Научная статья на тему 'Необходимость развития малого и среднего бизнеса'

Необходимость развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2958
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малова Е. А., Царегородцев Е. И.

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны. Положительная динамика увеличения числа малых и средних предприятий приводит к появлению новых рабочих мест, малым или средним предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также за счет отчислений и налогов пополняется федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Проследив динамику развития малого и среднего предпринимательства в Приволжском Федеральном округе, можно будет выявить тенденцию для дальнейшего развития данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малова Е. А., Царегородцев Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость развития малого и среднего бизнеса»

УДК 330

Е. А. Малова1, Е. И. Царегородцев2

1Чувашский государственный педагогический университет, Чебоксары 2Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны. Положительная динамика увеличения числа малых и средних предприятий приводит к появлению новых рабочих мест, малым или средним предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также за счет отчислений и налогов пополняется федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Проследив динамику развития малого и среднего предпринимательства в Приволжском Федеральном округе, можно будет выявить тенденцию для дальнейшего развития данного сектора экономики.

Ключевые слова: малые и средние предприятия; субъекты Приволжского федерального округа; развитие малого и среднего предпринимательства в регионе

Исследования поддержаны грантами РНФ-16-18-10017, РГНФ-16-12-21012 и РГНФ-16-12-12008

В настоящее время малый и средний бизнес относится к числу наиболее динамично развивающихся секторов рыночной экономики. Стремительно повышающийся уровень его технической оснащенности непосредственно воздействует на эффективное взаимодействие с крупными промышленными комплексами и зачастую конкурирует с ними.

Вопросам формирования и развития малого и среднего бизнеса в России посвящены работы отдельных ученых и специалистов, а также ряда научных организаций, в числе которых ведущее место принадлежит Институту социологии РАН, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, МГУ им. М. В. Ломоносова и другим.

Создание, формирование и развитие новых форм хозяйствования, в частности малого предпринимательства, экономически выгодно. Появление большого числа малых предприятий приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации в виде отчислений и налогов [7]. Малое предпринимательство - это прежде всего институт, который обеспечивает занятость населения. При этом малые компании делают среду для проживания более

комфортной и удобной. Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризисных явлений. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Однако принимаемых мер недостаточно, нужны новые механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20-21 %. По данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 25 % от общей численности занятых в экономике. Совершенно очевидно, что Россия находится на начальной стадии формирования малого и среднего бизнеса.

Приволжский федеральный округ (ПФО) занимает принципиальное место в развитии малого предпринимательства в Российской Федерации. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий на территории ПФО нашли свое отражение в статистических сборниках последних лет и свидетельствуют о том, что для малых предприятий характерен определенный экономический рост, как показывают данные таблицы 1.

© Малова Е. А., Царегородцев Е. И., 2016

Как видно из таблицы, наибольшее количество предприятий среднего предпринимательства в 2012 году приходятся на Республику Татарстан, так же как и в 2013 и 2014 годах. Наименьшее количество данной категории предприятий располагается в Республике Марий Эл на протяжении всего рассматриваемого периода.

По малым предприятиям можно сказать, что наименьшее количество предприятий располагается в 2012-2014 году в Республике Мордовия, а наибольшее количество малых предприятий в 2012-2013 году в Самарской области, но в 2014 году в Республике Татарстан (в Самарской области наблюдается резкое сокращение, почти на 12 %). Сохраняется неравномерное региональное распределение предприятий.

