Нематериальные активы
в поле зрения Консультативного совета при МААН
го 00
го
Q CD
О
К
Фото Юрия Иванова
онсультативныи совет по вопросам охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий при Международной ассоциации академий наук работает с декабря 1998 г. Он занимается изучением и распространением опыта охраны и практического использования объектов интеллектуальной собственности в странах СНГ, подготовкой предложений по совершенствованию деятельности в этой сфере. В актив совета можно записать установление прочных контактов с руководством Всемирной организации интеллектуальной собственности и другими международными и национальными структурами, проведение профильных семинаров, публикацию научных и нормативно-правовых сборников. Вместе с тем реалии современной жизни потребовали существенной перестройки структуры, и Советом МААН было принято решение утвердить обновленный состав Консультативного совета. Его председателем назначен академик НАН Беларуси Петр ВИТЯЗЬ, а организационно-техническое обеспечение возложено на Национальную академию наук Беларуси.
- Петр Александрович, каковы планы по активизации деятельности Консультативного совета?
- В первую очередь для этого нужно всю работу нового состава привести в соответствие с изменившимися условиями жизни академий наук - членов МААН. Сегодня они, как и народнохозяйственные комплексы наших стран в целом, входят в эпоху формирования
глобальной экономики знаний, где объекты интеллектуальной собственности, как известно, выполняют роль макрорегулятора. На постсоветском же пространстве их статус в правовом отношении до конца не отрегулирован, в то время как рынок оборота нематериальных активов в развитых государствах составляет от 40 до 70% национального ВВП. В этой связи жизненно необходимо продолжать и углублять проведение исследований по вопросам охраны ОИС. Ведь приходится констатировать тот факт, что ученый может эффективно работать в том случае, когда неукоснительно соблюдаются права на созданные им результаты. Как показывает практика, наш реальный сектор экономики не в достаточной мере заинтересован в реализации научных разработок, а права авторов изобретений, ноу-хау, новых текстов и компьютерных программ часто нарушаются. Поэтому необходимы конкретные шаги в этом направлении, о чем неоднократно говорили и говорят руководители академической науки. Например, Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков отметил, что нам надо скорее продвигать эти вопросы, поскольку защита авторских прав -это не только признание и престиж ученого, но и мотивация научного труда.
- Каким образом это следует делать?
- Проблема в том, что у нас до сих пор в полной мере не отрегулирован правовой статус интеллектуальной собственности, за исключением авторских прав, который обеспечивал бы ей международную правовую защиту. И для ликвидации этого пробела необходима системная разработка законодательства - таможенного, налогового, бюджетного и иных кодексов, и делать это нужно эволюционным путем. Сейчас во многих странах идет перестройка всех видов инфраструктур - экономической, социальной, политической, инновационной, научной, образовательной и др.
Причем все большую роль в ней играют те из них, которые регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий. Поэтому академическим учреждениям следует изучать зарубежный опыт в этой сфере, который показывает, что каждый НИИ, университет или фирма имеют свою хорошо проработанную политику в области ОИС. Аналогичную политику должны вырабатывать и проводить в жизнь научные и производственные организации постсоветских стран, четко оговаривая в заключаемых ими контрактах на передачу научных разработок, что принадлежит данному НИИ, университету или фирме, а что является интеллектуальной собственностью других организаций, полученные результаты которых учитывались при создании данных объектов. За них заказчик должен платить отдельно, и именно этим организациям. И продвинуть этот вопрос без проведения соответствующих исследований, создающих информационную базу для принятия законодательных решений по вопросам охраны ОИС, как показывает практика, невозможно.
- В течение многих лет в нашей стране и в государствах СНГ ведутся ожесточенные дебаты относительно того, кому должны принадлежать научные результаты, полученные за счет бюджетных средств. Как, по вашему мнению, можно учесть интересы авторов
и государства, чтобы избежать разбазаривания интеллектуальной собственности?
- Сделать это без соответствующей государственной поддержки невозможно. В западных странах в первую очередь удовлетворяются интересы автора. Именно он с самого начала процесса коммерциализации получает роялти за патент, и пока расчет с ним не произведен
до конца, ни на какие другие нужды финансирование не направляется. Только после полного расчета с разработчиком начинаются перечисления на профильные исследования, и уже затем, если сумма роялти превышает 5% бюджета научной организации, идут поступления в бюджет. Такая политика способствует тому, что автор не будет прятать разработки в стол, а начнет стремиться к тому, чтобы быстрее их внедрить. У нас пока ситуация сложная, этот вопрос не решен до конца. Хотя имеются предложения об учете и постановке нематериальных активов на баланс предприятий без налогообложения до момента их использования, а с момента введения в гражданский оборот 2% прибыли включать в себестоимость и переводить разработчику.
