Научная статья на тему 'Необходимость совершенствования системы бюджетного финансирования агрострахования'

Необходимость совершенствования системы бюджетного финансирования агрострахования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалов С. П.

В статье отмечается, что доля застрахованных посевных площадей по программам с государственным участием снизилась в 2009 г. до уровня 2004 г. и составила 15,2%. Основной задачей страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой является обеспечение стабильности и бесперебойности сельхозпроизводства. Однако в настоящее время в области сельскохозяйственного страхования остается много нерешенных проблем. Большинство из них связано с часто изменяющимися условиями предоставления бюджетной помощи, недостатком средств у сельхозтоваропроизводителей и низким уровнем выплат страхового возмещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость совершенствования системы бюджетного финансирования агрострахования»

УДК 636.5:631.15

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

АГРОСТРАХОВАНИЯ

С. П. ЧАЛОВ, аспирант кафедры управления АПК E-mail: [email protected] Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

В статье отмечается, что доля застрахованных посевных площадей по программам с государственным участием снизилась в 2009 г. до уровня 2004 г. и составила 15,2 %. Основной задачей страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой является обеспечение стабильности и бесперебойности сельхоз-производства. Однако в настоящее время в области сельскохозяйственного страхования остается много нерешенных проблем. Большинство из них связано с часто изменяющимися условиями предоставления бюджетной помощи, недостатком средств у сельхозтоваропроизводителей и низким уровнем выплат страхового возмещения.

Ключевые слова: сельское хозяйство, страхование, государственная поддержка, Пензенская область, экономика, эффективность.

В сельском хозяйстве всесторонний и правильный учетриска в управленческой деятельности имеет принципиальное значение, так как зависимость результатов производства от случайных, прежде всего погодных факторов здесь особенно велика. За последние два года произошло много положительных изменений в системе сельскохозяйственного страхования в России. Создан Национальный союз агростраховщиков, объединивший наиболее крупные страховые компании, заинтересованные в развитии «классического» сельскохозяйственного страхования. Разработана Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой на период до 2020 г.

Существенно изменило порядок страхования с государственной поддержкой постановление

Правительства РФ от 31.12.2008 № 1091 «Об утверждении Правил предоставления в 2009—2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений». Оно оказало влияние на условия работы агростраховщиков. Впервые в практике страхования с государственной поддержкой сельскохозяйственные организации сами вправе выбирать страховую программу с необходимым перечнем покрываемых страховых рисков (полная гибель урожая, частичная гибель урожая или их сочетание) и ценой.

Уровень риска при проведении сельскохозяйственного страхования в регионах, расположенных в зонах рискованного земледелия, весьма высок. Поэтому главной проблемой для страхователей остается выплата достаточно крупных сумм страховых взносов. Затраты на страхование урожая некоторых культур превышают 10 % стоимости застрахованного урожая. Такие расходы для большинства хозяйств очень высоки. Анализ практики страхования урожая сельскохозяйственных культур показывает, что, с одной стороны, этот вид страхования не обеспечивает страховщикам большой прибыли, а с учетом высокой вероятности сосредоточения рисков в границах региона является непредсказуемым. С другой стороны — страхование весьма дорого для большинства сельхозтоваропроизводителей. Задачей страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой является обеспечение стабильности и бесперебойности сельхозпроизводства.

Вместе с тем в области сельскохозяйственного страхования остается много нерешенных проблем. Большинство из них связано с часто изменяющимися условиями предоставления бюджетной помощи, недостатком средств у сельхозтоваропроизводителей и низким уровнем выплат страхового возмещения. Уже очевидно, что объемы агростра-хования существенно снизятся, возрастет доля хозяйств, застраховавших урожай без субсидий либо совсем отказавшихся от страховой защиты. Снижение объемов страхования с государственной поддержкой отмечается повсеместно. Это стало особенно заметно на фоне климатического стресса 2010г., который коснулся практически всех центральных регионов России. Государство вынуждено будет прибегнуть к прямым бюджетным вливаниям для помощи сельхозорганизациям, подменяя этим нормальные рыночные механизмы.

До 2009 г. в России страхованием с государственной поддержкой было охвачено около четверти всех посевных площадей сельскохозяйственных культур, о чем свидетельствуют данные Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного комплекса Министерствасельского хозяйства РФ (табл. 1).

Несмотря на то, что посевная площадь в России в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 882 тыс. га, доля застрахованных посевных площадей по программам с государственным участием снизилась в 2009 г. до уровня 2004 г. и составила 15,2% (для сравнения в США — свыше 85 %).

