Научная статья на тему 'Необходимость совершенствования основных направлений аграрной политики России'

Необходимость совершенствования основных направлений аграрной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL POLICY / MECHANISM OF THE AGRICULTURAL RELATIONS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Александр Федорович, Широкова Ольга Вячеславовна

На современном этапе в России возникает необходимость создания такого механизма развития аграрных отношений, который обеспечит достижение национальной безопасности в продовольственной сфере. В статье анализируются тенденции сельского хозяйства, а также рассматриваются основные принципы и факторы, на которых должна основываться современная аграрная политика России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шишкин Александр Федорович, Широкова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of improvement of main directions in Russian agricultural policy

In present it is necessary to create such mechanism of agricultural relations development in Russia which will provide the achievement of national food safety. The article analyzes the agricultural trends and the main principles and factors that Russian modern agricultural policy should be based on.

Текст научной работы на тему «Необходимость совершенствования основных направлений аграрной политики России»

Трудность в построении точной функции, в нахождении точного значения сложного функционального коэффициента, в определении функциональных зависимостей, адекватно отражающих качество образования, состоит в том, что необходим продолжительный по времени эксперимент с разработкой методик изучения динамики требуемых данной моделью показателей. Необходим промежуточный мониторинг данных в процессе проводимого эксперимента.

Таким образом, необходимо параллельно с функционированием классической системы образования содействовать созданию центров профильной подготовки молодежи, строящих процесс обучения на концепциях перспективного развития на 5-10 (а может и более) лет. Только тогда будет формироваться государственный и частный заказ на определенных специалистов, отвечающих поставленным требованиям, осуществляющийся организациями. В результате будет наблюдаться рост образовательного потенциа-

ла, качества образования, а значит и экономический рост в стране в целом.

1. Юрьев В.М. «Жить по средствам»: реальность и возможности социально-экономического и материально-технического развития вуза: развернутые тез. докл. на заседании Расширенного Совета ТГУ им. Г.Р. Державина, 25 дек. 2007 г. Тамбов, 2007.

2. Юрьев В. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12 (69). С. 59-73.

3. Система финансирования образования: анализ эффективности / под ред. С.А. Белякова. М., 2003.

4. Формирование экономического механизма в региональных образовательных системах / под ред. М.М. Мусарского. М., 2003.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Boldyrev V.V. On educational services quality. In the article were examined the issues of educational services quality depending on financing.

Key words: educational services, quality, financing.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

А.Ф. Шишкин, О.В. Широкова

На современном этапе в России возникает необходимость создания такого механизма развития аграрных отношений, который обеспечит достижение национальной безопасности в продовольственной сфере. В статье анализируются тенденции сельского хозяйства, а также рассматриваются основные принципы и факторы, на которых должна основываться современная аграрная политика России.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, механизмы развития аграрных отношений.

В Российской Федерации роль сельского хозяйства крайне велика, т. к. именно оно обеспечивает продовольственную независимость и национальную безопасность страны. Агропромышленный комплекс России, несмотря на то, что он находится последние 15 лет в глубоком системном кризисе, тем не менее вносит весомый вклад в формирование валового внутреннего продукта страны и доходной части как федерального, так и региональных и местных бюджетов. Свыше трети отраслей экономики страны связаны с аграрной сферой.

Россия, являясь одним из постоянных и основных участников в мировой торговле продовольствием, остается зависимой от его крупномасштабных импортных поставок. Уровень зависимости России от импорта продовольствия в настоящее время составляет около 33 %.

Ныне уровень государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране значительно ниже, чем в странах ЕС, США и Канаде, и составляет 33,5 млрд долл.

Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства находятся в глубоком

кризисе и не в состоянии конкурировать с западными товаропроизводителями, импорт товаров достиг запредельных объемов, темп роста экономики упал.

В структуре российского экспорта продовольственные товары занимают незначительный удельный вес, а доля импорта крайне высокая. Объемы поступления продовольствия на отечественный рынок продолжают неуклонно увеличиваться, т. к. темпы роста производства продовольствия в стране не успевают за возрастающими потребностями населения.

