Первая научная публикация
УДК 657.6 DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/206-215
А.А. Стороженко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Необходимость применения международных стандартов аудита в России
В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России является применение международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита (МСА) - это единые международные базовые принципы и стандарты, которым обязаны следовать все аудиторы в процессе своей аудиторской деятельности. Целью реформирования системы бухгалтерского учета считается приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности предопределяют необходимость использования международных стандартов аудита. Применение международных стандартов аудита необходимое условие для России, способствующее повышению качества аудиторских услуг и высокому уровню аудиторов. Строгое соблюдение аудиторских стандартов — обязанность аудитора, так как от этого зависит качество работы всей аудиторской деятельности. Чтобы четко понимать почему в России необходимо применение МСА и какие это повлечет за собой последствия, следует проанализировать ряд ключевых аспектов. В связи с этим в данной статье рассмотрены вопросы преимущества международных стандартов аудита, проведено их сравнение с ранее действующими отечественными стандартами, раскрыты проблемы их применения в России, основная терминология, а также динамика доходов аудиторских организаций в России за период 2006-2016 годов. В ходе исследования были использованы методы: анализ, обобщение, сравнение, а также статистические методы исследования.
Ключевые слова и словосочетания: международные стандарты аудита, аудиторская деятельность, реформирование системы аудита.
A.A. Storozhenko
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
The need to apply international audit standards in Russia
At present, the current problem of modern audit in Russia is the application of international audit standards. International Standards on Auditing (ISA) are the single international basic principles and standards that all auditors must follow in the course of their audit activities. The purpose of reforming the accounting system is to bring the national accounting system in line with the requirements of a market economy and international financial reporting standards. International Financial Reporting Standards (IFRS) is a set of international accounting standards that specify how specific types of transactions and other events should be reflected in the financial statements. International financial reporting standards predetermine the need for the use of international audit standards. The application of international audit standards is a prerequisite for Russia,
Стороженко Анна Александровна - магистрант кафедры экономики; e-mail: [email protected]. Василенко Марина Евгеньевна - научный руководитель - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики; e-mail: [email protected].
it contributes to improving the quality of audit services and high level of auditors. Strict adherence to audit standards is the responsibility of the auditor, as this affects the quality of the work of all audit work. In order to clearly understand why in Russia it is necessary to apply the ISA and what consequences this entails, it is necessary to analyze a number of key aspects. In this regard, this article discusses the advantages of international audit standards, their comparison with the previous domestic standards, the problems of their application in Russia, the main terminology, as well as the dynamics of the revenues of audit organizations in Russia for the period 2006-2016. In the course of the study, methods were used: analysis, generalization, comparison, and statistical methods of investigation.
Keywords: international audit standards, audit activities, audit system reform.
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» №307 от 30.12.2008 г. аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].
Целью данной статьи является анализ роли стандартов в регулирования аудиторской деятельности, а также порядка признания и применения МСА в России, проблем их применения. Задачи исследования:
- изучить сущность международных стандартов аудита;
- провести сравнение международных и федеральных стандартов аудита;
- определить проблемы применения международных стандартов в России. Предмет исследования - отличия международных и федеральных стандартов
аудита и основные проблемы перехода на международный уровень.
Основные источники, на которых базировалось исследование, нормативно-правовая база, а также специализированная литература в формате статей. Наиболее интересные статьи по проблеме исследования представлены такими авторами как
A.А. Морозова, Е.В. Кирилина [2], Н.А. Ревегук [3], Т.Н. Папулова [4], С.С. Затонская,
B.П. Попов [5], Д.А. Корнеева [6]. В них рассмотрены актуальность и проблемы перехода России на международные стандарты аудита, тем не менее, стоит отметить, что в работах отсутствует проблема рассмотрения спроса на аудиторские услуги.
Методы исследования: обобщение, сравнение. Научная новизна исследования состоит в следующем:
- рассмотрены факторы, влияющие на повышение спроса на аудит;
- выделены основные проблемные зоны внедрения МСА в России, предложены пути их устранения;
- рассмотрена актуальность внедрения МСА;
- проведено исследование, по результатам которого данные были сгруппированы и представлены в табл. 2.
