Научная статья на тему 'Нематериальные активы в вузах: особенности учета и потенциал использования'

Нематериальные активы в вузах: особенности учета и потенциал использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / КЛАССИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / CLASSICAL UNIVERSITIES / КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / CLASSIFICATION OF INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров А. В.

В настоящее время проблема учета и оценки нематериальных активов приобретает все большую актуальность. Актуальна данная проблема и для вузов, ведь во многом именно учебные заведения аккумулируют существенный интеллектуальный, технологический и иной нематериальный потенциал нашей страны. В статье рассмотрена классификация нематериальных активов, приведены замечания, касающиеся российской действительности в целом и государственных вузов в частности. Так, во многих вузах за многолетнюю историю их существования накоплены значительные интеллектуальные ресурсы разного типа, которые, по оценкам специалистов, зачастую превосходят их материальную составляющую. Однако практически повсеместно эти ресурсы никак не отражаются в качестве нематериальных активов. Подобная практика неизбежно ведет к занижению коммерциализации вуза, ухудшает его конкурентные позиции на рынке образовательных услуг и приводит к сдерживанию развития инновационной экономики в целом. Для развития вузов целесообразно рассматривать в первую очередь стратегические интеллектуальные ресурсы, определяющие конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе. Еще один популярный в последнее время путь развития это создание малых инновационных предприятий на базе вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intangible assets of universities: stocktaking peculiarities and application potential

Today problem of stocktaking and evaluation of intangible assets are becoming more urgent. This problem is urgent especially for universities because exactly educational institutions accumulate the most part of intellectual, technological and other intangible potential of our country. This article considers a classification of intangible assets, provides remarks concerning Russian reality in general and state universities in particular. So, during long history many universities have stored massive intellectual resources of different kinds which, according to the specialists, overcome their material content. But usually these resources are not reflected as intangible assets. This practice leads to reduction of commercialization of any university, spoils competitive positions of exact university at the market of educational services and leads to limitation of innovative economics development in general. At first for universities’ development it is necessary to consider strategic intellectual resources which define competitiveness and university’s success in long-term perspective. Another one popular way of development is a creation of small innovative enterprises on a base of universities.

Текст научной работы на тему «Нематериальные активы в вузах: особенности учета и потенциал использования»

\ ÄÜSSSSiä ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.В. Александров, канд. экон. наук, ст. преподаватель, кафедра бизнес-информатики, зав. лабораторией информационных технологий в экономике, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург Россия, [email protected]

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В ВУЗАХ: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В настоящее время проблема учета и оценки нематериальных активов приобретает все большую актуальность. Актуальна данная проблема и для вузов, ведь во многом именно учебные заведения аккумулируют существенный интеллектуальный, технологический и иной нематериальный потенциал нашей страны. В статье рассмотрена классификация нематериальных активов, приведены замечания, касающиеся российской действительности в целом и государственных вузов в частности. Так, во многих вузах за многолетнюю историю их существования накоплены значительные интеллектуальные ресурсы разного типа, которые, по оценкам специалистов, зачастую превосходят их материальную составляющую. Однако практически повсеместно эти ресурсы никак не отражаются в качестве нематериальных активов. Подобная практика неизбежно ведет к занижению коммерциализации вуза, ухудшает его конкурентные позиции на рынке образовательных услуг и приводит к сдерживанию развития инновационной экономики в целом. Для развития вузов целесообразно рассматривать в первую очередь стратегические интеллектуальные ресурсы, определяющие конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе. Еще один популярный в последнее время путь развития — это создание малых инновационных предприятий на базе вузов.

Ключевые слова: нематериальные активы, малые инновационные предприятия, классические вузы, классификация нематериальных активов.

На сегодняшний день вузы являются сосредоточием молодых талантов, начинающих ученых, которые готовы и хотят работать и развиваться. Многие результаты активной научной, исследовательской и инновационной деятельности вузов способны приносить доход при правильном использовании, а вопрос правильного использования зачастую представляет собою серьезные трудности для управленцев, вызванные во многом несовершенством законодательства. Именно рассмотрению данного вопроса и посвящена настоящая статья.

