Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN216.pdf
DOI: 10.15862/24EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/24EVN216)
Статья опубликована 04.04.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шокиров Р.С., Каримов Р.А. Необходимость государственного регулирования экономического поведения домашних хозяйств в современных условиях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/24EVN216
УДК 330.16
Шокиров Равшан Сиддикович
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Республика Таджикистан, г. Худжанд1
Заведующий отделом магистратуры Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=857486
Каримов Равшан Абдукаримович
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Республика Таджикистан, г. Худжанд
Заведующий кафедрой «Таможенной службы» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Необходимость государственного регулирования экономического поведения домашних хозяйств в современных условиях
Аннотация. В статье авторами обосновано необходимость изменения модели государственного регулирования экономического поведения домашних хозяйств. По мнению авторов, домашние хозяйства определяют ход изменения экономического поведения и других субъектов экономики, что в современных условиях является крайне необходимым для Республики Таджикистан. Поэтому в начальном этапе государственное воздействие должно осуществляться именно с этого субъекта экономики.
Приведена классификация не продовольственных товаров и на основе этого предложена государственное взаимодействие на соответствующий часть спроса домашних хозяйств. Схематически показана механизм государственного регулирования непродовольственного спроса населения Таджикистана и приведены предполагаемые результаты.
Ключевые слова: государственное регулирование; экономическое поведение; вторичный спрос; непродовольственные товары; домашние хозяйства; самозанятость; экономический механизм; экономическое благосостояние; трансформационная экономика; экономический эффективность
1 735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, 17-й микр-н, дом 1 1
В современных условиях в Республике Таджикистан на всех уровнях экономической деятельности имеет место снижение экономической активности. Это, в первую очередь, связано с низким уровнем экономического мышления общества и возникших в вследствие этого ряда других процессов. При этом возникает необходимость изменения модели экономического поведения хозяйствующих субъектов, которое в дальнейшей перспективе обеспечивает более устойчивый рост национальной экономики. На наш взгляд, такое изменение должно начинаться с домашних хозяйств, которые, выступая самыми простыми экономическими субъектами, играют значимую роль в воспроизводственном процессе.
Но осуществление этого не так просто. Здесь требуется адекватный механизм государственного воздействия на экономическое поведение субъектов хозяйствования, что мы попытаемся обосновать в данной статье.
Государство в качестве инструмента взаимодействия может имеет целый набор мер, но не все они могут регулировать пропорции и размеры непотребительского спроса, поэтому вначале нам необходимо выявить, через какие инструменты государство может регулировать эту часть спроса на домашние хозяйства. Для этого обратимся к экономической литературе и практике современной экономики Республики Таджикистан.
В экономической литературе существует очень много исследований, посвящённых совершенствованию механизма государственного регулирования экономики. Согласно одному из них, механизм государственного регулирования - это структурный элемент системы государственного регулирования экономики, включающий в себя совокупность форм, методов, средств, инструментов государственного воздействия, применяемых органами государственной власти федерального и регионального уровня в процессе регулирования производственно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами в соответствии с макроэкономическими целями и задачами развития страны.2
В этом понимании механизма государственного регулирования экономики рассматривается макроэкономические аспекты взаимодействия государства с экономикой. Конечно, суть государственного регулирования - это реализация определённых мер в целях обеспечения устойчивого развития экономики, но инструментарий существенно отличатся в рамках субъектов экономики.
В своих исследованиях, анализируя экономического поведения домашних хозяйств в условиях трансформационной экономики, Краснова О.М. сделала вывод, что государственная социальная политика, направленная на поддержку семейных домохозяйств, должна основываться на экономическом подходе, который ориентирован на соображения эффективности, наиболее рационального использования ресурсов.3 В таком подходе государственный механизм будет иметь социально поддерживающий характер, и мы согласны с автором, что этого крайне необходимо в условиях трансформационной экономики. Но в Республике Таджикистан проведение социальной политики, направленной на повышения эффективности использования ресурсов и потенциалов домашних хозяйств, не удалось. Причиной этого стало острая ограниченность государственного бюджета, высокий уровень безработицы, неблагоприятные политические условия и др. В этих условиях, как было обоснована в работах Нугуманова Л.Ф., домашние хозяйство находясь в процессе
2 Соловьева О.А. Особенности механизма государственного регулирования экономики / Проблемы современной экономики. - 2011. - №4. - С. 74.