Основная часть
Рынок аудиторских услуг России является относительно молодым, т.к. первая аудиторская фирма была зарегистрирована 30 лет назад, и на окончательное формирование рынку потребовалось значительное время, за которые было пройдено несколько этапов его становления. В последние 25 лет ускорившееся развитие мировой экономики сопровождалось глобализационными процессами, затронувшими и нашу страну.
В это время фирмы ощутили необходимость инновационного развития, повышения эффективности хозяйственной деятельности для поддержания конкуренции с иностранными товаропроизводителями и фирмами, специализирующимися на оказании различных услуг. Для некоторых организаций возникла необходимость в составлении отчетности согласно международным стандартам, помимо этого, усилился налоговый контроль со стороны государства. Эти и другие факторы оказали большое влияние на повышение спроса на аудит - независимые проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности [7].
Как следствие, увеличились доходы действующих на рынке аудиторских организаций (рис. 1).
60
56.1
57,1
53.6
50,07
50
49;61
49.07
50.Я
51.7
40
41.7
34.39
30
20
10
о
2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 1. Динамика доходов аудиторских организаций в России, 2006-2016 гг. [8]
Значительный рост доходов приходится на 2008 год, а также на 2015 год. Во многом данный рост можно связать с кризисами в стране, что приводит к потребностям компаний в аудиторских услугах. Однако такое развитие рынка говорит, в том числе, и о высоких потребностях предприятий, особенно в период перевода с национальных на международные стандарты.
Размер доходов организаций в настоящее время имеет прямое влияние на обязательства по проведению аудита. Так как организации с активами (доходами) (от 60 млн руб. согласно Ф3-307 [1]) стали попадать под обязательный аудит.
В настоящее время применение международных стандартов аудита является необходимым условием для России, способствует повышению качества аудиторских услуг и высокому уровню аудиторов. Строгое соблюдение аудиторских стандартов - обязанность аудитора, так как от этого зависит качество всей аудиторской деятельности.
В России до 2015 г. международные стандарты аудита не были официально признаны, и аудиторская деятельность осуществлялась в соответствии с национальными стандартами аудита. Реформирование российской системы бухгалтерского учета и ее совершенствование по стандартам МСФО требуют принятия международных стандартов аудита в качестве официальных документов.
До 1 октября 2015 г. Правительство РФ разрабатывало и окончательно утверждало порядок перехода на международные стандарты. В переходный период (до признания МСА) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы руководствовались в своей работе федеральными стандартами аудиторской деятельности [6].
22 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минфина России от 24.10.2016 ,№192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ» [9]. Данным документом на территории РФ введены в обращение 30 международных стандартов аудита (МСА), которые начали применяться в обязательном порядке уже с 1 января 2017 года. Несмотря на то, что изначально российские стандарты аудиторской деятельности разрабатывались на основе международных стандартов, они имеют существенные различия как формального, так и практического характера.
Разберемся с понятием «международные стандарты аудита».
Международные стандарты аудита - это документы, которые формулируют единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих услуг [2].
Международные стандарты аудита (МСА) - это единые международные базовые принципы и стандарты, которым обязаны следовать все аудиторы в процессе своей аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита разрабатываются и издаются Международной федерацией бухгалтеров - профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 170 бухгалтерско-аудиторских национальных организаций и объединений из 125 стран мира [10].
Международные стандарты аудита позволяют:
- достичь высокого качества проверки;
- установить единые требования к порядку проведения аудита;
- понять процесс аудиторской проверки внешним и внутренним пользователям;
- повысить аудиторам квалификацию и уровень профессиональных знаний;
- вести переговоры аудитора с клиентом;
- обеспечить связь отдельных элементов аудиторского процесса.
В таблице 1 представим сравнение федеральных и международных стандартов аудита.
