УДК 314.15
Морозова Наталья Ивановна
Morozova Natalya Ivanovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса [email protected]
Candidate of Economics, associate professor of the chair of economics and management, Volgograd Business Institute [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА
NECESSITY OF SYSTEM APPROACH TO IMPROVEMENT OF LIFE QUALITY OF POPULATION ON MACRO LEVEL
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ
Аннотация:
The summary:
При разработке плана на макроуровне, нацеленного на улучшение состояния здоровья населения и демографической ситуации и, как следствие, повышение качества жизни населения, целесообразно использовать системный подход, состоящий во всестороннем анализе сложившейся ситуации, учете экономических, социальных условий жизни населения, рассмотрении поставленных задач не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой.
In developing the plan at the macro level, aimed at improving of public health and demographic situation and, consequently, improving the life quality, it is advisable to use a systematic approach, consisting in a comprehensive analysis of the situation, taking into account economic, social conditions of public living, considering the tasks not in isolation but in the unity of relations with the environment.
Ключевые слова:
качество жизни населения, системный подход, окружа- life quality, systemic approach, environment.
ющая среда.
Keywords:
Качество жизни населения - это качественный показатель, который тяжело поддается количественной интерпретации. Любые измерения качества жизни населения носят условный характер и предполагают сравнение его значений во времени и в пространстве. Так, для оценки реальных последствий, проводимых преобразований на данной территории необходимо сравнение значений показателя «качество жизни населения» до преобразований и после, то есть сравнение во времени. Анализ пространственных значений данного показателя необходим для оценки места данной территории в общем рейтинге. К сожалению, на практике в полном объеме анализ качества жизни населения практически не реализуется из-за неразработанности механизма оценки отдельных параметров, определяющих само это качество. Фактически анализ качества жизни сводится к расчету индекса развития человеческого потенциала (The Human Development Index - HDI), предложенного М. Десаиом и А. Сеном в рамках теории человеческих возможностей, выступающий как мера свободы человека и возможности вести достойную жизнь. В дальнейшем экспертами Программы развития ООН (ПРООН; United Nations Development Program -UNDP) был разработан индекс человеческого развития, используемый для сравнительной оценки динамики развития 177 стран мира.
Методика расчета индекса развития человеческого потенциала базируется на пяти основных положениях Концепции устойчивого развития, зафиксированных в Докладе независимой комиссии по проблемам народонаселения и качества жизни. Согласно Концепции приоритетным направлением развития общества должно стать не накопление материальных благ, а развитие человека, обеспечение достойной жизни и повышение благосостояния всех членов общества. Увеличение производства материальных благ должно служить только средством для достижения поставленной цели. Поэтому при расчете индекса человеческого развития учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для физического, умственного и духовного формирования и совершенствования человека, обеспечиваемые системами здравоохранения, культуры, образования и т.д.
Оценка качества жизни с использованием индекса человеческого развития строится на минимальном наборе базовых показателей, имеющих количественную интерпретацию и характеризующих основные направления человеческого развития: достижение долгой и здоровой жизни, приобретение знаний и получение доступа к экономическим ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни и самореализации (собственно уровень жизни). Если эти важные факторы отсутствуют, недоступными окажутся и многие другие стремления людей.
Индекс получил мировое признание, хотя и имеет ряд существенных недостатков. Так, индекс человеческого развития не принимает во внимание экологические факторы развития общества, а социальный фактор ограничивается только уровнем образования населения, и не принимается во внимание уровень развития науки и инновационной деятельности, уровень культурно-нравственного развития общества [1]. Более того, индекс характеризует один аспект жизнедеятельности людей - формирование человеческого потенциала как такового, а другой аспект - то, каким образом люди используют приобретенный потенциал: для производственных целей, для отдыха, для самореализации - индекс непосредственно не отражает. Кроме того, выбор показателей и определение их весовых значений осуществляется экспертным путем, что привносит в расчеты определенную долю субъективизма. Конечно, любая модель
упрощает действительность, и индекс человеческого развития не может являться всеобъемлющим показателем такой сложной категории как качество жизни.
Наибольшее влияние на значение индекса человеческого развития оказывает образование и долголетие, так как они, в отличие от дохода, учитываются без дисконтирования. Согласно Концепции устойчивого развития, людям не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни. Важнее добиться наибольшей пользы от экономического роста для целей человеческого развития, поэтому при разработке государственной политики все усилия в первую очередь должны быть направлены на повышение индекса продолжительности жизни и индекса образования.
