УДК / UDK 338.483.12
DOI: 10.12737/21100
Яковенко Наталия Владимировна
Воронежский государственный университет (Российская Федерация); д-р геогр. наук, профессор; e-mail: [email protected]
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕМЕСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)1
В современных условиях глобализации и неоднозначности национальной идентичности стран можно видеть увеличение интереса к культурному материальному и нематериальному наследию. Связано это прежде всего с тем, что российские регионы переживают далеко не самый благоприятный период в развитии, обусловленный внешними санкциями. Это привело к тому, что туристы изыскивают возможности для отдыха на территории России. И в этом случае народные художественные промыслы могут выступить фактором в привлечении туристского потока в любой из регионов России. Народные художественные промыслы являются общепризнанной частью отечественной культуры. Воронежская область - это регион, перспективный для развития самых разнообразных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, делового, событийного, экологического, сельского и агротуризма и др. Актуальность изучения народных художественных промыслов с целью развития туристской индустрии предопределена необходимостью формирования в регионе конкурентоспособной туристской индустрии, а также достижения целевых значений индикаторов реализации Стратегии развития Воронежской области до 2020 г., в которой туризм входит в число базовых секторов экономики. Поэтому развитие народных художественных промыслов, повышение их роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для развития туризма будут способствовать эффективному социально-экономическому росту региона и привлечению туристов в Воронежскую область.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, Воронежская область, туризм, культурная деятельность, традиции.
Введение. Туризм в XXI в. стал глубоким социально-экономическим явлением, оказывающим значимое влияние на глобальный мир и экономику стран и регионов. Туристский поток составляет около 630 млн. поездок. Туризм стал наиболее выгодной и высокодоходной отраслью, ее традиционно сравнивают по эффективности инвестиционных вложений с автомобилестроением, нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями промышленности.
Современные исследования в туризме показывают необходимость формирования туристского продукта, учитывая интересы потребителя. Турпродукты в данном случае отличаются средствами обеспечения, организацией и вовлеченными человеческими ресурсами.
Рассматривая проблему изучения данного вопроса в научной литературе, необходимо отметить труды отечественных [2, 3 и др.], а также зарубежных ученых [4-8].
Основное изложение материала. Проблема нематериального культурного наследия актуальная и одновременно тонкая и сложная. Когда говорят о нематериальном культурном наследии, то понимают под этим душу народа, его мен-тальность и идентичность. Черты наследия невозможно однозначно увидеть и понять, в этом и заключается сложность проблемы. Культурное наследие может содействовать привлечению в муниципальный район, регион, страну инвестиций, а также способствовать развитию туристического бизнеса. Основные области и формы проявления
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ 16-46-360686 р_а
нематериального культурного наследия сформулированы в Конвенции ЮНЕСКО2.
Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных традиций, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городской культуры XVII-XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным. И сейчас художественные ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры. Виды народных промыслов, распространенные в России, в схематическом структурированном виде представлены нами ранее [3]. Классификация традиционных народных ремёсел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов. На этой основе выделяются:
• изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза);
• керамика, фаянс, фарфор, стекло;
• металл, камень, кость;
• изделия из мягких материалов -пряденого льна, шерсти;
• изделия из меха и кожи животных.
В настоящее время доля туризма в валовом региональном продукте Воронежской области составляет меньше 1% (для сравнения: в мировом валовом продукте -3,6%, среднеевропейском - 6-9%, в российском - 2,5%). Оценка социально-экономического положения и состояния туризма в регионе позволила выявить основные факторы его развития:
• структура экономики, благоприятная для интенсивного роста и обеспечения устойчивого развития региона;
• базовые отрасли экономики - промышленность, сельское хозяйство, строительство;
• истощение ресурсов в области приведет к наиболее неблагоприятным последствиям;
• признание туризма приоритетом регионального развития;
2 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. URL: http://convertstandard.eom/ru/pdf2Word.aspx# (Дата обращения: 4.07.2016).
• наличие территориальных диспропорций в структуре туристского рынка;
• слабая материально-техническая база и недостаток инфраструктурного обеспечения сферы туризма;
• слабая информационная доступность данных о туристском потенциале;
• имеющиеся предпосылки для существенных, качественно новых преобразований в сфере туризма, определяемых направлениями государственной и региональной политики.
Туристский поток в Воронежскую область в 2015 г. вырос на 13% и составил 450 тыс. чел. На территории региона находится 2738 объектов культурного наследия, из которых 1362 - объекты культурного наследия федерального значения. По количеству объектов культурного наследия Воронежская область занимает 5-е место среди субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации. Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. В сер. XIX в. в разных селах и городах губернии сложились народные художественные промыслы. В настоящее время можно выделить 10 основных видов промыслов (рис. 1, табл. 1).