Таблица 1
Сравнение федеральных и международных стандартов аудита
Критерий Международный стандарт аудита Федеральный стандарт аудиторской деятельности
Сущность Рассматривает общие цели независимого аудитора при проведении аудита финансовой отчетности Устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой отчетности
Сопутствующие услуги Только прочие задания, обеспечивающие уверенность Обзорные проверки и прочие задания, обеспечивающие уверенность
Регламент профессиональной этики Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Кодексы этики отдельных профессиональных объединений бухгалтеров и / или аудиторов
Акцент контроля качества Контроль качества аудита финансовой отчетности Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Объем аудита Планирование аудита финансовой отчетности Планирование аудита
Оценка рисков Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды Понимание деятельности аудируемого лица; среда, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой отчетности
Выполнение стандартов, уместных для аудита Аудитор должен выполнять все МСА, уместные для аудита Не рассматривается
Примеч: сост. по [3.]
В настоящее время МСА включают в себя 44 стандарта. Ряд российских аналогов разработан на основе действующих международных стандартов, поэтому по сути они близки друг другу. Однако российские стандарты достаточно сильно отличаются от международных по форме, и это, в первую очередь, связано со спецификой российской аудиторской практики, которая в основном более детальна.
Особенности международных стандартов:
1) МСА - это методика процессного контроля. Главное требование к аудиту -обеспечение надлежащего качества исполнения обязанностей в целях формирования безошибочного мнения о финансовой отчетности. Качество работы аудитора обеспечивается выполнением всех технологических процессов, которые должны быть описаны, с тем чтобы не пропустить какой-либо операции. Это означает, что весь процесс аудита должен быть регламентирован очень подробно во избежание неоднозначного понимания того, какие следует предпринимать действия и в каких случаях;
2) вхождение нашего государства в международное экономическое пространство, где в последнее время санкции возобладали над экономическими законами, накладывает на Россию определенные обязательства, ограничивающие возможности для самостоятельных действий в области формирования финансовой отчетности и ее аудита;
3) существуют проблемы терминологии и перевода. В условиях наступившей неизбежности применения международной методики и организации аудита ко всем отечественным предприятиям, осуществляющим аудит своей отчетности, хотелось бы, чтобы официальный перевод МСА был адаптирован к российской практике.
Одним из негативных последствий введения МСА в России является проблема с переводом, или, иначе говоря, корректность терминологии. Неоднозначность некоторых слов придает терминам немного иной смысл, отсюда и появляются разногласия [5].
Рассмотрим основные проблемы внедрения международных стандартов аудита (рис. 2).
внедрение международных стандартов ведет к удорожанию аудита, что, следовательно, к увеличению стоимости предоставления аудиторских услуг
недостаточное пошшанпе аудиторами пршллтоЕ международных стандартов, из чего часто складывается ошибочная уверенность соответствия деятельности всем международным стандартам
сложность содержания структуры стандартов
объем, частота и сложность некоторых изменении, которые вносятся в стандарты к ;
отсутствие выстроенной системы осуществления контроля за вьшолнением международных стандартов аудита аудиторскими фирмами
отсутствие единого уполномоченного органа исполнительной власти по контролю за исполнением международных стандартов аудита
низкий уровень квалификации работников государственных контрольных органов в области международного аудита
Рис. 2. Основные проблемы внедрения международных стандартов аудита в практику
России [2, 11]
Несмотря на представленные проблемные зоны, внедрение международных стандартов аудита будет полезно рынку аудиторских услуг в России. В настоящий момент происходят попытки монополизации отечественного рынка западными аудиторскими компаниями, введение международных стандартов поможет предотвратить это путем повышения качества предоставляемых услуг российскими аудиторскими фирмами, а также более эффективной их деятельностью. Кроме этого, стандарты позволят повысить престиж российских аудиторских фирм, облегчат аудиторам ведение переговоров с клиентами и обеспечат взаимосвязь всех элементов аудиторской деятельности. К положительным аспектам можно отнести и оценку бизнес-рисков, а не только оценку финансовой отчетности.
Отдельно стоит отметить, что внедрение международных стандартов создает неоднозначную ситуацию. Аудиторские фирмы, которые не смогут сравнительно быстро перейти на данные стандарты, лишаются возможности участия в конкурентной борьбе с другими компаниями, в настоящее время таким рискам в большей мере подвержены мелкие компании, индивидуально практикующие специалисты, доля которых в общем объеме аудиторских организаций имеет значительный удельный вес.