В 2010 г. после долгого периода падения в общемировом рейтинге с 52-го места в 1990 г. до 73-его места в 2008 г. Россия улучшила свое положение и стала занимать 65 место. Несмотря на наметившееся улучшение значения индекса человеческого развития в России, серьезной проблемой для дальнейшего развития экономики и общества является кризис в демографической сфере, выразившийся в низкой продолжительности жизни, высокой смертности, падении рождаемости и сокращении численности населения страны. Как отмечал один из основоположников концепции человеческого развития, лауреат Нобелевской премии (1998) Амартия Сен, «уровень смертности отражает способность общества преобразовать экономические ресурсы в наиболее важные товары и услуги. Простой показатель смертности может больше сказать о направлении общественного развития, чем комплекс макроэкономических индикаторов» [2, с. 195-196].
Россия стоит на пороге быстрой естественной убыли населения. Численность постоянного населения РФ на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек, против 147,685 млн. в 1990 г. [3]. По самым оптимистическим прогнозам к 2031 г. население России составит 146,756 млн. чел., а по более пессимистическим - сократиться до 127,413 млн. человек [4]. Сокращение населения само по себе крайне нежелательно, оно лишает общество динамизма. Вдвойне нежелательно сокращение населения для России с ее огромными территориями, значительная часть которой слабо заселена и освоена.
Сокращение численности населения в 2009 г. произошло в 56 субъектах РФ. Наиболее заметное сокращение сложилось в Чукотском автономном округе (на 1,9 %), Псковской и Магаданской областях (на 1,1 %). На 0,8 % уменьшилось число жителей в Смоленской, Новгородской, Тульской и Тамбовской областях, республиках Коми и Мордовия; на 0,7 % - в Кировской, Сахалинской, Мурманской, Владимирской и Тверской областях; на 0,6 % - 0,5 % - в Ивановской, Архангельской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Курганской, Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Липецкой областях и Республике Карелия. В тоже время в 27 субъектах РФ в 2009 г. наблюдался рост числа жителей (в 2008 г. - в 24,
2007 г. - в 23, 2006 г. - в 14 субъектах РФ) [5].
В 2009 г. наметились положительные изменения, впервые с 1994 г. наблюдался общий прирост численности жителей России, который составил 10,5 тыс. человек, или на 0,01 % (за 2008 г. численность населения сократилась на 104,9 тыс. человек, или на 0,07 %). Прирост произошел как за счет увеличившегося миграционного прироста, так и в результате существенно уменьшившейся естественной убыли. В 2009 г. естественная убыль составила 249 тыс. человек, это наименьший показатель за последние 16 лет. Несмотря на наметившееся некоторое улучшение в демографической ситуации, значение таких показателей, как снижение уровня рождаемости и рост смертности относят Россию к странам с наивысшими уровнями смертности.
Таблица 1 - Соотношение общего коэффициента рождаемости (на 1 000 человек) и общего коэффициента смертности (на 1 000 человек) в странах мира в 2006 г. [6, с. 41-42]
общий коэффициент смертности, на 1 000 человек населения общий коэффициент рождаемости, на 1 000 человек
Россия 15,2 10,4
Беларусь 14,2 9,9
Болгария 14,8 9,6
Венгрия 13,1 9,9
Албания 5,4 10,9
Австрия 8,9 9,3
Ирландия 6,5 15,2
Испания 8,4 10,9
Великобритания 9,4 12,4
Швеция 10,0 11,7
Швейцария 8,1 9,8
Германия 9,9 8,2
США 8,1 14,2
Япония 8,6 8,7
В результате снижения рождаемости Россию в будущем ждет негативная демографическая проблема -сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. По среднему варианту «Демографического прогноза до 2030 г.», подготовленному Федеральной службой государственной статистики, к 2031 г. численность населения в трудоспособном возрасте может сократиться на 11 млн. человек. В тоже время начнется неуклонный рост лиц пенсионного возраста. К 2011 г. в России будет примерно 31 млн. пенсионеров и до 2031 г. величина пенсионеров увеличится примерно на 9 млн. человек. Одновременно будет увеличиваться количество детей и подростков до 16 лет, достигнув своего пика к 2022 г. - 25 885 млн. человек. К началу
2008 г. их насчитывалось более 22 млн. человек. По оценке Федеральной службы государственной статистики (средний вариант) общая нагрузка детьми и пожилыми 1000 человек трудоспособного возраста увеличится с
578 на 1000 (исторический минимум, зарегистрированный в 2007 г.) почти до 700 в 2015 году и до 822 в 2925 г. - соответственно на 20 % и на 41 %. При этом вклад пожилых в общую нагрузку, который еще в 1970 г. составлял примерно 35 %, теперь будет составлять 55-60 % [7].