2009 г. стал важнейшим этапом в формировании рынка сельскохозяйственного страхования. Мировой финансовый кризис привел к дестабилизации финансовой системы России, сокращению доходов бюджета и увеличению доли расходов на государственные программы. В области агрострахования это выразилось в сокращении запланированных ранее ассигнований из федерального бюджета на страхование урожая сельскохозяйственных культур на 2009 г. с 5,5 до 2 млрд руб., в которые были включены затраты на погашение прошлогодней задолженности по субсидиям на страхование озимых культур (рис. 1).

Пензенская область традиционно является аграрным

Таблица 1

Страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой в РФ в 2004—2009 гг.

Наименование 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Посевная пло- 78,8 77,5 75,3 74,8 76,9 77,8

щадь, млн га,

всего

Площадь за- 12,0 16,4 17,5 20,2 18,2 11,8

страхованных

культур, млн га

Доля посевной 15,2 21,2 23,2 27,0 23,7 15,2

площади за-

страхованных

культур, %

Число хозяйств, 7 256 9 894 10 665 10 143 7 988 5 742

заключивших

договоры стра-

хования урожая

сельскохозяйс-

твенных культур,

ед.

регионом и занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе по производству сельскохозяйственной продукции. Большое значение в регионе придается развитию сельскохозяйственного страхования как одному из основных направлений снижения рискованности аграрного производства. Развитая система сельскохозяйственного страхования выступает надежным инструментом финансового возмещения потерь сельхозтоваропроизводителей, возникающих в результате объективных рисковых обстоятельств, и способствует более устойчивому развитию сельскохозяйственного производства.

Общий объем продукции сельского хозяйства в 2009 г. составил 31,9 млрд руб., что в 1,7 раза (в со-

3 838

3 287

2 315

4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Субсидии, всего

Субсидии из федерального бюджета Субсидии из бюджетов субъектов РФ

Рис. 1. Государственные субсидии на поддержку страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2004—2009гг., млн руб.

Таблица 2

Страхование сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в Пензенской области в 2004—2009 гг.

Год Количество застраховавшихся хозяйств Посевная площадь, тыс. га Доля посевной площади застрахованных культур, % Сумма страховых взносов по договорам страхования, тыс. руб. Страховые взносы, подлежащие субсидированию, тыс. руб. Сумма субсидий, тыс. руб.

Всего Застрахованных культур

2004 1 996,5 1,3 0,1 422,0 422,0 211,0

2005 37 1 034,8 29,0 2,8 9 992,3 7 730,7 3 865,4

2006 22 1 052,1 85,0 8,1 32 066,9 30 067,9 24 605,8

2007 60 1 002,1 83,1 8,3 36 025,4 35 226,2 17 613,1

2008 111 1 028,8 156,2 15,2 70 046,5 68 945,3 45 443,4

2009 153 967,2 247,5 25,6 132 096,5 131 583,1 52 611,6

поставимых ценах) больше уровня 2000 г. (108,1 %по сравнению с 2008 г.). На сельскохозяйственные организации приходится 45,1 % общего объема аграрной продукции, на хозяйства населения — 49,4 %.

Кроме этого, наблюдается тенденция увеличения доли продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, хотя в 2009 г. этот показатель несколько снизился. Положительная динамика развития сельскохозяйственного производства в 2000—2009 гг. позволила существенно улучшить финансовое положение сельхозпроизводителей региона. Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций снизился за этот период с 62% до 21%. Уровень рентабельности по всей финансово-хозяйственной деятельности в 2009 г. составил 18,9% против отрицательного результата в 2000г. (-8,0%).

По результатам выборочного опроса у 67 % респондентов (сельскохозяйственных организаций Пензенской области) отсутствует интерес к заключению договоров страхования по следующим причинам:

— 87 % сельскохозяйственных товаропроизводителей региона не уверены в том, что страховые компании выполнят свои обязательства, так как в договорах страхования содержатся такие условия, которые оставляют страховщикам широкие возможности для отказа в страховых выплатах;

— 24% сельскохозяйственных организаций объяснили свой отказ страховать урожай с государственной поддержкой отсутствием средств на эти цели.

