АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА
И.Л. Трунов*
Необходимость реформы адвокатуры России
Аннотация. Статья посвящена анализу реформирования рынка юридических услуг и адвокатуры на основе государственной программы «Юстиция». Критика накопившихся за последние 12 лет проблем и предложения по реформированию и совершенствованию будущей объединенной адвокатуры России, на базе международного опыта и отечественных ошибок и просчетов.
Ключевые слова: программа «Юстиция», адвокатская монополия, наказание за коррупцию в адвокатуре, общественный адвокатский контроль, непотизмом, предельный возраст адвоката, демократия, президент палаты подбирает себе выборщиков.
О снова эффективной экономики современного государства, инновационного пути развития, создания привлекательного инвестиционного климата во многом зависит и от грамотной юридической политики. Правительством РФ 15.04.2014 г. утверждена новая редакция государственной программы «Юстиция», в том числе имеющая целью реформирование российского рынка юридических услуг. Бюджет программы составляет 2,4 млрд руб.
Мир становится глобализованным, международная конкуренция обостряется и право занять достойное место у себя дома (в своей стране) и на международном рынке юридических услуг имеют юристы стран с сильной национальной конкуренцией и быстрой реакцией законодателя. Как отрицательный пример — Франция. В связи с непродуманными действиями властей 15 лет назад она потеряла 70% рынка юридических бизнес-услуг в пользу транснациональных юридических компаний. Сегодня до 80% крупных сделок во Франции сопровождают английские и американские юридические фирмы. Интересен пример Китая и Индии: осознавая опасность потерять рынок юридических услуг, законодательно, протекционистскими мерами они не дают возможности доминирования в сфере оказания юридических услуг иностранным компаниям.
Из госпрограммы «Юстиция» следует: базовому игроку рынка юридических услуг — адвокатуре — Правительство России дает крайне неудовлетворительную оценку.
Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния цивилизованного эффективного государства. Право на справедливое судебное разбирательство и квалифицированную юридическую помощь адвоката является частью фундаментальных прав и свобод человека, которые закреплены в международных конвенциях и декларациях и Конституции РФ. Учитывая государственную важность адвокатуры для соблюдения конституционных и других прав, очевидно, что это законодательно регулируемая государством деятельность, то есть государство (законодатель) создает и регулирует общие условия выполнения этой деятельности.
Однако адвокатура должна быть организована в рамках профессионального самоуправления и самоконтроля, совершенно независимого от любых органов общественной (государственной) власти. Адвокат — по сути состязательного процесса — неотъемлемый участник судопроизводства, смелый и профессиональный оппонент нарушителям прав и свобод человека, как правило, наделенным властью. Последняя надежда человека в борьбе с произволом и коррупцией за свои права. У тех кто имеет смелость профессионально защищать других, должно хватать смелости в признании ошибок и изъянов профессии.
Госпрограммой «Юстиция» запланировано реформирование института адвокатуры.
Численность адвокатов в России к 2020 г. планируется увеличить с 0,05 до 0,1 на 1 жителя стра-
© Трунов И.Л., 2014
* Трунов Игорь Леонидович — академик РАЕН, доктор юридических наук, профессор, заместитель председателя Международного союза юристов. [[email protected]]
125080, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 15/22.
ны. По минимальным подсчетам, к сегодняшним 70 тысячам адвокатов присоединится 80 тысяч юристов. В программе присутствует подпрограмма «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций». Запланирована в адвокатском сообществе необходимая «чистка рядов». Констатируется, что «с момента принятия ФЗ №-63-ФЗ "Об адвокатской деятельности" были выявлены недостатки правового регулирования адвокатской деятельности». Признается невысокий уровень профессионализма низкая привлекательность профессии: «большое количество проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений». В программе говорится о необходимости упорядочить систему оказания юридической помощи и реформировать адвокатуру. Рынок юридических услуг планируется очистить от недобросовестных участников. Подпрограмма предусматривает разработку эффективного механизма исключения адвокатов из профессии.
