Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2007. Вып. 2. С. 107-115
Необходимость христианского воспитания.
Из духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова)
Тукиш В.А.
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Северного международного университета, г. Магадан
Церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, великого миссионера и ученого, написанные им в разные годы его жизни, представляют неоценимое духовное наследство. Все произведения святителя Иннокентия (Вениаминова) объединены одной главной мыслью, которую он неустанно развивал: христианское воспитание должно осуществляться не только в отношении подрастающего поколения всей России, что, безусловно, главное делание педагога, но и всех граждан России.
В статье дан анализ педагогических идей, высказанных святителем в «Записке о детском воспитании» в «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру», а также некоторые полезные методические указания, высказанные святителем и остающиеся актуальными и в наши дни.
«Записка о детском воспитании», написанная святителем в 1869 г., не потеряла своей актуальности и в XXI в., так как в ней описаны методы воспитания детей, построенные на основных заповедях христианства. Понимая, что нравственное становление человека и гражданина, а также его дальнейшее развитие как христианина и семьянина будет определяться тем воспитанием, которое ребенок получит с первых дней жизни, святитель Иннокентий стремился ближе познакомить своих читателей с предметом педагогики.
Неумелость, слабость, ошибочность, а часто и небрежность, проявившиеся в системе духовного воспитания детей в России в XIX в., побудили святителя изложить свои взгляды на этот вопрос. В «Записке ...» он предлагает самый доступный и легко исполнимый способ христианского воспитания, которым могли обладать не только образованные педагоги и родители, но и те, кто проживал в отдаленных районах и занимался воспитанием беднейших крестьянских детей вдали от каких-либо училищ, зная одну грамоту и счет. Заключается он
в любви к детям и в заинтересованности взрослого в результатах своей работы. Только в этом случае воспитатель сможет пользоваться уважением и взаимной любовью детей, только в этом случае можно будет добиться высоких результатов. Дети, подражая этой любви, будут стремиться к уподоблению. По мнению святителя, горячо любящий ребенок вырастет таким же лить в атмосфере взаимной любви. А если и вера родителей будет сильна, то в нем никогда не зародится никаких сомнений. Отзывчивым и чутким к чужому страданию сформируется сердце ребенка, если он будет постоянным свидетелем, а с годами и участником дел милосердия своих родителей - благотворительности, милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным.
Особенно благодарны святителю за эти указания были сельские священники и причты, сами принимающие участие в обучении детей своих прихожан.
В «Записке.» святитель пишет о том, какое отрицательное влияние на человека может оказать безрелигиозное воспитание, которое способно, не касаясь сердца, формировать и поддерживать внешний благопристойный облик. По его мнению, это хорошее качество, однако внешнее содержание при отсутствии подлинной духовности, утвержденной на религиозном основании, не принесет человеку хороших результатов. Достаточно часто внешний облик при этом превращается лить в маску, за которым скрывается неизвестное лицо человека.
В «Записке.» раскрыты идеи святителя относительно религиозного просвещения и воспитания детей и сформулированы ответы на практические вопросы жизни.
Кого нужно учить? - Всех.
Чему нужно учить? - Набожности.
Как учить? - Простая беседа или пересказ историй.
Где учить? - Где угодно. Этим вполне могла бы заниматься Церковь.
Кто должен учить? - Духовенство.
Когда учить? — По выходным и праздникам. 50 раз в году.
На какие средства учить? - Должна быть награда за обучение.
Как мотивировать детям обучение? - Без принуждения. Объясняя родителям его необходимость.
Какие препятствия могут возникнуть? - Все препятствия преодолимы.
Анализ этого произведения позволяет выделить основные положения педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова).
1. Христианское просвещение должно преображать человека, а не способствовать приобретению им только внешних признаков об-
разованности. Христианская жизнь проверяется по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к другим людям.