3 Краснова О.М. Домашние хозяйства в современной экономической системе. Авт. дисс. на соис. уч степен. к.э.н. / Экономическая библиотека - http://economy-lib.com/domashnie-hozyaystva-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz42ZE1b5I2 (дата обращения 10.03.2016).
институциональных изменений, способствовали развитию самозанятости4. В результате этого произошло рост неэффективного поведения домашних хозяйств в национальной экономике, что до сих пор имеет своего продолжения.
Независимо от разнообразия, все методы государственного воздействия можно разделить на административные и экономические. В рамках нашего исследования также можно использовать эти две меры в качестве инструментов, но сначала необходимо обосновать конкретно, какие инструменты могут быть использованы для государственного взаимодействия на спрос домашних хозяйств.
При определении государственного взаимодействия на спрос необходимо учесть один важный момент - пропорции между домашними хозяйствами. По мнению российских исследователей Л.А. Васюнина и В.В. Шиховец, практически повсеместно признано целесообразным ориентироваться на критерий душевого дохода в семье, так как очевидно, что высокодоходные семьи почти не ощущают пособий, другие же страдают от их недостаточного уровня. Кроме того, при сохранении общегосударственной системы помощи мобилизуются и местные ресурсы, причём чётко разграничиваются функции центральных и местных органов власти. Поэтому важнейшими задачами государства в плане помощи домохозяйствам в адаптации к новым экономическим условиям являются выявление противоречий между имеющейся законодательной базы и действительным экономическим положением семей и отдельных граждан, а также проведение мероприятий по совершенствованию законодательства. Помимо того, необходимо создание информационной сети и банка данных о положении домохозяйств.5
На наш взгляд, затянувшийся адаптационный этап в республике до сих пор полностью не завершился. При этом наблюдается слабый уровень государственного вмешательства в рыночную деятельность домашних хозяйств. Это естественно, выявляется в практике ряда других стран с трансформационной экономикой.
Как отмечает профессор Б.А. Райзберг, государственное регулирование экономики ставит своей главной целю соблюдать интересы государства и общества в целом, социально незащищённых слоёв населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устранениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.6
Действительно, в современных условиях роль государства в организации эффективной экономики очень сложна. Основной целью государства является повышение благосостояния общества через обеспечения, прежде всего, социальных и информационных условий.
В условиях трансформационной экономки механизм государственного регулирования приобретает специфический характер. По мнению И.В. Баскова, необходимым условием эффективного функционирования трансформационного механизма является эффективно действующая финансовая институциональная структура как комплекс взаимосвязанных
4 См. подробнее: Нугуманова Л.Ф. Институциональная трансформация домашних хозяйств в современной экономике. Дисс. на соис. уч. степ. д.э.н. 080001, Казань, 2012. - 341 с.
5 Л.А. Васюнина, В.В. Шиховец. Государственное регулирование процесса адаптации домашних хозяйств в условиях трансформационной экономики [электронный ресурс] http://libvuz.net/book/278-gosudarstvennoe-regulirovanie-processa-adaptacii-domashnix-xozyajstv-v-usloviyax-transformiruemoj-yekonomiki-nauchhaya-statya-la-vasyunina-vv-shixovec/2-gosudarstvennoe-regulirovanie-processa-adaptacii-domashnix-xozyajstv-v-usloviyax-transformiruemoj-yekonomiki.html. дата обрашения 16.02.2016.
6 Курс экономики: Учебник / Под редакции Б.А. Ройзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 283.