И действительно, действующее законодательство об адвокатуре не предусматривает внутриор-ганизационных гарантий прав адвоката. Создана и функционирует коррупционная система управления, которой не было ни в царскую эпоху, ни в эпоху советского тоталитаризма. «Президенты адвокатуры» законодательно пролоббировали для себя авторитарный аналог политбюро — «адвокатские палаты» с громким именем «институт гражданского общества». Закон об адвокатуре необоснованно расширил права президентов адвокатского сообщества (функционеров), повсеместно ущемляет права рядовых адвокатов. Закон не допускает созыва собрания (конференции) адвокатов по инициативе групп адвокатов или адвокатских образований. Ущемлена возможность: присутствовать на собрании (конференции), предлагать вопросы в повестку дня и участвовать в их обсуждении, выдвигать кандидатов в органы управления и т.п. Отсутствует право адвоката на ознакомление с бухгалтерской и иной внутренней документацией адвокатской палаты.
Суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг. Программа предусматривает переход к единому адвокатскому статусу для всех, кто занимается юридическими консультациями, а также переход к адвокатской монополии на представительство интересов в суде. Адвокатская монополия позволит допускать к защите интересов граждан только настоящих профессионалов. Противники монополии возражают: сегодня статус адвоката часто покупается.
Мнения ученых по поводу реформы адвокатуры разделились.
Радикальный подход. После ознакомления с приведенной жесткой, справедливой оценкой адвокатуры сам собой напрашивается вариант дальнейших действий. При помощи административных ресурсов ликвидировать систему старой адвокатуры. В результате находящиеся в ней «здоровые кадры» перейдут в более перспективные и конкурентоспособные формы организации по оказанию юридических услуг1.
Гуманный. Необходимо попытаться сначала «вылечить» существующую адвокатуру, а уж затем, может быть, и вкладываться в нее, занимаясь ее реорганизацией2.
Ликвидировать без ущерба правам и свободам человека, вряд ли получится. Адвокат неотъемлемая составляющая правоохранительной и судебной систем. Наиболее приемлемый вариант — попытки вылечить адвокатуру, но для этого нужно разобраться, в чем ее проблемы.
В адвокатуре России накопилось много болезненных вопросов. Адвокатура не смогла вписаться в растущий капиталоемкий и очень важный сегмент рынка юридических услуг — правовое сопровождение бизнеса. Международные юридические компании на российском рынке юридических бизнес-услуг в стоимостном выражении зарабатывают 70%, российским юристам остается 30%3, лишь незначительная часть из них адвокаты.
Созданная в адвокатуре система экзаменов и дисциплинарной ответственности не обеспечивает надлежащий профессионализм и качество работы адвокатов.
Необходимо законодательно создать условия минимизации случаев взяток за экзамен на статус адвоката, коррупционных, откатных схем расходования смет взносов, вертикали вымогательства в части ежемесячных платежей адвокатскими образованиями руководству, корыстного решения вопросов по жалобам на адвокатов, кумовства и непотизма. Необходимо остановить рост ежемесячных взносов и вознаграждений руководству адвокатурой, необходимо отменить дискриминационные решения о поборах с молодых адвокатов, пожизненные пенсии за счет взносов, выплату больничных руководству за счет взносов, необходимо ввести конкурсную систему расходования ежегодных смет.
Представляется неверным, что многие адвокатские палаты, в том числе и Федеральная, имея
1 См.: Мельниченко Р. Минюст за рестайлинг адвокатуры. О проекте «юстиция» // ЭЖ-Юрист. 2011. № 47. С. 2.
2 См.: Макаров С.Ю., Поспелов О.В. Обсуждение вопросов адвокатуры и нотариата на III Кутафинских чтениях // Адвокатская практика. 2012. № 2. С. 32-37.
3 См.: Юридический бизнес в России: по материалам Третьего юридического форума. М., 2008.
Актуальные проблемы адвокатуры и нотариата
возможность получить у государства в льготную аренду помещения, тем не менее размещают палаты в помещениях, принадлежащих самим президентам или их близким, оформляя договоры по коммерческим завышенным ценам, в том числе через оффшорные схемы. Как мне видится, по каждому подобному факту необходимо уголовное расследование.