Вот почему так важны дальнейшие исследования по вопросам охраны ОИС, которые позволят выявить и, надеюсь, впоследствии устранить все имеющиеся узкие места в этой сфере.
Кроме того, следует отметить, что в 2015 г. начал свою работу Евразийский экономический союз. Договор о его создании подписали пять стран, академии наук которых входят в МААН,-Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Армения. В договоре уделяется большое внимание вопросам интеллектуальной собственности и предусматривается гармонизация национальных законодательств участниц Союза в сфере охраны и защиты прав на ОИС, поддержки науки и инновационного развития. Более того, при Коллегии Евразийской экономической комиссии, которая играет ключевую роль в выполнении положений договора, создан Консультативный комитет по интеллектуальной собственности, возглавляемый министром по экономике и финансовой политике ЕЭК Т.М. Сулейменовым. Консультативный совет при МААН и Консультативный комитет при Коллегии ЕЭК должны активно взаимодействовать по этим вопросам.
- Консультативный совет сегодня работает в условиях жесткой и далеко не равноправной конкуренции с многочисленными однопрофильными межгосударственными, государственными, отраслевыми, частными и общественными структурами.
- Действительно, на постсоветском пространстве их действует много: Евразийская патентная организация, Межгосударственный совет по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности, Консультативный комитет по интеллектуальной собственности, Федеральная служба РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Государственный департамент интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины, НИИ интеллектуальной собственности Академии правовых наук Украины, Международный центр правовых проблем интеллектуальной собственности Института государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины; Центр интеллектуальной собственности и передачи технологий НАН Украины; Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь
и другие структуры. Знакомство с их уставными документами показывает, что отдельные из них нередко ставят перед собой те же цели и задачи,
Тема номера
которые сформулированы в Положении о нашем Консультативном совете. В частности, подготовкой предложений по совершенствованию международной и внутренней передачи технологий и оказанием методической и экспертной помощи при заключении договоров на передачу технологий занимается также Консультативный комитет по интеллектуальной собственности при коллегии Евразийской экономической комиссии. Причем в отличие от нашего совета, которому с трудом удается найти средства для проведения своего заседания, Комитет собирается не реже одного раза в полугодие. Материальных проблем такие межгосударственные интеграционные структуры, как правило, не имеют. Что же говорить в таком случае о частных правовых, консалтинговых, маркетинговых, образовательных и прочих организациях, существование которых основывается на извлечении прибыли от проведения разнообразных семинаров, тренингов, учебных курсов и тому подобных мероприятий. Достаточно зайти в Интернет и кликнуть на словосочетание «интеллектуальная собственность», чтобы убедиться в многочисленности и разнообразии таких структур.
- И как в этих непростых условиях остаться на плаву и повысить значимость Консультативного совета при МААН?
- Прежде всего нужно помнить, что в организациях академий наук находится значительный научный и интеллектуальный потенциал, и они очень заинтересованы в правовом регулировании вопросов его охраны и защиты. Поэтому решением Совета МААН и создан наш Консультативный совет. Вопрос заключается в том, как повысить эффективность его деятельности. На наш взгляд, это можно сделать, внеся коррективы в стратегию и тактику структуры, уточнив и конкретизировав содержание понятия «миссия» совета. В Положении о нашем совете в качестве такой миссии выступает «изучение и распространение опыта охраны и практического использования интеллектуальной собственности в странах СНГ, подготовка предложений по совершенствованию международной и внутренней(национальной)пере-дачи технологий, оказание методической и экспертной помощи при заключении договоров на передачу технологий». Применительно
к нынешнему состоянию бросается в глаза чрезмерная глобальность первой части - «изучение и распространение опыта охраны и практического использования интеллектуальной
собственности в странах СНГ». Напрашивается вопрос: зачем тогда нужны все остальные межгосударственные, государственные, отраслевые, частные и общественные структуры, регулирующие вопросы в данной области на постсоветском пространстве? При этом отмеченная глобальность миссии Консультативного совета ничем не подкреплена организационно и экономически. Вторая часть формулировки тоже излишне утилитарна, поскольку «подготовка предложений по совершенствованию международной и внутренней (национальной) передачи технологий, оказание методической и экспертной помощи при заключении договоров на передачу технологий» предполагает кропотливую и ежедневную работу членов Консультативного совета по решению постоянно возникающих практических проблем в разных странах СНГ, чего на самом деле быть не может, поскольку совет собирается на свои заседания в лучшем случае один раз в год. Поэтому предлагается следующая новая формулировка миссии Консультативного совета: «проведение анализа результатов научных исследований по вопросам охраны интеллектуальной собственности и передачи (трансфера) технологий, ознакомление органов управления и общественности постсоветских стран с результатами такого анализа».