Наличиетаких брендов позволяет обеспечить узнавание региона, демонстрацию его преимуществ, сформировать вокруг него дружественную общественную среду. Таким образом, народные художественные промыслы прежде всего удовлетворяют эстетические потребности населения, а также потребность в национальной и региональной самоидентификации, в приобщении к традиционной культуре, самовыражении и т.д. В связи с этим необходимо сохранить художественный уровень существующих НХП, а также предметы промыслов, являющиеся выдающимися произведениями народного искусства. Включение организаций НХП в состав туристско-рекре-ационных территорий будет содействовать развитию туризма и способствовать социально-экономическому росту и повышению качества жизни населения на территории региона.
Вывод. Таким образом, анализ факторов, влияющих на развитие народных художественных промыслов, показывает, что проблемы, существующие в этой отрасли,
Таблица 1 - Виды народных промыслов Воронежской области
Table 1 - Types of handicrafts in Voronezh region
№ Вид промысла Основатель, распространение
1 Арефьевский потешный промысел Мастерица глиняной игрушки Галина Арефьева. Существует школа искусства изготовления игрушки
2 Художественная тестопластика Мастерица Светлана Богомолова. Лепка изделий из соленого теста. Объединение исторических традиций и сказочных сюжетов с современными приемами и мотивами народного костюма
3 Художественная ручная вышивка Потомственная мастерица Дина Бычкова. Острогожский р-н. Создан и работает Дом ремесел «Острогожские узоры»
4 Художественное лозоплетение Директор Дома художественных ремесел Татьяна Ишутина. Дом ремесел «Острогожские узоры»
5 Глиняная игрушка-свистулька Традиционный промысел юга (Калачеевский район) Воронежского региона. Ольга Козинина, ученица знаменитого калачеевского гончара Георгия Сезинцева («Козининская игрушка»)
6 Карачунская игрушка Глиняная народная игрушка, традиционная для Рамонского р-на Воронежской обл. Керамист Василий Лямзин. Последователь - Галина Ко-тельникова, создала свой особый авторский стиль, более 20 лет ведет кружок в Рамоновском лицее
7 Народная кукла. Лоскутное шитье Продолжатель этого народного искусства - Лариса Курова, живет в г. Воронеже
8 Художественная роспись по дереву Знаменитая воронежская матрешка особой каплевидной формы, «одетая» в самобытные, тщательно и до мельчайших деталей воссозданные, народные костюмы Воронежской губернии. Создатель - Елена Матвеева, ученица члена Союза художников РФ Петра Пономарева
9 Гончарный промысел с. Шубное Мастер глиняной игрушки Наталья Минькова, в роспись игрушки добавила узоры «барановского платка» (основной в XIX в. и любимый женщинами Черноземья головной убор)
10 Двухфигурная сюжетная керамическая игрушка-свистулька Оригинальная глиняная игрушка Острожского района. Мастер-игрушечник Любовь Усова
можно решить, объединив усилия мастеров, организаций народных художественных промыслов и органов управления Воронежской области. Кроме этого, необходима эффективная государственная поддержка, которая сможет определить наиболее благоприятные условия для развития народных художественных промыслов. Основными направлениями работы в области максимального вовлечения народных промыслов и ремесел к развитию туризма могут быть следующие:
1) активно инициировать внедрение идей конвергенции туристских услуг и промыслов среди менеджеров и лиц, которые принимают решения в области развития НХП и туризма;
2) формировать и развивать новые места бытования НХП, а также те, где уже существуют и активно функционируют мастера НХП;
3) развивать новые маркетинговые комплексы, направленные на создание малой индустрии инфраструктуры (например, дорожных ресторанов, где предметы и интерьеры были бы выполнены в стиле изделий региональных НХП);
4) создать комплекс геоинформационных ресурсов, таких как сайты, представительства в социальных сетях, печатные издания с целью привлечения туристов, имеющих намерение посетить Воронежский край, и местных жителей, проявляющих интерес к изучению истории родного края.
Эти мероприятия не требуют капитальных вложений. Они будут способствовать оживлению туриндустрии региона, монетизировать минимально востребованные ресурсы местных производителей НХП и других представителей малого бизнеса Воронежской области.
Список источников:
1. Клицунова В.А. Проблемы использования нематериального наследия в качестве туристического ресурса // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сб. тр. VI междунар. научно-практич. конф., УО «Полесский государственный университет» г. Пинск, 26-27 апр. 2012 г.: в 2 ч. Ч. 2. Пинск: ПолесГУ, 2012. С. 107-109.
2. Хисаметдинова Ф.Г. Нематериальное культурное наследие народов России - важнейший ресурс культурного и социально-экономического развития страны. URL: https://www.oprf.ru/files/doklkhisametd.doc (Дата обращения: 09.07.2016).
3. Яковенко Н.В. Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона (на примере Ивановской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 62-71. DOI: 10.12737/14533.
4. Blake J. On Defining the Cultural Heritage // The International and Comparative Law Quarterly. 2000. Vol. 49. № 1. Pp. 61-85. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S002058930006396X.
5. Douglas N., Derret R. Special Interest Tourism. London: John Wiley & Sons, 2001. 490 p.
6. Fowler P.J. World Heritage Cultural Landscapes: 1992-2002. Paris: UNESCO World Heritage Centre, 2003. 140 p.
7. Lowenthal D. The Heritage Crusade and the Spoils of History. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 358 p.