Вызывает вопросы то, что при ежегодном росте числа адвокатов, росте взносов и их разновидностей, существует непрозрачное, неконкурсное их расходование. Как пример, Подмосковная палата адвокатов собирает 63 млн 691 тыс. руб. ежегодных адвокатских взносов. При расходовании никаких конкурсов или тендеров не проводит, возможности контроля нет. Президент АПМО, он же председатель квалификационной комиссии, получает ежедневную плату и как Председатель квалификационной комиссии (10 тыс. руб.), и как Председатель Совета палаты (10 тыс. руб.). Платно читает семинары и лекции, которые распределяет себе сам. Как вице-президент Федеральной палаты адвокатов получает оклад из бюджета всероссийских взносов адвокатов, в том числе и ежегодные материальные вознаграждения. Это называется компенсационные выплаты, в то время как около 90 % адвокатов, работающих по представлению правоохранительных органов и суда, получают 550 руб. за день работы4. В цивилизованных странах участие в руководстве адвокатским сообществом не приносит прибыли, а является почетной обязанностью. Работа в органах управления адвокатским сообществом России должна быть также почетной обязанностью, и вознаграждение не должно превышать регламентированное государством возмещение издержек за день работы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240.
Общеизвестны и непомерно высоки взятки за экзамен на статус адвоката. Негласно, мзда в Москве — более 30 тыс. долларов, в Московской области — более 20 тыс. долларов. Помимо коррупционных, молодежь обложили дополнительными официальными поборами. В некоторых палатах обязательные выплаты с молодых адвокатов после сдачи экзаменов доходят до 500 тыс. руб. Несмотря на запрет Конституционного Суда РФ, фактически установлен материальный ценз, только дети богатых или проворовавшиеся бывшие сотрудники могут получить статус. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19.05.1998 г. № 15-П, недопустимо введение не установленных законом условий допуска к профессиональной юридической деятельности, в том числе требова-
4 Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (ред. от 14.05.2013) «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации».
ния об уплате не предусмотренных действующим законодательством взносов при вступлении в профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве.
Сегодняшний экзамен на статус адвоката кор-рупционен изначально. Экзаменационные вопросы касаются всех вопросов права. Качественно знать весь объем права нереально, а значит, решение оставляется на усмотрение лица, принимающего экзамен. И, кстати, есть примеры проваливших экзамен докторов юридических наук.
Характерный пример: при сдаче экзаменов на статус адвоката в Московской области обязательное требование — регистрация (прописка) в Московской области не менее одного года. Это своего рода крепостное право, иначе едут сдавать адвокатский экзамен в отдаленные дотационные регионы России, где «дешевле». Регистрация на интернет-сайте АПМО осуществляется в ноябре текущего года на следующий год, дата и время начала регистрация устанавливается на сайте АПМО и прекращается по заполнении списка в количестве 160 претендентов. Регистрация в 2012 г. проводилась 10.11.2012 г. Началась в 10.00, окончена в 10.02.40, то есть длилась 2 мин. 40 сек. При этом кто-то успел зарегистрироваться от двух до пяти раз (всего порядка 20— 25 человек), но в результате в окончательном списке оказалось 160 человек. Каким образом в список включаются недостающие претенденты? Откуда взялась цифра 160? В 2013 г. регистрация проводилась 26.11.2013 г., началась в 10.00, окончилась в 10.00.41, то есть за 41 сек. Читается старая формула: создать трудности и платно их решать.
Право стало настолько сложной областью, что уже не существует универсальных адвокатов. На национальном уровне, а тем более на международном уровне такое не представляется возможным. Анализ международной практики организации адвокатуры указывает на коренное изменение, которое происходит сегодня в мире: чем больше разделяется труд, тем выше его производительность, что изменяет характер работы адвокатов. Постоянная дифференциация общественных отношений, сегментация экономического рынка привела к потребности глубокой и при этом весьма «узкой« специализации адвоката. Современность требует не универсального профессионала, а профессиональную команду адвокатов с внутренним разделением труда по специализации.
Представляется необходимым переход к системе специализации адвокатов, по аналогии со специализации врачей. Как следствие, экзаменационная специализация по отраслям права и включение в экзамен решения юридических задач, а не повторение экзамена системы высшего образования. Бизнес-адвокат имеет целью извлечение прибыли, что не допустимо для адвоката в уголовном судопроизводстве. Различия в этиче-
ском регулировании должны отражаться и в различиях в экзаменационном подходе.