Нематериальными активами, как правило, принято считать долгосрочные активы, не имеющие материальной субстанции и используемые в фирме с целью получения экономических выгод. В статье 7

МСФО 38 «Нематериальные активы» приводится следующее определение: «Нематериальные активы — это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической формы, пригодные для использования при производстве или предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей»1. Таким образом, в стандарте акцентируется внимание на следующих ключевых моментах, определяющих нематериальные активы2:

♦ идентифицируемость (то есть возможность отделения данного актива от иных активов, а потому его можно продать, подарить, уничтожить и пр.);

♦ неденежный характер;

♦ отсутствие физической структуры;

№ 1 (53) ЯНВАРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

♦ использование для производственных, коммерческих или управленческих целей.

Так, Р. Рейли и Р. Швайс в своей монографии выделяют десять типов нематериальных активов. Пере- -числим их ниже, рассмотрев попутно возможности использования каждого их вида вузами. Сразу отметим, что в рамках данной статьи будут анализироваться только классические университеты — ведь именно эта категория вузов традиционно «ведет за собою» остальные образовательные учреждения. Она же более всего зависима от государственных дотаций, ведь коммерческие вузы изначально ориентированы на получение прибыли и выстраивают политику в соответствии с требованиями рынка, в то время как госбюджетные классические вузы осуществляют подготовку специалистов по более широкому перечню образовательных программ.

Итак, в рамках упомянутой выше классификации выделяют следующие виды нематериальных активов3:

1. Нематериальные активы, связанные с маркетингом. В эту категорию активов как в принципе, так и применительно к вузам принято относить товарные знаки, фирменные названия, бренды, логотипы.

2. Активы, связанные с технологиями. К этой группе традиционно относят патенты на технологические процессы, патентные заявки, техническую документацию, технические ноу-хау и т. п. Это = очень перспективный сегмент для вузов, где традиционно сосредоточены многие талантливые люди — как среди студентов, аспирантов, так и преподавателей. Наработки начинающих и практикующих исследователей, разработки и инновации — чрезвычайно важный элемент в перечне нематериальных активов.

3. Нематериальные активы, связанные с творческой деятельностью. Сюда принято относить литературные и музыкальные

Наработки начинающих и практикующих исследователей, разработки и инновации - чрезвычайно важный элемент в перечне нематериальных активов.

В практике российского законодательства - в отличие от МСФО, где возможна постановка на учет клиентских баз, списков клиентов, права на сбыт и т. п. при условии, что есть юридические гарантии сохранения клиентов и доли рынка - данный вид активов долгое время не признавался в принципе.

произведения и авторские права на них, издательские права, постановочные права. Данный сегмент актуален либо для гуманитарных творческих вузов, либо для тех, где - внимание уделяют активной внеучебной работе. В рамках данной статьи этот сегмент подробно рассматриваться не будет.

4. Нематериальные активы, связанные с обработкой данных. К данному виду активов относится запатентованное программное обеспечение, авторские права на программное обеспечение, автоматизированные базы данных и т. п. Это тоже очень важный сегмент для вузов, особенно сегодня, когда новые технологии стали важнейшим и обязательным элементом жизни.

5. Нематериальные активы, связанные с инженерной деятельностью. В данном разделе подразумевается, что речь идет не о технологиях и патентах, а непосредственно о промышленных образцах, схемах и т. п. Необходимо отметить, что этот тип активов бывает достаточно сложно оценить, часто их наличие означает для владельца право получения экономических выгод в определенных случаях4.

6. Нематериальные активы, связанные с клиентскими базами. В рамках деятельности вузов данный актив трудно считать прибыльным, поскольку несмотря на наличие в приемных комиссиях и деканатах подробной базы данных абитуриентов и студентов,

никакой практической пользы на уровне финансовой выгоды вузы, как правило, из этого факта не извлекают. Более того, в практике российского законодательства — в отличие от МСФО, где возможна постановка на учет клиентских баз, списков клиентов, права на сбыт и т. п. при условии, что есть юридические гарантии сохранения клиентов и доли рынка — данный вид активов долгое время не признавался в принципе. Изменения произошли только после

дискуссия

журнал научных публикаций

вступления в силу ПБУ 14/20075, когда появилась четкая формулировка этого актива и характеристика путей его использования, однако выгодно использовать данный вид ресурсов вузы пока еще не научились

7. Активы, связанные с контрактами. Сюда относятся контракты с поставщиками, лицензионные соглашения, соглашения о неучастии в конкуренции. Для вузов в нашей стране в настоящее время это не является источником дохода, даже потенциального, поскольку данный пункт в нашей стране неразвит

и законодательно не зафиксирован6.

