Научная статья на тему 'Необходимость учета клипового мышления студентов при изучении курса философии в техническом вузе'

Необходимость учета клипового мышления студентов при изучении курса философии в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / COMPETENCE / IDEOLOGY / СLIP THINKING / COMPUTER ADDICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенкова О. В.

В статье рассматривается специфика формирования общекультурных компетенций у студентов технических ВУЗов в процессе изучения дисциплины «философия» с учетом феномена клипового мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO INCORPORATE CLIP THINKING OF STUDENTS WHILE STUDYING PHILOSOPHY IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with the specifics of formation of common cultural competence at students of technical universities in the process of studying the discipline “philosophy” with regard to the phenomenon сlip thinking.

Текст научной работы на тему «Необходимость учета клипового мышления студентов при изучении курса философии в техническом вузе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-188-193

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЛОСОФИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Романенкова О.В.

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Российская Федерация

В статье рассматривается специфика формирования общекультурных компетенгршу студентов технических ВУЗов в процессе изучения дисциплины «философия» с учетом феномена клипового мышления.

Ключевые слова: компетенция; мировоззрение; клиповое мышление; компьютерная зависимость.

THE NEED ТО INCORPORATE CLIP THINKING OF STUDENTS WHILE STUDYING PHILOSOPHY IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Romanenkova О. V.

Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russian Federation

The article deals with the specifics of formation of common cultural competence at students of technical universities in the process ofstudying the discipline "philosophy " with regard to the phenomenon clip thinking.

Keywords: competence; ideology; clip thinking; computer addiction.

Преподавание гуманитарных дисциплин в техническом ВУЗе традиционно сталкивается с определенными сложностями, что определяется, прежде всего, феноменом «двух культур», описанных Ч.П.

Сноу еще в середине XX века [8]. Дело в том, что люди с естественнонаучным складом ума не склонны к механическому запоминанию больших объемов фактологической информации, предпочитая структурировать содержательно бедные абстрактные конструкции по типу математических. Специфика человеческой психики заключается в том, что развитие конструктивных способностей личности обычно негативно сказывается на остроте памяти, тогда как хорошая память обычно связана с весьма средними конструктивными способностями.

В этом плане технический специалист подсознательно стремится к математической точности, легко овладевая премудростями математики, а вот иностранные языки даются ему весьма тяжело. У гуманитария, как правило, наблюдается противоположная картина. Например, как указывают биографы И. Ньютона [2], в школьные годы великому английскому физику никак не давалась латынь, так что по успеваемости в своем классе он занимал предпоследнее место, опережая только умственно отсталого ребенка. Тем более удивительными для педагогов были его последующие невероятные успехи в области математики. Примечательно, что даже в зрелые годы латынь Ньютона оставалась весьма тяжелой для понимания.

С учетом сказанного вполне очевидно, что освоение гуманитарных дисциплин, для которых характерно наличие больших блоков конкретной информации, требующих механического запоминания и последующего точного воспроизведения на экзамене, традиционно вызывало у людей с естественнонаучным складом ума серьезные трудности, на что указывают многие отечественные педагоги [4], [9]. Например, при изучении философии (с опорой на историю философии) обучаемый должен запомнить множество противоречащих друг другу философских систем, упорядоченных исключительно исторически и географически, т.е. по случайным для обучаемого признакам. А это для индивида с естественнонаучным складом ума достаточно сложно. Соответствующие дидактические трудности могут породить у обучаемых неприятие гуманитарных дисциплин, их непонимание и скептическое к ним отношение, что в практике преподавания философии в технических ВУЗах наблюдается достаточно часто.

В данной связи многие авторы учебной литературы по философии пытаются строить свои курсы схоластически, максимально убирая из них конкретный материал, механически группируя информацию исключительно экстенсионально, по предметным областям. При этом, действуя по аналогии с естествознанием, автор стремится предложить свое «окончательное» решение для каждой философской проблемы, выхолащивая, тем самым, диалектическую сущность философии, существенная черта которой - столкновение противоположных точек зрения и принципиальное отсутствие каких-либо «окончательных» решений по ключевым вопросам [11, с. 238-242].

Следует также указать на то обстоятельство, что информационная революция в современном обществе [1] порождает новые дидактические проблемы в процессе преподавания философии в технических ВУЗах, к которым отечественные исследователи и действующие педагоги в большинстве своем не успевают адаптироваться, поскольку темпы соответствующих технических и ментальных изменений опережают темпы дидактической рефлексии.

Наиболее существенная дидактическая проблема подобного рода-качественное изменение сознания обучаемых при переходе от индустриальной к информационной цивилизации, превращение его в клиповое. Означенный феномен получил свое осмысление в работах отечественного исследователя Ф.И. Гиренка [3]. Он указывает, что компьютерные технологии порождают новый способ восприятия информации, принципиально отличный от того, который был характерен для представителей доинформационной эры. Если исследователи прошлого создавали огромные фолианты, где знания структурировались неторопливо-систематически [3, с. 12], как это имело место, например, в «Критике чистого разума» И. Канта, то в современном социуме суммарный объем информации увеличивается настолько, что не остается времени не только на «медленное чтение» [12], но и на чтение вообще. Современный потребитель информации уже не читает книг, он просто просматривает текст, поверхностно скользя по страницам, пытаясь выхватить ситуационно-нужное из имеющегося.