Таблица 2
Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности (в %)
Показатель Малые Средние Крупные
2016 2017 2016 2017 2016 2017
Доля в общем количестве аудиторских организаций 90,2 93,3 7,7 4,7 2,1 2
Доля в общем объеме оказанных услуг 28,7 24,2 12,4 11,7 58,9 64,1
Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита 20,2 23,8 10,8 10,9 69 65,3
Доля услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных услуг 55 50,8 42,7 45,2 2,3 4
Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована 62,4 64,8 20,4 19,2 17,2 16
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций 74,6 73,8 20 20,3 5,4 5,9
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности по МСФО 58,1 59,7 28,3 25,5 13,6 14,8
Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых составлена по МСФО 21,2 27,2 20,6 19,6 58,2 53,2
Примеч.: сост. по [12].
Как видно из табл. 2, несмотря на то, что доля малых аудиторских организаций составляет 93%, общий объем оказанных услуг составляет всего 24,2%. В случае
выхода с рынка большинства мелких аудиторских компаний возникнет тенденция на монополизацию рынка аудиторских услуг крупными компаниями.
По мнению авторов, проблемы внедрения МСА могут быть решены посредством:
- проведения комплексного мониторинга квалифицированных аудиторов по МСА с целью определения уровня их квалификации и оценки возможности отбора из них участников, задачей которых будет управление, обучение и координация СРО с новой зоной ответственности;
- создания СРО, зоной ответственности которого будут координация внедрения МСА и отслеживание ее эффективности. в функции данного СРО войдут:
а) консультационная помощь на этапах становления системы работы по МСА в тех компаниях, которые ранее не использовали международные стандарты,
б) контроль за балансом цен;
в) создание унифицированного терминологического справочника, содержащего корректный перевод каждого МСА;
г) динамичная актуализация МСА путем мониторинга оригинальных МСА и внедрения соответствующих корректировок;
д) предоставление разъяснений по спорным вопросам;
е) внедрение системы стажировок и обмена опытом.
возможна организация государственных курсов повышения квалификации для частнопрактикующих аудиторов, которые смогут повысить качество знаний в соответствии с международными стандартами.
Выводы
Можно подвести некоторый итог относительно интеграции международных стандартов аудита в России: новые подходы в интерпретации национальных стандартов закреплены в международных стандартах аудита, результаты аудиторских проверок для крупных нефтяных компаний позволят выйти на новый уровень привлечения иностранных инвестиций для промышленных производств, развития нано-технологий.
Принятие и использование международных стандартов аудита в России с 2017 года позволит повысить качество аудиторских услуг и профессионализм аудиторов, приведёт к увеличению стоимости аудита как в стране, так и за рубежом. Понимание аудиторами принципов международных стандартов выносит профессию аудитора на более качественный новый уровень [4].
Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) будет осуществляться дальнейшая работа над законными и подзаконными актами государственных органов власти РФ. Для международной практики аудита можно заключить, что переход России на международные стандарты аудита позволит более прозрачно рассматривать бухгалтерскую финансовую отчетность. А так как перевод бухгалтерской финансовой отчетности компаний интерпретировать профессиональные бухгалтера отчетность по МСО уже научились, остается сделать последние шаги в проведении аудита и соблюдении общих принципов надежности, объективности, честности при написании аудиторского заключения. Поэтому в результате по-
вышения качества проводимого аудита в стране в целом изменится отношение к нашим специалистам по МСА, в связи с чем возрастет значимость их подготовки и повышения квалификации.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что в настоящее время аудиторским организациям для укрепления позиций на мировом рынке аудиторских услуг необходима гармонизация международных и национальных стандартов. Внедрение МСА позволит решить эту проблему, а также обязательное условие применение международных стандартов нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.
Применение МСА на территории Российской Федерации ознаменовало существенный этап развития в процессе глобализации мировой экономики.
1. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 31.12.2017) часть 1 в ред. федер. закона от 01.12.2014 N 403-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/0db54c199bb4902bd9dd5242df191f61 891f4326/
2. Морозова А.А., Кирилина E.B. Проблемы и необходимость применения международных стандартов в России // B мире научных открытий. 2017. Т. IV, ч. 2. С. 226-228.