Обсудим другой, не менее важный, «яркий» недостаток правового регулирования адвокатской деятельности, безобразна форма демократии независимого института гражданского общества — адвокатуры России. Текст действующего закона сформулирован так, что преодставляет президенту палаты право подбирать себе выборщиков. Единожды сформированный, совет палаты впоследствии обновляется на одну треть каждые два года из кандидатур, подобранных президентом палаты, и это также допустимо по закону. Советы палат выбирают президентов. Это ставит адвокатское сообщество в полную зависимость от президента палаты. Милость президента может обеспечить карьеру и безбедное существование любого адвоката. Президент, он же председатель квалификационной комиссии, имеет возможность безгранично карать, возбуждать дисциплинарное производство, проводить проверки на основе неопределенной трактовки этических принципов, большинство в принимающей решение квалификационной комиссии подобрано и послушно только президенту палаты. Сразу появилось кумовство, президентские дети и родственники стали приемниками руководства палат адвокатов. Сын президента ФПА, одновременно президента палаты адвокатов Санкт-Петербурга, член руководящего совета палаты адвокатов Санкт-Петербурга. Сын саратовского президента палаты адвокатов, он же президент Общероссийской ассоциации адвокатов, член руководящего совета палаты адвокатов Саратова. Сын калининградского президента или дочь вице-президент президента Адвокатской палаты Амурской области — члены Советов соответствующих адвокатской палат. В развитых, цивилизованных странах подобные формы закона и подобная преемственность называется непотизмом — лоббированием родственников и близких в нарушение справедливого порядка5. Опасность непотизма состоит в ограничении конкуренции и подавлении «социальных лифтов», кадрового отбора лучших людей, что в итоге приводит к коррупции и загниванию всей системы.
Необходимо либо концептуально менять закон, либо, как минимум, дополнить ст. 31, 37 Закона об адвокатуре правилами выдвижения кандидатур на замещение членов Советов ФПА, ПА. Целесообразно наделить правом выдвижения, помимо президента, общественные объединения адвокатов, разрешить самовыдвижение. Президент должен вызывать доверие и получать
5 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (иЫСЛС) — международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г. и вступивший в силу 14 декабря 2005 г.
поддержку и избираться прямым голосованием конференции (собрания) адвокатов, при обязательном тайном голосовании, что бы избежать в дальнейшем преследований «неправильно» проголосовавших.
Отдельные президенты адвокатуры России, пришедшие к власти 12 лет назад, уже были не молоды, сегодня это становится отдельной проблемой. Необходима законодательная регламентация возраста руководства адвокатским сообществом, которая предаст динамику развитию рынка юридических услуг, предоставит дорогу молодым. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Предельный возраст пребывания на службе в Следственном комитете — 65 лет. Предельный возраст нахождения прокурорских работников на службе в органах и учреждениях прокуратуры — 65 лет. В адвокатуре никаких ограничений нет. К примеру, вице-президенту Федеральной палаты (он же президент Московской палаты адвокатов) — 76 лет, вице-президенту Федеральной палаты (он же президент Воронежской палаты) — 77 лет и т.д.
Предельный возраст имеет отношение не только к динамике развития активности, но и, главное, к ответственности. Институт материальной ответственности адвоката никак не приживается в России. Безграмотная, безответственная работа ломает судьбы, приносит огромный материальный вред, что, в свою очередь, существенно влияет на конкурентоспособность и привлекательность российских адвокатов. В ситуации, когда по вине адвоката семья лишилась последнего жилья или обанкротился предприниматель, дисциплинарное производство, по результатам которого, вероятно, самое строгое наказание — лишение статуса адвоката, никого не удовлетворяет. Принятие закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов, как то ни странно заблокировано группой депутатов Государственной Думы России, «сросшихся» с нынешним руководством адвокатуры. В рамках программы «Юстиция» необходимо закрепление обязательной материальной ответственности, в особенности юридических бизнес-услуг.
23 апреля 2014 г. в Москве состоялся Конгресс адвокатов России, на котором обсуждались вышеперечисленные «болевые» точки современной адвокатуры. Было принято решение о создании Общественного объединения адвокатов «Союз адвокатов России», которое будет осуществлять функции общественного контроля, и члены которого не могут быть одновременно членами органов управления адвокатуры.
