку инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот бюджетного субсидирования процентной ставки по кредитам и снижения арендной платы за землю;
- формирование инвестиционного имиджа региона, в том числе посредством грамотного составления каталогов предприятий и инвестиционных проектов;
- создание инвестиционной инфраструктуры (залоговых фондов, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов РФ, страховых компаний, бизнес-центров и т.п.).
Один из элементов инвестиционной политики - совершенствование нормативной базы инвестиционной деятельности. Правовые условия функционирования капитала не только влияют на степень инвестиционного риска, но и регулируют возможности инвестирования в различные сферы и отрасли.
Сегодня в подавляющем большинстве субъектов РФ ведется работа по совершенствованию нормативной базы инвестирования. Определенные шаги по предоставлению различного рода льгот и информационной поддержке инвесторов (создание каталогов инвестиционных площадок) предприняты в Ленинградской, Новгородской, Ярославской, Оренбургской, Калининградской, Белгородской, Астраханской и Кемеровской областях, в республиках Коми и Алтай, Красноярском и Краснодарском краях. Однако долгосрочные комплексные программы социально-экономического развития имеются пока лишь в Татарии, Башкирии, Карелии, в областях Мурманской, Ленинградской, Новгородской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Пензенской и Самарской.
* * *
При анализе неоднородности инвестиционного пространства России целесообразно учитывать структуру и содержание мотиваций и ожиданий различных инвесторов, которые в значительной степени предопределяют «атлас» распределения инвестиционных ресурсов в региональном разрезе. Приведенные результаты исследования неоднородности инвестиционного пространства, безусловно, требуют в дальнейшем фундаментального анализа, который позволил бы выявить и количественно оценить степень влияния на объем привлекаемых в регион инвестиций таких независимых факторов, как объем и структура валового регионального продукта, структура, направленность и сальдо внешнеторгового оборота региона, либеральность местной законодательной базы в инвестиционной и общеэкономической сферах и т.д. Помимо этого, уместно провести сравнительный анализ предпочтений отечественных и зарубежных инвесторов, а также межстрановое сопоставление характера неоднородности национальных инвестиционных пространств, например по сравнению с Китаем и США, как территориально сопоставимыми странами.
Приложение
*
Распределение инвестиций в основной капитал по регионам России
Доля региона в инвестициях в основной капитал, %