элементов, обеспечивающих условия для формирования инвестиционных ресурсов посредством привлечения сбережений домашних хозяйств. В размере основных элементов финансовой институциональной структуры имеется ряд проблемных моментов, препятствующих привлечению сбережений в качестве инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Так, одним из недостатков банковской системы является сверхконцентрация банковского капитала в крупных федеральных банковских структурах, паевых инвестиционных фондов - отсутствие чёткого законодательного механизма, направленного на поддержку инвестирования, привлечения средств населения, в реальный сектор экономик.'
Это касается и экономики нашей страны, где наблюдается низкий уровень развития финансовой инфраструктуры. В этих условиях перед государством стоит задача совершенствования домашнего сектора. Такой позиции поддерживается отечественный исследователь Ф.Г. Каюмов. По его мнению, в условиях Таджикистана, когда экономика чувствует постоянную нехватку капитала для увеличения накоплений, необходимо предпринимать первоочередные меры, к которым можно отнести разработки бюджетных программ по стимулированию государственных и частных сбережений, образование специальных фондов, способствующих привлечению дополнительных доходов и т.п.8
Эти меры в основном преследуют цели применения кейнсианской концепции государственного регулирования. Но, на наш взгляд, для регулирования деятельности домашних хозяйств на рынке, особенно в условиях кризиса, требуются конкретные обоснования сложившейся ситуация в республике.
В условиях, когда в Республике Таджикистан наблюдается положительный рост доходов домашних хозяйств, возникает необходимость привлечение их средств в реальный сектор экономики. Это возможно посредством регулирования спроса домашних хозяйств на непродовольственные (вторичные) товары. Для этого мы предполагаем использование административных и экономических мер регулирования вторичных спросов населения. Общеизвестно, что административные меры государственного регулирования экономики включают в себя нормативно-правовые акты, запреты, санкции, количественные ограничения и др. На наш взгляд, административное регулирование вторичного спроса населения является не очень эффективным и противоречивым принципом рыночной экономики. Эти меры можно использовать в направлении производственной и предпринимательской деятельности домашних хозяйств. Поэтому более приемлемым в рамках нашего исследования является использование экономической, а именно налогово-ценовой политики, а так же и таможенной по отношению регулирования вторичного спроса домашних хозяйств.
Перед рассмотрением регулирования спроса домашних хозяйств на непродовольственные товары нам необходимо сгруппировать эти товары, в целях применения к ним экономических мер регулирования.
В странах СНГ существует классификация непродовольственных товаров, согласно которой их разделяют на 7 крупных групп: товары лёгкой промышленности, товары хозяйственного назначения, культтовары (для культурно-бытового назначения), санитарно-гигиеничные товары, украшения и сувениры, биотовары и нефтепродукты. Но в рамках нашего исследования нам необходимо специфическая классификация, которая давала бы
7 Баскова Ирина Владимировна. Домашние хозяйства в трансформационной экономике России: Автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.01. Екатеринбург,1997. С8. (21).
8 Каюмов Ф.Г. Роль государственного сектора в трансформационной экономке Республики Таджикистан. Диссертация на соискание ученной степени к.э.н. 08.00.01. Худжанд. 2013 - 15.
возможность применять налоговые и таможенные воздействия на непродовольственный спрос домашних хозяйств.
Мы предлагаем разделить всех непродовольственных товаров в Республики Таджикистан на две группы:
1. Непродовольственные товары первой степени. К этой группе относятся товары бытового назначения и товары ежедневного потребления (например, электроэнергия), которые являются позитивными для страны;
2. Непродовольственные товары второй степени, это товары которые импортируются в массовом порядке и являются негативными для экономки. Некоторые из них можно производить и внутри республики.