Демографическая ситуация усугубляется сокращением продолжительности жизни россиян. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России в 2009 году составила для мужчин - 62,77 г. (в 1991 г. - 63,37), для женщин - 74,67 лет (в 1991 г. - 74,19) [8]. Для сравнения в 2007 г. в США продолжительность жизни для мужчин и женщин составляла 75,2 и 80,4; Германия - 77,2 и 82,4; Франция - 77,4 и 84,4 соответственно [9, с. 68-70].
Для России характерен большой гендерный разрыв в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении (10,82 года в 2009 г.), что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Для сравнения гендерный разрыв в показателе ожидаемой продолжительности при рождении составляет в Г реции - 4,7, в Г ермании - 5,2, в США - 5,2, Японии - 7 лет [10, с. 52-53].
Обеспокоенность органов государственной власти и российского общества положением с демографической ситуацией стимулировала подготовку в 2006-2007 г. нового варианта Концепции демографической политики РФ до 2025 г. [11; 12]. В соответствии с которой основными целями демографической политики РФ на период до 2025 г. стали стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет. Достижение поставленных целей демографической политики РФ в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Ведущую роль в решении поставленных задач должно играть государство, в распоряжении которого находятся многочисленные инструменты и механизмы. Уникальная роль государства должна состоять в том, чтобы разработать общенациональную стратегию развития человеческого потенциала, поскольку в эпоху постиндустриального общества экономический успех и конкурентоспособность страны на мировом рынке, в конечном счете, будет зависеть от уровня и качества жизни населения.
Усилия органов государственной власти и местного самоуправления совместно с общественными организациями должны быть направлены на разработку правовых основ существования человека в семье, обществе, глобальной окружающей среде, создание системы ограничений, гарантирующей уважение к установленным законом нормам и поведенческим правилам.
Степень государственного воздействия на развитие человека зависит от имеющихся в его распоряжении ресурсов и, в особенности, от величины бюджетных ресурсов, выделяемых на финансирование здравоохранения. На современном этапе затраты на нужды здравоохранения необходимо увеличить в разы, чтобы рассчитывать на достижение тех же показателей здоровья и смертности, что и в ведущих странах. В 2007 г. расходы на здравоохранение в России составили 5,6 % от ВВП (см. табл. 2).
Таблица 2 - Расходы на здравоохранение (десятка лидеров и аутсайдеров) в 2007 году [13, с. 74]
Страны с наибольшими затратами на здравоохранение Страны с наименьшими затратами на здравоохранение
№ Страна % от ВВП № Страна % от ВВП
1 США 15,2 1 Конго-Киншанса 2,0
2 Швейцария 11,5 2 Пакистан 2,4
3 Германия 11,1 3 Сомали 2,6
4 Камбоджа 10,9 4 Ирак 2,7
Мадагаскар 2,7
Катар 2,7
5 Исландия 10,5 5 Ангола 2,8
Мьянма 2,8
6 Норвегия 10,3 6 Бутан 3,1
Бурунди 3,1
7 Ливан 10,2 7 Лаос 3,2
Оман 3,2
Филиппины 3,2
8 Франция 10,1 8 Таиланд 3,3
ОАЭ 3,3
9 Канада 9,9 9 Бангладеш 3,4
Греция 9,9 Папуа - Новая Гвинея 3,4
10 Нидерланды 9,8 10 Бермудские острова, 3,5
Уругвай 9,8 Бруней, 3,5
Казахстан, 3,5
Сьерра-Леоне, 3,5
Шри-Ланка 3,5
С целью улучшения финансового обеспечения системы здравоохранения и демографической обстановки с 2006 г. на территории РФ начал реализовываться Национальный проект «Здоровье», первоначально рассчитанный на 2 года - 2006-2007 гг., но затем срок его реализации был продлен. На реализацию проекта из средств федерального бюджета было выделено в 2006 г. 58,1 млрд. руб., в 2007 г. 116, 0 млрд. руб., в 2008 г. - 100,2 млрд. руб.
В рамках Национального проекта «Здоровье» с 1 января 2006 г. Фондом социального страхования РФ осуществляется реализация проекта «Родовые сертификаты» [14; 15]. Родовой сертификат - это документ для дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, предоставляющих женщинам в период беременности и родов соответствующие услуги по медицинской помощи.
