следования позволяют сделать следующие выводы:
Повышенная насыщенность пород углеводородными газами отмечается в пачке терри-генных пород свиты С27, вмещающей угольные пласты Ш9°, Ш9, Ш81 и характеризующейся гетерогенностью - частым переслаиванием глинистых сланцев, мелкозернистых песчаников, алевролитов с преобладанием хрупких разностей. Причем максимумы скопления метана приурочены к кровле пластов углей рабочей мощности, выше которых на маломощных глинистых сланцах залегают алевролиты и песчаники размыва, имеющие повышенные коллекторские свойства.
Флюидоактивные зоны в угленосной пачке терригенных пород в свите С27, фиксируемые в интервалах 240-260 и 320-360 м, характеризуются максимальным значениям суммарного коэффициента флюидоактивности пород (Г0бЩ), а также отличаются аномально высокими электтрополяризационными показателями (Ер),
1. Труфанов В.Н., Грановская Н.В. и др. Прикладная термобарогеохимия. - Ростов-на-Дону: РГУ. 1992. 170 с.
2. Труфанов В. Н., Гамов М.И., Майский Ю.Г.,
Рылов В. Г. Роль процессов углеводородной флюидиза-ции в формировании метанообильных зон в угленосных бассейнах// Горный информационно-аналитический
бюллетень №-6». - М.: Изд-во МГГУ. 2002. - С. 20-26.
3. Труфанов В.Н. Минералообразующие флюиды рудных месторождений Б. Кавказа. - Ростов-на-Дону: РГУ. - 1979. - 220 с.
4. Хайретдинов И.А. Введение в электрогеохимию. - М.: Наука. - 1980. - 256 с.
5. Электромагнитные поля в биосфере. - М.: Наука. - 1984. - 375 с.
6. Гамов М.И, Труфанов В.Н. Методика выявления и картирования энергетических аномалий в
что может быть использовано в качестве дополнительных поисковых критериев обнаружения метанообильных зон.
Между Г-показателем флюидоактивности и величиной показателя электрополяризации Ер устанавливается корреляционная завмсимость, что свидетельствует об их фундаментальной природе, обусловленной глубокими изменениями молекулярной и надмолекулярной структуры угольного вещества в зонах флюи-дизации.
Таким образом, рассмотренный полевой и экспериментальный фактический материал однозначно показывает, что процессы углеводородной флюидизации ископаемых углей и вмещающих пород, обусловленные широкомасштабным транспортом глубинных флюидов в угленосные бассейны авлакогенного типа, представляют собой один из важнейших факторов формирования высокогазоносных метаноугольных месторождений.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
геосистемах локального уровня. Пробл. геологии, полезных ископаемых и экологии Юга России и Кавказа. - Новочеркасск: НГТУ. 1999.
7. Эттингер И.Л. Необъятные запасы и непредсказуемые катастрофы (Твердые растворы газов в недрах Земли). - М.: Наука. - 1988. - 174 с.
8. Трубецкой К.Н. и др. О развитии исследований и разработок по вопросам добычи метана угольных пластов. Горный информационноаналитический бюллетень. - М.: Изд-во МГГУ. -1996, вып.4. - С. 13-18.
9. Труфанов В.Н., Лосев Н.Ф., Гамов М.И. и др. Особенности формирования и термобарогеохимические критерии прогнозирования выбросоопасных зон в угольных пластах. Препринт. Вып. 10. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1993. 30 с.
— Коротко об авторах --------------------------------------------------
Гамов М.И, Труфанов А.В., Труфанов ИВ., Скляренко Г.Ю. - Ростовский госуниверситет.
Ъ--------
--------------- © Н.Б. Харькова, 2004
УДК 622.331 Н.Б. Харькова
НЕОБХОДИМОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА МАШИНИСТОВ ГОРНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХСУРОВОГО КЛИМАТА НА УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗАХ
Семинар № 5
Условия эксплуатации горно-транс-портиых машин в условиях сурового климата Северо-Востока сопряжены с рядом трудностей: резкое изменение температур в течение года и даже в течение суток, высокая запыленность атмосферы и другие.
