Научная статья на тему 'Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации'

Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1067
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБ- НОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE STRATEGY / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / ECONOMIC SAFETY / MECHANISM OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY / INNOVATIVE FACTOR / INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барт А. А.

В работе автором на основе литературного анализа, а также действую- щих законодательных и нормативно-правовых актов выделяется актуальная проблема, связанная с необходимостью совершенствования инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, предлагаются некоторые наиболее возможные пути ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации»

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А. А. Барт

Аспирант кафедры «Экономическая теория» Ульяновского государственного технического университета

[email protected]

Аннотация. В работе автором на основе литературного анализа, а также действующих законодательных и нормативно-правовых актов выделяется актуальная проблема, связанная с необходимостью совершенствования инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, предлагаются некоторые наиболее возможные пути ее разрешения.

The summary. In work as the author on the basis of the literary analysis, and also operating legislative and regulatory legal acts the actual problem connected with necessity of perfection of innovative strategy as the factor of maintenance of economic safety of Russia in the conditions of globalization is allocated, some most possible ways of its permission are offered.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновативность, конкурентоспособность, инновационный путь развития, экономическая безопасность, механизм обеспечения экономической безопасности, инновационный фактор, инновационная модель развития экономики.

Keywords: innovative strategy, innovative activity, competitiveness, innovative way of development, economic safety, mechanism of maintenance of economic safety, innovative factor, innovative model of development of economy.

Экономическая безопасность предполагает поддержание национальной экономики на той ступени развития, которая обеспечивает дальнейший экономический рост и способна противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз. Одними из критериев экономической безопасности являются

оценка ресурсного потенциала и возможностей его развития и уровень эффективности использования ресурсов. В современных условиях одним из основных приоритетов, который определяет стратегию экономической безопасности государства, достижение пороговых значений ресурсного потенциала и возможностей его развития, а также уровень эффективности использования ресурсов, является инновационное развитие [1].

Необходимость перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития - это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива стать сырьевым придатком мировой экономики является не очень впечатляющей. Нефть и газ остаются ключевыми статьями российского экспорта, обеспечивающими основной приток валюты в страну и налогов в бюджет. Этот факт не позволяет говорить о сформированной системе экономической безопасности и возможности завоевания более существенных позиций в мировом пространстве.

Российская Федерация занимает малозаметное положение на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Пороговое значение показателя экономической безопасности страны - доля в экспорте высокотехнологической продукции - в мировой практике составляет 10-15%, для России значение этого показателя находится в пределах 1%. Удельный вес страны в совокупном объеме мирового экспорта высокотехнологичных товаров составляет 0,2-0,3%, что сопоставимо с такими странами, как Чехия и Португалия. На долю России приходится только 0,6% мирового экспорта воздушных и космических аппаратов (в 67 раз меньше, чем в США), менее 0,1% - фармацевтических продуктов, 0,01% - продуктов биотехнической промышленности;

0,02% - электронно-вычислительной и офисной техники; 0,1% - телекоммуникационного оборудования [2].

В таких условиях, обеспечение национальной экономической безопасности является приоритетной задачей государства, стремящегося полноценно интегрироваться в мировое экономическое пространство. А для полноценной интеграции в мировое хозяйство необходимо чтобы экономика страны нахо-

дилась в прогрессивной фазе развития, опиралась на передовые достижения науки и техники. Именно по этой причине инновационная деятельность превратилась сегодня в главный ресурс государства, эффективность использования которого определяет динамику и прогрессивность развития национального хозяйства. Активизация инновационной деятельности народного хозяйства, его отраслей и основных хозяйствующих субъектов становится необходимым условием реализации национальных интересов России в системе экономической безопасности.

Уже на протяжении последних двадцати лет Россия движется по пути радикальных экономических преобразований, связанных с переходом от плановой системы ведения хозяйства к рыночной, что требует максимальной открытости национальной экономической системы - а это, в свою очередь, означает уязвимость для различных внутренних и внешних угроз. Существенное влияние на ход экономического развития России оказывает и глобализация, которая требует от страны реформирования ее экономики, отказа от сырьевой ориентации, полного и наиболее эффективного использования интеллектуального потенциала, новейших технологий, повышения инновационной активности.

Сырьевая ориентация российского экспорта закрепляет статус России в качестве сырьевого придатка, укрепляет зависимость страны от колебаний цен на энергоносители на мировом рынке, делает ее слабой и уязвимой в периоды экономических кризисов. Основной задачей России на современном этапе является создание условий для приоритетного развития инновационных высокотехнологичных отраслей экономики, стимулирование экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости. Именно инновационная составляющая большинства экономических процессов позволит России в будущем интегрироваться в мировое экономическое пространство.