Фактические расходы на реализацию проекта «Родовые сертификаты» в 2006 г. составили 9 076,1 млн. руб. (2 663,6 млн. руб. было направлено в женские консультации и 6 412,5 млн. руб. - в родильные дома), в 2007 г. - 13 539,2 млн. руб. (в том числе за услуги женских консультаций - 4 349,2 млн. рублей, за услуги родильных домов - 8 682,4 млн. руб. и за услуги детских поликлиник - 507,6 млн. руб.). В 2008 г. общая сумма средств, перечисленных учреждениям здравоохранения, составила 16 508,5 млн. руб., в том числе по талону № 1 - 4 651,0 млн. руб., по талону № 2 - 9 476,1 млн. руб., по талону № 3-1 - 1 279,7 млн. руб. и по талону № 3-2 - 1 101,7 млн. руб. За первые два месяца 2010 г. Фонд социального страхования РФ перечислил в медицинские учреждения страны более 2,3 млрд. руб. по программе родовых сертификатов.
С 1 января 2007 г. вступили в силу Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [16], согласно которому был введен новый пакет мер помощи семьям с детьми, введены новые виды пособий, и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 873 [17]. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 г. появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Введение материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.
Размер материнского капитала в 2010 г. для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 руб. 80 копеек. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.
Все эти шаги органов государственной власти имели позитивный характер и, как можно было увидеть, способствовали росту рождаемости. Вместе с тем Национальный проект «Здоровье» не в состоянии обеспечить решение коренных проблем российской системы здравоохранения, комплексный подход к решению данной проблемы. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья населения России, неравенство в распределении бремени расходов на лечение и доступности медицинской помощи между различными социальными и территориальными группами, низкая эффективность системы здравоохранения - решение этих проблем невозможно без масштабных преобразований в организации и финансировании здравоохранения. Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения необходимо не только увеличивать объемы финансирования социальных услуг, но и повышать рациональность использования выделяемых средств. Последнее можно достичь на основе совершенствования системы планирования в здравоохранении с учетом медико-демографической ситуации в регионах России; широкого внедрения экономических методов в процесс управления, за счет совершенствования механизмов оплаты медицинских услуг и труда медицинских работников.
Однако не всегда повысить эффективность системы здравоохранения можно только путем увеличения финансовых ресурсов. Сегодня другой серьезной социальной проблемой отечественного здравоохранения является отсутствие заинтересованности людей в сохранении собственного здоровья. В связи с этим здесь основной задачей государства и региональных органов власти должна стать информационно-пропагандистская работа - формирование общественного мнения о необходимости здорового образа жизни. Это должно стать общенациональной идеей страны. Человек должен быть, прежде всего, сам заинтересован в сохранении и укреплении своего здоровья. Без изменений в жизнеохранительном поведении населения, его образе жизни, отношении к ценности жизни добиться положительных результатов в области здравоохранения будет тяжело.
Формирование здорового образа жизни, повышение доступности качественной медицинской помощи всем слоям населения, увеличение продолжительности жизни населения, улучшение демографической ситуации, в конечном итоге, благоприятно скажется на экономическом развитии общества. Поскольку улучшение системы здравоохранения влияет на повышение интенсивности труда, его производительности, а стало быть, и доходов. В свою очередь, рост доходов населения обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи в той ее части, где она является платной.
Таким образом, при выработке политики, направленной на улучшение состояния здоровья населения и улучшения демографической обстановки, что положительно скажется на индексе человеческого развития и позволит улучшить положение России в межстрановом рейтинге, государство должно сместить акцент с реализации точечных мероприятий на разработку комплексной программы, опирающейся на системный подход. Только опираясь на системный подход можно улучшить уровень и качество жизни населения, повысить эффективность выделяемых средств на реализацию социальных задач, способствовать всестороннему развитию человеческого потенциала.
Ссылки:
1. Садков В. От индекса человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации // Общество и экономика. 2001. № 7-8. С. 220-225.
2. Человеческое развитие: новое измерение социально-
экономического прогресса / под ред. В.П. Колесова. М., 2008.
3. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации (аналитический материал) // Федеральная служба статистики. иРЬ:
http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/popula ^оп^етодгарЬу
4. Демографический прогноз до 2030 г/ //
Федеральная служба статистики. иР1_:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.htm
5. Там же.
6. Россия и страны мира. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.
7. Демографический прогноз...
8. Социально-экономические показатели Российской
Федерации в 1991-2009 гг/ // Федеральная служба государственной статистики. URL:
http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publis hing/catalog/statisticCollections/doc_1270707126016
9. Мир в цифрах - 2007: карманный справочник / пер. с англ. М., 2007.