В Пензенской области программы страхования урожая с государственной поддержкой реализуются в различных вариантах с 2003 г. И хотя

100

80

60

3 8651

40

20

2005

эффективной системы государственного участия в аграрном страховании создать пока не удалось, тем не менее до 2010 г. в регионе существовала положительная тенденция роста количества застраховавшихся хозяйств и площадей (табл. 2). Так, в Пензенской области доля посевной площади застрахованных культур составила в 2009 г. 25,6 %, что на 10,4 % больше общероссийского показателя. Еще в 2005—2007 гг. область являлась одним из отстающих регионов по агрострахованию с государственной поддержкой. В 2009 г. количество хозяйств, застраховавших свой урожай с государственной поддержкой, возросло по сравнению с 2008 г. на 37,8 %, посевная площадь выросла в 1,6 раза, сумма страховых взносов, уплаченных сельхозтоваропроизводителями, увеличилась почти в 2 раза.

Вместе с тем сумма субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур увеличилась в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом только на15,8 %. Положительным является то, что начиная с 2007 г. субсидии выделяются не только из федерального, но и из областного бюджета. На рис. 2 представлена структура бюджетных субсидий на компенсацию

36

124 6061

■34 6131

136 0941

■47 96211

388

"..........I................

2006

"'.....'.....'"I'.....'.....'""

2007

""'......'.....г..........

2008

"'.....'.....'1'.....'.....'.....

2009

2010

■ Федеральный бюджет, тыс. руб. ШОбластной бюджет, тыс. руб.

Рис. 2. Структура бюджетных субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в Пензенской области, %

части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур по Пензенской области. В 2007 г. из областного бюджета было выделено свыше 9 млрд руб. (20,7% всего финансирования поданному направлению). В 2009 г. они составили 4,6 млн руб., или 1/10 часть от всего финансирования. В 2010 г. на агрострахование с господдержкой область выделила всего 446тыс. руб.

В 2010 г. в регионе произошло резкое снижение количества заключенных договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. Всего было застраховано 98,7тыс.га посевных площадей, из них лишь 24,5 тыс. га — с государственной поддержкой. Не последнюю роль в этом сыграли Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, утвержденные 31.12.2008 постановлением Правительства РФ № 1091. Не все страховые компании, занимающиеся агрострахованием в Пензенской области, попали в список страховых компаний, соответствующих п. 5 вышеназванных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ.

Одна из ведущих страховых компаний, успешно работающая с аграриями Пензенской области на взаимовыгодных условиях, — ЗАО «Росагрострах». Она вошла в список страховых компаний — членов некоммерческой организации «Национальный союз агростраховщиков» и представляет широкую линейку страховых продуктов по защите будущего урожая. Можно застраховать посевы на случай снижения урожайности относительно плана или средних показателей прошлых периодов, можно оговорить в договоре весь комплекс рисков или только отдельные моменты, а можно защитить урожай на весь период выращивания или на отдельные периоды вегетации. В любом случае ЗАО «Росагрострах» при страховании урожая учитывает параметры, необходимые для оптимального развития растений в соответствии с климатическими условиями каждого района.

В 2009 г. произошло секвестрование регионального бюджета Пензенской области. Субсидии, полученные сельхозпредприятиями области в 2009г., лишь незначительно позволили повысить рентабельность сельскохозяйственного производства с 17 до 20,7 %. В среднем на одно хозяйство области приходится 5 083,4тыс. руб. государственной поддержки. В 2009 г. общий размер государственной поддержки сельского хозяйства Пензенской области увеличился по сравнению с 2008 г. на 17,3 %. В

структуре бюджетных средств, выделенных сельскому хозяйству в 2009г., основную долю (свыше 90%) занимали субсидии, из которых 70,9% приходились на возмещение части затрат на уплату процентов по различным кредитам, 14,3% — на финансирование мероприятий по растениеводству, 4,6 % — по животноводству. На компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур было выделено только 3,0% от всего бюджетного финансирования. В структуре средств господдержки сельхозпроизводителей прослеживается тенденция передачи основного объема субсидирования сельского хозяйства с регионального уровня на федеральный. Если в 2005 г. доля федерального бюджета в финансировании отрасли составляла 35,1 %, то в 2009 г. - уже 72,3 %. (табл. 3).

Объем государственной поддержки на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур в расчете на 1 тыс. руб. стоимости валового сбора зерна за последние четыре года снизился на 54,8 % — с 12,4 руб. в 2006 г. до 6,8 руб. в 2009 г. На долю государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур в Пензенской области приходится 0,68 % стоимости валового сбора зерна. Этот показатель намного ниже среднего по стране (5 %) и значительно ниже, чем в зарубежных странах (в ЕС — 35 %, в США — 17%). Увеличение объема выделяемых средств в расчете на 100 га посевов зерновых культур более чем в 2 раза за рассматриваемый период объясняется значительным ростом самой поддержки и снижением площади посевов зерновых культур области на15,5 % (табл. 4).