Таблица 1

Количество предприятий по субъектам Приволжского федерального округа (на конец года)

Показатель Средние Малые

предприятия предприятия

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Приволжский федеральный 3090 3117 2935 358532 374237 368810

округ

Республика Башкортостан 282 297 303 38899 40834 41553

Республика Марий Эл 74 75 71 7603 8706 9467

Республика Мордовия 95 102 93 7146 6794 7147

Республика Татарстан 478 442 437 47900 49617 48844

Удмуртская Республика 175 199 205 19627 20268 21642

Чувашская Республика 117 127 125 13975 14589 15807

Пермский край 292 302 255 34227 35344 35451

Кировская область 157 161 151 19928 22070 23938

Нижегородская область 384 403 331 38350 38604 35754

Оренбургская область 233 223 183 18064 18892 19257

Пензенская область 114 102 94 17301 17475 16150

Самарская область 329 319 341 52004 53271 46911

Саратовская область 253 248 232 27691 30670 30931

Ульяновская область 107 117 114 15817 17103 15958

Наблюдается снижение числа средних предприятий и рост числа малых предприятий на про-

тяжении рассматриваемого периода в динамике. Следовательно, снижение числа средних предприятий компенсируется увеличением количества малых предприятий.

Существуют различные мотивы перехода от средних к малым предприятиям, основным из которых является материальный. В соответствии с Федеральным законом № 209 с 1 января 2013 года максимальная выручка от продажи (работ, услуг) без НДС для микропредприятий составляет 60 млн руб., для малых 400 млн руб., для средних 1 млрд рублей.

Между тем малый бизнес в нашей стране, а в частности в ПФО, пока представлен малым удельным весом малых предприятий в структуре предприятий и организаций ПФО (табл. 2).

Таблица 2

Показатели удельного веса числа малых предприятий в структуре предприятий и организаций ПФО (на конец года)

Показатель Всего предприятий и организаций, ед. Темп изменения, % Удельный вес малых предприятий, %

2012 2013 2014 2013/ 2012 2014/ 2013 2012 2013 2014

Приволжский федеральный округ 737103 766167 780562 103,94 101,88 48,64 48,84 47,25

Республика Башкортостан 85634 90801 88976 106,03 97,99 45,43 44,93 46,75

Республика Марий Эл 15384 15957 15820 103,72 99,14 49,40 54,52 60,05

Республика Мордовия 16078 16538 16523 102,86 99,91 44,16 41,12 42,97

Республика Татарстан 108073 114717 120565 106,15 105,10 44,32 43,24 40,48

Удмуртская Республика 35478 37409 38885 105,44 103,95 55,25 54,27 55,55

Чувашская Республика 23710 24677 25578 104,08 103,65 59,05 59,16 61,77

Пермский край 75205 77551 76730 103,12 98,94 45,48 45,52 46,27

Кировская область 37000 38317 39110 103,56 102,07 53,78 57,68 61,11

Нижегородская область 91675 94951 98739 103,57 103,99 41,89 40,65 36,26

Оренбургская область 41099 40573 40969 98,72 100,98 44,04 46,58 47,11

Пензенская область 27337 27861 27449 101,92 98,52 63,28 62,81 59,02

Самарская область 102789 107597 111855 104,68 103,96 50,59 49,54 41,93

Саратовская область 49057 50203 50352 102,34 100,30 56,46 61,15 61,37

Ульяновская область 28584 29015 29011 101,51 99,99 55,28 58,94 55,15

Доля малого предпринимательства в структуре ПФО занимает от 36 до 61 %, тогда как в развитых странах этот показатель находится в интервале 70-95 %.

Целый ряд принимаемых в 2012-2014 гг. мер поддержки шли вразрез с интересами малых и средних предприятий и вместо стимулирования предпринимательской деятельности ограничивали предпринимательскую инициативу. В качестве отдельных примеров можно привести увеличение страховых платежей, отмену льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда.

Положительная тенденция структуры предприятий субъектов ПФО на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается только в Республиках Чувашия и Марий Эл и в Кировской, Оренбургской, Саратовской областях. В остальных регионах ПФО в 2013 году наблюдается снижение или увеличение доли субъектов малого предпринимательства, так же и в 2014 году, в связи с чем просматривается нестабильный экономический рост.

Одним из показателей эффективности предпринимательской деятельности служит плотность расположения субъектов малого бизнеса (табл. 3).

