УДК 94(4)
М.Е. ЗОЛЬНИКОВ1
'Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Саратов, Российская Федерация
НЕМЕЦКОЕ КИНО 1920-Х В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ ХХ СТОЛЕТИЯ: СТАРОЕ И НОВОЕ В ПОДХОДАХ
Аннотация. В работе рассмотрены основные подходы к изучению произведений немецких режиссеров 1920-х: историко-типологический, семиотический, типологически-системный. В центре внимания автора фильм «Нибелунги» (1924) Фрица Ланга (1890-1976). Выявлено, что традиционное в подходах - определение типических и системных черт, свойственных той или иной школе кино, рассмотрение больших исторических периодов и фильмов одновременно. Новое - исследования одного фильма, даже одного-двух героев, использование методов психологии, лингвистики, социологии. Главный вывод: «Нибелунги» Ланга пока остаются слабо исследованным в рамках современных подходов фильмом. Ключевые слова. Немое кино, Фриц Ланг, «Нибелунги», Немецкие фильмы, киномузыка
M.E. ZOLNIKOV1
'Saratov State Sobinov Conservatory, Saratov, Russian Federation
GERMAN CINEMA OF THE 1920TH IN RUSSIAN AND FOREIGN SCIENCE OF THE XXTH CENTURY: TRADITIONAL AND NEW APPROACHES
Abstract. The author reveals main approaches to studying of works by German film directors of the 1920th: historical and typological, semiotic, system and typological. In the center of his attention there is the movie "The Nibelungs" (1924) by Fritz Lang (1890-1976). The author comes to conclusion that traditional in approaches - researching of the typical and system lines of different cinema schools, consideration of the big historical periods and large scale of movies. New in approaches - researches of one movie, even, one-two heroes. Lang's "The Nibelungs" remains not well-studied movie within modern approaches.
Keywords: Silent cinema, Fritz Lang, «The Nibelungs», German movies, film music.
В последние десятилетия неуклонно возрастает интерес к искусству немого кино. Благодаря деятельности созданного еще в 1966 году «Фонда Мурнау» по сохранению и восстановлению кинолент, а также музыки к ним, с начала 2000-х гг. ведется активная оцифровка фильмов. Значительную часть составляют работы немецких режиссеров 1920-х гг. Среди недавно изданных фильмов - «Кабинет доктора Калигари» (1920\2014) Роберта Вине (1873-1938), «Нибелунги» (1924\2013) и «Метрополис» (1927\2014) Фрица Ланга (18901976), «Голубой ангел» (1930\2012) Джозефа фон Штернберга (1894-1969). Это открывает новые возможности для анализа.
Подходы авторов рождались вместе с кино и очень активно развивались. Наиболее продуктивные из них - Историко-типологический и семиотический. В ряду крупнейших авторов - Зигфрид Кракауэр (Siegfried Kracauer), Жорж Садуль (Georges Sadoul), Ежи Теплиц (Jerzy Bonawentura Toeplitz), Юрий Лотман, Жиль Делез (Gilles Deleuze), Лотта Айснер (Lotte Henriette Eisner). Нас будет интересовать, в рамках каких подходов авторы истолковывали фильмы Ланга, больше всего его «Нибелунгов».
Один из зачинателей историко-типологического метода - немецкий исследователь Зигфрид Кракауэр. В книге «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» (Von Caligari bis Hitler: Ein Beitrag zur Geschichte des deutschen Films, (1947) [11] автор обозначает, что его не интересует немецкое кино как таковое. Цель исследования - обогатить представления о догитлеровской Германии через фильмы, которые способны прояснить
глубинные процессы, шедшие в сознании немцев. Историю немецкого кино он разделил на четыре этапа: Архаический (1895-1918), Послевоенный (1918-1924), Время стабилизации (1924-1929), Догитлеровский (1930-1933). По типам немецкое кино разделилось у него на фильмы психологические, реалистические и альтернативные (инакомысленные). «Нибелунги» Ланга вышли на экраны во время стабилизации и, по мнению Кракауэра, являлись картиной пропагандистской. Эта точка зрения надолго предопределила оценки фильма во многих исследованиях, в том числе и русскоязычных. В рамках современных подходов она нуждается в уточнении.
С 1946 г. начал публиковать фундаментальное исследование «Всеобщая история кино» (1946-1953) выдающийся французский историк кино Жорж Садуль [4]. В первом полутоме четвертого тома автор описывает большое число направлений, существовавших в немецком немом кино, намечает пути их взаимопроникновения, выделяет наиболее яркие тенденции - большие исторические фильмы, каммершпиль, экспрессионизм. Собственно, Садуль и назвал основные направления, в рамках которых возможно рассматривать и ныне фильмы Ланга 1920-х годов. Однако системно проблему взаимопроникновения автор специально не исследовал, вопроса о том, почему и в какой мере это происходит, о чем позволяет говорить - совмещении, синтезе, полижанровости в момент бурного становления и затем столь же бурного расцвета немецкого кино, он не ставит. Во многом этот большой вопрос остается мало изученным и поныне.