Динамика импорта по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно различается. Наиболее интенсивно продвигаются на российский агропродовольственный рынок мясная и молочная продукция, рыба при четко сохраняющейся тенденции роста импортных цен. Так, в 2005 г. по сравнению с 2003 г. цены на мясо увеличились на 15 % из стран дальнего зарубежья и на 65 % - из ближнего.

В соответствии с прогнозом на 2007-

2009 гг., разработанным Минэкономразвития России, рост денежных доходов населения по отношению к 2005 г. может возрасти на 46 %, а продукция сельского хозяйства - лишь на 12 %. В результате импорт продовольственных товаров увеличится до 30 млрд долл., или в 1,8 раза, а их доля на отечественном рынке повысится до 40 % и вдвое превысит пороговый уровень продовольственной безопасности страны. Возможности увеличения экспортного потенциала останутся незначительными, и они, в основном, связаны с зерном.

Несмотря на резкое увеличение импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, растет экспорт зерна, прежде всего, за счет сокращения его внутреннего потребления на кормовые цели в отличие от стран с развитым зерновым хозяйством, которые, наоборот, расширяют его потребление на кормовые цели, экспортируя в больших объемах животноводческую продукцию.

Анализ нынешней ситуации предполагает во внешнеторговой сфере пересмотр существующей концепции и переход к политике аграрного протекционизма [1-7]. Такой подход очень сложен как с учетом нынешнего продовольственного состояния страны, так и международных обязательств. Поэтому необходим ряд последовательных шагов в

этом направлении, в т. ч., возможно вхождение во Всемирную торговую организацию.

Одним из наиболее традиционных и старых путей поддержания сельского хозяйства является субсидирование поставляемых ему средств производства. Такое воздействие имеет большое значение, т. к. одновременно поддерживает сельское хозяйство и поставщиков средств производства, расширяя их возможности сбыта. Во всем механизме аграрного регулирования наибольшую роль, естественно, играет поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию как во внутреннем региональном регулировании, так и во взаимозависимости с внешним рынком.

За последние 17 лет сельское хозяйство утратило свой прежний замкнутый характер производства и вписывается в общую экономическую структуру и конъюнктуру, хотя и имеет существенные ограничения в изменении его динамики по росту производства. Эти ограничения не позволяют, как правило, существенно увеличить:

- площадь обрабатываемых земель;

- численность занятых в производстве;

- поголовье скота;

- продуктивность сельскохозяйственных культур и животных.

В России необходимость в особой аграрной политике объясняется природными и экономическими особенностями сельскохозяйственного производства, особым характером продовольствия как товара и для производителей, и для потребителей.

Важным принципом, на котором должна основываться аграрная политика, является создание необходимости бюджетной поддержки отрасли, где значительная, если не большая, часть такой поддержки идет на регулирование рынка. Следует сказать, что есть и другие глубинные процессы, которые обусловливают необходимость такой поддержки.

Научно-техническая революция в сельском хозяйстве предполагает коренное изменение его материально-технической базы. Для этих целей требуется огромный объем капиталовложений, который само сельское хозяйство не в состоянии выделить. Отсюда и необходимость в бюджетной поддержке.

Следующим существенным принципом, определяющим аграрную политику, является изменение самого характера сельского хо-

зяйства и сельской жизни. Их относительная изолированность от общества и единой хозяйственной деятельности исчезла, что предопределяет необходимость создания для села развитой инфраструктуры.

Одним из главных факторов аграрной политики на перспективу выступает переход от менее эффективных к более эффективным технологическим и управленческим решениям для получения максимального конечного результата с меньшими затратами материальных ресурсов и труда. Именно на это и нацелен приоритетный национальный проект развития аграрного сектора страны.