В результате объемное расширение информационного поля естественным образом приводит к минимизации объемов каждого ло-

кального фрагмента информации. Тем самым идеальной для восприятия формой визуальной информации становится клип, а идеальной формой восприятия вербальной информации - добавим мы от себя -становится афоризм, притча, наконец, анекдот. Система сменяется нарезкой изображений с короткими комментариями, короткими задачами с вариантами решений, наконец, тестами ФЭПО и ЕГЭ.

Последнее, как не трудно в этом убедиться, существенно затрудняет формирование общекулыурных компетенций в процессе преподавания курса философии, особенно в технических ВУЗах. В качестве примера можно привести формулировку общекулыурной компетенции ОК-1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «09.03.01 - Информатика и вычислительная техника» бакалавра, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. № 5: «Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции» [10].

Как известно, мировоззрение есть целостный взгляд на мир с определенной точки зрения [6.]. Иначе говоря, должна наличествовать некая основополагающая идея, с позиций которой оценивается любая информация. Например, фаталист верит в судьбу, интерпретируя все происходящее с ним как роковую неизбежность, в отличие, например, от волюнтариста, считающего, что судьба человека - в его руках; человек с христианским мировоззрением верит в абсолютную истинность Священного Писания, а ученый-физик - в истинность закона всемирного тяготения. Спрашивается, может ли вообще формироваться целостное мировоззрение в условиях клипового мышления, когда систематическое построение знаний подменяется ситуационно осваиваемыми фрагментарными кусками научной информации?

Альтернативой мировоззрению является, как известно, эклектика [7], ранее свойственная преимущественно пластичному сознанию детского и подросткового возраста. По нашему мнению, распространение клипового мышления приводит к тому, что эклектика становится нормой жизни для всех людей информационного общества, независимо от их возраста. Последнее особенно очевидно для

стран Запада, куда современные информационные и образовательные технологии пришли существенно раньше, нежели в Россию. Именно в особенностях мышления следует искать истоки таких доминирующих на западе идей как толерантность и мультикулыу-рализм. При этом система убеждений сменяется модой, а та, в свою очередь, определяется количеством пользователей Интернета, просматривающих ту или иную информацию.

Примером торжества эклектики в общественном сознании информационного общества Запада является недавний референдум в Ирландии по поводу институализации однополых браков [5], где большая часть населения, позиционирующая себя как католики, проголосовала за приравнивание подобного рода сожительства, решительно осуждаемого Священным Писанием, к семейным отношениям.

Суммируем сказанное. Общекультурная компетенция, закрывающая по многим направлениям подготовки бакалавров дисциплиной «философия», требующая наличия у обучаемого способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, на наш взгляд, предполагает наличие в обществе некой ясно выраженной господствующей идеологии, что более соответствует политическим реалиям таких обществ как бывший Советский Союз, исламская республика Иран, коммунистический Китай, но никак не современная Россия, где так и не сложилось сколько-нибудь ясной идеологии.

Более того, преподаватель философии, как государственный служащий, вообще не может озвучивать в учебном процессе свою мировоззренческую позицию, если таковая у него имеется. Например, студенты часто интересуются у преподавателей их религиозной ориентацией. Если преподаватель заявит, что он - атеист; последнее может быть расценено слушателями как оскорбление чувств верующих; если же преподаватель позиционирует себя, скажем, как православного верующего, его можно будет обвинить в нетолерантном отношении к представителям других религий. С другой стороны, как показать механизм использования философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, абстрагируясь от своего личного опыта, тем более, что философия, подобно искусству, имеет личностный характер.

Список литературы

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. [Текст] / Р.Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. 336 с.

2. Акройд П. Исаак Ньютон. Биография. [Текст] / П. Акройд. М.: КоЛибри, 2011. 272 с.

3. Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание. [Текст] / Ф.И. Гиренок. М.: Проспект, 2016. 256 с.

4. Игнатова М.П. «Физики» и «лирики»: две культуры вчера и сегодня. [Текст] /М.П. Игнатова//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2015, т. 15, № 3, с. 17-20.

5. Ирландия проголосовала за легализацию однополых браков. [Электронный ресурс] // Русская служба ВВС (24.05.2015) - Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2015/05/150523_ireland_ same sex marriage referendum result [Дата вхождения - 27.01.2017].

6. Косимова И.Т. Современные философские подходы к определению научного мировоззрения личности. [Текст] / И.Т. Косимова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013, № 4. С. 236-238.

7. Микешина JI.A. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности философского знания. [Текст] / JI.A. Микешина. // Эпистемология и философия науки, 2013, т. 38, № 4. С. 27-43.

8. Сноу Ч.П. Две культуры. [Текст] / Ч.П. Сноу. М.: Прогресс, 1973. 144 с.

9. Успенский В.А. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера. [Текст] / В .А. Успенский. М.: МЦНМО, 2011. 48 с.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo. ги/ [Дата вхождения - 27.01.2017].

11. Филатов Т.В. Введение в технологию философствования. [Текст] / Т.В. Филатов. Самара: Самвен, 1996. 267 с.

12.Хрусталева A.B. Медленное чтение М.О. Гершензона: у истоков метода. [Текст] / A.B. Хрусталева II Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2009, № 6 (74). С. 288-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.