10. Россия и страны мира.
11. «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
12. «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2011 № 367-р // Собрание законодательства РФ. 2011. № 12. Ст. 1655.
13. Мир в цифрах - 2007.
14. «О Поядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.01.2008 № 11 н (ред. от 12.02.2010). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.01.2008 N 11050) // Российская газета. 09.02.2008. № 28. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 № 73н.
15. «О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 № 73н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2011 № 20221). иРЬ: http://www.minzdravsoc.ru
16. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: фед. закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 29.12.2010): [принят ГД ФС РФ 22.12.2006] // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19.
17. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (вместе с «Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»): Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 (ред. от 22.09.2008) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 321.
References (transliterated):
1. Sadkov V. Ot indeksa chelovecheskogo potentsiala k indeksu garmonichnogo razvitiya tsivilizatsii // Obshchestvo i ekonomika. 2001. No. 7-8. P. 220-225.
2. Chelovecheskoe razvitie: novoe izmerenie sotsial'no-
ekonomicheskogo progressa / ed. by V.P. Kolesov. M., 2008.
3. Sovremennaya demograficheskaya situatsiya v
Rossiyskoy Federatsii (analiticheskiy material) // Federal'naya sluzhba statistiki. URL:
http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/popula tion/demography
4. Demograficheskiy prognoz do 2030 g/ //
Federal'naya sluzhba statistiki. URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.htm
5. Ibid.
6. Rossiya i strany mira. 2008: stat. digest / Rosstat. M., 2008.
7. Demograficheskiy prognoz...
8. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli Rossiyskoy
Federatsii v 1991-2009 gg/ // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. URL:
http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publis hing/catalog/statisticCollections/doc_1270707126016
9. Mir v tsifrah - 2007: karmanniy spravochnik / transl. eng. M., 2007.
10. Rossiya i strany mira.
11. «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda»: Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 No. 1351 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. No. 42. Art. 5009.
12. «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po realizatsii v 20112015 godah Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda»: rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 10.03.2011 No. 367-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. No. 12. Art. 1655.
13. Mir v tsifrah - 2007.
14. «O Poryadke i usloviyah oplaty gosudarstvennym i munitsi-pal'nym uchrezhdeniyam zdravoohraneniya, inym organi-zatsiyam, v kotoryh v ustanovlennom zakonodatel'stvom Rossiyskoy Federatsii poryadke razmeshchen gosudarstven-niy ili munitsipal'niy zakaz uslug po meditsinskoy pomoshchi, okazannoy zhenshchinam v period beremennosti, v period rodov i v poslerodovoy period, a takzhe dispansernomu (pro-filakticheskomu) nablyudeniyu detey, postavlennyh v teche-nie pervogo goda zhizni v vozraste do 3 mesyatsev na dis-panserniy uchet, i vydachi zhenshchinam rodovyh sertifika-tov»: prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 16.01.2008 No. 11n (ed. of 12.02.2010). (Zaregistrirovano v Minyuste RF 31.01.2008 No. 11050) // Rossiyskaya gazeta. 09.02.2008. № 28. Dokument utratil silu v svyazi s izdaniem Prikaza Minzdravsotsrazvitiya RF ot 01.02.2011 № 73n.
15. «O poryadke i usloviyah oplaty meditsinskim organizatsiyam uslug po meditsinskoy pomoshchi, okazannoy zhenshchinam v period beremennosti, i meditsinskoy pomoshchi, okazannoy zhenshchinam i novorozhdennym v period rodov i v poslerodovoy period, a takzhe dispansernomu (profilaktich-eskomu) nablyudeniyu rebenka v techenie pervogo goda zhizni»: prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 01.02.2011 No. 73n (Zaregistrirovano v Minyuste RF 22.03.2011 No. 20221). URL: http://www.minzdravsoc.ru
16. «O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyushchih detey»: fed. zakon ot 29.12.2006 No. 256-FZ (ed. of 29.12.2010): [prinyat GD FS RF 22.12.2006] // Sobranie zakonodatel'stva rF. 2007. No. 1 (1 pt.). Art. 19.
17. «O poryadke vydachi gosudarstvennogo sertifikata na mate-rinskiy (semeyniy) kapital» (vmeste s «Pravilami podachi za-yavleniya o vydache gosudarstvennogo sertifikata na mate-rinskiy (semeyniy) kapital i vydachi gosudarstvennogo sertif-ikata na materinskiy (semeyniy) kapital»): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2006 No. 873 (ed. of 22.09.2008) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. No. 1 (2 pt.). Art. 321.