8. Нематериальные активы, связанные с человеческим капиталом. К этой категории относится отобранная и обученная рабочая сила, договоры найма, соглашения с профсоюзами. Применительно к вузам речь идет об огромном потенциале, ведь кадровый состав вузов — это высококвалифицированные

Во многих вузах за многолетнюю

историю их существования накоплены значительные интеллектуальные ресурсы, которые зачастую превосходят их материальную составляющую. Однако практически повсеместно эти ресурсы никак не отражаются в качестве нематериальных активов. Подобная практика неизбежно ведет к снижению конкурентоспособности вуза.

ученые степени и звания, однако в данном случае, как и предшествующем пункте, вопрос о финансовой выгоде остается открытым, поскольку отечественное законодательство данный вид активов не рассматривает7.

9. Нематериальные активы, связанные с земельными участками. В данном пункте подразумевается не собственность на землю, а право на ее использование. Для вузов данный актив является актуальным не в максимальной степени, к тому же фактически извлекать прибыль

_ из данного актива тяжело

ввиду неготовности вузов к коммерческому использованию права владения землями. Кроме того, опять-таки на законодательном уровне такой вид активов в РФ отсутствует.

10. Нематериальные активы, связанные с понятием «гудвилл» (деловая репутация). Это очень важный аспект для вузов, поскольку во многом именно их деловая репутация

преподаватели, многие из которых имеют помогает им в конкурентной борьбе на рын-

№ 1 (53) ЯНВАРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ке образовательных услуг. В общепринятом смысле гудвилл помогает продать компанию за более высокую цену, нежели цена приобретения либо чистая стоимость основных средств, однако для вузов такой путь рассматривать не имеет смысла, поскольку в данной статье мы акцентируем внимание на государственных вузах, а их пока не продают.

Отметим, что в процессе разработки стратегии управления вузами полезно учитывать возможности упомянутых выше ресурсов. Для развития вузов целесообразно рассматривать, по мнению автора, в первую очередь, стратегические интеллектуальные ресурсы, определяющие конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе, а именно:

♦ человеческий капитал — знания, умения, навыки и профессионализм всех категорий персонала и в особенности профессорско-преподавательского состава;

♦ информационный капитал — информационные системы, сети и технологии, базы данных;

♦ организационный капитал — рациональная организационная структура и организационная культура, компетенции, накопленные в сфере управления персоналом, управления знаниями, качеством и др.

Можно выделить следующие признаки стратегических активов: они должны быть ценны для вуза; для них не должно быть заменителей; их сложно воспроизвести или скопировать; они должны быть редкими среди конкурентов8.

Во многих вузах за многолетнюю историю их существования накоплены значительные интеллектуальные ресурсы, которые, по оценкам специалистов, зачастую превосходят их материальную составляющую9. Однако практически по-

Еще один популярный в последнее время путь развития - это создание на базе вузов малых инновационных предприятий. В течение последних нескольких лет подобные предприятия были открыты в десятках вузов нашей страны, что, несомненно, оказало положительное влияние на развитие возможностей использования вузами нематериальных активов.

Приток способных, талантливых студентов поможет вузу совершенствовать и развивать малые инновационные предприятия и создаст приток качественных кадров в университетские лаборатории, что увеличит привлекательность вуза для партнеров и потенциальных инвесторов.

всеместно эти ресурсы никак не отражаются в качестве нематериальных активов. Подобная практика неизбежно ведет к снижению конкурентоспособности — ухудшает конкурентные позиции отдельного вуза на рынке образовательных услуг.

Действительно, традиционные системы управленческого учета в вузах не способны отражать такие важные показатели, как качество и коммерческая составляющая нематериальных активов. Тем не менее учет нематериальных активов и неиспользованных возможностей представляются особенно необходимыми для вузов, поскольку и сегодня, в информационный век, и в будущем именно эти активы окажут решающее воздействие и сильное влияние на успех вуза в условиях жесткой конкуренции на образовательном рынке, нежели традиционные материальные активы.

