УДК 316.346.2-053.2()470.621
ББК 60.55
Т-91
Тутаришев Альберт Казбекович, соискатель, ассистент кафедры физического воспитания кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, т.: 8(8906)4386764.
НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
(рецензирована)
В статье рассматриваются различные методы и формы немедикаментозной (ЛФК, тренажеры, массаж, физиотерапевтические и др.) реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях Республики Адыгея.
Ключевые слова: ЛФК, механотерапия, тренажер, опорно-двигательный
аппарат, ДЦП, реабилитация, дегенерация, массаж, иммунитет, гидромассажные ванны, водолечение.
Tutarishev Albert Kazbekovich, junior lecturer of the Department of Physical Education of Adygh State University, tel.: 8 (8906) 4386764.
NON-DRUG METHODS OF REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN IN SPECIALIZED INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF ADYGHEA
(reviewed)
The article discusses the various methods and forms of non-pharmacological (exercise, fitness, massage, physiotherapy, etc.) rehabilitation of children with disabilities in the institutions of the Republic of Adyghea.
Keywords: physical therapy, hydrotherapy, exercise machine, musculoskeletal system, cerebral paralysis, rehabilitation, degeneration, massage, immunity, whirlpool baths, hydrotherapy.
Одним из важнейших направлений деятельности работы органов государственной власти Республики Адыгея (РА) является создание специализированных реабилитационных Центров для детей дошкольного и школьного возраста с различными заболеваниями. Это: «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям», «Майкопский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних», «Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» и др. В этих учреждениях проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: с умственной отсталостью, задержкой психоречевого развития, нарушениями опорнодвигательного аппарата (в том числе и с детским церебральным параличом - ДЦП), а также дети, имеющие ограниченные способности к обучению и общению.
Самую сложную группу представляют дети с ДЦП, так как эта болезнь сопровождается дополнительными заболеваниями, как нарушение двигательных функций, недоразвитие сенсорной сферы, высших психических функций и др.
Термин «реабилитация» означает «восстановление здоровья до возможного оптимизма в физическом, духовном и профессиональном отношении». [1, с. 24]
Основной целью деятельности реабилитационных отделений специализированных учреждений РА является оказание детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированной медико-социальной помощи, обеспечение их максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. При этом, кроме хирургических вмешательств (при необходимости) и медикаментозного лечения, дети получают дополнительные процедуры, самой важной частью которых является физическое воспитание. Физическая культура направлена на сохранение и укрепление
здоровья в процессе осознанной двигательной активности, которая способствует физическому, психическому и интеллектуальному развитию человека.
Известно, что непременным условием существования живого организма является движение. Многие ученые отмечают, что двигательная активность определяет уровень обменных процессов организма и состояние костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем, что нарушения двигательной активности детей даже с речевой патологией приводит к ограничению их жизнедеятельности, а впоследствии - к дезадаптации, поэтому при такой болезни большое значение имеет адаптивное физическое воспитание [2, с. 58].
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой, что приводит к расстройству регуляции деятельности различных органов, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний.
Итак, для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная доза двигательной активности. С учетом этого строится работа в реабилитационных центрах РА.
Немедикаментозные методы, проводимые в отделениях реабилитационных центров Республики Адыгея, представлены занятиями лечебной физкультурой (ЛФК), механотерапией, различными видами массажа, физиотерапевтическими процедурами. Услуги оказываются врачом-педиатром, медсестрой, инструктором ЛФК, медсестрой по массажу, медсестрой по физиотерапии.
Ведущим звеном немедикаментозной медицинской реабилитации детей с различными заболеваниями в специализированных учреждениях РА для детей-инвалидов является лечебная физкультура. Она представляет собой комплекс методов, обеспечивающих не только местное воздействие на заболевание (поврежденный орган), а на весь организм в целом. Лечебная физкультура оказывает общеукрепляющее действие, положительно влияет на психоэмоциональную сферу, способствует мобилизации естественных сил организма, повышает тонус и тренированность всего организма. ЛФК считают методом активной функциональной терапии.
Одним из последствий любого заболевания является ограничение двигательной активности человека. Поэтому главная задача ЛФК - это восполнение дефицита движений при помощи физических упражнений, специально подобранных, методически оформленных мышечных движений.
Так, инструктора лечебной физкультуры в реабилитационных центрах обеспечивают выполнение программы, куда входят комплексы упражнений, занятия на тренажерах, основы дыхательной гимнастики. Занятия проводятся индивидуально или групповым методом. Детей подбирают в группы по однородности заболевания, возрасту, с учетом степени болезни. В результате проведения занятий лечебной физкультурой повышается тонус организма ребенка; стимулируются физиологические процессы, способствующие восстановлению функций пораженного органа; предупреждается прогрессирование заболевания и возможные осложнения.
