4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.04)
4.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО «КУРДСКОМУ ВОПРОСУ»
Гайфутдинов Риналь Ильфатович, аспирант кафедры политологии и политической философии Место работы: ГК «РОСТЕХ»
Место учебы: Дипломатическая академия МИД России
Rinal. Gayfutdinov. [email protected]
Аннотация: статья посвящена взаимодействию Российской Федерации и Турецкой республике в Сирийской войне, в том числе по Курдскому вопросу. В статье описывается вся важность решения курдского вопроса для региона. Подчеркивается необходимость взаимодействия двух стран для успешного решения своих геополитических задач.
Ключевые слова: Сирийская война, Турецкая республика; Курды; Российская Федерация; Р.Т. Эрдоган; Б. Асад; Аф-рин; «Оливковая ветвь».
THE NEED FOR COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF TURKEY ON THE «KURDISH ISSUE»
Gayfutdinov Rinal I., graduate student of the Department of Political Science and Political Philosophy Place of employment: SC «ROSTEC»
Study place: Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Rinal. [email protected]
Abstract: the article is devoted to the interaction of the Russian Federation and the Turkish Republic in the Syrian war, including the Kurdish issue. The article describes the importance of solving the Kurdish issue for the region. The need for cooperation between the two countries to successfully solve their geopolitical problems is underlined.
Keywords: Syrian War, Turkish Republic, Kurds, Russian Federation, R.T. Erdogan, B. Assad, Afrin, «Olive Branch»
Введение
На сегодняшний день, вектор внимания мирового сообщества вновь направлен на события, происходящие в Сирийской Арабской Республике, а именно проходящая на фоне всеобщих переговоров и договоренностей о прекращении огня, полноценная широкомасштабная, с применением авиации и артиллерии, боевая операция в Африне. Данная операция, 2-ая полномасштабная операция турецкой армии за 2 года, является наглядным примером "жестких" реалий современной мировой политики. Реалий, где отсутствует союзническая солидарность, где не играет ключевой роли идеология, реалий, где нет четкого разграничения на друзей и врагов, что хорошо, а что плохо, где стираются грани нравственности и ломаются традиционные моральные устои, а есть только прагматичное, циничное преследование своих государственных интересов, не взирая на какие-либо ограничения или рамки, будь то принятая мировым сообществом резолюция, какой-либо закон, просьба союзников или просто элементарное понятие морали.
Новый этап сирийской войны
Еще до того, как основные силы группировки ДАИШ (признанная террористической в РФ и большинства др. странах мира) были уничтожены силами двух коа-
лиций, преследующих свои интересы в Сирийской республике, одна во главе Российской Федерации и Сирийской регулярной армией с иранскими и проиранскими подразделениями и другая во главе с США, движущей силой, которой являются курдские вооруженные формирования, мировое экспертное сообщество неоднократно выступало и предостерегало с неутешительными прогнозами относительно дальнейших событий, которые будут разворачиваться в Сирийской республике.
В частности, разделяя на условные этапы всю «Сирийскую войну», где после уничтожения ДАИШ, неизбежно просматривается наступление периода войны с курдами (40 миллионный народ, не имеющий своей территории).
Условная земля курдов располагается на территории трех стран, народ, веками добивающийся признания своей целостности, и искренне считающий, что сегодняшние события, происходящие на Ближнем Востоке, и в Сирийской республике, частности, наилучший исторический шанс для осуществления своей мечты о собственном государстве, который когда либо им предоставлялся судьбой. Впрочем это не далеко от истины, ведь геополитическая обстановка в регионе, в целом, создает наилучшие геополитические предпо-
сылки для воплощения «большой курдской мечты».