Для решения таких проблем использования нематериальных активов и превращения их из гипотетически выгодных в выгодные фактически, очевидно, необходимо принимать специальные меры, которые и будут сформулированы во второй части настоящей статьи.

Чтобы превратить нематериальные активы в источник дохода, вузам необходимо, во-первых, проанализировать имеющиеся ресурсы. В большинстве случаев они просто складируются в архивах, изредка попадая в руки недобросовестных управленцев, которые извлекают из их, например, продажи личную выгоду. Чтобы избавиться от таких проблем, в вузе должен понимать, что конкретно из разработок и достижений может стать нематериальным активом.

На втором шаге необходимо зарегистрировать или запатентовать ту или иную разработку, обнаруженную в архиве.

дискуссия

журнал научных публикаций

После этого имеет смысл развивать инновационную деятельность — для этого надо привлекать партнеров — компании, заинтересованные в разработке новинок. На сегодня их очень много, и практически все они готовы вкладывать деньги в развитие студенческих проектов. Это и Благотворительный фонд В. И. Потанина, и стипендии различных фирм — Microsoft, Samsung, Nokia и пр., и локальные производственные и финансовые компании. Зачастую между ними может даже возникнуть конкуренция в борьбе за талантливых специалистов или перспективные разработки. Сотрудничество с фирмами и предприятиями поможет вузу в развитии потенциала, а вероятные финансовые влияния поспособствуют развитию материально-технической базы — ведь зачастую инвесторы готовы обеспечить вузы лабораториями и необходимым оборудованием.

Еще один популярный в последнее время путь развития — это создание на базе вузов малых инновационных предприятий. В течение последних нескольких лет подобные предприятия были открыты в десятках вузов нашей страны, что, несомненно, оказало положительное влияние на развитие возможностей использования вузами нематериальных активов.

Помимо этого, наличие на базе вуза подобных предприятий, несомненно, привлекает и будущих абитуриентов, что также оказывает положительное влияние на имидж учебного заведения — еще один нематериальный актив, гудвилл, о котором упоминалось выше.

В конечном счете приток абитуриентов, привлеченных в вуз как его репутацией, уровнем профессорско-преподавательского состава, наличием лабораторий и известных компаний-партнеров, обеспечивает вузу успешный набор. Приток способных, талантливых студентов поможет вузу совершенствовать и развивать малые инновационные предприятия и создаст приток качественных кадров в университетские лаборатории, что увеличит привлекательность вуза для партнеров и потенциальных инвесторов. Плодотворная работа на базе имеющегося оборудования, хороших лабораторий в совокупности с высоким уровнем кадрового состава вновь сде-

лает учебное заведение популярным на новом витке развития.

Таким образом, подводя итоги особенностям работы вузов с нематериальными активами, надо отметить и важность этого фактора как имиджевой составляющей, и значимость с точки зрения повышения уровня привлекательности вуза и для потенциальных инвесторов-партнеров, и для будущих студентов этого вуза.

Для коммерциализации нематериальных активов необходимо как совершенствование российского законодательства и системы учета, так и обеспечение готовности работников вуза к использованию данного вида актива для получения дохода, -'jjjj

Литература

1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы». [Электронный ресурс]. URL: http://minfm.ru/common/img/upload-ed/library/no_date/2012/IAS_38.pdf. (дата обращения 25.11.2014).

2. Ковалев В.В., Ковалев В.В.. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. Ч. 1. М.: Проспект, КНОРУС, 2010. 768 с.

3. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / пер. с англ. М.: КВИНТО-КОНСАЛТИНГ, 2005. 792 с.

4. Классификация нематериальных активов и их оценка. [Электронный ресурс]. URL: http:// proocenka.ru/klassifikatsiya-i-otsenka-nematerialnykh-aktivov (дата обращения 25.11.2014).

5. Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.rU/12158476/#ixzz35BKu05bJ (дата обращения 25.11.2014).

6. Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: классификация и учет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/ assets/a9/134850.html (дата обращения 25.11.2014).

7. Там же.