Экономический район 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Российская Федерация 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Северный
Республика Карелия 0,50 0,56 0,58 0,54 0,55 0,47 0,34 0,30 0,32 0,43 0,55 0,72 0,64
Республика Коми 1,35 1,43 1,91 1,48 1,34 1,48 1,42 1,28 1,08 0,98 1,47 1,55 1,36
Архангельская область 0,93 0,81 0,81 0,68 0,66 0,77 0,57 0,61 0,47 0,53 0,57 0,53 0,45
Ненецкий АО 0,33 0,15 0,19 0,12 0,11 0,05 0,09 0,05 0,10 0,07 0,33 0,48 0,76
Вологодская область 0,92 0,99 0,92 1,02 0,89 0,98 0,85 0,76 0,87 0,91 0,74 0,70 0,76
Мурманская область 1,08 1,02 1,06 0,93 0,87 0,77 0,50 0,59 0,44 0,84 0,62 0,72 0,54
Северо-Западный
г. Санкт-Петербург 2,36 2,09 1,57 1,56 2,45 2,51 2,22 2,78 3,29 4,87 3,08 3,35 3,88
Ленинградская область 1,18 1,16 1,08 0,97 1,21 1,10 1,13 1,16 1,00 1,87 1,65 1,91 1,43
Новгородская область 0,51 0,53 0,29 0,29 0,25 0,27 0,39 0,28 0,43 0,61 0,41 0,53 0,34
Псковская область 0,57 0,65 0,40 0,38 0,33 0,30 0,28 0,23 0,24 0,22 0,21 0,18 0,19
Центральный
Брянская область 0,76 0,98 0,94 0,63 0,57 0,45 0,37 0,25 0,31 0,24 0,24 0,24 0,25
Владимирская область 0,76 0,86 0,80 0,62 0,57 0,58 0,57 0,59 0,52 0,52 0,42 0,41 0,53
Ивановская область 0,58 0,60 0,45 0,34 0,35 0,29 0,25 0,23 0,40 0,16 0,18 0,16 0,18
Калужская область 0,62 0,67 0,56 0,45 0,58 0,52 0,45 0,44 0,44 0,42 0,45 0,43 0,44
Костромская область 0,49 0,46 0,36 0,35 0,36 0,30 0,34 0,33 0,41 0,48 0,40 0,27 0,34
г. Москва 5,95 3,93 4,55 6,80 11,79 10,69 11,74 13,10 16,02 14,33 13,41 12,36 12,54
Московская область 3,40 3,01 2,98 3,71 4,54 4,10 3,59 3,47 5,11 5,54 4,35 3,61 3,66
Орловская область 0,67 0,66 0,59 0,45 0,33 0,30 0,36 0,32 0,39 0,47 0,42 0,38 0,29
Рязанская область 0,78 0,74 0,56 0,60 0,59 0,59 0,45 0,45 0,45 0,36 0,53 0,67 0,41
Смоленская область 0,87 0,93 0,56 0,47 0,44 0,35 0,37 0,28 0,29 0,77 0,58 0,58 0,64
Тверская область 0,90 0,96 0,89 0,87 0,76 0,87 0,62 0,60 0,82 0,90 0,82 0,72 0,85
Тульская область 0,90 0,95 1,02 0,90 0,76 0,72 0,74 0,62 0,71 0,68 0,88 0,53 0,56
Ярославская область 0,87 0,81 0,71 0,80 0,83 0,84 0,57 0,64 0,70 0,90 0,70 0,95 0,77
Рассчитано по: Российский стат. ежегодник, 2001. М.: Госкомстат России, 2001.; Показатели социально-экономического положения регионов РФ в 2002 г. Ч. 1. //http://www.gks.ru; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002.
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Волго-Вятский
Марийская республика 0,45 0,47 0,38 0,36 0,31 0,24 0,25 0,28 0,24 0,20 0,15 0,13 0,16
Мордовия 0,55 0,63 0,43 0,34 0,25 0,25 0,32 0,34 0,39 0,31 0,26 0,28 0,38
Чувашия 0,76 0,75 0,59 0,59 0,61 0,55 0,47 0,59 0,53 0,49 0,42 0,42 0,46
Кировская область 0,91 0,94 0,71 0,61 0,58 0,51 0,49 0,43 0,53 0,50 0,37 0,34 0,34