Всеобщий Ближневосточный переполох, вызванный многими объективными причинами, создал огромный и очень плотный клубок противоречий и закулисных интриг, чем вызвал глобальную трансформацию всего региона. Это касается и масштабной миграции огромного числа населения, изменения границ и сознания людей, проживающих в регионе. С уверенностью можно удтверждать, что это уже совсем другой регион с другими людьми, нежели это было каких то пять лет назад, временной отрезок в исторических мерках просто ничтожный. Государства, на территории которых массово проживают курды, а это Сирийская Арабская Республика, Турецкая республика и Республика Ирак, ослаблены. Война с террористами показала, что курдские вооруженные формирования - это одна из наиболее боеспособных сил на территории Сирийской Арабской Республики. Эта война сделала курдов сильнее, заставила структуризировать всю систему своих боевых подразделений и тактику ведения боевых действий, привлечь большое количество сторонников на свою сторону. Происходящие события способствовали эволюции «курдского движения». Внешняя угроза физического уничтожения со стороны как террористов, так и регулярной турецкой армии, дала очень мощную идеологическую подпитку, вызвав небывалый подъем патриотизма и четкое понимание необходимости выстраивания четко налаженной всесторонней работы для повышения своей боеспособности и сплочения курдских племен. Не малую роль играет то, что США, один из ключевых игроков в регионе, в ходе своей проводимой политики, сделали ставку именно на курдов, осознавая перспективы их возможности, а также роль курдов, которые они могут сыграть в большой стратегической партии на Ближнем Востоке.
Парадокс, но именно курды стали основным камнем приткновения, между двумя союзниками по НАТО. Турецкая республика во главе с Эрдоганом категорически не приемлет какое либо взаимодействие и помощь РПК («Рабочей Партии Курдистана», признанная террористической в Турции, приписывая практически все курдские и прокурдские организации, в том числе УРО («Силы самообороны Сирийских курдов» и БОР («Сирийские Демократические Силы») к причастности террористам, к данной организации) со стороны своих союзников. Но противоречивость позиций по "курдскому вопросу" не имели бы столь плачевных последствий для двусторонних отношений, если бы не превратились в открытое противостояние, в открытые активные, враждебные, обоюдные действия с обоих сторон.
Курдский вопрос как один из основных катализаторов дальнейшей эскалации конфликта на Ближнем Востоке
Конфликт в Сирийской республике находит свое логическое продолжение. После разгрома основных сил ДАИШ (запрещенная в РФ террористическая организация) на территории Сирии образовалось несколько крупных очагов силы. Помимо сирийской регулярной армии при поддержке Российской Федерацией и Иранских формирований и проблемных очагов «возгара-ния», контролируемых в основном боевиками Свободной Сирийской Армией и других террористических группировок, в основном протурецких и прокатарских, крупнейшей силой являются курды, которые при активной поддержке США занимают крупную территорию, начиная от севера Сирии, заканчивая практически всей территорией Сирийской республики по пра-
вую сторону реки Евфрат, включая крупнейшие населенные и стратегические пункты, такие как Манбидж, Эль-Камышлы, Эль-Хасака, Ракка (захваченная столица ДАИШ), в том числе и богатые нефтеносные районы на юго-востоке страны , вплоть до Иракской границы, что несомненно придает ценности этим территориям, открывая перед хозяевами этих земель широкий спектр возможностей . В ходе боевых действий против ДАИШ и радикальных отрядов Сирийской оппозиции, курды существенно расширили свою территорию. Вакуум силы, опустевший после разгрома террористов, сразу же заполнялся курдским «присутствием». На «Сирийские Демократические Силы» (БОР), состоящие приемущественно из курдов, сделана основная ставка американцами. БОР, помимо других курдских вооруженных формирований, такие как РПК («Рабочая Партия Курдистана» и УРО («Силы Самообороны Сирийских Курдов») представляют из себя серьезную военную силу и обладают политическим весом, так как на подконтрольной ими территории, в районе Мамбиджа и Эль-Хасака, располагаются американские базы и тренировочные лагеря. Дислоцировано там по разным данным, порядка двух тысяч американских военнослужащих и инструкторов.