Выводы Садуля развернул польский киновед Ежи Теплиц [5]. Он добавил к типологии французского исследователя экзотические фильмы, действие которых развертывается в далеких странах. Также Теплиц определил важный типологический признак экспрессионистских фильмов - ключевую роль декораций. В «Нибелунгах» он отметил, что человеческие массы (статисты) зачастую сами становятся декорациями, орнаментом (например - человеческий мост: король Гунтер с невестой Брунхильдой перебираются на берег с ладьи по мосту из щитов, которые держат рыцари).
Разговоры о типологии активно продолжаются в 1960-1970-е гг. Нельзя не видеть, что тема типологии, терминологии соединяется с вопросами жанра, что они не прояснены до конца, таковыми остаются и ныне.
Семиотический метод наиболее ярко отражен в работах 1970-х гг. Один из «зачинателей» - советский культуролог Юрий Лотман [3]. Его трактовки важны для понимания элементов и уровней киноязыка «Нибелунгов», однако конкретно о фильме он не писал. Десятилетием позже Жиль Делез [6; 7] проанализировал бытование в кино таких понятий, как «речь», «мысль», «время», «движение», «память» и др. и предложил классификацию образов. В творчестве немецких режиссеров его привлекают вопросы разных видов симметрии и чередование света и тени. Вслед за Садулем и Айснер он обращает внимание на геометрическую организацию статистов в массовых сценах. Делез отмечает типичность этой техники для киноэкспрессионизма, в частности, для творчества таких режиссеров, как Вегенер и Мурнау. Характеризует он и художественные приемы Ланга. По мнению автора, режиссер достигал тончайших оттенков светотени, формируя благодаря этому визуальные характеры своих персонажей (сумрачная и изборожденная морщинами голова Аттилы; светлое, белое лицо при неколебимой рефлексии Кримхильды) и выводя их на новый - не только психологический, но и глубоко духовный уровень бытия.
Междисциплинарные исследования. В 1950-е гг. начинают появляться труды Лотты Айснер [8]. В монографии «Фриц Ланг» [9] она провела параллели между детскими психологическими переживаниями режиссера во время тяжелой болезни и образом смерти в его фильмах. Айснер фокусируется как на типологическом на одном из признаков экспрессионистского кино - демоничности в античном понимании. Подход с позиции психологии позволяет Айснер предложить свою типологию. Она выделяет такие жанры, как «симфонии ужаса», «уличные трагедии», «приключенческие фильмы», а исторические фильмы называет «костюмными». Тема ужаса, ужасного, психологически непереносимого
названа автором в числе главных для немецкого экспрессионистского кино. Айснер, пожалуй, пристальнее других вглядывается в творчество Ланга. Но в целом и она не разворачивает характеристики «Нибелунгов», не раскрывает феномен этого фильма.
В 1990-х гг. исследователи кино и, в частности, фильмов Ланга обогащают киноведение методами лингвистики [13], гендерной психологии [14,15] социологии [12]. Однако самобытные и сильные персонажи «Нибелунгов» остаются за рамками их интереса и еще ждут своего осмысления.
В последние десятилетия в США выходят сборники аналитических статей, посвященных ярким фильмам немецкого кинематографа 1920-х гг. В 2002 г. был опубликован сборник, посвященный самому масштабному фильму Ланга - «Метрополис» Фрица Ланга: кинематографическое видение технологии и страха» [9]. В нем собраны работы авторов с 1960-х гг. по 2000-е гг. Фильм «разобран» со всех сторон - от анализа постановочной части, декораций, технологий съёмки, костюмов, количества статистов - до идей антиутопии, воплощения христианских учений о рае и аде, гендерной психологии, проекции современных идей феминизма на образ женщины-киборга (двойника главной героини в фильме). «Нибелунги» объектом такого же всестороннего рассмотрения пока еще не становились ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Из современных работ по психологии кино кажутся самими яркими труды Патрика Макгиллигана [12] и Санкт-Петербургского киноведа Дмитрия Комма [2]. Создавая монографию «Фриц Ланг: природа зверя» (1997), Макгиллиган пытался понять, почему фильмы режиссера пользовались популярностью как на родине, так и в США. Из работ Комма выделяется совсем недавнее исследование «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» (2012). Автор отводит немецким фильмам 1920-х гг. центральную роль в становлении жанра фильма ужасов. Он отмечает в них «субъективное видение», стремление передать ирреальные события как происходящие на самом деле. Автор отмечает, что в экспрессионистских лентах впервые были введены персонажи, которые будут очень активно использоваться в жанре фильмов ужасов: безумный психоаналитик, ученый-оккультист, маньяк-убийца.
Большая часть западных авторов создавала свои фундаментальные исследования в 1960-1980 гг., в последующие десятилетия к ним присоединились и отечественные ученые, ныне ведущие свои изыскания уже в рамках современных методологий и подходов[1]. Традиционное в подходах - выявление типических и системных черт, свойственных той или иной школе кино, рассмотрение больших исторических периодов и фильмов одновременно. Новое - исследования одного фильма, даже, одного-двух героев, использование методов психологии, лингвистики, социологии. «Нибелунги» Ланга пока остаются слабо исследованным фильмом в рамках современных подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джей М., Хазина А.В., Николаи Ф.В. Этика слепоты и постмодернистское «возвышенное»: Левинас и Лиотар // Вестник Мининского университета. 2015. №1 (9). С. 2.
2. Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 224 c.
3. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973. 138 c.
4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. 465 с.
5. Теплиц Е. История киноискусства: Т. 1 (1895-1927). М.: Прогресс, 1968. 329 с.
6. Deleuze G. L'image-temps. Cinéma 2. Paris: Les éditions de Minuit (coll. « Critique »), 1985. 378 p.
7. Deleuze G. L'image-mouvement. Cinéma 1. Paris: Les éditions de Minuit (coll. « Critique »), 1983. 298 p.
8. Eisner L. Dämonische Leinwand: Die Blütezeit des deutschen Films. Biebrich: Der neue Film, 1955. 173 s.
9. Eisner L. Fritz Lang. London: Secker & Warburg, 1976. 416 p.
10. Fritz Lang's Metropolis: Cinematic Visions of Technology and Fear / Ed. by Michael Minden. NY: Camden House, 2002. 344 p.
11. Kracauer S. From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. Princeton, 1947. 432 p.
12. McGilligan P. Fritz Lang: The Nature of the Beast. London: St. Martin's Press, 1997. 548 p.
13. Metz Ch. Film Language. A Semiotics of the Cinema. Chicago: University Of Chicago Press, 1990. 328 p.
14. Myman F. The "nature" of the female cyborg: Evidence of will in the mechanical woman [Electronic resource]. Available at: http://www.francesca.net/Metropolis.html (accessed: 08.05.2015)
15. Romero M.D. Woman's Death and Patriarchal Closure in Fritz Lang's The Big Heart // Gender, I-Deology: Essays on Theory, Fiction and Film. Amsterdam, 1996. P. 333-344.
16. Sadoul G. Histoire générale du cinéma. Tome 1. L'invention du cinema. Paris: Denoël, 1946. 615 p.
REFERENCES
1. Dzhej M., Khazina A.V., Nikolai F.V. Etika slepoty i postmodernistskoe «vozvyshennoe»: Levinas i Liotar [The ethics of blindness and the postmodern "sublime": Levinas and Lyotard]. VestnikMininskogo universiteta, 2015, no. 1 (9), p. 2. (In Russian)
2. Komm D. Formuly straha. Vvedenie v istoriju i teoriju fil'ma uzhasov [Formula of fear. Introduction to history and theory of film of horrors]. St. Peterburg, BHV-Petersburg Publ, 2012. 224 p. (In Russian)
3. Lotman J. Semiotika kino i problemy kinojestetiki [Semiotics of the cinema and problem of cinemaaesthetics]. Thallin, 1973. 138 p. (In Russian)
4. Sadul' Zh. Vseobshhaja istorija kino [Universal history of the cinema]. Moscow, Foreign Literature Publishing House, 1957. Т. 4 - Ch. 1. 465 p. (In Russian)
5. Teplic E. Istorija kinoiskusstva: Tom 1 (1895-1927) [History of cinematographic art: T. 1 (1895-1927)]. Moscow, Progress Publ., 1968. 329 p. (In Russian)
6. Deleuze G. L'image-temps. Cinéma 2. - Paris: Les éditions de Minuit (coll. « Critique »), 1985. 378 p.
7. Deleuze G. L'image-mouvement. Cinéma 1. Paris: Les éditions de Minuit (coll. « Critique »), 1983. 298 p.
8. Eisner L. Dämonische Leinwand: Die Blütezeit des deutschen Films. Biebrich: Der neue Film, 1955. 173 p.
9. Eisner L. Fritz Lang. London: Secker & Warburg, 1976. 416 p.
10. Fritz Lang's Metropolis: Cinematic Visions of Technology and Fear / Ed. by Michael Minden. NY: Camden House, 2002. 344 p.
11. Kracauer S. From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. Princeton, 1947. 432 p.
12. McGilligan P. Fritz Lang: The Nature of the Beast. London: St. Martin's Press, 1997. 548 p.
13. Metz Ch. Film Language. A Semiotics of the Cinema. Chicago: University Of Chicago Press, 1990. 328 p.
14. Myman F. The "nature" of the female cyborg: Evidence of will in the mechanical woman. Available at: http://www.francesca.net/Metropolis.html (accessed 28.03.2016): 08.05.2015) .
15. Romero M.D. Woman's Death and Patriarchal Closure in Fritz Lang's The Big Heart // Gender, I-Deology: Essays on Theory, Fiction and Film. Amsterdam, 1996. Pp. 333-344.
16. Sadoul G. Histoire générale du cinéma. Tome 1. L'invention du cinema. Paris: Denoël, 1946. 615 p.
© Зольников М.Е., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Зольников Михаил Евгеньевич - аспирант кафедры гуманитарных дисциплин, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Саратов, Российская Федерация, е-mail: zman1988@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Zolnikov Mikhail E. - postgraduate student. Chair of humanitarian disciplines. Saratov State Sobinov Conservatory. Saratov, Russian Federation, e-mail: zman1988@yandex.ru