3. Ревегук H.A. Переход России на международные стандарты аудита: причины и следствия // Новые информационные технологии в науке: сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 91-94.
4. Папулова Т.н. Применение международных стандартов аудита в России и их роль // Современные концепции развития науки: сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 117-119.
5. Затонская С.С., Попов В.П. Актуализация перехода аудиторской деятельности России на международные стандарты аудита // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. статей по матер. X Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. 2017. С. 1499-1500.
6. Корнеева Д.А. Особенности перехода России на международные стандарты аудита // В мире научных открытий: матер. междунар. студенческой науч. конф. 2017. Т. IV, ч. 2. 2017. С. 58-61.
7. Пелькова С.В., Кадникова Д.А. Проблемы на рынке аудиторских услуг в России // Наука и инновации в современных условиях: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. в 4 частях. 2017. С. 150-154.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL : https ://www.minfin. ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
9. О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ: Приказ Минфина России от 24.10.2016 №192н [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant. ru/71535946/
10. Ворона Т.М., Олейник М.А. Переход на международные стандарты аудита в России // Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России. 2017. С. 10-15.
11. Акименко В.С., Бабич Л.А., Тер-Григорьянц A.A. Процесс перехода России на международные стандарты аудита // Университетская наука - региону: матер. V-й ежегодной
науч.-практ. конф. преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета / под ред. Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2017. С. 508-510.
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru
Транслитерация
1. Ob auditorskoi deyatel'nosti: feder. zakon ot 30.12.2008 № 307-FZ (red. ot 31.12.2017) chast' 1 v red. feder. zakona ot 01.12.2014 N 403-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_83311/0db54c199bb4902bd9dd5242df191f61891f4326/
2. Morozova A.A., Kirilina E.V. Problemy i neobkhodimost' primeneniya mezhdunarodnykh standartov v Rossii, Vmire nauchnykh otkrytii, 2017, pp. 226-228.
3. Reveguk N.A. Perekhod Rossii na mezhdunarodnye standarty audita: prichiny i sledstviya, Novye informatsionnye tekhnologii v mire, 2017, pp. 91-94.
4. Papulova T.N. Primenenie mezhdunarodnykh standartov audita v Rossii i ikh rol', Sovremennye kontseptsii razvitiya nauki, 2017, pp. 117-119.
5. Zatonskaya S.S., Popov V.P. Aktualizatsiya perekhoda auditorskoi deyatel'nosti Rossii na mezhdunarodnye standarty audita, pp. 1499-1500.
6. Korneeva D.A osobennosti perekhoda Rossi na mezhdunarodnye standarty audita, V mire nauchnykh otkrytii, 2017, pp. 58-61.
7. Pel'kova S.V., Kadnikova D.A. Problemy na rynke auditorskikh uslug v Rossii, Nauka i innovatsii v sovremennykh usloviyakh, 2017, pp. 150-154.
8. Ofitsial'nyi sait Ministerstva finansov Rossiiskoi Federatsii. URL: https://www.minfin.ru/ ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
9. O vvedenii v deistvie mezhdunarodnykh standartov audita na territorii RF: Prikaz Minfina Rossii ot 24.10.2016 №192n. URL: http://base.garant.ru/71535946/
10. Vorona T.M., Oleinik M.A. Perekhod na mezhdunarodnye standarty audita v Rossii, Problemy i perspektivy razvitiya ekonomicheskogo kontrolya i audita v Rossii, 2017, pp. 10-15.
11. Akimenko V.S., Babich L.A., Ter-Grigor'yants A.A. Protsess perekhoda Rossii na mezhdunarodnye standarty audita, Universitetskaya nauka - regionu, 2017, pp. 508-510.
12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru
© А.А. Стороженко, 2018
для цитирования: Стороженко А.А. Необходимость применения международных стандартов аудита в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 2. С. 206-215.
For citation: Storozhenko A.A. The need to apply international audit standards in Russia, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 2, pp. 206-215.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/206-215 Дата поступления: 29.03.2018.