2. Основы христианского воспитания надо закладывать с детства. Воспитание предполагает научение ребенка основам веры, привитию навыков молитвы и участия в богослужении. От старших по возрасту важно требовать и знания христианских заповедей. Опыт показывает, что тем, кто не приучился к молитве, молитвенному благодарению Бога в детстве, в более зрелом возрасте бывает очень трудно приобрести умение молиться.
3. Обучение детей почитанию Господа всегда и везде, так как без почитания и страха Божия никакие науки, никакой метод воспитания не доведет человека до главной цели его существования. Святитель считал, что просвещение XIX в., осмеяв и истребив это почитание, ничего не предложило взамен. Осталось только голое морализирование, когда родители и педагоги, не имея никакой сколько-нибудь серьезной нравственной основы, твердят детям, что плохие поступки совершать нельзя.
4. Совершенствование в человеке с первых лет жизни таких качеств, как смирение, терпение, воздержание.
5. Правильная организация домашнего воспитания детей. Всемерную помощь в этом наиважнейшем деле обязана оказывать родителям Церковь. И не только по роду своей основной проповедничес-ки-богослужебной деятельности, но и путем организации специальных бесед, на которые должны прийти не только дети, но и взрослые. С детьми стоит говорить о грехопадении первых людей, о человеке и его внутреннем устроении, о цели и смысле жизни, о молитве, о спасении через веру. Каждая беседа должна быть направлена на то, чтобы побуждать воспитанников к самостоятельному размышлению, поиску ответов на возникающие вопросы, личному обращению к Богу. Для этого святитель предлагал совместные детско-родительские занятия, проводимые священником в церкви.
6. Чтение детям книг о житии святых, священной истории с объяснениями и нравоучениями.
7. Преподавание веры на родном языке народа (катехизис), в среде которого осуществляется миссия. В противном случае, по мнению святителя, невозможно донести до народа, в чем состоит суть незнакомой религии.
8. Обучение детей основам православной системы ценностей, которая состоит из норм (соблюдение христианских заповедей), запретов (общественное и законодательное осуждение греха) и идеалов (заповедей блаженств).
Святитель Иннокентий считал, что для достижения этой цели
необходимо учитывать возраст ребенка. Он предлагал деление детей по возрастам на степени обучения: от двух до пяти лет - первая степень обучения; от пяти до двенадцати лет - вторая степень, от двенадцати лет и старше - третья степень.
По его мнению, природа ребенка чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе с греховными склонностями, то в ребенке добродетели при определенных условиях могут развиваться легко и быстро. Одним из главных факторов их духовного роста будет подражание старшим и усвоение плодов Духа Божия из окружающей среды.
9. Проведение бесед в воскресные дни как самый продуктивный и легкий способ знакомства детей с Законом Божиим. Обучение Закону Божию необходимо начинать не позже четырех лет. В настоящее время начинать эту работу можно в дошкольных образовательных учреждениях, а не только в школах и гимназиях. В этом случае все дети получат одинаковый запас знаний, независимо от финансового состояния семьи и образования родителей. Данный способ будет чрезвычайно полезен для сельских священно- и церковнослужителей, принимающих участие в образовании.
10. Обращение к детям должно быть только на «ты», так как обращение на «вы» развивает, по его мнению, ненужную гордыню. Молодого человека следует называть на «вы» только тогда, когда он вступит в какую-либо должность.
11. Соблюдение трех главных правил при физическом воспитании детей.
Первое правило - устранять и приучать воспитанников избегать всего того, что может вредить здоровью детей: «.например, чтобы родители детей своих в младенчестве не кутали слитком и не держали в тепле; ранее знакомили бы их с внешним воздухом, приучали бы к купанию в холодной воде и прочее. Когда дети будут ползать, тогда менее носили бы их на руках и более давали бы им валяться на полу, но не на пуховиках. Когда они подымутся на ноги, то и тогда тоже как можно менее носили бы их на руках, а заставляли бы ходить и бегать, и когда можно, то на открытом воздухе, в платье сколько можно легком и просторном. Многие отнюдь не позволяют детям рыться в земле. Это напрасно. Мы, яко земля. Как можно ранее и ближе должны родниться с нашей матерью-землею. Я уверен, что это может служить к насаждению в детях смирения»1.