Из 28 районов Пензенской области по количеству хозяйств, застраховавших свой урожай с государственной поддержкой, выделяются четыре района — Пензенский, Каменский, Спасский и Колышлейский, в которых урожай застраховали от 7 до 13 сельскохозяйственных организаций. В хозяйствах остальных районов эта цифра в среднем составляет 3,4 сельхозорганизации. В трех районах области страхование урожая сельхозкультур с компенсацией части затрат не проводилось совсем.

Основной причиной недостаточного развития в Пензенской области сельхозстрахования с государственной поддержкой является, на наш взгляд, то, что размеры страховых взносов очень высоки и полная оплата их зачастую непосильна даже при условии дальнейшей частичной компенсации их государством. Например, в 2009 г. сумма страховых взносов по договорам страхования с государственной поддержкой составила 132,1 млн руб., что в

Таблица 4

Таблица 3

Структура государственной поддержки сельского хозяйства Пензенской области в2005—2009гг.,тыс. руб.

Вид субсидий 2005 %к итогу 2006 %к итогу 2007 %к итогу 2008 %к итогу 2009 %к итогу

На животноводство 18 464 5,0 18 772 2,6 30 932 1,7 234 564 15,6 80 868 4,6

На элитное семеноводство 2 600 0,7 6 370 0,9 7 547 0,4 10 734 0,7 13 964 0,8

Приобретение семян зерновых культур 26 685 7,2 - - - - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и мн. трав

На производство льна и конопли 974 0,3 902 0,1 1 160 0,1 2 371 0,2 2 601 0,1

На садоводство 3 122 0,8 3 150 0,4 207 0,0 93 0,0 3 760 0,2

На компенсацию части затрат 3 865 1,0 24 606 3,4 43 646 2,4 45 442 3,0 52 612 3,0

по страхованию урожая сельхозкультур

На повышение плодородия почв 2 991 0,8 2 835 0,4 2 000 0,1 153 522 10,2 185 141 10,6

Приобретение средств защиты растений 41 431 11,0 12 999 1,8 18 231 1,0 16 084 1,1 13 153 0,7

Компенсация части процентной ставки по 109 827 29,5 205 216 28,4 913 288 49,4 717 841 47,9 1 247 662 70,9

кредитам

На дизельное топливо - - 80 620 11,2 128 403 6,9 155 182 10,3 556 0,0

Социальное развитие села 31 896 8,6 22 179 3,1 491130 26,6 78 031 5,2 146 198 8,4

На техническое оснащение АПК - - 269 794 37,3 170 842 9,2 75 875 5,1 3 124 0,2

Приобретение сельхозтехники 28 547 7,7 - - - - - - - -

на условиях лизинга

Развитие птицеводства 3 020 0,8 17 354 2,4 31 100 1,7 8 549 0,6 150 0,0

Научные разработки в АПК 1990 0,5 2 000 0,3 2 000 0,1 1 077 0,1 3 737 0,2

На возмещение ущерба в связи 97 213 26,1 55 237 7,6 - - - - - -

с гибелью посевов

Развитие рыбного хозяйства - - - - - - - - 250 0,0

Прочие субсидии 67 0,0 788 0,1 7 256 0,4 233 0,0 4 930 0,3

Всего 372 692 100 722 822 100 1 847 742 100 1 499 598 100 1 758 706 100

Из них:

— областной бюджет 241 912 64,9 410 797 56,8 856 560 46,4 488 064 32,5 486 518 27,7

— федеральный бюджет 130 780 35,1 312 025 43,2 991182 53,6 1 011 534 67,5 1 272 188 72,3

Эффективность использования средств господдержки на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур в Пензенской области в 2006—2009 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 Отклонение, 2009 по отношению к 2006

В абсолютном выражении В процентах

Стоимость валового сбора зерна (в весе после доработки), млн руб. 1 980 2 045 3 288 4 482 2 502 226,4

Бюджетная поддержка на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур, млн руб. 24,6 43,6 45,4 30,4 5,8 123,6

Доля бюджетной поддержки в стоимости валового сбора зерна (в весе после доработки), % 1,24 2,13 1,38 0,68 -0,56 —

Объем поддержки в расчете на 1тыс. руб. стоимости валового сбора зерна (в весе последоработки), руб. 12,4 21,3 13,8 6,8 -5,6 54,8

Посевная площадь зерновых культур, тыс. га 734,4 617,2 645,1 620,9 -113,5 84,5

Объем бюджетной поддержки на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур в расчете на 100га посевов зерновых культур, руб. 3 350 7 064 7 131 7 312 3 962 218,3

2,5 раза больше суммы субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур (см. табл. 2).