Отечественный исследователь Машокиров Ш.У., анализируя внутренние факторы развития домашних хозяйств в республике, сделал вывод, что в республике огромным отрицательным фактором развития домашних хозяйств является процесс деиндустриализации и слабый уровень развития рыночных отношений. По его мнению, в нынешних условиях Республики Таджикистан рынок как регулятор экономики действует ещё недостаточно эффективно во многих социально-экономических ситуациях, поэтому необходимо целенаправленное взаимодействие домашнего хозяйства, государства, предприятий, институциональных органов в решении многих задач. Регулирование данного процесса должно проявляться как внутри самого хозяйства, так и во взаимодействии с другими субъектами экономики, эффективность которой достигается при включении всех рассмотренных направлений совершенствования.9
Действительно, до сих пор в республике наблюдается неформализованность рынка, что в многом влияет на эффективность функционирования домашних хозяйств. В этих условиях, как отмечает Ш.У. Машокиров, должно существовать эффективное взаимодействие государства и домашних хозяйств. На наш взгляд, такое взаимодействие имеет более эффективный вид в случае регулирования именно непродовольственного спроса домашних хозяйств.
Кроме этого анализ внутреннего рынка показывает, что в Республике Таджикистан быстрыми темпами растёт импорт непродовольственных товаров (табл. 1).
Таблица 1
Импорт основных видов продукции производственно-технического назначения, сырья и товаров народного потребления в Республике Таджикистан (млн. доллар)
2000 2010 2011 2012 2013 2014 2014 к 2000г., в %
Всего 675,0 2657,0 3206,0 3778,4 4045,4 4297,4 6,4 раз
Нефтепродукты 47,6 437,9 456,2 424,5 393,3 511,0 10,7 раз
Азотные удобрения 8,5 4,5 7,3 17,1 24,4 22,8 2,7 раз
Краски и лаки 1,1 0,9 12,8 11,2 12,4 16,4 15 раз
Шины пневматические 1,8 5,3 10,3 13,7 9,3 15,8 8,8 раз
Лесоматериалы обработанные 3,2 94,9 126,5 137,7 150,6 182,5 57 раз
9 Машокиров Ш.У. Региональные основы развития домашних хозяйств в переходной экономки (на материалах РТ). Автореферат на соискание ученной степени к.э.н. 08.00.01. Худжанд 2012 - с. 21.
2000 2010 2011 2012 2013 2014 2014 к 2000г., в %
Одежда и бельё 0,9 8,7 16,6 8,2 10,4 16,1 17,9 раз
Автомобили легковые 12,0 108,8 146,8 198,1 280,9 253,8 21,1
Запасные части автомобильные 1,2 5,3 7,8 13,5 14,9 24,1 20 раз
Спирт этиловый 0,1 0,1 1,4 1,2 3,3 3,7 37 раз
Источник: расчёты автора и Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2015. - С. 343 - 361. Таджикистан: 20 лет государственной независимости (Статистический сборник). Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2012. - С. 684, 765, 803.
Из данных таблиц следует, что в целом импорт в Республике Таджикистан в период с 2000 до 2014 гг. увеличился в 6,4 раза. В 2014 г. покрытие импорта экспортом состовляет всего лишь 22,7%, что вызывает серьёзные угрозы. В этих условиях крайне необходимым является государственное регулирование внешнеторгового оборота, с которым связана наша позиция, заключающаяся в регулировании непродовольственного спроса домашних хозяйств.
В таблице приведены основные импортируемые продовольственные товары и их тенденция в исследуемый период. Именно за счёт увеличения импорта приведённых товаров и увеличивается общий объём импорта республики.
Целесообразно обратить внимание на один тот факт, что увеличение объёма импорта автомобилей за исследуемый период составляет 21,1 раза. На сегодняшний день во дворе домашних хозяйств Республики Таджикистан имеется 2 и более легковых автомобилей. Мы не против приобретения автомобилей со стороны домашних хозяйств, но когда речь идёт об эффективности экономической деятельности, этот факт уже настораживает. Как мы уже отметили, большинство доходов домашних хозяйств привлекается из-за рубежа, т.е. от трудовой миграции. Заработанные деньги трудовые мигранты вкладывают в экономические неэффективные инвестиции - покупки автомобилей. А это, в свою очередь, серьёзно влияет на бюджет домашних хозяйств и вскоре они через некоторое время теряют большую часть доходов за счёт высокой степени устарелости легкового автомобиля.