Курдская проблема существует уже не одно десятилетие. Но в ходе событий, произошедшей в Сирийской Арабской Республике, игнорировать или отсрочить решение этой проблемы уже вряд ли удастся. На данный момент это серьезнейшая, закаленная в боях и доказавшая свою боеспособность и эффективность, военная и идеологическая сила, которой подконтрольна огромная территория Сирийской Республики и которая активно всесторонне поддерживается одной из великих мировых держав современности: США. Резонанс от успеха курдов в Сирии, бумерангом бьет и по другим странам массового проживания данного этноса. Эта проблема, которая всегда держала в напряжении весь регион, все ведущие страны региона. В сложившиеся геополитической ситуации игнорировать эту силу попросту невозможно. На уступки никто идти не хочет, а курды, понимая весь расклад сил, также отказываются довольствоваться малым. Более того, в ходе победоносного наступления на Восточные провинции Сирии, курды превозгласили «Федерацию Северной Сирии (Рожава)», которую Б. Асад, естественно, категорически отказался признавать. Данный акт со стороны курдов очередной раз показал необходимость решения «курдской проблемы», и что курды настроены как никогда решительно. В ходе боев с ДАИШ, курдские вооруженные силы показали себя как одни из наиболее эффективными в борьбе с террористами, именно они добивались наиболее убедительных результатов, эффективно и обороняясь и переходя в наступление. Курдские воины прославились своим мужеством и стойкостью. Широкую знаменитость приобрели и женские вооруженные формирования. Представительницы прекрасного пола воевали и воюют наравне с мужчинами, ни в чем им не уступая в стойкости и отваге. Курды внесли один из наиболее весомых вкладов в разгром ИГИЛ. Для наглядности, именно они захватили так называемую столицу террористического государства Ракку (были основной движущей силой). Когда обе коалиции имели одинаковые цели, и курды громили террористов, внося вклад в общую победу, данная проблема уходила на второй план. Был совершенно другой расклад сил и другие политические задачи. Но, пройдя через войну, «зака-
лившись» и существенно расширившись, курды предстали уже огромной силой, являясь головной болью Сирийского руководства и всей турецкой верхушки во главе с Р.Т. Эрдоганом. Иными словами, просто никто не знает, теперь что с ними делать: какие решения принять, какую проводить политику, в каком направлении вообще выстраивать политический диалог. Б. Асад категорически отказывается признавать какую либо, даже автономию, прикрываясь весьма расплывчатыми заявлениями, такими как: «данный вопрос должен решать весь Сирийский народ на всеобщем референдуме». Не взирая на неоднократные предложения Российской стороны Асаду, пойти на некоторые уступки курдам, пытаться договариваться, у Асада категорически отсутствует политическая воля к такого рода действиям, и похоже и мыслям. Не даром ходит поверие, что страх перед курдской автономией и государством и категорическое нежелание вести с ними какую либо политическую дискуссию «сидит» в головах у королевских семей всего арабского мира на генном уровне. И данные предрассудки очень далеко отстали от современных реалий мировой политики и стратегической ситуации в регионе. Они просто уже не своевременны, не актуальны, и даже губительны. Наотрез отказавшись «разговаривать» с курдами, Асад сам толкнул их в «объятия» США, которые очень четко и продуктивно перестроили свою стратегию на Ближнем Востоке, исходя из современной геополитической обстановки, грамотно просчитывая расклад сил и перспективы, проделав резкий разворот от шиитских элит к курдским образованиям. Имея представления, что предлагать и какие преследовать цели, какие правильно ставить задачи, находя конценсус в двусторонних внешнеполитических устремлениях. Российскому экспертному сообществу и соответствующим должностным лицам, прекрасно понимающими современную геополитическую обстановку, не смотря на неоднократные попытки, так и не удалось как либо убедить Асада в губительности своей позиции по курдскому вопросу. Как итог, одна из самых боеспособных сил на территории Сирийской Арабской Республике, контролирующая