По данным исследований [2, 3] пылевыде-ление на разрезах Кузнецкого бассейна и Якутии достигает соответственно 70-150 г/т и 150170 г/т.
Количество угольной пыли, образовавшейся при работе на разрезах России в 1990 г., составило 440 т на 1 млн. т добытого угля.
При ведении работ в Кангаласском разрезе выявлено 18 источников выделения вредных веществ, выброшено за год в атмосферу разреза 890,5 т загрязняющих веществ, из них 68% составляют твердые частицы, а концентрация пыли в атмосфере разреза изменялась от 200 до 300 мг/м3 [4].
В Нерюнгринском разрезе концентрация пыли изменялась в пределах:
при бурении скважин - 300-1300 мг/м3 при погрузочных работах 30-340 мг/м3. Применяемые в настоящее время воздушнооросительные установки и другие способы и средства не способны снизить концентрацию пыли до нужных значений. Поэтому необходимо идти дополнительно на применение различных способов и средств, которые бы обеспечивали нормальный климат в кабинах горно-транс-портных машин.
Проведенные нами исследования на разрезах «Кедровский» и «Нерюнгринский», анализ результатов исследований других авторов и результатов аттестации рабочих мест показал, что санитарно-гигиенические и микроклиматические условия труда машинистов горнотранспортных машин в многих случаях не соответствуют требованиям санитарных и климатических норм.
Исследованиями Ивашкина B.C. [1] уста-
новлено, что запыленность воздуха в кабинах горно-транспортных машин в разрезах «Красногорский», «Кедровский», «Черниговский», «Томусинский» изменялась в пределах: в
ка6инах экскаваторов от 10 мг/м3 до 38 мг/м3 в кабинах буровых станков СБШ - от 5 мг/м3 до 20 мг/м3, в кабинах автосамосвалов - от 10,4 мг/м3 до 16 мг/м3 (табл. 1). Проведенные нами исследования на разрезах «Кедровский» и «Нерюнгринский» показали, что запыленность в кабинах экскаваторов изменялась от 8 мг/м3 до 16 мг/м3 и в кабинах автосамосвалов - от 6 мг/м3 до 14 мг/м3 (пыль угольная).
Анализ результатов аттестации рабочих мест показывает, что при работе горнотранспортных машин на вскрышных участках в кабинах экскаваторов концентрация пыли практически в большинстве случаев как в зимний, так и в летний периоды превышает ПДК и колеблется от 2,5 мг/м3 до 4 мг/м3 (разрез «Нерюнгринский» (табл. 2). Аналогичные показатели имеют место и на разрезах Кемеровской области.
Запыленность воздуха в кабинах большегрузных автосамосвалов изменялась в зависимости от мест работы по угольной пыли от 6 мг/м3 до 14 мг/м3 и по породной пыли от 2,3 мг/м3 до 4,8 мг/м3.
Изучению микроклиматических условий работы машинистов горно-транспортных машин посвящены исследования Института физико-технических проблем Севера СО РАН и НИИ Охраны труда независимых профсоюзов РФ.
Таблица 1
Изменение запыленности в кабинах горно-транспортных машин
Тип машин Вид выполняемой работы Место отбора проб Концентрация пыли, мг/м3
Экскаватор ЭР-1250-1611,5Д Транспортировка и погрузка угля в ж/д вагоны Кабина машиниста роторной консоли 2,6-20,6
Кабина машиниста отвальной консоли 4,8-38,2
Кабина отдыха 2,0-21,3
Экскаватор эш-15/90 Экскавация пород Кабина машиниста экскаватора 8,9-21,7
Экскаватор ЭКГ - 4,6 Добыча угля Кабина машиниста экскаватора 10,9-30,5
Экскаватор ЭКГ - 4,6 Погрузка угля в вагоны Кабина машиниста экскаватора 20,5
Автосамосвалы КрАЗ-256 Движение автосамосвала Кабина автосамосвала 16,5
БелАЗ-540 Погрузка угля и породной массы Кабина автосамосвала 12,4
КрАЗ-256 -«- -«- 13,6
БелАЗ-540 Разгрузка автосамосвала -«- 15,4
КрАЗ-256 -«- -«- 14,2
Исследованиями установлено, что термовлажностный режим в кабинах горнотранспортных машин во многих случаях ни в летний ни в зимний периоды года не соответствует нормам.