Можно утверждать, что состояние аграрных отношений в АПК свидетельствует о незащищенности отечественного товаропроизводителя. Устойчивый экономический рост в России возможен на основе оптимального сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования структурной перестройки экономики. Задача разработки концепции аграрной политики настолько серьезна, что требует более широкого подхода к данной задаче. Говоря о позиции государства в выборе моделей развития аграрной экономики, следует сказать, что оно должно руководствоваться здравым смыслом, определяемым соотношением финансовых затрат и выгод от принимаемых решений, с учетом прогнозов развития.

Анализ современных тенденций сельского хозяйства и путей решения аграрной проблемы позволяет сделать прогноз и выявить некоторые возможные пути решения проблемы восстановления АПК. Они основаны на понимании необходимости следования основным теоретическим принципам рыночного хозяйства, соответствующего мировому опыту и специфике российского АПК. Все это ставит две задачи:

- пересмотр концепции аграрной политики;

- необходимость ориентации на длительный и стабильный путь выхода из кризиса.

Изложенные концептуальные проблемы охватывают лишь часть задач аграрной экономики. В целом такие изменения в аграрной политике будут означать существенное усиление роли государства.

Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации Министерством сельского хозяйства России

разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», основанный на принципах рыночной экономики. Проект состоит из трех разделов. Первые два - ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе - полностью входят в сферу ответственности Минсельхоза России.

Третий раздел - обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве - будет реализовываться в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села» как элемент кадровой политики. За его реализацию отвечает Министерство регионального развития России совместно с Минсельхозом России.

Успешная реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» будет во многом зависеть от слаженности работ на всех уровнях публичной власти, государства и бизнеса, народа и власти, а ключом к ее решению остается удвоение ВВП. Естественно, этот проект будет дополнен соответствующими региональными и муниципальными программами, а также конкретными программами развития предприятий агропромышленного комплекса.

На современном этапе в России возникает необходимость создания такого механизма развития аграрных отношений, который обеспечит не только социальную стабильность, но и экономическую независимость российского общества. Достижение национальной безопасности в продовольственной сфере требует, чтобы государственная политика гарантировала обеспечение населения продовольствием. Продовольственную безопасность России, в конечном счете, следует рассматривать как продовольственную обеспеченность и сбалансированность питания ее населения. Политику земельных отношений РФ необходимо направить не столько на смену земельной собственности, сколько на создание условий для повышения плодородия почв, роста сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности.

Россия должна опережать другие страны и в темпах развития, и в уровне образования, науки, культуры, чтобы в условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции.

Экономический рост и его устойчивость являются центральной задачей аграрной политики правительства. Это вопрос экономического выживания России.

1. Алтухов А. Внешняя торговля продовольствием и ЕС прогноз // Вестн. Российского зернового союза. 2006. № 7. С. 7.

2. Алтухов А. Национальная продовольственная безопасность: проблемы и пути их решения // Экономика сельского хозяйства. 2007. № 2. С. 5-12.

3. Басалаева Е. Проблемы формирования конкурентоспособного сельского хозяйства // Вопр. экономики. 2006. № 9. С. 47-56.

4. Гумеров Р. Продовольственная безопасность страны: к развитию правовых основ и экономических механизмов обеспечения // Российский экономический журнал. 2006. № 11-12. С. 41-56.

5. Основные направления агропродовольствен-ной политики Правительства РФ на 2001-

2010 гг. Одобрены на заседании Правительства РФ: протокол № 25 от 27.07.2001 г. //

Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. 2001.

6. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Утверждены президиумом совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов: протокол № 2 от 21.12.2005 г.

7. Павлова Г. Стране нужна новая аграрная политика // Экономист. 2004. № 4. С. 12-20.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Shishkin A.F., Shirokova O.V. Necessity of improvement of main directions in Russian agricultural policy. In present it is necessary to create such mechanism of agricultural relations development in Russia which will provide the achievement of national food safety. The article analyzes the agricultural trends and the main principles and factors that Russian modern agricultural policy should be based on.

Key words: agriculture, agricultural policy, mechanism of the agricultural relations development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.