8. Востриков А.В. Стратегические активы как базис реализации стратегического процесса предприятия // Экономика и управление. 2013. № 3(35). С. 54—58. [Электронный ресурс]. URL: http://media.miu.by/ files/store/items/eiup/35/eiu_3_2013_10.pdf (дата обращения 25.11.2014).

9. Организация инновационной деятельности в вузе: Монография / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Дёмин и др. М.: МГИУ, 2009. 296 с.

№ 1 (53) flHBAPb 2015 %

INTANGIBLE ASSETS OF UNIVERSITIES: STOCKTAKING PECULIARITIES AND APPLICATION POTENTIAL

A.V. Alexandrov, Candidate of economics, senior lecturer, the department of business informatics, the head of the laboratory of information technologies in economics, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg, Russia, [email protected]

Today problem of stocktaking and evaluation of intangible assets are becoming more urgent. This problem is urgent especially for universities because exactly educational institutions accumulate the most part of intellectual, technological and other intangible potential of our country. This article considers a classification of intangible assets, provides remarks concerning Russian reality in general and state universities in particular. So, during long history many universities have stored massive intellectual resources of different kinds which, according to the specialists, overcome their material content. But usually these resources are not reflected as intangible assets. This practice leads to reduction of commercialization of any university, spoils competitive positions of exact university at the market of educational services and leads to limitation of innovative economics development in general. At first for universities' development it is necessary to consider strategic intellectual resources which define competitiveness and university's success in long-term perspective. Another one popular way of development is a creation of small innovative enterprises on a base of universities. Key words: intangible assets, small innovative enterprises, classical universities, classification of intangible assets.

References

1. International financial reporting standard (IAS) 38 "Intangible assets (in Russian)]. Available at: http://min-fin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2012/ IAS_38.pdf. (accessed 25.11.2014).

2. Kovalev V.V., Kovalev V.V.. Korporativnye finansy i uchet: poniatiia, algoritmy, pokazateli: ucheb. posobie. Ch.1 [Corporate Finance and accounting: concepts, algorithms, parameters: textbook. the allowance. Part 1]. Moscow, Prospekt Publ., KNORUS Publ., 2010. 768 p.

3. Reilly R., Sways R. Otsenka nematerial'nykh aktivov [The Valuation of intangible assets]. Moscow, KVINTO-KONSALTING Publ., 2005. 792 p.

4. Klassifikatsiia nematerial'nykh aktivov i ikh otsenka [Classification of intangible assets and their valuation]. Available at: http://proocenka.ru/klassifikatsiya-i-otsen-ka-nematerialnykh-aktivov (accessed 25.11.2014).

5. The order of the RF Ministry of Finance dated 27 December 2007 N n "On approval of Provisions on accounting "Accounting of intangible assets" (PBU 14/2007)" (with changes and additions). (in Russian). Available at: http://base.garant.ru/12158476/#ixzz35BKu05bJ (accessed 25.11.2014).

6. Belysheva I., Kozlov N. Nematerial'nye aktivy kompa-nii: klassifikatsiia i uchet. [Intangible assets: classification and accounting]. Available at: http://www.audit-it. ru/articles/account/assets/a9/134850.html (accessed 25.11.2014)

7. Belysheva I., Kozlov N. Nematerial'nye aktivy kompanii: klassifikatsiia i uchet. [Intangible assets: classification and accounting]. Available at: http://www audit-it.ru/articles/account/assets/a9/134850.html (accessed 25.11.2014).

8. Vostrikov A.V. Strategicheskie aktivy kak bazis realizatsii strategicheskogo protsessa predpriiatiia [ ]. Ekonomika i upravlenie — Economics and management, 2013, no. 3 (35). pp. 54-58. Available at: http://media. miu.by/files/store/items/eiup/35/eiu_3_2013_10.pdf (accessed 25.11.2014).

9. Organizatsiia innovatsionnoi deiatel'nosti v vuze: Mono-grafiia / L.V. Kozhitov, P.A. Zlatin, V.A. Demin i dr. [The organization of innovative activities in the University. Monografiia / L. V. Kozhitov, P. A. Zlatin, V. A. Demin and other]. Moscow, MGIU Publ., 2009. 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.