Второе правило - приучать воспитанников к соблюдению правил, служащих сохранению здоровья:
1 Стрижев А., Фомин С. Опыт православной педагогики. М., 1993. С. 119.
110
«а) чтобы воспитанники ложились спать и вставали бы как можно ранее, ибо, например, долгое спанье утром, между прочим, сильно питает и укрепляет леность;
б) непременно каждый день заставлять воспитанников делать какие-либо движения до поту, которым проходит много болезней;
в) пища, должна быть самая простая, но здоровая; равным образом - одежда и вся обстановка; потому что от черствого хлеба к пище порядочной, и с рогожки на пуховик - переход всякому приятен и приятно действует на дух человека»2.
Третье правило - иметь постоянную заботу о правильном развитии и укреплении телесных сил, а отчасти и способностей, так как это необходимо для гармоничного развития человека.
Высший смысл воспитания как науки он видел в том, чтобы, не уничтожая и не извращая характера, данного человеку от рождения, в то же время всякий из них направлять так, чтобы он при своем развитии не стал препятствием к достижению главной цели его существования.
Вопросы педагогики и образования неоднократно поднимались святителем Иннокентием в его этнографических и богословских трудах, в частных письмах и в официальной переписке.
В своих письмах к графу H.A. Протасову (1798—1855), обер-прокурору Священного Синода, энергичному и умному сановнику Николаевской эпохи, преосвященный Иннокентий выразил свои заветные мысли о народном образовании России. В письме от второго июля 1845 г. он, по сути, изложил целую программу постановки церковно-приходских школ: «Мысли мои заключаются в том, что мы как пастыри, как учителя, как преемники Апостолов непременно должны вполне соответствовать своему званию, т.е. мы должны учить. Но по нынешним действиям нашим мы не что иное, как жрецы, как совершатели таинств и обрядов. Большая часть народа, целая масса народа - остается совершенно без всякого учения и назидания. Если когда и говорятся поучения простому народу, то они или не могут понять их, или вообще считают их таким же чтением, как чтение дьячков. Кто же будет учить детей, если сами взрослые не обучены этому?»3
По его мнению, именно священнослужители должны быть первыми педагогами-наставниками, воспитателями не только детей и
2 Стрижев А., Фомин С. Указ. соч. С. 172.
3 Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского 1828— 1855 гг. Собраны Иваном Барсуковым. СПб., 1897. Кн. 1. С. 138—139.
юношества, но и всех поколений россиян. А для этого им необходимо не только служить примером для своей паствы, но и обладать умением убеждать, понимать и любить прихожан.
«Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенны1х в христианскую веру» первоначально было написано Иннокентием (Вениаминовым) для миссии, действовавшей на Камчатке в его бытность епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. В наши дни «Наставление.» является памятником миссионерской деятельности святителя Иннокентия, так как рекомендации, изложенные в них, могут использоваться священнослужителями при организации миссионерской деятельности.
Своеобразно представлены педагогические взгляды будущего святителя в письмах к своим детям. Его советы окрашены теплотой родительского чувства, умелой заботой о них. Обсуждая насущные вопросы их частной жизни, он выражал свои взгляды на важнейшие проблемы духовного выбора молодого человека. Так, например, в письме к сыну Гавриилу он пишет: «Бога ради храни себя в чистоте: в тысячу раз легче бороться со страстями до падения, а падши раз, делаешься уже невольником и рабом. Не связывайся с теми, кто не охотник молиться Богу, как бы он ни был учен и умен. Ты просишь у меня денег. Я бы дал тебе охотно, но гораздо лучше, если ты потерпишь нужду. Кто не испытал нужду, тот не может верить нуждающимся и тот худой хозяин, а худой хозяин - худой пастырь и так далее. Впрочем, на крайние нужды проси у отца Георгия»4.
