ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ И ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬСКОГО ПРАВА В УЗБЕКИСТАНЕ
Кадирова Н. Р.
Кадирова Наргиза Рашитовна / Ка^гоуа КазНЫоуша - преподаватель,
кафедра государственного строительства и права, факультет международного права, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье мы намерены проанализировать различные аспекты современной нормативно-правовой базы консульских отношений, теоретических и практических вопросов в этой области с точки зрения дальнейшего развития сферы в Республике Узбекистан. Актуальность статьи основана на том факте, что консульские отношения являются важной составной частью двусторонних и многосторонних отношений страны. Рассматриваются различные аспекты современной нормативно-правовой базы консульских отношений, теоретических и практических вопросов области с точки зрения дальнейшего развития этой сферы в Республике Узбекистан. Ключевые слова: международное право, международные отношения, консульское право, дипломатическое право; человечество, консульские отношения.
С первых дней независимости Узбекистан поставил перед собой цель построения демократического государства и справедливого гражданского общества. Оглядываясь на 25-летний путь независимого развития, мы можем с полной уверенностью сказать, что огромная работа по социально-экономическим и социально-политическим реформам привела к крупномасштабным достижениям и успехам во всех сферах общественной жизни.
Либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства - эти процессы продолжают осуществляться в Узбекистане в поэтапной и связанной между собой форме, в соответствии с национальными условиями и наилучшей международной практикой.
Установление отношений со многими странами на принципах равноправия и взаимопонимания помогает Узбекистану интегрироваться в мировое сообщество и развивать международное политическое, экономическое, научное и культурное сотрудничество. В этом отношении, усиление развития консульских отношений с другими странами является одним из важнейших приоритетов внешней политики Узбекистана.
В этой статье мы намерены проанализировать различные аспекты современной нормативно-правовой базы консульских отношений, теоретических и практических вопросов в этой области с точки зрения дальнейшего развития сферы в Республике Узбекистан. Актуальность статьи основана на том факте, что консульские отношения являются важной составной частью двусторонних и многосторонних отношений страны. Хотя за годы независимости многие научные труды были посвящены этому вопросу, большинство аспектов консульских отношений и пути их улучшения требует нового подхода и инновационного академического мышления. Работы таких местных авторов, как К. Рашидов, И. Хамедов, Ш. Рахмонов, Л. А Саидова, Г. Юлдашева, А. Муминов, А. Расулов пролили свет только на фактологической основе консульских отношений страны, в то время как быстро растущие условия в глобализованном мире диктуют необходимость разработки нормативно-правовой базы консульских отношений в соответствии с потребностями и требованиями XXI века.
Следует также отметить, что многие научные труды, написанные в нашей стране, во многом зависят от русскоязычных источников, и они, как правило, используют труды русских ученых. По нашему скромному мнению, при всем уважении к достижениям российских ученых в этой области, потребности в современном мире требуют нового подхода, основанного на опыте ведущих демократических стран и трудах их
соответствующих ученых. Инновационный подход этой статьи заключается в том, что мы намерены проанализировать этот вопрос не только на основе академических произведений русскоязычных авторов, но также мы стремимся использовать произведения выдающихся западных авторов [1].
Мы хотели бы отметить, что процесс глобализации во всех областях международной жизни, угроза международного терроризма и экстремизма, распространение глобального финансового и экономического кризиса остро выделяют необходимость в разработке новой концепции места и роли консульского права и консульских отношений в системе современных международных отношений. Эта концепция должна быть основана, по нашему мнению, не только на доктрине современного международного права, но и на современной консульской практике государств, в том числе Республики Узбекистан.
Существующая практика, основанная на многих двусторонних соглашениях, регулирующих создание консульского учреждения, назначения консульского персонала, консульские функции, привилегии и иммунитеты консульских учреждений и т. д. кодифицирована Венской конвенцией о консульских отношениях. С тех пор, ВККО получил почти всеобщее признание [2].
Несмотря на ее практическую значимость, существует не так много документации или литературы о консульской защите и помощи [3, с. 770-776]. Гораздо больше внимание в академических работах уделено теме дипломатической защиты.
В связи с этим следует подчеркнуть, что консульская функция наших дней осуществляется в быстро меняющейся среде. Это основная тема растущей, но все еще зарождающейся литературы по «консульским делам» [4], определяемой Майке Окано-Хейжманс как «помощь для собственных граждан государства в бедственном положении за рубежом и, в случае необходимости, их семье или другим указанным контактам дома» [5, с. 21-22].
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям и отказом многих стран от монополии на внешнюю торговлю, суть консульской службы чрезвычайно изменилась. Приоритет консульских учреждений склоняется больше к защите прав и интересов граждан и юридических лиц по сравнению с прошлым, когда интересы государства рассматривались как самые важные.