Нижегородская область 2,16 2,33 1,94 3,01 2,20 1,94 2,36 2,02 2,12 1,62 1,32 1,13 1,65
Центрально-Черноземный
Белгородская область 1,07 1,17 1,34 1,02 1,06 1,00 0,96 0,96 1,31 1,04 0,79 0,89 0,62
Воронежская область 1,26 1,29 0,91 0,90 0,86 0,90 0,94 0,82 0,92 0,84 0,71 0,66 0,90
Курская область 0,83 0,72 0,74 0,62 0,53 0,52 0,56 0,68 0,70 0,62 0,47 0,40 0,59
Липецкая область 0,76 0,68 0,93 0,75 0,64 0,72 0,91 0,66 0,60 0,56 0,54 0,55 0,63
Тамбовская область 0,65 0,74 0,54 0,47 0,35 0,31 0,34 0,31 0,30 0,28 0,22 0,23 0,30
Поволжский
Калмыкия 0,24 0,27 0,17 0,16 0,14 0,12 0,06 0,09 0,14 0,07 0,57 0,36 0,28
Татария 2,59 2,65 3,02 3,23 2,68 2,86 3,25 3,47 3,08 3,04 3,84 3,76 3,47
Астраханская область 0,74 0,72 0,47 0,45 0,44 0,43 0,42 0,49 0,66 0,82 1,07 1,07 0,78
Волгоградская область 1,65 1,57 1,16 1,06 1,32 1,61 1,41 1,33 1,09 0,84 0,99 1,15 1,14
Пензенская область 0,77 0,73 0,56 0,51 0,46 0,38 0,53 0,51 0,51 0,39 0,34 0,36 0,43
Самарская область 1,81 1,92 2,51 3,12 2,66 2,74 2,61 2,36 2,47 1,97 1,98 2,29 2,23
Саратовская область 1,58 1,51 1,43 1,43 1,07 1,01 1,14 1,38 1,44 1,13 1,16 0,88 1,04
Ульяновская область 0,93 1,13 0,89 0,74 0,68 0,51 0,54 0,53 0,56 0,40 0,36 0,30 0,32
Северо-Кавказский
Адыгея 0,12 0,15 0,18 0,26 0,20 0,12 0,12 0,08 0,12 0,14 0,11 0,11 0,11
Дагестан 0,55 0,57 0,52 0,61 0,77 0,69 0,61 0,85 0,53 0,27 0,30 0,33 0,34
Ингушетия 0,40 0,40 0,12 0,00 0,08 0,14 0,11 0,17 0,10 0,10 0,08 0,10 0,04
Чеченская Республика 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 2,13 0,54 0,00 0,00 0,00 0,08 0,25 0,00
Кабардино-Балкария 0,30 0,31 0,19 0,23 0,23 0,20 0,26 0,27 0,27 0,47 0,21 0,20 0,22
Карачаево-Черкесия 0,22 0,24 0,19 0,16 0,14 0,12 0,14 0,14 0,13 0,09 0,05 0,09 0,13
Северная Осетия 0,22 0,25 0,18 0,18 0,20 0,15 0,18 0,15 0,17 0,14 0,14 0,15 0,16
Краснодарский край 2,22 2,28 2,17 2,74 2,49 2,62 2,75 2,44 2,97 3,91 4,70 3,86 4,10
Ставропольский край 1,41 1,54 1,03 1,08 1,05 1,23 1,00 0,99 1,04 1,06 1,36 1,00 1,05
Ростовская область 2,12 2,04 2,01 1,70 1,85 1,88 1,51 1,43 1,68 1,66 1,92 1,93 1,53
Уральский
Башкирия 2,33 2,49 3,17 3,43 3,07 3,24 3,53 3,10 3,12 2,59 3,05 2,67 3,18
Удмуртия 1,06 1,09 1,05 0,93 0,99 0,92 0,96 1,09 0,79 0,96 0,85 0,88 0,63
Курганская область 0,66 0,72 0,51 0,51 0,46 0,39 0,36 0,30 0,29 0,23 0,22 0,18 0,21
Оренбургская область 1,36 1,39 1,57 1,52 1,42 1,56 1,56 1,53 1,32 1,31 1,29 1,28 0,96
Пермская область 1,93 1,84 2,10 2,16 2,07 1,96 2,10 2,06 1,87 2,23 2,34 2,46 2,23
Коми-Пермяцкий АО 0,07 0,08 0,05 0,05 0,05 0,03 0,02 0,03 0,02 0,02 0,02 0,01 0,03
Свердловская область 2,53 2,62 3,40 3,01 3,01 3,15 3,26 3,47 2,95 2,55 2,22 2,12 2,33