В письме к дочери, монахине Поликсении, он пишет: «Ты говоришь, что нет у тебя смирения и послушания, что ленива молиться Богу. Истинное смирение, милая моя, есть дар Божий. Следовательно, его нельзя иметь, когда хочется, его надобно достигать, а оно достигается тем, между прочим, чтобы никогда и нигде, ни в чем не считать себя выше других, словом сказать, считать себя ниже всех. И потому не сметь никого осуждать, ни на кого не сердиться, никогда не считать себя невинною или правою; словом сказать - считать себя землею и пеплом, по которым не возбраняется ходить никому. Помни, что здесь на Земле не рай, не вечный покой, а поприще или ттткола»5.
В своей работе «Записки об островах Уналашкинского отдела...» иерей Иоанн (имя будущего святителя Иннокентия до принятия мо-
4 Спасайте детей. Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Америки и Сибири. СПб., 1998. С. 65.
5 Письма. С. 83.
нашества. - Прим. ред.) описывает, как он организовывал время собственных детей, с тем чтобы они постоянно были заняты чем-либо полезным. Так, маленькие дети собирали камушки и выкладывали их в дорожку, ведущую от дома к храму, дети помогали отцу изготавливать механические органчики, которые впоследствии продавались, и на вырученные деньги существовала вся семья. Вместе с детьми отец Иоанн отливал свечи для церкви. В случаях отъезда отца Иоанна дети ежедневно проверяли прибыль и убыль воды в речке, фиксируя наблюдения в специальной тетради и приобщаясь тем самым к систематическому наблюдению за природой. Занятый многочисленными делами отец находил время для долгих горных прогулок с детьми, во время которых они слушали его рассказы из Священной истории и евангельские повествования, а также получали много информации из рассказов отца из области естествознания.
Самое большое наследие святителя Иннокентия составляют его письма. Только И.П. Барсуковым в его трехтомнике было опубликовано более шестисот писем миссионера. Все они представляются неоценимым источником как для изучения миссионерской деятельности святителя, так и в целом для его жизнеописания.
Иннокентий (Вениаминов) состоял в переписке с такими известными людьми XIX в., как академик А.С. Норов (1795—1869), впоследствии министр народного просвещения, постоянный адресат писем Иннокентия; А.С. Хомяков (1804—1860), философ, поэт, публицист; граф Н.Н. Муравьев-Амурский (1809—1881), генерал-губернатор Восточной Сибири; А.М. Потемкин (1787—1872), Петербургский губернский предводитель, попечитель над детьми святителя Иннокентия (Вениаминова); Т.Б. Потемкина (урожденная княжна Голицына) (1797—1869), супруга А.М. Потемкина, известная покровительница духовного просвещения и монашеского чина; Дионисий (Хитров Д.В.) (1818—1896), ученик и ближайший помощник Иннокентия, автор азбуки и грамматики якутского языка, миссионер, впоследствии епископ Якутский, Уфимский, постоянный адресат писем Иннокентия; А.Н. Муравьев (1806—1874), духовный писатель; граф Н.А. Протасов (1798—1855), обер-прокурор Священного Синода; В.С. Завойко (1810—1898), контр-адмирал, начальник Охотской фактории, военный губернатор Камчатки, руководил обороной Петропавловского порта в 1854 г.; граф Ф.П. Литке (1797—1882), географ, мореплаватель, президент Императорской академии наук.