Таблица 3

Плотность расположения малых предприятий в Приволжском федеральном округе (на конец года)

Продолжение табл. 3

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

количество малых предприятий, ед. численность населения, тыс. чел. количество малых предприятий, приходящихся на 10000 жителей, ед.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приволжский федеральный округ 358,5 374,2 368,8 29772 29739 29715 120 126 124

Республика Башкортостан 38,9 40,8 41,6 4061 4070 4072 96 100 102

Республика Марий Эл 7,6 8,7 9,5 690 688 687 110 126 138

Республика Мордовия 7,1 6,8 7,1 819 812 809 87 84 88

Республика Татарстан 47,9 49,6 48,8 3822 3838 3855 125 129 127

Удмуртская Республика 19,6 20,3 21,6 1518 1517 1518 129 134 143

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Чувашская Республика 14,0 14,6 15,8 1244 1240 1238 112 118 128

Пермский край 34,2 35,3 35,5 2634 2636 2637 130 134 134

Кировская область 19,9 22,1 23,9 1319 1311 1304 151 168 184

Нижегородская область 38,4 38,6 35,8 3290 3281 3270 117 118 109

Оренбургская область 18,1 18,9 19,3 2016 2009 2001 90 94 96

Пензенская область 17,3 17,5 16,2 1369 1361 1356 126 128 119

Самарская область 52,0 53,3 46,9 3213 3211 3213 162 166 146

Саратовская область 27,7 30,7 30,9 2503 2497 2493 111 123 124

Ульяновская область 15,8 17,1 16,0 1274 1268 1262 124 135 126

Аналитические данные таблицы показывают наибольшую плотность сектора малого предпринимательства в Кировской области (в 2012 г. -151 ед., в 2013 г. - 168 ед., в 2014 г. - 184 ед.), но по среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях, по данным Доклада Госсовета РФ «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] 21 субъект Российской Федерации является «последним вагоном», обеспечивающим 80 % сокращения, в том числе и ПФО, кроме Самарской области. Хотя по плотности расположения она находится далеко не на первом месте.

Разнонаправленность и рассогласованность мер в отношении малого и среднего предпринимательства снижает уровень доверия предпринимателей к государству, приводит к уходу бизнеса в нелегальное поле, формирует у предпринимателей «психологию временщиков», а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. В новых экономических условиях на государственном уровне необходимо признание особой роли и ценности предпринимательства и частной инициативы как активной созидательной силы общества, внутреннего ресурса долгосрочного экономического роста, повышения благосостояния, качества жизни и обеспечения национальной безопасности. Государство должно дать открытый, ясный и долговременный сигнал обществу, что предпринимательство - это благо для экономики России и для граждан.

К настоящему времени в России созданы организационные и нормативно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получить грант на начало собственного дела, микрозайм, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для микропредприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Приняты принципиальные решения по расширению доступа малых предприятий к закупкам органов государственной власти и государственных корпораций. Сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки бизнеса: бизнес-инкубаторы, центры развития бизнеса, инновационные центры, центры поддержки экспорта.

Новое позиционирование государственной политики сформулировано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года: «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства - это такие же базовые консервативные... ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного - блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге. ».

Новые принципы поддержки предпринимательства должны базироваться на следующих основных постулатах:

- помимо экономической функции малое предпринимательство несет в себе и социальную функцию, особенно в регионах и на территориях с малой численностью населения и низким уровнем экономического развития;

- только в случае гарантированной стабильности фискальных и регулирующих условий может быть реализован предпринимательский потенциал,

а также при наличии заинтересованности региональных и местных органов власти в развитии предпринимательства и их ответственности за результат;

- экономически и социально активное молодое поколение - это будущее страны, ее экономическое и социальное благополучие зависят от направленной на поддержку и развитие местного сообщества, своего города, села, окружающей территории или района.

Благодарности: Исследования поддержаны грантами РНФ-16-18-10017 «Комплекс программ прогнозирования экономического развития региона» и РГНФ-16-12-21012 «Исследование регуляторов устойчивого социально-экономического развития региона как основы национальной безопасности страны (на примере Чувашской Республики)», РГНФ-16-12-12008 «Ресурсный потенциал и институциональные условия формирования региональных отраслевых кластеров и индустриальных парков (на примере Республики Марий Эл)».