треть территории страны, стала фактически враждебной официальному режиму (не раз фиксировались вооруженные столкновения регулярных сил Сирийской армии с боевыми курдскими отрядами, в том числе и с участием Российских военнослужащих) и США, страна враждебная Сирийскому официальному режиму, имеет практически все рычаги воздействия и оказывает огромное на нее влияние . В каком направлении будет использоваться это влияние, я думаю догадаться особой сложности не составляет. Данную ситуацию вполне можно было избежать, смягчить и оставить шанс на адекватное и взаимовыгодное решение этой проблемы, налаживая диалог с курдами и сохраняя их как партнеров, использовать их возможности, извлечь выгоду от такого взаимодействия, не оставив шанса враждебной стороне склонить их на свою сторону, проводи Асад свою политику хоть немного более гибче и прагматичней. Диалог между Сирийским режимом и курдскими объединениями, если смотреть объективно и по факту, отбрасывая в сторону все формальные заявления и политические действия зашел в тупик. Противоречия слишком велики, а уступать никто никому не хочет. Признавать курдские территории как отдельную государственную единицу Асад не желает, а восстановить контроль над огром-
ной территорией, которая провозгласила по факту самоуправление с боеспособными вооруженными формированиями при поддержке американских военнослужащих, инструкторов, техники и вооружения, силой навряд ли получится, курды же в свою очередь требуют официального признания, как минимум автономии, на меньшее категорически не соглашаясь. Позиция Российской Федерации в этом вопросе также поставлена в тупик. Несмотря на все попытки Российской стороны «лавировать» между Асадом и курдами, понимая расклад и стараясь окончательно не потерять курдов как сторону с которой можно «разговаривать». Однобокая политика Асада относительно «Курдского вопроса», которую Российская сторона вынуждена поддерживать, окончательно отдаляет Россию и курдов друг от друга. Еще один из наиболее весомых факторов является то, что Российская Федерация и Турецкая республика - стратегические партнеры, а позиция турецкого руководства в отношении курдов хорошо известна. Эрдоган уже не первый год ведет настоящую гражданскую войну на юго-востоке страны с курдами с целью физического истребления всех боеспособных формирований. Имея таких стратегических партнеров, позиции и интересы которых, приходится учитывать и с ними взаимодействовать, тяжело сохранять доброжелательные отношения с курдами, как бы того не хотелось Российскому руководству. [6]
В ходе успешного проведения военных операций сирийские курды получили контроль, практически над всем севером Сирийской республики, контролируя около 700 километров границы с Турцией. По факту, к началу 2018 года на протяжении всей южной государственной границы Турецкой республики сформировалась враждебная очень сильная, с военной точки зрения ось, занимающая огромную территорию и не скрывающая планов по выходу к Средиземному морю, поддерживаемая США, на фоне резкого обострения отношений с последними. Обстановка для Турецкой республики усугубляется тем, что курды, которые ведут боевые действия на юго-востоке страны, получили очень серьезный всплеск энтузиазма, территория между сирийскими и турецкими курдами разделяется только турецкими войсками, сформировавшись в единое территориальное целое. Цели, преследуемые курдами, достигались на глазах. Успехи весьма осязаемы, они реальны здесь и сейчас. Несмотря на проводимую Турцией в 2016-2017 году крупнейшей военной операции за последние годы «Щит Евфрата», курды все более активно присоединяли территории и набирали военную и политическую мощь. «Курдский ком» катился твердо и уверенно, превращаясь все в более могущественное образование. Ситуация для Турции стала близка к критической. Конфликт на юге-востоке и успех курдов по ту сторону границы при стечении определенных обстоятельств угрожает территориальной целостности самой Турции. В случае начала данного процесса, спрогнозировать разрушительность последствий, не представляется возможным. Как далеко эта ситуация может зайти с уверенностью сказать сегодня не сможет, пожалуй никто.