- Какими видятся задачи совета?
- Будем организовывать совместную научную работу в области охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности, международной и внутренней передачи технологий, готовить для Совета МААН и органов управления стран СНГ аналитические доклады, научные и справочные издания по этим вопросам. Продолжим сотрудничество с профильными национальными, международными и межгосударственными органами и организациями, будем проводить конференции, семинары, совещания по актуальным направлениям деятельности Консультативного совета, изучать уровень охраны интеллектуальной собственности
в научных организациях, разрабатывать предложения по совершенствованию охраны и коммерциализации интеллектуальных ценностей в академиях наук - членах МААН. Словом, всячески способствовать продвижению знаний тех, у кого они есть, к тем, кому они нужны. Для этих целей предлагаем создать научно-практический журнал «Интеллектуальная собственность СНГ», в котором будут публиковаться статьи специалистов по этим вопросам.
- Петр Александрович, как далеко стоит идти по пути коммерциализации и приватизации научного знания, придавая ему форму интеллектуальной собственности и предлагая ее для продажи на внутренних и внешних рынках?
- Следует учесть то обстоятельство, что в постсоветских странах осуществляется переход от плановой, централизованной экономики, в рамках которой знание имело статус общественного блага, поскольку создавалось оно исключительно за счет государственного финансирования, к социально ориентированной рыночной экономике, в рамках которой часть знания, особенно та, которая нарабатывается благодаря частным и корпоративным инвестициям, неизбежно приобретает товарный характер. Одним словом, в своей деятельности наш Консультативный совет обязательно столкнется
с необходимостью выбора модели дальнейшего развития национальной экономики знаний - либо в форме когнитивного капитализма, либо в форме государственной экономики знаний. В первом случае научные достижения превращаются в товар и становятся новым полем жесткой конкуренции и экономических споров, во втором - у постсоветских стран появляется реальный шанс сохранить отечественную науку, обеспечив тем самым высокую конкурентоспособность производимой продукции. От того, какой выбор сделают наши государства в отношении рассмотренных вариантов, во многом будет зависеть судьба накопленной на постсоветском пространстве интеллектуальной собственности: либо ей будет отведена роль Золушки в необъятном доме глобальной экономики, либо роль аккумулированного интеллекта евразийской цивилизации. К примеру, Президент МААН, академик НАН Украины Борис Евгеньевич Патон считает, что для настоящего ученого впереди должен стоять интерес к работе, а не интерес набить карманы монетой. У нас, в Беларуси, высказываются и другие мнения по этому вопросу. В частности, на сессии Общего собрания НАН Беларуси 20 февраля 2009 г. прозвучала мысль о том, что научный результат - это товар, и им надо выгодно торговать. А тот, кто создает этот товар, должен на законных основаниях иметь материальную выгоду. Не вызывает сомнений только одно: именно проведение научных исследований по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности будет максимально содействовать принятию наиболее оптимального решения по этому весьма непростому вопросу. CÜ
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ
Договоры о передаче прав
на объекты
промышленной
собственности
Ирина Рудакова,
начальник отдела
регистрации
и экономики
промышленной
собственности
Национального
центра
интеллектуальной собственности
Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь осуществляет регистрацию и ведет Государственный реестр лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности.
Общее количество договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности (ОПС), зарегистрированных с 1993 г., составило 8932 (2015 г.- 633), в том числе 4834 лицензионных (2015 г.- 339), 3936 договоров уступки права на ОПС (2015 г.- 258), 217 договоров франчайзинга (2015 г.- 35) и 5 договоров залога прав на ОПС (2015 г.- 1). На рис. 1 представлены объемы регистрации договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности за 1993-2015 гг.
В совокупности договоров доля лицензионных составила 53,5% (в 2014 г.- 52,8%). По сравнению с 2014 г. уменьшилось количество лицензионных договоров о передаче права на использование всех ОПС: товарных знаков - на 15%, изобретений - на 24%, полезных моделей - на 8,3%, промышленных образцов - на 37,5% и сортов растений - на 60%. Вместе с тем возросло количество зарегистрированных договоров