В подтверждение справедливости перечисленных проблем — один из скандалов, произошедший на конференции Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия). 12 лет несменяемый президент и ряд членов совета ввели много-
Актуальные проблемы адвакатуры и нотариата
численные финансовые поборы, непрозрачно расходуют финансы, часто на свое усмотрение и несправедливо. Молодые адвокаты для сдачи квалификационного экзамена должны платить 150 тыс. руб. Действующему руководству высказали недоверие и предложили на голосование альтернативного кандидата в президенты. После долгих споров, словесных перепалок и вмешательства со стороны Управления юстиции предложение было одобрено. Альтернативный кандидат выиграл. Действующее руководство не согласилось, представители совета палаты «продавили» переголосование вопроса. Половина зала, выступавшая против, в знак протеста против беззакония покинула зал. И сейчас начинаются судебные разбирательства, аналогичные иску в Лефортовском суде г. Москвы, где проходит рассмотрение иска инициативной группы адвокатов Московской области к адвокатской палате Московской области о признании недействительным решения XI Ежегодной конференции адвокатов Московской области.
Другая не менее острая проблема — коррупция. Адвокатура — приводной механизм коррупции, центральная составляющая и одна из самых опасных сфер. «Несуны» правоохранительной системы и суда, советники криминальных группировок и «воров в законе». «Криминальный адвокат» опаснее рецидивиста. Прикрываясь благими целями поддержания политической стабильности, в условиях корыстно-коррупционного построения вертикали отчислений, «криминальный адвокат» самый желанный для руководства, и это становится системой.
Раскрыть коррупционные преступления, где одним из фигурантов может являться адвокат, трудно, в силу его юридической грамотности и особого процессуального положения. Адвокат, который по своему правовому положению является не должностным лицом государственной службы, а членом некоммерческой организации, специальным субъектом большинства коррупционных преступлений признан быть не может, в силу закон,а он может быть только соучастником преступлений, совершаемых специальным субъектом. Необходимы поправки в уголовное законодательство, квалифицирующие наказание за коррупцию в адвокатуре.
По смыслу концепции законопроекта № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», контроль в основном выполняют общественные палаты и общественные советы при органах исполнительной власти. Руководство адвокатским сообществом наполнило и возглавило эти общественные структуры. Так, бессменный заместитель секретаря Общественной палаты России, не замеченный в адвокатской деятельности, является вице-президентом Федеральной палаты адвокатов, а так-
же членом общественных советов при ФСБ, Министерстве юстиции, ФСИН России. Президент Федеральной палаты адвокатов, он же президент адвокатской палаты Санкт-Петербурга, член Совета Общественной палаты России, член общественного совета Министерства юстиции. Далее, Президент Московской палаты адвокатов, он же член Общественной Палаты России с 2005 г, он же член Общественного совета при МВД РФ, Министерстве юстиции. Президент палаты адвокатов Московской области, он же бессменный вице-президент ФПА, член Общественной палаты ЦФО, он же член общественной палаты Московской области, он же член общественного совета при Министерстве юстиции РФ и т.д.
Надеяться на самоконтроль со стороны общественных палат или общественных советов в таких обстоятельствах как-то не приходится. Юридическое сообщество считается закрытым профессиональным сообществом. Юристы находятся в особом положении, их отличает хорошее знание правовых, моральных и профессиональных норм и их недостатков, пробельностей, хитростей, и уловок. Механизмы репрессивного контроля оказываются малоэффективными, ввиду сложности профессиональной деятельности, и всегда существуют возможности для обмана. Выдающийся ученый и адвокат Е.В. Васьковский отмечал, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как юриспруденция». Адвокат, «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох». Наиболее эффективен внутрикорпоративный контроль со стороны коллег, так как соблюдение тех или иных норм могут увидеть только профессионалы.
По смыслу, президентский законопроект № 471327-6 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусматривает осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения правопорядка, правоохранительных органов и суда и, естественно, адвокатуры. С учетом специфики, общественный контроль за профессиональной юридической деятельностью должен регламентироваться отдельными федеральными законами, ввиду особенностей и специфики, часто связанной с особым порядком или различными формами тайны.