Наступил именно тот момент, когда курды стали очень сильны и опасны для всех главных игроков сирийского конфликта. Попросту говоря не удобны для всех [9].
Взаимодействие крупнейших политических игроков
Для Турецкой республики в сложившийся обстановке, взаимодействие с Российской Федерации по Сирии
важно как никогда [8]. Сирийский вопрос имеет очень большое значение для Турецкой национальной безопасности, так как события, происходящие в Сирийской Арабской Республике, напрямую затрагивают и Турцию, исходя из географического положения и ряда особенностей Турецкого государства, в том числе и наличие «курдского фактора», о чем Р.Т. Эрдоган неоднократно публично заявлял, что ситуация в Сирии-это внутренние дела Турецкой республики в том числе. Российская сторона имеет значительное влияние на Асада, одновременно являясь и стратегическим партнером Турции. Межгосударственный диалог между двумя странами позволяет добиваться сторонам своих геополитических задач в Сирийской республике.
Исходя из непростой геополитической обстановки, где Сирия враждебна Турции, которая союзник США по коалиции, которые в свою очередь поддерживают курдов, которые воюют с турками. Российская сторона, помимо колоссальной военной и гуманитарной помощи, является еще и важнейшим связующим звеном между Эрдоганом и Асадом. Роль Российской Федерации как посредника между двумя государствами и одновременно весомого политического игрока сложно переоценить. Находясь в диалоге с Сирийским официальным режимом и Турецкой республикой, Российская Федерация не дает ситуации скатиться в неуправляемый хаос. Находясь «по разные стороны баррикад» Российская Федерация организовывает взаимодействие относительно всех чувствительных вопросов между двумя странами.
Очевидно, что в случае с широкомасштабной военной операции турецкой армии против курдских вооруженных формирований в Африне, возможна имеет место быть политическая сделка между Асадом и Эрдоганом, сделка двух враждующих сторон против третьей стороны, а именно курдов, в очередной раз демонстрируя реалии большой политики на Ближнем Востоке. Курды в настоящий момент неудобны и опасны как для Асада, так и для Эрдогана, угрожающие территориальной целостности обоих государств.
Достижение каких либо существенных договоренностей оказалось невозможно в сложившиеся геополитической обстановке. С Российской же стороны до последнего предпринимались попытки договориться с курдами, сохранив для них максимально комфортные условия и предотвратить боевые действия, направленные на их уничтожение. Последней каплей стало саботирование курдской партией «Демократический Союз» (РУО, союзники США) Конгресса Сирийского Национального Диалога в г. Сочи. Всяческие попытки Москвы уговорить курдов передать Африн и подконтрольные территории Сирийскому официальному правительству для защиты данной провинции от Турецкого вторжения, категорически отвергались, тем самым обнулив последние усилия России по предотвращению конфликта.
Очевидно, что возможность проведения военной операции против курдов, поддерживаемых американцами, рассматривалась коалицией Асада давно. Она стала логическим продолжением турецкой военной операции «Щит Евфрата». Несмотря на официальные заявления Анкары очистить Африн от террористических организаций, цель Турции в этой операции является, по факту, чистка своей южной границы и предотвращение дальнейшего усиления курдского движения, тем самым сломать образовавшуюся «вражескую ось» на юге и не дать курдам создать так называемый
«курдский коридор жизни», подразумевающий выход к Средиземному морю, и наличие возможности оказания помощи турецким курдам, ведущих, фактически гражданскую войну, против турецкого правительства. Несмотря на то, что Турецкая республика находится в одной коалиции с США и курдами, она находится в постоянном диалоге с Сирийским режимом и Москвой, являясь одной из стран гарантов соблюдения режима прекращения боевых действий в Сирийской республике, постоянным участником Международных встреч по Сирии в Астане.