Обслуживание деловых интересов внешней торговли стало новым направлением дипломатической и консульской деятельности многих стран. В связи с этим многие ученые отрицают представительный характер консульской службы. В настоящее время посольства и миссии становятся все более активным участником в решении торгово-финансовых вопросов. Экономическая дипломатия является многопрофильной отраслью. С точки зрения инсайдеров дипломатических, коммерческих или торговых услуг, а также тех, которые являются пользователями этих услуг, экономическая дипломатия является набором множественных практик, которые направлены на продвижение внешнеэкономических интересов родной страны [6]. Это также очень важно для дипломатических представителей Республики Узбекистан в современной эпохе.
Как правительства должны реагировать на растущий спрос и восприятие их обязанностей в этой преобразованной среде? Ответы можно рассматривать с трех ракурсов, которые изложены в разной литературе: расширение функций пропорционально спросу; управление ожиданиями для изменения спроса; и внедрение, предоставления инновационных услуг для удовлетворения спроса [7].
С практической точки зрения появляется новый круг задач, стоящих перед консульскими учреждениями нашей страны. Их выполнение требует инновационного профессионального подхода. В связи с этим следует отметить, что в течение последних десятилетий, происходит трансформация функций консульств в международной практике, защита прав и деловых интересов государства в принимающей стране становится неотъемлемой частью консульской деятельности. Теперь развитие торгово-экономических связей между отправляющей страной и принимающим государством является одной из наиболее важных задач консульских учреждений. Исследование и анализ информации относительно экономической ситуации в пределах консульского округа и предоставления
58
этой информации в соответствующие органы собственной страны также является одной из этих новых функций.
Без всякого сомнения, в системе внешнеэкономических связей страны, основное внимание уделяется развитию внешнеторговой деятельности. Следует отметить, что деятельность консульских учреждений с данной точки зрения, имеют государственно-контролируемый характер. Политический аспект отличает консула от торгового агента. Консул выступает не только в качестве представителя частной компании, но и во имя интересов своего страны в целом.
В связи с этим, основная суть консульских функций нашей страны в новых исторических условиях сводится к рассмотрению потребностей внешней торговли, принимая необходимые меры по стимулированию и развитию внешнеторговой деятельности нашей страны в принимающих государствах. Если консульская служба теряет связи с внешнеторговой деятельностью, скорее всего, он просто становится административно-бытовым придатком дипломатической службы.
Литература
1. Leguey-Feilleux J. R. The Dynamics of Diplomacy, Boulder-London 2009; G. R. Berridge, Diplomacy. Theory and Practice, London 2010; E. Denza, Diplomatic Law. Commentary on the Vienna Convention on Diplomatic Relations, Oxford 2012.; A. Watts, Heads of State, "Max Plank Encyclopedia of Public International Law", Oxford Public International Law; John Quigley, William A. Aceves, S. Adele Shank, The Law of Consular Access: A Documentary Guide (Routledge 2010); John Quigley and Luke Lee, Consular Law and Practice (OUP Oxford 2008); Michael John Garcia, Congressional Information Service, Vienna Convention on Consular Relations: Overview of U.S. Implementation and International Court of Justice (ICJ) Interpretation of Consular Notification Requirements (2004); Luke T. Lee, Vienna Convention on Consular Relations, with Texts and Commentaries on Vienna Convention on Diplomatic Relations, etc.
2. Luke T. Lee and John Quigley. Consular Law and Practice. Oxford University Press. USA: 3rd edition, 2008. P. 3 et seq.
3. See the following reference books: Ian BROWNLIE. Principles of Public International law. 8th edition. Oxford University Press, 2008. p. 349 et seq.; Nguyen Quoc DINH. Patrick DAILLIER. Alain PELLET. Droit international Public. (4th edition. LGDJ. Paris, 1992. p. 646 et seq.); Constantin. ECONOMIDES. Consular Relations, in: Bernhardt. R. (ed.). Encyclopedia of Public International Law. (Volume I. North-Holland. Amsterdam, 1992. p. 765-768); Constantin/ ECONOMIDES. Consular Treaties. P. 768-770. Constantin. ECONOMIDES. Consuls. P. 770-776.
4. See the excellent collection of essays in Jan MELISSEN and Ana Mar FERNANDEZ, eds., Consular Affairs and Diplomacy. Leiden: Martinus Nijhoff, 2011.
5. Maaike Okano-Heijmans. Change in Consular Assistance and the Emergence of Consular Diplomacy. P. 21-22.
6. The Role of Embassies KISHAN S RANA Former Indian Ambassador, Author, Teacher BIPUL CHATTERJEE Deputy Executive Director, CUTS International. [Electronic resource]. URL: http://www.cuts-international.org/pdf/chapter1_kishan-s-rana_and_bipul-chatterjee.pdf (date of access: 10.11.2016).
7. The Consular Function in the 21st Century. A report for Foreign Affairs and International Trade Canada Analysis of research findings. [Electronic resource]: URL: http://fletcher.tufts.edu/~/media/Fletcher/Microsites/VCCR/Combined%20Report.pdf/ (date of access: 10.11.2016).