Температура воздуха в кабинах экскаваторов в зимний период года изменялась от 10 до 13 °С, а относительная влажность изменялась от 15 до 40 %. Исследования показали также, что температура воздуха на уровне головы машиниста экскаватора изменялась от 14 до 26 °С, что не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.106-85.
В кабинах буровых станков температура воздуха изменялась от 12 до 16 °С, относительная влажность изменялась от 20 до 40%. Было установлено также, что изменение температуры воздуха на уровне головы машиниста составляло от 13 до 29 °С. При этом наименьшее значение относительной влажности отмечалось при максимальной температуре воздуха в кабине.
Установлено, что при открывании дверей кабин температура воздуха быстро снижается и в течение 5-7 минут достигает 10 °С в зимний период, а в летний период в течение 15-20 минут достигает температуры наружного воздуха. После охлаждения воздуха в кабине при включении нагревателя в течение 25 минут температура воздуха в кабине поднимается до 35 °С, что значительно превышает санитарные нормы.
При отключении нагревателя температура воздуха в кабине за 20-3 О минут снижалась до 13-15 °С, что также не соответствует санитарным нормам. Относительная влажность воздуха при этих условиях повышалась до33 % в момент отключения нагревателя и снижалась до 15 % во время работы нагревателя. Анализ результатов аттестации рабочих мест показал, что в ряде случаев термо-влажностный режим не соответствует требованиям санитарных норм. Обследование состояния кабин экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, автосамосвалов показало, что они имеют ряд конструктивных недостатков.
Уплотнение дверей кабин и стен кабин не обеспечивает надлежащую герметичность, что приводит к проникновению пыли и газов в них, а также снижению температуры воздуха в зимний период и увеличению в летний период.
Отсутствие нагревательных систем, работающих в автоматическом режиме, не позволяет осуществлять обеспечение температурновлажностного режима в требуемых параметрах. Заводские нагреватели не обеспечивают требуемый температурный режим.
Отсутствие кондиционеров в большинстве кабин горно-транспортного оборудования приводит к выравниванию давлений воздуха внутри кабины с наружным, что способствует проникновению загрязненного наружного воздуха в кабины.
Применяемые в некоторых кабинах конди-
Таблица 2
Изменение запыленности атмосферы кабин горно-транспортных машин разреза «Нерюнгринский»
Тип горно-транспортного оборудования Время года Нормируемая концентрация пыли, мг/м3 Измеренная концентрация пыли, мг/м3
Разрез «Нерюнгринский»
Вскрышной уч-к № 2
Кабина экскаватора ЭКГ-20 № 52 сентябрь 2002 г. 2,0 2,3
-«- ЭКГ -20 № 56 -«- 2,0 2,5
Уч-к РМЦ
Кабина бульдозера ДЗ-171 № 112 август 2002 10,0 18,4
Кабина экскаватора ЭКГ -8И № 89 -«- 2,0 2,4
-«- ЭКГ -8И№ 68 -«- 2,0 2,5
Рабочее место машиниста дробильной установки -«- 2,0 3,0
Участок № 7
Кабина экскаватора ЭКГ -5А июнь 2002 2,0 2,5
Вскрышной уч-к № 4
Кабина экскаватора (погрузка угля в автосамосвалы) -«- 2,0 2,6
Экскаватор ЭКГ Марион-201 № 12 погрузка породной массы в автосамосвалы февраль 2002 2,0 2,2
№1 погрузка породной массы в автосамосвалы -«- 2,0 2,9
Вскрышной участок № 3
ЭКГ-15 № 30 погрузка породной массы в автосамосвалы февраль 2001 2,0 2,3
ЭКГ-15 № 31 то же -«- 2,0 2,4
Вскрышной участок № 3 --
Кабина кабелепередвижчика -«- 2,0 3,2
Добычной участок № 1
ЭКГ-8И № 61 погрузка породной Массы в автосамосвалы -«- 2,0 4,0
ЭКГ -8И № 978 погрузка угля в автосамосвалы -«- 10,0 15,0
Кабина БелАЗ 7522 перевозка породной массы август 2001 2,0 3,3
ционеры располагаются вверху кабины или на крыше кабины, в результате чего температура воздуха в верхней части кабины значительно превосходит температуру воздуха в нижней части ее, что вызывает неравномерность теплоотдачи и теплополучения телом машиниста горно-транспортных машин.