Независимость адвокатуры от власти несет очень высокие требования к профессионализму и специальным знаниям адвоката, и прежде всего самоконтролю. Сегодня эта независимость превратилась, при отсутствии общественного адвокатского самоконтроля, в корыстную безнаказанность.
ФЗ № 63-ФЗ закрепляет понятие Общественные объединения адвокатов (ст. 39), но не раскрывает функции адвокатских объединений, их цели, задачи, членство. Сегодня они «срослись» с
органами управления. Как пример, Общероссийское объединение адвокатов «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Президент ФСАР, он же вице-президент Федеральной палаты адвокатов и он же президент палаты адвокатов Московской области. Аналогична ситуация со всеми остальными общественными объединениями адвокатов. Очевидна бессмысленность нормы. Думается, что необходимы поправки в ст. 39 Федерального закона № 63-ФЗ, о том, что члены общественных объединений адвокатов вправе осуществлять функции общественного контроля, но члены объединений не могут быть одновременно членами органов управления адвокатуры.
Общественный адвокатский контроль должен осуществляется в форме мониторинга, проверки, экспертизы и в иных формах. Необходимо законодательно закрепить обязанность субъектов общественного адвокатского контроля обнародовать информацию о результатах контроля, а также право адвокатов и граждан на открытый доступ к информации о контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие адвокатскую тайну.
Общественные адвокатские объединения должны дополнить механизм контроля качества оказываемой юридической помощи, необходимы горячая линия помощи обманутым гражданам, привлечение к дисциплинарной и уголовной ответственности нерадивых адвокатов, горячая линия помощи адвокатам в вопросах разногласий с адвокатскими палатами, незаконного преследования по вопросам профессиональной деятельности. Активно применять такие формы, как
общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы.
Необходимы реформы, приводящие к повышению ответственности и компетентности адвокатов и, как следствие, привлекательности института адвокатуры.
Н. Макиавелли утверждал: человек бывает хорошим только вынуждено. Для того чтобы сделать адвокатуру лучше и чище, чтобы перестали воровать, создавать коррупционные схемы, вымогать у своих коллег, злоупотреблять и бездельничать за счет взносов коллег, нужна продуманная, законодательно закрепленная система регламентирования и общественный адвокатский контроль, не «сросшийся» с руководством. Необходимо всеадвокатское широкое обсуждение реформы адвокатуры по госпрограмме «Юстиция».
Профессиональная квалифицированная правовая помощь населению немыслима без решения организационных и правовых возможностей адвокатуры.
Со времен Древнего Рима юристы играли ведущую роль в обществе. Плеяда русских присяжных поверенных была образцом прогресса, активно участвовала в социальной жизни. Мы понимаем, что прогресс никогда не приходит сам. Его следует заработать. Реформируя адвокатуру, мы делаем общее дело, исходя из сегодняшних проблем, мы делаем правильное дело. Мы никогда не искали легких путей и не ставили перед собой несложных задач. Адвокатура должна показывать пример гражданского общества с демократическими принципами управления, выполняя главное предназначение — защиту прав и свобод человека!
Библиография:
1. Мельниченко Р. Минюст за рестайлинг адвокатуры. О проекте «юстиция» // ЭЖ-Юрист. 2011. № 47. С. 2—5.
2. Макаров С.Ю., Поспелов О.В. Обсуждение вопросов адвокатуры и нотариата на III Кутафинских чтениях // Адвокатская практика. 2012. № 2. С. 32—37.
3. Юридический бизнес в России: по материалам Третьего юридического форума. М., 2008. 56 с.
References (transliteration):
1. Mel'nichenko R. Minyust za restailing advokatury. O proekte «yustitsiya» // EZh-Yurist. 2011. № 47. S. 2—5.
2. Makarov S.Yu., Pospelov O.V. Obsuzhdenie voprosov advokatury i notariata na III Kutafinskikh chteniyakh // Advokatskaya praktika. 2012. № 2. S. 32-37.
3. Yuridicheskii biznes v Rossii: po materialam Tret'ego yuridicheskogo foruma. M., 2008. 56 s.
Материал поступил в редакцию 19 мая 2014 г.