Челябинская область 2,01 2,46 2,36 2,11 2,10 2,08 2,15 2,19 2,12 1,87 1,91 1,94 2,00
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Западно-Сибирский
Алтай 0,09 0,10 0,07 0,10 0,09 0,07 0,07 0,04 0,04 0,04 0,05 0,06 0,07
Алтайский край 1,47 1,53 1,14 1,14 0,90 0,93 0,79 0,68 0,83 0,68 0,58 0,47 0,60
Кемеровская область 2,14 2,29 3,17 3,20 3,10 2,83 2,73 2,38 2,06 1,69 1,49 1,45 1,32
Новосибирская область 1,70 1,49 1,11 1,11 1,31 1,11 1,24 1,23 1,13 0,90 0,93 0,92 0,90
Омская область 1,21 1,19 1,05 0,96 0,95 0,84 0,89 0,92 0,89 0,69 0,44 0,57 0,73
Томская область 1,08 0,96 0,92 0,90 0,81 0,75 0,85 1,11 1,30 0,90 0,80 0,94 1,04
Тюменская область 2,17 1,51 1,84 1,97 1,40 1,32 1,45 1,38 1,16 0,96 0,90 0,87 1,04
Ханты-Мансийский АО 4,72 5.52 9,22 8,28 6,23 7,06 7,31 8,35 6,58 6,21 9,20 10,54 9,26
Ямало-Ненецкий АО 3,50 3,30 3,90 3,80 4,28 4,90 6,13 6,30 4,05 5,44 7,08 7,08 7,52
Восточно-Сибирский
Бурятия 0,65 0,62 0,59 0,60 0,50 0,42 0,41 0,48 0,48 0,38 0,30 0,36 0,37
Тува 0,18 0,17 0,11 0,09 0,09 0,06 0,03 0,04 0,05 0,04 0,02 0,04 0,04
Хакасия 0,33 0,36 0,53 0,35 0,44 0,37 0,33 0,26 0,36 0,28 0,16 0,16 0,14
Красноярский край 2,58 3,39 2,91 2,39 2,31 2,60 2,86 2,61 2,02 1,86 2,03 2,04 1,81
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 0,08 0,05 0,05 0,04 0,05 0,04 0,06 0,02 0,01 0,01 0,15 0,10 0,10
Эвенкийский АО 0,08 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01 0,00 0,01 0,07
Иркутская область 2,22 2,05 2,10 1,73 1,79 1,88 1,86 1,43 1,30 1,19 0,91 0,83 1,07
Усть-Ордынский Бурятский АО 0,15 0,14 0,08 0,07 0,05 0,04 0,04 0,02 0,02 0,01 0,02 0,01 0,02
Читинская область 0,74 0,79 0,66 0,61 0,66 0,62 0,59 0,47 0,43 0,47 0,58 0,59 0,33
Агинский Бурятский АО 0,05 0,06 0,04 0,03 0,03 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02
Дальневосточный
Якутия 1,69 1,74 2,16 1,94 1,81 1,48 1,52 1,42 1,04 1,35 1,36 1,39 1,47
Еврейская автономная область 0,15 0,16 0,13 0,12 0,10 0,09 0,11 0,11 0,05 0,05 0,03 0,03 0,05
Чукотский АО 0,23 0,23 0,13 0,11 0,08 0,05 0,04 0,06 0,04 0,03 0,06 0,11 0,29
Приморский край 1,75 1,80 1,27 1,42 1,33 1,10 1,00 0,91 0,82 0,85 0,63 0,63 0,75
Хабаровский край 1,23 1,36 1,09 1,08 0,85 0,74 0,80 0,77 0,77 0,86 1,00 1,03 1,09
Амурская область 0,97 1,09 0,75 0,72 0,78 0,67 0,62 0,58 0,50 0,31 0,35 1,04 0,79
Камчатская область 0,39 0,35 0,29 0,64 0,49 0,27 0,26 0,25 0,22 0,14 0,28 0,26 0,16
Корякский АО 0,04 0,05 0,04 0,02 0,03 0,01 0,01 0,01 0,00 0,01 0,02 0,01 0,03
Магаданская область 0,57 0,67 0,47 0,40 0,35 0,24 0,27 0,36 0,37 0,20 0,18 0,17 0,18
Сахалинская область 0,82 0,91 0,54 0,58 0,52 0,57 0,48 0,59 1,28 2,25 0,69 0,98 1,56
Калининградская область 0,50 0,49 0,37 0,58 0,49 0,37 0,29 0,29 0,27 0,34 0,39 0,52 0,40