Нельзя не упомянуть об еще одной важнейшей проблеме, связанной с отсутствием доверия со стороны хозяйств к страховым компаниям. Она оказывает крайне негативное влияние на развитие

страхования урожая сельскохозяйственных культур в стране в целом и в Пензенской области в частности. Например, страхованием урожая с государственной поддержкой в Пензенской области начиная с 2004 г. занимаются разные страховые компании:

— в 2004г. — ООО «Росгосстрах-Поволжье», ЗАО «Гута-страхование»;

— в 2005 г. — ООО «Росгосстрах-Поволжье», ЗАО «Гута-страхование»;

— в 2006 г. - ООО НСК «РЕКОН», ОАО СК «Царица», ООО «Росгосстрах-Поволжье», Московская акционерная компания ЗАО «МАКС»;

— в 2007г. - ОАО СК «Царица», ОАО «РОСНО», ЗАО СГ «УРАЛСИБ»;

— 2008 г. - ОАО СК «Царица», ОАО «РОСНО», ООО Страховая компания «Арбат», ЗАО «Росаг-рострах», ОСАО «Ингосстрах», ЗАО СГ «УРАЛСИБ», ОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах-Поволжье», ООО «Русиншур»;

— 2009 г. — ЗАО «Росагрострах», ООО «Росгосстрах-Поволжье», ОАО СК «Царица», ОАО «СГ МСК».

Это говорит о том, что каждая страховая компания в основном ищет только свою выгоду, тогда как всем страховщикам необходимо проводить такую страховую политику, чтобы оправдывать надежды агропромышленного комплекса России. Эту политику невозможно выработать без участия государства. С его стороны должны быть предоставлены гарантии сельхозтоваропроизводителям, что страховое возмещение при наступлении убытков будет им действительно выплачено.

Такие гарантии могут состоять в следующем:

— обязательное участие представителей государства в расследовании обстоятельств нанесения убытков хозяйствам и в расчете ущерба;

— страховые организации и государство должны производить компенсацию своей части ущерба независимо друг от друга;

— если страховая компания окажется неплатежеспособной, то государство должно взять на себя обязательство заплатить ее долю, предъявив затем к ней соответствующие требования.

Эффективность использования бюджетных субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур в регионе крайне низкая. Вопросы направлений и размеров государственной поддержки сельского хозяйства, имеющие огромное значение для развития АПК, вызывают в последнее время острую дискуссию. Проблему усугубляет то, что в России не существует общепринятой методики, позволяющей оптимально распределять выделяемые сельскому хозяйству бюджетные средства.

Таким образом, несмотря на возрастающую поддержку со стороны государства в области страхования сельскохозяйственного производства, сельхозтоваропроизводители с большой осторожностью продолжают относиться к процессу страхования. Это объясняется тем, что оплата всего размера страхового взноса непосильна для аграриев. Кроме того, при наступлении страхового случая получение возмещения сопряжено со сложностью в получении достоверной гидрометеорологической информации. Это в свою очередь приводит к затягиванию процесса страхового возмещения, а часто и к уменьшению размера страховых выплат. В современных условиях нельзя сокращать государственные субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Самоустранение органов власти от построения четко организованной и понятной системы агрострахования недопустимо.

По мнению автора, система аграрного страхования нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для стимулирования сельхозтоваропроизводителей к страхованию необходимо предпринять следующие шаги:

— на основе тщательных расчетов отрегулировать страховые тарифы, т. е. привести их в строгое соответствие с уровнем риска в разрезе культур и различных территорий;

— разработать единую методику оценки страховых случаев и расчета ущерба и страхового возмещения, которая позволитчетко регламентировать отношения сельхозтоваропроизводителей и страховых компаний в случае наступления страхового случая;

— обеспечить эффективную страховую защиту сельскохозяйственных организаций при наступлении неблагоприятных условий.

Список литературы

1. Воловик Ю. Государственная поддержка — основа развития агрострахования // АПК: экономика, управление. 2010.№ 1. С. 42—47.

2. Сельское хозяйство Пензенской области за 2009 год: статистический бюллетень. Пенза. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.