Курдские кантоны, в том числе г. Африн и его окрестности, несмотря на преобладание курдского населения и фактическое наличие власти у курдских вооруженных формирований, являются официально территорией Сирийской Арабской Республики. Крупномасштабное наступление турецкой армии на Африн означает прямую агрессию против Сирийской Арабской Республики, что фактически является объявлением войны, а значит и неизбежное военное столкновение с Российскими вооруженными силами, находящиеся в Сирийской республике. В этой ситуации, не заручившись поддержкой Москвы и Дамаска, проведение операции было бы попросту невозможно [10]. Перед началом и во время военной операции Российская Федерация и Турецкая республика находятся в постоянном диалоге [5], что очень важно. Наличие такого диалога позволяет странам «сверять часы», вырабатывать взаимодействие, избегать столкновений и преследовать общие интересы, исходя из конкретной политической ситуации.
Операции «Оливковая Ветвь» предшествовали многочисленные консультации между сторонами (Так называемая «коалиция Асада», включая Россию и Иран с руководством Турецкой республики) [7]. Турецкую республику явно и давно не устраивало усиление курдов и захват контроля практически всей южной границы, образование американских тренировочных лагерей и баз на севере Сирии, контролируемого курдскими вооруженными формированиями, в основном РУО (Партия «Демократического Союза»), Сирийскому официальному режиму, кстати тоже [4]. Р.Т. Эрдоган начал бы данную войсковую операцию намного раньше, не допустив столь значительных успехов курдов, что было продемонстрировано операцией «Щит Евфрата», однако без согласия Дамаска и Москвы, пойти на такого рода действия самостоятельно он не мог. Конечно, Президент Турецкой Республики славится своим сильным характером, железной волей и совершенно непредсказуемой импульсивностью, однако ситуация оказалось бы совершенно не в его пользу, объявляя войну Сирийской Арабской Республике, союзнику Российской Федерации и Ирану, дальнейшее эскалация событий которых, привела бы к неизбежной войне с последними, вдобавок война с Курдами на территории Сирии, т.е. объявить войну всей парра-лельной коалиции, чтобы еще и вести войну с «союзником» по своей коалиции. Последствия настолько были бы разрушительными и ужасающими, что даже импульсивность Р.Т. Эрдогана уступает место элементарному чувству самосохранения. Очевидно, что без одобрения, в первую очередь Дамаска, и согласия Москвы, Эрдоган не начал бы боевые действия на территории Сирийской республики, о чем Эрдоган, кстати, публично заявлял [2]. В противном случае такую акцию в сложившиеся данной стратегической обстановке Дамаск и Москва уже бы не простили и собы-
тия бы приняли совершенно непредсказуемый, но совершенно точно, ужасающий характер. Весомым фактором, который повлиял на интенсивность эскалации конфликта стало официальное заявление Госдепа США о создании «приграничных сил» на границе с Турецкой Республикой, чем спровоцировало резкую реакцию Турецкого руководства.