Увеличение импорта легковых автомобилей привело к росту импорта нефтепродуктов и автомобильных запасных частей, которые соответственно увеличились 0,7 и 20 раз за исследуемый период. Доля только двух непродовольственных товаров - нефтепродуктов и легковых автомобилей в общем импорте в 2014 г. составила почти 18%. Это свидетельствует о масштабном оттоке валюты именно из этой части торговли.
На наш взгляд, назрело время внедрения в практику национальной экономики механизма регулирования непродовольственного спроса домашних хозяйств. Оно осуществляется согласно нашей вышеприведённой классификации непродовольственных товаров, т.е. объектом государственного регулирования выступает вторичный уровень спроса домашних хозяйств на непродовольственные товары.
Рисунок 1. Механизм регулирования непродовольственного спроса домашних хозяйств
Регулируя вторничный уровень спроса домашних хозяйств путём повышения налогов и повышенных таможенных тарифов, государство приобретает возможность развития реального сектора экономики. Это происходит следующим образом.
На увеличение налоговых и таможенных ставок на непродовольственные товары второго уровня потребители могут отрицательно реагировать. Но государство при изменении налоговой политики должно снижать налоговые ставки на их производства внутри страны, принимая при этом политики импортозамешения. Это способствует стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики.
Наряду с этим, в случае повышения налогов и таможенных товаров на непродовольственные товары второго уровня, с одной стороны, спрос на эти товары снижается и происходит увеличение сбережений у населения. Если благоприятный инвестиционный климат сформируется в реальном секторе экономике, то он может привлечь сбережения населения в производственную деятельность.
Необходимо отметить, что при изменении налоговой политики необходимо особо учесть сферу услуг. Мы предполагаем, что в сфере услуг налоговые ставки должны быть выше, чем в реальном секторе экономики. Они выступают как налоговые компенсации промышленному производству и закладывают основу для его развития.
Таким образом, предлагаемая политика в процессе воспроизводства даёт следующие результаты:
• во-первых, повышается занятость населения в результате стимулирования производственной деятельности. Это в конечном итоге, увеличивая доходы населения, приведёт к его благосостоянию;
• во-вторых, путём снижения эндогенных факторов центр тяжести в воспроизводственном процессе переходит от торговли к производству;
• в-третьих, побуждается стимул производственной деятельности домашних хозяйств и других субъектов экономики;
• в-четвертых, ускоряется формирование экспортоориентированной модели национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскова Ирина Владимировна. Домашние хозяйства в трансформационной экономике России: Автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.01. Екатеринбург,1997. 21 с.
2. Васюнина Л.А., Шиховец В.В. Государственное регулирование процесса адаптации домашних хозяйств в условиях трансформационной экономики [электронный ресурс] http://libvuz.net/book/278-gosudarstvennoe-regulirovanie-processa-adaptacii-domashnix-xozyajstv-v-usloviyax-transformiruemoj-yekonomiki-nauchhaya-statya-la-vasyunina-vv-shixovec/2-gosudarstvennoe-regulirovanie-processa-adaptacii-domashnix-xozyajstv-v-usloviyax-transformiruemoj-yekonomiki.html. (дата обрашения 16.02.2016).
3. Каюмов Ф.Г. Роль государственного сектора в трансформационной экономке Республики Таджикистан. Диссертация на соискание ученной степени к.э.н. 08.00.01. Худжанд. 2013. 124 с.
4. Курс экономики: Учебник / Под редакции Б.А. Ройзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997. 720 с.
5. Краснова О.М. Домашние хозяйства в современной экономической системе. Авт. дисс. на соис. уч. степен. к.э.н. / Экономическая библиотека -http://economy-lib.com/domashnie-hozyaystva-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz42ZE1b5I2 (дата обращения 10.03.2016).
6. Машокиров Ш.У. Региональные основы развития домашних хозяйств в переходной экономки (на материалах РТ). Автореферат на соискание ученной степени к.э.н. 08.00.01. Худжанд 2012. 23 с.
7. Нугуманова Л.Ф. Институциональная трансформация домашних хозяйств в современной экономике. Дисс. на соис. уч. степ. д.э.н. 080001, Казань, 2012. 341 с.