_Ш_

1. Малова Е. А. Кредитование малого бизнеса в России // Инновационные процессы в экономике и обществе. Чебоксары: ЧИЭМ СПБГПУ, 2012. C. 69-75.

2. Официальный сайт Росстат. URL: www.gks.ru

3. Официальный сайт Чувашстат. URL: www.chuvash.gks.ru

4. Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Смирнов А. А. Состояние предпринимательства в Республике Марий Эл // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2011. № 27. С. 261-268.

6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (Министерство экономического развития Российской Федерации). URL: http://smb.gov.ru

7. Царегородцев Е. И. Организация и экономическая эффективность адаптивного управления в аграрном секторе АПК: дис. ... д-ра экон. наук. Йошкар-Ола, 1998. 311 с.

8. Nikolaeva A. N., Antipova E. A., Belov G. L., Malova E. A., Tsaregorodtsev E. I. Innovative development of région in the conditions of formation of knowledge economy // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. C. 297-306.

Статья поступила в редакцию 1.04.2016 г.

Для цитирования: Малова Е. А., Царегородцев Е. И. Необходимость развития малого и среднего бизнеса // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 1 (5). С. 104-108.

Об авторах

Царегородцев Евгений Иванович, доктор экономических наук, профессор, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, evgts@marsu.ru

Малова Елена Александровна, старший преподаватель, Чувашский государственный педагогический университет, Чебоксары, elena_malova@bk.ru

E. A. Malova1, E. I. Tsaregorodcev2

1Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary 2Mari State University, Yoshkar-Ola

HE NEED FOR DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Development of small and medium-sized enterprises and the possibility of private entrepreneurial initiatives are essential for the successful development of the country. The positive dynamics of the growth of small and medium-sized enterprises leads to the creation of new jobs. It is easier to manage small or medium-sized enterprises in conditions of unstable national currency exchange rate. Through contributions and taxes the federal budget and the budget of the Russian Federation regions replenish. Tracing the dynamics of small and medium-sized enterprises development in the Volga Federal District, it will be possible to identify a tendency for further development of this sector of the economy.

Keywords: small and medium-sized enterprises, subjects of the Volga Federal District, development of small and medium-sized businesses in the region

_Ш_

1. Malova E. A. Kreditovanie malogo biznesa v Rossii. Innovacionnye processy v jekonomike i obshhestve. Cheboksary: ChlJeM SPBGPU, 2012, pp. 69-75.

2. Oficial'nyj sajt Rosstat. URL: www.gks.ru

3. Oficial'nyj sajt Chuvashstat. URL: www.chuvash.gks.ru

4. Oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii. URL: http://kremlin.ru

5. Smirnov A. A. Sostojanie predprinimatel'stva v Respub-like Marij Jel. Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel'stva. 2011, no. 27, pp. 261-268.

6. Federal'nyj portal malogo i srednego predprinimatel'stva (Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii). URL: http://smb.gov.ru

7. Caregorodcev E. I. Organizacija i jekonomicheskaja jef-fektivnost' adaptivnogo upravlenija v agrarnom sektore APK: dis. ... d-ra jekon. nauk. Joshkar-Ola, 1998, 311 p.

8. Nikolaeva A. N., Antipova E. A., Belov G. L., Malova E. A., Tsaregorodtsev E. I. Innovative development of region in the conditions of formation of knowledge economy. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015, t. 6, no. 3, pp. 297-306.

Submitted 16.12.2015.

Citation for an article: Malova E. A., Tsaregorodcev E. I. He need for development of small and medium-sized businesses. Vestnik of Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics ". 2016, no. 1 (5), pp. 104-108.

About the autors

Tsaregorodtsev Evgenij Ivanovich, Doctor of Economics, Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, evgts@marsu.ru

Malovа Elena Aleksandrovna, senior lecturer, Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, elena_malova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.