Практически весь год, дислоцированные в Африне Российские военнослужащие: группа центра по примирению сторон, меняют свою дислокацию и покидают Африн 20 января 2018 года, а 21 января 2018 года Турецкая Республика официально начинает полномасштабную наземную войсковую операцию «Оливковая Ветвь» по защите безопасности Турецкой Республики и уничтожению террористов. Все наиболее крупные курдские политические организации Эрдоган весьма предусмотрительно обвинил в пособничестве РПК («Рабочая Партия Курдистана»), предупреждая, что не допустит на границе с Турции образования террористического квазегосударства [3]. По факту прировняв всех к террористам, которые немедленно должны быть уничтожены. Несмотря на все официальные негативные нападки на Турцию, в связи с проведением операции «Оливковая Ветвь», фактические действия говорят об обратном. Несмотря на общую критику данной операции, Сирийская армия не пытается дать какой либо отпор «агрессору», даже не пытается сбивать турецкие боевые самолеты, не говоря уже о сухопутных войсках, фактически позволяя туркам «Разобраться» с курдами. Российская сторона и вовсе не выступает с резкой критикой в адрес Турецкой Республики, а призывает стороны к сдержанности, возлагая всю ответственность, не без основательно, на США. Стоит отметить, и что во время операции, Турецкая и Российская сторона продолжает консультации на различных уровнях, находясь всегда в конструктивном диалоге, в том числе и относительно операции «Оливковая ветвь». В итоге признание данной операции Р.Т. Эрдоган добился и от США. Американцы понимают озабоченность Турецкого руководства и признают их право на «самозащиту». В ходе телефонных переговоров президентов Р.Т. Эрдогана и Д. Трампа и межведомственных консультаций, американцы пошли на уступку Турецкому руководству, запретив остальным бойцам «Сирийских Демократических Сил» отправиться в Африн на войну с Турецкой армией, тем самым лишив Африн подкрепления.
Практически, как бывало ни раз в истории, Курды фактически оказались между «молотом» и «наковальней». Сила и влияние, а также стремление к сепаратизму вызывает очень серьезные беспокойства у государств, на территории которых они находятся. Курды, будучи сильными и сплоченными не нужны на Ближнем Востоке в долгосрочной перспективе никому. И как показывает практика, какие бы не имели страны противоречия, они всегда найдут способы помешать курдам осуществить свою мечту об обособлении. В итоге пошли на поводу Турции даже американцы, главные союзники курдов, имеющие с ними огромные противоречия, тем самым предав курдов, обрекая всех, кто воюет в Африне на неизбежное поражение.
Курды предстали в большой политической игре Сирийского конфликта разменной монетой, выполнив свою задачу по разгрому ИГИЛ, ставшими никому не нужными в той политической форме, и имея такую силу и территорию, в какой они предстали сейчас.
Курды же, временами выигрывая что-то в тактическом плане, по большому счету всегда останутся в проигрыше, во всяком случае, пока, не осознав свою роль инструмента в чужих руках и не преодолев внутри курдские разногласия, не научатся сами извлекать пользу из сотрудничества со странами Запада[1]. Потеряв надежду договориться, страны попросту выбрали вариант удобный для всех, «отдав» курдов на откуп Эрдогану, который обещал не ограничиваться только операцией в Африне, обещая продолжить наступление на Восток, вдоль всей Турецко-Сирийской границы. Взаимодействие Российской Федерации и Турецкой республики важно для обоих стран. С помощью налаженного диалога с Москвой, турецкому руководству позволяется решать свои геополитические задачи, даже на территории другого суверенного государства, не взирая на международные нормы. В свою же очередь, Турецкая республика имеет влияние на многие вооруженные группировки, называющих себя «оппозицией», в основном дислоцированных в районе Идли-ба и участвующих в военной операции в Африне. Поэтому налаженная работа по достижению договоренностей с Турецкой республикой так же важна и для Москвы. Страны не раз демонстрировали возможность договариваться и совместно решать поставленные задачи, даже несмотря на сложнейшую геополитическую ситуацию, сложившуюся в Сирийской Республике.
Заключение
«Курдский вопрос», важнейший для Турецкой республики, без взаимодействия с Российской Федерацией, решить в ближайшее время не удастся, так как основная угроза для Турции исходит именно с территории Сирийской Республики. Однако только Москва является связующим звеном, имеющая возможность договариваться со всеми сторонами конфликта. Турецкая республика и Российская Федерация - два крупных геополитических игрока, обладающих большим влиянием на Ближнем Востоке и безусловную выгодность от двустороннего сотрудничества и взаимодействия хорошо понимают как в Москве, так и в Анкаре.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 99,76%.