8. Соловьева О.А. Особенности механизма государственного регулирования экономики / Проблемы современной экономики. - 2011. - №4. С. 72-76.
9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2015. С. 466.
10. Таджикистан: 20 лет государственной независимости (Статистический сборник). Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2012. 832 с.
Shokirov Ravshan Siddicovich
Tajik State University of Law, Business and Politics, Tajikistan, Khujand
E-mail: [email protected]
Karimov Ravshan Abdukarimovich
Tajik State University of Law, Business and Politics, Tajikistan, Khujand
E-mail: [email protected]
The necessity of state regulation in reference to economic behavior of households under contemporary conditions
Abstract. In his article the author substantiates the necessity of changing the model of state regulation in reference to economic behavior of households. In the author's opinion, households determine the course of changes in economic behavior of other subjects of economy as well; that being extremely necessary for Tajikistan republic under contemporary conditions. Thereby, at the initial stage state influence must be carried out just beginning with this economy subject.
The author adduces a classification for non-consumptive goods, proceeding from which he suggests state affecting over a respective part of demands moved by households. He demonstrates schematically a mechanism of state regulation in regard to population's demands concerned with non-food produce, presupposed results in the frames of Tajikistan being presented.
Keywords: state regulation; economic behavior; secondary demand; non-food products; households; self employment; economic mechanism; economic well-being; transformational economy; economic efficiency
REFERENCES
1. Baskova Irina Vladimirovna. Domashnie khozyaystva v transformatsionnoy ekonomike Rossii: Avtoreferat dissertatsii kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.01. Ekaterinburg,1997. 21 s.
2. Vasyunina L.A., Shikhovets V.V. Gosudarstvennoe regulirovanie protsessa adaptatsii domashnikh khozyaystv v usloviyakh transformatsionnoy ekonomiki [elektronnyy resurs] http://libvuz.net/book/278-gosudarstvennoe-regulirovanie-processa-adaptacii-domashnix-xozyajstv-v-usloviyax-transformiruemoj-yekonomiki-nauchhaya-statya-la-vasyunina-vv-shixovec/2-gosudarstvennoe-regulirovanie-processa-adaptacii-domashnix-xozyajstv-v-usloviyax-transformiruemoj-yekonomiki.html. (data obrasheniya 16.02.2016).
3. Kayumov F.G. Rol' gosudarstvennogo sektora v transformatsionnoy ekonomke Respubliki Tadzhikistan. Dissertatsiya na soiskanie uchennoy stepeni k.e.n. 08.00.01. Khudzhand. 2013. 124 s.
4. Kurs ekonomiki: Uchebnik / Pod redaktsii B.A. Royzberga. - M.: INFRA-M, 1997. 720 s.
5. Krasnova O.M. Domashnie khozyaystva v sovremennoy ekonomicheskoy sisteme. Avt. diss. na sois. uch. stepen. k.e.n. / Ekonomicheskaya biblioteka -http://economy-lib.com/domashnie-hozyaystva-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz42ZE1b5I2 (data obrashcheniya 10.03.2016).
6. Mashokirov Sh.U. Regional'nye osnovy razvitiya domashnikh khozyaystv v perekhodnoy ekonomki (na materialakh RT). Avtoreferat na soiskanie uchennoy stepeni k.e.n. 08.00.01. Khudzhand 2012. 23 s.
7. Nugumanova L.F. Institutsional'naya transformatsiya domashnikh khozyaystv v sovremennoy ekonomike. Diss. na sois. uch. step. d.e.n. 080001, Kazan', 2012. 341 s.
8. Solov'eva O.A. Osobennosti mekhanizma gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki / Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2011. - №4. S. 72-76.
9. Statisticheskiy ezhegodnik Respubliki Tadzhikistan. Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan. - Dushanbe, 2015. S. 466.
10. Tadzhikistan: 20 let gosudarstvennoy nezavisimosti (Statisticheskiy sbornik). Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan. - Dushanbe, 2012. 832 s.