Здесь трудно перечислить всех его корреспондентов. Это лить небольшая иллюстрация обширности его переписки. Нельзя не упомянуть и графа Д.А. Толстого, обер-прокурора Священного Синода;
В.П. Шереметеву, покровительницу и благотворительницу святителя; Г. М. Корнилова, московского купца; ректора Московской духовной академии А.В. Горского; публициста, поэта, славянофила И.С. Аксакова; Н.Д. Свербеева, чиновника особых поручений при генерал-губернаторе H.H. Муравьеве-Амурском, друга и постоянного адресата писем Иннокентия; Б.В. Струве, якутского гражданского губернатора.
Особо следует отметить переписку с Татьяной Борисовной Потемкиной, которая принимала активное участие в воспитании его детей и писала святителю в любой уголок России, где бы он ни находился. Ответные его письма к Татьяне Борисовне проникнуты глубокой признательностью и благодарностью за доброту к нему и его детям, а особенно за воспитание в них христианского благочестия. Большое количество писем и широкий круг респондентов позволяли святителю в условиях отдаленности епархии быть тем не менее в русле событий центральной части России, а также иметь свой личный взгляд на эти события.
Центральной мыслью всех писем святителя проходит мысль о труде. Труд умственный у него сменялся трудом физическим. Состояние праздности для него было неприемлемым. От важных административных дел по управлению епархией он часто, для заполнения остающегося у него праздного времени переходил к собственноручному снятию копий с различных бумаг. Ни в Ситхе (остров у берегов Аляски. - Прим. ред.), ни в Якутске у епископа не было письмоводителя, и все свои письма он писал собственноручно. «Хочу быть полезным -девиз всей жизни святителя, неоднократно доводилось мне слышать из уст его. Когда посещал он училища, то первым его вопросом к ученикам было: для чего человек родится? И сам же отвечал: чтобы быть полезным!» - писал Прокопий Громов6.
Обзор писем Иннокентия (Вениаминова) позволяет понять и представить живой образ выдающегося сына России, молитвенника и мыслителя. Высказанные епископом мысли относительно социально-экономической, политической и культурной обстановки Дальнего Востока и Русской Америки XIX в. несут духовно-нравственную оценку происходящего и социальное прогнозирование, что менее всего отложилось в документах официальных органов управления этим обширным регионом. В целом эпистолярное наследие святителя имеет большой заряд воспитательного воздействия, вызывает размышления и сопереживания, учит моральной чистоте, патриотизму и духовной стойкости.
6 Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском. Иркутск, 1879. С. 11.
Исходя из основных научно-исследовательских, литературных произведений святителя, дневниковых записей, его духовных наставлений и размышлений о религиозном воспитании детей, обширной переписки, мы можем выделить основные компоненты просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова).
1. Педагогическая деятельность, выраженная в обучении и воспитании собственных детей и учащихся церковно-приходских школ.
2. Написание книг и научных статей.
3. Большое эпистолярное наследие.
4. Естественнонаучная исследовательская деятельность.
5. Составление грамматики алеутского языка для дальнейших научных лингвистических исследований.
6. Определение приоритета Церкви в образовательном процессе.
7. Возведение храмов и часовен как важный метод просветительской деятельности и христианского воспитания.
8. Отношение к проповеди как педагогическому методу, воспитательному средству.
9. Построение системы педагогических идей относительно религиозного образования детей.
10. Отношение к священству, в том числе и как к учительству.
11. Христианское обучение и воспитание взрослых людей.
12. Позитивное отношение к женскому образованию в России.
Necessity of Christian education. From the
SPIRITUAL HERITAGE OF ST. INNOKENTY (VENIAMINOY)
Tukish V.A.
Church pedagogical compositions of St. Innokenty (Veniaminov), the Metropolitan of Moscow, the educator of Siberia and America, the great missionary and the scientist, were written in different years of his life, representing the invaluable spiritual inheritance. All the writings contain the idea as one of the most important: Christian education should be carried out not only for rising generations, but also for all the citizens of Russia. In the article the author analyses St. Innokenty’s pedagogical ideas stated in two works by him: «Note about children's education» and «Manual to the priest appointed for converting non-Christian people and for guiding those being converted in Christian belief».