Список литературы:
1. Ласкарис Ф.И. Курды в геополитической западной парадигме: история обмана и манипуляций. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=35273
2. Türkiye vazgeçmeyecegim içlemleri Afrin. 22.01.2018 Anadolu Agency. Режим доступа https://aa.com.tr/ru /заголовки-дня/турция-не-откажется-от-операции-в-африне-/1038583
3. Türkiye oluçturmak için izin sahte devlet kuzey Suriye 22.08.2017 Anadolu Agency. Режим доступа: https://aa.com.tr/ru/tурция/турция-не-позволит-создать-псевдогосударство-на-севере-сирии/890959
4. Erdogan'dan ABD'ye sert YPG tepkisi: Ne içi var orada? Aksam. Режим доступа: http://www.aksam.com.tr/guncel/ erdogandan-abdye-sert-ypg-tepkisi-ne-isi-var-orada/haber-520340. 29.05.2016
5. Сирия сегодня: Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в Восточной Гуте, Турция продолжает бойню в Африне. Федеральное Агенство Новостей. Режим доступа: https://riafan.ru/1032786-siriya-segodnya-putin-i-erdogan-obsudili-situaciyu-v-vostochnoi-gute-turciya-prodolzhaet-boinyu-v-afrine. 07.03.2018
6. Доводы Москвы: почему Россия не выступила против операции Турции в Сирии. «РосБизнесКонсал-
тинг».Режимдоступа:https://www.rbc.ru/politics/22/01/2018/5 a65be579a794762405e20d1.22.01.2018
7. Главное о Турции за 15—21 января 2018 года. Информационное агенство Regnum. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2370181.html.21.01.2018
8. Аватков: Россия поможет Турции нащупать свое место в региональной и мировой системе международных отношений//Политианалитика.29.09.2017.-Режим доступа: https://www.politanalitika.ru/actualcomments/avatkov-rossiya-pomozhet-turtsN-nashhupat-svoe-mesto-v-regюnalnoj-i-mirovoj-sisteme-mezhdunarodnyh-otnoshenij/
9. Война в Африне повторяет сценарий Донбасса-2014// Независимая Газета. 22.01.2018.-Режим доступа: http://www.ng. ^/^3^/2018-01 -22/1_7155_si ria.html
10. Максим Юсин. Война Имитаций//Коммерсантъ //21.01.2018.- Режим доступа: https://www.kommersant.ru ^с/3526782
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Р.И. Гайфутдинова «Необходимость взаимодействия Российской Федерации и Турецкой республики по «Курдскому вопросу» Научная статья Гайфутдинова Р.И. посвящена всестороннему освещению «курдского вопроса», в контексте происходящих геополитических событий в регионе, а именно войны в Сирийской Арабской Республике и военной операции турецкой армии «Оливковая ветвь». В статье подробно проведен анализ степени
важности данного вопроса для участников конфликта. Подчеркивается необходимость взаимодействия Российской Федерации и Турецкой республики как наиболее влиятельных сил конфликта.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как исследования автора подтверждают причинно-следственную связь, а также прямое влияние решения «курдского вопроса» на события в Сирийской республике и их влияние на политические процессы внутри соседних стран, в частности Турецкой республике. Всесторонне обоснована необходимость взаимодействия Турецкой республики с Российской Федерацией по «курдскому вопросу», как наиболее конструктивном способе решения своих геополитических, политических задач, более того в статье отмечается невозможность решения «курдского вопроса» без взаимодействия с Российской Федерацией, основным связующим звеном между двумя коалициями. В статье автору удалось всесторонне обосновать свою позицию и выполнить поставленную задачу.
Таким образом, следует отметить, что выводы автора являются обоснованными. Статья соответствует предъявляемым требованиям и вызывает определенный научный интерес. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале, рекомендованных ВАК.
Заместитель руководителя управления Главного Управления Обеспечения деятельности Следственного комитета РФ. Руководитель отдела Доктор юридических наук
С.Е. Попов