Инновации и инновационную деятельность можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов, способных оказывать существенное влияние на обеспечение национальной экономической безопасности в усло-

виях глобализации. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно. Основным стержнем инновационной политики государства должна стать грамотная и эффективная инновационная стратегия, которая в России только разрабатывается.

Рис. 1. Роль инновационного фактора в системе экономической безопасности [3]

Ключевой целью любой инновационной стратегии является достижение состояния, при котором экономика страны будет обладать техникотехнологической независимостью и технико-технологической неуязвимостью. Поэтому одним из основных направлений обеспечения безопасности экономики России является достижение и поддержание эффективного функционирования инновационной сферы экономики, от состояния которой во

многом зависит реализация всей совокупности национальных экономических интересов страны. Безопасность инновационной деятельности является основой, фундаментом национальной безопасности, так как реализация эффективной инновационной стратегии позволяет достичь состояния устойчивости в экономике, ускорить экономический рост, отойти от ресурсной составляющей экономики, чем повысить конкурентоспособность предлагаемых на мировой рынок товаров и услуг (рис. 1).

Для интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему нужно повысить ее инновативность, которая, в свою очередь, позволит усилить конкурентные позиции российских товаров и услуг на мировом рынке, и, как следствие, произойдет укрепление системы экономической безопасности страны. Для этого необходимо главное - переход экономики России от экспортно-сырьевой ориентации к инновационной экономике путем проведения в жизнь следующих мероприятий:

- преодоление явлений криминализации и коррупции в национальной экономике;

- формирование в России благоприятной деловой среды и предпринимательского климата;

- инвестиционная поддержка со стороны государства и зарубежных инвесторов предпринимателей и производителей, наиболее активно идущих по пути инновационного развития производства;

- формирование и развитие благоприятной инновационной среды при помощи поддержки и партнерства научной, образовательной, производственной и управленческой сфер;

- совершенствование структуры государственного управления в целях стимулирования инновационной деятельности предприятий;

- формирование условий для успешного трансфера технологий как из зарубежных стран в Россию, так и обратно;

- создание сети инновационных структур в регионах России, развитие сетевого сотрудничества;

- совершенствование инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, продвижение инновационных проектов;

- нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности.

По мнению А. В. Конюхова влияние негативных процессов в народном хозяйстве России на экономическую безопасность проявляется в возникновении целого спектра угроз в инновационной сфере [4]:

- разрыве хозяйственных связей между предприятиями, цехами и производствами, составляющими единые технологические цепочки;

- оторванности сферы научных исследований и разработок от реального сектора экономики, и как следствие, кризисном состоянии отраслевой науки;

- разбалансированности национальной инновационной системы, отсутствии механизмов взаимосвязи между ее отдельными элементами;

- резком сокращении сферы взаимодействия финансового капитала с промышленным, оттоке капитала из реального сектора в менее рисковые отрасли с более короткими сроками окупаемости внутри страны и за границу;

- структурной деформированности промышленности, разной степени готовности отраслей и производств к функционированию в условиях рыночной экономики с учетом имеющегося научно-технического и кадрового потенциала и конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- свертывании высокотехнологичных производств и прекращении выпуска прогрессивных видов продукции;

- низкой конкурентоспособности отечественных товаров как на мировом, так и на национальном рынках, что приводит к: а) зависимости российской экономики от импорта и конъюнктуры мирового рынка; б) необходимости повышения технико-технологического уровня производства;

- сырьевой модели экспортной специализации России, предлагающей сырье в обмен на готовые изделия - а это приводит к финансированию экономического роста зарубежных стран, обмену ресурсной ренты на интеллектуальную, зависимости от конъюнктуры рынка на энергоресурсы;

- значительном увеличении разрыва по рентабельности между экспортно-ориентированными отраслями и отраслями, работающими на внутренний рынок.

Приведенный выше перечень угроз в инновационной сфере можно дополнить еще тем, что в России практически утратили свои былые позиции образовательная и научная сферы, а это привело к утечке умов, сворачиванию прикладных и фундаментальных разработок, закрытию ряда научных учреждений в стране. Кроме того, в России высока степень развития теневой экономики, связанной с явлениями коррупции и криминализации, что, несомненно, является препятствием для развития в стране инновационных отраслей и производств. Все это в умножении на нигилизм государственных властей и отсутствие веры в будущее России у населения делает практически невозможным быстрый экономический прорыв страны, ее включение в мировую систему экономических отношений.