Применяемые нагреватели в основном располагаются в нижней части кабин с направлением теплового воздуха в ноги машиниста или
в направлении остекленных боковых стен кабин и работающих в стационарно заданном режиме, что не позволяет автоматическое следящее регулирование теплопоступления.
В результате неправильного термовлажностного режима в кабинах изменяется теплопередача от тела машиниста в окружающую среду. Большая часть теплопередачи или теплопо-глощения идет со спины и боков тела человека, вызывая охлаждение или нагревание их, при-
водящие к заболеваниям.
Для обеспечения требуемых санитарногигиенических и микроклиматических условий в кабинах горно-транспортных машин
1. Ивашкин B.C. Борьба с пылью и газами на угольных разрезах. - М.: Недра, 1980. - 152 с.
2. Слепцов В.И. Микроклимат кабин северной техники. Якутск, Изд-во СО РАН, 2001. -192 с.
3. Козлов В.М., Пономарчук Г.П. Опыт применения водовоздушной и быстродействующей полимерной пены на дренажных полигонах. Колыма, 1976, № 7, с. 28-29.
необходимо создать систему контролирующую требуемые параметры в автоматическом режиме и регулирующую работу кондиционеров или нагревательных агрегатов.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Оценка влияния Кангаласского угольного комплекса на окружающую среду. Препринт. Якутск, 1997.
5. Кирин Б.Ф., Слепцов В.И. Анализ существующих систем очистки воздуха в кабинах горно-транспортных машин. «Безопасность труда в промышленности», № 5, 2002, с. 37-39.
— Коротко об авторах —
Харькова Н.Б. - инженер, Минэнерго.
© Б.М. Иванов, В.В. Дегтярев, А.М. Лысенко, В.И. Шепотько, 2004
УДК 622.817.9:661.184.35
Б.М. Иванов, В.В. Дегтярев, А.М. Лысенко, В.И. Шепотько
ГАЗОГИДРОИМПУЛЬСНАЯ ОБРАБОТКА УГОЛЬНЫХ ПЛАСТОВ ЧЕРЕЗ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СКВАЖИНЫ ДЛЯ ДЕГАЗАЦИИ МАССИВА
Семинар № 5
Ш Я рограммой «Метан Кузбасса» предполагается организовать промысловую добычу метана из угольных пластов как самостоятельного полезного ископаемого ( наравне с природным газом, нефтью и углем). При этом роль главных коллекторов метана отводится угленосным участкам за пределами горных отводов ныне действующих в Кузбассе шахт. Из 26 перспективных для добычи метана участков и площадей с ресурсами 6 трлн м3 выделено 4 первоочередных для опытно-промышлен-ного освоения с общими запасами 1.5 трлн м3 метана.
Опыт извлечения метана из углегазовых месторождений через скважины с поверхности через неразгруженную угленосную толщу на глубинах свыше 500 м, показывает, как правило, весьма низкую продуктивность. Для повышения газопроницаемости и газо-отдачи угольных пластов применяются различные способы воздействия на горный массив через скважины.
Перспективным для повышения продуктивности скважин по добыче метана являются импульсные способы воздействия на угольные пласты [1, 2].