8. Trauer В. Conceptualizing special interest tourism - Frameworks for analysis // Tourism Management. Vol. 27. Iss. 2. 2006. Pp. 183-200. DOI: 10.1016/j.tourman.2004.10.004.
Nataliya V. Yakovenko
Voronezh State University (Voronezh, Russia);
PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: [email protected]
INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE AS AN INNOVATIVE DRIVER OF TOURISM DEVELOPMENT IN A REGION (TRADES AND CRAFTS OF VORONEZH REGION AS AN EXAMPLE)
In the modern conditions of globalization and the ambiguity of the national identity of countries the increased interest in the cultural tangible and intangible heritage can be seen. This is due primarily to the fact that Russian regions are experiencing the adverse period in the development caused by external sanctions. It led to the fact that tourists are looking for opportunities to spend holidays on the territory of Russia. And in this case, the national artistic trades can be attractive factor of the tourist flow in any region of Russia. National artistic trades are a recognized part of the national culture. Voronezh region is a perspective region for the variety of types of tourism: cultural, educational, medical and health, business, event, ecological, rural and agro-tourism, etc. The relevance of the study of national artistic trades in
order to develop a tourist industry is predetermined by the need to develop the regional competitive tourism industry, as well as to achieve the target values of indicators of implementing the Development Strategy of Voronezh region up to2020, in which tourism is one of the basic sectors of the economy. Therefore, the development of national artistic trades, strengthening their role in the socio-economic development of the region, stimulating economic activity of small and medium-sized enterprises, creating favorable conditions for the development of tourism will contribute to the socioeconomic growth of the region and attraction of tourists to Voronezh region. The study was financially supported by RFBR Grant 16-46-360686 p_a. Keywords: national artistic trades, Voronezh region, tourism, cultural activity, traditions.
References:
1. KlitsunovaV.A. Problems of using the intangible heritage as a tourism resource. Ustojchivoe razvitie ekonomiki: sostojanie, problemy, perspektivy [Sustainable economic development: state, problems and prospects: Proceedings of the VI Int. Scientific and Practical Conf.], April 26-27, 2012. Part 2. Pinsk: Polesie State University, 2012, pp. 107-109. (In Russ.).
2. Khisametdinova F.G. Intangible cultural heritage of the peoples of Russia - the most important resource of the cultural and socio-economic development of the country. URL: https://www.oprf.ru/files/doklkhisametd.doc (Accessed on July 09, 2016). (In Russ.).
3. Yakovenko N.V. National artistic trades as a special brand of cultural tourism in the depressive region (experience of Ivanovo region). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol. 9, No. 4, pp. 62-71. DOI: 10.12737/14533. (In Russ.).
4. Blake J. On Defining the Cultural Heritage. The International and Comparative Law Quarterly, 2000, vol. 49, No.1, pp. 61-85. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S002058930006396X.
5. Douglas N., Derret R. Special Interest Tourism. London: John Wiley & Sons, 2001. 490 p.
6. Fowler P.J. World Heritage Cultural Landscapes: 1992-2002. Paris: UNESCO World Heritage Centre, 2003. 140 p.
7. Lowenthal D. The Heritage Crusade and the Spoils of History. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 358 p.
8. Trauer B. Conceptualizing special interest tourism - Frameworks for analysis. Tourism Management, vol. 27, No. 2, 2006, pp. 183-200. DOI: 10.1016/j.tourman.2004.10.004.
Яковенко Н.В. Нематериальное культурное наследие как инновационный фактор развития туризма в регионе (на примере ремесел и промыслов Воронежской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 50-54. DOI: 10.12737/21100.
Дата поступления статьи: 01 августа 2016 г.
Yakovenko N.V. Intangible cultural heritage as an innovative driver of tourism development in a region (trades and crafts of Voronezh region as an example). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 50-54. DOI: 10.12737/21100. Received 01 August 2016
ТУРДАЙДЖЕСТ_
Юи/ЮЮЕ5Т
и
ЖГссии ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма и отраслевыми объединениями проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма».
Для участия приглашаются все желающие работники индустрии туризма, а также самозанятые граждане с опытом работы не менее 3-х лет.
Конкурс проходит в трех номинациях: «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы/иного средства размещения», «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму (подноминации «Менеджер по детско-юношескому туризму» и «Специалист в сфере доступного туризма») и «Лучший экскурсовод (гид)» (подноминация «Гид-переводчик»). В настоящий момент заявки на участие в конкурсе уже начали принимать в 55 регионах России. Участие в конкурсе бесплатное. По результатам регионального этапа будут определены участники следующего -федерального, который пройдет с 26 сентября по 21 ноября 2016 г.
С подробной информацией о сроках и порядке проведения конкурса, а также рекомендациями по организации и проведению регионального этапа можно ознакомиться на сайте Ростуризма в разделе «Субъектам туриндустрии».
По материалам сайта russiatourism.ru (дата обращения: 28.08.2016)