Предложения по переводу экономики России на инновационный путь развития являются предметом широкого обсуждения в научной литературе. Некоторые специалисты вообще пессимистично оценивают новую Концепцию социально-экономического развития России. Так, С. Ю. Глазьев полагает, что многие пункты и положения Концепции отличаются нечеткостью и позволяют констатировать следующие факты [5]:

Во-первых, по расходам на социальную сферу бюджет России существенно приблизится к общемировым стандартам. Согласно Концепции к 2020 г. расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 5,5% ВВП, на здравоохранение - 6,3%; затраты на исследования и разработки - 3,5-4%. В том числе государство будет тратить на образование -4,5% ВВП, на здравоохранение - 4,8%, на науку - 1,3%. Тем не менее, планируемый на 2020 г. уровень государственного финансирования расходов на воспроизводство человеческого потенциала и социально-экономическое развитие остается ниже уровня развитых стран.

Во-вторых, за пределы текущего десятилетия откладываются давно назревшие меры по созданию внутренних механизмов кредитования экономического роста. С учетом замкнутости экспорта и импорта в сырьевых отраслях это означает, что в ближайшие три года денежно-кредитная политика государства будет удерживать экономику в рамках инерционного сценария, препятствуя переходу на инновационный путь развития. До конца прогнозного периода растягивается процесс ремонетизации экономики.

В-третьих, Правительство продолжает курс на дальнейший опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию. Повышение тарифов на базовые энергоносители более чем в полтора раза в ближайшее десятилетие снизит и без того неудовлетворительную конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. С учетом втрое более высокой энергоемкости отечественной продукции по сравнению с конкурентами, столь масштабный подъем цен на ключевые энергоносители приведет к разорению многих сохранивших жизнеспособность предприятий энергоемких отраслей машиностроительного и химико-металлургического комплексов.

В-четвертых, в Концепции не планируется устранение налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития. Речь идет, прежде всего, об отмене НДС, который, по определению угнетает сложные производства с длинными кооперационными цепочками, а также о переоценке основных фондов. В настоящее время вследствие их недооцененности объем амортизационных отчислений вчетверо ниже объема капиталовложений, необходимых для простого воспроизводства основных фондов.

В-пятых, не стыкуются меры в сфере производства и потребления новой техники. Траектория развития перспективных наукоемких отраслей формируется под влиянием лоббистов иностранных конкурентов, вследствие чего обесценивается ранее созданный в отраслях научно-технический потенциал, а наиболее качественные его составляющие поглощаются зарубежными конкурентами. Это наиболее актуально для отраслей электроники, авиационной и ракетно-космической промышленности.

Все перечисленное выше позволяет говорить о несовершенстве Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. в части инновационной составляющей экономического роста и развития. В долгосрочную перспективу согласно Концепции закладываются те направления и мероприятия, которые необходимо решать немедленно - то есть в ближайшие 2-3 года. Помимо этого, Концепция, провозглашая цель перехода от сырьевой экономики к инновационной, тем не менее, содержит ряд указаний и мероприятий, ставящих развитие экономики страны в зависимость от топливноэнергетического сектора и металлургии.

Итак, стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы можно назвать комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. А это требует проведения структурной модернизации экономики страны, техникотехнологического перевооружения производств, борьбы с теневой экономикой, криминализацией и коррупцией, выработки нового законодательства в сфере экономической и инновационной деятельности.

Главным ресурсом для всех технологических и модернизационных преобразований в инновационной и экономической сферах России должна стать не топливно-энергетическая отрасль страны, а научная и образовательная сфера. Именно интеграция власти, управления, образования и науки в самом ближайшем будущем способна ускорить процессы восстановления инновационных производств практически на всей территории страны. При этом внимание следует уделять деконцентрации научной и образовательной деятельности, а не ее концентрации (Сколково, Зеленоград), как это сейчас делают государственные власти.

Литература

1. Леонова Ж. К. Инновационное малое предпринимательство как стратегический ресурс экономической безопасности / Ж. К. Леонова. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. - № 6.

2. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад / под ред. Е. Г. Ясина. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ. 2008.

3. Конюхов А. В. Влияние инноваций на экономическую безопасность и конкурентоспособность государства / А. В. Конюхов. // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая, 2010. - № 1.

4. Конюхов А. В. Применение инновационной стратегии в обеспечении экономической безопасности России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / А. В. Конюхов. - СПб: СПбГУЭиФ, 2011.

5. Глазьев С. Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического раз-

вития России до 2020 года: экономический анализ / С. Ю. Глазьев. // Социально-экономическая и финансовая политика России в процессе перехода на инновационный путь развития: материалы международной научно-

практической конференции. - М.: ВЗФЭИ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.