В настоящее время специализированные центры имеют определенные возможности для успешной реабилитации детей-инвалидов. Расширяется спектр представленных учреждениям услуг, внедряются новые технологии и методы реабилитации. Так, в последнее время при лечении ДЦП, речедвигательных и других заболеваний детей в Майкопском и Красногвардейском реабилитационных центрах успешно используется костюм «Адели».
Как дополнение к лечебным физическим занятиям для профилактики многих заболеваний и их лечения в реабилитационных центрах применяются тренажеры. Они избирательно действуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, являются хорошим средством восстановления после утомления. Так, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности ДЦП, используется тренажер Гросса. Он помогает более быстрому
формированию необходимых двигательных навыков, способствует активизации самостоятельных движений, развитию координации, мотивации к овладению движениями, улучшению общего психического состояния больного ребенка [3, с. 74]. Дети, посещающие отделение реабилитации, участвуют в спортивных соревнованиях. Так, в республиканской спартакиаде «Победишь себя - победишь в спорте», проходившей в г. Майкопе, команда детей-инвалидов Красногвардейского района заняла 3 место.
В отделении большое место занимает массаж. Известно, что он оказывает влияние как на центральную нервную систему, так и на периферическую. Он может успокоить, снять слишком сильное психическое напряжение. Лечебный массаж проводится ручным способом или с использованием термотерапевтических кроватей-массажеров «NugaBest», вибромассажера для стоп. В 2013 г. медсестрой по массажу проведено 128 курсов массажа (из них 79 - аппаратного массажа, 49 - ручного).
Физиотерапевтические процедуры прошли преимущественно дети, страдающие энурезом, ЛОР-заболеваниями. С целью оздоровления и укрепления иммунитета детей проводится кислородотерапия, способствующая улучшению памяти, состояния сердечнососудистой системы.
В отделениях функционирует кабинет водолечения, который представлен хвойными, жемчужными и гидромассажными ваннами. Водно-тепловые ванны с добавлением морской соли или эфирных масел оказывают расслабляющий эффект, используются для лечения воспалительных заболеваний.
Гидромассажные ванны оказывают тонизирующее воздействие, способствуют укреплению мышечной системы. Жемчужные ванны назначают детям с вегето-сосудистой дистонией, астеноневротическим синдромом, различными поражениями центральной нервной системы. Так, в 2013 г. физиотерапевтическое лечение прошли 146 детей. Кроме этого, постоянно проводится санитарно-просветительская работа по темам: «Восстановление мышечного тонуса», «Профилактика ОРВИ и гриппа», «Осанка -хорошая и плохая. Нарушение осанки». «Точечный массаж как средство иммунной системы».
Можно привести пример.
Пациент Н. с диагнозом ДЦП, хронически-резидуальный период, спастическая диплегия I-II степени тяжести находился на стационарном лечении с 13.01.2009 по 08.04.2009 г. в Красногвардейском реабилитационном центре.
За время пребывания в отделении пациент Н. прошел комплекс реабилитационных мероприятий: занятия по лечебной физкультуре, лечебный массаж, механотерапия, аппаратный массаж на кровати-массажере; витаминотерапия; занятия в сенсорной комнате, логопедическая коррекция; занятия с инструктором по труду, занятия с педагогом дополнительного образования, коррекционные занятия с учителем-дефектологом, занятия с социальным педагогом. Как отметили специалисты центра, в результате реабилитационных мероприятий у пациента наметилась положительная динамика: уменьшился мышечный гипертонус в икроножных мышцах, улучшились рисунок походки, вынос бедра, слуховое и зрительное внимание и сосредоточение, фонационное дыхание, увеличился объем артикуляционных движений.
Итак, опыт работы рассмотренных реабилитационных центров при лечении различных заболеваний, о которых сказано выше, подтверждает целесообразность использования немедикаментозных методов и средств: ЛФК, костюм Адели, тренажеры, ручной и аппаратный массаж, физиотерапевтические процедуры и т.д.
Литература:
1. Малова И.А. Логопедическая. работа с детьми с церебральным параличом в условиях ППМСП центра // Специальная психология. 2011. №2(28).
2. Чебанеко Н.В., Босых В.Г. Оптимизация реабилитации детей с ДЦП в условиях школ-интернатов // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. №3(27).
3. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А. Гросс. М.: Совспорт, 2000. 224 с.